Известные политические деятели россии (список)

Завсегдатаи Думы

Только две партии получали мандаты во всех семи созывах Государственной Думы. Это КПРФ и ЛДПР. Такой результат у первой объясняется традиционной популярностью социалистических идей в России, «критиканской» позицией к правительству России, что в стране, не лишенной проблем, беспроигрышно. Достижения «либералов» политологи сводят к личной харизме создателя и бессменного лидера партии Владимира Жириновского.

Надо, правда, отметить, что в Думе всегда имелись и представители «партий власти». «Единая Россия» – их прямое продолжение, но юридически это можно считать ложью. «Единоросы» присутствуют в Думе только последние четыре созыва.

Экономика троечников закончилась

Что представлял собой первый тур конкурса?

Участники молодежного форума придумали законы для Госдумы

Александр Аузан: В первом туре участники подавали заявки, регистрировались и проходили заочное тестирование.

Тестирование в чем состояло? Люди получали какие-то задания, выполняли их, а потом отправляли свои работы «на проверку»?

Александр Аузан: Когда принималось решение о заочном тестировании, сразу возник вопрос: а вдруг человек выполнял задания не самостоятельно, а с чьей-то помощью? Поэтому тестировали в режиме «онлайн». Причем в быстром темпе, практически не оставляя времени на «звонок другу». «Государственное устройство российской экономики»: 10 заданий, лимит 6 минут. «Литература и культура России»: 10 заданий — 8 минут. «История России»: 5 заданий — 10 минут. «География России»: 5 заданий — 10 минут. «Погуглить» не успеете.

Судя по всему, сделан сильный акцент на общекультурный уровень участников конкурса. Но, по правде сказать, даже крупные госкорпорации пока не терпят особого ущерба от того, что какой-нибудь топ-менеджер не знает, кто автор поэмы «Полтава».

Молодежь поддержала введение присяги для чиновников

Александр Аузан: Я убежден, что современный руководитель высшего звена должен обладать широким политическим, историческим, культурным кругозором. Экономика троечников закончилась. Еще в 2012 году были разработаны хорошие управленческие тесты, которые прошли обкатку в 150 коммерческих и государственных организациях. Мы уже знаем, как эти тесты работают. Они действительно позволяют определить, кто лучше способен справляться с управлением, в том числе и в экстремальной ситуации. Насчет полезности этих тестов у нас в Наблюдательном совете никто не спорил. Спор возник по другому поводу. Я очень настаивал на том, что нужен еще один тест — на общие знания, культуру

Важно ли это для эффективного управления предприятием? Нет. Но это важно для того, в какой стране мы будем жить

Потому что элита с «коротким взглядом» — это, извините, приговор стране. Если задача трудная или ее решение требует десяти лет, а взгляд руководителя простирается лишь на год-полтора — значит, эта задача не будет решаться и не решится никогда. Поэтому я рад, что был включен механизм общеобразовательного теста. Там четыре вида вопросов — по литературе, истории, географии — и отдельный блок про конституционное устройство и экономику России. Два из этих блоков устроены по принципу «укажите правильный ответ». У нас были большие споры по поводу того, что включать, а что не включать в вопросы. Вроде бы зачем человеку знать, из какого литературного произведения та или иная цитата, кто его автор или какому герою она принадлежит? Но, послушайте, мы литературоцентричная страна. Поэтому литература важна для любого руководителя, чем бы он ни управлял — департаментом министерства или бизнес-компанией. То же и с историей. Не обязательно, чтобы человек знал, в каком году Дмитрий Донской одержал победу над Мамаем, — важно, чтобы он понимал последовательность исторических событий. Компьютерная программа выдает набор событий и требует расположить их по порядку. Кстати, заодно проверяется компьютерная грамотность, потому что здесь не «птичку» надо поставить, а перетащить из окна в окно некоторые сообщения. Или, скажем, вот вам три путешественника: Афанасий Никитин, Федор Конюхов и Миклухо-Маклай. Расположите их в возрастающей от века к веку последовательности. Федор Конюхов — он впереди или позади Миклухо-Маклая? Вот так устроены эти испытания. Один из элитных бизнесменов, к которому многие мечтают попасть на работу, сказал так: «Когда я беседую с претендентом на должность, то кроме разных профессиональных вопросов задаю и такой: скажите, а в каком веке жил Иван Грозный? Если человек не может ответить на этот вопрос, я не хочу с ним работать. Да, он может оказаться хорошим профессионалом, но я не буду с ним работать, потому что у него нет широты взгляда».

5.3. Основные тенденции в политическом лидерстве современной России


В современной России отчетливо
проявляются две главные тенденции, во многом изменяющие представления о
лидерстве -институциализация и профессионализация.


Институциализация лидерства
сегодня проявляется, прежде всего, в том, что процесс рекрутирования,
подготовки, движения к власти, деятельность политических руководителей
осуществля­ется в рамках определенных норм и организаций. Функции лиде­ров
определены разделением власти на законодательную, испол­нительную, судебную,
ограничены Конституцией и другими законодательными актами. Кроме того, лидеры
отбираются и под­держиваются собственными политическими партиями,
контроли­руются ими, а также оппозицией и общественностью. Все это значительно
ограничивает их власть и возможности маневра, по­вышает влияние среды на
принятие решений. Современные лиде­ры больше, чем прежде, подчинены решению
обыденных, повсе­дневных, созидательных задач.


С этим связана вторая тенденция в
развитии лидерства — профессионализация. Политическое лидерство сегодня —
это особого рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при
котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои
программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на
руководящие должности. При этом специфика политического предпринима­тельства
состоит в персонализации «политического товара», его отождествлении с личностью
потенциального лидера, а также в рекламировании этого «товара» как общего блага.


Политика превратилась в
«предприятие», ко­торому требуются навыки в борьбе за власть и знание ее
методов, созданных современной многопартийной системой. В нынешних ус­ловиях
усложнения общественной организации и взаимодействия государственных органов с
партиями, широкой общественностью важнейшей функцией политических лидеров стало
преобразование общественных ожиданий и проблем в политические решения.


Политик фактически превратился в
специалиста в области об­щественных коммуникаций, предполагающих обеспечение
чет­кой формулировки требований населения, налаживание необхо­димых для принятия
коллективных решений и их реализации контактов с парламентскими и
правительственными органами, средствами массовой информации, общественными
организация­ми. Таким образом, политические лидеры сегодня выступают ре­альным
воплощением, материализацией механизма власти в об­ществе.

Результат работы

Эксперты подчеркнули, что все эти принципы Путин неуклонно воплощал на протяжении всей своей деятельности на высших постах. «Не создавая масштабных идеологических конструкций, не формулируя абстрактных национальных идей, заложником которых так легко стать (все самые страшные вещи совершались во имя тех или иных больших идей), он делал свою работу, не позволяя себе ни на секунду слабости», — отметили авторы доклада.

По их мнению, многие результаты работы президента стали заметны сразу, в частности, «рост благосостояния граждан, восстановление производства, кратное снижение потребления алкоголя, рост продолжительности жизни, возрождение патриотизма, успехи российских школьников и студентов на международных олимпиадах, рост военной мощи».

«Эти результаты видны уже сейчас, но многое реализуется и будет оценено с высоты грядущих времен. Работа Путина направлена в будущее, обеспечивает то, что будет строиться, чем будет жить Россия в ближайшие десятилетия, и, может быть, подлинная оценка его деятельности — удел следующих поколений», — говорится в докладе.

Лидер или вождь!

Лидерство можно понимать в узком и широком смысле. В узком смысле действительный лидер — это тот, кто среди многих достойных соперников благодаря своим личным качествам выбивается на передовые позиции и ведет за собой остальных. В широком смысле лидером нередко называют назначенного «сверху» руководителя, отнюдь не обладающего лидерскими качествами. По М. Веберу, как уже говорилось, традиционным лидером может стать бездарный королевский отпрыск, получивший титул монарха в соответствии с существующими традициями.

Но, пожалуй, больше всего проблем возникает при сопоставлении таких понятий, как «лидер» и «вождь». Вожди обычно правят в диких (полудиких) племенах. Вождь приходит к власти, либо получая ее по наследству, либо захватывая силой при помощи группы единомышленников и ближайших родственников.

Вождь правит, опираясь на кровнородственные семейные связи, на преданных друзей, послушных холопов, т. с. на узкую, замкнутую, но хорошо организованную группу. При вожде общество отождествляется с государством, политика — с идеологией, воля вождя — с волей народа. Здесь налицо все признаки тоталитарного государства.

Власть вождя, как правило, непродуктивна, поэтому, чтобы оправдать свои неудачи и отвлечь народ от реальных проблем, он постоянно ищет внешних и внутренних врагов и мобилизует народ не на решение насущных задач, а на борьбу с этими мнимыми и реальными врагами.

Вождь, как правило, правит пожизненно. Пожизненное правление выгодно как самому вождю, так и его окружению. Это залог того, что до поры не вскроются (не станут достоянием гласности) преступления и злоупотребления, которые творила правящая верхушка во главе с вождем. После смерти вождя все «грехи» можно свалить на него лично и на тех людей, которые уже недоступны правосудию.

Но вожди, к сожалению, — это не далекая (древняя) история наших полудиких предков. XX столетие как никакое другое было богато на «великих» вождей: В. И.Ленин, И. В. Сталин, А. Гитлер, Муссолини, Мао Цзедун, Ким Ир Сен, Франко и т. д. Этот список можно продолжить и ныне здравствующими и самозабвенно упивающимися своей неограниченной властью вождями.

Истоки вождизма коренятся в тоталитарной идеологии и подданническом политическом сознании широких масс. Когда в Казахстане, Туркменистане и Узбекистане парламенты этих республик принимают законы о пожизненном правлении ныне действующих президентов — это верный шаг к культу личности и к появлению «великих» вождей. Такая псевдодемократия становится возможной, если народ позволяет вождю-президенту навязывать парламенту антидемократические законы.

Лидер отличается от вождя тем, что его власть не наследуется. Он не продлевает свои полномочия незаконными методами. Каждый новый лидер в открытой и честной борьбе постоянно доказывает свое и ре восход ство над соперниками. Его основная черта — новаторство. Поэтому настоящий лидер ведет общество к обновлению и прогрессу.

Культ личности — это тот же самый вождизм. Причинами его возникновения являются:

  • бесконтрольная, безмерная концентрация власти в руках одного человека;
  • наличие патриархальной, подданнической политической культуры у большинства членов общества.

Вождями (как и лидерами) не рождаются. Их порождает правящая элита с «позволения» безмолвствующего народа. И это будет продолжаться до тех пор, пока народ будет позволять недобросовестным политикам создавать вождей и править в стране по законам джунглей.

Первый конкурс

Первый конкурс «Лидеры России» прошел в 2017-2018 годах. Всего на него было подано 199 тыс. заявок. Как поясняли организаторы, изначально предполагалось, что в конкурсе захотят участвовать лишь порядка 10 тыс. человек. Участники прошли дистанционный отбор. В декабре 2017 года — январе 2018 года состоялись очные полуфиналы, определившие 300 участников финала. При этом полуфиналисты, показавшие высокие результаты, но не попавшие в финал, во втором конкурсе смогли участвовать сразу в полуфинале. По итогам полуфиналов в январе 2018 года от Центрального федерального округа было отобрано 74 претендента, от Северного — 41, от Северо-Западного — 35. От остальных — по 30. Всего в финал прошли представители 54 регионов РФ. 45% участников итогового этапа младше 35 лет, количество женщин-финалисток — 16%. 11 февраля 2018 года по итогам финального этапа, состоявшегося в Сочи на базе образовательного центра «Сириус», были определены 103 победителя.

16 января 2019 года проректор РАНХиГС Алексей Комиссаров сообщил, что более 70 из 103 победителей первого конкурса управленцев «Лидеры России» заняли серьезные посты в государственных органах и бизнес-структурах. 67 участников первого сезона получили назначения, в том числе двое стали губернаторами (Дмитрий Артюхов и Василий Орлов), а четверо — заместителями федеральных министров.

Закрепление успехов

В ходе пресс-конференции Мартынов подчеркнул, что за 20 лет Россия добилась значительных успехов в экономике, социальной сфере и вопросах государственного строительства. «Неделю назад во второй части послания Федеральному собранию Путин предложил эти успехи закрепить в виде поправок в Конституцию», — отметил он.

«Завершен серьезный этап — этап возвращения достоинства, возвращения суверенитета, должного статуса каждому российскому гражданину и России в целом», — добавил политолог. При этом происходящие события являются, по его словам, «транзитом власти от Путина к институтам», который были выстроены в РФ за последние 20 лет.

Политолог также обратил внимание на предлагаемый запрет на наличие иностранного гражданства или вида на жительство для некоторых категорий государственных служащих. По его словам, это позволит обеспечить «абсолютный суверенитет и национальный характер элиты»

Цифровая экономика будет строгим рекрутером

Наличие «запасных игроков», способных вскоре войти в «основной состав», еще не гарантия обновления нашей элиты. «Кадровый резерв всех уровней власти низко востребован», — сказал, выступая в этом году на Гайдаровском форуме, начальник управления президента по вопросам госслужбы и кадров Антон Федоров. По его оценке, наиболее востребован президентский резерв, хотя и он в 2016 году был использован лишь на 18,6 процента. Проект «Лидеры России», судя по всему, тоже направлен на создание кадрового резерва. Но зачем создавать кадровый резерв, если он слабо используется?

Владимир Путин рассказал президенту Чехии об успехах в Сирии

Александр Аузан: Действительно, за последние 10-15 лет кадровый резерв создавали много раз. Иногда забывали, что этот резерв существует, иногда из этого резерва кто-то получал назначение на должность. Недавно ряд губернаторов пришли в регионы из кадрового резерва. Но проект «Лидеры России» направлен не на создание кадрового резерва. Во всяком случае не только на это. Замысел шире. Во-первых, новые управленческие элиты нужны не только для государственного управления, они нужны для бизнеса и для гражданского общества

Во-вторых — и это, может быть, самое важное, — нам надо готовиться жить в условиях цифровой экономики. А цифровая экономика — это не только внедрение информационно-коммуникативных технологий

Цифровая экономика — это кардинальное изменение бизнес-модели, переход от огромных иерархий к сетевым взаимодействиям. И для этого нужна совершенно другая управленческая элита. Мы стоим у истоков очень многих замечательных вещей. Вспомним, телевизор изобрел наш соотечественник Зворыкин. По подсчетам академика Револьда Михайловича Энтова, одного из моих учителей на экономическом факультете МГУ, изобретение телевидения дало продукт, равный двадцати готовым продуктам Российской Федерации. Из гениального изобретения Зворыкина выросло то, что покрывает все наши металлы, нефть, газ и прочее в 20 раз. Или возьмем принцип мобильной связи. Он во многом связан с открытиями нашего замечательного современника Жореса Алферова. Но только, увы, не мы сейчас лидеры телекоммуникационной революции. Мы хорошо делаем штучные вещи. А между тем экономика стоит на массовых производствах, на способности делать что-то большими сериями и с минимальными затратами. Так вот, цифровая экономика — это прежде всего экономическая революция в подготовке средств тиражирования. Потому что 3D-принтинг и другие аддитивные технологии позволяют в промышленности сделать индивидуализированную, лично для вас кастомизированную, как говорят экономисты, вещь практически с теми же издержками, что массовую серию. Промышленность становится цифровой. Мы и сейчас в креативных индустриях имеем неплохие результаты. Мы умеем делать компьютерные игры. Мы умеем делать анимацию мирового уровня. Мы могли бы небольшими коллективами с хорошим уровнем человеческого капитала производить продукт на глобальные рынки сразу через платформенные решения. И поэтому нам необходимы новые управленцы. Ждать дальше некуда. Поворот надо делать сейчас. И требуются люди, готовые к этому повороту.

Визитная карточка

Александр Аузан — доктор экономических наук, декан экономического факультета МГУ, член Наблюдательного совета конкурса «Лидеры России», член Экономического совета при президенте РФ, член экспертного совета при правительстве РФ, общественный деятель, публицист. Родился в 1954 году. Окончил экономический факультет МГУ, где преподает с 1982 года. Был одним из инициаторов создания обществ по защите прав потребителей, президентом Международной конфедерации обществ потребителей. Входил в попечительский совет общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА России». С 2011 по 2012 год год руководил консультативной рабочей группой Комиссии при президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России. С 2004 по 2012 год был членом Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Автор более 130 научных работ, в том числе четырех монографий и университетского учебника по институциональной экономике.

Кадры решают все

Сам Сергей Кириенко,говоря о старте проекта,отметил,что законодательной и исполнительной ветвям власти в стране нужно новые люди — молодые,активные,креативные.

Сергей Кириенко,
первый заместитель главы администрации президента РФ:

Сергей Кириенко.

kremlin.ru.

Также было объявлено,что специальный наблюдательный совет будет контролировать честность,открытость и прозрачность конкурса.

По итогам финала конкурса 70−80 человек войдут в специальный поток для обучения в Высшей школе госуправления РАНХиГС. Помимо этого,12 наставников из числа депутатов Госдумы и членов Совета Федерации от всех парламентских партий сформируют себе группы по 6−8 человек из числа победителей,которым будут передавать свои навыки.

В Государственной думе.

duma.gov.ru

Современные тенденции в развитии политического лидерства

В современном мире роль политических лидеров меняется, и это связано с целым рядом тенденций:

  • Институционализация политического лидерства означает, что отбор руководителей и их деятельность осуществляются в рамках определенных социальных институтов — это ведет к снижению роли личности.

  • Профессионализация политического лидерства значит, что лидерами являются профессиональные политики — специалисты в области управления и коммуникаций.

  • Концентрация лидеров на экономических и социальных проблемах — одним из главных показателей успешности власти сегодня является рост благосостояния населения.

  • Меньшая вероятность появления «выдающихся» лидеров. Разделение властей и ограничение сроков пребывания у власти ведут к тому, что отдельные люди имеют меньше шансов сыграть большую роль в политических процессах.

Уроки президента

Авторы подчеркнули, что первым уроком от Путина является «следование пути мягкости». «Никогда не идти напролом, побеждать грубую силу мягкостью, избегать прямого противодействия агрессии, обращать мощь соперника себе на пользу, уметь уступать во имя будущей победы. Внешняя политика России 2000-2003 годов осуществлялась в полном соответствии с этими принципами. Путин легко находил общий язык с лидерами Запада, не претендуя до поры на лидирующее место России в мире», — считают авторы доклада.

Вторым и третьими уроками в исследовании обозначено умение президента «чередовать интенсификацию усилий с послаблением, передышкой», а также «следовать естественному ходу вещей». «Принцип маятника Путин использовал во внутренней политике, характеризовавшейся постоянной сменой периодов то жесткого административного управления, то ослабления гаек… Дело власти — поддерживать внутреннее равновесие в государстве, рассматриваемом как сложная система, нивелировать факторы, нарушающие баланс, вовремя создавать нужные противовесы, реагируя на меняющуюся повестку дня. Гомеостатический тип управления должен превалировать над плановым», — говорится в документе.

Четвертым и пятым уроками политологи называют умение «не создавать умозрительных доктрин» и «владеть информацией». «Идеология — это лишь инструмент. В государстве важны и нужны и правые, и левые, и центристские силы. Находясь между собой в живой дискуссии, а то и в активном противостоянии, они удерживают систему в динамическом равновесии, оберегают общество от скатывания в одну из крайностей», — считают эксперты.

Среди остальных уроков, по мнению политологов, — умение президента «всегда иметь запас на черный день», «не афишировать проблемы», «не посвящать посторонних в свои планы», «делегировать свои задачи врагам» и «работать с дальним прицелом».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector