Стигматизация (социальная)

1960-е: «Психо» и попытка исследовать внутренний мир больного

В эти годы формируется антипсихиатрическое движение: институты психиатрической помощи, которые существовали до того, постепенно меняются, появляются защитники гражданских прав больных. И в это же время Хичкок создает одного из главных безумцев-маньяков современного кинематографа — Нормана Бейтса, героя хоррора «Психо» (1960).

Фильм окупился в 60 раз, был назван «первым психоаналитическим триллером», а также получил огромное количество ремейков — один из них, например сериал A&E «Мотель Бейтс», выходил в период с 2013 по 2017 год.

Интересно, что два года спустя, в 1962-м, выйдет «Дэвид и Лиза» — история о молодом человеке, страдающем диссоциальным расстройством, который пытается осознавать свою болезнь и бороться с ней, однако популярность «Психо» этому фильму завоевать не удастся.

В этот же период многих режиссеров начинает интересовать проблема кризиса личности: кинематографисты предпринимают в том числе серьезные попытки понять и осмыслить происходящее в голове у больного. Расстройства используются не только ради того, чтобы сделать фильм более остросюжетным или кассовым, но и для создания глубокого авторского высказывания.

Теория стигматизации

Впервые о губительности практики наклеивания ярлыков – как для общества, так и для его отдельных «изгоев» – заговорили американские социологи Г. Беккер и Ф. Танненбаум. С их именами связано начало разработки теории этикетирования (Labeling theory).

Большой резонанс в 1963 году вызвала публикация труда Г. Беккера «Аутсайдеры». Автор книги отверг укрепившиеся в социологии и психологии объяснения девиации с точки зрения медицины. Традиционно считалось, что отклонения в поведении некоторых личностей вызываются их состоянием здоровья.

Беккер доказывал, что на деле девиация – следствие навязывания обществу стандартов поведения авторитетными социальными группами: врачами, судьями, законодателями. К нарушителям правил, созданных этими группами, и приклеиваются ярлыки аутсайдеров. Подобные санкции могут последовать даже в тех случаях, если «девианты» ничего не нарушали. Достаточно, чтобы влиятельные лица заклеймили их как нарушителей.

Теория стигматизации имела множество подтверждений. Например, преследование, а поророй и линчевание афроамериканцев часто осуществлялись по ложным обвинениям в насилии

Беккет обращал внимание на то, что подобными действиями общество не только не препятствует девиантному поведению, но провоцирует его как ответную реакцию на дискриминацию

Теория стигматизации указала на относительность норм адекватного поведения. То, что в былые эпохи воспринималось как отклонение, в современном мире должно расцениваться как недостаточно адаптивное поведение.

Профилактика этикетирования

Для предотвращения «ярлычного» способа мышления очень важно как поднимать уровень жизни в обществе, так и повышать его гуманизацию путем просвещения. Последнее касается каждой семьи, каждого образовательного заведения

И дело тут не только во введении для «особенных» ребят инклюзивного обучения.

Дети с малолетства должны знать примеры, доказывающие, что человеку с ограниченными возможностями под силу стать успешным. Воодушевляющими могут стать биографии долго не владевшего грамотой Т. Эдисона, оглохшего Л. Бетховена, утратившего дар речи С. Хокинга.

Необходимо улучшить медицинскую, юридическую, психологическую информированность населения о стигматизирующих факторах. Страхи и заблуждения должны развеиваться передовыми людьми общества: учеными, публицистами, писателями.

Когда каждый будет нести ответственность за собственные неблаговидные слова или деяния, тогда в обществе воцарится атмосфера лояльности и толерантности.

Как проявляется?

Стигматизация может появляться со стороны членов семьи, соседей, медицинского персонала, окружающих. Профессионалы могут неуважительно, формально, с демонстративной снисходительностью относиться к больным, обращаться к пациенту на «ты», невзирая на возраст. Близкие такого человека начинают чрезмерно контролировать.

Можно выделить три этапа самостигматизации в семье:

  • Сначала все стараются скрывать факт заболевания родственника путем ограничения социальных контактов страдающего.
  • Если больной начинает вести себя необычно, члены семьи не могут скрывать информацию о его проблеме. Наступает критический момент для адаптации в домашних условиях.
  • Последний этап − это окончательная изоляция всей семьи, противопоставление себя другим, принятие роли «изгоя».

Понимание стигмы в общественных науках

Понятие стигмы в общественных науках развивал Ирвинг Гофман (книга «Стигма. Заметки об умении обращаться с бракованной идентичностью», ). Феномен сексуальной стигмы исследовал коллега Гофмана Кеннет Пламмер в книге «Сексуальная стигма: интеракционистский подход» (). В исследовании религиозных движений понятие использовал Вольфганг Липп (книга «Стигма и харизма», ).

Как отмечает И. Гофман, стигме подвергаются те, кто не соответствует нормативным ожиданиям общества. Вопрос поддержания нормативных ожиданий — это вопрос не желания, не доброй воли, а соответствия: простого согласия с нормами общества недостаточно. Даже тот, кто поддерживает нормы общества, может при этом всё же попасть в группу стигматизированного меньшинства. Идентичность стигматизированного пронизана противоречиями: его личная идентичность может вполне соответствовать норме, но его социальная идентичность может при этом попадать в группу стигматизированной. Само рассогласование личной и социальной и представляет собой основание стигматизации.

Стигма — это, по Гофману, «специфический тип отношения между качеством и стереотипом», рассогласование между истинной и виртуальной социальной идентичностью. Нормативные ожидания общества составляют виртуальную социальную идентичность, которой соответствует или противопоставляется актуальная социальная идентичность индивида — та, которой он на самом деле обладает. При достаточной степени рассогласования между ними социум запускает процессы стигматизации. Стигматизация разделяет социальный мир индивидов на две части: тех, кто не имеет негативных отклонений от ожиданий (так называемых «нормальных»), и тех, кто эти отклонения несёт (это и есть стигматизированные).

По утверждению Гофмана, одной из наиболее глубоко дискредитирующих и социально повреждающих стигм является психическое заболевание; эта стигма выражена настолько, что люди с психическими заболеваниями лишаются всех своих прав. Наряду со своими современниками, такими как Т. Сас и Т. Шефф, Гофман укрепил мнение о том, что стигма коренится в характере психиатрического диагноза и лечения.

Отношение к человеку со стигмой

Согласно И. Гофману, нормальным (обычным) восприятием и отношением (действиями) к человеку со стигмой, являются:

  • благожелательное социальное действие, призванное смягчить и сгладить наличие у человека стигмы;
  • различные формы дискриминации этого человека;
  • построение «теории» стигмы — своеобразной идеологии, призванной объяснить опасность, которую представляет такой человек, в некоторых случаях — для оправдания своего враждебного отношения к нему;
  • обобщение стигмы — приписывание человеку дополнительных несовершенств на основе какого-то одного его несовершенства (например, к слепому нередко обращаются громче, чем обычно, как будто он ещё и глухой) или же дополнительных возможностей по типу «шестого чувства», «особой чувствительности восприятия».

Использование стигмы её «владельцем»

Согласно И. Гофману, человек может использовать свою стигму и получать от неё так называемые «вторичные выгоды», например для оправдания своих неудач, не связанных со стигмой. Если же по каким-то причинам человек со стигмой лишается её, он может обнаружить, что он/она чему-то научился или научилась, или прийти к некоторому пониманию (например, относительно того, что жить с какой-то определённой стигмой — не самое страшное несовершенство человека в жизни).

Примеры

Для создания социальной стигмы необходимо, как правило, одно качество, которое считается показательным, и набор качеств, которые приписываются на основании наличия первого. Распространены, например, следующие утверждения:

«Женщины плохо водят машину» — форма стигматизации, в ряде случаев связанная с сексизмом

Важно, что на практике не обязательно каждая встреченная женщина будет плохо водить, но устоявшаяся стигма это подразумевает.
«Русские — алкоголики» — межнациональные стигмы основываются на различиях в культуре. Из-за категоричности и отрицательного оттенка это утверждение — стигматизация.
«Немцы — фашисты» — в данном случае коллективная ответственность (неприемлемая гуманистической моралью) оправдывается действиями отдельных лиц и государственной политикой в период мировых войн.
«Люди без высшего образования априори имеют низкий уровень культуры и интеллекта; а поэтому, в плане трудовой эффективности, не могут соперничать с дипломированными работниками» — распространённое предубеждение, приводящее к предвзятому отношению работодателей к соискателям: реальные знания и навыки соискателя часто интересуют руководство гораздо меньше, чем сам факт наличия диплома.
«Психические заболевания неизлечимы, и люди с психическими заболеваниями всегда общественно опасны» — на самом деле люди с психическими расстройствами в основном не агрессивны (случаев агрессивного поведения среди них столько же, сколько среди здоровых индивидов), и психические расстройства часто поддаются лечению (многие из пациентов с психическими расстройствами выходят в ремиссию).

Природа отклонений

В своих книгах и статьях Шефф подчеркивал, что психическое заболевание – это лишь отражение акта выбора ценностей. И сегодня эта идея имеет множество противников. Шефф отказался признавать психическое здоровье физическим фактом. То есть «ненормальность» — такой же осознанный выбор, как и привычка здороваться со знакомыми людьми.

Создатель резонансной теории обращал особое внимание на важность в социальных манипуляциях эмоционального фактора. Например, дети постоянно сталкиваются с несоответствием того, что они хотят, и того, что им разрешают и запрещают. Их способом выразить свое недовольство является плач

Постепенно детям приходится принимать те стандарты поведения, которые им прививают родители

Их способом выразить свое недовольство является плач. Постепенно детям приходится принимать те стандарты поведения, которые им прививают родители.

У девиаций есть свои четкие границы, которые отделяют ее от нормы. Для того чтобы поддерживать это соотношение, общество постоянно напоминает самому себе о том, что такое хорошо, а что такое плохо. К примеру, на телевидении и в газетах постоянно присутствуют упоминания о кражах, убийствах и других преступлениях. Людям каждый день напоминают о порочности криминала и ответственности за нарушение законов.

В то же время некоторые социологи сегодня пытаются доказать, что общество вольно или невольно сохраняет отклонения, создавая для них плодородную почву. Например, тюрьмы не помогают человеку отказаться от своего девиантного поведения. Напротив, преступник находит в местах заключения удобную среду обитания, которая служит в качестве места сплочения людей из криминального мира.

Связь с дискриминацией

Стигматизация может вести к дискриминации, то есть к реальным действиям, ограничивающим права какой-то группы. Хотя в цивилизованных странах[каких?] явная стигматизация и связанная с ней дискриминация либо запрещены законом, либо осуждаются культурой, практически любое общество насыщено стигмами. Так, например, люди, приехавшие в Москву из глубинки, получили ярлыки «провинциалы», «лимитчики» или «мешочники» (термин, распространённый в советские времена), а не приехавшие — «заМКАДыши». Считается, что они менее культурны, чем коренные москвичи, что можно считать стигматизацией, ведущей к дискриминации.

Первичная девиация

В социологии принята точка зрения, согласно которой нет «нормальных» и «ненормальных» людей. Более того, каждому человеку свойственно девиантное поведение в какой-нибудь определенной сфере. Поэтому не существует и людей с патологиями. Кто-то нарушает правила дорожного движения, кто-то не доплачивает налоги, кто-то хулиганит во время футбольных матчей.

Теория стигматизации выделяет так называемую первичную девиацию. Это те нарушения общественных норм, которые ускользают из-под внимания правоохранителей из-за своей несерьезности и обыденности. Более того, оценка «хороший», «плохой» поступок зависит от множества мелочей. Например, в некоторых обществах женщинам непозволительно делать то, что можно делать мужчине, в то время как в других странах таких ограничений нет. Также часто девиантное поведение определяется, согласно массовым стереотипам. Например, во многих странах мужчин критикуют за женоподобный вид и имидж, хотя где-то подобное поведение никак не возбраняется. Критерий «хороший», «плохой» связан с социальным окружением человека. Только от нравов живущих рядом людей зависит, последует ли за то или иное поведение критика.

Теория стигматизации

Явление стигматизации было во все времена у всех народов. История медицины знает много примеров социальной неприемлемости болезни вследствие её недостаточной изученности и непонятности патогенеза. Мировоззренческие позиции, которые сложились исторически, поддерживают уставленные представления, что общественно необходимы ограничения прав и свобод людей с любыми психическими расстройствами.

Стигматизация является комплексной проблемой, многокомпонентным расстройством, своеобразной «второй болезнью», которая обусловлена не только реагированием на свою болезнь, но и на фактическое или воображаемое отношение окружения. Положение людей с психическими расстройствами, их права и качество жизни определяются имеющимися социальными установками и стереотипными представлениями.

Психологические предпосылки теории стигматизации: естественная потребность человека в устойчивом убеждении, что он хороший, а его социальная группа достойна уважения. Дискриминация является особенно негативным последствием стигмы и предубеждений. Психически больные, которые скрывают свои расстройства, живут в состоянии напряжения и страха быть дискриминированными. К тому же они не могут надеяться на уважение, которое имели к тому моменту, когда при определённых обстоятельствах их психическая болезнь становилась известной окружающим вследствие проявления некоторых дефицитарных расстройств: снижения волевых качеств, повышения чувствительности, снижения когнитивных процессов. Сокрытие болезни может решить некоторые проблемы, но обостряет другие. На самом деле психически больные и люди, перенесшие психическое расстройство, нуждаются в общении и обсуждении с другими людьми вопросов, связанных с болезнью, её лечением и проблемами дальнейшей жизни в обществе.

1950-е: «плохая» генетика и множественное расстройство личности

В 1952-м в психиатрии происходит прорыв: в Штатах появляется первый антипсихотик хлорпромазин (более известный как аминазин), который становится щадящей альтернативой лоботомии и электросудорожной терапии. Препарат начинает широко применяться для лечения психотических состояний, в том числе при шизофрении, и дает надежду для многих больных. Однако на условия содержания пациентов это никак не влияет: по-прежнему главенствует врачебный патернализм, а большинство пациентов остаются на лечении принудительно долгое время, из-за чего общество видит в них опасных изгоев. Кинематограф продолжает поддерживать эту линию: в том же году выходит фильм «Можешь не стучать» с Мэрилин Монро — главная героиня выходит из лечебницы, но при этом остается непредсказуемой и агрессивной.

Восьмилетняя Рода (Патти Маккормак) — настоящий ангелок: две косички, белое платье, хорошие отметки, за которые она готова, например, утопить своего одноклассника. Кино в очередной раз использует признаки диссоциального расстройства — манипулирование людьми, постоянную ложь, неумение признавать собственную вину; расчетливые действия героини и хладнокровные убийства в сочетании с внешностью «хорошей девочки» делают из нее идеального злодея.

Кроме того, Лерой задается вопросом о роли генетики: бабушка Роды оказывается серийной убийцей, что и определяет судьбу ребенка. Этот сюжет согласуется с теорией многих исследователей того времени о том, что дети психически больных унаследуют заболевание у своих родных, — и он не способствует дестигматизации.

Вторичная девиация

Навешивание большинством на человека ярлыка влечет для него заметные последствия. В ответ на реакцию общества возникает вторичное девиантное поведение. Человек, получивший ярлык, становится для окружающих наркоманом, преступником, бездельником и т. д. Этот статус подавляет любые другие индивидуальные свойства личности. Люди, долгое время прожившие в качестве заклейменных, начинают строить всю свою жизнь на основе этой характеристики.

Теория стигматизации также объясняет типичное поведение тех, кто оказался в девиантной группе. Каждый день чувствовать на себе критику остального общества – огромный стресс. От людей с негативным ярлыком часто отворачиваются друзья, знакомые и даже родные. Подобная критическая ситуация испытывает все социальные навыки личности. Что может сделать человек в таком положении? Как правило, он объединяется в девиантную группу с такими же людьми.

2010-е: постепенная дестигматизация

Сегодня киногерои с ментальными заболеваниями и невротическими расстройствами — обычное дело, причем болезнь может не являться центральной сюжетообразующей деталью, и это постепенно формирует новую социальную норму. Тема становится всё шире и ищет новые форматы: это может быть не только полный метр, но и сериалы; ромкомы, направленные на широкий прокат, черные комедии, анимация или независимое малобюджетное кино.

Последние годы особенно интересно рассматривать эту проблематику через призму феминистического контекста — понять, насколько уязвимыми становятся заболевшие женщины, позиция которых и без того менее защищенная по сравнению с мужчинами. Хорошим примером может стать работа Стивена Содерберга «Не в себе» (2018) о молодой женщине, страдающей параноидальным расстройством, «Талли» (2017) Джейсона Райтмана — честный рассказ о послеродовой депрессии и не только, «Реинкарнация» (2018) Ари Астера, в которой автор рассуждает о роли генетики.

Один из последних фильмов, работающий в этом направлении, — «Вокс Люкс» (2018) Брэйди Корбета, который сам режиссер амбициозно назвал «портретом XXI века». По сути, это история травмирующего детства, которое навсегда останется с главной героиней — даже когда она повзрослеет.

В подростковом возрасте Селеста (Рэффи Кэсседи/Натали Портман) пережила массовую стрельбу в школе, написала об этом песню и очень быстро стала звездой: и не обычной певицей, а поп-иконой, которая должна вести за собой униженных и оскорбленных, подбадривая их своими жизнерадостными хитами и безупречным внешним видом.

Точка зрения Рима

Изначально стигматиками становились исключительно католики, однако божественное происхождение ран Рим признавал очень редко. Каждый случай, о котором становилось известно, тщательно проверялся специальной комиссией. Канонизировались стигматики только после смерти; и нередко – многие десятилетия спустя после кончины. Ватикан признает, что стигматы могут быть чудом, но указывает на то, что многие их носители наносят себе раны самостоятельно. Да и самопроизвольное появление язв не всегда однозначно: среди таких случаев очень часто кровоточить начинают психически нестабильные люди. И если стигматы появляются у потенциального пациента психиатрической лечебницы, он никак не может называться блаженным, а тем более святым. Поэтому в состав проверочной комиссии обязательно включаются врачи.

Одним из последних на текущий момент кандидатом на канонизацию является отец Пио из Италии. Стигматы у него появились в 1918-м и не закрывались полстолетия, до самой смерти падре, после которой исчезли бесследно. Помимо стигматизма за священником были замечены различные чудеса. Он исцелял людей, признанных медиками безнадежными, мог мгновенно переместиться за сотни и тысячи километров, на исповеди видел всю жизнь прихожанина до малейших подробностей, обладал способностью предвидеть будущее. Еще при жизни итальянца, по настоянию Рима, он прошел несколько медицинских обследований и был признан душевно абсолютно здоровым. Так что, по мнению многих, канонизация падре Пио – вопрос времени.

Стигматизация психических больных – это социальная проблема

Стигматизация в психиатрии − отделение личности от других людей по наличию психиатрического диагноза. Это явление можно проследить в отношении врачей к своим больным. Очень часто возникает самостигматизация больных. Все это ведет к дискриминации: к таким индивидам начинают предвзято относиться, лишают их прав, помощи. Стигматизация психических больных − это очень серьезная проблема. Таким людям трудно устроиться на работу, их не хотят принимать в те или иные социальные группы, возникают трудности со вступлением в брак.

Стигматизация психических заболеваний − препятствие на пути к нормальному социально-психологическому функционированию человека. Это постоянная негативная ситуация, которая возникает в разных сферах жизни пациента, навязывание ему роли изгоя. В психологии пока только ставят диагноз, а вот борьбе с таким состоянием уделяется мало внимания.

1930–40-е: больной-агрессор и ужасы психбольниц

К этому времени психиатрические больницы перестают быть похожими на тюрьмы, как это было долгое время, однако больные по-прежнему беззащитны: им сложно найти работу и получить образование, не говоря уже о том, что в США, Германии и Швеции действовал закон о принудительной стерилизации подобных пациентов. Социализация практически невозможна, ведь общество не понимает, как относиться к таким людям.

Эта проблему обозначает Фриц Ланг в своем первом звуковом фильме «М» (1931), предвосхитившем эпоху нуара

Рассказывая о маньяке по имени Ганс Бекерт (Петер Лорре), который убивает маленьких девочек, Ланг заостряет внимание на реакции общественности

Толпа превращается в единое целое, нечто действительно страшное, жаждущее мести и смерти. Бекерт выглядит одновременно отталкивающим и жалким: это не сильный злодей, а неприятный маленький человек с неестественной мимикой и голосом, срывающимся на визг, которому Ланг всё же осмеливается посочувствовать.

Другой тип убийц, который надолго приживется в кино, — это персонажи, обладающие чертами больных диссоциальным расстройством личности.

Например, бандит Томми Удо (Ричард Уидмарк) из фильма «Поцелуй смерти» (1947) — карикатурный садист, непредсказуемый, со зловещим хихиканием и дикими глазами. Или глава гангстерской банды Коди Джаррет (Джеймс Кэгни) из фильма «Белая горячка» (1949) — противоречивый, эксцентричный преступник, с внезапными приступами жестокости, связанными с его вспышками мигрени, и болезненной привязанностью к своей матери. Кинематограф постепенно формирует среди зрителей, которые в то время и так не отличались толерантностью, стереотип о том, что агрессивный преступник обязательно болен. То есть если человек болен — значит, он опасен.

В 1948 году Анатоль Литвак снимает «Змеиную яму» — триллер о молодой женщине, которая становится пациенткой психиатрической клиники. Вирджиния (Оливия де Хэвилленд) — ненадежный рассказчик: поначалу она даже не понимает, где находится и как здесь оказалась; она слышит голоса, которых нет, и страдает от провалов в памяти, не узнавая даже собственного мужа. Испугать в «Змеиной яме» может не больной, а болезнь: психопатический приступ накрывает героиню штормовой волной, навязчивый стук ветра в окна мешает сосредоточиться, люди вокруг кажутся ей враждебными, больница — тюрьмой с тяжелыми решетками, а прибор для электрошоковой терапии — инструментом для пыток. Но в какой-то момент становится понятно, что представление главной героини не так далеко от реальности, и «Змеиная яма» превращается в настоящую социальную драму, в которой нехватка коек для пациентов и некомпетентность персонала пугает беспощадным реализмом.

Ссылки

  • Lipp W. Stigma und Charisma: über soziales Grenzverhalten. Würzburg: Ergon-Verl., 2010
  • George Ritzer (англ.)русск. (2006). Contemporary Social Theory and its Classical Roots: The Basics (Second Edition). McGraw-Hill.
  • Blaine, B. (2007). Understanding The Psychology of Diversity. SAGE Publications Ltd.
  • Smith, R. A. (2009). Stigma communication. In S. Littlejohn & K. Foss (Eds.), Encyclopedia of communication theory (pp 931–34). Thousand Oaks, CA: Sage.
  • Osborne, Jason W. (November 1993) Niagara county community college. «Academics, Self-Esteem, and Race: A look at the Underlying Assumptions of the Dissidentification Hypothesis»
  • Carol T. Miller, Ester D. Rothblum, Linda Barbour, Pamela A. Brand and Diane Felicio (September 1989). University of Vermont. «Social Interactions of Obese and Nonobese Women»
  • Kenneth Plummer (1975). Sexual stigma: an interactionist account. Routledge. ISBN 0-7100-8060-3.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector