Социальная установка личности

Подражание

Наиболее популярный способ изменить поведение и мысли человека. Подражание может возникнуть потому, что у одного из собеседников большое количество комплексов. По этой причине он и выбирает для себя авторитетного человека, которого и будет копировать в поведении, жестах, речи и прочих качествах, присущих ему.

Подражают обычно маленькие дети или подростки, и это понятно. Они еще не имеют своих жизненных представлений, а потому копируют человека, который для них имеет вес. Такое подражание называется сознательным, но бывает и несознательное, которое заключается в том, что инициатор стимулирует подражание разными способами, пока человек не начинает делать то же самое, сам того не осознавая. В зависимости от того, какие цели преследует инициатор, подражание будет носить негативный или позитивных характер.

Наиболее простым примером для подражания является мода. Людям навязывают вкусовые предпочтения, а они с радостью их принимают.

Ярлыки

похудеть

психология

мозг

стереотипы мышления

исследования

память

работа мозга

страх

агрессия

баня

бог

витаминный отвар

возраст

деньги

дети

женщины

здоровье

кризис

невербальная коммуникация

питание

пить

разбогатеть

религиозность

религия

семья

социальные установки

стереотипы

хорошая фигура

цвет

10 минусов кредита

4 сыра

7 фактов

Эриксон

архитектура

атеист

аттракция

биомасса

бренд

вера

верующий

видео

виды общения

вода

восприятие

восприятие цвета

вред новостей

время

врет

врун

выбор цвета

где хранят деньги

гонитель

гордость

гордыня

девушка

действительность

диабет

добрый совет

ели сосны

еловые отвары рецепты

еловый отвар

жены

жертва

жест

жесты

жизнь

жиросжигающий

заменители сахара

заработать

защита от толпы

зеленые коктейли

зеленый чай

зелень

измена

изменения

иллюзия

искаженное восприятие

исследование

истина

как стать свободнее

как уснуть быстро

как успевать

кефир имбирь

кино

книги

коктейль

комамбер

коммуникация

комплимент

корица

корпорации

красный цвет

кредит

кредитная организация

кризис смысла

кровь

леность

лесть

личность

логотип

любить ребенка

любовь

люди

мать

меняться

миллионеры

мимика

молитва

мораль

морская рыба

моцарелла

муж жена

мужчины

намасте

народная мудрость

не красная кровь

не хотят

невербальное общение

новости

общество

общество потребления

опасность

определение бога

определение гордость

определить что врет.

особенности

отвары рецепты

отвары трав

ответственность

отдача в отношениях

отличия

отношения

очистить кишечник

парень

питание мозга

питательные вещества

поговорки

подготовка к публичному выступлению

подросток

подсознательно

пожилые люди

поза

польза поцелуя

помощь

пословицы

похудение

похудеть в бане

поцелуй

привычки

про саморазвитие

прогноз клева рыбы

продукт

продукты для мозга

противоположный пол

психология саморазвитие

публичное выступление

радость

развитие мозга

разница в воспитании

расположить человека

реальность

рейтинг страхов

религиозность это хорошо

репутация

речевая коммуникация

речь

рикотта

роль жертвы

руки

рыба

самооценка тест

саморазвитие

саранча

свобода

сенсорика

символика цвета

сироп

совет

совет в маршрутке

соль

сон

сорняки

социальная установка

спаситель

специи

спирт

статьи

страх не успеть

стресс

сходство

тайм-менеджмент

темп речи

тест

толпа

травы

требования

тренировка

треугольник Карпмана

улучшить качество

улучшить память

улыбка

улыбка на лице

успех

успешность

учиться

фета

физиологические особенности

хвоя

хорошее настроение

цель

что такое бог

шутки

Структура установки

Хоть мы и дали определение, установка в психологии — это не только набор слов, тут кроется глубинный смысл. Из чего же состоит установка?

  • когнитивный фактор;
  • чувственный образ или эффективный компонент;
  • поведенческий компонент или действия, которые относятся к объекту оценивания.

Многие ученые трактуют это понятие следующим образом: установка в психологии — это конкретное состояние, которое присуще целому объекту. Что это значит? Речь идет о том, что это состояние определяет психологическую и физическую организацию человека или поведение в той или иной ситуации. Сюда же относится готовность что-либо сделать, чтобы удовлетворить собственные потребности.

Психологи считают, что установка отражает психологическое состояние и внешнее ощущение человека. При этом именно она является своеобразным связующим звеном, которое соединяет отдельные состояния индивида и его функции.

Бытует мнение, что психологическая установка бывает двух видов — фиксированная и первичная. Это не значит, что они строго фиксированы, одна с легкостью перетекает в другую, но собственные функции сохраняются у каждой.

Рассмотрим каждый вид.

Теория Узнадзе

Теория установки Узнадзе заключается в следующем: он называет установкой целостное состояние, которое предопределяет и предвосхищает сознательное поведение.

Он считает, что установка появляется в тот момент, когда организм начинает контактировать с окружающей средой. Ситуация взаимодействует с потребностью и они удовлетворяются. Получается, что установка может возникнуть в двух случаях:

  1. Если присутствует актуальная потребность.
  2. Если возникает ситуация реализации этой потребности.

Как видите, теория установки Узнадзе довольно проста. Теперь поговорим о барьере в психологии.

Литература

на русском язке
  1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2007.
  2. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Учеб. пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2002.
  3. Белинская, Е. П., Тихомандрицкая О. А.. Социальная психология личности. Учебное пособие для вузов. М.,2001 г.
  4. Дэвис Дж. Э. Социология установки // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972.
  5. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: 2001.
  6. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997
  7. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. и общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004
  8. Шихирев П. Н. Современная социальная психология США. М.: Наука, 1979
на других языках
  1. Allport G. W. Attitudes// The handbook of social psychology / Ed. by C. Murchison,.Worcester. Clark University Press, 1935
  2. McGuire W. Attitudes and attitude change // The Handbook of social psychology/Ed. By G. Lindzey, A. Aronson. N.Y., 1985.
  3. Smith М. В. Attitude Change // lnternational Encyclopedia of the Social Sciences/Ed. by D. L. Sills. Crowell, 1968.

Формирование социальных установок

В изучении данного вопроса существует несколько различных подходов:

  1. Бихевиоральный. Он рассматривает социальную установку в качестве промежуточной переменной, которая возникает между появлением объективного стимула и внешней реакцией. Данный аттитюд фактически недоступен для визуального описания. Он служит одновременно реакцией, возникшей на тот или иной стимул, а также самим стимулом для имеющей место реакции. При таком подходе аттитюд является своеобразным связующим механизмом, находящимся между внешней средой и объективным стимулом. Формирование социальной установки при этом происходит без участия человека за счет его наблюдения за поведением окружающих людей и его последствий, а также за счет положительного подкрепления связей между уже имеющими место установками.
  2. Мотивационный. При таком подходе к формированию социальных установок, данный процесс рассматривается как тщательное взвешивание человеком «за» и «против». При этом индивид может принять для себя новый аттитюд или определить последствия его принятия. Мотивационным подходом к формированию социальных установок рассматривается две теории. Согласно первой из них, называемой «Теорией когнитивного реагирования», формирование аттитюдов происходит при негативном или позитивном реагировании индивида на новую позицию. Во втором случае социальная установка является итогом оценки человеком той пользы, которую может принести принятие или непринятие им нового аттитюда. Такую гипотезу называют «Теорией ожидаемых преимуществ». В связи с этим, основными факторами, оказывающими влияние на формирование установок в мотивационном подходе, являются цена предстоящего выбора и выгода от его последствий.
  3. Когнитивный. В этом подходе существует несколько теорий, имеющих между собой определенное сходство. Одна из них была предложена Ф. Хайдером. Это «Теория структурного баланса». Существует еще две признанные гипотезы. Одна из них конгруэнтности (П. Таннебаума и Ч. Остуда), а вторая — когнитивного диссонанса (П. Фестингера). В их основе лежат представления о том, что человек всегда стремится к внутренней согласованности. Благодаря этому формирование аттитюдов становится результатом стремления личности разрешить имеющие место внутренние противоречия, возникшие в связи с несогласованностью когниций и социальных установок.
  4. Структурный. Данный подход исследователи разрабатывался в Чикагской школе в 20-е годы прошлого столетия. В его основе лежат идеи Дж. Мида. Ключевой гипотезой этого ученого является предположение о том, что люди развивают свои установки путем принятия установок «других». Эти друзья, близкие и знакомые являются значимыми для человека, поэтому и являются решающим фактором в формировании аттитюда.
  5. Генетический. Сторонники данного подхода полагают, что аттитюды могут быть не прямыми, а опосредованными факторами, такими как, например, врожденные различия темперамента, данные от природы биохимические реакции и интеллектуальные способности. Социальные установки, обусловленные генетически, доступнее и сильнее приобретенных. При этом они более устойчивы, менее изменчивы, а также имеют большую значимость для их носителей.

Исследователем Ж. Годфруа было выделено три этапа, во время которых у индивида происходит процесс социализации и формируется аттитюд.

Первый из них длится от рождения до 12 лет. В этот период все социальные установки, нормы и ценности у человека формируются в полном соответствии с родительскими моделями. Следующий этап длится с 12 лет и заканчивается 20 годами. Это время, когда социальные установки и ценности человека становятся более конкретными. Их формирование связывают с усвоением индивидуумом ролей в социуме. В течение следующего десятилетия длится третий этап. Он охватывает период с 20 до 30 лет. В это время у человека происходит своеобразная кристаллизация аттитюда, на основе которого начинает формироваться устойчивая система убеждений. Уже к 30 годам социальные установки отличает значительная стабильность, и изменить их очень сложно.

Социальная установка

Социальной установкой называется потребность человека включаться в контактные группы. При этом возникают социальные поведенческие ситуации. Этот вид психологических установок возникает после оценки тех или иных общественных объектов. В этом случае учитываются социальные ситуации, во время которых человек совершает какие-либо поступки. Последние и становятся социально значимой единицей поведения.

Проще говоря, социальной установкой является отношение человека к окружающим и всем событиям и процессам, что происходят в обществе. Именно по поступкам и отношению дается личностная характеристика.

Важно понимать, что у этого термина нет единого значения, их несколько, и несут они в себе разную информацию. Раньше такой установкой называли готовность человека решать ту или иную задачу

При этом объектом социальной установки называли человека, его окружение, процессы и события, происходящие в обществе и прочее.

С течением времени термин поменял свое значение. Теперь социальной установкой называют незыблемое отношение человека или группы к какому-то явлению или процессу. Подобная установка относится больше к психологическому состоянию индивида, чем к психическому

Об этом важно знать каждому

Структура и компоненты социальной установки

Ученым М. Смитом в 1942 году была определена трехкомпонентная структура социальной установки. В нее входят:

  1. Когнитивный компонент. Для него характерно наличие знаний у субъекта о той сфере жизни, к которой относится та или иная установка.
  2. Аффективный компонент. Выражается в эмоциональных оценках, чувствах и переживаниях, связанных с событиями, объектами или процессами.
  3. Поведенческий компонент. Характеризуется реальными действиями, которые может совершить личность в отношении рассматриваемого объекта.

Поведенческий компонент

Компоненты аттитюдов могут как пересекаться, так и существовать по отдельности.

Важно! Если все составляющие структуры не находятся в противоречии друг с другом, значит, установки можно считать согласованными. Например, наличие благоприятного фона, позитивных знаний и положительных действий говорит о присутствии гармоничных аттитюдов

При несогласованных социальных установках будет наблюдаться хаос из негативной информации, положительного отношения и нейтральных действий

Например, наличие благоприятного фона, позитивных знаний и положительных действий говорит о присутствии гармоничных аттитюдов. При несогласованных социальных установках будет наблюдаться хаос из негативной информации, положительного отношения и нейтральных действий.

Чтобы совершать последовательные шаги, человеку требуются согласованные аттитюды. В противном случае индивида будут мучить амбивалентные чувства, а в его поведении начнут преобладать противоречивые действия.

Функции аттитюда

Функциональная теория М. Смита, Д. Брунера, Р. Уайта (1956)

1. Функция оценки объекта — упрощение оценки поступающей новой информации о социальном объекте.

2. Функция социального приспособления — опосредование межличностных отношений в группе; происходит идентификация с группой или противопоставление себя группе.

3. Функция экстернализации — воплощение в жизнь скрытых, глубинных мотивов человека.

Функции аттитюдов по Д. Кац (1960)

1. Приспособительная (инструментальная) — направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей.

2. Выражение ценностей — аттитюды выступают как средство выражения личности, самореализации.

3. Эго-защитная — способствуют разрешению внутренних конфликтов личности; защита от негативной информации, защита самооценки.

4. Организация знаний — организация представлений об окружающем мире.

Социальные установки в производственном процессе

В 20–30-е годы прошлого века бурными темпами развивалась теория управления (менеджмента). А. Файолем было впервые отмечено наличие в нем множества психологических факторов. Среди них единство руководства и власть, подчинение собственных интересов общим, корпоративный дух, инициатива и т. д.

Проведя анализ вопросов управления предприятием, А. Файоль отметил, что слабости в виде лености и эгоизма, честолюбия и невежества приводят к тому, что люди пренебрегают общими интересами, отдавая предпочтение частным. Сказанные в начале прошлого века слова не потеряли своей актуальности и в наше время. Ведь социально-экономические установки существуют не только в каждой конкретной компании. Они имеют место везде, где пересекаются интересы людей. Такое происходит, например, в политике или в экономике.

Благодаря теории А. Файоля управление стали считать специфической и при этом самостоятельной деятельностью людей. Результатом этого стало возникновение новой отрасли науки, которая носит название «Психология управления».

В начале 20-го века произошло соединение двух подходов в менеджменте. А именно социологического и психологического. На смену деперсонифицированным отношениям пришел учет мотивационных, личностных и прочих социально-психологических установок, без которых невозможна деятельность организации. Это позволило перестать считать человека придатком машины. Те взаимоотношения, которые складывались между людьми и механизмами, привели к новому пониманию. Человек, согласно теории А. Майоля, не являлся машиной. Управление механизмами при этом не отождествлялось с руководством людьми. И это высказывание внесло значительную лепту в осознание сущности и места человеческой деятельности в системе управления предприятием. Практика менеджмента была изменена за счет внесения некоторых поправок, основными из которых являлись следующие:

большее внимание к социальным потребностям работников; отказ от иерархической структуры власти внутри организации; признание высокой роли тех неформальных отношений, которые имеют место между сотрудниками компании; отказ от сверхспециализированной трудовой деятельности; развитие методик по изучению неформальных и формальных групп, существующих внутри организации

Структура аттитюда

М. Смит в 1942 г. предложил трёхкомпонентную структуру аттитюда:

  • когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки)
  • аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта)
  • поведенческий компонент (поведение по отношению к объекту)

Все элементы структуры находятся в тесной взаимосвязи между собой, и изменение одной из них влечёт за собой изменение других.

После описания Смитом данной классификации в научном сообществе возникло немало вопросов и споров относительно взаимосвязи выделенных трёх компонентов.

Проведенное в 1934 г. американским психологом Р. Лапьером исследование показало определённую степень несоответствия между поведением и аттитюдом. Главным выводом автора, получившее название «Парадокс Лапьера» стало то, что реальное поведение людей расходилось с их социальными установками, мнениями относительно объекта, что породило принятие активных мер по попыткам разрешить обнаруженное противоречие. Так, например, Д. Кац и Э. Стотленд предложили объяснить это через структуру аттитюда, а именно через влияние фактора ситуации на проявления того или иного компонента структуры социальной установки.

Принципиально иную точку зрения представил Дж. Бем, который говорил о том, что не аттитюд влияет на поведение, что разделяли большинство авторов, а что поведение оказывает воздействие на аттитюд. Автор объяснял это тем, что человек сначала наблюдает за поведением, и лишь после этого формируется установка, то есть люди как бы «выводят» свои установки исходя из наблюдения за собственным поведением.

Функции

Феномен выполняет четыре основных роли:

Эгозащитная

Он разрешает внутриличностные конфликты, протекционирует индивидов от неприятных данных о них самих или о вещах, имеющих для них важное значение. Ведь каждый старается мыслить так, чтобы оградиться от нежелательной информации.
Адаптивная или утилитарная

Это приспособительные стремления, способствующие увеличению награды и снижению потерь. Установка оказывает направляющее воздействие личности к объектам, которые могут помочь ему достигнуть желаемого. Например, когда субъект поддерживает те или иные взгляды, он заслуживает одобрение окружающих, принимается в компании. Так как конкретную группу привлекают те, у кого схожие представления.
Выражение ценностей (самореализация). Посредством этой функции индивидуум имеет возможность выразить свое мнение и подстроить под него собственное поведение. Когда он осуществляет поступки в соответствии с аттитюдами, то он самореализуется по отношению к соц.объектам. Этот аспект помогает понять человеку, кто он на самом деле и что из себя представляет.
Организация знаний. Посредством нее личность упорядочивает окружающую действительность в смысловом плане. Она приобретает возможность оценивать информацию из внешнего мира, соотносить ее с мотивами, стремлениями или интересами. Благодаря этому происходит процесс общественного познания.

Подходы к формированию аттитюдов

Бихевиористский подход

В рамках данного подхода аттитюд понимается как промежуточная переменная между неким объективным стимулом и внешней средой. Формирование аттитюда происходит практически без участия субъекта и может происходить за счет:

  • наблюдения субъекта за поведением других людей и его последствиями
  • положительного подкрепления
  • формирования ассоциативных связей между стимулами или уже существующими установками

Мотивационный подход

В отличие от бихевиористкого подхода, здесь человек выступает как абсолютно рациональный субъект, активно «управляющий» формированием аттитюдов. Формирование происходит за счёт взвешивания всех «за» и «против» принятия нового аттитюда.

Выделяют две теории, описывающие формирование аттитюда:

  • Теория когнитивного реагирования — формирование аттитюдов происходит в результате позитивного или негативного реагирования субъекта на новую позицию.
  • Теория ожидаемых преимуществ — формирование аттитюда происходит исходя из оценивания человеком собственной максимальной пользы от принятия или непринятия нового аттитюда.

Когнитивный подход

Подход включает в себя ряд теорий (теорию структурного баланса Ф. Хайдера, теорию коммуникативных актов Т. Ньюкома теорию конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Таннебаума, теорию когнитивного диссонанса Л. Фестингера), общим постулатом которых является стремление человека к внутренней согласованности. Таким образом, формирование аттитюдов происходит в результате стремления человека к разрешению возникших внутренних противоречий из-за несогласованности аттитюдов и когниций.

Структурный подход

Аттитюд представляется как функция структуры межличностных отношений. Предлагается рассмотрение формирования аттитюдов исходя из взаимодействия с социумом, из тесноты межличностного общения, в том числе и из наблюдения за аттитюдами окружающих нас людей. Человек сравнивает свои собственные установки с установками окружающих, «корректируя» их в соответствии со значимостью той или иной группы для него.

Генетический подход

В рамках этого подхода существует предположение о том, что формирование аттитюдов косвенно может быть обусловлено генетическими особенностями, проявляющимися во врождённых различиях темперамента, интеллектуальных способностях, биохимических реакциях и т. д.. Такие «врожденные» аттитюды являются гораздо более прочными по отношению к «приобретенным».

Существующие формы и уровни аттитюдов

Можно перечислить следующие виды социальных установок:

  • Диффузная.
  • Социальная.
  • Моторная.
  • Умственная.
  • Сенсорная.

Социально-психологические установки делятся на:

1

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

2. Просто социальные установки.

3. Основные аттитюды — показывают оценку человеком главных областей его деятельности (работа, взаимодействие с людьми, хобби).

4. Инструментальные — показывают процесс становления личности в ценностной и нормативной системах в рамках определенной социальной группы.

Рекомендуем: Что значит: аффирмация?

Психологические установки структурируют действия на нескольких этапах:

  • Смысловой – аттитюды определяют направленность и отношение индивида к каким-либо значимым положениям.
  • Целевой – аттитюды показывают стабильность деятельности, они граничат с определёнными намерениями или устремлением личности довести что-либо до конца.
  • Операциональный – аттитюд помогает воспринять и объяснить происходящее, опираясь на предшествующие знания о похожих ситуациях; формирует адекватную и эффективную схему действий в определённых условиях.

Также существуют этапы формирования социальных установок, по профессору Ж. Годфруа:

  • Аттитюды, которые складываются в возрасте до 12 лет, соотносятся с семейными схемами.
  • Аттитюды принимают отчётливую форму в возрасте с 12 до 20 лет, что связано с социализацией.
  • Далее происходит преображение установок в возрасте от 20 до 30 лет. На их основе образуются многие социальные убеждения, являющиеся устоявшимися психологическими образованиями.
  • В возрасте от 30 лет установки уже более стабильны, зафиксированы, зачастую неизменны.

Чем старше становится индивид, тем неизменнее его социально-психологические установки. Люди меняют что-либо, когда хотят приобрести новый, необычный опыт, познать мир с новой стороны. Также перемены могут произойти неожиданно: болезнь, переезд, рождение ребёнка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector