Социальная фасилитация в психологии — это… эффект социальной фасилитации

Содержание:

Факт нахождения наблюдателя

Социальная фасилитация в психологии — это явление, которое вызывает не только боязнь сторонней оценки или рассеивающееся внимание. Подобный эффект может быть вызван присутствием наблюдателей

Например, во время проводимого психологами эксперимента испытуемым предложили назвать их любимые цвета. При этом рядом с ними находились наблюдатели. С одной стороны, подобные задания не имеют ни правильных, ни неправильных ответов, которые могли бы быть оценены посторонними. Однако их присутствие явно «электризовало» испытуемых. Из этого ученые сделали вывод, что реакция людей на присутствие аудитории наблюдателей происходит бессознательно. При этом существуют определенные факторы, которые оказывают непосредственное влияние на степень реакции.

Среди них следующие:

  1. Количество окружающих людей. Чем больше наблюдателей, тем большее влияние они оказывают на действия индивида. Человек возбуждается гораздо сильнее при массовой аудитории.
  2. Наличие симпатии и антипатии внутри самой группы. При взаимодействии людей, хорошо относящихся друг к другу, эффективность выполнения задания значительно повышается.
  3. Степень пространственной близости. Социальное возбуждение, так же как и степень социальной фасилитации (ингибиции), находится в прямой зависимости от того, насколько тесно друг к другу находятся люди.

Техники фасилитации

Инструменты фасилитации многочисленны и их применение зависит от численности группы и состава участников. Основные техники фасилитации:

  1. «Поиск будущего/ Future Search» — достоинство метода в том, что помогает включить в работу всю компанию вплоть до рядовых сотрудников. Проводится в формате корпоративной конференции.
  2. «Выход за рамки/ Work out» — техника обеспечивает быстрый прорыв компании, разработку инноваций, культуры. Предполагает – открытый диалог руководителей с сотрудниками по целям и задачам. Внедрение лучших решений в практику.
  3. «Мозговой штурм/ Brainstorming» — происходит сбор всех идей без сортировки на «плохие» и «хорошие». Цель найти «свежие», нестандартные, но эффективные решения.
  4. «Поляризация мнений/Polarization of opinion» — метод помогающий определить пессимистическое и оптимистическое прогнозирование ситуации. Фасилитатор делит участников на «оптимистов» и «пессимистов». «Оптимисты» описывают, что компания получит от внедрения новой технологии, «пессимисты» прогнозируют предполагаемые потери.
  5. «Открытое пространство/Open Space» — позволяет за короткий период времени (1,5 – 2 часа) осуществить сбор всех имеющихся идей, мнений. Сотрудникам задается много вопросов по темам. Огромным плюсом техники является ощущение причастности каждого сотрудника к процессам, происходящим в компании.

Фасилитация — литература

Фасилитация — востребованная в современном мире технология, содержащая полезный инструментарий для психологов, педагогов, руководителей компаний. Литература по фасилитации:

  1. «Межличностные отношения в фасилитации учения» К.Р. Роджерс. Кто такой фасилитатор в педагогике – монография, полезная к прочтению для учителей.
  2. «Преобразующие диалоги» Фл. Фанч. Простые, но эффективные техники для личностного преобразования.
  3. «Общие модули процессинга» Фл. Фанч. В книге описаны методы, помогающие запустить у клиента процесс изменений.
  4. «Как добывать золото, работая с группами. Фасилитация на практике» Т. Кайзер. Методики, изложенные в руководстве помогут бизнес-тренеру вывести группу на новый эффективный уровень.
  5. «Социальная психология» Д. Майерс. Научный трактат, в доступной форме объясняющий социальные явления и феномены: фасилитацию, ингибицию и леность.

Социальная фасилитация и ингибиция

Два противоположных друг другу социальных феномена, фасилитация и ингибиция, могут наблюдаться одновременно в группе людей, которые оказались в одной ситуации и в казалось бы, одинаковых условиях. Ингибиция предполагает ухудшение деятельности человека, попавшего под наблюдение сторонних людей, в отличие от фасилитации, когда присутствие наблюдателей вызывает всплеск активности у членов группы занимающихся каким-либо делом. Почему возникает тот или иной эффект, Д. Майерс (амер. психолог) выявил несколько причин:

  1. Настроение – плохое вызывает эффект ингибиции, хорошее усиливает фасилитацию.
  2. Боязнь оценивания – присутствие незнакомых людей, или тех, чье мнение небезразлично может повышать возбуждение и активность у одних участников, но и провоцировать торможение продуктивности у других.
  3. Представители другого пола в аудитории – женщины и мужчины могут начать ошибаться в сложных заданиях, если в аудитории находятся наблюдатели противоположного пола. При феномене фасилитации, процессы деятельности наоборот улучшаются.

Отличие психологической фасилитации

Фасилитация как психологическая техника очень похожа на симбиоз клиент-центрированной психотерапии Карла Роджерса, она так же использует эмпатию, понимание, внимание, безусловное принятие, толерантность, сочувствие со стороны психолога к клиенту, и позитивной психологии, помогает раскрыть в клиенте оптимизм, доверие, и те природные способности человека, которыми он пользуется неосознанно. Отличие от психотерапии Роджерса и позитивной психотерапии в том, что:

  • В случае отказа от прямого управления ситуацией, психолог-фасилитатор переходит на недирективное, коллективное («клиент-психолог») управление ситуацией, что помогает справиться с трудностями клиента.
  • Психолог-фасилитатор использует «позитивную конфронтацию», во взаимодействии между психологом-фасилитатором и клиентом в процессе которой выражается сомнение в ограниченности ресурса клиента или ресурсов совместной работы психолога и клиента.
  • Фасилитативное действие может включать в себя целую палитру как условно негативных, так и условно позитивных состояний (использует любые ресурсы), для достижения поставленной цели.
  • Психолог-фасилитатор и клиент в процессе работы толерантны к неопределённости.

Эффект социальной фасилитации проявляется чаще в. Социальная фасилитация

Социа́льная фасилита́ция  — эффект, при котором человек более успешно выполняет поставленные задачи в присутствии других людей, чем в одиночку. Сам механизм, то есть зависимость скорости, объёма и других показателей успешности действий от присутствия рядом особей своего вида, наблюдается не только у людей, но и у животных. Эффект обычно наблюдается при деятельности, связанной с хорошо усвоенными реакциями или привычными действиями. При выполнении сложных задач присутствие других особей может оказывать обратный эффект, который в социальной психологии получил название социальной ингибиции .

При труде в коллективе и отсутствии оценки индивидуального труда каждого участника проявляется противоположный эффект — социальная леность .

Эффект социальной фасилитации, тогда ещё не получившей такого названия, был впервые выявлен в 1898 году психологом Норманом Триплеттом. Он заметил, что во время велосипедных гонок спортсмены демонстрируют более высокие результаты не тогда, когда соревнуются с секундомером , а когда участвуют в коллективных заездах.
Чтобы проверить наблюдение, Триплетт провёл один из первых в истории социальной психологии лабораторный эксперимент , в котором детей просили как можно быстрее наматывать леску на катушку удочки. Результаты показали, что в присутствии соисполнителей дети справлялись с заданием быстрее, чем поодиночке.
Дальнейшие эксперименты ( Г. Олпорт , 1920, Dashiell, 1930, Travis, 1925) показали, что в присутствии других людей испытуемые быстрее решают простые задачи, такие, как примеры на умножение или вычёркивание из текста определённых букв.
Однако вскоре был выявлен обратный эффект (см. ниже), и поскольку данные разных экспериментов противоречили друг другу, учёные на некоторое время перестали заниматься этой проблемой.

В 1930-х годах были получены экспериментальные подтверждения того, что в некоторых случаях присутствие других людей мешает выполнению задач. Этот обратный эффект позже получил в социальной психологии название социальной ингибиции . Так, при действиях, не доведённых до автоматизма (например, заучивание бессмысленных слогов, прохождение лабиринтов, решение сложных арифметических задач) присутствие других людей снижало скорость их выполнения.
В 1966 году Роберт Зайонц попытался найти теоретическое обоснование для противоречащих друг другу данных. Он трактовал результаты с помощью общеизвестного в экспериментальной психологии правила: «возбуждение благоприятствует доминирующим реакциям»

Иначе говоря, социальное возбуждение, вызываемое присутствием другого человека, усиливает реакции, но снижает осторожность, вот почему простые действия, в которых маловероятна ошибка, выполняются успешнее, тогда как в сложных действиях, требующих сосредоточения, растёт количество ошибок, из-за чего они выполняются менее успешно

Около 300 исследований на 25 000 добровольцах подтвердили гипотезу Зайонца. Позднее было выявлено, например, что в присутствии наблюдателей студенты быстрее разбираются с лёгкими лабиринтами и труднее — со сложными, а хорошие игроки в бильярд показывают ещё более высокие результаты по количеству попаданий в лузу, тогда как плохие начинают играть ещё хуже.

Эффект социальной фасилитации неоднократно наблюдался и у животных: в присутствии других особей своего вида муравьи быстрее рыли песок, цыплята поедали больше зёрен, а спаривающиеся крысы проявляли большую сексуальную активность в присутствии других пар. У животных также наблюдалась и так называемая социальная ингибиция: тараканы, длиннохвостые попугаи и зелёные зяблики медленнее осваивали прохождение лабиринтов в присутствии особей своего вида.

Техники фасилитации

Фасилитатор использует ряд определенных техник в своей работе. Среди них выделяют следующие:

  1. Поиск будущего, или Future Search. Данная технология практикуется в случаях заинтересованности подразделений организации в крепкой основе для сотрудничества, а также для создания прогрессирующего будущего.
  2. Выход за рамки, или Work out. В данном случае происходит разработка новых способов взаимодействия, снижения бюрократизма, совершенствования бизнес-процессов. Наиболее важный момент – это достижение высоких результатов компанией.
  3. Мозговой штурм, или Brainstorm. Распространенный метод обмена информацией внутри группы с целью сформировать новые свежие идеи.
  4. Поляризация мнений, или Polarization of Opinion. Бывает, что предлагаемая тема обсуждения встречается с негативом. Данная техника призвана, чтобы исключать этот негатив посредством выявления общего прогноза течения беседы.
  5. Открытое пространство, или Open Space. Метод, используемый в больших группах, когда появляется необходимость ответить на большое количество вопросов в поисках решения некоторой проблемы. Данная техника подразумевает пошаговый метод:
  • наводящий вопрос (что хочется, как улучшить/получить и т.д.);
  • концентрация на беседе (что имеется сейчас);
  • непосредственно идеи (с учетом мнения каждого участника);
  • группировка идей (каждой группе дается название);
  • оценка идей (включает конструктивность, эффективность, результативность);
  • план по внедрению окончательного решения.

Фасилитация примеры. Фасилитация — что это такое?

Феномен фасилитации охватывает сферой влияния как групповые динамики, так и личностные. Фасилитация — это (от англ. facilitate — помогать, направлять, облегчать) недирективная технология направления и помощи, использующая в своем арсенале эффективные психологические, стратегические инструменты и техники, помогающие человеку или коллективу найти лучшее решение для достижения результатов в поставленных целях.

Фасилитатор — кто это?

Личность фасилитатора уже сама по себе мощный инструмент влияния. Фасилитатор — это тренер, специально обученный технологиям эффективной коммуникации и ведущий процесс фасилитации. Международная ассоциация фасилитаторов была образована в 1989 г. и включает в себя ≈ 1300 человек из 63 стран – все это специалисты высочайшего уровня, облегчающие переговоры и сотрудничество в разных областях. Тони Манн — ведущий эксперт по фасилитации, наделяет личность фасилитатора следующими навыками:

  • умеет направлять и структурировать дискуссию в нужное русло;
  • отличает удачные решения от кажущихся, на первый взгляд успешных, но со скрытыми «подводными камнями» решений;
  • берет на себя риски, не боится выйти из зоны комфорта для создания новой техники и адаптации ее к текущей подходящей ситуации;
  • умеет управлять разного рода группами;
  • ориентируется во всех форматах бесед и встреч;
  • комбинирует различные инструменты и техники для нахождения решений;
  • быстро реагирует на затруднения, возникшие среди участников и запускает процесс по преодолению;
  • обладает стрессоустойчивостью ;
  • всегда открыт для людей и личностных изменений.

Социальная фасилитация и ингибиция

Два противоположных друг другу социальных феномена, фасилитация и ингибиция, могут наблюдаться одновременно в группе людей, которые оказались в одной ситуации и в казалось бы, одинаковых условиях. Ингибиция предполагает ухудшение деятельности человека, попавшего под наблюдение сторонних людей, в отличие от фасилитации, когда присутствие наблюдателей вызывает всплеск активности у членов группы занимающихся каким-либо делом. Почему возникает тот или иной эффект, Д. Майерс (амер. психолог) выявил несколько причин:

  1. Настроение
    – плохое вызывает эффект , хорошее усиливает фасилитацию.
  2. Боязнь оценивания
    – присутствие незнакомых людей, или тех, чье мнение небезразлично может повышать возбуждение и активность у одних участников, но и провоцировать торможение продуктивности у других.
  3. Представители другого пола в аудитории
    – женщины и мужчины могут начать ошибаться в сложных заданиях, если в аудитории находятся наблюдатели противоположного пола. При феномене фасилитации, процессы деятельности наоборот улучшаются.

Ингибиция (социальная) это

В повседневной жизни нам случается слышать множество слов, значение коих нам непонятно. Одним из таких сложных заимствованных слов является пришедшая из латыни «ингибиция». Что же значит это редкое слово, которое подчеркивает, ибо не знает, даже текстовый редактор?

Значение термина «ингибиция»

Данное слово происходит от латинского «inhibere», что означает «сдерживать, останавливать, подавлять».

Итак, ингибицией, согласно толковому словарю, называется замедление и/или окончательное прекращение какой-либо трудовой или творческой деятельности под воздействием определённых факторов. Чаще всего подобным стоп-фактором является… появление зрителей.

Рекомендуем: Десенсибилизация — что это в психологии?

Известнее всего такое явление, как социальная ингибиция (хотя данный термин может применяться и в медицине, например в эмбриологии).

Ингибицию можно назвать серьёзной психологической проблемой у взрослых и у детей.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Наблюдается данное явление в те моменты, когда, например, ребёнку сложно сосредоточиться в присутствии посторонних. Или неопытный танцор, у которого всё прекрасно получалось на индивидуальном занятии или в составе маленькой группы, забывает все движения, выходя на сцену. К сожалению, эффект социальной ингибиции часто связан с психологической травмой в раннем детстве или младенчестве.

Для такого человека «окружающие» могут быть как настоящими — зрители, учитель, родители, так и воображаемыми. Человеку достаточно подумать, что на него кто-то смотрит, и его разум сразу же отказывается думать над решением, а ноги и руки становятся ватными… Подобная психосоматика способна серьёзно усложнить жизнь человеку и сделать его непригодным для какой-либо деятельности.

Рекомендуем: Какие бывают фобии?

Разумеется, с данным явлением можно и нужно бороться. Чтобы помочь своему ребёнку, родители могут предпринять некоторые шаги. Например:

  • Повышать самооценку ребёнка, в том числе чаще хвалить его.

Не ругать за ошибки, это калечит детскую психику.
Категорически запрещено наказывать ребёнка физически или орать на него. Родители, помните: всем свойственно ошибаться (и вам в том числе).

В особенно сложном случае можно обратиться к детскому психологу. Квалифицированный специалист способен значительно улучшить состояние вашего чада, а также помочь ребенку лучше адаптироваться в окружающей его социальной среде.

Сложнее взрослому человеку, страдающему ингибиторными явлениями. Тем не менее в наше время и этот случай не безнадежен.

Таким стеснительным, мнительным сверх меры людям надо посоветовать быть увереннее в себе, а также, желательно, более осознанными. Тогда многие психологические проблемы — не сразу, разумеется — постепенно сойдут на нет.

Противоположное социальной ингибиции явление — это социальная фасилитация (человеку жизненно необходимо одобрение и присутствие окружающих, чтобы продолжать хорошо функционировать и качественно выполнять задание).

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

Ссылки

  • Baron, Robert S.; Moore, Danny; Sanders, Glenn S., Journal of Personality and Social Psychology, Vol 36(8), Aug 1978;
  • Floyd Henry Allport. «Response to Social Stimulation in the Group» Chapter 11 in Social Psychology. Boston: Houghton Mifflin Company (1924);
  • Robert B.Zajonk «Social Facilitation» Science, New Series, Vol.149,No 3681, (Jul.16, 1965);
  • THE DYNAMOGENIC FACTORS IN PACEMAKING AND COMPETITION. Norman Triplett (1898) American Journal of Psychology, 9;
  • Дэниел Гоулман «Фокус. О внимании, рассеянности и жизненном успехе»;
  • Майерс Д. «Социальная психология»;
  • Немов, Р. С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии.
  • Свенцицкий, А. Л. Краткий психологический словарь.
  • Сердюк, Ирина Ивановна. Социальная психология: Учебно-методическое пособие. Краснодар, 2012.
  • Social Facilitation;
  • Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов
  • https://www.psyhodic.ru/arc.php?page=184

Теория перегрузки

Иной альтернативой социальной ингибиции является теория перегрузки, которая утверждает, что факторы отвлечения приводят не к повышению возбуждения, а к перегрузке мозговой деятельности. В это время у человека возникает переизбыток информационных данных в области рабочей памяти.

По отношению к сложным заданиям человеческая производительность угасает, потому как внимание его сосредоточено на посторонних вещах, из-за чего теряется концентрация на его основной задаче. https://www.youtube.com/embed/kXoXf8gp-VE

Эффект публичности

Человек, который живет в обществе, всегда стремится произвести хорошее, положительное впечатление на окружающих. Мы иногда не можем самостоятельно принимать решения в том плане, что постоянно оглядываемся на мнение большинства. Эффект социальной фасилитации заставляет следовать общественным установкам и ориентироваться на его запросы. Вот и получается, что человек начинает жить требованиями социума, забывая о собственных потребностях. Так рождается внутреннее неудовлетворение, чувство потерянности и личностной нереализованности.

Эффект публичности находит выражение в том, что, находясь в обществе, личность начинает действовать согласно возложенным на нее ожиданиям. Она не делает ничего лишнего, но ведет себя достаточно адекватно для каждой конкретной ситуации.

Критика и альтернативные точки зрения

Модель отвлечения внимания/конфликта

В последнее время популярной становится альтернативная гипотеза — модель отвлечения внимания/конфликта

Данная теория гласит, что во время любой деятельности, за которой наблюдают, внимание индивида разрывается между аудиторией и контролем выполнения задачи. Подобное взаимодействие способно повысить возбуждение и улучшить либо ухудшить эффективность деятельности в зависимости от того, является ли знакомой задача человеку

Более того, сила феномена зависит от ряда причин .

Гипотеза перегрузки

Еще одной альтернативным взглядом на вопросы социальной ингибиции является гипотеза перегрузки, согласно которой отвлекающие факторы ведут не к увеличению возбуждения, а к когнитивной перегрузке, во время которой у человека избыток информации в рабочей памяти

В отношении сложных задач производительность человека падает, так как он уделяет внимание посторонним факторам, теряя концентрацию на основной деятельности.

Свойства темперамента

Известно, что сангвиники легче остальных приспосабливаются к изменяющимся условиям. Холерики склонны действовать импульсивно, совершать необдуманные шаги. Флегматики достаточно спокойны и рассудительны, а меланхолики отличаются эмоциональной неустойчивостью и чрезмерной впечатлительностью. Какое влияние на все четыре типа оказывает социальная фасилитация? Пример можно привести такой: при первых же трудностях меланхолик склонен тотчас же замыкаться в себе, флегматик пытается разложить все «по полочкам», сангвиник активно и продуктивно действует, а холерик громко возмущается.

Фасилитация и бизнес

Происходящие экономические изменения нередко ставят многочисленные вопросы как перед людьми, так и перед компаниями. Что делать? Что происходит? Как развиваться во время кризиса? Как подготовить себя к будущему росту? Конечно, готовых ответов на эти вопросы нет. Их поиском люди занимаются во время совместного обсуждения при проведении мозговых штурмов, стратегических сессий и рабочих встреч.

Однако нередко время на таких совещаниях тратится участниками впустую. Каждый из них настолько вовлечен в беседу, что происходит рост разногласий и резко снижается эффективность групповой работы. И здесь на помощь приходит социальная фасилитация, которая, попав в сферу бизнеса, приняла профессиональную форму. В переводе с английского facilitate — «помогать, облегчать». Именно поэтому под фасилитацией в бизнесе понимают оказание помощи, которая позволяет группе решать поставленную перед ней задачу. Такой процесс способствует повышению эффективности работы, раскрытию потенциала участников, повышению их заинтересованности.

При использовании технологии фасилитирования совещаний, сессий и мозговых штурмов исполнители направляются в русло более напряженной мыслительной работы.

Фасилитация в бизнесе является одновременно процессом и серией навыков, которые позволяют эффективно организовать беседу по обсуждению спорной ситуации и сложной проблемы, выполнив без потерь времени все намеченные повесткой собрания или совещания пункты. И все это становится возможным только в случае предварительной подготовки, планирования и конструктивного подхода.

Виды фасилитации

Фасилитация подразделяется на несколько видов:

  1. Психологический. Он является процессом управления, в ходе которого происходит конструкция (или реконструкция) некоторой системы. Наряду с происходящими личностными изменениями, данный процесс считается вероятностным, нелинейным, необратимым. Личность, как известно, динамична. Психологическая фасилитация имеет элементы парадоксального контроля за процессом самоорганизации открытой системы личности.
  2. Педагогический. Это вид педагогической деятельности, в ходе которого обучаемый осознает свою самоценность. Учеба призвана поддерживать стремление личности к саморазвитию, раскрытию способностей, самосовершенствованию.
  3. Спортивный. Важная составляющая спорта, нацеленная на то, чтобы суметь сплотить всех членов команды, в то же время показав их ценность по отдельности.

Классический пример успешного фасилицирования в спорте

  1. Экофасилитация. Данный вид фасилитации призван донести до человека понимание, что он, как личность, является открытой динамической системой. Данная система находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой (однако не только социальной и природной). Задача фасилитатора – провести клиента через так называемый преобразующий процессинг.

Ингибиция в медицине. Inhibition and Progressive Inhibition of Neuromusculoskeletal Structures

Ингибиция или торможение, как это определено в остеопатической терминологии, это термин, который описывает постоянное давление на мягкие ткани с целью вызвать релаксационный эффект и нормализовать рефлекторную деятельность. Это использование сдавления мягких тканей, пожалуй, одна из самых ранних методик мануальной терапии. Могут использоваться и другие имена, но метод практически тот же самый. Ингибирование чаще всего выполняется нажатием пальца или другой части тела, при постоянной от легкой до умеренной силе на регион спазма или гипертоническогой мышцы.

Пациент может сообщить о повышении чувствительности или болезненности. Но если сила поддерживается при постоянном давлении в течении от нескольких секунд до нескольких минут, чувствительность постепенно уменьшается, а структура расслабляется.

Эндрю Тейлор Стилл в молодости испытывал хронические головные боли. Он вылечил себя петлей веревки. Он опустил веревку, чтобы она провисала на несколько сантиметров над землей, перекинул через нее одеяло, и затем расположил его на шеи, на основании черепа. Впоследствии он заснул, а когда проснулся то чувствовал себя свежим и без болей. Этот метод можно представить как ингибирование и позиционирование одновременно.

Прогрессивное торможение нервно-мышечных структур (PINS) является вариантом «торможения».Врач должен, отслеживая в течении процедуры, обратить внимание на изменения в мягких тканях, вызванные дисфункцией. Бывают случаи, когда остеопат лечит заметную, явную дисфункцию с помощью разных методов, но проблема остается

Одна часть проблемы может быть более заметна для обеих и пациента и врача, потому что она более симптоматична, болезненна в то время как другая, менее заметная может быть инициатором или поддерживать дисфункцию. Эти факторы, могут затруднять обследование или лечение. В остеопатии это известно, как «ключевое поражение». В теории, его лечение позволит разгадать картину дисфункции.

PINS это систематический подход с использованием ингибиции направленный на поиск и лечение якоря, ключа нарушения. В качестве более концентрированного подхода он используется для определения паттернов, обычных проявлений дисфункции. Теоретически это не только местные нарушения функции, но они представляют собой серию или поток компонентов, которые поддерживают друг друга.

Повышение эффективности деятельности, а также скорости ее выполнения. ) Работоспособность организма. Режимы труда и отдыха.

В процессе трудовой деятельности функциональное состояние человека и его работоспособность изменяются, что объясняется расходованием энергии нервными и мышечными клетками.

Работоспособность – величина функциональных возможностей организма человека, характеризующаяся количеством и качеством работы, выполняемой за определённое время.

При использовании организмом определённого количества энергии наступает «предел работоспособности», а затем при продолжении работы временное её снижение, связанное с развивающимся утомлением.

Утомление – временное снижение работоспособности в результате интенсивной или длительной работы, выражающейся в снижении количества и качества выполняемой работы и ухудшением координации движений.

Различают 3 основных фазы сменяющих друг друга состояний человека в процессе трудовой деятельности:

I – фаза врабатывания, или нарастающей работоспособности; в этот период уровень работоспособности постепенно повышается по сравнению с исходным в зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей человека. Этот период длится от нескольких минут до 1,5 часа, а при умственном, творческом труде до 2–2,5 часов.

II – Фаза высокой устойчивости работоспособности для неё характерно сочетание высоких показателей с относительной стабильностью или даже некоторым снижением физиологических функций; продолжительность фазы 2–2,5 часа и более в зависимости от тяжести и напряжения труда.

III – Фаза снижения работоспособности, характеризуется снижением функциональных возможностей основных работающих органов человека и сопровождается чувством усталости.

Высокая работоспособность и жизнедеятельность организма поддерживается рациональным чередованием периодов работы, отдыха и сна человека. В течение суток организм по-разному реагирует на физические и нервно – психические нагрузки.

В соответствии с суточным циклом организма наивысшая работоспособность отмечается в утренние (с 8 до 12 часов) и дневные (с 14 до 17 часов) часы. В дневное время наименьшая работоспособность отмечается в период с 12 до 14 часов, в ночное время с 3 до 4 часов, достигая своего минимума. С учётом закономерности определяют сменность работы предприятий, начало и окончание работы в сменах, перерывы на отдых и сон.

Чередование периодов труда и отдыха в течение недели регулируется с учетом динамики работоспособности. Наивысшая – на 2, 3, 4 день работы, в последние дни она снижается, падая до минимума в последний день работы. В понедельник работоспособность относительно понижена в связи с врабатываемостью.

В течение смены различают 2 формы чередования периодов труда и отдыха на производстве :

1. Введение обеденного перерыва в середине рабочего дня

2. Кратковременные регламентированные перерывы

Оптимальную длительность обеденного перерыва устанавливают с учётом удалённости от рабочих мест санитарно – бытовых помещений, столовых, организации раздачи пищи.

Продолжительность и число кратковременных перерывов определяют на основе наблюдений за динамикой работоспособности, учёта тяжести и напряжённости труда. При выполнении работы, требующей значительных усилий и участия крупных мышц, рекомендуется более редкие, но продолжительные 10 – 12 минутные перерывы. При выполнении особо тяжёлых работ (металлурги, кузницы и др.) следует сочетать работу в течение 15 – 20 мин. с отдыхом такой продолжительности.

При работах требующих большого нервного напряжения и внимания, быстрых и точных движений рук, целесообразны боле частые, но короткие 5 – 10 мин перерывы.

Также существуют микропаузы – перерывы в работе, возникающие самопроизвольно между операциями и действиями. Они обеспечивают поддержание оптимального темпа работы и высокого уровня работоспособности. В зависимости от характера и тяжести работы микропаузы составляют 9 – 10% рабочего времени.

Чёткий режим труда и отдыха снижает затраты энергии, утомляемость, профессиональную заболеваемость, травматизм, потери рабочего времени и повышает производительность труда и его безопасность.

Техники фасилитации

Инструменты фасилитации многочисленны и их применение зависит от численности группы и состава участников. Основные техники фасилитации:

  1. «Поиск будущего/ Future Search»
    — достоинство метода в том, что помогает включить в работу всю компанию вплоть до рядовых сотрудников. Проводится в формате корпоративной конференции.
  2. «Выход за рамки/ Work out»
    — техника обеспечивает быстрый прорыв компании, разработку инноваций, культуры. Предполагает – открытый диалог руководителей с сотрудниками по целям и задачам. Внедрение лучших решений в практику.
  3. «Мозговой штурм/ Brainstorming»
    — происходит сбор всех идей без сортировки на «плохие» и «хорошие». Цель найти «свежие», нестандартные, но эффективные решения.
  4. «Поляризация мнений/Polarization of opinion»
    — метод помогающий определить пессимистическое и оптимистическое прогнозирование ситуации. Фасилитатор делит участников на «оптимистов» и «пессимистов». «Оптимисты» описывают, что компания получит от внедрения новой технологии, «пессимисты» прогнозируют предполагаемые потери.
  5. «Открытое пространство/Open Space»
    — позволяет за короткий период времени (1,5 – 2 часа) осуществить сбор всех имеющихся идей, мнений. Сотрудникам задается много вопросов по темам. Огромным плюсом техники является ощущение причастности каждого сотрудника к процессам, происходящим в компании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector