Большие социальные группы

Социально-психологический климат группы

В понятии СПК выделяются три «климатические зоны»:

1. социальный климат, который определяется тем, насколько на данном предприятии высока осознанность работниками общих целей и задач;

2. моральный климат, который определяется моральными ценностями, общепринятыми в данном коллективе;

3. психологический климат, то есть неофициальная сфера, которая складывается между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.

В современной социально-психологической науке малые (референтные) группы занимают особое место. Это не только старейшая, но и наиболее интенсивно разрабатываемая область социальной психологии. Вот уже десятилетия проблемы групповой психологии (проблемы взаимодействия людей в рамках небольших контактных объединений, возникших либо вследствие предписаний социальной структуры, либо на основе эмоциональных предпочтений) находятся в центре внимания исследователей многих стран, а число публикаций с результатами их работы давно превысило пятизначный рубеж. Так, известный американский психолог М

Шоу, рассмотрев более полутора десятков определений малой группы, классифицировал их по следующим шести категориям в зависимости от того, какие аспекты групповой жизни в большей степени привлекают внимание авторов:

1) восприятие членами группы отдельных партнеров и группы в целом;

2) мотивация членов группы;

3) групповые цели;

4) организационные (структурные) характеристики группы;

5) взаимосвязь;

6) взаимодействие членов группы.

Обязательные этапы развития и роли индивидов внутри формирований

Группа не формируется сразу после объединения людей. Этапы социально-психологической зрелости:

  1. Конгломерат — незнакомые люди впервые оказываются на одной территории.
  2. Номинальная группа — общность получает название и статус.
  3. Ассоциация — формируется структура, появляются общие интересы.
  4. Кооперация — активное совместное взаимодействие, четкое обозначение ролей и структуры, формирование внутригрупповой морали.
  5. Автономия — в процессе совместной деятельности удовлетворяются желания индивидов.
  6. Корпорация — замкнутая общность, которая противопоставляется другим.
  7. Коллектив — совместная деятельность предполагает интегративность (коллективное принятие решений).

У каждого человека есть своя роль в формировании, которую он выполняет сознательно или просто подчиняются навязанной модели поведения. Выделяют 3 типа ролей:

  1. Социальные роли. Необходимы для поддержания динамики. Повышают сплоченность, эмоциональные связи между людьми. К ним относятся: посредник, миротворец, наблюдатель.
  2. Роли, направленные на выполнение общих задач. Помогают достичь цели, поставленной перед формированием. Предполагают рациональное использование ресурсов, минимизируют усилия. К ним относятся: инициатор, информатор, координатор, наставник.
  3. Роли, направленные на достижение личных интересов. Дезорганизуют участников, используя ресурсы общности ради достижения собственной выгоды. К ним относятся: одиночка, скептик, агрессор, циник.

Задача руководителя — следить за выполнением ролей, поощрять полезное для общности взаимоотношения и вовремя купировать деятельность дезорганизаторов.

18.Сдвиг риска и групповая поляризация.

Поляризация Групповая – социально-психологический феномен , возникающий как результат групповой дискуссии, в ходе коей разнородные мнения и позиции участников не сглаживаются, а оформляются в две полярно противоположные позиции, исключающие компромиссы . Под поляризацией групповой понимается также усиление в результате дискуссии экстремальности групповых решений (-> принятие решений групповое ) или суждений по сравнению с усредненными. Величина поляризации тем больше, чем более смещены первоначальные предпочтения членов группы от средних значений. Частный случай поляризации групповой – сдвиг к риску . может возникнуть и вне открытой дискуссии, как результат систематического обмена мнениями между участниками деятельности совместной, порождая группировки с полярными позициями. В крайней форме она выражает состояние внутригруппового конфликта . Термин поляризация групповая был введен С. Московичи. В американской традиции применяется термин “общий сдвиг в выборе “. Противоположное понятие – нормализация групповая .

При исследовании вопроса о сравнительной ценности групповых и индивидуальных решений был обнаружен интересный феномен, получивший название «групповой поляризации». 

Раньше считалось, что группа «отбрасывает» наиболее крайние решения и принимает своего рода среднее от индивидуального решения. Этот процесс усреднения был назван процессом нормализации. 

Но эксперименты, проведенные в 1961 году Стоунером, не подтвердили этот факт, когда принимаемое решение включало в себя момент риска

Испытуемым предлагался набор дилемм для обсуждения, например, писательнице написать серьезный роман или продолжать зарабатывать деньги «дешевыми», но раскупаемыми вестернами. Испытуемые должны были принять индивидуальные решения, затем собраться в группы по 5 человек, и после обсуждения снова принять индивидуальное решение. Оказалось, что «рискованная альтернатива» выбиралась гораздо чаще. Этот феномен получил название «сдвиг к риску». 

Но в ряде экспериментов был обнаружен сдвиг в сторону осторожности

Например, при обсуждении дилеммы, нужно ли молодому отцу оставить гарантированную, но низкооплачиваемую работу и рискнуть сыграть на бирже, выбор был сделан в пользу более благоразумного решения. 

Все эти факты дали возможность предположить следующее объяснение: групповое решение вообще приводит к «сдвигу выбора». Сущность явления заключается в том, что более «средние» мнения как бы отмирают, а более крайние, напротив, отчетливо распределяются между двумя полюсами. Этот феномен «усиливать изначальные мнения членов группы» Серж Московичи и Мариза Заваллони назвали групповой поляризацией. 

Типичные проявления поляризации: 

— в школах

— по месту жительства

— в Интернете. 

Структура малой группы на основании социометрии

Когда речь идет о структуре, то имеют в виду главным образом малую группу, где отношения людей и их статусы на виду, а лидеры и отверженные заметны, можно сказать, невооруженным глазом. В социальной психологии есть специальная методика для изучения структуры малой группы, которая называется «социометрия».

Социометрические исследования построены на принципе выбора: каждый член группы должен выбрать трех наиболее предпочитаемых (симпатичных, надежных и т. д.) одногруппников и трех отвергаемых. После анализа полученных данных можно выделить следующие элементы структуры группы:

  • социометрические «звезды» – люди, получившие наибольшее число выборов; они не обязательно являются лидерами и часто к этому не стремятся, но «звезды», определенно, самые уважаемые в группе;
  • предпочитаемые – те, кто получил довольно много выборов, но меньше «звезд»;
  • «середнячки» – количество выборов небольшое, но они есть;
  • пренебрегаемые – те, кто не получил положительных выборов;
  • отверженные – люди, набравшие большое количество отрицательных выборов;
  • микрогруппы – 3-4 человека, связанные взаимными выборами.

Такое исследование дает полную картину структуры малой группы и очень полезно для работы руководителя с коллективом или педагога с классом.

Система групп, составляющих общество, напоминает одновременно и запутанную головоломку взаимосвязей и взаимозависимостей, и четкую, упорядоченную структуру и иерархию, в которой одни группы (малые) являются частью больших и сами включают в себя микрогруппы.

Связи между социальными группами – это не только следствие межгруппового взаимодействия. Они осуществляются через отдельных людей, одновременно входящих в разные группы. Проблемы, конфликты, динамические процессы в одной группе находят отражение во многих других. Например, человек, озабоченный проблемами с начальством, нередко срывает дурное настроение на своей семье, друзьях, членах спортивного клуба и т. д. И напротив, хорошая, крепкая семья, позитивные отношения с друзьями – это залог благоприятного психологического климата в профессиональном коллективе.

Группа как общность людей

Учитывая разнообразие групп и функций, которые они выполняют в обществе, дать точное определение этому социально-психологическому объекту непросто. В современной науке есть несколько подходов к пониманию сущности группы. Один из них – максимально широкий – оценивает как группу любую совокупность людей, объединенных чем-то общим. Это может быть одинаковая деятельность, в том числе профессиональная, общие интересы, цель, верования, и даже просто нахождение в одном месте. При этом люди могут не знать друг друга лично, а то даже и не задумываться о своей принадлежности к этой группе.

В таком случае понятие «группа» равнозначно понятию «общность», и к нему принадлежа:

  • семья и этнос;
  • профессиональный коллектив и очередь в киоск;
  • студенческая группа и студенчество как особая категория людей.

Хотя такое определение группы не предполагает обязательных межличностных отношений между ее членами, но все же принадлежность к общности накладывает отпечаток на людей, на их поведение и мировоззрение. Им присущи общие психологические качества, характерные черты, взгляды и приемы профессиональной деятельности. Нередко схожей бывает манера речи и лексики, например, профессиональный или студенческий сленг. Поэтому мы можем создать обобщенный портрет, допустим, студента, футбольного болельщика, врача, ученого и т. д.

Социальные группы, как простые общности, в большей степени изучает социология. А в социальной психологии совокупности людей, в которых отсутствуют межличностные связи и представление об общих целях и задачах, называют условными группами, в отличие от реальных, предполагающих сложную систему отношений.

Основные формы и признаки сообществ

По характеру взаимодействия выделяют 2 группы:

  • первичную — относительно устойчивую, с постоянным тесным взаимодействием между членами, направленную на социализацию индивида;
  • вторичную — многочисленную, с преимущественно формальным типом взаимодействия, направленную на достижение определенной цели.

По типу взаимодействия общности бывают:

  • формальными — есть юридический статус с четко прописанными нормативами взаимоотношений, целью деятельности и закрепленной иерархией;
  • неформальными — появляются стихийно, не имеют официального регламента, быстро распадаются.

Общности, в которые индивид входит, называют ингруппами (семья, учебный или рабочий коллектив, этническое меньшинство). Общности, в которые индивид не может или не хочет быть включенным (другая религиозная община, чужая семья, другая возрастная категория) называют аутгруппами.

  • высокая устойчивость состава (новые члены вступают редко, часто на замену выбывшим);
  • участники имеют похожие ценности и моральные нормы;
  • межличностные отношения интенсивные, устойчивые;
  • чувство принадлежности к общности развито, вызывает у участников одобрение, гордость;
  • четкое разделение ролей, лидер является безусловным авторитетом.

Большая группа отличается многочисленным составом и целью. Ее создают для достижения определенного результата, но между участниками нет взаимодействия, которое может обеспечить быстрое достижение цели.

Высшей формой группы, обеспечивающей оптимальные условия для развития и работы индивидов, является коллектив. Признаки, отличающие коллектив от других формирований: совпадение целей индивида и общества, единство принципов и ценностных ориентаций.

  • гендер — мужчина или женщина;
  • этнос — европеец, азиат, латиноамериканец;
  • возраст — ребенок, подросток, взрослый, пожилой;
  • профессия — учитель, врач, бизнесмен;
  • семейное положение — замужем, разведен, холостяк;
  • место жительства — город, поселок, деревня;
  • уровень дохода — обеспеченный, бедный, богатый.

К номинальным относятся формирования, которые специально выделяют для проведения исследований (пассажиры, имеющие право на льготный проезд, студенты-стипендиаты, многодетные матери). Человек имеет право присоединиться к такому формированию и покинуть его в любой момент. Например, льготы по инвалидности можно снять, безработный может устроиться на работу.

Все группы, независимо от типа, имеют обязательные качества:

  • референтность — принятие или отторжение ценностей;
  • лидерство — степень влияния одного человека на другого в рамках формирования;
  • интегративность — степень слияния участников, единство или разобщенность;
  • микроклимат — удовлетворенность и комфортность;
  • направленность — ценность установок для социума.

Наличие этих качеств отличает группу от толпы — стихийного формирования, в котором у людей нет устойчивых связей и потребности в коммуникации.

17.Ролевая структура группы

Каждая социальная группа имеет свою ролевую структуру, характеризующуюся распределением в группе социальных ролей.

      Роль — нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по должности, полу, положению в семье и т.д.). 

Один и тот же человек, как правило, выполняет различные роли в различных ситуациях общения (пример: начальник=отец=пациент=друг).

Взаимодействие людей исполняющих различные роли, регулируются ролевыми ожиданиями. То, как роль исполняется, подвержено социальному контролю, получает общественную оценку, а сколько-нибудь значительное отклонение от образца осуждается.

Всякая групповая структура представляет собой своеобразную иерархию престижа и статусов членов группы, где верхушку образуют референтные лица, а аутсайдерами оказываются нереферентные члены. Вершину лестницы занимает лидер группы.

В 1957г. Р. Шиндлер, изучая ролевую структуру группы, описал четыре наиболее часто встречающиеся групповые роли и одну реже встречающуюся роль:

1.      лидер – наиболее референтное лицо в группе, это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя ответственные решения.  Он побуждает ее к действиям, составляет программу и придает отвагу.

2.      эксперт – человек, который имеет специальные знания, навыки и способности, которые группе всегда требуются или которые группа просто уважает. Он анализирует, рассматривает ситуацию с нескольких сторон; его поведение всегда самокритично и рационально.

3.      пассивные и легко приспосабливающиеся члены, старающиеся сохранить свою анонимность; большинство из них отождествляются с лидером.

4.      самый «крайний» член, который отстает от группы в силу собственной бездарности, какого–то отличия от всех остальных или от страха; иногда он отождествляется и объединяется с 5-й ролью (оппозиционера), чем провоцирует группу.

5.      оппозиционер – противник, активно выступающий против лидера.          

 В группах могут встречаться и многие другие роли, которые не всегда сводимы к этим основным

Например: монополист – пытающийся привлечь (захватить) к себе внимание; мученик – взывающий о помощи и в то же время отказывающийся от нее; моралист – который всегда прав; любимчик – пробуждающий нежные чувства и постоянно нуждающийся в защите; агрессор; шут, развлекающий группу по своему усмотрению; отшельник; непризнанный; соблазнитель и пр. ( С.Кратохвил)

Задачей многих групп является расширение репертуара ролей. При невротических нарушениях роли бывают стойкими и малоадаптивными и, притом, неосознанными.

Выявить структуру  группы можно с помощью метода социометрии.

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Самостоятельная работа № 8-9

Тема: Психология межличностного конфликта.

Задания:

1. Выучить основные понятия, изучаемые в конфликтологии.

2. Провести самодиагностику конфликтного поведения, используя психологические тесты 1-13 методического пособия (на выбор 2-3 теста)

3. В тетради для лабораторных работ представить обработку результатов исследования.

4. Подготовиться к контрольной работе, решить тесты для самоконтроля 1-55 методического пособия «Конфликтология».

Литература:

  1. Конфликтология. Учебное пособие. Составитель Бостанджиева Т.М. Тобольск 2007.

Методические рекомендации для студентов

Т.М. Бостанджиева

Социальная психология

Глава 26. Психология малой группы

Малая группа — это немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах. Впрочем, как отмечает известный социальный психологМ. Шоу (Shaw M.E., 1964), определение малой группы может быть дано и с точки зрения:

1) восприятия членами группы отдельных партнеров и группы в целом; 2) мотивации членов группы; 3) групповых целей; 4) организационных (структурных) характеристик группы; 5) взаимозависимости и 6) взаимодействия членов группы.

Сам М. Шоу основывался в трактовке группы на последнем из выделенных моментов, определяя группу как «двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо влияет и подвергается влиянию каждого другого лица». Вместе с тем он считает, что, хотя взаимодействие есть существенный признак, который отличает группу от простого скопления людей, тем не менее важен и ряд других характеристик, а именно: продолжительность существования, наличие общих целей, развитие групповой структуры и т.п. К этим характеристикам необходимо добавить и такое отличительное свойство группы, как осознание ее участниками себя как «мы», т.е. своего членства в группе.

Если исходить из понимания группы, трактуя ее прежде как социальную группу, т.е. как элементарное звено структуры социальных отношений, как своеобразную функциональную единицу в системе общественного разделения труда, то наиболее емкое определение предложено Г.М. Андреевой (1987): «Малая группа — это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов». Позднее (1994) она дает более универсальное определение: «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов».

Это определение носит скорее описательный характер и допускает самые различные толкования в зависимости от того, какое содержание придать включенным в него понятиям. Например, в системе интеракци-онистской ориентации, где исходным понятием является понятие «взаимодействия», фокус может усматриваться именно в том, что малая группа — это определенная система взаимодействия, ибо слова «общая социальная деятельность» толкуются здесь в интеракционистском смысле

Для когнитивистской ориентации в том же определении отыскивается другой опорный пункт: не важно, на основе общей деятельности или простого взаимодействия, но в группе возникают определенные элементы групповой когнитивной структуры — нормы и ценности, т.е. самое существенное для группы в когнитивной социальной психологии

В отечественной социальной психологии важное значение придается определению установления факта «общей социальной деятельности», что сразу задает группу как элемент социальной структуры общества, как элементарную ячейку в более широкой системе разделения труда. Наличие в малой группе общей социальной деятельности позволяет интерпретировать группу как субъект этой деятельности и тем самым задать определенную теоретическую схему для всего последующего исследования. Малая группа — это не просто «контактная группа», не просто любые случайные контакты между людьми, а контакты, в которых реализуются определенные общественные связи, опосредованные совместной деятельностью.

Выбор определения малой группы связан с вопросом и о ее размерах. Малые группы могут быть разными по количественному составу: от 2-3 до 20-30 человек. Принято говорить о нижнем и верхнем количественных пределах группы. Мнение большинства исследователей сходятся на том, что группа начинается с «диады». Существует много исследований в рамках «теории диадического взаимодействия». Применение аппарата математической теории игр позволяет на диадах проигрывать многочисленные ситуации взаимодействия. Ограниченность теории диадического взаимодействия связывают с сильным упрощением реальных процессов, происходящих в группе. Присутствие третьего лица в группе создает новую позицию — наблюдателя. Этот новый «третий» элемент может добавить нечто к одной из позиций в конфликте, сам при этом не будучи включен в конфликт. Таким образом, с теорией диады соперничает теория, признающая нижним пределом малой группы не два, а три человека. Спор о том, диада или триада есть наименьший вариант малой группы, может быть бесконечным. Впрочем, диаду можно рассматривать как лишь одну из разновидностей малой группы и, как показывают исследования, весьма интересный объект социально-психологического анализа.

<<< Назад Дальше >>>

14.Психология массовых форм внеколлективного поведения

Помимо коллективных форм поведения существуют внеколлективные формы. Они связываются и базируются на восприятии поведения других людей и заражении этим поведением. Отсюда подчинение и следование этому поведению (Например: мода).

6 стр., 2944 слов

Социальная работа как профессиональная деятельность 2

‘Социа́льная рабо́та — профессиональная деятельность, имеющая целью содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.’ В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания,профессиюи учебнуюдисциплину. Деятельность …

В этих случаях люди сохраняют индивидуальность, но поступки их схожи.

В массовых формах внеколлективного поведения большую роль играют неосознанные процессы. И на основе эмоционального возбуждения возникают стихийные действия в связи с каким-либо впечатляющим событием, затрагивающим основные ценности людей. Субъектами массовых форм являются публика, толпа как контактная, неорганизованная большая группа. Она характеризуется высшей степенью конформизма и действует крайне эмоционально и единодушно.

Масса – аморфная группа, не имеющая контакта, но связанная постоянными интересами (Например: классовыми).

Общая тенденция: если субъект поведения отходит от публики к толпе, то чем больше он отходит, тем больше рациональные формы поведения уступают эмоциональным формам.

Причины: в малой группе субъект действует с большим ощущением личного контроля над ситуацией, а в больших группах этого нет. Большая группа может наоборот усилить его эмоциональные свойства или сдержать. А свойства контроля поведения затормозить. В результате разгоняется все низменное в человеке, а связанное с культурой затормаживается. В результате появляется чувство анонимности, утрачивается ответственность за свои собственные поступки, появляется «мы-чувство».

Психологическое состояние в толпе изменяется в сторону роста эмоциональности (восприятия всего что он видит), роста внушаемости, снижения критичности, подавления чувства ответственности за собственное поведение. Появляется чувство силы и анонимности.

Как формируется толпа?

1. Толпа спонтанно возникает в результате какого-либо происшествия. Затем, будучи взволнованным, человек теряет часть контроля, начинается циркулярная реакция, т.е. когда люди передают свои чувства другому человеку.

2. Начинается реакция кружения, т.е. контроль снижается, интенсивность эмоционального состояния еще больше возрастает.

3. Формируется общий объект внимания, на котором фокусируется вся толпа, т.е. образ «врага» — он является продуктом группового творчества и он сплачивает толпу.

4. Кто-то активизирует действия (показывает пример).

1 стр., 367 слов

Пикап как элемент психологии

Движение пикаперов пришло к нам из США. Само слово «пикап» происходит от английского словосочетания «pick up», что на разговорном сленге означает «соблазнение». В целом пикап можно определить как знакомство с целью соблазнения. Данный термин в русский язык ввёл Сергей Огурцов, открывший в октябре 1995 года форум ru.pickup в компьютерной сети ФИДОнет, которая была посвящена рассмотрению проблем …

Существуют психологические способы контроля за толпой.

Основная задача — переориентация внимания индивидов, чтобы разделить толпу по целям.

Паника — это эмоциональное состояние, возникающее вследствие дефицита или избытка информации, которое проявляется в импульсивных действиях.

Причины:

— физиологические — утомленность, бессонница, пьянство;

— психологические — неуверенность, внезапный страх перед какой-либо опасностью, удивление;

— социально-психологические — отсутствие групповой солидарности, утрата доверия к руководству.

Первопричиной паники является шокирующий стимул. Он должен быть интенсивным. Первичная реакция на него — потрясение переходящее в замешательство. Человек ищет и не находит аналогов в своем опыте.

Стимул должен быть быстро понят, интерпретирован, а нехватка времени мешает логическому осмыслению ситуации. В результате возникает состояние страха, а затем циркулярная реакция. Возникает ощущение обреченности, которое выражается в действиях, кажущихся для субъекта спасательными, которые часто бывают бессмысленными.

Прекращение паники (условия).

1. Большое значение имеет характер первого движения, т.к. между шокирующим стимулом и действием всегда есть время.

2

Важно доверие к руководителю

3. Должно быть четкое знание своих обязанностей.

4

Важно показать правильное действие

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector