Современная профориентация в россии

Список литературы

  1. Загузина Н.Н. Довузовская подготовка как условие содействия профессиональному самоопределению старших школьников URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-dovuzovskaya-podgotovka-kak-uslovie-sodeystviya-professionalnomu-samoopredeleniyu-starshih-shkolnikov#ixzz4B65dAyP1 (дата обращения 06.06.2016)
  2. Клюсова В. В., Яркова Г. А. Возможности педагогического вуза в организации профориентации школьников // Современные про-блемы науки и образования. 2013. № 2. С. 8-12.
  3. Копасовкая Н.Г. Характеристика коммерческих бизнес-проектов и методика составления бизнес-плана // Вестник Нижегородского университета Н.И. Лобачесвкого – 2007. – №5. – С. 124-129.
  4. Молоткова Н.В., Мищенко Е.С. SWOT-анализ как основа разработки стратегии развития профориентационной работы образовательной организации в условиях конкурентной среды // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2010. № 3(65). С. 52–56.
  5. Мутырова А.Л. Педагогическая система профориентационной работы вуза в условиях непрерывного образования: Автореф. дис. …канд. пед. наук 13.00.08. – Астрахань, 2008. – 22 с.
  6. Орешкина А.К., Цибизова Т.Ю.. Развитие преемственности образовательных процессов в системе непрерывного образования. М.: МГОУ, 2010. 228 с.
  7. Титова С.В. Эффективный метод профориентационной деятельности вуза// Мир современной науки. 2011. № 6. С.3-18.
  8. Трусов С.В. Экономическая подготовка разновозрастных школьников в системе дополнительного образования: Дис. … канд. пед. наук 13.00.01. Уфа, 1999. 181 c.
  9. Цибизова Т.Ю. Дополнительное образование как форма преемственности в системе непрерывного образования // Образование и саморазвитие. 2011. № 5 (27). С. 55-60.

«Профориентатор»

У Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» на базе факультета психологии МГУ есть сайт, на котором можно пройти множество платных и бесплатных тестов на профориентацию для старшеклассников. 

Экспресс-тест «Готовность к выбору профессии» определяет готовность ребёнка к профессиональному самоопределению. Опросник состоит из 136 утверждений, которые нужно примерить на себя и оценить своё согласие с ними. 

В результате даётся полная характеристика: уровни знания себя, ответственности, эмоционального настроя, согласованности и определённости выбора, а также наличие или отсутствие заблуждений о профориентации. По каждому пункту есть конкретные советы: почитать статьи психологов, расширить круг профессий или посетить консультацию. 

Для определения сферы профессиональных интересов школьников на сайте два экспресс-теста:

  • «Битест: для детей» (5–7 класс) — 58 утверждений для определения отношения к выбору профессии, сферы интересов и профессиональных предпочтений.
  • «Профперспектива» (10–11 класс) — 32 вопроса, в каждом нужно представить себя в определённой профессиональной ситуации и принять решение о том, чем заняться. Например, выбрать, с какой секцией ознакомиться на выставке, или решить, над каким вопросом работать в проектировании автомобиля будущего.

Профориентация в России

Первые программы профессиональной ориентации были реализованы во Франции в начале прошлого века

На данный момент в большинстве развитых стран большое внимание уделяется программам профориентации, которые помогают подросткам и взрослым найти свое призвание

В России же основной груз ответственности за профориентационную работу лежит на плечах учителей, школьных психологов и администрации образовательных учреждений, и ее результаты зависят исключительно от личной инициативы и вовлеченности на местах, поскольку какой-либо ощутимой системной и структурированной деятельности в этом направлении на государственном уровне не ведется.

Интернет-ресурсы по профориентации

https://prof-test24.ru — предлагает пройти онлайн-тест, помогающий определить твои сильные и слабые стороны, подходящие направления и специальности. Мы уже слышим, как ты говоришь: “Ага, прохожу тест, а в конце они скажут давай деньги, если хочешь узнать результаты. Плавали, знаем”. Спешим тебя порадовать: есть и бесплатный вариант теста (покажет только лучшую для тебя профессию).

https://psyfactor.org — сайт, на котором много инфы не только по профориентации, но и по психологии, а также другим аспектам жизни. Найдешь там множество тестов самой разной направленности, плюс интересные статьи. 

http://smart-course.ru — компания, занимающаяся помощью в выборе профессии, предлагающая разный формат предоставления услуг

Если ты ищешь профессионалов, оказывающих платные качественные услуги в области профессиональной ориентации, то обрати внимание на “смарт-курс”

https://moeobrazovanie.ru/partners_proforientacionnie_centri.htm — здесь собран перечень профориентационных центров с кратким описанием каждого.

Цели профориентации школьников

Основной целью профориентационной работы является помощь учащимся с выбором, как профиля обучения, так и дальнейшей профессиональной деятельности.

Профессиональное самоопределение, свободный, но при этом сознательный выбор, который может опираться на вполне основательные аргументы – все это и есть первоначальными целями работы по профориентации.

К задачам же можно отнести такие:

  • Получение объективных и полноценных данных об учащихся, их способностях, предпочтениях для успешного и правильного разделения их по профилям обучения.
  • Использование нестандартных методов, а также форм для профессионального самоопределения с целью дать молодежи широкий диапазон вариантов для своего выбора профессии. Такие методы должны проводиться комплексно и регулярно применяются в воспитательной работе. Сегодня существует не один инновационный метод, что дает педагогу широкое поле для выбора.
  • Поддержка школьников, у которых прогнозируются проблемы профориентации и в будущем трудоустройстве. К ним могут относиться ученики коррекционных классов, ученики с очень плохой успеваемостью и т.д.
  • Построение системы взаимодействия с городскими и районными учреждениями дополнительного профессионального образования.

Перспективы системы профориентации

Специалисты уверены, что профориентация должна стать обязательной программой в системе школьного образования. Причем чем раньше она будет внедрена, тем лучше. Самым лучшим вариантом внедрения в школьную программу может стать либо отдельная дисциплина, связанная с учебным планом, либо проект, реализуемый на базе школы, в ходе которого школьникам будет предоставляться целостная информация, советы и рекомендации.

Образовательная организация должна поддерживать учеников самыми разными способами не только в процессе обучения, но и в выборе будущей профессии. А для этого учащимся необходимо давать практическое представление о мире труда и занятости посредством реальных встреч с людьми, занятых в той или иной профессиональной сфере.

Школы могут устраивать дни профессий, на которые можно пригласить родителей и других людей, которые хотят и могут рассказать школьникам о своей профессии и ответить на их вопросы. Нужно искать любую возможность, чтобы «окунуть» учащихся в реальную рабочую атмосферу действующего предприятия или компании. И делать это нужно не только для того, чтобы они узнали о профессиях, к которым проявляют интерес. Намного важнее, что в ходе посещений предприятий и компании школьники будут узнавать о тех специальностях, о которых они никогда не слышали или мало знают.

Самое удивительное то, что ученики школ сами заинтересованы в реально работающей системе профориентации. Если верить опросам, которые проводились среди школьников 13-18 лет, дети хотят, чтобы в школах:

  • ввели предметы, помогающие выбрать профессию,
  • сделали упор на индивидуальное обучение с преобладанием предметов, необходимых для освоения будущей профессии,
  • приглашали на уроки представителей разных профессий,
  • проводили «работающее» тестирование на определение профориентации.

Кому нужна адекватная профориентация и кто ее создаёт?

Когда на государственном уровне никто не занимается помощью в самоопределении, население идёт удовлетворять спрос у гадалок и магов. Потом, осознавая экономическую выгоду, вопросом заинтересовываются коммерческие структуры. Чтобы достигать показателей и расти, бизнесу нужен главный ресурс — квалифицированные кадры. Но за талантливых сотрудников нужно еще побороться. Поэтому серьезные задачи стоят перед HR службами. Поэтому перспективны и процветают хантинговые агентства и сервисы (Например, HeadHunter в 2019 году вышел на IPO).

Бизнес выступает первой стороной, заинтересованной в адекватной системе профориентации. HR-подразделения сегодня не только обрабатывают входящий поток кандидатов, но и занимаются поиском молодых талантов через проведение хакатонов, организацию бесплатных стажировок с обучением и других мероприятий. Компании стремятся создать комфортные условия, чтобы стать привлекательным работодателем для способных людей. Получается, что компании готовы нести крупные издержки для привлечения кадров, даже без гарантий, что люди останутся именно с ними. Но они этим занимаются потому, что нет других вариантов. Современная профориентация выгодна бизнесу тем, что удобнее получать на вход уже определившихся и подготовленных кандидатов, чем вкладывать собственные средства в их обучение.

Адекватная профориентация необходима и молодым людям. Без неё они теряются, сбиваются с пути и ходят кругами. Сознательная и сфокусированная работа откладывается на несколько лет, из-за чего человек недозарабатывает сотни тысяч рублей. Неопределившиеся люди создают текучесть кадров. Все это наносит ущерб бизнесу и экономике. Государство как сборщик налогов, заинтересовано в создании современной системы профориентации, но не способно справиться с задачей из-за отсутствия значимой цели, из-за оторванности от реальности, из-за неповоротливости структуры. Если государство не способно, то систему профориентации выстроят корпорации, у которых на это есть экономическая мотивация.

Пока все находится в стадии формирования, каждому человеку нужно самостоятельно заботиться о том, чтобы в будущем нашлось место ему и его детям

Для понимания, что будет перспективно и обеспечит достойный заработок, важно знать направление происходящих изменений и учитывать их при планировании образования и карьеры

Плюсы и минусы онлайн-тестов

Наверное, многие хотя бы раз видели в интернете профориентационные онлайн-тесты. Казалось бы, вот оно решение – всего за несколько минут можно получить конкретный ответ на свой вопрос о смене профессии. Среди их преимуществ выделяют:

  • возможность прохождения теста в удобном месте (дом, работа, кафе);
  • выбор времени (хоть глубокой ночью, главное – бесперебойное интернет-соединение);
  • результат теста можно получить мгновенно после его завершения (он выводится на экран сразу или высылается на указанный заранее ящик электронной почты).

Помимо плюсов, онлайн-тесты обладают и несколькими существенными недостатками:

  • слишком большое количество тестов создает проблему с выбором лучшего;
  • некоторые профориентационные тесты оказываются платными (сперва вы проходите их, а в финале перед вами появляется оповещение о необходимости оплатить получение результатов);
  • многие тесты рассчитаны на школьников и не годятся для взрослых, потому что не учитывают значимые факторы: имеющийся опыт работы, возраст и жизненную ситуацию.

Почему именно тесты по профессиональной ориентации

Тесты — один из самых удобных методов диагностики в профориентации. Они направлены на выявление различных психологических характеристик школьника: темперамента, особенностей мышления, коммуникативных способностей, склонностей и профессиональных интересов. Тесты на профориентацию для детей не назовут школьнику конкретную профессию, но смогут определить тип личности и подсказать сферу развития.

Желательно проходить тесты на профориентацию каждый год, потому что в подростковом возрасте интересы часто меняются, порой неожиданно и непредсказуемо. Скорректировать план подготовки к будущей профессии можно в любой момент, главное — желание развиваться. 

<<Форма с консультацией>>

Вместо заключения

Зачастую профориентация проводится в виде сухого теста, после которого человеку выдаются на руки результаты, с которыми ему самому предстоит решать, что делать.

Вот показал тест, что лучшие профессии для тебя — это врач или актер. А уж идти в театральное или на медицинский — решай сам. 

А ты удивляешься: откуда актер, когда посещение театра для тебя всегда было самым скучным мероприятием? А от вида крови вообще падаешь в обморок…

Тестовой проверке тяжело охватить весь объем и многогранность человеческой личности. А потому ее результаты часто оказываются бесполезными и пылятся где-то на дальней полке шкафа. 

Безусловно, тест необходим, так как нельзя нарисовать картину будущего, руководствуясь только субъективным мнением одного, пусть даже хорошего, специалиста по профориентации. Думается, тестирование должно иметь сразу несколько направленностей, каждая из которых рассчитана на какой-то личностный типаж. И вести по тесту, подталкивая в нужных направлениях, должен как раз специально обученный человек. 

Нужны ли центры профориентации? Безусловно, они способны оказать помощь. Нужно ли именно тебе обращаться к их услугам? Тут уже сложно ответить — зависит от тебя, твоих целей, желаний и ожиданий. 

Ну и также не забывай, что солидную часть услуг по профессиональной ориентации можно получить не выходя из дома и бесплатно: да хотя бы пройдя соответствующие тесты на сайтах. Пару ссылок мы прикрепили выше, дерзай.

Самые популярные виды тестов по профориентации

Не всегда получается самостоятельно, путем самоанализа и изучения мира профессией, определиться с выбором. На помощь придут профориентационные тесты, которые диагностируют направленность, интересы, склонности и способности личности.

Не приуменьшайте значимость онлайн тестов. Поскольку тесты составляют опытные психологи, результаты в любом случае помогут позволяют определить направление, в котором следует развиваться в будущем. Для получения более точного результата следует пройти три-четыре таких тестирования.

Тест на профориентацию Дж. Голланда.

Изучая индивидуальные особенности людей, психолог Голланд разработал методику для определения социальной направленности личности (социального характерологического типа), выделив шесть типов:

Реалистический тип (Р)Интеллектуальный тип (И)Социальный тип (С)Конвенциальный тип (К)Предприимчивый тип (П)Артистический тип (А)

Позволяет определить тип личности и наиболее подходящие к нему профессии.С помощью этого метода разобраться в личностных качествах, оценить коммуникативные навыки и получить несколько приблизительных рекомендаций. 

Тест по соционикеСоционика – концепция типов личности по параметрам: экстраверсия/интроверсия, логика/интуиция, логика/этика, рациональность/иррациональность. Сочетание этих характеристик дает 16 психотипов, каждому из которых рекомендуется ряд профессий. 

Методика О.Ф. ПотемкинойПредназначена для определения ориентации на процесс или результат, труд или свободу, альтруизм или эгоизм и т. д.

Определение типа будущей профессии по методу Е.А. КлимоваАкадемик Е. А. Климов разработал тесты, которые в свое время наполнили все центры занятости. Тесты помогают разобраться в профессиональных интересах и подобрать профессию на их основе.С помощью теста Е. А. Климова можно выяснить, к какому типу по предмету труда мы относимся: человек-природа, человек-техника, человек – художественный образ, человек – знаковая система или человек-человек.

Матрица выбора профессии (методика Г. Резапкиной)Выбрав 2 нужных варианта ответа на вопросы, находите в таблице их пересечение и получаете профессиональные рекомендации.

Карта интересов А.Е. ГоломштокаПозволяет очертить сферу интересов личности в профессиональной сфере.

Опросник профессиональных склонностей Л. ЙовайшиОценивает склонности личности к различным сферам деятельности: искусству, технике, работе с людьми, склонностям к умственному или физическому труду.

Профориентационный тест Н. ПряжниковаПроверяет уровень готовности к той или иной профессии. Сначала идет перечень трудовых действий, среди которых нужно выбрать те, которые человек способен или не способен совершать, а из них – самые привлекательные и непривлекательные для него. Далее идет перечень из 74-х профессий, напротив каждой указываются необходимые для нее навыки.

Дж. Коллинз «Концепция ежа»В последнее время приобрел популярность метод американского бизнес-консультанта Дж. Коллинза под названием «Концепция ежа» или «Три пересекающихся круга».

Автор предлагает ответить на три вопроса:Что вас действительно волнует, нравится, привлекает?В каком виде деятельности вы можете быть лучшим в мире, что получается лучше всего?На чем основывается ваша экономическая модель, с помощью чего вы сможете зарабатывать деньги?

Ответив на эти три вопроса, можно обозначить три сферы: «То, чем хочется заниматься», «То, чем могу заниматься» и «То, чем нужно заниматься». Если получится оказаться на пересечении этих трех сфер и выразить словом, то, что находится в центре, будет найдена идеальная профессия, в которой получится добиться успеха, та, которая будет одновременно и интересна, и соответствовать способностям, и приносить доход.

Профориентационная работа в школе

Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.Цель профориентационной работы в школе:
— оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
— выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.Задачи профориентационной работы:
— получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
— выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
— Профессиональной просвещение;
— Профессиональная диагностика;
— Профессиональная консультация и др.Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
— Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
— Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
— Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
— Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
— Представления о собственных интересах и возможностях;
— Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
— Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
— Профессиональное самопознание;
10-11 классы:
— Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.Направления и формы профориентационной работы в школе:
— Оформление уголка по профориентации, странички на школьном сайте в разделе «Профориентация».
— Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами округа.Работа с учащимися:
— Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий («Профессиональное самопознание» 9 класс) и др.;
— Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
— Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
— Расширение знаний в рамках школьных предметов (труд 5-7 классы, ИКТ 7-11 классы и др.);
— Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
— Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
— Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования;
— Проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.Работа с родителями:
— Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
— Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.Перспективы профориентационной работы:
— Выработка системы тесного сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города;
— Организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций;
— Привлечение родителей учащихся для профориентационной работы;
— Избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
— Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению;
— Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками;
— Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп;
— Организация для педагогов и классных руководителей циклов занятий, семинаров по профориентационной работе с учащимися.

Профессиональное просвещение

Цель направления — дать сведения
о профессиях, способах овладения ими, пропаганду их значимости для общества.

Профессиональное просвещение

Просветительные мероприятия
начинают проводить еще в дошкольном возрасте: родители рассказывают ребенку,
что они делают на работе, читают книги, придумывают сюжетные игры, во время
прогулок обращают внимание на работу продавцов, шоферов, в больнице встречаются
с докторами. Позже в ДОУ педагоги, руководствуясь программой учреждения, проводят
занятия, знакомящие дошкольников с разными специальностями

По мере взросления
ребенка информация усложняется. В школе вопросами выбора будущей профессии чаще
всего занимаются классные руководители, психологи и социальные педагоги. Их
программа в этом направлении содержит мероприятия по определению склонностей
подростков к определенному виду деятельности, иногда трудоустройству.

Для работы с дошкольниками и
подростками используют разные формы:

  • классный час;
  • круглый стол;
  • диспут;
  • тренинг;
  • экскурсию;
  • игру.

Для школьников выпускают буклеты, брошюры, рассказывающие об особенностях профессий и учебных заведениях, где можно получить соответствующие знания и навыки.

Что дает профориентация и почему она вам нужна

Тесты, консультации и атласы профессий — в чем их польза?

Профориентация — это тесты, консультации и самостоятельное изучение атласов профессий, которые помогают определиться со специальностью, траекторией образования и списком необходимых ЕГЭ. Объясняем, что она дает и почему она нужна почти всем.

Кому необходима профориентация

В той или иной форме профориентация необходима практически всем. Даже те, кто уже определился с профессией, часто не знают, на какую специальность поступать или какую область работы выбрать. Ведь у каждой профессии существует множество нюансов, о которых нужно узнать, прежде чем принимать решение.

Например, в профессии журналиста есть не только разные направления: тележурналистика, интернет-журналистика, новости и др., — но и множество мифов и подводных камней. Если вы поступаете на специальность, не зная об этом, вы рискуете разочароваться в своем выборе. Вот почему необходимо просмотреть атлас профессий и, если это возможно, получить практический опыт — скажем, поработать волонтером. Например, «Поступи Онлайн» — одно из тех медиа, которые печатают тексты школьников-волонтеров.

Если вы пока не знаете, кем хотите стать, профориентация тем более вам поможет. То же — для тех, кто сомневается в своем выборе или не может решить, какой профессии лучше отдать предпочтение. Консультация со специалистом по профессиям или образованию — это лучший выбор, если решение принять трудно.

Что дает профориентация

Профориентационный тест — это не рецепт от врача, который даст стопроцентно точную рекомендацию, кем нужно стать именно вам. Его главный плюс намного существеннее. Тесты он «включают» ваш разум и помогают вам начать по-настоящему раздумывать над своими желаниями, планами и возможностями. Это, прежде всего, средство самостоятельной работы.

Большая проблема для многих подростков — то, что им страшно брать на себя ответственность за собственную жизнь. Профориентационные тесты позволяют симулировать этот выбор в пока еще игровых условиях, и помогают преодолеть барьер. Кроме того, на «Поступи Онлайн», профессии прочно связаны с программами в вузах, так что вы сразу сможете увидеть, где надо учиться, чтобы освоить тот или иной вид деятельности.

Консуальтации со специалистом помогают нащупать и начать решать внутренние противоречия, которые мешают сделать выбор. А еще это способ получить ответы на самые важные вопросы, без которых принять решение невозможно. Все люди — разные, и каждому из них необходимо своя собственная, индивидуельная траектория. Начать выстраивать ее как раз и позволяет общение с консультантом.

Зачем нужна профориентация

Старшие классы — трудное время и для самих школьников, и для их семей. Подростки разрываются между уроками, репетиторами и курсами, они перегружены. По статистике, «рабочий день» человека, который учится в 10-11 классе, намного длиннее, чем у взрослых. Прибавьте к этому стресс, который возникает из-за ЕГЭ и необходимости сделать важный выбор, — и вы поймете, что ответить на вопрос о собственном будущем в таких условиях очень сложно.

Профориентация позволяет задуматься не просто о том, куда лучше отнести документы, чтобы не «пролететь» мимо вуза после ЕГЭ. Ее задача состоит в том, чтобы спрогноизировать динамику развития способностей школьника, и помочь ему понять, как найти свое место в мире, который меняется намного быстрее, чем образование в вузах и колледжах.

Если профессия выбрана правильно, у человека не будет проблем ни с мотивацией во время учебы, ни с трудоустройством после выпуска. Кроме того, именно верный выбор сферы, в которой вы реализуете себя, лежит в основе психологического благополучия.

Работа, которая вам нравится, будет радовать вас каждый день. Вам незнакомо будет чувство тоски по пути туда, а ваши результаты всегда будут выше средних. Разве это не стоит того, чтобы постараться сделать правильный выбор?

Текст подготовила Наталия Киеня

24.09.2019

Оплата труда

Оплата труда специалиста зависит от места работы. Она сопоставима с зарплатой бухгалтера, менеджера по продажам.

Ступеньки карьеры и перспективы

Профориентолог должен иметь психологическое образование, несколько лет проработать в кадровом агентстве рекрутером, обучаться психологическому консультированию, психотерапии, постоянно изучать новые профессии, быть в курсе достижений науки и техники, кино и театра, литературы, политики и бизнеса. Эта профессия постоянно побуждает человека узнавать новое и учиться новому.

Профориентолог может стать крупным специалистом в профориентации, может возглавить центр, кафедру, лабораторию, департамент в министерстве. Он может написать и защитить диссертацию и сделать научную и преподавательскую карьеру в ВУЗе.

Когда взрослому нужна профориентация

С профессиональным самоопределением многие в течение жизни сталкиваются неоднократно. В первый раз – перед поступлением в высшее или среднее специальное учебное заведение. Почему бы не остановиться на этом? Причин довольно много: пошел учиться на такого-то специалиста, потому что «без работы не останусь» и «эта профессия востребована»; потому что несколько друзей выбрали такую же специальность, «а я чем хуже»; потому что престижность вуза ни у кого не вызывает сомнений, да и дипломом всегда можно будет козырнуть; потому что вынудили родители. Это лишь малый список самых распространенных ошибок. Уже на первом курсе студента посещает мысль: «Может, стоило выбрать другую профессию?» Набравшись смелости, он подает заявление на изменение направления и успешно исправляет ошибку, сделанную в самом начале обучения. Это благоприятный вариант развития событий. Однако есть еще два неблагоприятных, которые встречаются, к сожалению, гораздо чаще:

  1. С горем пополам выучился, получил вожделенный диплом, принес его домой, спрятал в папку и пошел на поиски работы, которая абсолютно не связана с обретенной специальностью, или – переучиваться другой профессии. В результате впустую потрачено 5 лет жизни.
  2. Окончил среднее специальное или высшее учебное заведение и устроился на работу по специальности. Казалось бы, все сложилось. Тем не менее, каждое утро приходится принуждать себя подниматься и идти на работу, которая превратилась в каторгу. Затем появляется ненависть к выбранной профессии и даже депрессия. В таком случае человек может мучиться годами, прежде чем осознает сделанную ошибку и станет исправлять ее, снова пытаясь определиться с помощью профориентации взрослых.

Как понять, что ваша работа вам не подходит? Подумайте, испытываете ли вы следующие «симптомы»:

  • сомнения в ценности того, чем занимаетесь;
  • ощущение неспособности и ненужности;
  • чувство вины;
  • сонливость на рабочем месте;
  • отсутствие интереса к изучению профессиональной литературы;
  • приходится буквально заставлять себя ходить на работу;
  • возросла частота простудных и рецидивов хронических заболеваний;
  • приступы уныния и депрессивное настроение.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector