Социальная психология

Методы социально-психологического исследования

Все методы исследований в социальной психологии Андреева Г. М. разделила на две основные группы: методы исследования и методы воздействия. Также все методы делятся на теоретическую и эмпирическую группы.

Теоретические методы используются при разработке и доказательстве научных теорий. К таким методам относятся: 1) критический метод, 2) конструктивный метод, 3) обзорно-аналитический метод.

Методы исследования

Эта группа содержит методы сбора информации и методы её обработки.

К эмпирическим методам исследования относятся:

  • наблюдение;
  • изучение документов (в том числе контент-анализ);
  • опросы (анкеты, интервью);
  • математические (методы математической статистики и методы математического моделирования);
  • эксперимент (лабораторный и естественный).

К методам наблюдения относятся:

  • скрытое наблюдение;
  • открытое наблюдение;
  • стандартизированное наблюдение;
  • стороннее наблюдение (стороннее или внешнее наблюдение);
  • включённое наблюдение;
  • свободное наблюдение.

Методы обработки данных:

  • статистические методы (корреляционный анализ, факторный анализ и другие);
  • приёмы логической и теоретической обработки (построения объяснений, типологий и так далее).

Методы социально-психологического воздействия

Относятся к «психологии воздействия».

При проведении исследований составляется программа социально-психологического исследования. В которой чётко обозначаются: цель исследования, решаемые задачи, выбранный объект исследования, сформулирована проблематика, которая исследуется, уточняются используемые понятия, а также весь набор используемых методов.

Методы социально-психологического воздействия — прежде всего методы, используемые в средствах массовой коммуникации, индивидуальной и групповой психотерапии, в процессе проведения и организации публичных выступлений, пропаганде, рекламе, промышленности (для организации оптимальной работы и брейнсторминга) и агитации. В социальной психологии перечисленные феномены классифицируются и им даётся научное объяснение.

Взаимодействие с другими науками

Социальная психология взаимодействует со многими науками:

  1. Историей — изучение поведения людей, отдельных групп в разные промежутки времени. При этом учитываются различные факторы, которые влияют на взаимодействия между отдельными субъектами.
  2. Философией — обе науки отлично дополняют друг друга учениями.
  3. Этнографией, культурологией — выявляется влияние культуры, принадлежности к разным национальностям на общение между отдельными людьми.
  4. Экономикой — изучается влияние определенных экономических процессов на отношения между общественными группами.
  5. Педагогикой — исследуются процессы воспитания, обучения людей, чтобы добиться необходимых результатов.

Проблемы взаимоотношения между отдельными людьми волновали исследователей с древности. Данные, которые исследователи получали с помощью наблюдения, опросов, тестов, других методик, накапливались. Ученые решили их систематизировать, создать отдельное направление, занимающееся изучением социума. Так появилась социальная психология, которая является актуальной научной отраслью.

Структура книги

Аннотация к первому изданию (1965)

В предлагаемой книге рассматриваются узловые вопросы социальной психологии: дается исторический очерк развития социально-психологических идей и знаний, приводится характеристика общественной психологии как явления духовной деятельности общества, её структуры, значения, функций и законов формирования; определяются предмет социальной психологии как науки, её соотношение с другими общественными науками, направления социально-психологических исследований.
Монография предназначена для научных работников, преподавателей и студентов вузов, для пропагандистов и партийных работников.

Аннотация ко второму изданию (1967)

Как влияет образ жизни современного человека на его психику? От чего зависит эффективность идеологического воздействия? Каковы пути и средства познания психического мира личности? Ответы на эти вопросы поможет найти данная книга, в которой характеризуется социальная психология как наука, её предмет, задачи, проблемы, методы и место в системе социальных знаний. В книге также раскрываются механизмы поведения и формирования личности, способы общения, межличностных взаимоотношений (подражание, мода, заражение, внушение, убеждение и т. д.), показано значение конкретных форм индивидуального и группового поведения людей в экономической жизни общества (психология производственного коллектива, психология потребления и обслуживания), в быту (психология досуга и развлечений), в политической и духовной жизни общества, особенно в практике формирования нового человека, идеологической и пропагандистской работе.
Книга предназначена для научных работников, преподавателей и студентов вузов, для пропагандистов и партийных работников, а также для всех, кого интересуют новые направления исследований в философской, психологической и социологической литературе.

Разделы первого издания

Введение

Глава 1. Из истории социальной психологии

  • 1.1. Возникновение социальной психологии
  • 1.2. Основные этапы развития, направления и черты буржуазной социальной психологии
  • 1.3. Возникновение и развитие марксистской социальной психологии
  • 1.4. Развитие социальной психологии в СССР

Глава 2. Методология социалистической психологии

  • 1.2. Предмет социальной психологии
  • 2.2. Место социальной психологии в ряду других наук
  • 3.2. Система социальной психологии
  • 4.2. Принципы и категории социальной психологии
  • 5.2. Законы социальной психологии
  • 6.2. Методы социальной психологии

Глава 3. Некоторые вопросы теории

  • 1.3. Проблема личности в социальной психологии
  • 2.3. Групповая деятельность
  • 3.3. Проблема общения в социальной психологии
  • 4.3. Психология социальных групп

Глава 4. Прикладная социальная психология

  • 1.4. Из истории прикладной социальной психологии
  • 2.4. Значение, задачи и система прикладной социальной психологии
  • 3.4. Психология материального производства
  • 4.4. Психология быта
  • 5.4. Психология политической жизни
  • 6.4. Психологическая сторона общественного сознания

Методы исследования

Методы получения данных делятся на 4 группы:

  • техники социально-психологических воздействий;
  • практики управленческо-воспитательного воздействия;
  • методики моделирования;
  • практики эмпирических исследований.

Эмпирические методы

Эта группа состоит из нескольких методик, цель которых — получение интересующей информации, анализ новых данных.

Наблюдение — метод получения информации, с помощью которого можно изучать поведение других людей, их привычки, взаимодействие с социумом, изменения действий зависимо от влияния окружающих факторов.

При наблюдении человеку не рассказывают о целях, задачах исследования. При этом записываются явления, происходящие в естественных условиях. Для фиксирования информации наблюдатель делает записи в записной книжке, фотографирует определенные моменты, снимает на видеокамеру поступки субъекта.

Опрос — метод получения информации, который популярен среди психологов. Исследователь заранее подготавливает ряд вопросов, которые будут задаваться при опросе. Перед проведением беседы нужно создать располагающую обстановку, задать несколько вопрос на общие темы, чтобы исследуемый перестал нервничать.

Социометрия — методика изучения личностей, которые являются членами малых групп. С помощью этого метода, исследователи получают информацию об отношениях людей внутри отдельных групп.

Тесты — кратковременные испытания, при которых человек отвечает на вопросы, выбирая ответ из готовых вариантов. С помощью тестирования, исследователи получают информацию о различиях между людьми.

Групповая оценка личности. С помощью этой методики, ученые изучают характеристики отдельных субъектов, которые состоят в отдельных группах. При проведении практики исследователи опрашивают участников отдельной группы.

Эксперимент — практическая методика получения информации. Эксперименты бывают двух типов:

  1. Проводимые в естественных условиях. Ученые наблюдают за испытуемым, не изменяя его привычной жизни. При этом на субъект могут оказывать воздействие различные раздражители.
  2. Создание определенных условий для проведения эксперимента. При этом может быть задействовано лабораторное оборудование для фиксации изменений психического состояния личности.

Главный недостаток экспериментов в том, что испытуемый может предоставлять ложные данные, что приведет к получению недостоверной информации.

Моделирование

Моделирование бывает двух типов:

  1. Техническая имитация процессов. Это специальное моделирование ситуации для изучения психики.
  2. Искусственное создание определенной среды для воспроизведения любого направления человеческой деятельности с целью его дальнейшего изучения.
    С помощью методики моделирования, можно получить информацию относительно сотрудников предприятия, их взаимодействия между собой.

Управленческо-воспитательные методы

Управленческо-воспитательные методы — многочисленные практики, с помощью которых можно организовать продуктивную деятельность, достичь поставленных целей.

При применении методик на изучаемый субъект воздействуют другие люди. Для этого могут применяться приемы угроз, убеждений, наказаний, поощрений, требований. Чтобы человек смог проявить себя, создаются специальные условия, моделируются определенные ситуации.

Управленческо-воспитательное воздействие может проводиться несколькими способами:

  1. Повышение или занижение самооценки, чтобы спровоцировать человека на определенные поступки.
  2. Упражнения, с помощью которых организуется человеческая деятельность, стимулируются позитивные мотивы для выполнения определенных действий.
  3. Оказание убеждения, чтобы сформировать определенные психические явления.

Яркий пример проявления таких методов — воспитание детей родителями. Подобные методики практикуют учителя, тренеры, главнокомандующие в армии.

Социально-психологические методы

Социально-психологические методики — совокупность практик, с помощью которых исследователи оказывают воздействие на интересы, желания, потребности и привычки человека.

Задействовав социально-психологические методики, ученые могут изменять желания, потребности, привычки, стремления, настроение, эмоции, поведение индивида. С помощью этих методов можно разрушить сформированные интересы, привычки, свойства личности, для того чтобы проявить интерес человека к чему-либо другому, задать направление для дальнейшего развития.

Как появилась социальная психология

Исторически данное направление выделилось только во второй половине IXX века. Наибольшую роль сыграли английский психолог У. Мак-Дауголл, психолог и социлог Г. Лебон и криминолог и социлог Ж. Г. Тард. Каждый из них выдвинул теории о развитии общества, благодаря свойствам отдельных людей. Отличалось только обоснование. Например, Мак-Дауголл считал, что причиной стало инстинктивное поведение. Тогда как Лебон рассматривал теорию заражения, а Тард склонялся к теории подражания.

Стартовая точка социальной психологии — 1908 год, когда вышла книга «Введение в социальную психологию за авторством Мак-Дауголла. В 1920-х впервые удалось задействовать математический анализ, что также вывело исследования на новый уровень благодаря работам немецкого исследователя Вальтера Меде. Ему удалось первым зафиксировать отличия людей в группе и одиночестве. В виде примера здесь можно привести устойчивость внимания и переносимость боли. Гордону Уилларду Олпорту удалось поставить массовый социально-психологический эксперимент. Это повлекло за собой огромное количество экспериментальных работ.

На какие подразделения разделяются проблемы социальной психологии?

Всего в психологии выделяют два основных типа: проблема личности и группы, т.е. общества. Решение также закладывается в двух направлениях:

  • Изучение проявления черт личности в разных и существенно отличающихся друг от друга, обществах;
  • исследование возникновения, формирования групповых характеристик, их внутригрупповая динамика, влияние внешней среды и отдельной личности на их показатели.

Термин – «личность» в социальной психологии, совпадает с аналогичным определением из общей психологии. Она указывает на изучение личности в двух направлениях:

1. Исследование личности

То есть социально обусловленных характеристик, процессов создания в ней конкретных качеств как результата влияния общества на человека.

2. Изучение «психологии группы»

Здесь идёт смещение акцента, которая состоит из отдельных личностей, но с характеристиками общественной сущности, в каждой из отдельной и конкретных групп.

Многие ученые, до сих пор бьются об заклад, проводя дискуссии на секционных собраниях выводя на общественность тему «социальной психологии». Человеческая психология разделена на две категории: «общая» и «особая». 

Первая понятна всем – это стандартная общая психология. Последняя же отличается дифференциальной отметкой. Общая в свою очередь может быть разделена на «Индивидуальную» и «Межличностную».

Индивидуальная делает акцент на вещи и опыт. Межличностная на мозг «конкретного» человека.

Данный подход отличается от социологического тем, что он выявляет движения формирования социально-типических черт, их дифференцированные особенности, заставляющие по-разному проявляться в личности, иногда не зависимо или даже вопреки принадлежности к той или иной конкретной группе социума.

Социальная психология акцентирует внимание на изучении всей системы взаимодействия межличностных отношений, их эмоциональной регулировки, как основных мотиваторов деятельности и поведения личности. Этот подход отличает социальную психологию от социологического подхода

Социальная психология изучает поведение и деятельность детерминированной социально личности в социальной группе конкретной и реальной, личностный вклад в функционирование группы, его величину и качество, иначе, чем в общепсихологическом подходе. Основной предмет исследования в социальной психологии – это взаимоотношения и взаимовлияния личности и группы.

Человек – это сложная система единства различных начал: физическое и психическое природное начало, генетически обусловленное, формирует на протяжении жизни социальное начало и нерасторжимо с ним связано взаимовлиянием. Само определение «человек» самое широкое в науке. Другие определения – «личность», «индивидуальность», «индивид», как правило, употребляются в более узком понятии.

Такие науки, как философия, педагогика, психология чаще используют термин «личность», ее развитие и отношения с социумом.

Решение этих проблем должно быть найдено в конечном счёте в силе, побуждающих людей к действию, унаследованных тенденциях, приобретенных привычках, менталитете групп, к которым они принадлежат, и в их отношениях с ними.

Заработная плата

Уровень доходов социальных психологов сильно зависит от места их работы. Так, в государственных, муниципальных, некоммерческих организациях он обычно невелик, тогда как в частных компаниях и фирмах может достигать достаточно высоких значений.

Карьерный рост

Социальный психолог может улучшать свои знания и навыки, повышать своей профессионализм и, как следствие, претендовать на более высокий уровень заработной платы. Также он может занимать руководящие должности, продвигаясь вверх по карьерной лестнице и делая больший уклон в сторону менеджмента.

Профессиональные знания

  1. Закономерности деятельности и поведения людей, включенных в различные социальные группы.
  2. Закономерности развития социальных групп.
  3. Закономерности развития конфликтов и способы их решения.
  4. Особенности поведения личности, включенной в группу.
  5. Понимание и восприятие людьми друг друга, особенности межличностных взаимоотношений в социуме.
  6. Социальные стереотипы и установки, закономерности их появления, их устойчивость, структура, изменчивость, алгоритм передачи и усвоения.
  7. Феномены и явления психики, имеющие отношение к малым, средним и большим социальным группам.
  8. Взаимоотношение личности и группы, лидерство, межгрупповые взаимоотношения.
  9. Закономерности формирования психологического климата в коллективе, эффективность тех или иных стилей руководства, способы повышения производительности групповой деятельности.
  10. Психодиагностика, способы организации и проведения психологических исследований.
  11. Психотерапия, способы эффективного психологического сопровождения.

Известные социальные психологи

  1. Дэвид Майерс, исследователь групповой поляризации, автор множества учебников, известный адаптацией психологических исследований для лучшего понимания широкой публикой и студенческой аудиторией.
  2. Эллиот Аронсон, автор известных работ по групповой интеракции, приемам изменения установок, межличностной аттракции, когнитивным теориям.

Концепции различных направлений социальной психологии

Психоаналитическое направление.

При создании данного направления современные ученые опирались на концепцию и социально-психологические воззрения Зигмунда Фрейда. Одна из теорий была выдвинута Уилфредом Рупрехтом Байоном – английским психоаналитиком, который считал, что социальная группа представляет собой макровид индивида. Иными словами, группы имеют те же особенности и качества, что и отдельные личности, а межличностные потребности соответствуют биологическим. Согласно данной теории, в каждом человеке заложена потребность нравиться окружающим и быть частью группы. Функцию высшего регулирования получает лидер такой группы.

Неофрейдисты решают одну из задач социальной психологии, а именно объяснение отношений между людьми через человеческие подсознание и эмоции.

Необихевиористское направление.

В основе метода лежит наблюдение, при этом исключаются специфические особенности поведения людей, теоретические материалы, сфера ценностей, мотивации. Согласно данному подходу, поведение человека непосредственно связано с научением, а организм подстраивается к существующим условиям. При этом ученые не согласны, что среда может преобразовываться в результате деятельности человека. Ключевой тезис данного направления гласит: генезис индивида определяется случайными подкреплениями его реакций.

Самым знаменитым представителем этой школы считается Беррес Фредерик Скиннер – американский психолог и писатель. В своих работах он говорил о том, что принцип действий человека в социуме зависит от последствий его поведения, то есть присутствует так называемое оперантное обусловливание.

Среди теорий необихевиористского направления лучше всего известна теория агрессии 1930 года. В ее в основе лежит гипотеза «агрессии-фрустрации», то есть поведение каждого человека базируется на агрессивном состоянии.

Два рассмотренных нами направления одинаково трактуют поведение человека: в его основе они видят желание получить удовольствие, не связывая исторические условия с актуальными потребностями и окружением.

Когнитивистское направление.

Название происходит от слова «cognition», то есть познание. Основой социально-обусловленного поведения в данном случае считаются особенности познавательных процессов людей. Получается, что поведение базируется на понятиях человека, социальных установках, взглядах, ожиданиях. Отношение человека к объекту зависит от его категориального значения, что наиболее четко отражается в ключевом тезисе данного направления: сознание определяет поведение.

Интеракционистское направление.

В основе данного подхода лежит проблема взаимодействия внутри социальной группы, то есть осуществления интеракций с учетом социальных ролей участников сообщества. Термин «социальная роль» появилось в 1930-е годы благодаря Джорджу Герберту Миду – американскому социологу и философу.

Среди представителей данного направления стоит назвать американского социолога ШибутаниТамотсу, Арнольда Маршала Роуза – социолога и политолога из США, а также Манфорда Куна – американского социолога, являвшегося лидером символического интеракционизма

Основное внимание в данном подходе уделяется следующим социально-психологическим проблемам: коммуникация, референтные группы, общение, социальная роль, социальные нормы, социальный статус, пр. Созданный Гербертом Мидом и его коллегами понятийный аппарат активно используется для решения задач социальной психологии.

Интеракционизм признает, что человеческая психика имеет социальную обусловленность, что является основой общения

Эмпирические исследования представителей данной школы доказали: в аналогичных социальных ситуациях люди реагируют схожим образом. Но нужно понимать, что интеракционисты рассматривают социальное поведение, не углубляясь в содержание процесса такого взаимодействия.

Основоположники и последователи направления

Своим становлением, развитием социальная психология обязана многим исследователям:

  1. М. Лацарус, Г. Штейнталь — считаются основоположниками нового научного направления. Выпустили журнал по этнической психологии и языкознанию.
  2. Г. Тард — проводил многочисленные криминологические исследования, основанные на социальных знаниях. Благодаря этому ученому, появилась теория подавления личности при взаимодействии с толпой.
  3. Г. Лебон — известный социолог, который разработал теорию социальных процессов, ввел понятие «психическое заражение».
  4. Э. Дюркгейм — основал теорию единства социума, которое зависит от общепризнанных социальных ценностей.
  5. У. Мак-Дугалл — в 1908 году издал работу «Введение в социальную психологию». В ней он попытался систематизировать скопившиеся знания по изучению социума. Именно этот год считается конечным этапом зарождения социальной психологии.
  6. В. Меде — благодаря своим трудам, стал основателем экспериментальной социальной психологии. Он изучал поведение отдельных личностей, находящихся вдали от общества.
  7. Г. Олпорт — ученый из Америки, который был последователем В. Меде, усовершенствовал его учения.
  8. К. Левин — основатель феноменологического подхода.
  9. Я. (Дж.) Морено — разработал метод социометрии.
  10. Дж. Г. Мид — основоположник интеракционизма. Это направление изучало множество проблем, к которым относятся социальные роли, коммуникативность, статус личностей в различных группах,
  11. Э. Росс — основатель социально-культурного подхода.
  12. Р. Уолтерс, А. Бандура – создали теорию социального научения.
  13. У. Макдугалл — основатель эволюционного подхода.

Из русских ученых, которые внесли большой вклад в развитие социальной психологии, можно выделить В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, Б. Ф. Поршнева, Н. К. Михайловского.

Групповые феномены

В результате многочисленных экспериментов[] на сегодняшний день выявлен ряд изменений, присущих поведению человека вследствие его нахождения в группе, например: конформность, социальная фасилитация, социальная ингибиция, социальное давление, диффузия ответственности или так называемый эффект свидетеля, групповая поляризация, эмоциональное заражение, социальная леность, ослабленное самосознание и так далее.

В начале XX века психолог Норманн Триплет, прогуливавшийся в парке, заметил, что велосипедисты едут быстрее, если в парке есть люди, и значительно снижают скорость, если никого нет. Это положило начало серии экспериментов, в которых испытуемые занимались разными делами то наедине с собой, то в присутствии «зрителей». Так родился вывод о том, что с механической работой человек справляется лучше, если на него смотрят, а с той, что требует творческих и интеллектуальных затрат, — без свидетелей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector