Психология — направления, история, описание, области применения

Основные направления социальной психологии — Стр 2

Таким образом, каждый субъект имеет свое собственное объяснение мира и окружающих явлений, которое обуслов­лено не только его социальным опытом, но и спецификой познавательных процессов. Он принимает решения на ос­новании своей точки зрения, определенного видения и по­нимания событий. Соответственно, обладая знаниями о ког­нитивной структуре человека, можно в известной мере объяснить и предсказать его поведение.

К основным теоретическим направлениям современной социальной психологии относится также символический интеракционизм. Он представляет собой американский ва­риант социальной теории, формирование которой началось в 20-е годы. Основоположником его считается Дж. Г. Мид (1863-1931).

Наиболее четко положения данного направления изло­жены в работах Г. Блюмера (1900-1987): человеческая дея­тельность осуществляется на основании значений, которые люди придают предметам и событиям, эти значения есть продукт взаимодействия (интеракции) между индивидами, они являются результатом интерпретации окружающих сим­волов.

Одна из основных идей интеракционизма заключается в том, что личность всегда социальна и не может формиро­ваться вне общества. Особая роль отводится коммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов, выраженных в тех или иных знаковых системах, главнейшей из которых является язык. В широком понимании символ — это слово, жест, знак. Символическая ком­муникация — начало человеческой психики, то, что выде­ляет человека из животного мира. Развитие личности рас­сматривается через усвоение различных знаковых систем.

В рамках данного направления также изучались пробле­мы референтных групп, структура и динамика формирова­ния личности, ролевые теории, микропроцессы социально­го взаимодействия, среда социальной деятельности. Личность рассматривалась в двух аспектах: как автоном­ная единица, проявление которой можно наблюдать в им­пульсивном поведении, и как зависимый социальный эле­мент, обнаруживающий себя в поступках, обусловленных ожиданиями окружающих. Активное начало личности ле­жит в основе изменений не только самого человека, но и общества. И в этом смысле трансформацию общественных отношений можно рассматривать как случайную, не под­чиняющуюся закономерностям. В силу своей специфики идеи интеракционизма внесли существенный вклад, преж­де всего, в социологию — науку, изучающую общество во всех его проявлениях.

Четвертый этап в развитии социальной психологии начинается с середины XX века и продолжается до наших дней. В основном он связан с решением практических за­дач, работой на социальный заказ. Что же касается фунда­ментальных теоретических разработок, то они отступают на второй план. Прикладная социальная психология обре­тает широкую популярность, в ее структуре появляются новые направления: этническая и политическая психология, психология рекламы, управления, бизнеса и т. п.

Разные виды психологов

Психологи у них были разные области специализации , В рамках этого некоторые психологи посвящены практической области, а также исследованиям или преподаванию. Например, вы будете удивлены, узнав, что есть психологи, которые развивают свою профессию в области видеоигр …

Как вы можете видеть, области применения, в которых работают психологи, многочисленны, и по этой причине мы представляем вам ниже список типов психологов, которые существуют, и мы объясним их основные функции , Эти категории не являются взаимоисключающими, поэтому человек нередко имеет функции двух или даже трех типов психологов.

Таким же образом, области изучения двух из этих типов могут быть одинаковыми, принимая во внимание, что психологи, которые посвящают себя исследованиям, имеют сходную структуру со многими другими, которые посвящены вмешательству в определенную тему, точно так же как мы увидим

Психотипы людей – классификация согласно сенсорной типологии

Как мы уже выяснили, все люди разные. Типы мышления и восприятия у них, соответственно, тоже разные. И вот, мы подошли к сенсорной типологии, которая показывает, что есть три основных сферы сенсорного восприятия.

1. Визуальный тип восприятия

Это люди, которым нужно все видеть, изучать взглядом. Они много жестикулируют при общении. Любая информация для них – красочная картина, наполненная образами и определенным смыслом. Таких людей будет жутко раздражать беспорядок, даже если они сами его навели, им нужно, чтобы вокруг все было красиво, гармонично и эстетически приятно. Это творческие личности, которые видят мир и запоминают его посредством красок и цветов. Типовыми словами в речи будут: «рассмотрим», «взгляните на это», «представьте себе», «с этой точки зрения», «если посмотреть под этим углом», «великолепно», «прекрасно» и т.д. Они неосознанно будут пытаться сделать так, что бы окружающие увидели картинку, как видят ее визуалисты.

2. Аудиальный тип восприятия

Этим людям в целом не важна визуальная обстановка, если там будет звучать приятная музыка или голос, который им нравится. Все воспоминания будут всплывать, как аудиосообщение. Они так воспринимают этот мир и себя в нем. От них вы можете услышать: «послушайте», «это созвучно», «вы не услышали», «громко сказано» и т.д. Люди с аудиальным типом восприятия говорят и слушают, пытаясь так же донести до людей информацию.

3. Кинестетический тип восприятия

Тут окружающему миру и людям, которые рядом, нужно держаться подальше, если они не хотят тактильного контакта. Потому что кинестетики потрогают все и всех, если у них будет эта возможность. Они любят удобные и приятные на ощупь вещи, даже если они не кажутся красивыми визуалам. Людям, с таким типом восприятия, можно сколько угодно объяснять теорию, но, если они не сделают это хоть раз своими руками, можно считать, что они не знают ничего по этому поводу. В речи будут использовать: «возьмемся за это дело», «крепкое рукопожатие», «взять на вооружение», «уютный человек», «мягкий характер» и т.д. Им легче показать вам что-то действием, чем объяснить словом.

Типы личности по Холланду

По Холланду выделяют следующие типы личности:

  • Реалистичный. Он ориентирован на реальность, у него развиты моторные навыки и пространственное мышление;
  • Интеллектуальный вид предпочитает развивать умственные способности. Он активен, во время работы не отвлекается, погружен в процесс;
  • Социальный. Он общительный, пытается занять позицию лидера. Сопереживает коллективу, но не упустит возможность преподать урок;
  • Конвенциальный тип отличается консервативностью и старомодностью. Действует, опираясь на алгоритмы и стандартные схемы;
  • Предприимчивый вид изобретательный, склонен загораться идеями вплоть до проявления агрессии. Не может сидеть на месте и концентрироваться на деталях;
  • Артистический тип верит своей интуиции, любит фантазировать. Игнорирует правила, предпочитает творческие занятия.

Когнитивная психология

Как современное направление, когнитивная психология включает в себя много разделов: восприятие, память, воображение, речь, мышление, принятие решений и т.д. Познавательная активность человека связана с приобретением, систематизацией и использованием знаний. Наработанная база экспериментальных исследований включает в себя и сознательные, и бессознательные процессы психики, которые оцениваются как разные способы переработки информации. Зачастую в настоящее время когнитивисты проводят аналогии между познавательным процессом у человека и преобразованием информации в компьютере.

Привычка мечтать — не самая бесполезная. Все люди мечтают — кто больше, кто меньше. Согласно исследованиям, в среднем мы отдаем этому увлекательному занятию примерно 30% времени. С одной стороны, это кажется непродуктивным, ведь мечты редко воплощаются в реальность. Но с другой — мечтатели, как правило, более изобретательны и легче находят нетривиальные решения

Гештальтпсихология, 1912

Борьба направлений с механистическими и идеалистическими установками и метафизичность распространённых теорий неизбежно приводит к выдвижению во втором десятилетии XX в. целостных принципов и образованию гештальтпсихологии, основанной на исследованиях восприятия. Основатели направления, венгерский психолог – Макс Вертгеймер, немецкий психолог – Вольфганг Кёлер и американский психолог – Курт Коффка, определяют «гештальт» как целостное образование, имеющее качество формы, не сводимое к свойствам его частей.  

По основному принципу гештальтпсихологии, все психические процессы объясняются динамическими, изменяющимися соотношениями, которые устанавливаются непосредственно в процессе, а не независимо от него, и определяют его путь механистическими связями. Действия человека исходят из восприятия ситуации и выступают конечной стадией саморегулирующегося динамического процесса. Как видно, гештальтпсихологи в своих положениях тесно связывают идеализм с механицизмом. Другими словами, они выступают против принципа расчленения сознания на компоненты и придерживаются идеи воссоздания психикой целостного понятного образа. Например, воспринимая слово с пропущенной буквой, мы стремимся воссоздать его целиком.

Основной постулат современных гештальтистов состоит в том, что человек стремится к целостности и завершённости, координирует различные части личности в единое целое. Главная жизненная цель – самоактуализация, сосредоточенная только на настоящем и действительном.

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология — это направлении в психологии, возникшее в XX веке, предметом исследования которого стала здоровая творческая личность, цель которой самоосуществление, самоактуализация и рост.Основателями гуманистической психологии считаются А. Маслоу и К. Роджерс.

С точки зрения Абрахама Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации. Причем подобное активное стремление к раскрытию своих способностей и задатков, развитию личности и скрытого в человеке потенциала является наивысшей человеческой потребностью.

Правда, для того, чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей. Прежде, чем начинает «работать» потребность каждого вышележащего уровня, потребности нижележащих уровней уже должны быть удовлетворены.

Иерархия потребностей по Маслоу: 1) физиологические потребности (потребность в еде, питье, дыхании и т.д.);2) потребность в безопасности (чувства стабильности, порядка, защищенности, отсутствие страха и тревоги);3) потребность в любви и чувстве общности, принадлежности к определенной группе;4) потребность в уважении со стороны окружающих и в самоуваже­нии;5) потребность в самоактуализации.

Карл Роджерс известен прежде всего благодаря своему популярному в психотерапии методу под названием личностно-ориентированная терапия (психотерапия, центрированная на клиенте).

У Роджерса был свой особый подход к психокоррекции. Он исходил из того, что психотерапевт должен не навязывать свое мнение пациенту, а подводить его к правильному решению, которое последний принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям, начнет лучше понимать себя, а значит и окружающих.

Возлагая основную от­ветственность за происходящие во время лечения перемены не на тера­певта, а на клиента, Рождерс указывает на то, что человек, благодаря своему разуму, в состоянии самостоятельно менять характер своего поведения, заменяя нежелательные действия и поступки на более желательные.

По его мнению, мы вовсе не обречены вечно находиться под властью бессознательного или собственных детских переживаний. Личность человека определяется настоящим, она формируется под влиянием наших сознательных оценок происходящего.

Роджерс также разделял позицию Маслоу о присущей каждому потребности в самоактуализации, считая, что основной причиной неврозов является расхождение между тем, кем себя считает человек, и тем, каким он хочет быть.Стремление к самоактуализации, по Роджерсу, является главным мотивом деятельности человека. Хотя это стремление носит врожденный характер, его развитию могут способствовать (или, напротив, препятствовать) детские переживания и научение.

Другим ярким представителем гуманистической психологии является Гордон Олпорт.К важнейшим заслугам Олпорта относится то, что он одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Он утверждал, что каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл  черта.

Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и представляют собой врожденные, генотипические образования, а инструментальные — оформляют поведение и формируются в процессе жизни человека, т. е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности, придает ей уникальность и неповторимость.

Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся системой. Он исходил из того, что человек прежде всего социальное, а не биологическое существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом.

Он доказывал, что в основе развития человеческой личности лежит как раз потребность взорвать равновесие, достичь новых вершин, т.е. потребность в постоянном развитии и совершенствовании.

Экзистенциальная психология

Экзистенциальная психология — это направление в психологии, возникшее в XX веке и изучающее проблемы жизни и смерти, свободы и ответственности, общения и одиночества, а также проблему смысла жизни.

Экзистенциалисты считали, что эти проблемы выполняют динамическую функцию по отношению к человеку — побуждают развитие его личности. Но столкновение с ними болезненно, поэтому люди склонны защищаться от них, что зачастую приводит к иллюзорному решению проблемы.

Представители экзистеализма утверждали, что люди должны начать переоценивать ценности, стараться не совершать тривиальных, типичных, лишенных оригинальности, бессмысленных поступков, глубже понимать смысл жизни в настоящем, стать свободными от внешних и внутренних обстоятельств.

Экзистенциальная психология придерживается точки зрения, согласно которой люди несут значительную долю ответственности за то, какие они есть. Существованию отдается предпочтение перед сущностью, рост и перемены считаются более важными, чем устойчивые и неподвижные характеристики, процесс имеет преимущество перед результатом.

Яркий представитель данного направления — Виктор Франкл, автор логотерапии и экзистенциального анализа, объединенных общим названием Третья венская школа психотерапии.

Франкл считает основной движущей силой личности не потребность раскрыть себя (самоактуализироваться), а потребность выйти за пределы своей ограниченности, «самотрансцендироваться». Это стремление человека может быть названо волей к смыслу

Франкл уделяет особое внимание ситуации смыслоутраты («экзистенциального вакуума») и поиску смысла в безнадежных ситуациях

Еще одним из ярких представителей экзистенциальной терапии является Джеймс Бьюдженталь, который назвал свою терапию жизнеизменяющей.

Центральную позицию Бьюдженталя можно сформулировать следующим образом: при определенных условиях почти любое действие может вести клиента к усилению работы с субъективностью; искусство терапевта как раз и состоит в способности адекватно применять весь богатый арсенал, не переходя при этом к манипулированию.

Именно для становления этого искусства психотерапевта Бьюдженталь описал 13 основных параметров терапевтической работы и разработал методику развития каждого из них.

Теоретическим и идейным лидером экзистенциальной психотерапии принято считать выдающегося американского психолога и психотерапевта Ролло Мэя. Вслед за К. Роджерсом он внес решающий теоретический и практический вклад в становление психологического консультирования как полноправной специальности.

Мэй уделял особое внимание изучению феноменов страха и тревоги, первым указав, что высокая тревожность не обязательно является признаком невроза. Он разделял тревожность на нормальную и невротическую

Причем нормальная тревожность нужна человеку, так как держит его в состоянии бдительности и ответственности. Мэй считает, что осознание человеком свободы выбора повышает у него чувство ответственности, которое, в свою очередь, неизбежно вызывает тревожность — озабоченность за эту ответственность выбора.

Невротическая тревога — это неадекватная реакция на объективную угрозу; такая тревога подразумевает подавление и является скорее разрушительной, чем конструктивной. Если нормальная тревога ощущается всегда, когда ценности подвергаются угрозе, то невротическая тревога посещает нас в том случае, если поставленные под сомнение ценности на деле являются догмами, отказ от которых лишит наше существование смысла.

Мэй выделяет три типа онтологической вины, соответствующих ипостасям бытия-в-мире.1. Umwelt, или «окружающей среде», соответствует вина из-за разделения, преобладающая в «развитых» обществах, вызванная разделением человека и природы.2. Второй тип вины происходит из нашей неспособности правильно понимать мир других людей (Mitwelt).3. Третий тип основан на отношениях с собственным «я» (Eigenwelt) и связан с отрицанием нами своих возможностей, а также с неудачами на пути их реализации.

Таким образом, Мэй считал, что задача психотерапевта состоит в помощи человеку при осознании причин его тревоги, зависимостей, мешающих свободному развитию и самосовершенствованию. Свобода связана с гибкостью, открытостью, готовностью к изменениям, что помогает человеку осознать себя и выстроить адекватный своей индивидуальности образ жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector