Как возникла психология как наука? история психологии. великие психологи

В. Вундт

Имя Вундта известно в психологии так же, как и Юнга, и Рубинштейна. Вильгельм Максимилиан жил в 19 веке и активно практиковал экспериментальную психологию. Данное течение включало в себя нестандартные и уникальные практики, которые позволяли изучить все психологические явления.

Как и Рубинштейн, Вундт изучал детерминизм, объективность и тонкую грань между деятельностью человека и его сознанием. Главная особенность ученого в том, что он являлся опытным физиологом, который понимал все физические процессы живых организмов. В какой-то мере Вильгельму Максимилиану было гораздо проще посвятить свою жизнь такой науке, как психология. За всю жизнь он обучил десятки деятелей, в числе которых Бехтерев и Серебреников.

Вундт стремился познать, как работает наш разум, поэтому нередко проводил эксперименты, позволяющие ему выяснить химические реакции в организме. Именно работы этого ученого и заложили фундамент в создании и продвижении такой науки, как нейропсихология. Вильгельм Максимилиан любил наблюдать за поведением людей в разных ситуациях, поэтому разработал уникальную методику — интроспекцию. Так как сам Вундт был еще и изобретателем, то многие эксперименты прорабатывались самим ученым. Однако интроспекция не включала в себя использование приборов или инструментов, а лишь только наблюдение, как правило, за собственными психическими явлениями и процессами.

Области и структура психологии

В результате развития психологической науки возникло огромное количество областей, охватывающих самые различные сферы. Когнитивная психология исследует человеческое мышление и особенности развития познавательной функции. Сравнительное ответвление дисциплины изучает поведенческие паттерны представителей животного мира для установления взаимосвязи с шаблонами, которые присущи людям. Принято выделять также следующие области психологической науки:

  1. Судебную. Исследования в данной сфере используются преимущественно в системе правосудия.
  2. Патопсихологию, которая изучает всевозможные патологии и поведение, выходящее за рамки принятых норм.
  3. Клиническую. Передовики в области клинической психологии заняты поисками эффективных методов терапии различных психических расстройств.

Нейропсихология является междисциплинарным научным направлением, нацеленным на понимание особенностей психических процессов и того, как функционирует головной мозг. В данной области используются достижения в информатике, нейробиологии и философии, а к ее основным методам относятся: раздражение и разрушение структурных связей, а также исследование сравнительно-анатомическим способом.

Современная психология представляет собой интенсивно развивающуюся сферу человеческого познания, обладающую тесной связью с рядом других научных дисциплин. Подобно любому развивающемуся явлению, психология постоянно подвергается всевозможным метаморфозам, которые в итоге и приводят к ее эволюции. Отрасли психологии как науки занимаются изучением закономерностей, фактов и механизмов психической деятельности при условии влияния конкретных обстоятельств и внешних раздражителей.

Что такое психология? Ответить на этот вопрос кратко и понятно непросто, учитывая тот факт, что на текущий момент насчитывается более 100 отраслей дисциплины, претендующих на звание самостоятельных наук. Общая психология считается своеобразным ядром, изучающим основополагающие принципы, механизмы, а также формирование и становление психологического знания. Перед фундаментальной частью психологии стоит задача вывести формулы основных закономерностей, а также обосновать методы и способы общения личности с обществом и повседневной действительностью.

Помимо фундаментальной (или общей) психологии, существует внушительное количество дисциплин, наиболее полно сформировавшимися и содержательными из которых являются:

  1. Социальная психология, изучающая взаимодействие людей в рамках крупных общностей и целых этносов.
  2. Педагогическая психология исследует закономерности воспитательного процесса и поиском методов обучения.
  3. Психофизиология направлена на изучение взаимной связи между физиологическими и психическими проявлениями.
  4. Предметом изучения дифференциальной психологии являются индивидуально-типологические различия между людьми, а также особенности их характера, темперамента и профессиональных наклонностей.
  5. Возрастная психология занимается исследованием психического онтогенеза и личностных качеств, обусловленных возрастом и резервами развития. Подразделяется на: геронтопсихологию, детскую, подростковую, юношескую и взрослую психологию.
  6. Медицинская отрасль науки изучает особенности психического развития нездорового человека и пограничные психологические состояния.

Патопсихология и психология, занимающаяся исследованием различных отклонений психической деятельности, рассматривает причины и методы преодоления врожденных либо приобретенных дефектов мозга, нарушений зрения, слуха или речевого аппарата. Существуют прикладные отрасли, сопряженные с той или иной разновидностью деятельности: военная, юридическая, политическая, спортивная, генетическая и даже космическая психология.

Психологические науки базируются на фундаментальной дисциплине, однако варьируются в зависимости от специализации и используемых методов, при помощи которых решаются поставленные конкретные задачи. Практическая психология — это наука, получившая активное развитие в наши дни, и ориентированная на объективное описание и предоставление целостных характеристик личности.

Изучение поведения человека в психологии. Поза, походка, жесты и мимика

Психология человека по поведению и жестам не всегда так проста и однозначна, как может показаться на первый взгляд.

Так как человека с детства воспитывают придерживаться определенных правил и норм поведения, то иногда очень трудно определить характер человека. Например, по улыбке трудно судить, что происходит в душе человека, ведь она может быть настоящей или «сквозь слезы».

Двойственность натуры человека также мешает понять его. Если человек мягкий и безотказный, но не хочет таким казаться, то он соответственно будет вести себя по-другому и контролировать свои действия.

Для понимания языка тела важную роль играют именно непроизвольные, неосознанные движения.

Если у человека асимметричное лицо, то можно сказать. Что рациональное и эмоциональное не в ладу друг с другом. Когда происходит постоянная внутренняя борьба, угрызения совести, это очень отражается на лице.

Если у человека неестественная, зажатая походка (то есть ноги, таз и поясница будто туго связаны между собой), это говорит о проблемах в сексуальной сфере.

Важную роль играют напряженность или расслабленность движений. Когда человек расслаблен он отдыхает душой и открыт для восприятия окружающих.

Психология поведения человека помогает определить черты характера по основным признакам:

  • Беззаботность и недисциплинированность проявляются расхлябанной походкой, непринужденными позами;
  • Неуверенность и боязливость выражаются в закрытых позах рук и ног, руки в карманах или закрывающие часть лица. Также покраснение, прерывистый голос выдают человека неуверенного в себе. Эти люди склонны себя постоянно накручивать и делать из мухи слона;
  • Нервозность, беспокойство выдают ритмичные движения пальцев рук. Перебирание предметов, ерзание на стуле.
  • Широкая и медленная походка говорит о человеке, желающем выставить себя на показ. А театральность жестов говорит о завышенной самооценке;
  • Прямолинейные и сдержанные движения говорят о холодности, расчетливости натуры;
  • Резкие и неупорядоченные движения говорят о раздражительности, нервозности;
  • Если движения тела закругленные и плавные, это характеризует человека эмоционального и беззаботно относящегося к миру.

Конкурентное поведение

Эта разновидность поведенческих реакций индивида выражается в том, что он воспринимает людей, как потенциальных или реальных конкурентов. Этот взгляд провоцирует его бороться или соревноваться с ними. Основной сутью такого поведения является победа или получение преимущества. Оно напрямую связано с А типом поведения человека в организации.

Это нетерпеливые, раздражительные, недоверчивые, враждебно настроенные люди. Противоположно ему выступает поведенческая линия В, согласно которой индивид не стремится к конкуренции и доброжелательно относится ко всем окружающим.

Отражение реальности или окружающего мира

Для начало нужно понять, что говоря «отражение», не имеется в виду простое, механическое, некое зеркальное отражение окружения. На самом деле это весьма непростой процесс, который все время меняется и зачастую приводит человека к немалым противоречиям.

Отличительной чертой этого свойства является то, что во время психического отражения объективной реальности все внешние воздействия воспринимаются человеком через призму уже сложившегося опыта и исходя из особенностей психики. Именно эта функция «виновата» в том, что одно и то же явление в окружающем мире отражается совершенно иначе у разных индивидов. Интереснее всего, что и у одного и того же индивида одно и то же явление может отражаться по-другому, исходя из условий и времени.

Надо помнить, что отражение представляет собой правдивое отображение действительности. Вся материальная реальность, которая возникает в образах у индивида, представляет собой некое подобие снимка, копию существующего явления или же события, либо предмета. А это, в свою очередь, означает, что, несмотря на факт, что эта функция является субъективной, все равно окружающий мир не перестает отображаться в объективной реальности. Именно это и делает данную функцию уникальной и особенной.

Поэтапный вид: авторский экскурс

Постепенная подача материала знакома всем не понаслышке, поскольку применяется повсеместно. Система мышления построена таким образом, что способна воспринимать часть информации, обрабатывая и анализируя наиболее удобным способом. С течением времени она закрепляется на сознательном уровне.

Поэтапное принятие качественного объема навыков и наработанных умений, в конечном итоге определяют содержание и характер сферы деятельности знания. Это поступательное движение вверх, к совершенствованию, нашло отражение в трудах Гальперина П.Я. и Талызиной Н.Ф. в 1985 и 1998 годах. Учение направлено на такие способы познания, которые бы включали в себя уже имеющиеся способности, обеспечивающие его применение в перспективе на заданных параметрах.

Авторы подчеркивают, что абсолютно любое свежее интеллектуальное достижение — форма материализованная, задающая функции реальным предметам, либо схематичным плоским данным начертательной геометрии (чертежи, эскизы).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector