История образования и педагогики
Содержание:
Требования
Главнейшее требование этого выдающегося педагога заключалось в том, чтобы с ранних лет ученики знакомились с произведениями устного народного творчества. Благодаря этому они становились ближе к народной культуре, больше любили и понимали родную речь. Передовым было его требование, которое неоднократно высказывалось в научных работах – обучение необходимо строить с учетом индивидуальных психологических особенностей детей, которые присущи им в разные возрастные периоды. Учеников педагогу нужно на постоянной основе изучать заново, а не полагаться слепо на собственный опыт, каким бы он ни был успешным
Важно узнавать обучающегося таким, какой он есть – со всеми недостатками и достоинствами
Особенно много внимания в своих трудах Ушинский уделял психологическим аспектам. Он считал, что психология дает множество знаний, которые попросту необходимы в воспитании подрастающего поколения. Кроме того, мало лишь знать и владеть законами этой науки – необходимо постоянно действовать в соответствии с ними. Здесь важен творческий подход, чтобы это было максимально эффективным.
Подробное рассмотрение словесных методов обучения
Слово считается доступным и самым распространенным инструментом обучения. Если учитель умеет пользоваться словом, то самые сложные термины и понятия будут ясны школьникам.
Ведь в начале обучения дети еще не могут хорошо пользоваться книгой, поэтому слово – это единственный способ познания мира. К словесным методам обучения относятся:
- Устное изложение материала, которое предполагает одностороннее, то есть монологическое воздействие на учеников (лекция, рассказ, объяснение, инструктаж).
- Обсуждение изученного материала, требуемое взаимодействия ученика и учителя (семинар, дискуссия, беседа).
- Работа с книгой.
Данные методы необходимы для передачи информации, но во время беседы, рассказа либо лекции можно не только передавать информацию, но и давать ответы на вопросы учеников, а продуманными заранее вопросами возможно вызвать активную мыслительную деятельность школьников.
Также словесные методы можно подразделить на группы:
- Устные методы (используются преподавателем во время лекций, семинаров, консультаций, а также позволяют более понятно разъяснить учебный материал).
- Письменные (письменная речь лишена своевременного получения обратной связи от учеников, но скорость передачи информации у нее намного выше).
- Монологические (зачастую используется учителем на лекциях).
- Диалогические (данная группа опирается на диалогическое взаимодействие учеников и учителя либо дискуссию между учениками).
Особенности отдельных словесных методов:
Рассказ. Рассказом считается изложение вопроса на основе образного действительного материала. Учитель как художник обрисовывает словами живые образы реальности, но рассказ может содержать в себе компоненты обобщений. Продолжительность рассказа не должна превышать 20 минут. Зачастую рассказ применяется в младших классах и его содержание не ограничивается только лишь учебником. Обычно учитель включает в рассказ жизненные примеры, цитаты из различных произведений. Рассказ предполагает повышенную эмоциональность и красочность мимики от преподавателя.
Объяснение. Под объяснением понимается толкование понятий, правил при использовании вычисления, наблюдения. Главную роль при этом выполняют логические суждения и различные доказательства. Оно допускает только лишь точные формулировки ранее полученных выводов, также объяснение тесно взаимосвязано с разъяснением и толкованием терминов, в данном случае огромное значение имеет проверка хода формирования определенных научных понятий у школьников.
Инструктаж. Инструктажем считается разъяснение течения предстоящей деятельности, приёмов выполнения упражнений, предостережение от возможных ошибок. Различия объяснения от инструктажа в том, то инструктаж более практичен, конкретен и краток. Виды инструктажа: вводный, текущий (фронтальный и индивидуальный), заключительный.
Лекция. Данный вид словесного метода обучения является наиболее сложным, в его основе лежат несколько ведущих идей или проблем. Лекция по сравнению с рассказом и объяснением имеет более глубокий охват материала. Положения, выдвигаемые в лекциях, всегда обосновываются практическим материалом, а также научными данными. Лекция бывают: вводные, итоговые, текущие, обзорные. Устное изложение знаний помогает учителю пробуждать мысли и чувства учеников, поэтому данный вид вносит в процесс обучения хороший эмоциональный настрой.
Беседа. Беседа является вопросительно – ответным методом обучения, то есть синтезируется слово ученика и учителя. Беседы бывают следующих видов: вводные, повторные, закрепляющие, учетные и заключительные. Вводная беседа предполагает у учеников наличие определенных знаний, повторная беседа нацелена на воспроизведение уже пройденного учебного материала, закрепляющая – укрепление знаний, учетная – проверка и оценивание знаний, заключительная – подведение итогов и обобщение изученного материала. Эффективность данного вида словесного метода обучения зависит от умения учителя правильно сформулировать вопросы, также определить их логическую поэтапность и правильно преподнести их учащимся.
Работа с книгой
По сравнению с другими видами словесного обучения, данный вид занимает важное место, поскольку источником знаний является проверенное, печатное издание.
Работа с книгой опирается на воображение и мышления учеников.
Конфликты
Но вскоре Ушинский с педагогическими идеями, которые впоследствии прославят его на весь мир, вступает в конфликт с руководством на почве стиля преподавания, и происходит его отставка. Это случилось в 1849 году.
Константин становится инспектором в Гатчинском сиротском институте. Параллельно он занимает ту же должность в Смольном институте благородных девиц. Примечательно, что и там, и там он меняет стиль преподавания, и эффективность его возрастает. Но руководство снова недовольно нововведениями молодого преподавателя. В 1862 году он оказался уволенным из Смольного института. Его направили в долгую командировку за границу, назвав в качестве предлога изучение им теории преподавания в других государствах.
По рассказам Ушинского, он посчитал эту поездку ссылкой. Но сумел извлечь пользу из данного события.
Он действительно принялся изучать образовательные системы стран мира. В итоге он написал сразу несколько статей, в которых ярко прослеживаются особенности педагогических идей Ушинского. Кроме того, он издал несколько книг. В 1867 году вернулся на родину, где приступил к работе над уже третьим томом книги «Человек как предмет воспитания». Несмотря на то что он не смог довести начатое до конца, он успел сделать серьезный вклад в развитие образования в России. Прожил он 47 лет, умер в 1870 году.
Этапы становления педагогики раннего возраста в России
В становлении и развитии отечественной педагогики раннего возраста в России можно выделить шесть основных этапов.
Первый этап
Начало становления этой области в России датируется 1917-1920 годами. В это время была опубликована «Декларация наркомпроса по дошкольному воспитанию». В ней впервые прописывается положение, что воспитание малыша должно происходить начиная с момента его рождения.
В эти же годы в стране прошло первое всероссийское совещание, посвященное охране матерей и младенцев. На нем и был вынесен на обсуждение вопрос о необходимости воспитания малышей с первых минут жизни.
В результате в стране одновременно началась разработка методик воспитания детей раннего возраста и накопление практических знаний в этой области. Поэтому в этот период воспитание новорожденных выделилось в отдельную область знаний со своими целями, задачами и методами.
Второй этап
Датируется 1920-1931 годами. Это время популяризации науки о воспитании младенцев, появления известных ученых и научных учреждений. Одной из ярких фигур этого периода стал Николай Щелованов, который изучал специфику развития ребенка с первых дней его жизни.
Его исследования показали, что ни одно умение не заложено у малыша с рождения, и все навыки ему приходится постепенно приобретать. Кора головного мозга человека развивается при его жизни под влиянием внешних факторов.
Позднее на основе этих научных доводов Нина Аскарина создала систему воспитания малышей, с помощью которой удалось победить обычай длительного пребывания новорожденных малышей в отрыве от родителей.
Третий этап
В следующие пять лет с 1931 по 1936 год наука о воспитании детей раннего возраста разделилась на два направления:
- Физиологическое. Включало в себя изучение протяженности сна малышей, особенностей развития их двигательного и речевого аппарата.
- Педагогическое. Затрагивало педагогические аспекты развития новорожденных.
В этот период наблюдалось много разногласий между теорией и практикой. Так, ученые теоретики считали, что задачи воспитания малышей преждевременны для детей этого возраста.
Четвертый этап
Это время, когда теоретические знания начинают все активнее применяться на практике. В 1937-1941 годы в яслях повсеместно появляются методкабинеты и воспитателям помогает работать методист.
При этом изучение педагогики раннего возраста в этот период не останавливается. Ученые активно изучают особенности игры и речи детей первого и второго года жизни и разрабатывают критерии развития малышей.
Пятый этап
В военное время (1941-1945 годы) большинство интересов ученых в области педагогики раннего возраста лежали в сфере физического воспитания и профилактики.
Так как в военное время всем дееспособным людям в тылу приходилось работать на износ, в детских садах появились круглосуточные группы для детей от 2,5 месяцев до трех лет.
Шестой этап
Этот период развития педагогики раннего возраста продолжается с 1945 года по сей день. Начало этого периода ознаменовалось появлением первых практических руководств по воспитанию детей раннего возраста авторства Марии Ковригиной.
Затем в 1957 году по этой теме прошел международный симпозиум, в котором приняли участие отечественные педагоги Нина Аксарина и Марианна Кистяковская.
В эти годы в программу воспитания в детском саду наконец включили воспитание детей первых лет жизни. Появляется новый тип детсадов — ясли — детский сад.
С 1960 года советские ученые начали уделять больше внимания изучению воспитания малышей в детских садах. Они работают над такими вопросами, как:
- адаптация к условиям детского сада;
- обучение малышей;
- развитие ощущений детей первых лет жизни.
Литература
- Андреев В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. — Казань, 2000. — 600 с.
- Болдырев Н. И., Гончаров Н. К., Есипов Б. П. и др. Педагогика. Учеб. пособие для пед. ин-тов. — М., 1968.
- Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Учеб. пособие. — Р-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.
- Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. — М.: «Совершенство», 1997. — 208 с.
- Журавлёв В. И. Педагогика в системе наук о человеке. — М., 1990.
- Зицер Д., Зицер Н. Практическая педагогика: азбука НО. — СПб., «Просвещение», 2007.— 287 с.
- Ильина Т. А. Педагогика. Учебное пособие для пед. ин-тов. — М., 1969.
- Корчак Я. Педагогическое наследие. — М. : Педагогика, 1990. — 272 с. — (Библиотека учителя). — ISBN 5-7155-0025-7. (Сборник включает в себя работы «Как любить ребёнка» (первый раздел её напечатан с сокращениями) и «Правила жизни. Педагогика для детей и взрослых».)
- Краевский В. В. Сколько у нас педагогик? // «Педагогика». — 1997. — № 4.
- Краевский В. В. Общие основы педагогики. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2003. — 256 с.
- Педагогика. Учебное пособие. Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Российское педагогическое агентство, 1995. — 638 с.
- Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. институтов. Под ред. Ю. К. Бабанского. — М.: «Просвещение», 1983. — 608 с.
- В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: «Школа-Пресс», 1997. — 512 с.
- Педагогические теории, системы и технологии. Опыт организации творчества студентов. Под ред. А. В. Хуторского. — М.: Изд-во Московского педагогического университета, 1999. — 84 с.
- Подласый И. П. Педагогика. — М.: «Просвещение», 1996.
- Прокопьев И. И. Педагогика. Избр. лекции. Уч. пособие в 3-х ч. — Гродно: Изд-во ГрГУ, 1997. — 114 с.
- Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное издание. — М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. — 222 c.
- Морозов В. И. — Педагогика — «Просвещение»
Биография
Краткая биография Ушинского берет начало в Туле 1824 года. В феврале того года в семье мелкопоместных дворян родился Константин Дмитриевич. Его детские годы проходили в фамильном имении вблизи города.
В 1840 году он стал выпускником Новгород-Северской гимназии. Сразу после этого будущий деятель в области педагогики К. Д. Ушинский поступил в Московский университет. Он выбрал юридический факультет. Как утверждал он сам, именно в этот период времени он определился с собственной специализацией – его влекло преподавание.
По окончанию в 1844 году основного курса он продолжил деятельность в учебном заведении, готовясь получить степень магистра. В том же году он приобретает кандидатскую степень. А спустя два года Ушинский уже исполняет обязанности профессора в Демидовском лицее в Ярославле.
Задачи научной педагогики
Научная педагогика по проф. В. В. Кумарину ставит перед собой следующие задачи:
- Воспитание человека, т.е. выработку в нём устойчивых привычек поведения, таких как честность, порядочность, трудолюбие и т. д. Цель воспитания — не только знание о том, что такое честность, но именно устойчивая привычка быть честным. Эта задача является первоочередной и ей целесообразно отдавать предпочтение — ещё Ушинский К. Д. писал о том, что при дурном воспитании дополнительные знания сделают такого человека только более опасным для общества (и приводил в качестве примера Чичикова).
- Выявление состава и величины природных (т. е. не поддающихся изменению педагогическими средствами) дарований (способностей) и тесно связанных с ними потребностей данного человека, в значительной степени определяющих возможности к его обучению в том или ином направлении.
- Выявления состава и величины общественных потребностей к обучению и воспитанию в данном месте и в данное время. При этом понятие места и времени также имеет достаточно сложный (иерархичный) характер.
- Создание условий и осуществление гармоничного удовлетворения личных и общественных потребностей в воспитании и обучении с учётом потребностей и возможностей (способностей) как иерархии общественных коллективов (от семьи до государства в целом и даже на международном уровне), так и обучаемого.