Профессиональная компетентность андрагога. профессиональные роли андрагога. 1. андрагог как специалист в области образования взрослых

Как применять принципы обучения взрослых на практике

В следующий раз когда вы будете учить коллегу, сверстника или взрослого члена семьи чему-то новому, вспомните о теоретических принципах обучения взрослых: как и почему они учатся. Попробуйте определить, какой у вашего учащегося подход к обучению — что заставляет его изучать или осваивать нечто новое. Несколько практических советов:

Создайте предварительный и итоговый тесты, чтобы учащиеся могли критически оценить уровень своих знаний до и после обучения.
Дайте учащемуся возможность самостоятельно управлять ходом обучения

К примеру, возможность выбора: «Хотите узнать больше о способах внутривенного вливания или о катетерах?».
Взрослым учащимся важно знать, как на них повлияют новые знания, почему они актуальны и зачем нужны, поэтому сделайте акцент на проблеме, которая решается обучением. Не грузите людей лишней и ненужной информацией.

  • Выясните, что мотивирует человека к обучению. Используйте это, чтобы подогреть его интерес. Пример: «Если вы выучите эти правила, вам будет проще сдать экзамен, потому что они будут в тесте».
  • Везде, где есть возможность, давайте разборы кейсов и практические примеры из реальной жизни
  • Четко определите результаты обучения. Пример: «По итогам курса вы научитесь перевязывать раны по методу асептики».
  • Нужно также с уважением относиться к работе учащегося и к его прошлому опыту, который он привносит в обучение.

Вы читали перевод статьи What Motivates Staff to Learn?

Что изучается в университете?

Основная часть предметов, которая изучается на курсе по андрагогике, связана с дидактикой, управлением человеческими ресурсами, социологией, психологией, философией, а также экономикой и правом.

К числу уже профильных занятий относятся основы дидактики взрослых, личностное и профессиональное развитие взрослого человека, методы управления персоналом, корпоративное образование, менеджмент, геронтология и т.д.

В то время как на курсе бакалавриата студентов обычно знакомят с широкой теоретической областью андрагогики, обучение на магистратуре носит уже более прикладной характер. Это позволяет определиться с конкретной будущей специализацией.

Литература

  • Андреев В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. — Казань, 2000. — 600 с.
  • Болдырев Н. И., Гончаров Н. К., Есипов Б. П. и др. Педагогика. Учеб. пособие для пед. ин-тов. — М., 1968.
  • Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Учеб. пособие. — Р-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.
  • Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. — М.: «Совершенство», 1997. — 208 с.
  • Журавлёв В. И. Педагогика в системе наук о человеке. — М., 1990.
  • Зицер Д., Зицер Н. Практическая педагогика: азбука НО. — СПб., «Просвещение», 2007.— 287 с.
  • Ильина Т. А. Педагогика. Учебное пособие для пед. ин-тов. — М., 1969.
  • Корчак Я. Педагогическое наследие. — М. : Педагогика, 1990. — 272 с. — (Библиотека учителя). — ISBN 5-7155-0025-7. (Сборник включает в себя работы «Как любить ребёнка» (первый раздел её напечатан с сокращениями) и «Правила жизни. Педагогика для детей и взрослых».)
  • Краевский В. В. Сколько у нас педагогик? // «Педагогика». — 1997. — № 4.
  • Краевский В. В. Общие основы педагогики. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2003. — 256 с.
  • Педагогика. Учебное пособие. Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Российское педагогическое агентство, 1995. — 638 с.
  • Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. институтов. Под ред. Ю. К. Бабанского. — М.: «Просвещение», 1983. — 608 с.
  • В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: «Школа-Пресс», 1997. — 512 с.
  • Педагогические теории, системы и технологии. Опыт организации творчества студентов. Под ред. А. В. Хуторского. — М.: Изд-во Московского педагогического университета, 1999. — 84 с.
  • Подласый И. П. Педагогика. — М.: «Просвещение», 1996.
  • Прокопьев И. И. Педагогика. Избр. лекции. Уч. пособие в 3-х ч. — Гродно: Изд-во ГрГУ, 1997. — 114 с.
  • Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное издание. — М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. — 222 c.
  • Морозов В. И. — Педагогика — «Просвещение»

Принципы обучения взрослых

Андрагогика — это теория, которая описывает особенности обучения взрослых людей. И хотя сам термин появился еще в 1830-х годах, сегодня он чаще ассоциируется с Малкольмом Ноулзом, который посвятил множество научных работ особенностям взрослых учащихся и тому, как повысить эффективность их обучения посредством науки.

Ноулз выделял шесть ключевых принципов обучения взрослых:

  1. Потребность учащегося в знаниях
  2. Самосознание учащегося
  3. Прошлый опыт учащегося
  4. Готовность учиться
  5. Отношение к учебе
  6. Мотивация учиться

Все эти принципы вращаются вокруг одних и тех же центральных идей: мотивация, самостоятельное обучение, жизненный опыт, целеориентированное обучение, практическое применение и уважение.

Андрагогика — важная концепция, поскольку взрослые и дети учатся совершенно по-разному, и ключевым отличием выступает именно мотивация.

Подробнее о теории андрагогики читайте в статье «Принципы обучения взрослых: применение в eLearning». 

Зачем нужны специалисты по андрагогике?

Если понимать андрагогику в широком смысле, то можно говорить о способах, которые помогают личности самореализовываться на протяжении всей жизни. Такова особенность современного и постоянно меняющегося информационного пространства: каждые 5–10 лет технологии развиваются, и полученные человеком знания оказываются устаревшими, их необходимо освежать, обновлять, совершенствовать. Нужно решать новые задачи. Причём делать это нужно не только и не столько для себя, но и для успеха той организации, в которой человек работает. 

Многие предприятия создают сегодня специальные отделы по работе с сотрудниками. Задача таких отделов — обучение персонала, повышение квалификации. Они координируют, организовывают и анализируют обучающую деятельность предприятия, ведут учет обучений. Отделы консультируют руководителей высшего и среднего звена по вопросам обучения, выясняют потребности в обучении непосредственных подчиненных. Оценивают результативность их обучения и поддерживают применение полученных знаний в реальной работе.

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕСКАЛИНИНГРАДСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АНДРАГОГ»По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС3906138187

О компании:
КРОООО «АНДРАГОГ» ИНН 3906138187, ОГРН 1053918503638 зарегистрировано 07.06.2005 в регионе Калининградская Область по адресу: 236000, Калининградская обл, город Калининград, улица А.невского, 89. Статус: Ликвидировано. Размер Уставного Капитала — руб.

Руководителем организации является: Руководитель Организации — Юдов Олег Сергеевич, ИНН . У организации 4 Учредителя. Основным направлением деятельности является «».

Статус: ?
Ликвидировано

Дата регистрации: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

07.06.2005

Дата ликвидации: 15.06.2010

ОГРН 
?
 
1053918503638   
присвоен: 07.06.2005
ИНН 
?
 
3906138187
КПП 
?
 
390601001

Юридический адрес: ?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
236000, Калининградская обл, город Калининград, улица А.невского, 89
получен 07.06.2005
зарегистрировано по данному адресу:
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Руководитель Юридического Лица
 ?По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Руководитель Организации
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Юдов Олег Сергеевич

ИНН ?

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

действует с По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
07.06.2005

Учредители ? ()

Изофатова Нина Митрофановна
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

07.06.2005 , ИНН

Малиновская Наталья Васильевна
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

07.06.2005 , ИНН

Майорова Марина Викторовна
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

07.06.2005 , ИНН

Юдов Олег Сергеевич
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

07.06.2005 , ИНН

Основной вид деятельности: ?По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
91.33

Дополнительные виды деятельности:

Единый Реестр Проверок (Ген. Прокуратуры РФ) ?

Реестр недобросовестных поставщиков: ?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

не числится.

Налоговый орган ?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Межрайонная Инспекция Федеральной Налоговой Службы №9 По Городу Калининграду
Дата постановки на учет: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
10.06.2005

Регистрация во внебюджетных фондах

Фонд Рег. номер Дата регистрации
ПФР 
?
 
049003035272
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
07.07.2005
ФСС 
?
 
390004634839001
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
17.06.2005

Финансовая отчетность КРОООО «АНДРАГОГ» ?

В качестве Поставщика:

,

на сумму

В качестве Заказчика:

,

на сумму

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Судебные дела КРОООО «АНДРАГОГ» ?

найдено по ИНН: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

найдено по наименованию (возможны совпадения): По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Исполнительные производства КРОООО «АНДРАГОГ»
?

найдено по наименованию и адресу (возможны совпадения): По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Лента изменений КРОООО «АНДРАГОГ»
?

Не является участником проекта ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС ?

Что мотивирует взрослых учиться?

Рассматривая вопрос мотивации к обучению, профессор педагогической психологии Джон Монро утверждает:

Мотивация появляется тогда, когда человеку нужна определенная информация или навыки, получить которые можно только изменив существующую систему знаний. Конечно, в любом обществе существуют разные уровни мотивации. Подробнее об этом мы расказали в статье «Три теории обучения взрослых, которые должен знать каждый педагогический дизайнер». 

Мотивы к обучению

Монро называет следующие типы мотивов к обучению с соответствующими результатами:

  Мотивы к обучению Типичные действия, предпринимаемые для обучения Результаты обучения
Поверхностный подход Соответствовать минимальным критериям и требованиям: сдать экзамен, решить проблему. Действия, которые позволяют воссоздать изученную информацию: запоминание, зазубривание, создание заметок. Информация сохраняется в краткосрочном периоде; учащийся не понимает и полноценно не владеет знаниями. Применение и передача знаний ограничены.
Глубинный подход Понимать идеи, больше знать, решать проблемы, удовлетворять любопытство, получить удовлетворение от достижения долгосрочных целей. Действия, которые помогают понять: детальный разбор идей, максимально широкое их исследование, соотнесение новых идей и уже известных концепций. Учащийся лучше понимает и серьезнее относится к изученным идеям, может учить других, осознает, что обучение не закончено, может передавать и широко использовать знания.
Стратегический подход Соответствовать ожиданиям, снизить напряжение, исходящее от окружающих, ощутить собственную ценность.      Добиться совершенства/ хороших оценок/ уровня/ навыков в игре, пролезть через систему, обезопасить свое будущее. Действия, которые позволяют воспроизвести информацию в организованной форме: запоминание, копирование, соотнесение новых идей с существующими. Знания структурированы в максимально удобной форме.
       

Глубинный и стратегический подходы к обучению построены вокруг социальных и коллективных потребностей учащихся, когда их мотивирует стремление принести пользу и преуспеть в социальном контексте. Понятия «коллективный» и «социальный» относятся скорее не к процессу обучения, а к причине: почему человек учится.

Монро предполагает, что человек выбирает глубинный и стратегический подход к обучению, когда хочет решать проблемы или соответствовать ожиданиям других. Можно привести такой пример из сферы здравоохранения: медсестры решают клинические проблемы, чтобы лучше заботиться о пациентах или соответствовать ожиданиям начальства.

«Поверхностным» учащимся достаточно соответствовать минимальным требованиям, например, отучиться нужное количество часов или освоить какой-то навык, чтобы не потерять работу. А вот учащиеся с глубинным подходом стремятся решать проблемы и с любопытством ищут ответы на вопросы, которые у них возникают. «Стратегических» учащихся мотивирует прогресс, уверенность в себе и внутренняя потребность всегда знать больше.

См. также

  • Слободчиков В. И., в соавт.; «Антропологический принцип в психологии развития», М., 1998,
  • Слободчиков В. И., в соавт.; «Деятельность как антропологическая категория», М., 2001;
  • Слободчиков В. И. «Основы психологической антропологии» (в 3-х томах, в соавторстве)
  • Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования.
  • Knowles, M. (1975). Self-Directed Learning. Chicago: Follet. ISBN 0-8428-2215-1
  • Knowles, M. (1984). The Adult Learner: A Neglected Species (3rd Ed.). Houston, TX: Gulf Publishing. ISBN 0-88415-115-8
  • Knowles, M. (1984). Andragogy in Action. San Francisco: Jossey-Bass. ISBN 0-608-21794-8

Этимология определения

В Российском педагогическом энциклопедическом словаре издания 2003 года (гл. ред Б. М. Бим-Бад) дано следующее определение андрагогики: «Одно из названий отрасли педагогической науки, охватывающей теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых». … Наряду с термином А. в специальной литературе используются термины «педагогика взрослых», «теория образования взрослых» и др.

Термин сразу вызвал бурную дискуссию в среде учёных. Известно, что «против самой идеи изучения и развития образования взрослых в качестве специфического предмета возражал такой известный философ и педагог, как Гербарт»..

В первой половине XIX века образование взрослых не приобрело широких масштабов, и термин не получил распространения.

В 1920-е годы образование взрослых становится областью теоретизирования, например, в Германии. Термин «андрагогика» получает второе рождение, теперь описывая совокупность размышлений о том, почему, для чего и как преподавать взрослым.

Сегодня в Европе существует в основном три толкования термина.

Во-первых, во многих странах растёт восприятие андрагогики как научного подхода к процессу учения взрослых. В этом значении андрагогика — это наука понимания (теория) и поддержки (практика) образования взрослых на протяжении всей жизни.

Во-вторых, главным образом в США, андрагогикой в традиции Малколма Ноулза называют специфический теоретический и практический подход, основанный на гуманистической концепции автономных обучающихся и преподавателей-фасилитаторов процесса учения.

В-третьих, наблюдается разброс в интерпретации андрагогики от «практики образования взрослых», «желаемых ценностей», «специфических методов преподавания» до «академической дисциплины» и «противоположности детской педагогике».

В России понятие «андрагогика» появилось в результате заимствования из концепции андрагогики М. Ш. Ноулза.
Изучение литературы вопроса (с.11)
показывает, что многие российские учёные рассматривают её как самостоятельную науку и научную дисциплину, в разных работах авторы определяют андрагогику как область научного знания и как отрасль педагогической науки, как сферу социального знания и гуманитарную сферу знания. В одном и том же исследовании андрагогика может рассматриваться с разных сторон: как направление в системе наук об образовании, учебная дисциплина, наука об образовании взрослых. Так, например, Б. М. Бим-Бад и С. Н. Гавров определяют эту совокупность, дополняя её экскурсами из истории западной педагогической мысли, как «Ребёнок отец старика». Подобный разброс мнений свидетельствует о необходимости дальнейшего изучения андрагогики в России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector