Акмеология
Содержание:
- Институт акмеологии в Санкт-Петербурге
- Акмеологические термины[править]
- 1.3. Акмеологические методы, модели и технологии
- Основные принципы, задачи и области применения
- Похожие термины:
- Начальный этап и развитие отрасли
- Аспекты изучения науки
- Зрелая личность с акмеологической точки зрения
- Условия для формирования зрелой личности
Институт акмеологии в Санкт-Петербурге
Акмеология не была признана самостоятельной наукой по всему миру. Так, зарубежные ученые отнесли ее к психологии. Российские же придали большое значение новому знанию, признав его на государственном уровне.
В 1995 году был открыт Институт психологии и акмеологии в Санкт-Петербурге (первоначальное название учреждения — Санкт-Петербургская акмеологическая академия). Это было первое заведение, ориентированное на глубокое изучение молодой отрасли знаний.
За время, что акмеология накапливала результаты своих исследований, выделился ряд направлений. О них скажем далее в нашей статье.
Акмеологические термины[править]
Акмеограмма – кривая уровней достижений (по тем или иным критериям), расположенных по временной оси жизненного цикла.
Акмеологическая диагностика – диагностика, направленная на выявление актуального уровня сформированности механизмов, обеспечивающих достижение высших результатов.
Акмеологические методы – методы, обеспечивающие формирование механизмов, приводящих к высшим достижениям.
Акмеологические проблемы – проблемы изучения и реального хода изменений в достижениях человека и в формировании механизмов, обеспечивающих получение высших результатов.
Акмеологические проекты – проекты, исходной основой которых выступает установка на выработку и реализацию пути к высшим достижениям и к внутренним условиям их получения.
Акмеологические технологии – технологии, исходной основой которых выступает установка на формирование механизмов получения наивысших результатов.
Акмеологические ценности – ценности, содержание которых связано с устремленностью на формирование механизмов, обеспечивающих достижение высших результатов.
Акмеологический потенциал – характеристика состояния и тенденций абстрактной составляющей способности к типу деятельности, «любой» деятельности, к бытию в социокультурных средах по критерию достижимости максимальных результатов.
Акмеологический прогноз – прогноз дальнейшего хода формирования механизмов, обеспечивающих получение высших результатов, а также динамики уровня получаемых результатов по
тому или иному критерию.
1.3. Акмеологические методы, модели и технологии
1.3.1. Акмеологические методы
Анисимов С. А., Деркач А. А., Конюхов Н. И., Павлов Б. С. логические: математические методы анализа: междисциплинарные методы-подходы: общенаучные: методы частых наук:психологические социологические психофизиологические;акмеологические.психологические общественно-приемлемое высокого уровня Дмитриева М. А., Крылов А. А., Нафтульев А. И. Акмеологическая диагностика метод сравнения (сравнительный анализ). уже Зазыкин В. Г., Чернышев А. П. Фетисова Е. В. анализ, акмеологический анализ. акмеологическая экспертиза. акмеологических экспериментов. естественный, формирующий и преобразующий. естественный формирующие Преобразующий акмеологический подход. акмеоцентрический и акмеографический.Акмеоцентрический подход Акмеографический подход — Акмеограмма — акмеологических методов. акмеографические описания. акмеограммы Примечание: в
- Подструктура направленности:
- Обобщенные дополнительные данные.
- Развернутое общее заключение.
- Акмеограмма должна обязательно включать цели личностно-профессионального развития (конечные и промежуточные).
- В акмеографическом обследовании следует применять различные методы — тестирование, экспертные оценки, наблюдение, интервью, опросы и пр. Акмеолог, применяя их, должен подтвердить свою высокую квалификацию. Особую тщательность в работе следует проявлять при описании характерологических особенностей и нравственных качеств личности — ошибки здесьнедопустимы.
- Акмеографические описания могут иметь различную форму от качественно строгих до количественных, в том числе данных непосредственных измерений и балльных оценок. В случае необходимости их можно привести к единой безразмерной системе оценок. Результаты акмеографического описания целесообразно представить в виде функциональной схемы или таблицы.
- По результатам акмеографического обследования следует особо выделять:
- Акмеографическое описание и акмеограмма обязательно должны содержать индивидуальные рекомендации.
- Разработанная акмеограмма должна стать базисом для мониторинга личностно-профессионального развития. Целесообразно на ключевых этапах развития составлять новые акмеограммы, чтобы осуществлять сравнительный анализ.
1.3.2. Акмеологические критерии и показатели
профессионализма. Акмеологический критерий — Акмеологические показатели интегральными конкретными Интегральные Конкретные —
1.3.3. Акмеологические модели
Модель —
- определение объекта исследования;
- активизация накопленных знаний об объекте-оригинале;
- обоснование необходимости применения моделирования;
- выбор существующих переменных и постулатов;
- отбор тех объектов, которые поддаются изучению.
Ломов Б. Ф. акмеологическая модель — Ганзен В. А. Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Синягин Ю. В.
1.3.4. Акмеологические технологии
Акмеологическая технология — Гусева А. С., Деркач А. А. акмеологическое воздействие.Акмеологическое воздействие это интегрированное и целенаправленное влияние, осуществляемое на личность или группу, имеющее гуманистическое содержание и направленное прежде всего на развитие личности или группы.акметектоникой*.*Акметектоника рассматривает исключительно внутренние побудительные причины и детерминанты «технологического характера» движения к профессиональному АКМЕ.
5 …
1.3. Акмеологические методы, модели и технологии
Основные принципы, задачи и области применения
И хотя сегодня многие начинают свой профессиональный путь гораздо раньше – в 20 и в 24 года, но, тем не менее, как утверждают психологи, наиболее активный период саморазвития человека начинается именно с 30 лет.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Рекомендуем: Как найти себя в жизни?
Рассматривать данную науку необходимо системно, как целостную структуру, которая объединяет в себе многие знания
Более того, важно понимать, что акмеология на данный момент изучает достаточно широкий спектр вопросов:
Как реализуют свой творческий потенциал, свои творческие способности взрослые, зрелые люди, для того чтобы достичь высот в профессиональном мастерстве (нужно сказать, что больше половины зрелых людей сегодня недостаточно используют или вообще не используют свой творческий потенциал, который мог бы им помочь в достаточной мере реализовать себя).
Что может препятствовать или, напротив, способствовать достижению высот в собственном профессиональном и личностном развитии.
Каким образом и чему человек обучается, чтобы достичь высот в профессионализме (как учится, на что делает упор, чему уделяет наибольшее внимание, что ему важно знать и уметь, чтобы достичь высот).
Как влияет на достижение акме способность человека к самообразованию, а также умение себя организовывать, быть дисциплинированным и целеустремленным.
Как человек адаптируется под постоянные изменения внешней среды (развитие науки, культуры, искусства, развитие компании, в которой он работает), а также под изменения внутренних интересов, личностный рост и получение новых знаний.
Данная наука объединяет достаточно много разнообразных тем и вопросов, на которые до сих пор нет однозначных ответов. Это позволяет акмеологии постоянно развиваться и совершенствоваться, ведь вместе с развитием общества, людей, сменой поколений должна меняться и наука.
1. Комплексное, разностороннее исследование человека, находящегося на этапе взрослости. Здесь рассматриваются особенности развития, динамики и изменений в физическом, психологическом, личностном и профессиональном развитии. Также в задачи данной науки входит понимание того, как проходило развитие человека на предыдущих этапах (в детстве, молодости).
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Рекомендуем: Что такое акцентуация в психологии?
2. Понимание того, как должен развиваться человек на предыдущих этапах развития, чтобы достигнуть определенных вершин в зрелости. Изучение того, как влияют макросреда и микросреда (государство, семья, природа) на способность человека достигать профессиональных и личностных высот.
4. Кроме того, создание таких методов и инструментов, которые позволят оценивать уровень профессионализма в разных сферах и у разных людей. На данный момент таких методов практически нет, так как сам термин «профессионализм» будет в каждой сфере и отрасли деятельности иметь свое значение.
Похожие термины:
-
интегрированная научная дисциплина о закономерностях достижения личностью вершин на каждом этапе читательского развития в онтогенезе с учетом накопленного читателеведческого знания в филоген
-
новая объединяющая психологию и акмеологию научно-практическая область. А. и п.п.д.г.с. разрабатывает теоретически и решает практически вопросы: 1) профессиональной подготовки кадров государствен
-
в предмете акмеологии изучение механизмов развития занимает ключевое место, так как только естественное и организованное изменение человека, формирование механизмов развития предопределяет во
-
Акмеология тесно связана с такими социальными науками, как философия, история, культурология, социология, экономика, политология, конфликтология, педагогика и экология. Линия взаимодействия акме
-
одно из направлений акмеологической науки, изучающей закономерности, условия и факторы, обеспечивающие высший уровень достижений человека в педагогической деятельности.
-
это область акмеологии, обращенная к изучению явлений высшего мастерства в управленческой деятельности, его становления и увядания, а также высших проявлений человека в управленческой деятельно
-
научное и прикладное направление акмеологии, развивающееся на стыке общественных, гуманитарных, естественных, и военно-технических наук, которое изучает феноменологию и особенности индивидуаль
-
отрасль акмеологии, объектом которой является профессиональная деятельность юриста, а предметом – факторы, способствующие совершенствованию его профессионального мастерства. Основные задачи А
-
научное направление, объектом которого является человек- специалист, профессионал в динамике его саморазвития и самосовершенствования в процессе профессиональной деятельности и жизни. Предмет
-
(от греческого «акме» – вершина) – психология зрелого возраста, наука о кризисах взрослости и способах их преодоления; в узком смысле акмеология понимается как наука о самоактуализации человека.
-
определение предметно-методической специфики и категориально-методологических рамок акмеологии, представляющее собой особую проектировочную задачу. От ее решения в известной мере зависят пути
-
рассматривается в системе связей «индивид», «индивидуальность», «субъект», исследуется преимущественно как личность взрослого человека, достигшего самореализации, зрелости, оптимума своего раз
-
от греч. methodos – путь исследования или познания, теория, учение) – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных
-
представляет собой три основных этапа. 1. Имплицитный – развитие представлений о совершенствовании человека (в истории, философии, науках, культуре), особенно методологических принципов, проблем
-
методика развития и саморазвития читателя в рамках междисциплинарного подхода NBICS (нано, био, инфо, когнито, социо) – конвергентной теории и технологии.
-
основополагающие принципы, структура, логическая организация, методы и средства познания в акмеологии. 1. Общеметодологические принципы акмеологии, выработанные на рубеже ХХI в., имеют ориентирую
-
оформляют основные противоречия между внешней и внутренней детерминацией личности, субъекта, между личностной и социально-профессиональной детерминациями, между заданностью, алгоритмизированн
-
заключаются в: — определении ее предмета и его дифференциации от смежных наук; — систематизации специфических понятий и раскрытии их акмеологического смысла и содержания; — соотнесении индивидуал
-
классифицируются на: — обозначающие высшие стадии, уровни, качества развития и их характеристик: «зрелость», «компетентность», «профессионализм», «мастерство», «культура» и само «акме»; — выражающ
-
1) (по А. А. Бодалеву) – «закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Ступень зрелости человека и так
Начальный этап и развитие отрасли
Начало акмеологии как науке было положено в 1928 году Рыбниковым Н. А., предложившим сам термин как название науки о развитии человека на взрослом этапе жизни. Но тогда путь молодой науки только начинался.
Более-менее заметной отдельной отраслью знаний акмеология стала в середине 20 века. Тогда известный русский ученый Ананьев Б. Г. определил место нового направления, занимаемое им среди всех наук о человеке. Ближе всего акмеология стояла и стоит к психологии.
Высшую степень признания наука о развитии в зрелом возрасте обрела лишь в 90-е годы прошлого века. Внесли свой вклад в такую науку, как акмеология, Деркач А. А. и Бодалев А. А. Под их руководством была открыта первая кафедра акмеологии (полное название — кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности) в Российской академии государственной службы при Президенте РФ. В 1992 году в Санкт-Петербурге открылась и была официально зарегистрирована Академия акмеологических наук. Инициировали событие российские ученые-психологи Кузьмина Н. В., Деркач А. А., Зимичев А. М.
Сегодня акмеология очень близка по целям и предмету изучения к педагогике и психологии.
На начальных этапах новая наука была обращена к изучению факторов, позволяющих взрослым людям получать высокие достижения в любом виде деятельности (управление, медицина, юриспруденция, сюда же входит акмеология спорта). Постепенно исследователи пришли к выводу, что основа вершинных достижений человека во взрослом возрасте закладывается в детстве. В начале жизни активно развиваются новые навыки, накапливается опыт, формируется отношение к тому или иному виду деятельности и устойчивая мотивационная готовность. Все эти качества, если можно так выразиться, в зрелом возрасте выстраивают успех личности во всех сферах.
Аспекты изучения науки
Акмеология — это изучение многопланового развития человека. Она старается максимально осветить все аспекты, касающиеся развития человека во взрослый период его жизни. Эта наука охватывает такие моменты, как:
- Закономерности, выявляемые в реализации творческого потенциала взрослого человека при созидательной деятельности.
- Особенности обучения взрослого человека и процесса становления его как профессионала.
- Самоорганизация, самообразование зрелой личности, а также самоконтроль при этих процессах.
- Факторы различного порядка (объективные, субъективные), сопровождающие достижение вершин деятельности, как сопутствующие, так и препятствующие успеху.
- Особенности совершенствования взрослого человека, реакции на появление новых обстоятельств (требования профессии, изменения в научном, техническом, культурном прогрессе), самореорганизации, самокоррекции. Здесь же рассматриваются изменения внутренних, личных интересов человека (пересмотр достоинств и недостатков своей деятельности, осознание своих возможностей и способностей).
Таким образом, современная акмеология — это уникальная отрасль научного знания, призванная всесторонне исследовать успех человека и составляющие, приводящие к нему.
Зрелая личность с акмеологической точки зрения
Центром, вокруг которого сосредотачивает свое внимание акмеология, является зрелая личность с ее сформированными и только лишь образовывающимися характеристиками. Наука дает признаки зрелой личности
Это и развитое чувство ответственности, стремление конструктивно решать сложные жизненные задачи, потребность заботиться о других, находиться в психологической близости с людьми, активно участвовать в общественной жизни, применяя свои навыки и способности, — все, что ведет к максимальной самореализации
Наука дает признаки зрелой личности. Это и развитое чувство ответственности, стремление конструктивно решать сложные жизненные задачи, потребность заботиться о других, находиться в психологической близости с людьми, активно участвовать в общественной жизни, применяя свои навыки и способности, — все, что ведет к максимальной самореализации.
Показателем того, что индивид — зрелая личность, является признание в социальной группе его качеств и значимости. В зависимости от оценки индивида в обществе формируется его отношение к собственному успеху и неудачам на пути к нему. То есть появляется признание на личностном уровне. В случае если признание не достигнуто, человек испытывает психологический дискомфорт.
Если признание человек не получает ни в социальной среде, ни на личностном уровне, это грозит ему психологическим кризисом личности.
Кроме высказывания своего взгляда на зрелость человека, акмеология уверяет, что для общества крайне важно, чтобы у каждого индивида период акме был как можно дольше. К слову, акме — это наиболее продуктивный период в жизни человека
Условия для формирования зрелой личности
Достижение вершин в разных сферах деятельности возможно при некоторых условиях. Акмеология это также изучает. И вот какие закономерности, необходимые условия, она выделила:
— правильная организация времени;
— формирование активной позиции при выборе жизненного пути;
— профессиональная и этническая культура;
— приведение в соответствие личностных свойств человека и условий этнопсихологической среды, влияние последней на становление личности;
— благоприятные условия для преодоления противоречий между окружающей средой и личностью;
— продуктивное решение проблем и задач взрослого человека;
— осознание своих возможностей, самосовершенствование и отношение к себе как к творцу своей жизни.