Профессионализм

Основные черты

Базовые характеристики профессионала, сформулированные профессором Гарвардского университета Говардом Гарднером и президентом Фонда Карнеги по улучшению преподавания Ли Шульманом:

  • Приверженность интересам потребителей и общества в целом.
  • Наличие необходимых теоретических знаний.
  • Владение необходимыми для данной профессии навыками и приемами.
  • Умение формулировать целостные суждения в условиях этической неопределенности.
  • Системный подход к обучению.
  • Своевременная оплата своего труда.
  • Участие в развитии профессионального сообщества, отвечающего за качество практики и образования в конкретной профессиональной области.

Выделяют ряд признаков, отличающих профессионала от непрофессионала: понимание сущностных основ профессиональной деятельности, способность к рефлексии, умение прогнозировать процессы и явления, находящиеся в зоне профессионального видения, полнота охвата предмета и умение моделировать систему профессиональной деятельности. Профессионала характеризуют: высокая скорость выполнения профессиональных действий с включением интуитивных процессов; новизна и оригинальность деятельности на фоне отказа от стереотипов, снятие психологических барьеров и защитных механизмов; непрерывность и неиссякаемость процессов творчества; бессознательное регулирование (автоматизм) профессиональной деятельности.

В качестве важнейшего системообразующего фактора человека как профессионала Э. Ф. Зеер выделяет личностную направленность, которая включает в себя следующие компоненты: мотивы, ценностные ориентации, профессиональную позицию, профессиональное самоопределение. Автор показал, что на разных этапах становления профессионала эти компоненты имеют различное психологическое содержание, обусловленное характером ведущей деятельности и уровнем профессионального развития личности.

Работа профессионала не сводится к тому, что видно стороннему наблюдателю; человека-профессионала (как носителя специфического свойства, именуемого профессионализмом) с позиций познания следует рассматривать как некоторую многоуровневую систему, имеющую не только внешние функции, но и сложные многообразные внутренние, в частности психические, функции. Согласно Е. А. Климову, профессионализм предстает не просто как некий высокий уровень знаний, умений и результатов, проявляющихся в данной области деятельности, а как определённая системная организацию сознания, психики человека-профессионала.

Исходя из принципов человекознания (по Б. Г. Ананьеву) профессионал — это человек в целом: как индивид (биологическая сущность человека-профессионала), как личность (социальная его сущность), как субъект деятельности и как индивидуальность (уникальность данного человека). В процессе профессионализации человека (становления профессионализма) изменениям подвергаются все его уровни, а в большей степени профессиональное развитие происходит на психическом и психофизиологическом уровне. Индивидуальность, присущая профессионалу, складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как профессиональной личности и как субъекта профессиональной деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида. При этом само формирование человека-профессионала происходит в ходе профессиональной деятельности и под её влиянием.

Профессионала характеризуют высокая результативность и эффективность труда, и эти показатели профессионал устойчиво демонстрирует в самых разнообразных ситуациях и условиях деятельности, в том числе и таких, которые объективно затрудняют достижение результата.

Процесс становления профессионала проходит несколько стадий. Мастерство — наивысший уровень овладения различными сторонами деятельности.

В Толковом словаре Ожегова слово «мастер» имеет значение « специалист, достигший высокого искусства в своём деле». Одно из определений которое мастеру даёт Толковый словаря Даля: «особенно сведущий или искусный в своем деле» В указанном смысле мастером является профессионал, достигший высокого уровня профессионализма в определённой профессии. Стадия профессионального мастерства характеризуется творческим и инновационным уровнем выполнения профессиональной деятельности. Движущим фактором дальнейшего профессионального развития личности становится потребность в самореализации, самоосуществлении.

Что такое профессионализмы

Возникают профессионализмы из сленга, присущего узкому кругу специалистов. Никому не придет в голову включить их в международный доклад на конференции, их не увидеть в диссертациях и учебниках. Правда, иногда такое слово становится общеупотребительным и покидает узкую сферу употребления. В отличие от терминов, это просторечные слова, имеющие часто эмоциональную окраску.

В одной и той же профессии встречаются одинаковые термины, взятые из разных языков (обычно в науке их основы латинские, в музыке – итальянские, в моде — французские). Но профессионализмы в каждом языке свои. Вот почему для совместной работы специалисты переходят на термины или общеупотребительные слова. Примеры профессионализмов в русском языке и английском:

  1. Одоризатор (химическая промышленность) – вонючка. Интересно, что название прибору дали за неприятный запах при работе. И по-русски, и по-английски профессионализм означает одно и то же понятие, хотя звучит по-разному.
  2. Новобранец (в армии) – у русских дух, у американцев – червь. Синоним – молодой.
  3. Рабочий период у нефтяников – по-русски вахта, по-английски – заминка.
  4. Вагончик-бытовка для рабочих – по-русски каптерка, у американцев – собачья будка.

Как видно из этих примеров, профессионалы не очень-то заботятся о красоте эпитетов. Например, физики придумали для сложнейшего устройства синхрофазотрона название «кастрюля», пропавший человек для следователя – потеряшка, покупатель для автомобилиста – покупашка. Для маникюриста полимеризация геля – сушка, у спортсменов сушка – сжигание жировой массы. Для сантехника воздушка – это труба, для охотника – оружие. Для юриста баранка – нулевой результат работы, а для шофера – руль автомобиля.

В каждой профессии – свой язык

Обычно в рабочей среде и так понятно, о чем идет речь. В случае необходимости всегда можно перейти на термины. В работе юриста обязательным является изучение латинского языка, поскольку многие юридические термины имеют латинские наименования. В случае международного общения это тоже помогает, в основном для работы с документами.

Но в юридической сфере много и профессионализмов. Примеры и их значения:

  1. Оперативное совещание – стрелка.
  2. Свидетели по делу – крестьяне.
  3. Оперативные сотрудники – ботаники.
  4. Предъявление обвинения – загрузка.
  5. Прокурор – пентагон.

Отдельные словосочетания, являющиеся профессионализмами, перешли в общеупотребительную лексику. Обычно их популяризацией занимаются сериалы про раскрытие преступлений и детективы.

Методы оценки

Уровень профессионализма оценивается для получения сведений о результативности труда. Это помогает принимать решение о повышении либо понижении сотрудников. Оценивание уровня профессионализма и качества исполнения работы помогает проанализировать продвижение компании на рынке.

Профессиональная компетентность может оцениваться двумя способами: индивидуальным и групповым.

В индивидуальную методику входят:

  • Интервью.
  • Тестирование.
  • Наблюдение за сотрудником в практике.
  • Наблюдение за сотрудником в практике с подстройкой сложных ситуаций.

При групповом методе может использоваться несколько способов одновременно.

Среди них выделяют:

  • Ассессмент-центр. Когда сотрудников оценивают коллективно. Это может представлять деловую игру, которая будет оцениваться экспертной комиссией.
  • Проведение переговоров.

Также существуют нестандартные методы оценки. Например, с участием психолога, который составляет оценку личных и профессиональных качеств.

Критерии результативности

Существует трехуровневая оценка градации, соответствующая нормативным критериям уровней квалификации профессионализма, где низший можно назвать учебным (дает представление потенциальных способностей), средний считается основным (установленная норма), а высший будет являться перспективой (дальнейшее развитие)

Важно понимать, что с оценкой профессионального уровня связаны внутренние и внешние критерии психологического состояния человека

Каждую градацию можно разделить на несколько внутренних категорий и сформировать по десятибалльной шкале.

1. Первая группа таких критерий подразумевает результативность в производительности труда. Сюда можно отнести качественность работы и скорость ее выполнения.

2. Во второй группе рассматриваются показатели, при которых выявляется специфика профессии. Например:

  • Умения, знания, навыки, опыт.
  • Сила мотивации.
  • Профессиональная самооценка.
  • Стрессоустойчивость.
  • Особенности профессии.
  • Общее состояние.

В лингвистике

Профессионализмы — слова и выражения, свойственные речи представителей той или иной профессии или сферы деятельности, проникающие в общелитературное употребление (преимущественно в устную речь) и обычно выступающие как просторечные, эмоционально окрашенные эквиваленты терминов.

Профессионализмы — слова или выражения, свойственные речи той или иной профессиональной группы. Профессионализмы выступают обычно как просторечные эквиваленты соответствующих по значению терминов: опечатка в речи газетчиков — ляп; руль в речи шофёров — баранка; синхрофазотрон в речи физиков — кастрюля и т. п. Термины являются узаконенными названиями каких-либо специальных понятий, профессионализмы употребляются как их неофициальные заменители лишь в ограниченной специальной тематикой речи лиц, связанных по профессии. Часто профессионализмы имеют локальный, местный характер. Существует, однако, и точка зрения, согласно которой профессионализм есть синоним понятия «термин». По мнению некоторых исследователей, профессионализм — «полуофициальное» название ограниченного в употреблении понятия — лексика охотников, рыболовов и др.

По происхождению профессионализм, как правило, результат метафорического переноса значений слов бытовой лексики на терминологические понятия: по сходству, например, формы детали и бытовой реалии, характера производственного процесса и общеизвестного действия или, наконец, по эмоциональной ассоциации.

Профессионализмы всегда экспрессивны и противопоставляются точности и стилистической нейтральности терминов. Не следует, однако, смешивать их с терминами по происхождению экспрессивными, например: грязный котёл — в производстве сахара (пищевая промышленность); подобный термин является единственным вариантом для определения понятия, а профессионализм всегда синоним, заменитель основного обозначения.

Профессионализмы сходны с жаргонизмами и словами просторечной лексики по сниженной, грубой экспрессии, а также тем, что они, как и жаргоны и просторечие, — не самостоятельная языковая подсистема со своими грамматическими особенностями, а некий лексический комплекс, сравнительно ограниченный в количественном отношении.

Вследствие свойственной профессионализмам экспрессивности они относительно легко переходят в просторечие, а также в разговорную речь литературного языка, например: накладка — «ошибка» (из актёрской речи), дворник — «стеклоочиститель автомашины» (из речи автомобилистов).

Как и термины, профессионализмы используются в языке художественной литературы в качестве изобразительного средства.

В каждой профессии – свой язык

Обычно в рабочей среде и так понятно, о чем идет речь. В случае необходимости всегда можно перейти на термины. В работе юриста обязательным является изучение латинского языка, поскольку многие юридические термины имеют латинские наименования. В случае международного общения это тоже помогает, в основном для работы с документами.

Но в юридической сфере много и профессионализмов. Примеры и их значения:

  1. Оперативное совещание – стрелка.
  2. Свидетели по делу – крестьяне.
  3. Оперативные сотрудники – ботаники.
  4. Предъявление обвинения – загрузка.
  5. Прокурор – пентагон.

Отдельные словосочетания, являющиеся профессионализмами, перешли в общеупотребительную лексику. Обычно их популяризацией занимаются сериалы про раскрытие преступлений и детективы.

Похожие термины:

  • jargon. — Слово или выражение, свойственное речи представителей той или иной профессии или сферы деятельности. Обычно выступает как просторечный эквивалент термина (например, преподавательский проф

  • В названии проблемы мы ставим акцент на три составляющих ее компонента: личность, профессионализм в развивающем аспекте, а также социальный работник как субъект и объект этого многогранного, мног

  • Понятие “профессионализм в социальной работе” не сразу было введено в оборот и нашло применение в США и странах Западной Европы. Еще в начале XX в. утверждалось, что социальная работа — это не проф

  • различные социологические подходы к анализу становления профессии. Теоретики функционалистского направления (Э. Дюркгейм, Парсонс, А. Этциони), анализируя характер разделения труда в об-ве, ставя

  • осмысление и обоснованный выбор молодым человеком профессии или вида деятельности, по возможности соответствующей его индивидуальным склонностям и способностям; изучение теоретических и практ

  • процесс формирования личности профессионала, начинающийся с момента выбора профессии и длящийся в течение всей профессиональной жизни человека .

  • слова или выражения профессиональной лексики, за исключением собственно терминов; являются смысловыми эквивалентами терминов. П используются в кругу специалистов той или иной области при неофиц

  • человек, избравший какое-либо занятие своей профессией; специалист в своем деле.

  • вид прикладного знания, фиксирующий повышенные поведенческие нормы и требования, вытекаемые из той или иной профессии; наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей

  • основания оценки профессиональной деятельности работников. Можно выделить следующие К. п.: объективные критерии — насколько данный работник соответствует требованиям профессии, вносит ощутимый

  • приспособление, привыкание человека к требованиям профессии, усвоение им производственно-технических и социальных норм поведения, необходимых для выполнения профессиональных функций.

  • англ. association, differential professional; нем. Assoziation, differenzierte. Предпочтение при выборе друзей и знакомых, отдаваемое лицам с той же или близкой профессией.

  • основана в 1993 г. в связи с прекращением деятельности Ассоциации советской социологической (см.). Основная задача ПСА — поддержание и развитие профессиональных связей не только в Российской Федерац

  • включает содержание труда, состояние оборудования и инструмента, ритмичность работы, квалификацию, а также организацию производства, соответствующие документы и инструкции, определяющие систем

  • качества, обязательные для обеспечения трудового процесса (работы) в данном виде трудовой деятельности.

  • полная реализация, самоосуществление личности в профессиональной деятельности.

  • термин, обозначающий неинституализированную форму базовой подготовки, без которой невозможно получение специальной подготовки по определенным профессиям. Она включает: теоретические знания ка

  • occupation). Любая оплачиваемая форма занятости, при которой индивид имеет постоянную работу.

  • разделение населения по родам деятельности, занятиям и профессиям, одни из которых считаются более престижными, другие менее, а их организация включает руководителей различного ранга и подчиненн

  • Система ориентиров, который регулируют в сложной ситуации морального выбора профессиональное поведение журналиста. Основные представления профессиональной этики журналиста образуют нормативн

Математические профессионализмы

Не у всех людей творческий склад ума. Однако даже в такой области, как точные науки, находятся профессионализмы. Рассмотрим некоторые из них, придуманные специалистами по математике.

Примеры профессионализмов:

  1. Абстрактная ерунда – так говорят о любой псевдонаучной трудночитаемой информации.
  2. Красота – решить задачу можно несколькими способами, но самый быстрый и логичный из них называется красивым или элегантным.
  3. Левая сторона, правая сторона – в уравнениях.
  4. Хороший или патологический математический объект – соответствующий или не соответствующий гипотезе.
  5. Если и только если… — расхожее выражение для доказательств.
  6. Что и требовалось доказать – традиционный конец доказательства.

Некоторые термины, обозначающие математические понятия, получили названия вышка (высшая математика), ха-ха-ха (число 555), диван (действительный анализ), комбайн (комбинаторный анализ), коран (корреляционный анализ), морги (математическая обработка результатов геодезических измерений), чмо (численные методы оптимизации).

Похожие термины:

  • совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешной педагогической деятельности; обладание необходимым нормативным набором психических качеств; внутренняя характе

  • мастер своего дела; человек, избравший работу в какойлибо области постоянным, основным своим занятием, обративший это занятие в профессию и обладающий необходимыми для этого занятия знаниями, пон

  • Сумма качеств личности преподавателя, получаемая как на основе обобщения эмпирических сведений о структуре личности достаточного числа профессионалов (эмпирическая модель личности), так и на ос

  • процесс становления профессионала, включающий выбор профессии, освоение правил и норм профессии, формирование и осознание себя как профессионала, развитие себя средствами профессии.

  • средства определения профессионализма личности, достигшей высокого уровня квалификации, сознательно изменяющей и развивающей себя в ходе своей профессиональной деятельности, вносящей индивиду

  • система моральных требований, норм, ценностей, свойственных людям, профессионально занятым определенным видом деятельности.

  • изучение учащихся с целью выработки рекомендаций.

  • правонарушения, совершаемые индивидами или преступными группами, для которых преступная деятельность является образом жизни.

  • Преподаватель постоянно должен помнить о том, что в процессе профессиональной деятельности изменяется не только личность учащегося, но и личность самого преподавателя, а свою практическую деяте

  • стилистически маркированные слова, реже — словосочетания, называющие представления и формирующиеся понятия какой-л. области профессиональной деятельности, используемые в устной речи специалис

  • закрытые учебно-воспитательные учреждения для содержания и исправления несовершеннолетних старшего возраста (14–18 лет), злостно и систематически нарушающих правила общественного поведения или

  • осуществляется при подготовке кадров и совершенствовании их квалификации: возрастной аспект направлен на диагностику задатков и способностей средствами педологии (изучающей детей и юношей), анд

  • выбор кандидатов на освоение какой-либо профессии.

  • удачное применение известных рекомендаций, творчески переработанных специалистом в процессе профессиональной деятельности.

  • уровень профессиональной подготовки специалистов по определенной профессии, соответствующий штатному расписанию.

  • процесс приспособления молодых людей к условиям производства.

  • термин, обозначающий неинституализированную форму базовой подготовки без которой невозможно получение специальной подготовки по определенным профессиям. Она включает: теоретические знания как

  • признание обществом и осознание педагогом высокой общественной ценности самоотверженного выполнения своего профессионального долга.

  • изменение личности военнослужащих под влиянием выполнения профессиональной роли.

  • компонент профессиональной деятельности, обладающий относительной автономностью в рамках технологического процесса.

Профессиональное самоопределение как основной критерий профессионального становления

Конечно, в жизни человек сталкивается с различными видами самоопределения, а не только с профессиональным, поэтому выделяют признаки любого самоопределения:

— установление человеком своих особенностей, черт, качеств, способностей;

— выбор критериев и норм оценивания себя;

— определение у себя качеств, которые уже соответствуют выбранным критериям и нормам, принятие или непринятие себя;

— предвосхищение своих потенциальных качеств;

— построение своих целей, задач, планов;

— изменение ценностных ориентаций и пересмотр существующих критериев оценки;

— пересамоопределение – человек заново принимает или не принимает себя .

Процесс самоопределения очень динамичен. Человек то повышает «планку» критериев, то снижает её в зависимости от своих достижений, уровня притязаний, обстоятельств.

Н.С.Пряжников разработал содержательно-процессуальную модель профессионального самоопределения, которая включает ряд составляющих этого процесса.

1. Осознание ценности общественно-полезного труда и необходимости профессиональной подготовки.

2. Ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда.

3. Общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели.

4. Определение ближних профессиональных целей.

5. Информирование о профессиях, специальностях, учебных заведениях, местах трудоустройства.

6. Представление о препятствиях к достижению профессиональных целей и знание о своих достоинствах, способствующих реализации целей.

4 стр., 1531 слов

ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА

… качеств. В одном случае, это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений. Возникновение профессионального самоопределения … подходы к определению понятия «профессиональное самоопределение» и особенности профессионального самоопределения на разных этапах развития личности молодого человека. В главе второй проведено …

7. Начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов.

Самоопределение может быть адекватным профессионально важной проблеме – и тогда происходит развитие личности, а может быть и неадекватным – тогда оно порождает внутренний конфликт, активизируя защитные механизмы вместо процессов развития. Сторонами внутриличностного конфликта самоопределения являются различные составляющие структуры личности

Можно выделить конфликты, обусловленные следующими факторами:

1) рассогласованием составляющих направленности: противоречия между мотивами профессионального роста, успеха и материального благополучия; между самооценкой и самоуважением; между стремлением к власти и ценностными ориентациями;

2) несовпадение характера профессиональной деятельности и уровня профессиональной компетентности;

3) противоречие между направленностью личности на достижение успеха, карьеру, высокие материальные блага и недостаточным уровнем развития способностей, качеств;

4) несовпадение представлений о своих профессиональных достоинствах и реальных профессиональных возможностях (рассогласование между Я-реальным и Я-идеальным);

5) противоречие между профессиональным потенциалом и социальными ограничениями (возраст, пол и т.д.) .

Преодоление внутриличностных конфликтов профессионального самоопределения возможно путем развития психологической компетентности, разработки альтернативных сценариев профессиональной жизни, повышения профессиональной активности, создания оптимистической профессиональной перспективы, усиления «авторства» своей профессиональной жизни, определения новых смыслов профессиональной деятельности, согласования своих установок, постоянного повышения своей квалификации, снижения уровня притязаний и т.д. Однако все это человек может сделать, если его этому научили в вузе, прямо или косвенно, сформировали стремление стать профессионалом через диалогическое взаимодействие с преподавателями и друг другом, если сами преподаватели являлись примером профессионализма и компетентности. Если этого не произошло, человек, окунувшись в профессиональную деятельность и столкнувшись с внутриличностным конфликтом, не сможет преодолеть его самостоятельно. И тогда ему понадобится квалифицированная психологическая помощь.

Профессионализмы в балете

Балетный мир узок, нагрузки там огромные. Естественно, что в нем много профессионализмов. Особенность тренировок – постоянное напряжение мышц тела. Если мышцы расслабленные – они текут, болтаются, развеваются. Их называют желе, трясучкой, киселем, сравнивают с подушкой. Примеры профессионализмов в балете:

  1. Задняя нога – та, которая отводится за спину.
  2. Целая нога – опорная нога стоит на целой ступне
  3. Точить носок – упражнения по академическому мастерству.
  4. Разбить пальцы – молотком бьют по новым пуантам, чтобы они стали мягкие.

На сцене работают монтировщики. Балетные называют их монтами. Груз, которым придерживают кулису, называют тещей. Спектакль – спектом. Прическу – кичкой. Если балерина имеет хорошую растяжку, ее называют шагастой. Обычно у таких иксовые ноги – способные при напряжении проседать в коленном суставе. Такой не придется стоять у воды и исполнять третьестепенную партию в последней линии кордебалета во время спектакля «Лебединое озеро».

В лингвистике

Профессионализмы — слова и выражения, свойственные речи представителей той или иной профессии или сферы деятельности, проникающие в общелитературное употребление (преимущественно в устную речь) и обычно выступающие как просторечные, эмоционально окрашенные эквиваленты терминов.

Профессионализмы — слова или выражения, свойственные речи той или иной профессиональной группы. Профессионализмы выступают обычно как просторечные эквиваленты соответствующих по значению терминов: опечатка в речи газетчиков — ляп; руль в речи шофёров — баранка; синхрофазотрон в речи физиков — кастрюля и т. п. Термины являются узаконенными названиями каких-либо специальных понятий, профессионализмы употребляются как их неофициальные заменители лишь в ограниченной специальной тематикой речи лиц, связанных по профессии. Часто профессионализмы имеют локальный, местный характер. Существует, однако, и точка зрения, согласно которой профессионализм есть синоним понятия «термин». По мнению некоторых исследователей, профессионализм — «полуофициальное» название ограниченного в употреблении понятия — лексика охотников, рыболовов и др.

По происхождению профессионализм, как правило, результат метафорического переноса значений слов бытовой лексики на терминологические понятия: по сходству, например, формы детали и бытовой реалии, характера производственного процесса и общеизвестного действия или, наконец, по эмоциональной ассоциации.

Профессионализмы всегда экспрессивны и противопоставляются точности и стилистической нейтральности терминов. Не следует, однако, смешивать их с терминами по происхождению экспрессивными, например: грязный котёл — в производстве сахара (пищевая промышленность); подобный термин является единственным вариантом для определения понятия, а профессионализм всегда синоним, заменитель основного обозначения.

Профессионализмы сходны с жаргонизмами и словами просторечной лексики по сниженной, грубой экспрессии, а также тем, что они, как и жаргоны и просторечие, — не самостоятельная языковая подсистема со своими грамматическими особенностями, а некий лексический комплекс, сравнительно ограниченный в количественном отношении.

Вследствие свойственной профессионализмам экспрессивности они относительно легко переходят в просторечие, а также в разговорную речь литературного языка, например: накладка — «ошибка» (из актёрской речи), дворник — «стеклоочиститель автомашины» (из речи автомобилистов).

Как и термины, профессионализмы используются в языке художественной литературы в качестве изобразительного средства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector