Перцептивная сторона общения в психологии: что такое, основные механизмы
Содержание:
История
Понятие возникло после того, как в 1918 году вышло исследование У. Томаса и Ф. Знанецки. Ученые анализировали письма людей, эмигрировавших из Польши в США. Выяснилось, что когда эмигранты ехали в чужое государство, определив для себя, что это временная необходимость для получения заработка, то период их адаптации проходил медленно и, можно сказать, даже болезненно. Им тяжело давалось изучение языка и культуры и они долго не могли ужиться на новом месте.
Но были и те, кто переезжал с мыслью остаться в стране навсегда и начать жизнь заново. И такие личности адаптировались к непривычным условиям гораздо быстрее и продуктивнее.
В результате этих наблюдений исследователи сделали вывод, что каждый индивид осознанно или подсознательно формирует внутреннее отношение к собственному нахождению в США. И именно от него зависит существование и мотивация. Такой феномен получил название «аттитюд».
Но это стало только началом изучения данного вопроса. В 1929 Льюисом Терстоуном были созданы первые способы измерить установки. Он стал утверждать о наличии в ее структуре эмоционального фактора.
Были и противоположные мнения. Например, ученый В. Парк считал, что состояние не подвергается непосредственному наблюдению. Оно имеет латентный характер и складывается посредством получения жизненного опыта.
Помимо этого, было еще множество теорий. Но работа У. Томаса и Ф. Знанецки дала толчок их возникновению и развитию и сделало феномен центральным в психологии.
Представления о развитии общения
Филогенетическое развитие общения
Филогенез — историческое формирование группы организмов, в данном случае — развитие человеческого общества.
Согласно американскому психологу и специалисту по изучению коммуникации и кооперации М. Томаселло (англ.)русск., и его кооперативной модели человеческого общения, первыми человеческими формами общения были указательные и изобразительные (иконические) жесты.
Онтогенетическое развитие общения
Онтогенез — индивидуальное развитие организма, в данном случае — развитие человеческого индивидуума.
Эмоциональное общение ребёнка с людьми начинается с третьего месяца жизни (комплекс оживления), освоение вербального языка общения происходит в возрасте около года.
До трёх месяцев основными средствами общения являются примитивная мимика и элементарная жестикуляция, общение является средством достижения удовлетворения физиологических потребностей. В период от 8—10 месяцев до полутора лет проходит этап вербально-невербального общения, направленного на удовлетворение познавательных потребностей. В период от полутора до трёх лет появляются деловое и игровое общение; с трёх до 6—7 лет развиваются навыки сюжетно-ролевого общения.
Уровни
- простейшая форма – регулирует поведение в быту;
- социальная;
- базовая общественная – отношение личности к ее областям жизни (профессия и работа, интересы, семья);
- инструментальная — принятие и приобщение к комплексу норм, сложившемуся в социуме.
Аттитюд контролирует деятельность на 3 иерархических этапах:
Смысловой – носит общий характер и обусловливает позицию людей к предметам и событиям, имеющим важное для них значение.
Целевой. Определяет относительно устойчивое протекание функционирования и имеет связь с желанием довести выполнение задачи до логического завершения.
Операциональный
Восприятие конкретного явления происходит посредством предыдущего опыта, а также с помощью прогноза возможностей продуктивных поступков и принятия решений при определенных обстоятельствах.
Способность к изменению
Однозначно сказать об этом невозможно, так как до сих пор точно неясно, как они формируются. Конечно, существует множество теорий, и основные из них я описала выше, но к общему выводу ученые так и не пришли.
Если опираться на убеждение, что получить возможно любые навыки, то, пожалуй, можно сказать, что и аттитюды изменчивы. Но чтобы это сделать, необходимо сфокусироваться на уровне более глубоком – ценностей, религиозных и нравственных принципов.
Яркий пример психологической установки: один человек при виде праздничного торта вспоминает о неудачном торжестве, а другой, наоборот, испытывает положительные эмоции, воскрешая в памяти приятный вечер в кругу родных и близких. Но со временем такое восприятие может измениться, и на это окажет огромное влияние будущий опыт.
Помимо этого, личность, пускай даже неосознанно, подражает действиям других. Именно поэтому аттитюды возникают и исчезают регулярно. Но для того чтобы их изменить, понадобится абсолютная осознанность и саморефлексия. Это поможет сменить разрушительные убеждения на более эффективные и разрешить многие внутренние конфликты.
Понятие и функции общения
Понятие речевого общения сегодня рассматривается в качестве некого определенного аспекта жизнедеятельности. Общение играет роль одного из стержневых условий, при котором происходит проявление и раскрытие наилучших черт личности, образование и развитие ее сознания, формирование самосознания. Рефлексируя, поддавая анализу отношение окружающего социума к собственной особе, общаясь с окружающими, индивид выявляет потребность в самосовершенствовании, которую осуществляет в ходе самовоспитания.
Выделяют стержневые функции коммуникаций: эмотивную, функцию понимания, координационную, побудительную, функцию установления взаимоотношений и оказания влияния.
Эмотивная функция прослеживается в возбуждении в собеседнике необходимых эмоциональных настроений, а также трансформации собственных переживаний с его помощью.
Информационная – охватывает обмен данными, мировоззрениями, позициями, планами, решениями и др.
Контактная – проявляется в становлении контактов в качестве обоюдной готовности к приобретению и трансляции сведений, поддержании взаимодействия в виде устойчивого обоюдного ориентирования.
Функция понимания охватывает адекватное восприятие, осознание сути сообщения и обоюдное понимание замыслов, целей, намерений, переживаний, установок.
Координационная функция демонстрируется в обоюдно направленном ориентировании, координированности и гармоничности действий, поступков в процессе совместного взаимодействия.
Побудительная – выражается в стимуляции активности собеседника с целью придания ему направления на исполнение определенных действий.
Функция установления отношений выражается в постижении и фиксации собственной персональной позиции в системах ролевых, деловых, статусных и прочих взаимосвязей социальных групп, в которых взаимодействует субъект.
Функция оказания влияния проявляется в трансформации настроя, поведения, состояний, личностных и смысловых образований собеседника.
Интроекция
Мы готовы впускать всех в свои границы. Это механизм, посредством которого мы принимаем в себя нормы, установки, способы действия и мышления, которые в действительности не являются нашими собственными. При интроекции мы сдвигаем границу между собой и остальным миром так далеко внутрь себя, что от нас почти ничего не остается. При использовании этого механизма мы часто говорим «Я должен» и «Мне следует» в ситуациях, когда человек лишен возможности или желания анализировать, сравнивать, опровергать, сомневаться, доказывать, а предпочитает принимать на веру мнения и высказывания других людей.
Усвоенные таким образом убеждения не осмысливаются человеком, они воспринимаются как самоочевидные вещи, не требующие рационального обоснования. А часто им даже и не получается таковое найти.
Адекватной ситуацией для этого механизма будет ситуация обучения. Когда вы овладеваете новыми знаниями, умениями, навыками, особенно в тех областях, где у вас нет никакого опыта, этот механизм будет вам только в помощь.
Интроективные люди чаще всего имеют различные нарушения пищеварительной системы, язвенную болезнь, запоры. То есть все, что связано с перевариванием проглоченных установок.
Стили и классификация
Исходя из некоторых особенностей, общение в жизни человека можно разделить на прямое (непосредственное) и косвенное (опосредствованное). В первом случае общение собеседников происходит напрямую, они общаются друг с другом, применяя соответствующую мимику, жесты, интонацию и тон.
Во втором случае информация между собеседниками передается не напрямую, а опосредовано (письма, документация, СМИ и т. д.). Стоит отметить, что прямое общение обладает лучшей результативностью и воздействием на собеседника, чем косвенное. Однако, первый вид в большей степени может быть подвергнут эмоциям, так как такое общение в жизни каждого человека происходит в реальном времени, а второй – здравому рассудку, так как есть время для того, чтобы осмыслить ситуацию, проанализировать ее.
Существуют также формальный и неформальный типы общения, из которых следует, что отношения между людьми бывают деловыми и личными. Следовательно, и правила общения для каждого из двух типов будут отличаться. В первом случае выражается симпатия или антипатия в отношении друг друга, уважение или его отсутствие, доверие или недоверие. А вот деловое общение – это отношения, которые складываются между людьми, состоящими в тех или иных социальных группах, организациях. В его основе лежат права и обязанности, действующие в той или иной группе (организации). Следовательно, роль общения в профессиональной деятельности человека и роль такового в повседневной, бытовой жизни существенно отличается. Если в первом случае человек ограничен определенными рамками и правилами, продиктованными организацией (компанией), то во втором он ограничен лишь своим собственным мнением, желаниями и особенностями характера. Общей здесь может быть разве что роль воспитания, но не роль общения в целом.