Профессиональная компетентность андрагога. профессиональные роли андрагога. 1. андрагог как специалист в области образования взрослых
Содержание:
- Как применять принципы обучения взрослых на практике
- Что изучается в университете?
- Литература
- Принципы обучения взрослых
- Зачем нужны специалисты по андрагогике?
- По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕСКАЛИНИНГРАДСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АНДРАГОГ»По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС3906138187
- Что мотивирует взрослых учиться?
- См. также
- Этимология определения
Как применять принципы обучения взрослых на практике
В следующий раз когда вы будете учить коллегу, сверстника или взрослого члена семьи чему-то новому, вспомните о теоретических принципах обучения взрослых: как и почему они учатся. Попробуйте определить, какой у вашего учащегося подход к обучению — что заставляет его изучать или осваивать нечто новое. Несколько практических советов:
Создайте предварительный и итоговый тесты, чтобы учащиеся могли критически оценить уровень своих знаний до и после обучения.
Дайте учащемуся возможность самостоятельно управлять ходом обучения
К примеру, возможность выбора: «Хотите узнать больше о способах внутривенного вливания или о катетерах?».
Взрослым учащимся важно знать, как на них повлияют новые знания, почему они актуальны и зачем нужны, поэтому сделайте акцент на проблеме, которая решается обучением. Не грузите людей лишней и ненужной информацией.
- Выясните, что мотивирует человека к обучению. Используйте это, чтобы подогреть его интерес. Пример: «Если вы выучите эти правила, вам будет проще сдать экзамен, потому что они будут в тесте».
- Везде, где есть возможность, давайте разборы кейсов и практические примеры из реальной жизни
- Четко определите результаты обучения. Пример: «По итогам курса вы научитесь перевязывать раны по методу асептики».
- Нужно также с уважением относиться к работе учащегося и к его прошлому опыту, который он привносит в обучение.
Вы читали перевод статьи What Motivates Staff to Learn?
Что изучается в университете?
Основная часть предметов, которая изучается на курсе по андрагогике, связана с дидактикой, управлением человеческими ресурсами, социологией, психологией, философией, а также экономикой и правом.
К числу уже профильных занятий относятся основы дидактики взрослых, личностное и профессиональное развитие взрослого человека, методы управления персоналом, корпоративное образование, менеджмент, геронтология и т.д.
В то время как на курсе бакалавриата студентов обычно знакомят с широкой теоретической областью андрагогики, обучение на магистратуре носит уже более прикладной характер. Это позволяет определиться с конкретной будущей специализацией.
Литература
- Андреев В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. — Казань, 2000. — 600 с.
- Болдырев Н. И., Гончаров Н. К., Есипов Б. П. и др. Педагогика. Учеб. пособие для пед. ин-тов. — М., 1968.
- Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Учеб. пособие. — Р-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.
- Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. — М.: «Совершенство», 1997. — 208 с.
- Журавлёв В. И. Педагогика в системе наук о человеке. — М., 1990.
- Зицер Д., Зицер Н. Практическая педагогика: азбука НО. — СПб., «Просвещение», 2007.— 287 с.
- Ильина Т. А. Педагогика. Учебное пособие для пед. ин-тов. — М., 1969.
- Корчак Я. Педагогическое наследие. — М. : Педагогика, 1990. — 272 с. — (Библиотека учителя). — ISBN 5-7155-0025-7. (Сборник включает в себя работы «Как любить ребёнка» (первый раздел её напечатан с сокращениями) и «Правила жизни. Педагогика для детей и взрослых».)
- Краевский В. В. Сколько у нас педагогик? // «Педагогика». — 1997. — № 4.
- Краевский В. В. Общие основы педагогики. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2003. — 256 с.
- Педагогика. Учебное пособие. Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Российское педагогическое агентство, 1995. — 638 с.
- Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. институтов. Под ред. Ю. К. Бабанского. — М.: «Просвещение», 1983. — 608 с.
- В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: «Школа-Пресс», 1997. — 512 с.
- Педагогические теории, системы и технологии. Опыт организации творчества студентов. Под ред. А. В. Хуторского. — М.: Изд-во Московского педагогического университета, 1999. — 84 с.
- Подласый И. П. Педагогика. — М.: «Просвещение», 1996.
- Прокопьев И. И. Педагогика. Избр. лекции. Уч. пособие в 3-х ч. — Гродно: Изд-во ГрГУ, 1997. — 114 с.
- Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное издание. — М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. — 222 c.
- Морозов В. И. — Педагогика — «Просвещение»
Принципы обучения взрослых
Андрагогика — это теория, которая описывает особенности обучения взрослых людей. И хотя сам термин появился еще в 1830-х годах, сегодня он чаще ассоциируется с Малкольмом Ноулзом, который посвятил множество научных работ особенностям взрослых учащихся и тому, как повысить эффективность их обучения посредством науки.
Ноулз выделял шесть ключевых принципов обучения взрослых:
- Потребность учащегося в знаниях
- Самосознание учащегося
- Прошлый опыт учащегося
- Готовность учиться
- Отношение к учебе
- Мотивация учиться
Все эти принципы вращаются вокруг одних и тех же центральных идей: мотивация, самостоятельное обучение, жизненный опыт, целеориентированное обучение, практическое применение и уважение.
Андрагогика — важная концепция, поскольку взрослые и дети учатся совершенно по-разному, и ключевым отличием выступает именно мотивация.
Подробнее о теории андрагогики читайте в статье «Принципы обучения взрослых: применение в eLearning».
Зачем нужны специалисты по андрагогике?
Если понимать андрагогику в широком смысле, то можно говорить о способах, которые помогают личности самореализовываться на протяжении всей жизни. Такова особенность современного и постоянно меняющегося информационного пространства: каждые 5–10 лет технологии развиваются, и полученные человеком знания оказываются устаревшими, их необходимо освежать, обновлять, совершенствовать. Нужно решать новые задачи. Причём делать это нужно не только и не столько для себя, но и для успеха той организации, в которой человек работает.
Многие предприятия создают сегодня специальные отделы по работе с сотрудниками. Задача таких отделов — обучение персонала, повышение квалификации. Они координируют, организовывают и анализируют обучающую деятельность предприятия, ведут учет обучений. Отделы консультируют руководителей высшего и среднего звена по вопросам обучения, выясняют потребности в обучении непосредственных подчиненных. Оценивают результативность их обучения и поддерживают применение полученных знаний в реальной работе.
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕСКАЛИНИНГРАДСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АНДРАГОГ»По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС3906138187
О компании:
КРОООО «АНДРАГОГ» ИНН 3906138187, ОГРН 1053918503638 зарегистрировано 07.06.2005 в регионе Калининградская Область по адресу: 236000, Калининградская обл, город Калининград, улица А.невского, 89. Статус: Ликвидировано. Размер Уставного Капитала — руб.
Руководителем организации является: Руководитель Организации — Юдов Олег Сергеевич, ИНН . У организации 4 Учредителя. Основным направлением деятельности является «».
Статус: ?
Ликвидировано
Дата регистрации: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
07.06.2005
Дата ликвидации: 15.06.2010
ОГРН ? |
1053918503638 присвоен: 07.06.2005 |
ИНН ? |
3906138187 |
КПП ? |
390601001 |
Юридический адрес: ?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
236000, Калининградская обл, город Калининград, улица А.невского, 89
получен 07.06.2005
зарегистрировано по данному адресу:
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Руководитель Юридического Лица ?По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Руководитель ОрганизацииПо данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Юдов Олег Сергеевич
ИНН ? |
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС |
действует с | По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 07.06.2005 |
Учредители ? ()
Изофатова Нина Митрофановна 07.06.2005 , ИНН |
|
Малиновская Наталья Васильевна 07.06.2005 , ИНН |
|
Майорова Марина Викторовна 07.06.2005 , ИНН |
|
Юдов Олег Сергеевич 07.06.2005 , ИНН |
Основной вид деятельности: ?По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
91.33
Дополнительные виды деятельности:
Единый Реестр Проверок (Ген. Прокуратуры РФ) ?
Реестр недобросовестных поставщиков: ?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
не числится.
Налоговый орган ?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Межрайонная Инспекция Федеральной Налоговой Службы №9 По Городу Калининграду
Дата постановки на учет: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
10.06.2005
Регистрация во внебюджетных фондах
Фонд | Рег. номер | Дата регистрации |
---|---|---|
ПФР ? |
049003035272 |
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 07.07.2005 |
ФСС ? |
390004634839001 |
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 17.06.2005 |
Финансовая отчетность КРОООО «АНДРАГОГ» ?
В качестве Поставщика: , на сумму |
В качестве Заказчика: , на сумму |
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Судебные дела КРОООО «АНДРАГОГ» ?
найдено по ИНН: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС |
найдено по наименованию (возможны совпадения): По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС |
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Исполнительные производства КРОООО «АНДРАГОГ»
?
найдено по наименованию и адресу (возможны совпадения): По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС |
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Лента изменений КРОООО «АНДРАГОГ»
?
Не является участником проекта ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС ?
Что мотивирует взрослых учиться?
Рассматривая вопрос мотивации к обучению, профессор педагогической психологии Джон Монро утверждает:
Мотивация появляется тогда, когда человеку нужна определенная информация или навыки, получить которые можно только изменив существующую систему знаний. Конечно, в любом обществе существуют разные уровни мотивации. Подробнее об этом мы расказали в статье «Три теории обучения взрослых, которые должен знать каждый педагогический дизайнер».
Мотивы к обучению
Монро называет следующие типы мотивов к обучению с соответствующими результатами:
Мотивы к обучению | Типичные действия, предпринимаемые для обучения | Результаты обучения | |
Поверхностный подход | Соответствовать минимальным критериям и требованиям: сдать экзамен, решить проблему. | Действия, которые позволяют воссоздать изученную информацию: запоминание, зазубривание, создание заметок. | Информация сохраняется в краткосрочном периоде; учащийся не понимает и полноценно не владеет знаниями. Применение и передача знаний ограничены. |
Глубинный подход | Понимать идеи, больше знать, решать проблемы, удовлетворять любопытство, получить удовлетворение от достижения долгосрочных целей. | Действия, которые помогают понять: детальный разбор идей, максимально широкое их исследование, соотнесение новых идей и уже известных концепций. | Учащийся лучше понимает и серьезнее относится к изученным идеям, может учить других, осознает, что обучение не закончено, может передавать и широко использовать знания. |
Стратегический подход | Соответствовать ожиданиям, снизить напряжение, исходящее от окружающих, ощутить собственную ценность. Добиться совершенства/ хороших оценок/ уровня/ навыков в игре, пролезть через систему, обезопасить свое будущее. | Действия, которые позволяют воспроизвести информацию в организованной форме: запоминание, копирование, соотнесение новых идей с существующими. | Знания структурированы в максимально удобной форме. |
Глубинный и стратегический подходы к обучению построены вокруг социальных и коллективных потребностей учащихся, когда их мотивирует стремление принести пользу и преуспеть в социальном контексте. Понятия «коллективный» и «социальный» относятся скорее не к процессу обучения, а к причине: почему человек учится.
Монро предполагает, что человек выбирает глубинный и стратегический подход к обучению, когда хочет решать проблемы или соответствовать ожиданиям других. Можно привести такой пример из сферы здравоохранения: медсестры решают клинические проблемы, чтобы лучше заботиться о пациентах или соответствовать ожиданиям начальства.
«Поверхностным» учащимся достаточно соответствовать минимальным требованиям, например, отучиться нужное количество часов или освоить какой-то навык, чтобы не потерять работу. А вот учащиеся с глубинным подходом стремятся решать проблемы и с любопытством ищут ответы на вопросы, которые у них возникают. «Стратегических» учащихся мотивирует прогресс, уверенность в себе и внутренняя потребность всегда знать больше.
См. также
- Слободчиков В. И., в соавт.; «Антропологический принцип в психологии развития», М., 1998,
- Слободчиков В. И., в соавт.; «Деятельность как антропологическая категория», М., 2001;
- Слободчиков В. И. «Основы психологической антропологии» (в 3-х томах, в соавторстве)
- Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования.
- Knowles, M. (1975). Self-Directed Learning. Chicago: Follet. ISBN 0-8428-2215-1
- Knowles, M. (1984). The Adult Learner: A Neglected Species (3rd Ed.). Houston, TX: Gulf Publishing. ISBN 0-88415-115-8
- Knowles, M. (1984). Andragogy in Action. San Francisco: Jossey-Bass. ISBN 0-608-21794-8
Этимология определения
В Российском педагогическом энциклопедическом словаре издания 2003 года (гл. ред Б. М. Бим-Бад) дано следующее определение андрагогики: «Одно из названий отрасли педагогической науки, охватывающей теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых». … Наряду с термином А. в специальной литературе используются термины «педагогика взрослых», «теория образования взрослых» и др.
Термин сразу вызвал бурную дискуссию в среде учёных. Известно, что «против самой идеи изучения и развития образования взрослых в качестве специфического предмета возражал такой известный философ и педагог, как Гербарт»..
В первой половине XIX века образование взрослых не приобрело широких масштабов, и термин не получил распространения.
В 1920-е годы образование взрослых становится областью теоретизирования, например, в Германии. Термин «андрагогика» получает второе рождение, теперь описывая совокупность размышлений о том, почему, для чего и как преподавать взрослым.
Сегодня в Европе существует в основном три толкования термина.
Во-первых, во многих странах растёт восприятие андрагогики как научного подхода к процессу учения взрослых. В этом значении андрагогика — это наука понимания (теория) и поддержки (практика) образования взрослых на протяжении всей жизни.
Во-вторых, главным образом в США, андрагогикой в традиции Малколма Ноулза называют специфический теоретический и практический подход, основанный на гуманистической концепции автономных обучающихся и преподавателей-фасилитаторов процесса учения.
В-третьих, наблюдается разброс в интерпретации андрагогики от «практики образования взрослых», «желаемых ценностей», «специфических методов преподавания» до «академической дисциплины» и «противоположности детской педагогике».
В России понятие «андрагогика» появилось в результате заимствования из концепции андрагогики М. Ш. Ноулза.
Изучение литературы вопроса (с.11)
показывает, что многие российские учёные рассматривают её как самостоятельную науку и научную дисциплину, в разных работах авторы определяют андрагогику как область научного знания и как отрасль педагогической науки, как сферу социального знания и гуманитарную сферу знания. В одном и том же исследовании андрагогика может рассматриваться с разных сторон: как направление в системе наук об образовании, учебная дисциплина, наука об образовании взрослых. Так, например, Б. М. Бим-Бад и С. Н. Гавров определяют эту совокупность, дополняя её экскурсами из истории западной педагогической мысли, как «Ребёнок отец старика». Подобный разброс мнений свидетельствует о необходимости дальнейшего изучения андрагогики в России.