Перцептивная сторона общения: поясняем вопрос

Цели, задачи и функции

Главная цель перцептивного общения – достижение взаимопонимания партнеров.

Отсюда вытекают следующие задачи:

  • составить содержание межличностного восприятия;
  • содействовать взаимопониманию;
  • обеспечить взаимное влияние собеседников.

Перцептивное общение строится по принципу отражения, что напоминает сценку из детского мультфильма о Крошке Еноте, который наблюдал за своим отражением в воде, оценивал его и делал выводы. Процесс коммуникации предполагает перцепцию следующих элементов:

  • собеседника;
  • самого себя;
  • контекста общения.

Ведя диалог, нужно предполагать, какие чувства вызывают слова, эмоции, выражение лица, интонации у собеседника. Восприятие проходит на социальном и межличностном уровнях общения.

Основная функция перцептивного общения заключается в достижении самого факта коммуникации, установлении взаимопонимания. Способность расположить к себе собеседника, понять его внутренний мир помогает внести гармонию в личную жизнь, правильно выстраивать отношения в деловой сфере.

Характеристика и особенности стереотипизации: как в ней проявляется перцептивная сторона общения

Перцепция – термин, обозначающий понимание и принятие другого человека. Как видно, он тесно переплетается с множеством стереотипов, навязанных обществом. В процессе общения они появляются под влиянием 3 факторов:

  1. Превосходство. Сильнее всего заметно, если собеседники имеют разный статус, материальное положение, интеллектуальные способности. Вы можете либо переоценить человека, либо, наоборот, недооценить его.
  2. Привлекательность. В любом случае на перцепцию влияет симпатия или антипатия. Красивым людям всегда приписывается больше положительных качеств.
  3. Отношение к нам. Тех людей, которые хорошо к вам относятся, вы, скорее всего, всегда будете воспринимать позитивно.

Эти факторы социальной перцепции искажают представление о человеке, мешают созданию его объективной оценки.
Кроме стереотипов, нарушить механизм перцепции могут некоторые барьеры:

  1. Использование в речи жаргона, неизвестных слов, терминов, понятий.
  2. Боязнь выражать свои чувства и эмоции.
  3. Отсутствие интереса к обсуждаемой теме.
  4. Несовпадение во мнениях.
  5. Наличие физических проблем, например, нарушений слуха или речи.
  6. Невозможность понять и оценить поведение собеседника из-за общения по телефону или через интернет.
  7. Языковые различия.
  8. Нежелание принимать услышанное.
  9. Отличия в культуре и мировоззрении в целом.

Убрать эти барьеры при перцепции практически невозможно, поскольку человек осознает информацию, только пропустив ее через несколько своих «фильтров». Поэтому в процессе разговора вам нужно выделить, а потом передать суть так, чтобы собеседник смог правильно ее расшифровать. Ответственность за это лежит на перцептивной стороне общения. Поняв внутренний мир оппонента, вы сможете выбрать правильную модель поведения. Их 4:

  1. Гуманистическая. Между вами и оппонентом возник взаимный интерес, проявляется эмпатия.
  2. Манипулятивная. Вы пытаетесь навязать свою точку зрения, позицию. Подобные поступки не всегда имеют положительные последствия.
  3. Ритуальная. Ваше поведение учитывает культурные традиции собеседника.

Еще одна модель поведения носит название трансакционного анализа. Это способ взаимодействия, учитывающий роль каждого участника разговора. Таких ролей всего 3:

  • «родитель» рассказывает, как нужно себя вести;
  • «взрослый» рассказывает, как сочетать желания и обязанности;
  • «ребенок» руководствуется эмоциями.

Если и у вас, и у вашего собеседника эти роли совпадают, будьте уверены, что информация воспримется правильно.

Аспекты

Впервые перцепция проявляется на этапе визуального анализа объекта коммуникации. Так, физиогномика утверждает, что между чертами лица индивида и его психологическими особенностями есть связь. На основе оценивания внешности собеседника складываются первые предположения касательно его внутреннего мира и поведения.

Затем формируется некоторый эмоциональный контакт. Если беседа имеет неприятный контекст, вполне может сформироваться и негативное восприятие оппонента. И наоборот.

В процессе коммуницирования люди наблюдают за речью, мимикой, жестами, повадками партнера, получая вербальную, невербальную информацию о его личности.

Проявление интерактивного аспекта общения

Нахождение человека в любой социальной группе требует взаимодействия, оно не может быть односторонним. Поэтому психологи рассматривают интеракцию как аспект, основанный на многообразии связей.

Сферы общения

Вид общения Особенности
Трудовая сфера Наиболее распространенный вариант, включающий в себя беседы между членами коллектива, обсуждение совместных планов реализации трудовой деятельности, общение в реальном режиме через интернет и по мобильной связи
Обучение Посещение школы и других учебных заведений – еще один вариант общения. Сюда же можно добавить дистанционное обучение, проводимое в реальном времени
Семейные отношения Самый тесный контакт общения, основанный на распределении обязанностей для решения бытовых и личностных проблем (ведение хозяйства, рождение и воспитание детей, забота о стариках и т.п.)
Досуг Свободное время люди проводят не только в кругу семьи, но и с друзьями. Ходят в театры, рестораны и участвуют в праздничных мероприятиях

Отдых в кругу друзей

Действия каждого индивида ориентированы на объект общения и зависят от него. Поэтому рассматриваются 2 варианта деятельности:

  1. продуктивное;
  2. непродуктивное.

Во 2-м случае взаимодействие может быть прервано само собой либо по инициативе одного из участников общения.

Важно! Чтобы совместная деятельность стала продуктивной, между субъектами должна быть совместимость. При этом не важно, на каком уровне находится общение. Чем теснее взаимодействие между людьми, тем более многоярусным оно получается

Это можно рассмотреть на примере супружеской четы. Здесь затрагиваются такие аспекты совместимости:

Чем теснее взаимодействие между людьми, тем более многоярусным оно получается. Это можно рассмотреть на примере супружеской четы. Здесь затрагиваются такие аспекты совместимости:

  • физиологическая, включающая половые и возрастные особенности членов семьи, метаболические процессы, происходящие в малой ячейке общества, темпоритмическую организацию жизни, нервную систему субъектов;
  • психофизиологическая означает темпераменты индивидов, потребности личностные и семьи в целом;
  • психологическая, проявляющаяся во взаимодействии мотивов поведения и характеров;
  • социально-психологический феномен – ориентация на определенные ценности, согласование интересов, распределение ролей.

Основное внимание уделяется психологической совместимости

Важно умение людей идти на контакт и терпимо относиться к индивидуальным особенностям и потребностям участников общения

1.doc

    3            

Тема 2.4. Перцептивная сторона общения.Вопросы: Общение как перцептивный процесс, его сущность и механизмы. перцептивной стороной общенияСоциальными психологами^ Механизмы межличностного восприятия.«идентификация»ЭмпатиюАттракция СтереотипизацияРефлексия^ Эффекты восприятия людьми друг друга.Эффект Барнума^ Эффект бумеранга^ Эффект первого впечатления^ Эффект края^ Эффект ореола^ Эффект первичности^ Эффект новизныЭффект стереотипизации^ Основные категории: Контрольные вопросы:Литература:

  1. Бехтерев В.М. Избранные труды по социальной психологии. М., 1997.
  2. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.
  3. Психология влияния: Хрестоматия. СПб., 2000.

Дополнительная:

  1. Джеремивская М.А. Категориальные структуры межличностного восприятия. М., 1996.
  2. Жуков Ю.М. Точность и дифференцированность межличностного восприятия. М., 1992.
  3. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001.
  4. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1999.
  5. Лозовский Б.Н. Искусство взаимопонимания. Свердловск, 1990.
  6. Психология воздействия. Проблемы теории и практики. М., 1989.
  7. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань. 1991.

Тема 2.5. Интерактивная сторона общения.Вопросы: Роль взаимодействия в системе общения. ^ Основные механизмы, стили и методы взаимодействия.^ Схема Бейлса.

Область позитивных эмоций 1) солидарность
2) снятие напряжения
3) согласие
Область решения проблем 4) предложение, указание
5) мнение
6) ориентация других
Область постановки проблем 7) просьба об информации
8) просьба высказать мнение
9) просьба об указании
Область негативных эмоций 10) несогласие
11) создание напряженности
12) демонстрация антагонизма

^ Подход к взаимодействию в концепции «символического интеракционизма». ^ Взаимодействие как организация совместной деятельности.^ Трансактный анализ

Инстанция Я Типичные способы поведения, высказывания
Родитель Заботливый родитель Утешает, исправляет, помогает «Это мы сделаем» «Не бойся» «Мы все тебе поможем»
Критический родитель Грозит, критикует, приказывает «Опять ты опаздал на работу?» «У каждого на столе должен быть график!»
Взрослый Собирает и дает информацию, оценивет вероятность, принимает решения «Который час?» «У кого же может быть это письмо?» «Эту проблему мы решим в группе»
Ребенок Спонтанный ребенок Естественное, имульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение «Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе» «Вы это сделали просто замечательно!»
Приспосабливающийся ребенок Беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое поведение «Я бы с радостью, но у нас будут неприятности»
Бунтующий ребенок Протестующее, бросающее вызов поведение «Я это делать не буду!» «Вы этого сделать не сможете»

^ Основные категории: Контрольные вопросы:

  1. Назовите основные теории межличностного взаимодействия.
  2. В чем заключается методика наблюдения за процессом взаимодействия Бейлса?
  3. Каковы особенности определения сущности взаимодействия в отечественной социальной психологии?
  4. В чем сходство и различие понятий взаимодействие и общение?
  5. Какие основные ситуации взаимодействия вам известны?
  6. Охарактеризуйте основные стратегии взаимодействия.
  7. Назовите основные механизмы взаимодействия.
  8. Охарактеризуйте основные направления оптимизации взаимодействия в общении.

Литература:

  1. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.
  2. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1999.

Дополнительная:

  1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998.
  3. Ковалев Г.А. Психологическое воздействие. М., 1989.
  4. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990.
  5. Психологические условия социального взаимодействия. Таллинн, 1983.

    3            

Поиск по сайту:  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector