Что такое социальные роли

Раздел 5. Правовые отношения

Ключевые слова: право, объективное и субъективное право, признаки права, правовые нормы.

Ключевые слова: система права, отрасли права, правовые институты, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, подзаконные акты, стадии законотворческого процесса.

Ключевые слова: юридическая ответственность, принципы юридической ответственности, наказание, правонарушение, состав правонарушения, виды правонарушений, виды юридической ответственности.

Ключевые слова: Конституция, виды конституций, особенности конституции, конституционный строй.

Ключевые слова: выборы, избирательная система, выдвижение кандидатов, предвыборная агитация.

Ключевые слова: субъекты гражданского права, физическое лицо, юридическое лицо, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.

Ключевые слова: предпринимательство, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, типы коммерческих юридических лиц.

Ключевые слова: имущественные права, собственность, виды собственности, обязательства, личные неимущественные права.

Ключевые слова: трудовые правоотношения, трудовой договор, забастовка, увольнение.

Ключевые слова: семья, брак, законный и договорный режимы имущества супругов, брачный контракт, права и обязанности супругов, алименты.

Ключевые слова: административная юрисдикция, административный проступок, административная ответственность, предупреждение, штраф, лишение специального права, административный арест, административное выдворение за пределы РФ, дисквалификация.

Ключевые слова: экологическое право, благоприятная окружающая среда, экологическое правонарушение, экологическая экспертиза.

Ключевые слова: международное право, международное гуманитарное право, международные документы в области прав человека.

Ключевые слова: юридический спор, судебный процесс, административный процесс, суд.

Ключевые слова: гражданский процесс, истец, ответчик, решение суда, участники судебного разбирательства, принципы гражданского судопроизводства.

Ключевые слова: уголовный процесс, сторона обвинения, сторона защиты, приговор суда, уголовное преступление, уголовное наказание.

Ключевые слова: гражданство России, правовой статус гражданина, апатриды, бипатриды, порядок получения гражданства РФ.

Ключевые слова: налоговая система, налоговое право, налогоплательщик, налоговые льготы, налоговый агент.

Раздел 2. Экономика

Ключевые слова: экономика как наука и как хозяйство, экономические блага, производство, распределение, обмен, бартер, потребление, экономическая культура.

Ключевые слова: право собственности, виды собственности, право владения, право пользования, право распоряжения, национализация, приватизация.

Ключевые слова: факторы (ресурсы) производства, земля, труд, капитал, предпринимательская способность, факторные доходы.

Ключевые слова: экономические ресурсы, натуральное и товарное хозяйство, главный вопрос экономики, традиционная, командная (плановая), рыночная, смешанная экономика.

Ключевые слова: издержки, внутренние и внешние издержки, постоянные и переменные затраты.

Ключевые слова: рынок, покупатель, продавец, виды рынков, рынок совершенной конкуренции, рынок монополистической конкуренции, рынок олигополистический, рынок монопольный, рынок монопсонистический, олигополия, монополия, монопсония, биржа.

Ключевые слова: конкуренция, демпинг, спрос, предложение, закон спроса и предложения, равновесная цена, кризис перепроизводства, дефицит товара, «невидимая рука рынка», эластичность спроса и предложения, закон убывающей предельной полезности.

Ключевые слова: финансовый институт, банк, Центральный банк РФ, вклады, депозиты, кредиты, норма обязательных резервов, учётная ставка (ставка рефинансирования).

Ключевые слова: деньги, квазиденьги, функции денег, ликвидность, денежная масса, скорость обращения денег, денежно-кредитная политика, деноминация.

Ключевые слова: внутренние и внешние источники финансирования бизнеса, бухгалтерская и чистая прибыль, доходы.

Ключевые слова: ценная бумага, акция, облигация, вексель, сберегательный сертификат, чек, эмиссия ценных бумаг, дивиденды, купонный доход.

Ключевые слова: рабочая сила, труд, рынок труда, производительность труда, зарплата, безработица, виды безработицы, формы безработицы, вакансия, занятость.

Ключевые слова: инфляция, дефляция, девальвация, ревальвация, виды и формы инфляции, стагфляция.

Ключевые слова: экономический рост, система национальных счетов, валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, чистый национальный продукт, чистый валовой продукт, национальный доход.

Ключевые слова: смешанная экономика, денежно-кредитная политика, бюджетно-налоговая политика, правовое регулирование рынка, методы вмешательства государства в экономику.

Ключевые слова: налоги, функции налогов, налогооблагаемая база, прямые и косвенные налоги, ставка налога, шкалы налогообложения.

Ключевые слова: государственный бюджет, виды бюджета, государственный долг, доходы и расходы бюджета, дефицит и профицит бюджета, межбюджетные отношения.

Ключевые слова: мировая экономика, мировой рынок, международное разделение труда, экспорт, импорт, сальдо торгового баланса, фритредерство, протекционизм.

Ключевые слова: потребитель, суверенитет потребителя, номинальный доход, реальный доход, уровень жизни.

иПозиции общения

Трансактный анализ
общения выделяет три основные позиции:
Ребенка, Родителя, Взрослого, которые
могут неоднократно сменять одна другую
в течение дня, или одна из них может преобладать
в поведении человека. С позиции Ребенка
человек смотрит на другого как бы снизу
вверх, с готовностью подчиняется, испытывая
радость от того, что его любят, но, одновременно,
и чувство неуверенности, беззащитности.
Эта позиция, являясь основной в детстве,
нередко встречается и у взрослых. Так,
иногда молодая женщина в общении с мужем
хочет почувствовать себя вновь озорной
девчонкой, оберегаемой от всяческих невзгод.
Муж в таких случаях занимает позицию
Родителя, демонстрирует уверенность,
покровительство, но, одновременно, и безапелляционность,
приказной тон. В другое время, например,
общаясь со своими родителями, он сам занимает
позицию Ребенка.

При общении с коллегами
обычно стремятся занять позицию Взрослого,
предусматривающую спокойный тон, выдержку,
солидность, ответственность за свои поступки,
равноправие в общении.

С позиции Родителя
«играются» роли старого отца, старшей
сестры, внимательного супруга, педагога,
врача, начальника, продавца, говорящего
«Зайдите завтра». С позиции Ребенка —
роли молодого специалиста, аспиранта-соискателя,
артиста-любимца публики. С позиции Взрослого
— роли соседа, случайного попутчика,
сослуживца, знающего себе цену и др.

В позиции «Родителя»
могут быть две разновидности: 1) «карающий
Родитель» — указывает, приказывает, критикует,
карает за непослушание и ошибки; 2) «опекающий
Родитель» ) советует в мягкой форме, защищает,
опекает, помогает, поддерживает, сочувствует,
жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.

В позиции Ребенка
выделяют: «послушного ребенка» и «бунтующего
ребенка» (ведет себя «Не хочу, не буду,
отстаньте! А тебе какое дело? Как хочу,
так и буду делать!» и т. п.)

Наиболее успешным
и эффективным является общение

двух собеседников
с позиции Взрослых, могут друг друга

понять и два Ребенка.

Общение Родителя
и Взрослого динамично: либо Взрослый
своим спокойным, независмым, ответственным
поведением собьет спесь с Родителя и
переведет его в равноправную Взрослую
позицию, либо Родитель сумее-подавить
собеседника и перевести его в позицию
подчиня

ющегося или бунтующего Ребенка.

Общение Взрослого
и Ребенка столь же динамично: либо Взрослый
сумеет побудить Ребенка серьезно и ответственно
отнестись к обсуждаемой проблеме и перейти
в позицию Взрослого, либо беспомощность
Ребенка спровоцирует переход Взрослого
к позиции опекающего Родителя. Общение
Родителя и Ребенка взаимодополняемо,
поэтому часто реализуется в общении,
хотя может носить как спокойный характер
(«послушный Ребенок»), так и конфликтный
характер («Бунтующий ребенок»). Встречаются
замаскированные виды общения, где внешний
(социальный) уровень общения не совпадает,
маскирует истинный психологический уровень
общения. Например, общение продавца и
покупателя может внешне носить равноправный
характер двух Взрослых, а фактически,
диалог продавца («Вещь хорошая, но дорогая»)
и покупателя («Именно это я и возьму»)
был на уровне Родитель (продавец) и Ребенок
(покупатель).

Перки[править]

Перки (фиты, особенности, эджи, адвантажи) — дополнительные характеристики героя, которые или есть, или их нет. Обычно герой получает перки с уровнями. Перк может дать активную абилку (например, фиты Power Attack и Sunder в D&D), пассивную (особенность «Ветеран» в «Эре Водолея» второй редакции, позволящая не кидать на психологический шок в бою), или просто прирост к характеристикам.

Обычно перки положительные, то есть приносят что-то хорошее. Но при генерации персонажа бывают перки и отрицательные (disadvantages, недостатки) — фобия, аллергия, ожирение или мерзкие черты характера. Смысл их брать в том, что они освобождают очки генерации и позволяют взять больше скиллов или перков.

В некоторых ролевых системах бывают амбивалентные перки — положительные и отрицательные в одном флаконе. Например, в Fallout «Камикадзе» — выше очередь хода за счёт пониженного класса брони. Такие перки позволяют специализировать персонажа, взяв важный плюс и минус, с которым готов мириться.

Примеры из жизни

Люди обладают разными статусами – это легко проиллюстрировать простыми примерами.

Пример 1

Когда ребёнок рождается, у него появляется национальность, гражданство, присваивается неизменный статус сына, дочери, девочки, мальчика. В школьном классе он приобретает положение ученика, в университете — студента. Получив профессию, становится учёным, юристом, экономистом, строителем. Количество достигаемых позиций постоянно увеличивается. Задействовав политические ресурсы, силу воли, опыт человек может взойти наверх социальной лестницы или наоборот, скатиться вниз, снизив уровень приобретённого статуса.

Пример 2

Положение человека определяет его статусный набор. Например, мужчина русской национальности, сорока лет, работающий преподавателем в университете, имеет жену, мать и сына. Кроме этого он является православным христианином и членом редколлегии. Каждый день он вступает в разные связи, выполняет обязанности и защищает права, сохраняющие его положение.

Отношение к нему строится из того, как он играет свою социальную роль и отражается в характеристиках:

  • хороший родитель;
  • отличный семьянин;
  • преданный друг;
  • любящий сын;
  • строгий преподаватель.

Статусный набор человек определяет его положение в обществе

От этих показателей зависит престиж и авторитет человека, но решающее значение для определения места в социуме, чаще всего имеет главный статус — должность.

Классификация и разновидности

В рамках своего научного направления данное понятие имеет свою классификацию. Так, социальные роли делятся на виды:

1. Социальные или конвенциональные роли, обусловленные профессиональной деятельностью или стандартизированной системой взаимоотношений (воспитатель, педагог, ученик, продавец). Они выстраиваются на основании предписанных сообществом правил, норм и обязанностей. При этом не учитывается, кто именно является исполнителем той или иной роли.

В свою очередь этот вид делится на основные социально-демографические модели поведения, где бывают такие социальные роли в семье, как супруг и супруга, дочка, сын, внучка, внук и т.д. Если взять за основу биологическую составляющую, то можно выделить также такие социальные роли личности, как женщина/мужчина.

2. Межличностные – роли, обусловленные взаимоотношениями людей в ограниченных условиях и индивидуальными особенностями каждого из них. К ним можно отнести любые отношения между людьми, в том числе и конфликтные, возникающие на почве эмоциональных проявлений. В этом случае градация может выглядеть следующим образом: кумир, лидер, игнорируемый, привилегированный, обиженный и т.д.

Наиболее наглядные примеры здесь: подбор актера для исполнения конкретной роли с учетом его внешних данных, способностей, специфических социально-типических проявлений. Каждый актер склоняется к определенному амплуа (трагик, герой, комик и т.п.). Личность примеряет на себя наиболее типичную модель поведения или своеобразное амплуа, которое позволяет окружающим в той или иной степени предполагать дальнейшие действия человека.

Эти виды социальных ролей существуют в каждом организованном сообществе, причем наблюдается четкая связь между продолжительностью существования группы и вероятностью типичных для нее проявлений в поведении участников. Стоит заметить, что от сложившегося годами стереотипа, привычного для человека и социума, крайне трудно бывает избавиться с течением времени.

Рассматривая данную тему, нельзя обойти стороной классификацию по характеристикам каждой конкретной роли. Их смог выделить известный социолог из Америки Т. Парсонс, чтобы получить наиболее полное представление о термине «социальная роль личности». Для каждой модели он предложил сразу четыре отличительных свойства.

1. Масштабность. Эта характеристика зависит от широты межличностных отношений, наблюдаемых между участниками конкретной группы. Чем теснее общение между людьми, тем больше в таких отношениях значимости. Здесь можно привести наглядный пример отношений мужа и жены.

2. Способ получения. Ссылаясь на этот критерий, можно выделить роли, достигаемые человеком и приписанные ему обществом. Можно говорить о поведенческих шаблонах, свойственных различным возрастным категориям или представителям определенного пола.

Гендерные представления человека относительно его роли закрепляет школа. Биологические особенности индивидуума и сложившиеся в обществе гендерные стереотипы предопределяют дальнейшее формирование под влиянием окружающей среды.

Уместным будет отметить, что в настоящее время модель поведения не так привязана к характерным проявлениям конкретного пола, нежели ранее. Таким образом, социальная роль женщины теперь включает не только обязанности матери и домохозяйки, но распространяется и на другие области.

В свою очередь с изменением условий современного общества изменилось и понятие мужской социальной роли. Однако семейная модель поведения для обеих сторон теоретически является уравновешенной, а фактически – нестабильной.

Это модели, предписанные социумом для каждого человека, которому для получения оправдания от окружения не придется прикладывать усилий. В качестве достигаемых ролей можно рассматривать результаты деятельности индивида, указывающие на его социальный статус (например, карьерный рост).

3. Степень формализации, от которой зависит становление личности и ее функции. Относительно данного критерия, социальный статус личности может формироваться под влиянием нормативных требований, а может развиваться произвольно. К примеру, взаимоотношения между людьми в военной части регламентируются уставом, в то время как друзья руководствуются личными чувствами и эмоциями.

4. Тип мотивации. Каждый человек при выборе модели поведения руководствуется личным мотивом. Это может быть финансовая выгода, продвижение по карьерной лестнице, желание быть любимым и т.д. В психологии есть два типа мотивации – внешняя, которая возникает под влиянием окружения, и внутренняя, которую определяет для себя сам субъект.

Поведение и конфликты, связанные с ролью

«Ролевая сущность» – это механизм индивидуума и его структуры. Таким образом, его деятельность, в первую очередь, определяется общественным статусом и предписанными обязанностями. Но нередко выполнение своего репертуара сопровождается трудностями. Не все действия даются людям с легкостью. В процессе у человека может возникнуть напряжение, сопряженное со сложностями соответствовать ожиданиям окружающих или с несоответствием внутренних взглядов и ценностей с ними.

Часто две или более роли могут быть несовместимыми между собой. Например, замужняя студентка должна удовлетворять требования жены и ученицы. Напряженность может быть снижена несколькими способами. Один из них – рационализация. Это защита от негативно воспринимаемой ситуации путем установок, наиболее желательных. Так, к примеру, американские работорговцы свято верили, что все индивидуумы равны. Но рабы – это имущество, поэтому об их положении задумываться не стоит. Явление в их глазах предстает так, что ролевое напряжение исчезает.

Второй метод – разделение. В истории есть много наглядных иллюстраций, когда жестокие правители показывали себя примерными и любящими мужьями и отцами. Это «перерождение» также помогает снизить конфликтность.

Виды и типы

Весь комплекс можно описать всего пятью свойствами:

  1. Возможная близость взаимоотношений людей. Между взаимодействием преподавателя и ученика встает субординация и нормы общения, установленные образовательной организацией. Но вот супруги или друзья связаны гораздо глубже.
  2. Метод приобретения. Есть требования, полученные в силу не зависящих от личности обстоятельств: гендерная принадлежность, возраст. Но есть те, которых человек добивается, прикладывая усилия: должность на службе, образование.
  3. Масштаб проявленных чувств во время контакта индивидов. В отношениях продавца и покупателя или между коллегами не принято проявлять сильных эмоций. Другое дело – семья, где эмоциональная вовлеченность в жизнь ее членов значительнее.
  4. Условия взаимодействия: наличие или отсутствие. Повар в ресторане должен приготовить вкусную еду для клиентов, а полицейский – обеспечить порядок и следить за тем, чтобы люди следовали законам. Женщина же в семейном кругу кормит своих домочадцев, но делать это на формальном уровне она не обязана.
  5. Мотивы и намерения. Бизнесмен ведет свою деятельность с целью получения прибыли. Но если такую задачу поставит перед собой священнослужитель – это будет восприниматься негативно, так как от него обществом ожидаются бескорыстные действия.

В чем проявляется социальная роль: характеристики

Позиции, занимаемые личностью, характеризуются четырьмя факторами:

  1. Масштабность. Статус определяется степенью межличностных взаимоотношений. Возьмем пример взаимодействия супругов. Между ними существует множество амплуа: чувства и обязанности перед союзом. Со стороны профессий жена-врач может вылечить супруга, а муж-автомеханик, починить машину спутницы. А если вы пришли в магазин за продуктами, то масштаб контакта между вами и продавцом довольно узкий – вам выдают товар, а вы должны его оплатить.
  2. Метод получения. По этому признаку социальными ролями называются те, которые приобретаются естественным путем или с помощью приложенных усилий. Первые определяются автоматически и не зависят от наших решений: половая принадлежность, возрастная категория. Но чтобы стать студентом, вы поступаете в вуз, бизнесменом – открываете дело.
  3. Уровень формальности. Позиции могут жестко регламентироваться со стороны учреждений, либо оставаться независимыми. Взаимоотношения близкого круга общения считаются неформальными, так как основаны на дружеской привязанности. А вот между полицейским и правонарушителем контакт закреплен законодательно: решения принимаются не в зависимости от чувств, а так, как этого требует закон.
  4. Социальные роли связаны также с мотивацией. Грузчик хочет приобрести собственный автомобиль и поэтому трудится по 12 часов в сутки. А участники благотворительных акций стремятся получить признание социума или же сделать окружающую действительность намного лучше. Все это зависит от потребностей и намерений людей, от их взглядов и ценностей.

Модификации социального статуса детей

Степень прав и свобод ребенка, его социальный статус в семье и обществе обусловливается конкретным этапом общественного развития, социально-классовой структурой общества, культурными, религиозными, этническими и иными традициями. Выделяют несколько разновидностей социальных статусов детей в обществе:

  • подчиненные, зависимые члены общества;
  • не признаются членами общества;
  • будущие члены общества, поэтому обладают «отсроченным» статусом;
  • воспитанники и ученики;
  • развивающиеся личности;
  • равноправные члены социума.

Замечание 2

Ребенок – самодостаточная личность, поэтому его необходимо рассматривать как активного, сознательного субъекта жизнедеятельности.
Дети оказывают влияние на экономику и общество; их учеба – это часть общественного разделения труда. Дети накапливают человеческий капитал.

В зависимости от статуса детей и выполняемых им ролей различают четыре группы детей:

  1. Группа населения, которая находится в переходном периоде, основная задача которого – интеграция и социализация детей в обществе. Дети не являются равноправной частью общества, их поступки подвержены эмоциям, импульсивны.
  2. Самая значительная часть населения, их нужды – это высшие нужды в обществе. Так как детьми определяют будущее общества, то им должен принадлежать приоритет.
  3. Дети рассматриваются исключительно с позиций возрастной категории.
  4. Часть общества, имеющая равные права с другими представителями населения, участвующая в организуемой обществом деятельности.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector