Средства общения человека в психологии

Интерактивная и перцептивная сторона общения

Вступая в процесс коммуникации, важно понимать, какую позицию занимают присутствующие относительно друг друга. Психолог Э

Берн говорил, что вступая в контакт, человек находится в одном из базовых состояний: ребенок, родитель или взрослый. Состояние «ребенка» определяется такими качествами, как повышенная эмоциональность, игривость, подвижность, то есть проявляется весь спектр установок, выработанных с детства

«Взрослый» уделяет внимание настоящей действительности, поэтому он внимательно слушает партнера. «Родители» обычно критичные, снисходительные и надменные, это особое состояние ЭГО, с которым ничего не поделаешь

Поэтому выбор способа общения и его успех зависят от того, кто принимает участие в разговоре и насколько их ЭГО соответствует друг другу.

Перцептивная сторона вопроса заставляет задуматься о процессе восприятия друг друга и установлении взаимопонимания. Не зря в народе говорят, что «по одежке встречают». Исследования показали, что люди склонны считать привлекательного человека более умным, интересным и находчивым, а неопрятного индивида обычно недооценивают. Такая ошибка в восприятии собеседника называется фактором привлекательности. В зависимости от того, кого коммуникатор считает привлекательным, формируется его стиль общения.

Психологические исследования показали, что не только внешний вид, но и жесты и мимика несут информацию об эмоциональном состоянии человека и его отношении к происходящему. Чтобы понимать своего оппонента в общении, нужны не только знания и опыт ведения разговора, но и психологическая направленность на оппонента. Проще говоря, в культуре общения должно присутствовать такое понятие, как эмпатия – способность поставить себя на место другого и посмотреть на ситуацию с его точки зрения.

Правила коммуникации

Значение общения проявляется в возможности обмениваться идеями, информацией, эмоциями и формировать представление о себе. Успеха в этой области можно достичь, если следовать общепринятым правилам коммуникации.

Во-первых, нужно обратить внимание на пунктуальность, без нее сложно построить какие-либо отношения

Очень важно всегда отвечать за свои слова, выполнять в срок обещанные задания. Ведь общение – это не только кратковременный «пинг-понг в слова», а планомерное и целенаправленное создание благоприятного образа

Согласитесь, никто не станет слушать «пустомелю», который никогда не отвечает за свои слова

Ведь общение – это не только кратковременный «пинг-понг в слова», а планомерное и целенаправленное создание благоприятного образа. Согласитесь, никто не станет слушать «пустомелю», который никогда не отвечает за свои слова.

Во-вторых, излишняя болтливость портит имидж. Человек должен различать не только плохую и хорошую информацию, но общедоступную и конфиденциальную. Нужно обладать минимальным тактом, чтобы понять, какие сообщения можно бесконечно передавать из уст в уста, а какие лучше намертво похоронить на задворках памяти.

В-третьих, нужно быть доброжелательным. Вежливость, хорошие манеры и положительный настрой никто не отменял в XXI веке. Эти качества располагают собеседников к человеку, и общение становится более открытым. Если коммуникатор будет проявлять излишнюю эмоциональность или скрытность, он только оттолкнет от себя собеседников. Психологи уже давно заметили, что если люди наблюдают за спором, то они наверняка примут сторону того, кто держится более спокойно. Не зря говорят, что в спокойствии сила. Вывод только один: если доброжелательно подавать информацию и вежливо отвечать на вопросы, то не придется прилагать дополнительных усилий, чтобы убедить окружающих в своей правоте, а ведь в этом зачастую и состоит основная цель общения.

Структура общения

В качестве структуры общения используется речевая (вербальная, словесная) и неречевая (невербальная) форматы. Если на уровне слов люди используют конкретные значения своей языковой культуры, то на уровне невербального общения используются жесты, мимика, позы и жестикуляция.

В цивилизованном мире для достижения общих целей нужно взаимодействие между людьми. Это достигается путем общения, которое помогает каждому отдельному индивиду понимать окружающих, вступать с ними во взаимоотношения, выражать собственные идеи и мысли. Общение наступает тогда, когда у людей возникают потребности, которые они не могут достичь без посторонней помощи.

Коммуникацию делят на 3 уровня:

  1. Внутриличностный – это общение индивида с самим собой. Возникает при построении планов, решении задач, планировании и пр.
  2. Межличностный – это общение между двумя индивидами ради построения определенных взаимоотношений.
  3. Общественный – это общение человека с большой группой лиц.

Выделяют 3 аспекта коммуникации между собеседниками:

  1. Коммуникативный – каким образом собеседники обмениваются информацией?
  2. Интерактивный – как партнеры взаимодействуют при выполнении одной задачи?
  3. Перцептивный – каким собеседник представляется с учетом его физиологических особенностей и психологического поведения?

Примечания

  1. Леонтьев А. А. Деятельность общения как объект научного исследования // Психология общения. — М.: Смысл, 1999. — 365 с. — ISBN 5-89357-054-5.
  2. Филогенез // Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского; Ред.-сост. Л. А. Карпенко. — 2-е изд., расшир., испр. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 505 с. — ISBN 5-222-00239-X.
  3. Ахутина Т. В. Вступительная статья // Томаселло М. (англ.)русск. Истоки человеческого общения / Пер. с англ. М. В. Фаликман, Е. В. Печенковой, М. В. Синицыной, Анны А. Кибрик, А. И. Карпухиной. — М.: Языки славянских культур, 2011. — С. 20.
  4. // Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:
    В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 688 с. — ISBN 5-691-00552-9. ISBN 5-691-00553-7.
  5. // Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Мн.: Харвест, 1998. — ISBN 985-433-167-9. ( (недоступная ссылка). Дата обращения 12 марта 2012. )
  6. Николаева Т. М. Паралингвистика // Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с. — ISBN 5-85270-031-2.
  7. Паралингвистика / Леонтьев А. А. // Отоми — Пластырь. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — ( :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 19).
  8. Речь / Леонтьев А. А. // Ремень — Сафи. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — ( :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 22).
  9. Горянина В. А. Психология общения. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 416 с.
  10. Мимика // Мёзия — Моршанск. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — ( :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 16).
  11. // Фабри К. Э. Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Психология», «Биология», «Зоология» и «Физиология». — 3-е изд. — М.: Российское психологическое общество, 1999. — 464 с. — ISBN 5-89573-051-5.
  12. Roy M. Berko, et al. Communicating. — 11th ed. — Boston: Pearson Education, Inc., 2010. — P. 9-12.
  13. Філоненко М. М. Психологія спілкування. Підручник. — К.: Центр учбової літератури, 2008. — 224 с.

  14. , Глава 1. Теория межличностного общения как междисциплинарное знание.
  15. , Глава 2. Потребность в общении и методы её изучения.

  16. , глава 2, с. 45.

Соблюдая простые правила

Как правило, беседы с родными, близкими и друзьями не вызывает у нас затруднений. Мы испытываем наиболее сильную тягу к разговорам с такими людьми, тем более, что мы прекрасно знаем об их реакции на те или иные высказывания, реплики, новости. С незнакомыми людьми желание пообщаться не столь высоко, но нередко оно является вынужденным, необходимым. Говорить с незнакомцами нужно только в положительном ключе, проявляя лишь положительные свойства и черты характера, будучи доброжелательными. Делать это лучше с улыбкой на лице, соблюдая существующие правила общения

Еще более важно, чтобы фразы, сказанные вами, были к месту

Напоследок предлагаем вашему вниманию несколько эффективных рекомендаций для грамотного построения межличностных отношений и взаимодействия с окружающими:

  • будьте чувственны и внимательны к внутреннему миру собеседника;
  • помните, уважения достоин каждый;
  • проявляйте интерес к собеседнику, находите в нем положительные качества;
  • не обращайте внимания на мелкие недостатки, они есть в каждом; идеальных людей не существует;
  • развивайте собственное чувства юмора и самоиронии.

Отличия на физиологическом уровне

В ходе биологической эволюции, развития с древних времён, природой заложены различия строения и восприятия на физиологическом уровне. Для установления взаимопонимания мужчины и женщины необходимо понимать особенности, заложенные природой, обратимся к исследованиям науки и психологии. В результате наблюдений, экспериментов учёные заметили следующие факты:

Структура головного мозга мужчины и женщины отличается. У женщин мозг немного меньше, при этом умственные способности на 3% выше, согласно тестированиям. В период сна мозг мужчины отключается на 70%, женщины — на 10%, она постоянно прислушивается к внешнему миру.
У женщин особо развита часть мозга, отвечающая за речь. Им легче вести публичные выступления, быть юристами, адвокатами, у мужчин — ориентация в пространстве, навигация, могут быть капитанами, военнокомандующими.
Строение глаз женины предполагает перефирийное зрение, лучше видит по сторонам , могут охватить взглядом радиус 180 градусов. У мужчин идёт концентрация на определённой цели, боковое зрение менее развито, поэтому поворачивают голову для обзора. Однако мужчины, благодаря своим особенностям, могут хорошо водить машины ночью, женщины — днём.
У женщин сильно развита интуиция, они чувствуют детей на инстинктивном уровне, понимают их. Отцам сложно общаться с маленькими детьми, предпочитают проручать их маме. Женщины могут хорошо делать прогнозы о людях, отношениях, что связано с особой чувствительностью. Мужчины полагаются на логику, женщины — на интуицию.
Слух женщины более чувствительный, что связано с необходимостью отслеживать безопасность, заботиться о детях. Они отлично слышат высокие частоты, могут заниматься своими вопросами, не обращая внимания на шум. Мужчина концентрируется на одном источнике звука. При этом их особенность — хорошая ориентация в пространстве, исторически — добытчики, находили путь.

Мужчины обычно лучше воспринимают зрительную информацию, женщины — на слух. У женщин развита наблюдательность, мужчины редко видят детали, могут не заметить новую причёску, видят общую картину — красивая девушка.

У женщин большая потребность в тактильном контакте — объятия, поглаживания

Они чувствуют так поддержку, внимание. Детям также нужны прикосновения, ласка, они лучше растут и развиваются.
У мужчин меньше развито чувство сопереживания чужой боли, неприятностей

Женщины более остро ощущают запахи и вкус, что вызвано заботой о доме, частыми приготовлениями на кухне. Причём женщины лучше чувствуют сладкое, мужчины — острое, солёное.
Магия женщины — в особо развитом чувственном аппарате, что помогает чувствовать интуицию, ориентироваться в домашнем пространстве, всё находить и предсказывать.
Чувствительность мужчин ниже, они воспринимают чёткую информацию, тяжело понимают намёки, мимику.
Женщины отлично себя реализуют в сферах, где не нужно абстрактное мышление: искусство, работа с людьми, литература; мужчины — в других сферах: научная деятельность, лётное дело, автомеханика, логистика, статистика, инженерия, спорт (баскетбол, футбол).

Психология общения мужчины и женщины учитывает различия на физиологическом уровне. Причём особенности организма неразрывно связаны с психическими реакциями, восприятием мира

В следующем разделе обратим внимание на особенности поведения, психологические особенности

«Гроссмейстер общения»

Автор книги Сергей Дерябо рассказывает о сложных моментах, часто возникающих в нашей жизни. Когда вы мечтали стать принцессой, но мечты не сбылись, а время неумолимо продолжает идти вперед, волоча вас за собой по шпалам безразличия… Вы подстраиваетесь под нелицеприятное и скучное клише «Я взрослый» и окружаете себя соответствующим антуражем…. А иногда так хочется маленьких радостей и внимания окружающих.

Автор пытается решить эти проблемы, причем делает это в весьма оригинальной форме. Книга наполнена яркими и где-то даже детскими иллюстрациями, которые будут понятны каждому. Они описывают и учат вас искусству общения с любым собеседником

Прочитав данный труд, вы будете знать, о чем думает ваш партнер, как привлечь его внимание, придать вашим словам значимость и как, вообще, правильно разговаривать с людьми

Повествование можно назвать как минимум доброжелательным. Сергей Дерябо, в отличие от Брайана Трейси и Рона Ардена, не призывает использовать окружающих и надевать многочисленные маски, меняя свое обличье словно хамелеон. Авто раз за разом убеждает читателя, что все перечисленные в книге приемы будут работать только в тандеме с благими целями: если человек искренне хочет наладить качественные отношения с собеседником.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector