Колледж

Содержание:

Типы самоопределения

Согласно различным ориентирам выделяют 3 типа самоопределения: профессиональное, жизненное, личностное. Изначально они существуют как отдельные составляющие жизни человека. Со временем их связи усиливаются. Это происходит из-за погружения индивида в специальность. И тогда личностный рост человека начинает напрямую зависеть от профессионального самоопределения. Каждый из типов имеет определенные черты.

Профессиональная сфера

Для профессионального самоопределения характерна формализация. Специальность определяется дипломом о высшем образовании, квалификацией и рабочим стажем – рекомендательными листами или записями в трудовой книге. Другая характеристика – необходимые условия для комфортной работы.

Жизненный путь

Жизненное самоопределение имеет свои признаки.

  1. Глобальность. Восприятие и поиск того образа жизни, который характерен для определенной социокультурной группы. Это материальное положение, социальный статус, престиж, авторитетность и т. д.
  2. Зависимость от стереотипов. Навязываются определенные убеждения о той социальной культуре, в которой пребывает индивид. Из-за этого он часто не может реализовать свои возможности в полной мере.
  3. Зависимость от разных факторов. Они имеют экономический, социальный, экологический характер и определяют уровень жизни человека.

Личностное развитие

Личностное самоопределение неформально. Его подтверждают сертификаты о прохождении различных курсов. Личностно человек растет только тогда, когда находится в тяжелой ситуации. В стрессовые моменты проявляются лучшие качества, иногда – скрытый потенциал. Это благоприятно влияет на формирование личности.

Кроме этой типологии существует множество других. Наиболее корректной и актуальной является классификация профессионального самоопределения Н. Смирнова.

Позиция раба. Обычно это человек без амбиций, которого не интересует карьерный рост и повышение зарплаты

Ему важно удовлетворить свои минимальные потребности. Обычно такие люди живут бедно и буквально выживают.
Позиция потребителя

Такую личность интересует только ее личная выгода во всем, что бы она ни делала. Ее можно стимулировать только материально. От общественных работ, субботников, программ помощи нуждающимся обычно отказывается. На каждое предложение от партнеров или коллег отвечает: «А что я получу за это?»
Позиция наемного работника. Человек даже не думает о том, чтобы работать самостоятельно, а не на кого-то. Боится рисковать, любит стабильность и комфорт. Но он является отличным работником.
Позиция служителя идеи. Такая личность работает за идею, а не материальное вознаграждение. Постоянно ищет возможность помочь другим, стать полезной обществу.
Позиция самобытного человека. В этом случае для индивида приоритетом является личностный рост, а не карьера. Стремится к саморазвитию, пытается стать лучшей версией себя. Никому не подражает, всегда ведет себя естественно, не наигранно.

Э. Фромм выделяет еще один тип самоопределения и называет его рыночным. Этот человек знает, как себя повыгоднее продать, и активно пользуется своим умением.

Не стоит давить на личность, чтобы изменить ее позицию. Он сделал этот выбор осознанно, поэтому может его изменить самостоятельно при необходимости.

Виды самоопределения

Сущность профессионального самоопределения

Емко определить основы профессионального самоопределения удалось профессору факультета психологии МГУ им. Н. Ломоносова С. Пряжникову. В его понимании они представляют собой поиск личных смыслов в выбираемой и осваиваемой специальности. Это ещё раз подчеркивает, что без любимого дела в жизни сложно целостно развиваться.

У профессионального самоопределения есть ряд функций:

  • Целостное осознание индивидуальных психических и физических особенностей.
  • Анализ и познание своих личностных особенностей (психология личности).
  • Принятие сложившихся социально-экономических условий жизни.
  • Изучение разных видов деятельности, их сравнение, выбор места в социуме.
  • Освоение выбранной профессии. Формирование субъективных критериев оценки себя, как специалиста.

Также важно изучить структуру профессионального самоопределения. Теоретических её вариаций много, но на практике зачастую принято использовать разработку Е

А. Климова на основе идей выдающегося советского психолога С. Л. Рубинштейна. Эта модель профессионального самоопределения позволяет разложить процесс на три плоскости и наглядно продемонстрировать ценность успешной профориентации, а также её зависимость от особенностей личности.

Она включает следующие компоненты:

  • «Могу». Эта часть отражает склонности, умения, навыки, способности, черты характера и поведения.
  • «Хочу». Включает в себя желания, внутренние потребности, мотивы, ценности и идеалы.

Также есть «Надо». Это внешние требования, обусловленные тенденциями общества и выдвигаемые к человеку.

Профессиональное самоопределение учащихся

Впервые человек знакомиться с трудовой деятельностью в дошкольном возрасте. Развитие координации движений и мелкой моторики требует от малышей много усилий. Постепенно они осознают, что для достижения желаемого необходимо предпринимать действия.

В начальной школе происходит укрепление этого понимания. Для этого используются разные формы активности – игровая, учебная и непосредственно трудовая. Также в этот период происходит знакомство с социальными ролями, общими признаками разных специальностей.

Профессиональное самоопределение подростков происходит в 5-7 классах. В это время школьники уже могут объяснить, чем одна профессия привлекает их больше остальных. Также они готовы детально описать обязанности, требования, которые она выдвигает.

Огромную роль в становлении первых трудовых навыков и формировании образа разных специалистов играют семья и образовательные учреждения. От готовности учителей и родителей помочь разобраться в разных сферах жизни во многом зависит поддержание интереса к ним.

Профессиональное самоопределение старшеклассников

Ученики старшей школы впервые предпринимают серьезные шаги в профессиональном и личностном самоопределении. Они начинают глубже изучать интересующую область на факультативах, специальных подготовительных курсах. Чтобы их выбор был обдуманным, требуется внимательное отношение старшего поколения к ним.

Важна в этот период полноценная профориентационная подготовка, погружение в обстановку разных профессий. Для этого организовываются экскурсии, встречи с представителями разных специальностей.

Предстоящий переход от привычного образа жизни за партой к серьезному углублению в выбранную сферу – огромный стресс

Важно, чтобы педагоги и психологи подготовили старшеклассников к предстоящим переменам. Они должны помочь в профессиональном самоопределении с помощью познавательных уроков, индивидуальных бесед

Большая ответственность в этот период лежит также на членах семьи будущих студентов. Не стоит отказывать юным личностям в беседах на волнующие их темы, а также навязывать собственное мнение как единственно верное. Создайте атмосферу принятия, доверия, поддержки. Этим вы поможете старшеклассникам убедиться в возможности реализовать собственные образы светлого будущего.

Влияние характера

Понимание того, какие профессии лучше всего вам подходят на основе вашего характера — это то, что сделает вас наиболее счастливыми на работе. Было обнаружено, что люди, которые могут применять свои личные сильные стороны в карьере, испытывают больше удовольствия от работы. Например, общительным людям лучше работать в коллективе и, наоборот, если вашей чертой характера является замкнутость, то лучше выбрать индивидуальный режим работы.

Согласно исследованию, люди обычно имеют от трёх до семи сильных сторон, и чем больше сильных сторон работник может фактически использовать на рабочем месте, тем больше он будет удовлетворён и продуктивен.

От самооценки и понимания ваших неотъемлемых характеристик зависит оценка того, в каком направлении вы должны делать свою карьеру, независимо от того, находитесь вы вначале или середине карьеры.

Учёт вашего внутреннего мира не только будет полезен на личном уровне, но и это может также дать преимущество при собеседовании. Зная, что работодатели все чаще оценивают типы личности, вы должны продемонстрировать свои лучшие качества, а также задавать соответствующие вопросы, касающиеся условий на рабочем месте.

Суть профессионального ориентирования

Профессиональная ориентация – элемент самоопределения личности. Человеку нужно ответить на 2 вопроса: что он может делать и что хочет делать. Но сфера труда настолько подвижна, что потребность в профессиональном ориентировании возникает не единожды: появление новых должностей, дифференциация профессий и обязанностей, новые направления и узкие специальности и так далее. Чтобы оставаться на плаву, быть востребованным и хорошим работником, человек должен регулярно диагностировать себя и оценивать свое место в мире профессий.

Таким образом, основная цель профессиональной ориентации – выявление перспектив профессионального и личностного роста и развития, подготовка к меняющимся условиям жизни и работы, формирование самоуверенности и адекватного успешного поведения на рынке труда.

В ходе профессионального ориентирования личность:

  • получает информацию о рынке труда: востребованные профессии, возможности обучения и трудоустройства;
  • осознанно и самостоятельно выбирает или меняет профессию, согласно своим потребностям и социально-экономической ситуации на рынке;
  • мобилизует и повышает свои ресурсы, становится конкурентоспособной;
  • получает и поддерживает мотивацию к выбору профессии и трудоустройству.

Как выбрать профессию?

Когда возникает проблема выбора профессии, аргументы из литературы не приведут к ответу, кем конкретно человеку нужно стать. Но тем не менее без них сложно сориентироваться в этом мире.

Литературный критик Обручев говорил, что человек должен отдавать предпочтение той профессии, которая больше всего подходит его природным наклонностям, только тогда работа будет приносить удовольствие

И не особо важно, какой она будет. Если у человека есть жажда знаний и активная жизненная позиция, то любой труд будет в радость

Особо ярко проблема выбора профессии (аргументы из литературы) выражена в рассказе Чехова «Ионыч». Главный герой произведения имел мечту служить людям и приобрел отличную профессию – стал врачом. Но переехав в большой город, он увидел, что образованные люди ограничены в своих возможностях. Герой не находит в себе сил противостоять этому укладу и вынужден влачить простую обывательскую жизнь: мало думает о своих пациентах, да и работает спустя рукава.

Пожалуй, в этом и заключается одна из основных проблем выбора рода занятий: если у человека нет упорства, нет желания узнавать что-то новое, работать на совесть, тогда, какую бы профессию он ни избрал, ему суждено будет прожить жизнь простого обывателя.


Смотреть галерею

Работа по расчёту

При выборе будущей специальности немаловажным фактором является её востребованность на рынке труда. Необходимо учитывать, какие шансы устроиться на достойную работу будут после окончания определённого учебного заведения и получения диплома. О выборе профессии нужно задумываться заблаговременно, так же, как и над перспективами, которые в будущем она может предоставить.

Существуют множественные причины, влияющие на принятие окончательного решения, но это одни из наиболее весомых. Есть статистика, в которой ежегодно обозначаются наиболее востребованные и высокооплачиваемые профессии. Кроме того, данные указываются по различным странам и по миру в целом. Поэтому можно не только определить нужное направление в будущей карьере, но и понять, будет ли проблематично найти работу при смене места жительства. Такие факторы также немаловажны.

Некоторые предпочитают те специальности, которые будут приносить гарантированный высокий доход либо имеют отличные перспективы развития в будущем. Это относится и к семейным профессиям, которые наследуются поколениями, а все знания и тонкости передаются от отца сыну.

Такой выбор может быть продиктован собственным желанием или призванием, но не всегда происходит именно так. Конечно, бесценно то, что близкий человек может посвятить вас в такие тонкости профессии, которые вам не расскажет ни один педагог в учебном заведении или наставник на рабочем месте. Однако это справедливо только тогда, когда специальность соответствует вашим мечтаниям. В противном случае это будет пыткой и навязанным занятием.

Особенности профессионального развития личности

Смена ориентиров, определяющих профессиональную направленность, в течение жизни — обычное явление. Один человек может сменить несколько работ за короткий промежуток времени, находясь в постоянном поиске своего места под солнцем. Такой внутриличностный поиск начинается с раннего детства, а по мере взросления усиливается. Данный процесс делится на несколько этапов:

дошкольный — ребёнок в игре примеряет на себя разные роли, а родителям стоит внимательно присмотреться, что их малышу больше всего нравится;
школьный — вовлекающий в свою орбиту школьников младших и средних классов, которые активно посещают кружки, секции, родителям следует обратить внимание, какие предметы не только любит их чадо, но и по каким он лучше всего успевает;
окончание школы — старшеклассник находится на перепутье, пытаясь понять, чего он хочет сам, тут важно помочь ему с выбором и поддержать;
получение профессии — происходит знакомство с будущей деятельностью как на теоретическом, так и на практическом уровне;
непосредственно трудовые будни — важно не только вникнуть в нюансы работы, но и адаптироваться психологически;
самореализация — получение ожидаемых материальных благ, признания, удовлетворения от деятельности.

На первых этапах важность тех или иных факторов выбора профессии может меняться. В научных кругах существуют несколько позиций относительно того, какие факторы являются доминирующими для принятия решения по будущему профессиональному пути:

В научных кругах существуют несколько позиций относительно того, какие факторы являются доминирующими для принятия решения по будущему профессиональному пути:

  • одна из популярных позиций сводится к тому, что выбор деятельности неразрывно связан с самоидентификацией личности, выступает важнейшим этапом её формирования;
  • согласно другому мнению, субъект пытается вписаться в наиболее подходящие для него виды деятельности;
  • противоположная позиция базируется на том, что характеристики личности доминируют над работой, она должна подходить человеку, а не наоборот;
  • ещё одна теория ставит во главу угла социальную составляющую профессии.

Любую профессию можно разбить на 4 элемента:

  • социально-экономический, указывающий на её положение в отрасли, экономике страны;
  • производственно-технический, дающий представление о механизме труда;
  • психолого-физиологический, определяющий свойства и качества личности, подходящие для данной работы;
  • санитарно-гигиенический, регламентирующий основные правила труда (режим, безопасность).

От совокупного учёта всех элементов зависит правильность определения факторов выбора профессии.

Поздно начинать заниматься вопросом профориентации в 9-11-м классах

Однажды на выставке «Навигатор поступления» старшеклассников спросили, какие профессии они знают. Ребята назвали не более десятка: юрист, экономист, врач, учитель… Часто школьники просто не знают, из чего выбирать, им не хватает знаний про мир профессий.

Поэтому подготовительный период к выбору профессии надо начинать в дошкольном возрасте. В детском саду дети играют в разные профессии — врача, учителя, воспитателя, продавца. Игры важны для «примерки» на себя профессий и понимания, как устроен взрослый мир.

Искусственный интеллект уничтожит многие профессии. Какую работу выбрать нашим детям?

В начальной школе идет расширение кругозора детей про мир профессий. Знакомятся с менее очевидными профессиями: бухгалтер, инженер, разработчик компьютерных игр.

В этом возрасте дети любят мастер-классы, потому что виден результат труда. Их можно совмещать с экскурсиями, например, на кондитерскую фабрику, фабрику елочных игрушек, тогда у ребенка накапливается опыт.

В этом возрасте можно читать про профессии, обращать внимание на исчезнувшие профессии, начинать знакомиться с профессиями будущего. Пробовать профессии в интерактивных музеях и проектах: Кидбург, Киндзания, Мастерславль

В средней школе стоит рассказать о работе членов семьи: как строится рабочий день, какие задачи выполняете, где работаете, кто ваши коллеги, сколько зарабатываете и как планируете бюджет семьи.

Помимо расширения кругозора, важно развивать soft skills — умения, которые понадобятся в учебе и работе: находить решения, делать выбор, выступать, убеждать, создавать проекты и т.д. Тинейджеры, как правило, не любят слушать, поэтому лучше им давать пробовать разные занятия

Подойдут мастер-классы, студии, участие в летних программах, волонтерских проектах

Тинейджеры, как правило, не любят слушать, поэтому лучше им давать пробовать разные занятия. Подойдут мастер-классы, студии, участие в летних программах, волонтерских проектах.

И тогда к 9-му классу ребенок придет с накопленным опытом и кругозором, которые помогут сделать выбор — какие предметы сдавать на ОГЭ, где и как продолжать обучение.

Куда пойти учиться?

После окончания школы учащихся ждет новая ступень. Эта ступень может быть как поступление в колледжи, училища, так и в высшие учебные заведения. В первые заведения можно поступить после 9 классов, соответственно, выйти раньше на работу и зарабатывать деньги. Если есть желание получить высшее образование после колледжа или училища, то можно одновременно работать и учиться заочно. Этот путь обычно выбирают те, кто хочет скорее стать материально независимым от родителей, или те, кто просто нуждается в деньгах.

Поступление в высшее учебное заведение требует тщательной подготовки, которую следует начинать как минимум за полгода до поступления. Чтобы обучаться на бесплатной форме обучения, необходимо успешно сдать вступительные экзамены. К сожалению, не все получают шанс обучаться бесплатно, обладая при этом очень хорошими знаниями. При поступлении в высшее учебное заведение нужно быть готовым, что вам предложат обучаться за собственный счет. Из этого следует, что получение заветного диплома будет стоить немалых денег.

Подводя итог, нужно сказать, что человек, определяясь по поводу будущей профессии, должен быть на сто процентов уверен, что это именно то, что ему нужно, именно то, что будет доставлять ему положительные эмоции. Спонтанность в этом деле не к месту.

Что влияет на профессиональное самоопределение

Каждый школьник мечтает найти работу с хорошей зарплатой

В десятом-одиннадцатом классах самое главное для школьников – это профессиональное самоопределение. Это многогранный процесс. На него влияет несколько факторов:

  • Характер и тип темперамента;
  • Психология личности;
  • Примеры и аргументы родных и близких;
  • Выбор друзей-сверстников;
  • Актуальность специальности;
  • Социально-экономическая обстановка в стране.

Также большое значение для тех, кто выбирает работу, имеют пресса и средства массовой информации, художественные фильмы и книги, литература.

Кабинеты профессиональной ориентации должны быть в каждой школе, а также в училищах и колледжах. Своевременное определение склонности и интереса к какой-либо деятельности поможет психологу выявить потенциал учащихся. Для этого можно воспользоваться онлайн тестированием. Работа проводится в группах или индивидуально, в зависимости от ситуации.

Роль родителей при выборе будущей профессии ребенка

Родители – люди, которые знают своего ребенка с пеленок, которые видели, как он развивался, что ему нравилось с самого детства. На протяжении всего времени они присутствовали рядом и вместе решали какие-то проблемы. Они лучше всех могут охарактеризовать свою дочь или сына и сказать, в какой сфере их ребенок мог бы добиться успеха.

Конечно, родители должны часто разговаривать с детьми об их будущем. Будущая профессия играет очень важную роль в жизни человека, поэтому бросать ребенка один на один с выбором, кем стать, нельзя. Родителям следует вместе с детьми анализировать ситуацию в мире, определяться заранее

Это необходимо для того, чтобы в школе можно было уделять должное внимание тем предметам, которые в дальнейшем будут необходимы при поступлении. Если позволяет финансовое положение — прибегнуть к помощи репетиторов, приобрести все необходимые книги для изучения

На сегодняшний день существует огромное количество специализированных курсов, где детям помогают заполнить пробелы в знаниях по определенным школьным предметам. Здесь более досконально изучается то, что может не объясняться в школе. Курсы английского языка – отличный вариант для тех, кому язык необходим в дальнейшем. Все это, конечно, не бесплатно, однако если финансы позволяют — это будет очень разумное вложение.

Функции профессиональной ориентации

Профориентация не просто позволяет людям найти профессиональный путь, но и выполняет ряд других важных функций:

  • Социальная. За счет усвоения системы знаний, норм и ценностей человек становится полноценным и равноправным членом общества, самосовершенствуется профессионально и личностно, соблюдая нормы общества.
  • Экономическая. Предполагает повышение удовлетворенности работников, производительности труда, профессиональной активности; экономию времени; снижение текучки кадров.
  • Психолого-педагогическая. Полноценная личностная диагностика, помощь в поиске призвания, определение возможностей дальнейшего профессионального самоопределения.
  • Медико-физиологическая. Оценка и корректировка психофизиологического здоровья для требований профессии.

Как правильно выбрать профессию: основные советы

Справка: В 2020 году, по данным Министерства просвещения, около 22% абитуриентов решили изучать науки об обществе, 15,6% – инженерию и технологии, еще 15,5% – математику и естественные науки. Гуманитарным наукам отдали предпочтение 11%, медицину выбрали 10,9%. На первом месте в топе самых востребованных профессий:

  • программисты и в принципе работники IT-сферы;
  • маркетологи-аналитики;
  • инженеры и иные производственные специальности;
  • специалисты банковской сферы;
  • медицинские специалисты (врачи).

Определите, чем вам нравится заниматься, и развивайтесь в этом направлении всеми возможными способами (дополнительные занятия, чтение обучающей литературы, курсы).

Прислушивайтесь к мнению окружающих, но не верьте им слепо: ваша судьба должна быть в ваших руках. При этом на месте окружающих не обязательно должны быть родители, пусть это и самые близкие люди. Определиться с выбором помогут, к примеру, учителя, близкие друзья, другие родственники. Очень часто на выбор профессии влияют публичные персоны и разные влиятельные личности.

Выясните, кто больше всего востребован на рынке труда. Если вы уже знаете, какие специальности вам ближе, это поможет сделать четкий выбор (например, журналисту найти работу проще, чем филологу, при этом обе специальности – для гуманитариев).

Соберите данные об учебных заведениях: условиях поступления, длительности обучения, дисциплинах. Ознакомьтесь с отзывами выпускников.

Специальность по душе

Несмотря на все обстоятельства, влияющие извне на выбор будущей профессии, любой человек в первую очередь должен принимать во внимание собственные таланты и предпочтения. Особенно это касается выпускников, которые стоят на распутье и чаще всего сомневаются в правильности собственного решения

Именно в этот непростой момент и важно, чтобы близкие люди откровенно поговорили с ним, обсудили этот вопрос на семейном совете и посоветовали без навязывания, куда стоит пойти учиться. Очень важно учитывать пожелания и прислушиваться к мнению самого подростка, ведь это его будущая профессия, которой он посвятит всю оставшуюся жизнь

А при удачном выборе она будет не только источником дохода, но и принесёт радость и удовлетворение, что также немаловажно

Очень важно учитывать пожелания и прислушиваться к мнению самого подростка, ведь это его будущая профессия, которой он посвятит всю оставшуюся жизнь. А при удачном выборе она будет не только источником дохода, но и принесёт радость и удовлетворение, что также немаловажно

Для родителей зачастую очень непросто воздержаться от различных манипуляций и переубеждений, если их уже взрослый ребёнок хочет заняться чем-то таким, что не удовлетворяет их собственным желаниям. Они начинают приводить множество всевозможных доводов и фактов, что влияет на выбор профессии впоследствии. Однако стоит подумать, что важнее: правота родителей или удовлетворённость их ребёнка своей специальностью в будущем. Например, если отец и дед были пилотами, то они бы, конечно, предпочли, чтобы внук тоже пошёл в авиацию. Но парень любит музыку или же ему нравится вырезать по дереву. Будет ли толк в том, что они настоят на своём и заставят его получить соответствующее образование?! Даже при таких обстоятельствах нет никакой гарантии, что парень после окончания ВУЗа пойдёт работать по специальности, а не займётся тем, что ему нравится. Тогда стоит ли тратить время на обучение тому, что ему не нужно и никогда не пригодится?

Важно не забывать следующий факт при выборе специальности: чтобы стать настоящим профессионалом необходимо постоянно совершенствоваться. Нужно узнавать что-то новое, современные тенденции и методы, обмениваться опытом с другими и прочее

Конечно, это делать намного проще и увлекательнее, когда специальность выбрана по душе и углубление познаний в этой области вызвано не необходимостью, а искренним желанием и интересом. Если ограничиваться только тем, что было дано в учебном заведении, а тяги к получению опыта нет, то и работник получится довольно посредственный, что тоже не способствует развитию ни личности, ни профессионализма в том деле, которым занимается человек. По этой причине призвание при выборе рода деятельности всё-таки перевешивает большинство остальных факторов и причин.

Структура профориентации

Профориентация – подбор профессии, отвечающей потребностям, способностям, интересам и возможностям личности. Профессиональное ориентирование ведется с детского сада: детей знакомят с миром профессий. В школе это направление получает свое развитие: детей приобщают к труду, дают попробовать себя в разных сферах, продолжают знакомить с миром профессий. В средних классах ребенку необходимо решить, кто же он, кем видит себя в будущем. Дальше он или идет в техникум, или в старшие классы, где делается акцент на конкретную профессию.

Профессиональная ориентация включает в себя профессиональное информирование, консультирование, отбор, адаптацию и поддержку. К обязательным услугам государственных учреждений по профориентированию относится информирование и консультирование обратившихся граждан; бесплатная помощь в выборе профессии и диагностике, психологическое сопровождение безработных граждан. Дополнительная услуга – психологическая поддержка работающих, но готовящихся к выслуге сотрудников.

Профессиональное информирование

Проводится индивидуально или в группах, предполагает информирование о состоянии рынка труда и сферы занятости, востребованных профессиях и специальностях, их особенностях и требованиях к личности, возможности получения профессии и трудоустройства. Особое значение имеет информация об условиях труда и оплате, требованиях к личностным и профессиональным качествам человека, перспективах обучения и роста, возможности овладеть смежными профессиями, перспективах рынка труда (прогнозы).

Профессиональное консультирование

Цель – оказать помощь в выборе сферы деятельности, помочь подобрать место работы, обозначить возможности и перспективы, варианты смены профессии или места работы. Проводится в индивидуальных и групповых формах, притом групповые консультации делятся на развивающие и диагностические. Девиз консультирования и идея обучения: «Для любого человека найдется работа, если он старается ее получить». В групповой работе используются методы тренинговых упражнений и игр. На индивидуальных консультациях проводятся беседы.

Профессиональный отбор

Цель – определить профпригодность кандидата на вакансию, формирование групп для обучения конкретным профессиям. В ходе работы определяется уровень развития профессиональных качеств кандидата, составляется прогноз трудоустройства по конкретной профессии. Инициатором выступают работодатели, они делают запрос по конкретной профессии (должности).

Психологическая поддержка

Психологическая поддержка предполагает помощь безработным: снижение уровня тревожности, снятие дискомфорта и выведение из состояния стресса, повышение уверенности в себе и адаптивных способностей, формирование активной жизненной позиции, выработка корректных стратегий поведения и мотивации к поиску работы, обучение эффективному поведению в трудовой сфере (в том числе на рынке труда).

Основной метод поддержки – беседа, в ходе которой специалист определяет связи между состоянием человека и его стимулами, мотивами, жизненной ситуацией. В результате работы человек сам приходит к умозаключению, что ему нужно что-то поменять в своем поведении и мышлении, повысить активность по поиску работы.

Профессиональная адаптация

В ходе работы повышаются навыки и умения адаптации в условиях рынка труда, в рамках профессии, на конкретном рабочем месте, повышается конкурентоспособность и самоуверенность человека, приспособление к новым условиям труда. Успех и скорость адаптации зависит от особенностей трудовой деятельности и самой личности. Ведется работа сообща психологами и работодателями.

Влияние характера

Понимание того, какие профессии лучше всего вам подходят на основе вашего характера — это то, что сделает вас наиболее счастливыми на работе. Было обнаружено, что люди, которые могут применять свои личные сильные стороны в карьере, испытывают больше удовольствия от работы. Например, общительным людям лучше работать в коллективе и, наоборот, если вашей чертой характера является замкнутость, то лучше выбрать индивидуальный режим работы.

Сильными сторонами характера человека могут рассматриваться дружелюбие, самоконтроль, доброта, которые вы демонстрируете и практикуете ежедневно.

Согласно исследованию, люди обычно имеют от трёх до семи сильных сторон, и чем больше сильных сторон работник может фактически использовать на рабочем месте, тем больше он будет удовлетворён и продуктивен.

От самооценки и понимания ваших неотъемлемых характеристик зависит оценка того, в каком направлении вы должны делать свою карьеру, независимо от того, находитесь вы вначале или середине карьеры.

Учёт вашего внутреннего мира не только будет полезен на личном уровне, но и это может также дать преимущество при собеседовании. Зная, что работодатели все чаще оценивают типы личности, вы должны продемонстрировать свои лучшие качества, а также задавать соответствующие вопросы, касающиеся условий на рабочем месте.

Тесты на выбор профессии

Как вы относитесь к тестам? Везде только тестирование! Чего стоят только ЕГЭ и ОГЭ! Как тестом можно что-то проверять? Как с помощью теста выбирать профессию? Он же одинаковый для всех, он же не учитывает индивидуальности!
Вот в этом и есть сильная сторона тестирования – хорошо разработанная методика тестирования близка к объективности.Кирилл Кузнецов: Психолог без нормированной методики, которая выверена на цифрах и статистике, может привнести в консультацию много лишнего, субъективного. Посоветовать что-то из своего личного опыта — это непрофессионально. Можно не использовать компьютерный тест, можно беседовать со школьником, опираясь на выбранную методику, просто времени уйдет больше. Екатерина Лукьянова: Тест – это инструмент, который помогает психологу работать. Благодаря тесту мы быстро получаем базовую информацию и оказываемся на более выгодной позиции, чем без него. А затем мы начинаем беседовать с подростком, родителями и, если нужно, с преподавателями. В беседе человек полностью открывается.Вячеслав Высоцкий: Тест – это один из элементов комплексного подхода. Если есть возможность пройти тестирование, нужно пройти и положить в копилку к другой информации, которую человек уже собрал.
Если вы хотите получить достоверный результат, выбирайте качественные профтесты – из большого количества вопросов, многокомпонентные, статистически обоснованные. У нас именно такие тесты. Над разработкой наших профориентационных тестов работают психологи, педагоги и тестологи, специалисты в области педагогических измерений.

Стадии профессионального самоопределения

Самоопределение – часть внутреннего мира личности. Оно вытекает из профессионального ориентирования, но осуществляется только самим человеком. И развиваться профессионально самоопределение начинает с рождения:

  1. Стадия предигры (до 3 лет). Закладывается база восприятия, речи, ценностей и поведения, которые будут определять дальнейшее отношение к труду.
  2. Стадия игра (от 3 до 6-8 лет). Дети начинают подражать взрослым и играть «во взрослых»: водители, продавцы, учителя. Это первое знакомство с миром профессий.
  3. Овладение учебной деятельностью (от 6-8 лет до 11-12 лет). В процессе обучения развивается самоконтроль, самоанализ, способность к планированию.
  4. Стадия оптации (от 11-12 лет до 14-18 лет). Ситуация характеризуется выбором профессии. Возраст в данном случае играет условную роль, ведь оптантом может стать и взрослый безработный человек.
  5. Стадия адепта. Возраст разный, ситуация предполагает прохождение профессионального обучения в ВУЗе или техникуме.
  6. Стадия адаптанта. Возраст разный, но длится стадия от нескольких месяцев до 3 лет. Предполагает начало практической деятельности после получения профессии.
  7. Стадия интернала. Человек становится полноценным членом профессионального общества, его воспринимают как коллегу, а не как «новичка», «студента».
  8. Стадия мастера. «Лучший в своем деле». Работник положительно выделяется среди коллег.
  9. Стадия авторитета. «Лучший среди мастеров», то есть человек поднялся еще на одну ступень и стал лучшим среди лучших.
  10. Стадия наставника. Высшая ступень развития в любой деятельности. Человек не просто становится лучшим в своем деле, но и способен передавать знания и опыт ученикам.

Таким образом, профессиональное самоопределение не заканчивается на выборе профессии. Человек должен регулярно ориентироваться в мире профессий, оценивать себя и свои успехи, анализировать и рефлексировать, решать вопросы об обучении или смене места работы, а то и специальности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector