Социальная психология групп

Развитие теории Макаренко

Характеристика стадий развития коллектива рассматривалась и в трудах Сухомлинского. Этот педагог, работая много лет учителем и директором школы, на основе собственного опыта сформулировал совокупность принципов, благодаря которым формируется высокоорганизованная группа учеников. Среди них:- единство воспитанников;- инициатива;- самодеятельность;- богатство отношений между учениками и педагогом;- гармония интересов;- руководящая роль педагога и т. д.

Стадии развития коллектива рассматривают в своих трудах А. Т. Куракин, Л. И. Новиков и др. Причем к этому вопросу у них имеется совершенно другой подход. Данные авторы считают, что на стадии развития ученического коллектива сплотить детей могут не только требования. Помогают в этом и другие средства.

В последнее время существует отчетливая тенденция понимать под коллективом группу, члены которой обладают высоким уровнем развития. При этом подобная общность должна отличаться интегративной деятельностью, сплоченностью и единой направленностью. Самым существенным качеством группы, по мнению современных авторов, является уровень социально-психологической зрелости. Именно эта черта и является основной предпосылкой для создания группы-коллектива. Каковы основные этапы ее формирования?

На первой стадии развития группы-коллектива возникает конгломерат. Эта общность складывается из ранее незнакомых друг с другом детей, которых собрали в одно время на одном пространстве. Взаимоотношения ребят на данной стадии, как правило, ситуативны и поверхностны. Если подобной группе присвоить название, то произойдет ее номинализация. В том случае, если члены подобного коллектива не примут поставленных перед ними условий и целей, то перехода от конгломерата так и не произойдет. Подобные случаи нередки в школьной практике.

При наличии благоприятных условий происходит изменение стадии развития детского коллектива. На следующей ступени образовывается группа-кооперация. Такая общность отличается успешной и реально действующей структурой организации. Также в этом случае имеется высокий уровень группового сотрудничества и подготовленности. Все отношения между членами группы-кооперации носят деловой характер и направлены на достижение поставленной цели.

Есть ли повод для дискуссий?

Что же касается такого характеризующего диффузное сообщество свойства, как скоротечность существования, то оно фактически является относительным и вызывает оживленные дискуссии и споры в научной среде.

Суть противоречия заключается в следующем: можно ли считать все абсолютно диффузные группы объединениями людей на кратковременный период или же нет? В качестве примера стабильной кратковременности можно использовать сообщество, образуемое зрителями на любом концерте или спектакле. Однако если в качестве примера взять зал супермаркета или салон автобуса, то краткосрочность существования группы уже не столь очевидна.

Для таких групп характерна постоянная смена состава людей. Однако само место и цель пребывания в нем участников диффузной группы остаются неизменными в течение достаточно долгого временного срока, иногда целых столетий. К примеру, Елисеевский гастроном в Москве каждое утро распахивает свои двери в ожидании покупателей более сотни лет, то же самое можно сказать и о торговых рядах ГУМа и о многих других магазинах. Меняются люди, названия, режимность, но не местонахождение и цель.

Соответственно, относить все диффузные сообщества к типу быстро распадающихся не совсем правильно. Однако этот вопрос на сегодняшний день является открытым, и о нем спорят не только психологи, но и социологи, и философы.

Психология малой группы

Малая группа – совокупность двух или более людей, которые взаимодействуют друг с другом и разделяют общие цели и нормы.

Подходя к вопросу о малой группе как социально-психологической общности, можно рассмотреть ее генезис.

  • 1. Историко-генетические проблемы малой группы, история возникновения и развития как структурного элемента человеческого сообщества.
  • 2. Онтогенез малой группы, возникновение и развитие в контексте индивидуальной истории жизни.
  • 3. Развитие группы с момента организации до уровня коллектива.

Выделяют также следующие стадии развития группы: направленность, организованность и коммуникативность.

Брюс Такмен видел развитие группы в следующей модели:

  • – ориентировка в задаче;
  • – эмоциональная реакция;
  • – внутренний конфликт;
  • – функционально-ролевая согласованность и т.д.

Рассматривая проблему малой группы, выделяют ее структуру, под которой понимается совокупность особым образом согласованных связей, складывающихся между членами группы (рис. 4.7).

Рис. 4.7. Типы коммуникативных структур в малых группах и коллективах

В малых группах выделяют такие социально-психологические явления, как социально-психологический климат; социально-психологическое давление.

Социально-психологический климат группы – это:

  • – доверие/недоверие;
  • – симпатия/антипатия;
  • – свобода/несвобода (в отношении мнений);
  • – давление/самостоятельность;
  • – информированность/неинформированность;
  • – удовлетворенность/неудовлетворенность.

Особняком стоит теория лидерства в контексте изучения малой группы, которая рассматривается вероятностными подходами, теорией следования целей, нормативной моделью принятия решений, транзактными подходами и когнитивными подходами.

Лидерство как социально-психологический феномен является значимым для интеграции группы. Под лидерством понимается «один из процессов организации и управления малой социальной группой, способствующий достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом».

Дадим краткую характеристику лидера.

  • 1. Позиция лидера занимается спонтанно.
  • 2. Роль – не официального руководителя.
  • 3. Выдвижение лидера практически всегда связано с особой ситуацией, возникшей в группе (или для группы).

Выделяется статус лидера: функционально-ролевой; профессиональный; морально-этический; самооценочный. Типология лидерства может разделять три основания: содержание, стиль и характер деятельности.

  • 1. По содержанию деятельности:
    • а) лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения;
    • б) лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы;
    • в) лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и организатором.
  • 2. По стилю руководства:
    • а) авторитарный;
    • б) демократичный;
    • в) совмещающий в себе элементы того и другого стиля.
  • 3. По характеру деятельности:
    • а) универсальный, т.е. постоянно проявляющий свои качества лидера;
    • б) ситуативный, т.е. проявляющий качества лидера лишь в определенной, специализированной ситуации.

Понятие климата, упомянутое выше, связывают как со стилем лидерства, так и с понятием сплоченности, межличностной привлекательности и др.

Групповая сплоченность – интегральная характеристика межличностных отношений. Важная составляющая сплоченности – целенаправленная групповая деятельность, а также явление конформности, понимаемое, с одной стороны, как давление большинства на меньшинство, гак и как обратное явление, называемое нонконформизмом, – явление, при котором актуализируется желание поступать вопреки мнению большинства.

Процесс группового давления.

Участники группы долж­ны в той или иной степени разделять существующие групповые нормы.

Особенно остра эта проблема для нового члена группы, который должен принять или отвергнуть эти нормы.

Возможны:

— сознательное, свободное принятие норм

— вынужденное под угрозой санкций;

— демонстрация антагонизма по отноше­нию к группе (Я не такой, как вы все);

— осознанное, свободное от­вержение норм с учетом всех возможных последствий.

Феномен вынужденного принятия человеком норм группы и соответствующего поведения получил название конформизма.

Раз­личают

внешний конформизм, когда мнение группы принимается лишь внешне, без изменений собственных убеждений,

— и внутрен­ний конформизм, когда человек действительно усваивает мнение большинства.

Психологи считают, что конформизм и уступчивость тесно свя­заны с самооценкой:

— люди с высокой самооценкой менее склонны уступать групповым требованиям

— и наоборот.

Также конформизм связан с размером группы:

— вероятность конформистского поведе­ния возрастает при увеличении числа членов группы.

Наличие еще одного несогласного повышает субъективную приемлемость и

веро­ятность нонконформизма.

Обнаружено, что если человек обязан публично заявить о своем мнении, вероятность конформизма воз­растает, при возможности отвечать письменно человек освобож­дается от опасений показаться странным или смешным перед чле­нами группы.

Уровень конформизма также зависит от пола и возраста.

Жен­щины в целом более конформны, чем мужчины, а дети — более, чем взрослые.

Подростки склонны демонстрировать конформизм в обшении со сверстниками и негативизм в обшении со взрослыми. Конформизм зависит такжe от значимости для человека того или иного мнения и людей, его высказывающих.

9 стр., 4436 слов

Социальные группы: процесс образования, классификация, групповая динамика

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Иркутский филиал КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по социологии Социальные группы процесс образования, классификация, групповая динамика Выполнила студентка 4 курса факультета коммерции и маркетинга Иванова М. А. Проверила Бороздина Л.И. Иркутск 2005 Социальные группы процесс образования, классификация, групповая динамика …

Общие сведения

Коллектив (студенческая группа 12-П) сформирован в 2007 году. По возрасту коллектив довольно однороден. Разница в возрасте составляет не более 1-2 года. Все имеют неполное среднее школьное образование. Данный коллектив состоит из 9 девушек и 12 юношей. Традицией коллектива, как и всех студентов является празднование «Дня студента».

Успеваемость в группе выше среднего и она является лучшей по успеваемости из оставшихся групп. Группа учебно дисциплинирована, более слабые студенты стараются не отстать от остальных. Отстающим помогают более успевающие студенты, что характеризует сплоченность группы. Члены группы не ограничиваются общением только внутри своего коллектива, а общаются и с другими однокурсниками.

Социально-психологическая характеристика семьи

Главным институтом и ячейкой общества является семья, которая характеризуется главной социально-психологической особенностью – общением на 3 уровнях:

  1. Общение между супругами.
  2. Общение родителей с детьми.
  3. Общение супругов с родителями и друзьями друг друга.

Семья сначала зарождается в виде брака, потом рождаются дети, которые со временем уходят, оставляя «гнездо пустым». Это являются этапы развития семьи. А общение заключается в близости, душевности, возможности обсудить проблемы с другими членами семьи.

Семья выполняет следующие функции:

  • Воспитание нового поколения и передача ему культурного опыта.
  • Сохранение здоровья каждого члена, забота о ближнем.
  • Финансовое обеспечение и поддержка тех, кто не может или еще пока не достиг возраста трудоспособности.
  • Духовное развитие каждого члена.
  • Развитие досуга, его обогащение.
  • Определение социального статуса каждого члена.
  • Психологическая защита и эмоциональная поддержка.

Лексика и грамматика коммуникации в малой группе

Когда человек включается в группу, его поведение постепенно приближается к принятым стандартам – от грубого подражания к освоению конвенциональных процедур. Чаще всего те или иные ценности усваиваются благодаря устойчивым эмоциональным реакциям других людей. Установившиеся ориентации используются в социальном взаимодействии, поскольку совместное действие значительно облегчается, если существует взаимопонимание ее символического окружения.

1 стр., 479 слов

Текст к имидж делового человека

Имидж – сложившийся в массовом сознании окрашенный эмоционально образ стереотипического характера, общее впечатление, которое создается о человеке, компании, товаре и т.д. В свою очередь, репутация – это сложившаяся оценка, общее мнениео достоинствах и недостатках индивида или группы (например, предприятия), основанное на его предшествующем поведении Деловая жизнь сегодня такова, что именно …

Характерной лексической (языковой) особенностью малой группы, как формальной, так и неформальной, выступает ее речевая однородность. Эта особенность определяется фактором сплоченности, длительностью и регулярностью контактов. Часто в таких группах коммуниканты используют слова, речевые образцы и штампы в шутливом и ироническом тоне, который понятен лишь посвященным.

Другой особенностью речевой коммуникации в малой группе выступает преобладание оценочных и характеризующих слов

Это объясняется тем, что в малой группе, где люди объединены общим опытом и интересами, важно не столько название предмета, о котором идет речь, сколько имеет значение его свойства, характеристика и оценка, т.е. новая информация

Таким образом, члены малой группы обладают общим лексическим опытом; общие слова и построения высказываний выступают своеобразными символами как принадлежности индивида к данной социальной группе, так и присущей данной группе социальной дифференциации. Отсюда одним из дополнительных преимуществ членства в группе является легкость коммуникации с себе подобными (жаргоны, локальный юмор и т.п.).

В какую бы группу ни попал человек, он прежде всего должен научиться внутреннему языку новой группы. Поскольку каждый индивид входит в различные малые группы, то как коммуникативная личность он является «полиглоссным» — владеет несколькими коммуникативными кодами и умеет правильно пользоваться ими в каждой конкретной группе. А социально «чужое» слово, не связанное с деятельностью членов данной группы, воспринимается как инородный элемент речи.

Итак, входя в группу, человек неизбежно включается в непрерывный процесс коммуникации, в ходе которого он избирательно вводит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкционированы группой.

Нормы и правила, т.е. грамматика внутригруппового общения, включают принятые модели поведения, допустимую коммуникативную тактику.

5 стр., 2308 слов

Человек, индивид, личность, индивидуальность

Человек, индивид, личность, индивидуальность.   Понятие человек включает в себя два слова – чело и век. Человек есть чело века, лицо эпохи, а если более широко, то — «цельно вечность». Понятие человек есть понятие родовое, выражающее общие черты, присущие человеческому роду. Поскольку человек есть существо биосоциальное, то в понятие это включаются как его общесоциальные черты, так и …

Коммуникативные навыки, необходимые для успешного общения в группах, — в основном межличностного плана, но есть и такие, которые направлены на сохранение группы и поддержание ее статуса.

Правила коммуникативного поведения в группе включают:

взаимное признание статусов участников общения как коммуникантов и как членов группы;
учет гендерных и иных особенностей моделей общения членов группы;
необходимость уметь «считывать» ключевые коммуникативные сигналы и в зависимости от ситуации корректировать стиль общения;
желательность публичного оценивания достижений других («Молодец! Хорошая идея!»);
умение вовремя разрядить обстановку (шутка, анекдот);
умение выразить согласие с групповыми идеями, действиями и решениями;
умение оценить предложить нужную информацию и идеи группе;
умение оценить предложенные идеи информацию так, чтобы не обидеть;
призыв к другим высказать свое мнение и дать необходимую информацию;
умение интегрировать различные идеи и информацию (это свойство особенно важно для лидера);
умение предложить план совместных действий.

Руководство— это управление группой через зафиксированное формальное влияние (староста группы, классный руководитель, старшая медсестра отделения и т.д.).

Основным инструментом пси­хологического влияния руководителя на группу является его авто­ритет.

Он зависит от

— коммуникативно-организаторских способ­ностей,

— ценностей и убеждений руководителя,

— а также от стиля управления.

Выделяют стили управления:

— авторитарный (директивный) стиль, в ос­нове которого лежит единоначалие руководителя;

— демократический (кооперативный), основанный на возможностях активного взаимо­действия между членами группы и руководителем;

— попустительс­кий, основанный на полной групповой свободе действий, руково­дитель выступает как представитель группы при взаимодействии ее с другими группами, но внутри группы его полномочия незначи­тельны.

К какому типу групп относятся такие сообщества?

Благодаря таким качествам или же характеризующим свойствам, как изменчивость состава, простота целей и легкость в их достижении, доступность, отсутствие четко выраженных ограничений и динамичность, диффузные сообщества являются открытыми и высокомобильными.

Также эти сообщества, в зависимости от численности входящих в них людей, могут относиться к одному из двух типов:

  • большие;
  • малые.

Примером большого сообщества диффузного типа может послужить население любого из городов, поселков, районов. Однако объединение людей может быть и лишено такого параметра, как фактическое нахождение в рамках отдельно взятой местности. Зрители одной и той же телепередачи или же играющие в одну онлайн-игру – тоже диффузное сообщество.

Также классификация групп диффузного типа включает в себя и такое понятие, как уровень организованности и развития. В этом параметре диффузные сообщества занимают одну из наиболее низких ступеней. Иными словами, это группы или же объединения людей, находящиеся в состоянии низкого развития и не отличающиеся высокой, сложной степенью организации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector