Динамическая фасилитация и консалтинг
Содержание:
- Чем отличается фасилитация от модерации
- Кто такой фасилитатор?
- Как правильно фасилитировать?
- Вопросы временных рамок
- Как передать опыт другим командам
- Фиксирование результатов
- Почему современный лидер отдаёт инициативу коллективу?
- Станьте лучшим фасилитатором: помогайте проведению встреч и обсуждений!
- Роль и цель обсуждения, в ходе которого применяется динамическая фасилитация
- Кто такой фасилитатор?
- Причины возникновения эффекта аудитории
- Чем занимается фасилитатор?
- Фасилитация — что это такое?
- Личностное изменение
- Почему преподавателю так важно фасилитировать?
Чем отличается фасилитация от модерации
Специалисты до сих пор не могут сойтись на едином мнении едино ли понятие фасилитации и модерации. Если посмотреть на эти два понятия с языковой точки зрения, то модерация в данном случае пришло из Германии.
В модерации каждый из участников должен полностью отдаться диалогу, что может вызвать стресс у участников. В фасилитации каждый из участников находится в более комфортной среде, чтобы вступать в диалог по собственному желанию. Можно выявить следующие нюансы отличия:
- В фасилитации часто используют тактильные и визуальные техники. Фасилитатор использует в диалоге таблицы, зарисовки, конструктор, игрушки и различные техники. У участников тренинга нет возможности отвлечься на другую тему, в итоге каждый из них становиться частью единого мыслительного процесса.
- Модерация используется при совещаниях, где главная тема «повестка дня» или «проблема». Лидером такого совещания будет сам руководитель компании, который и вовлекает группу в обсуждение насущных проблем.
Оба метода эффективны, однако использовать их лучше в индивидуальных направлениях. Для решения конфликтов идеально подойдет фасилитация, а вот для решения проблемных вопросов работы компании – модерация.
Кто такой фасилитатор?
Термин произошел от английского «facilitate» — «упростить» или «облегчить процесс.» Фасилитатор — это человек, который планирует групповое мероприятие, руководит им и управляет дискуссией — для обеспечения эффективного достижения целей группы. Он следит за ходом обсуждения, четкостью идей и участием всех присутствующих.
Для эффективности фасилитатор должен сохранять беспристрастность и объективность. Это не означает, что подобным человеком может быть лишь кто-то извне. Главное для фасилитатора — придерживаться нейтралитета. Он отступает от своих личных взглядов, своих взаимоотношений с другими участниками и сосредотачивается только на групповой динамике ли процессе. («Групповой процесс» — это подход, используемый для управления дискуссиями, получения наилучшей отдачи от всех участвующих и для успешного завершения мероприятия. Все это зависит от многих факторов, которые будут рассмотрены более подробно позже — в этой же статье. Секрет успешного фасилитатора — это контроль групповой динамики, от которой зависят высказываемые идеи и принятые группой решения.)
Ключевая обязанность любого фасилитатора — задавать направление групповому процессу и формировать среду, в которой он сможет процветать. Таким образом он помогает группе прийти к наиболее рациональным решениям и успешному заключению.
Примечание:
Фасилитация требует много умственных усилий. Это значит, что будет сложно следить за ходом дискуссии и идеями
Также важно соблюдение нейтралитета. Поэтому, если фасилитатор проявляет интерес к результату или обладает навыками, опытом, информацией и авторитетом, которые могут повлиять успешность результата, следует подумать о другой кандидатуре и привлечении внешнего посредника.
Как правильно фасилитировать?
Существует множество методов и технологий фасилитации. Все они находятся на стыке психологии и управленческих методик.
Например:
Ментальная карта
На доске или на мониторе компьютера с графической фигурой, в центре которой пишут ключевое слово – обсуждаемую тему. Затем группа развивает тему, рисуя ответвления.
Такая техника помогает структурировать обсуждаемую тему, выявить скрытые связи и на начальном этапе какого-либо проекта понять, что нужно учесть при его реализации.
Мировое кафе
Коллектив делят на группы, которые рассаживают по столикам. За каждым столом свой ведущий, который записывает все идеи на листе флипчарта. Периодически группы пересаживаются и изучают идеи друг друга, дополняя их. Этот метод помогает управлять большими группами, создавать живые дискуссии и собирать больше информации о конкретном вопросе.
Вопросы временных рамок
Идеальная динамическая фасилитация должна располагать достаточным временем для получения максимального результата, но в конкретных бизнес-условиях время может быть ограниченным
Важно прийти к совместному пониманию временных рамок мероприятия. Бывает, когда мы слышим о новой прорывной методике, у нас складывается впечатление, что она действует мгновенно и волшебные перемены наступают сразу же, в день мероприятия
Бывают случаи, когда динамическая фасилитация действительно приводит к очень быстрым прорывам, однако это скорее исключение из правила. Чаще всего для результата необходимо провести 3-4 встречи, каждая по 2-3 часа с промежутком между сессиями не меньше недели. Такие условия скорей всего принесут хорошие результаты за счет:
- Достаточного времени на исследование ситуации достаточно широко, чтобы предложить собственное решение, продумать варианты формулировки проблем, ответы на решения других участников, чтобы рассмотреть разные возможные взгляды на ситуацию.
- Запаса времени, позволяющего развить общее понимание полной картины, учитывая мнение каждого участника.
- Полноценного вхождения в процесс.
- Времени для размышления над процессом уже после участия, для переосмысления возможностей коммуникаций и сотрудничества.
Важно учитывать, что каждое достижение в фасилитации является новой отправной точкой. К моменту каждого достижения группа обычно уже прошла полный цикл обсуждения
На каждом новом витке участники уже имеют четкое понимание того, как двигаться дальше. Каждый следующий этап участники могут захотеть немного отложить, занявшись пока своей обычной работой, пока не обнаружат себя в новой точке кризиса или перехода, который подтолкнет снова обратиться за помощью к фасилитатору
К моменту каждого достижения группа обычно уже прошла полный цикл обсуждения. На каждом новом витке участники уже имеют четкое понимание того, как двигаться дальше. Каждый следующий этап участники могут захотеть немного отложить, занявшись пока своей обычной работой, пока не обнаружат себя в новой точке кризиса или перехода, который подтолкнет снова обратиться за помощью к фасилитатору.
Обычно следующий цикл фасилитации происходит, когда появляется необходимость оживить творческий потенциал команды. После трех или четырех полных циклов команда обычно способна проводить фасилитации самостоятельно.
Как передать опыт другим командам
Я провела презентацию для тимлидов и менеджеров проектов. Это была не просто лекция, а сессия, во время которой я выступала фасилитатором. В итоге они смогли прочувствовать на практике сам процесс.
Совместно мы разрабатывали способы вовлечения сотрудников в работу. Использовали метод сфокусированной беседы (советую применять в начале каждой сессии) и метод построения консенсуса.
Было приятно видеть, что, хотя мы и работаем в разных отделах над разными проектами, все пришли к единому видению возможностей для вовлечения сотрудников.
Дальше у меня стали появляться «заказы» на проведение таких встреч в разных командах. Участники разрабатывали миссии отделов, принципы взаимодействия друг с другом и с другими отделами, уставы команд, формировали стратегическое развитие отдела. Для всех этих целей фасилитация прекрасно подходит.
Фиксирование результатов
И последнее, но не менее важное из обязанностей координатора — это анализ и фиксирование результатов, сведение их воедино, а также доведение их до участников, чтобы в последующем они смогли применить итоги на практике. Ключ к успешной записи результатов — абсолютная ясность в том, что именно будет записано, как и кем
Следует заранее убедиться, что участники на 100 процентов осознают свои обязанности, вне зависимости от того, насколько они вовлечены в процесс
Ключ к успешной записи результатов — абсолютная ясность в том, что именно будет записано, как и кем. Следует заранее убедиться, что участники на 100 процентов осознают свои обязанности, вне зависимости от того, насколько они вовлечены в процесс.
Примечание:
Когда мы говорим об обязанностях фасилитатора, чаще всего на ум приходит его роль, связанная с функцией записи. Мы представляем человека, стоящего перед офисным мольбертом, держащего в руке фломастер в руке и всегда готового яростно записывать все произнесенные вслух идеи и важные замечания.
Да, это действительно важная функция
Однако следует помнить, что для того, чтобы идеи текли текли рекой, важно грамотно спланировать весь процесс дискуссии, а также контролировать ее ход и руководить участниками. И это — тоже задачи фасилитатора
Так что можно запастись кучей бумаги и фломастеров, но если встреча недостаточно хорошо спланирована и контролируется, эти фломастеры и бумага могут не понадобиться.
Если вы фасилитатор, вам следует держать в уме несколько важных вещей:
- Вы ответственны за то, чтобы участвующие услышали, увидели и поняли представленную информацию. Убедитесь, что все происходящее четко вами контролируется. При сомнениях в чем-то, это следует тут же зафиксировать и подумать над этим позже.
- Попробуйте записывать все словами группы, а в случае сомнений попросите их повторить и объяснить.
- Убедитесь, что записываются все решения и действия. Для этого можно привлечь дополнительного человека — так будет легче сосредоточиться на группе и дискуссионном процессе.
- При записи идей и решений следует еще раз их перепроверить вместе с группой — чтобы убедиться, что записываемая информация никак не искажается, а также является справедливым отражением того, что было высказано.
- Напоминайте участникам об обсуждаемой теме, держите в центре их внимания ключевые моменты и двигайте ход обсуждения вперед.
- При сомнениях в какой-либо информации попросите разъяснений, прежде чем продолжить обсуждение.
- Следите за тем, чтобы в конце дискуссии были проработаны вопросы, отложенные на потом и лишь после этого доведите собрание до успешного завершения.
Почему современный лидер отдаёт инициативу коллективу?
Фасилитация – наука, которая демонстрирует особенности современного подхода к управлению людьми.
«Фасилитация – это технология антитоталитарного подхода, это технология антиэго. Это не когда кто-то говорит: «Ого-го, я альфа-самец». Это когда мы реально доверяемся умным, активным, вовлечённым людям, которые могут брать на себя ответственность», – считает Светлана Крутских.
Фото Informburo.kz
На различных тренингах по лидерству и управлению очень любят подчёркивать, что руководитель не должен быть деспотом, он должен быть максимально демократичным и вести дело так, чтобы сотрудники чувствовали, что сами принимают решения.
Тренеры считают, что это важно, потому что отвечает запросу современного поколения, которому уже не подходят советские методики подавления личного ради общественного. «Современному лидеру важно не брать всю инициативу на себя
Не быть эгоистом. Например, на этой антиконференции мы отдаём инициативу участникам, мы понимаем, что к нам пришли умные люди, – говорит Светлана Крутских. – Современной молодёжи, поколению «y» это очень нравится. Они не хотят быть фишками, которые двигают на поле. Они хотят принимать участие, хотят мыслить»
«Современному лидеру важно не брать всю инициативу на себя. Не быть эгоистом
Например, на этой антиконференции мы отдаём инициативу участникам, мы понимаем, что к нам пришли умные люди, – говорит Светлана Крутских. – Современной молодёжи, поколению «y» это очень нравится. Они не хотят быть фишками, которые двигают на поле. Они хотят принимать участие, хотят мыслить».
Светлана считает, что нельзя относиться к такому подходу как к манипуляции, нужно реально доверять своей команде. Потому что правильный лидер наберёт людей, которые могут взять на себя ответственность. Такой метод подходит для конкурентных рынков. Если применять его правильно, то считается, что в сухом остатке будет главное – эффективность и прибыль компании.
Рамиль Мухоряпов на антиконференции / Фото Informburo.kz
Директор холдинга Choco Family Рамиль Мухоряпов рассказал, что на себе испытал разницу двух подходов к руководству: более тоталитарного и, наоборот, дающего свободу решений.
«Хорошо, когда в команде все лидеры. Они слышат других, но они не готовы взять под козырёк и пойти исполнять. Они все уверены в себе. С такими ребятами у нас были стычки, конфликты, – рассказывает Рамиль Мухоряпов. – В какой- то момент я их просто отпустил: раз такой умный, делай сам. И стало только лучше. Я перестал командовать, но оставил за собой право посоветовать, а решения принимает сотрудник, и это оказалось гораздо лучше».
Станьте лучшим фасилитатором: помогайте проведению встреч и обсуждений!
Обсуждение – это в первую очередь обмен мнениями и чувствами, во вторую очередь – обмен фактами. Дискуссии невозможны без внимательного слушания других участников. Так как мнение участников не может быть ни правильным , ни неправильным, обучение фасилитаторов должно включать в себя практику процесса, где фасилитатор поощряет каждого участника участвовать в обсуждении. Его задача – прийти на обсуждение подготовленным, зная, какие вопросы задавать, чтобы получить желаемый отклик.
Обучение через дискуссию проходит тогда, когда участников заставляют думать. Командные фасилитации будут эффективными, если Вы будете использовать следующие техники:
Шаг 1:
Начните дискуссию с постановки цели перед участниками, расскажите, о чем они будут говорить, как будет проводиться обсуждение.
Шаг 2:
Способствуйте процессу обсуждения с помощью вопросов и оценки ответов. Помогайте участникам подвести итоги главных моментов обсуждения.
Шаг 3:
Просите участников поделиться реакцией на то, о чем говорили, во время ответов на вопросы. Вопросы направлены на то, чтобы узнать, что произошло с ними или окружающими во время обсуждения.
Шаг 4:
Попросите участников определить понятия из обсуждения во время ответов на вопросы. Вопросы выявляют, чему участники научились, до какой степени достигнуты цели встречи.
Шаг 5:
Попросите участников использовать то, что они узнали нового на обсуждении. Вопросы нацелены на то, чтобы помочь использовать новую информацию в рабочих ситуациях.
На дискуссии фасилитатору не полагается выступать техническим экспертом. Также, не высказывайте своего мнения. Итогом дискуссии должен быть продукт размышлений участников группы. На результатах не должно остаться «отпечатков пальцев» фасилитатора.
Роль и цель обсуждения, в ходе которого применяется динамическая фасилитация
Важно не просто прописать цель мероприятия, но и понять место обсуждения в полной картине всего, что происходит в компании, и того, к чему компания стремится. Это важно не с точки зрения бизнеса, а в контексте любых проектов с вовлечением общественности
Важными в этом вопросе являются доверие сотрудников и их командный дух. Для сотрудников станет огромным разочарованием серия успешных фасилитационных сессий, результаты которых потом не будут использованы. Трудно будет потом восстанавливать утраченное доверие. Динамическая фасилитация меняет людей, важно учитывать это до того, как начнете применять такой формат в своей компании. Это довольно ответственное решение
Это важно не с точки зрения бизнеса, а в контексте любых проектов с вовлечением общественности. Важными в этом вопросе являются доверие сотрудников и их командный дух
Для сотрудников станет огромным разочарованием серия успешных фасилитационных сессий, результаты которых потом не будут использованы. Трудно будет потом восстанавливать утраченное доверие. Динамическая фасилитация меняет людей, важно учитывать это до того, как начнете применять такой формат в своей компании. Это довольно ответственное решение.
Кто такой фасилитатор?
Как и было сказано ранее, фасилитатор это лидер. Чтобы им стать, фасилитатор должен сам являться мощным инструментом.
Для работы с командой и группой необходимо знать все приемы тренера и уметь их применять в деле. Если углубиться в работы Тони Манна, то можно выделить основные черты фасилитатора:
- Лидер должен придерживать на протяжении всей встречи курс разговора.
- Фасилитатор отсеивает неудачные решения. Он настраивает группу на нужный мыслительный процесс, благодаря, которому анализ предложенных решений происходит в несколько раз быстрее.
- Лидер выводит группу из зоны комфорта. Чтобы включить каждого участника в диалог или обсуждение, фасилитатор должен сопутствующую к этому атмосферу.
- Фасилитатор подталкивает участников на личные изменения, при тет-а-тет диалоге, именно он сможет мотивировать сотрудника на достижение общей цели.
- Фасилитатор обладает всеми техниками введения диалогов, встреч, тренингов и собраний.
Настоящий лидер в первую очередь ставит в приоритет потребности участников.
Главная задача состоит не в том, чтобы подавить личность группы, а позволить участникам свободно высказываться и рассуждать. Лидер на протяжении всей встречи должен уделять каждому участнику процесса равное количество времени и внимания.
Причины возникновения эффекта аудитории
Эффект аудитории – это знакомое многим явление, характеризующееся тем, как меняется поведение одного человека в присутствии постороннего. Считается, что случаи положительного или отрицательного влияния постороннего человека на некого индивида возникают в силу общего возбуждения.
Обратите внимание! Повышение возбуждения является положительным эффектом тогда, когда индивид выполняет простые задачи, он уверен в себе и своем деле
Люди по-разному чувствует эффект аудитории
Намного чаще люди сталкиваются с отрицательным влиянием, когда индивид боится совершить ошибку, будучи не уверенным в решении проблемы.
Фасилитацию противопоставляют модерации, это два разных понятия. Фасилитация более гибкая по отношению к ведению бесед с людьми
Поэтому ее проведение чаще заказывают для сотрудников руководители компаний с целью сплотить их, объяснить важность совместной работы для роста успеха организации
Чем занимается фасилитатор?
Чтобы мероприятие прошло хорошо, для начала необходимо осознать желаемый исход. А также фон и контекст события. Ключевая часть ответственности фасилитатора заключается в следующем:
- Составление плана хода группового процесса, а также подбор техник и инструментов, которые лучше всего помогут группе приблизиться к нужному результату;
- Контролирование групповой динамики для обеспечения:
- должного участия каждого;
- поддержки и взаимопонимания между членами группы;
- рассмотрения каждых идей, вопросов и предложений;
- совместной ответственности членов собрания за результат.
- Слежение за тем, что результаты, действия участников и проблемные темы нужным образом фиксировались и решались.
Ниже будут подробнее рассмотрены наиболее важные из этих аспектов.
Фасилитация — что это такое?
Феномен фасилитации охватывает сферой влияния как групповые динамики, так и личностные. Фасилитация — это (от англ. facilitate — помогать, направлять, облегчать) недирективная технология направления и помощи, использующая в своем арсенале эффективные психологические, стратегические инструменты и техники, помогающие человеку или коллективу найти лучшее решение для достижения результатов в поставленных целях.
Фасилитатор — кто это?
Личность фасилитатора уже сама по себе мощный инструмент влияния. Фасилитатор — это тренер, специально обученный технологиям эффективной коммуникации и ведущий процесс фасилитации. Международная ассоциация фасилитаторов была образована в 1989 г. и включает в себя ≈ 1300 человек из 63 стран – все это специалисты высочайшего уровня, облегчающие переговоры и сотрудничество в разных областях. Тони Манн — ведущий эксперт по фасилитации, наделяет личность фасилитатора следующими навыками:
- умеет направлять и структурировать дискуссию в нужное русло;
- отличает удачные решения от кажущихся, на первый взгляд успешных, но со скрытыми «подводными камнями» решений;
- берет на себя риски, не боится выйти из зоны комфорта для создания новой техники и адаптации ее к текущей подходящей ситуации;
- умеет управлять разного рода группами;
- ориентируется во всех форматах бесед и встреч;
- комбинирует различные инструменты и техники для нахождения решений;
- быстро реагирует на затруднения, возникшие среди участников и запускает процесс по преодолению;
- обладает стрессоустойчивостью;
- всегда открыт для людей и личностных изменений.
Личностное изменение
Личностное изменение, в свою очередь, представляет собой некоторую способность, которая может изначально задаваться и развиваться в процессе социализации личности.
Психолог экофасилитатор — это не только интегратор, это ещё и зеркало. Зеркало, в котором видно то, что скрывается в личности клиента: то, на чём он стоит, и потому не замечает.
Если исходить из того, что практически любая группа выступает в качестве открытой динамической и самоорганизующейся системы, которая определяет свои цели и способы их достижения, то обнаруживаем ещё один тип фасилитации, который мы обозначили термином экологическая фасилитация (или экофасилитация).
Почему преподавателю так важно фасилитировать?
Как можно было заметить, большинство приведенных советов действуют как онлайн, так и оффлайн. Онлайн усложняет процесс с технической стороны и добавляет несколько правил в коммуникацию в Zoom или Skype.
Если резюмировать, преподаватель фасилитирует, чтобы:
- Максимально облегчить для участников дискуссии все технические процессы
- Предложить модели поведения в дискуссии, которые помогут построить комфортное общение в онлайн
- Дать понять студентам, что они играют главную роль в учебном процессе и в собственном процессе познания и могут справиться с поставленными задачами
- Не превратиться с диктатора, который «тянет весь урок на себе» и превращается в «говорящую голову» на экране
Во время онлайн-занятия студентов отвлекают много факторов: от шума из соседней комнаты до поставленного на паузу сериала. А ещё есть плохое качество связи, недосып и плохое настроение. Продуманные и подготовленные действия преподавателя-фасилитатора помогут забыть об этих помехах и вовлечь в обсуждение.
Для дочитавших: руководство фасилитатора
Подробнее о фасилитаторстве можно почитать в книге «Руководство фасилитатора. Как привести группу к принятию совместного решения» (или на Яндекс.Маркете). Она не фокусируется исключительно на учебных ситуациях, но дает хорошую базу для развития навыков.
Или вы можете начать со статьи, написанной ещё в 2017 году — «11 навыков профессионального фасилитатора». Там вы найдете полезные приемы активного слушания и обратной связи.
Буду рада обратной связи и вашему мнению: так ли важно фасилитаторство для преподавателя или это новомодное слово для уже известного навыка?