Андреева социальная психология
Содержание:
Групповые феномены
В результате многочисленных экспериментов[] на сегодняшний день выявлен ряд изменений, присущих поведению человека вследствие его нахождения в группе, например: конформность, социальная фасилитация, социальная ингибиция, социальное давление, диффузия ответственности или так называемый эффект свидетеля, групповая поляризация, эмоциональное заражение, социальная леность, ослабленное самосознание и так далее.
В начале XX века психолог Норманн Триплет, прогуливавшийся в парке, заметил, что велосипедисты едут быстрее, если в парке есть люди, и значительно снижают скорость, если никого нет. Это положило начало серии экспериментов, в которых испытуемые занимались разными делами то наедине с собой, то в присутствии «зрителей». Так родился вывод о том, что с механической работой человек справляется лучше, если на него смотрят, а с той, что требует творческих и интеллектуальных затрат, — без свидетелей.
Специфика предмета
СП, как самостоятельная дисциплина, обозначилась в 1908 году. В одно и то же время два учёных издали свои труды: социолог Э.А. Росс выпустил в Америке книгу «Социальная психология», а в Европе ознакомились с трудом психолога У. Мак-Дугалла «Введение в социальную психологию».
Кстати! Доктор философских наук, российский психолог Г.М. Андреева, отмечала, что выделению СП в отдельную отрасль психологии послужили причины теоретического и социального характера.
Две книги, стоящие у зарождения СП
Г.М. Андреева в своём учебнике «Социальная психология» (2001 г.) отмечает специфику при исследованиях в СП. Получение данных для изучения в других сферах выстроено на логических законах физики и других точных наук, в СП это не работает. Исследователи сталкиваются со следующими препонами:
- проблема эмпирических данных (тип и объём);
- объединение полученных данных в единую систему с принципами и выдвигаемыми теориями или гипотезами.
До сих пор среди специалистов-социологов не прекращаются споры, какие виды данных и в каком объёме допускать в процесс исследования.
Если рассматривать данные для изучения в области СП, то они могут иметь следующий вид:
- сведения о поведении отдельных людей в группах;
- информация, характеризующая параметры сознания этих людей;
- данные о психологических оценках групп, куда помещаются индивиды.
Что касается объёма информации для обработки, то неоднозначны мнения учёных, какому его виду следовать. Работы в социально-психологическом изучении можно вести, используя два типа объёма:
- корреляционный – используется большой массив информации, где установлены всякого рода корреляции;
- экспериментальный – объём данных ограничен, но в него добавляют новые переменные и ведут за ними наблюдение.
К сведению! Корреляция – это зависимость (взаимоотношение) между двумя или несколькими случайными величинами. При этом за изменениями, происходящими с одной (несколькими), следуют изменения другой с определённой систематичностью.
Интеграция полученных данных в СП представляется в специфической форме. Выдвигать теорию и работать с ней в СП не представляется возможным. Теории социально-психологического плана совсем иные, нежели в точных науках. В них отсутствует дедукция. Поэтому изначально выдвигается гипотеза, как теоретический вид знаний, по ней ведутся исследования. Далее в результате обработанных гипотез делаются теоретические обобщения.
В СП разрабатываются теории, охватывающие лишь узкие сферы, – отдельные стороны жизни людей.
Отличительной специфической особенностью можно выделить обязательную проверку сформулированных гипотез и, как результа, – построение предсказаний.
История социальной психологии
Основная проблематика, изучаемая европейскими социальными психологами конца XIX — начала XX века — психология масс и толпы.
История социальной психологии как науки значительно «моложе» истории того, что можно назвать «социально-психологическим мышлением». Трудность создания научной истории социальной психологии заключается в том, что дисциплина эта формировалась из многих источников, и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально-психологического знания. При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические. Самостоятельный статус социальной психологии в мире обозначается с г. — одновременного выхода книг В. Макдугалла «Введение в социальную психологию» в Европе и Э. Росса «Социальная психология» в Америке.
Основателями экспериментальной социальной психологии являются В. М. Бехтерев, В. Меде, Ф. Оллпорт. Бехтерев признавал социальную психологию, но вместо неё предлагал исследовать коллективную рефлексологию (изучающую процессы в коллективах людей).
В качестве самостоятельной науки социальная психология возникла во второй половине XIX века, отделяясь от философии. Её появление и признание связывают с двумя учёными лингвистами и философами: Х. Штейнталем (1823—1893) и М. Лацарусом (1824—1903). Данные учёные первые выступили за создание новой науки, назвав её «психологией народов». Психология народов по проблематике была очень близка к некоторым разделам социальной психологии. Свой вклад в эту науку также внёс В. Вундт (1832—1920), написав труд в 10 томах «Психология народов» (1900 и далее).
В целом в истории социальной психологии можно выделить три периода:
- I период — период накопления знаний в сферах философии и общей психологии (VI век до н. э. — середина XIX века).
- II период — период выделения описательной социальной психологии из философии (социологии) в самостоятельную область знания ( — 60-е годы XIX века — 20-е годы XX века).
- III период — период оформления социальной психологии в экспериментальную науку (20-е годы XX века) и её современного развития.
Методы социальной психологии
Если углубиться в соц. психологию, то можно узнать, что ее методология тесно связана с общими методами, применимыми к психологии. Однако у способов исследования в СП есть свои особенности, они имеют следующий краткий перечень:
- эмпирические исследования;
- моделирование;
- социально-психологическое влияние;
- управленческо-воспитательное воздействие.
К сведению! Г.М. Андреева так разделяет способы: сбор информации, её обработка и методы воздействия.
Эмпирические исследования включают в себя следующие методы:
- наблюдение – регистрация событий социально-психологического характера в естественных и лабораторных условиях;
- анализ документов – изучение любых данных, заключённых на бумажных, электронных, плёночных и иных носителях;
- опрос – интервьюирование, анкетирование и электронное голосование по поставленным темам;
- тестирование – ограниченные временным интервалом испытания в виде выбора правильного ответа на заданные вопросы;
- социометрия – социограммы или социометрические матрицы, несущие результат исследования структурного состава маленьких групп и отдельных лиц, туда входящих;
- ГОЛ (групповая оценка личности) – составление характеристики индивида из группы по сведениям, представленным членами этой группы о качествах характеризуемого.
К сведению. Сюда же относится и эксперимент – выявление закономерностей и взаимосвязей между определённой ситуацией и субъектом воздействия. При этом искусственно создаются определённые условия. Метод эксперимента хорош тем, что можно моделировать обстановку, воздействовать на неё в процессе, исследовать реакции и снимать результаты.
Что касается моделирования, то можно отметить, что его допустимо воспроизводить по двум направлениям:
- моделирование психики – копирование процессов психических функций;
- создание психологической модели – воспроизведение деятельности путём воссоздания условий подобной деятельности.
Интересно! Смоделировав ситуацию возникновения пожара или любого другого опасного события, включив кнопку «Тревога», можно, наблюдая за действиями сотрудников, определить «слабые места» в характере коллег.
В процессе реализации моделей получают достоверные сведения о коллективе в целом и его отдельных представителях.
К методу социально-психологического воздействия относятся способы психического воздействия на людей и их поступки в социуме. Они реализуются посредством следующих технологий:
- информация в СМИ;
- публичные выступления;
- реклама;
- агитация;
- сеансы терапии.
Используя подобные способы, изменяют социальные установки граждан в нужную сторону.
Важно! С помощью данного способа можно не только влиять на людские нужды и мотивацию человека, но и настроение и жизненные ориентиры. Это психологическая манипуляция членами социума, она может быть как созидающей, так и разрушающей
Например, в настоящее время посредством подобного влияния в мире происходит феномен подмены моральных ценностей и понятий. Разрушается институт семьи и брака путём навязывания терпимости к однополым бракам и секс меньшинствам. Умаляется важность победы в войне с фашизмом, и в Европе повсеместно пропагандируется «героизм» нацистов и их пособников
Это психологическая манипуляция членами социума, она может быть как созидающей, так и разрушающей. Например, в настоящее время посредством подобного влияния в мире происходит феномен подмены моральных ценностей и понятий. Разрушается институт семьи и брака путём навязывания терпимости к однополым бракам и секс меньшинствам
Умаляется важность победы в войне с фашизмом, и в Европе повсеместно пропагандируется «героизм» нацистов и их пособников
Примером управленческо-воспитательского воздействия может служить воспитание ребёнка в семье, где родители путём личного примера, доверительных бесед и обучения формируют сознание чада, при этом не забывая учить, хвалить за успехи и объяснять неудачи.
Воздействия на индивида при таком способе включают в себя:
- убеждения;
- угрозы или поощрения;
- наказания;
- личный пример.
Кроме того, можно влиять через мнение общества, образование, воспитание и общую деятельность.
Методы, применяемые в СП
Чем занимается СП и что изучает
Задачей, которую ставит перед собой социальный психолог, является изучение деятельности индивида в различных обстоятельствах и его поведенческих реакцией, в зависимости от нахождения в различных группах. Если обратиться к Г.М. Андреевой, то, по её мнению, этот подраздел науки изучает следующие объекты:
- группы людей;
- отдельные личности;
- общение между индивидами.
Если обратиться к другим советским и российским исследователям в социальной психологии, это может быть другой список.
Социальная психология
На момент рождения психика человека представляет собой «тесто», из которого в процессе онтогенеза формируется личность. С личностным формированием происходят отождествление себя с окружающим миром и понимание своего места в нём. Наблюдая за поведением окружающих его родных, ребёнок может изучить правила поведения в группе. Так начинаются этапы социальной адаптации человека.
Однако не секрет, что разные люди по-разному оценивают одну и ту же ситуацию. Мало того, общаясь, люди оказывают взаимное влияние друг на друга. Почему это происходит? Как разобраться и предсказать влияние отдельных личностей на людские массы и влияние группы людей на отдельных её членов? Как правильно общаться, чтобы не попасть под чужое влияние? Как уметь отделять свои интересы от интересов общества? Как научиться избегать ссор и конфликтов?
В своём учебнике «Социальная психология» А.Л. Свенцицкий, профессор кафедры социальной психологии СПбГУ, утверждает, что все эти вопросы возникают из-за разнообразия форм людского общения. Изучением и поиском ответов на подобное занимается СП.
Кстати! СП специализируется на исследовании людских взаимовлияний и взаимоотношений. В центре её внимания находятся последствия межличностного общения: мысли, действия и чувства отдельного человека.
Основные задачи социальной психологии
Исследователи в этой области занимаются созданием методов определения того, каким образом формируются личностные мотивы, установки, и насколько это формирование зависит от условий, в которых личность находится, какое влияние на всё это оказывает социальная группа, к которой относится индивид, и каким образом изменяется его психическое состояние.
Важно! Главная задача СП заключается в построении прогнозов социального поведения отдельных личностей и социальных групп. Например, предметом работы соц
психолога на предприятии или фирме может являться изучение человеческих отношений на рабочем месте. С помощью научного подхода может быть определён тип организации коллективных отношений, который позволит работать эффективнее. Повысятся слаженность, взаимопонимание между работниками, как по вертикали управления, так и по горизонтали. Это поспособствует развитию здорового рабочего климата и повышению производительности труда
Например, предметом работы соц. психолога на предприятии или фирме может являться изучение человеческих отношений на рабочем месте. С помощью научного подхода может быть определён тип организации коллективных отношений, который позволит работать эффективнее. Повысятся слаженность, взаимопонимание между работниками, как по вертикали управления, так и по горизонтали. Это поспособствует развитию здорового рабочего климата и повышению производительности труда.
Если поставить задачи перед российскими исследователями в области социальной психологии, то допустимо изучать следующие вопросы:
- анализировать зарубежную СП по содержанию её методов, теоретических идей и результатов, с дальнейшим рассмотрением их практического применения в отечественном социуме;
- отрабатывать прикладную составляющую исследований к проблемам общества и находить способы их решения при помощи СП;
- разрабатывать теорию политических, этнических, межгосударственных и других конфликтов социального плана;
- вести подготовку теорий диагностики социально-психологических прогнозов, оказывать помощь населению в виде консультаций для решения социальных проблем и адаптации в новой общественной реальности.
Переход от гипотез к социально-психологическим теориям в современном обществе в связи с большими переменами очень востребован.
Задачи СП
Предмет социальной психологии
Социальная психология по Б. Д. Парыгину, изучает:
- социальную психологию личности;
- социальную психологию общностей и общения;
- общественные отношения;
- формы духовной деятельности.
Исследования, которыми занимается социальная психология:
- социальное восприятие (Андреева Г. М. и другие);
- психологический климат коллектива (Парыгин Б. Д. и другие);
- стиль руководства (Журавлёв А. Л. и другие);
- восприятие и понимание людьми друг друга (Бодалёв А. А. и другие);
- эффективная групповая деятельность (Обозов Н. Н. и другие)
В социальной психологии в настоящее время рассматриваются и изучаются:
- понимание и восприятие людьми друга друга;
- межличностные (интерперсональные) отношения (классификации человеческих отношений, а также специфика и факторы, от которых они зависят);
- социальные установки (изучаются разновидности этих установок, устойчивость, структура, изменчивость и закономерности возникновения и изменения их под влиянием средств массовой информации, а также их влияние на социальное поведение);
- явления, которые характеризуют взаимодействие и общение людей;
- поведение людей в социуме;
- имеющие отношение к малым социальным группам феномены;
- имеющие отношение к большим социальным группам явления психики (массовидные явления, например общественное мнение, массовое сознание, слухи, мода, религия и тому подобное);
- вопросы взаимовлияния и взаимодействия личности и группы;
- межгрупповые взаимоотношения;
- лидерство (изучается отличия лидера от руководителя, изучаются различные стили лидерства, создаются научные модели, теории лидерства).
Структура современной социальной психологии
Социально-психологическая структура зависит от сфер деятельности человека, объектов и методов исследований. Один из видов структуры СП выглядит следующим образом:
- СП индивида;
- психология общения и отношений (межличностных взаимодействий);
- психология маленьких групп;
- СП между группами (межгрупповое взаимодействие);
- психология общественных явлений и крупных публичных групп.
Кстати! От особенностей деятельности человека зависят протекание и характер любого из перечисленных видов взаимодействия.
Структура СП
Изменение государственного строя, внутренней политики и сложности на рынке труда заставили многих граждан испытывать чувство собственной ненужности и невостребованности. Консультация у социального психолога – это один из шагов для решения индивидуальной проблемы с социальной адаптацией.
Определения
- Групповая динамика условное название социально-психологических исследований, посвященных проблемам формирования и развития групп, факторам, влияющим на их сплочённость и эффективность.
- Внутриличностный конфликт — конфликт социальных ролей одного человека.
- Взаимодействие двух людей — общение двух людей, выстраивание их отношений.
- Коммуникация — смысловой аспект социального взаимодействия; действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями; основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого её элемента.
- Конфликт — столкновение противоположных тенденций, интересов, проявляющееся в настойчивых попытках сторон отстоять свои позиции.
- Управление персоналом — комплекс или система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей работников.
- Социальное познание — процесс познания одного человека другим, одна из областей, изучаемых социальной психологией, где исследуются механизмы того, как человек перерабатывает, хранит и использует информацию о других людях и социальных ситуациях.
- Социальная роль — зафиксированное определённое положение того или иного индивида в системе общественных отношений, общепринятый образец поведения, ожидаемый от индивидов, занимаемых определённое положение. Всегда имеет социальную оценку, может быть одобряема или не одобряема в обществе.
Основные результаты
Основная статья: Антисоциальное наказание
В начале XXI века британский учёный Бенедикт Херманн описал социально-психологическое явление антисоциального наказания (англ. antisocial punishment). Явление заключается в порицании или наказании обществом индивидов, проявляющих излишнюю, по мнению социума, активность, даже если такая активность объективно общественно-полезна. Исследование показало, что данное явление распространено в странах с недостаточно развитыми социальными связями, общественно-политическими институтами и традициями общественно-полезной деятельности.