Акмеология

Институт акмеологии в Санкт-Петербурге

Акмеология не была признана самостоятельной наукой по всему миру. Так, зарубежные ученые отнесли ее к психологии. Российские же придали большое значение новому знанию, признав его на государственном уровне.

В 1995 году был открыт Институт психологии и акмеологии в Санкт-Петербурге (первоначальное название учреждения — Санкт-Петербургская акмеологическая академия). Это было первое заведение, ориентированное на глубокое изучение молодой отрасли знаний.

За время, что акмеология накапливала результаты своих исследований, выделился ряд направлений. О них скажем далее в нашей статье.

Акмеологические термины[править]

Акмеограмма – кривая уровней достижений (по тем или иным критериям), расположенных по временной оси жизненного цикла.

Акмеологическая диагностика – диагностика, направленная на выявление актуального уровня сформированности механизмов, обеспечивающих достижение высших результатов.

Акмеологические методы – методы, обеспечивающие формирование механизмов, приводящих к высшим достижениям.

Акмеологические проблемы – проблемы изучения и реального хода изменений в достижениях человека и в формировании механизмов, обеспечивающих получение высших результатов.

Акмеологические проекты – проекты, исходной основой которых выступает установка на выработку и реализацию пути к высшим достижениям и к внутренним условиям их получения.

Акмеологические технологии – технологии, исходной основой которых выступает установка на формирование механизмов получения наивысших результатов.

Акмеологические ценности – ценности, содержание которых связано с устремленностью на формирование механизмов, обеспечивающих достижение высших результатов.

Акмеологический потенциал – характеристика состояния и тенденций абстрактной составляющей способности к типу деятельности, «любой» деятельности, к бытию в социокультурных средах по критерию достижимости максимальных результатов.

Акмеологический прогноз – прогноз дальнейшего хода формирования механизмов, обеспечивающих получение высших результатов, а также динамики уровня получаемых результатов по
тому или иному критерию.

1.3. Акмеологические методы, модели и технологии

1.3.1. Акмеологические методы

Анисимов С. А., Деркач А. А., Конюхов Н. И., Павлов Б. С. логические: математические методы анализа: междисциплинарные методы-подходы: общенаучные: методы частых наук:психологические социологические психофизиологические;акмеологические.психологические обще­ственно-приемлемое высокого уровня Дмитриева М. А., Крылов А. А., Нафтульев А. И. Акмеологическая диагнос­тика метод сравнения (сравнительный анализ). уже Зазыкин В. Г., Чернышев А. П. Фетисова Е. В. анализ, акмеологический анализ. акмеологическая экспертиза. акмеологических экс­периментов. естественный, формирующий и преобра­зующий. естественный формирующие Преобразующий акмеологический подход. акмеоцентрический и акмеографический.Акмеоцентрический подход Акмеографический подход — Акмеограмма — акмеологических методов. акмеографические описания. акмеограммы Примечание: в

  1. Подструктура направленности:
  1. Обобщенные дополнительные данные.
  2. Развернутое общее заключение.
  1. Акмеограмма должна обязательно включать цели личностно-профессионального развития (конечные и промежуточные).
  2. В акмеографическом обследовании следует применять различ­ные методы — тестирование, экспертные оценки, наблюдение, интервью, опросы и пр. Акмеолог, применяя их, должен подтвер­дить свою высокую квалификацию. Особую тщательность в ра­боте следует проявлять при описании характерологических осо­бенностей и нравственных качеств личности — ошибки здесьнедопустимы.
  3. Акмеографические описания могут иметь различную форму от качественно строгих до количественных, в том числе данных непосредственных измерений и балльных оценок. В случае необ­ходимости их можно привести к единой безразмерной системе оценок. Результаты акмеографического описания целесообразно представить в виде функциональной схемы или таблицы.
  4. По результатам акмеографического обследования следует особо выделять:
  1. Акмеографическое описание и акмеограмма обязательно долж­ны содержать индивидуальные рекомендации.
  2. Разработанная акмеограмма должна стать базисом для мони­торинга личностно-профессионального развития. Целесообраз­но на ключевых этапах развития составлять новые акмеограммы, чтобы осуществлять сравнительный анализ.

1.3.2. Акмеологические критерии и показатели

профессиона­лизма. Акмеологический критерий — Акмеологические показатели интегральными конкретными Интегральные Конкретные —

1.3.3. Акмеологические модели

Модель —

  1. определение объекта исследования;
  2. активизация накопленных знаний об объекте-оригинале;
  3. обоснование необходимости применения моделирования;
  4. выбор существующих переменных и постулатов;
  5. отбор тех объектов, которые поддаются изучению.

Ломов Б. Ф. акмеологическая модель — Ганзен В. А. Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Синягин Ю. В.

1.3.4. Акмеологические технологии

Акмеологическая технология — Гусева А. С., Деркач А. А. акмеологическое воздействие.Акмеологическое воздействие это интегрированное и целена­правленное влияние, осуществляемое на личность или группу, имеющее гуманистическое содержание и направленное прежде всего на развитие личности или группы.акметектоникой*.*Акметектоника рассматривает исключительно внутренние побу­дительные причины и детерминанты «технологического характера» движения к профессиональному АКМЕ.
        5           …  

1.3. Акмеологические методы, модели и технологии

Основные принципы, задачи и области применения

И хотя сегодня многие начинают свой профессиональный путь гораздо раньше – в 20 и в 24 года, но, тем не менее, как утверждают психологи, наиболее активный период саморазвития человека начинается именно с 30 лет.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Как найти себя в жизни?

Рассматривать данную науку необходимо системно, как целостную структуру, которая объединяет в себе многие знания

Более того, важно понимать, что акмеология на данный момент изучает достаточно широкий спектр вопросов:

Как реализуют свой творческий потенциал, свои творческие способности взрослые, зрелые люди, для того чтобы достичь высот в профессиональном мастерстве (нужно сказать, что больше половины зрелых людей сегодня недостаточно используют или вообще не используют свой творческий потенциал, который мог бы им помочь в достаточной мере реализовать себя).
Что может препятствовать или, напротив, способствовать достижению высот в собственном профессиональном и личностном развитии.
Каким образом и чему человек обучается, чтобы достичь высот в профессионализме (как учится, на что делает упор, чему уделяет наибольшее внимание, что ему важно знать и уметь, чтобы достичь высот).
Как влияет на достижение акме способность человека к самообразованию, а также умение себя организовывать, быть дисциплинированным и целеустремленным.
Как человек адаптируется под постоянные изменения внешней среды (развитие науки, культуры, искусства, развитие компании, в которой он работает), а также под изменения внутренних интересов, личностный рост и получение новых знаний.

Данная наука объединяет достаточно много разнообразных тем и вопросов, на которые до сих пор нет однозначных ответов. Это позволяет акмеологии постоянно развиваться и совершенствоваться, ведь вместе с развитием общества, людей, сменой поколений должна меняться и наука.

1. Комплексное, разностороннее исследование человека, находящегося на этапе взрослости. Здесь рассматриваются особенности развития, динамики и изменений в физическом, психологическом, личностном и профессиональном развитии. Также в задачи данной науки входит понимание того, как проходило развитие человека на предыдущих этапах (в детстве, молодости).

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Что такое акцентуация в психологии?

2. Понимание того, как должен развиваться человек на предыдущих этапах развития, чтобы достигнуть определенных вершин в зрелости. Изучение того, как влияют макросреда и микросреда (государство, семья, природа) на способность человека достигать профессиональных и личностных высот.

4. Кроме того, создание таких методов и инструментов, которые позволят оценивать уровень профессионализма в разных сферах и у разных людей. На данный момент таких методов практически нет, так как сам термин «профессионализм» будет в каждой сфере и отрасли деятельности иметь свое значение.

Похожие термины:

  • интегрированная научная дисциплина о закономерностях достижения личностью вершин на каждом этапе читательского развития в онтогенезе с учетом накопленного читателеведческого знания в филоген

  • новая объединяющая психологию и акмеологию научно-практическая область. А. и п.п.д.г.с. разрабатывает теоретически и решает практически вопросы: 1) профессиональной подготовки кадров государствен

  • в предмете акмеологии изучение механизмов развития занимает ключевое место, так как только естественное и организованное изменение человека, формирование механизмов развития предопределяет во

  • Акмеология тесно связана с такими социальными науками, как философия, история, культурология, социология, экономика, политология, конфликтология, педагогика и экология. Линия взаимодействия акме

  • одно из направлений акмеологической науки, изучающей закономерности, условия и факторы, обеспечивающие высший уровень достижений человека в педагогической деятельности.

  • это область акмеологии, обращенная к изучению явлений высшего мастерства в управленческой деятельности, его становления и увядания, а также высших проявлений человека в управленческой деятельно

  • научное и прикладное направление акмеологии, развивающееся на стыке общественных, гуманитарных, естественных, и военно-технических наук, которое изучает феноменологию и особенности индивидуаль

  • отрасль акмеологии, объектом которой является профессиональная деятельность юриста, а предметом – факторы, способствующие совершенствованию его профессионального мастерства. Основные задачи А

  • научное направление, объектом которого является человек- специалист, профессионал в динамике его саморазвития и самосовершенствования в процессе профессиональной деятельности и жизни. Предмет

  • (от греческого «акме» – вершина) – психология зрелого возраста, наука о кризисах взрослости и способах их преодоления; в узком смысле акмеология понимается как наука о самоактуализации человека.

  • определение предметно-методической специфики и категориально-методологических рамок акмеологии, представляющее собой особую проектировочную задачу. От ее решения в известной мере зависят пути

  • рассматривается в системе связей «индивид», «индивидуальность», «субъект», исследуется преимущественно как личность взрослого человека, достигшего самореализации, зрелости, оптимума своего раз

  • от греч. methodos – путь исследования или познания, теория, учение) – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных

  • представляет собой три основных этапа. 1. Имплицитный – развитие представлений о совершенствовании человека (в истории, философии, науках, культуре), особенно методологических принципов, проблем

  • методика развития и саморазвития читателя в рамках междисциплинарного подхода NBICS (нано, био, инфо, когнито, социо) – конвергентной теории и технологии.

  • основополагающие принципы, структура, логическая организация, методы и средства познания в акмеологии. 1. Общеметодологические принципы акмеологии, выработанные на рубеже ХХI в., имеют ориентирую

  • оформляют основные противоречия между внешней и внутренней детерминацией личности, субъекта, между личностной и социально-профессиональной детерминациями, между заданностью, алгоритмизированн

  • заключаются в: — определении ее предмета и его дифференциации от смежных наук; — систематизации специфических понятий и раскрытии их акмеологического смысла и содержания; — соотнесении индивидуал

  • классифицируются на: — обозначающие высшие стадии, уровни, качества развития и их характеристик: «зрелость», «компетентность», «профессионализм», «мастерство», «культура» и само «акме»; — выражающ

  • 1) (по А. А. Бодалеву) – «закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Ступень зрелости человека и так

Начальный этап и развитие отрасли

Начало акмеологии как науке было положено в 1928 году Рыбниковым Н. А., предложившим сам термин как название науки о развитии человека на взрослом этапе жизни. Но тогда путь молодой науки только начинался.

Более-менее заметной отдельной отраслью знаний акмеология стала в середине 20 века. Тогда известный русский ученый Ананьев Б. Г. определил место нового направления, занимаемое им среди всех наук о человеке. Ближе всего акмеология стояла и стоит к психологии.

Высшую степень признания наука о развитии в зрелом возрасте обрела лишь в 90-е годы прошлого века. Внесли свой вклад в такую науку, как акмеология, Деркач А. А. и Бодалев А. А. Под их руководством была открыта первая кафедра акмеологии (полное название — кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности) в Российской академии государственной службы при Президенте РФ. В 1992 году в Санкт-Петербурге открылась и была официально зарегистрирована Академия акмеологических наук. Инициировали событие российские ученые-психологи Кузьмина Н. В., Деркач А. А., Зимичев А. М.

Сегодня акмеология очень близка по целям и предмету изучения к педагогике и психологии.

На начальных этапах новая наука была обращена к изучению факторов, позволяющих взрослым людям получать высокие достижения в любом виде деятельности (управление, медицина, юриспруденция, сюда же входит акмеология спорта). Постепенно исследователи пришли к выводу, что основа вершинных достижений человека во взрослом возрасте закладывается в детстве. В начале жизни активно развиваются новые навыки, накапливается опыт, формируется отношение к тому или иному виду деятельности и устойчивая мотивационная готовность. Все эти качества, если можно так выразиться, в зрелом возрасте выстраивают успех личности во всех сферах.

Аспекты изучения науки

Акмеология — это изучение многопланового развития человека. Она старается максимально осветить все аспекты, касающиеся развития человека во взрослый период его жизни. Эта наука охватывает такие моменты, как:

  1. Закономерности, выявляемые в реализации творческого потенциала взрослого человека при созидательной деятельности.
  2. Особенности обучения взрослого человека и процесса становления его как профессионала.
  3. Самоорганизация, самообразование зрелой личности, а также самоконтроль при этих процессах.
  4. Факторы различного порядка (объективные, субъективные), сопровождающие достижение вершин деятельности, как сопутствующие, так и препятствующие успеху.
  5. Особенности совершенствования взрослого человека, реакции на появление новых обстоятельств (требования профессии, изменения в научном, техническом, культурном прогрессе), самореорганизации, самокоррекции. Здесь же рассматриваются изменения внутренних, личных интересов человека (пересмотр достоинств и недостатков своей деятельности, осознание своих возможностей и способностей).

Таким образом, современная акмеология — это уникальная отрасль научного знания, призванная всесторонне исследовать успех человека и составляющие, приводящие к нему.

Зрелая личность с акмеологической точки зрения

Центром, вокруг которого сосредотачивает свое внимание акмеология, является зрелая личность с ее сформированными и только лишь образовывающимися характеристиками. Наука дает признаки зрелой личности

Это и развитое чувство ответственности, стремление конструктивно решать сложные жизненные задачи, потребность заботиться о других, находиться в психологической близости с людьми, активно участвовать в общественной жизни, применяя свои навыки и способности, — все, что ведет к максимальной самореализации

Наука дает признаки зрелой личности. Это и развитое чувство ответственности, стремление конструктивно решать сложные жизненные задачи, потребность заботиться о других, находиться в психологической близости с людьми, активно участвовать в общественной жизни, применяя свои навыки и способности, — все, что ведет к максимальной самореализации.

Показателем того, что индивид — зрелая личность, является признание в социальной группе его качеств и значимости. В зависимости от оценки индивида в обществе формируется его отношение к собственному успеху и неудачам на пути к нему. То есть появляется признание на личностном уровне. В случае если признание не достигнуто, человек испытывает психологический дискомфорт.

Если признание человек не получает ни в социальной среде, ни на личностном уровне, это грозит ему психологическим кризисом личности.

Кроме высказывания своего взгляда на зрелость человека, акмеология уверяет, что для общества крайне важно, чтобы у каждого индивида период акме был как можно дольше. К слову, акме — это наиболее продуктивный период в жизни человека

Условия для формирования зрелой личности

Достижение вершин в разных сферах деятельности возможно при некоторых условиях. Акмеология это также изучает. И вот какие закономерности, необходимые условия, она выделила:

— правильная организация времени;

— формирование активной позиции при выборе жизненного пути;

— профессиональная и этническая культура;

— приведение в соответствие личностных свойств человека и условий этнопсихологической среды, влияние последней на становление личности;

— благоприятные условия для преодоления противоречий между окружающей средой и личностью;

— продуктивное решение проблем и задач взрослого человека;

— осознание своих возможностей, самосовершенствование и отношение к себе как к творцу своей жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector