Профессиональное самоопределение
Содержание:
Процессуальная модель Пряжникова
Этот термин определяет обособленное, индивидуальное отношение личности к профессиям в целом, и к каждой отдельной из них. Профессиональное самоопределение личности является сложным, многоплановым, поэтапным процессом. Н.С. Пряжников разработал процессуальную модель, согласно которой в нее входят такие аспекты:
- ценностно-нравственная основа самоопределения (понимание и осмысление необходимости и потребности в профессиональном труде и необходимости квалификации);
- понимание социально-экономической ситуации и умения спрогнозировать престижность выбираемой специальности;
- общая ориентированность в области профессионального труда и составление цели или мечты;
- осведомленность по профессиям и специальностям, которые соответствуют учебным учреждениям и местам трудоустройств; научные сообщения;
- составление ближайших целей как ступеней к поставленной цели;
- осознание возможных препятствий, которые могут помешать достижению профессиональных целей, и понимание своих качеств достоинств, способствующих выполнению обозначенных планов и перспектив;
- перебор вариантов по выбору специальности в случае неудач на основном варианте самоопределения;
- воплощение в жизнь личных профессиональных целей, перспективы и регулярная корректировка обозначенных планов по типу обратной связи.
Самоопределение бывает различных типов, исходя из специфики выбранной деятельности:
- самоопределение в определенной трудовой, операции, функции ( как конвейерный труд);
- исходя из конкретного трудового поста;
- на уровне специальности (к примеру, водители автотранспорта вправе выбирать те или иные трудовые посты);
- конкретной профессии;
- жизненного самоопределения (вынужденная безработица);
- личностного самоопределения — нахождения самобытного «образа Я», развития его и утверждения среди людей;
- как личности в культуре исходя из вклада личности в развитие культуры (в искусстве, производстве, религии, науке и др.).
Сложности выбора у старшеклассников
Ключевым периодом для самоопределения по праву можно назвать старший школьный возраст, который закладывает фундамент для всего будущего развития личности.
На сегодняшний день выбор молодежи во многом диктуется социальными стереотипами, бытующими в обществе. Понятия «работа» и «профессия» молодые люди часто воспринимают как взаимозаменяемые. Главным критерием на пути развития личности оказывается доходность, а не призвание.
Получение высшего образования ассоциируется не с этапом взросления и развития, а с продвижением к цели получения высокооплачиваемой должности. Осложняет дело и самостоятельное решение вопроса трудоустройства (без участия учебного заведения) по завершении периода обучения.
Старшеклассник нашего времени обязан иметь понятие о спросе и предложении на рынке труда, представлять профессиональные перспективы, адекватно презентовать себя на собеседовании, компоновать резюме. Основное, что ему необходимо понимать: в какой степени выбор профессии соотносится с его жизненными ориентирами.
Опыт подачи документов одновременно в несколько высших учебных заведений также часто ведет к совершению ошибки. Размениваясь, легко в результате выучиться на нелюбимую специальность и стать неудовлетворенным жизнью.
Кризис самоидентификации
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Рекомендуем: Понятие идентичности в психологии
Сейчас выделяют большое количество кризисов, связанных с самоидентификацией. Например, такие кризисы, как кризис идентичности, кризис разочарования, кризис, связанный с профессиональным выбором, и многие другие, которые влияют на развитие личности.
Различные изменения в отношении человека к миру и к самому себе неизбежно приводят к конфликту самоопределяющейся личности с миром и с самим собой. Но стоит отметить, что это не всегда носит негативный характер. Немалое число известных людей находилось в таких кризисных ситуациях, но эти люди тем не менее были успешны.
Типологии профессионального и личностного самоопределения
Периодизация человека в процессе труда стала одной из самых популярных теорий развития профессионального самоопределения, которую предложил российский ученый Е.А. Климов:
1. Стадии игры и предигры. До 3 лет ребенку закладывают определенные навыки, которые, как показывает практика, имеют огромное влияние в будущем. Он учится как простым физическим действиям, так и простым правилам поведения в социуме. После 3 и до 8 лет маленький человек учится «играть в будущие профессии».
2. Овладение учебной деятельностью. Примерно до 12 лет ребенок учится самоконтролю, когда делает домашнее задание для школы. Он учится грамотному распределению времени, чтобы хватило времени и на рутинные задачи, и на отдых. На данном этапе очень важна грамотная родительская поддержка.
3. Стадия желания и выбора. До 18 лет уже не ребенок, но еще не взрослый индивид, учится понимать собственные желания, впервые сталкивается с проблемой выбора, начинает серьезно задумываться о перспективах.
Первые три стадии проходят практически все люди. В дальнейшем уже начинается ориентация на будущую профессиональную деятельность.
4. Для тех, кто изъявляет четкое желание работать по выбранной специальности, начинается стадия профессиональной подготовки (ВУЗы, колледжи и др.).
5. После завершения образовательной программы те, кто смогли устроиться на желанное место, входят в процесс становления полноценного профессионала и сотрудника. Но притирка начинается не только с рабочим процессом, но иногда и с коллективом.
6. Стадия профессионального успеха, становление мастера своего дела.
7. Стадия становления наставника. Завершающий процесс деятельности человека как субъекта профессионального самоопределения. Не все способны дойти до нее, так как быть профессионалом не всегда синонимично тому, чтобы быть учителем. Последний является тем человеком, который впоследствии сам должен будет помогать проходить путь профессионального самоопределения личности и дальнейшего выбора профессии.
Профессиональное самоопределение учащихся
Самоопределение учащихся – это процесс формирования индивидом личного отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование социально-профессиональных и личностных потребностей.
Профессиональное самоопределение учащихся является частью жизненного самоопределения, поскольку входит в социальную группу выбора профессии и образа жизни.
В профессиональном самоопределении существуют различные подходы: социологический — когда общество ставит задачи перед личностью, социально-психологический — поэтапное принятие решение личностью, а также согласование потребностей общества и личных предпочтений, дифференциально-психологический — формирование индивидуального строя жизни.
Символично выделяют взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения учащихся:
— дошкольный этап, включающий формирование первоначальных трудовых умений и навыков;
— начальная школа, включающая осознание роли труда в жизни индивида через участие в различных видах деятельности: учебной, игровой, трудовой.
Осознание своих способностей и интересов, связанных с профессиональным выбором происходит в 5-7-х классах, а формирование профессионального самосознания приходится на 8-9-е классы.
В профессиональном самоопределении учащихся значительную роль отводят семье и государственно-общественной структуре (профессиональным и общеобразовательным учебным заведениям; учреждениям дополнительного образования, службам занятости).
Психолого-педагогическая поддержка самоопределения учащихся нацелена на реализацию сознательного выбора профессии.
Определяются учащиеся с выбором профессии в процессе обучения основным наукам, а также во время профессиональной подготовки.
Итак, профессиональное самоопределение учащихся включает процесс формирования индивидом личного отношения к трудовой сфере, а также способ его самореализации через согласование профессиональных и внутриличностных потребностей.
Профессиональное самоопределение старшеклассников
Определение старшеклассников с будущей профессией является одной из форм личностного самоопределения и характеризуется процессом приобретения, а также поиском профессии, анализа личных возможностей, способностей в сопоставлении с требованиями профессии.
В пятнадцатилетнем возрасте старшекласснику очень сложно выбрать профессию. Зачастую профессиональные намерения неопределенные и диффузные, а профессионально ориентированные мечты, а также романтические устремления в реализации невозможны.
Неудовлетворенное наступившее будущее стимулирует развитие рефлексии — осознания личного «Я». Старшеклассник «определяется»: кто он, каковы его способности, какой жизненный идеал, кем он хочет стать. Самоанализ является отсроченной психологической основой профессионального самоопределения для большинства учащихся профессиональной школы.
Более комфортно чувствуют себя те старшеклассники, которые получают полное среднее общее образование. На момент окончания школы старшеклассники из фантастических, воображаемых профессий выбирают наиболее приемлемые и реальные варианты. Дети понимают, что успех и благополучие в жизни, прежде всего, зависит от правильного выбора профессии.
Оценивая свои возможности и способности, престижность профессии, социально-экономическую ситуацию старшеклассники самоопределяются в получении профессионального образования.
Таким образом, для старшеклассников учебно-профессиональное самоопределение выступает как осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.