Основные моменты кризиса в психологии подростка 12-13 лет

Развод приводит к падению авторитета родителей

Подростковый кризис — это как раз кризис осознания себя отдельным, самостоятельным, взрослым человеком. Там, где старшее поколение этой проблемы не понимает, и не осознает,  что подросток их вовсе не такой, каким были его сверстники из многопоколенческой патриархальной семьи больше ста лет назад, кризис проходит в очень жесткой форме.

Понятно, что на то, как проходит кризис, влияет и психологическое благополучие в семье, отношения между родителями. Если мы имеем дело с разводом, с ситуацией, когда взрослые между собой не ладят, то ситуация усугубляется.  Вообще любой развод, а тем более тот, который проходит в жестких формах, приводит к серьезному падению авторитета родителей,  и, соответственно, все усугубляет.

Если авторитет родителей стоит высоко, если родители спокойно относятся к взрослеющим детям, к их возрастающей самостоятельности, к праву что-то для себя выбирать, тогда все происходит гораздо мягче.

10-14 лет

Пик — 10 лет (оловянная свадьба).

Краткая характеристика

Данный кризис семейных отношений психологи называют вторым по сложности после трёхлетнего. Здесь накладываются друг на друга сразу несколько проблемных ситуаций.

Во-первых, оба супруга переживают кризис среднего возраста. Он характеризуется депрессивным состоянием, связанным с тем, что мечты юности не достигнуты, возможности добиться чего-то упущены, а старость уже на пороге. Переоценка собственного опыта может закончиться не только антидепрессантами и сменой работы, но и разводом. Ведь первым, кто помешал в достижении поставленных целей, оказывается вторая половинка, которая всё это время тянула вниз.

Во-вторых, у ребёнка начинается подростковый период (12-13 лет), в большинстве случаев он выходит из-под контроля взрослых и становится трудно управляемым. На фоне конфликтов с ним родители вступают в противоборство между собой. Всё чаще слышатся фразы: «Это ты его так воспитала», «Нет, он такой, потому что ты его не воспитывал» и т. д.

Причины:

  • затяжная депрессия, опустошённость, эмоциональное выгорание;
  • потеря интереса к семье, работе, увлечениям;
  • смена окружения, новые связи;
  • смена работы;
  • начало старения (лишний вес, появление морщин, седина);
  • сравнение с другими, более успешными людьми этого возраста.

Всё это усугубляется подростковым возрастом ребёнка, который требует усиленного внимания к себе и не получает его, потому что родители переживают свои проблемы. В семье складывается обстановка, когда каждый сидит в своей комнате при запертых дверях и занимается своими делами. Никаких совместных ужинов и походов в кино, никаких разговоров. В конце концов один из супругов не выдерживает и подаёт на развод.

Как преодолеть

  1. Не зацикливаться на своём внутреннем состоянии. Постараться помочь второй половинке.
  2. Больше внимания уделять подростку, разговаривать с ним, принимать участие в его жизни, поддерживать здоровые увлечения и интересы (обоим родителям).
  3. Расширить круг общих знакомств.
  4. Не увлекаться соцсетями и компьютерными играми.
  5. Не замалчивать проблемы, решать их по мере поступления.
  6. Записаться на приём к семейному психологу.
  7. Завести ещё одного ребёнка.

Причины кризиса юности

Главная причина кризиса юношеского возраста – потребность и необходимость в самоопределении. Юношам и девушкам постоянно приходится сталкиваться с выбором: с кем общаться, чем заниматься, какую выбрать профессию, куда пойти учиться. Такая ситуация – стрессовая для ребенка, поэтому в этот период он находится в напряжении. Наиболее часто старшеклассники и выпускники школы встречаются с проблемами:

ЕГЭ

Выпускные экзамены доставляют школьникам немало хлопот, связанных с выбором предметов и подготовкой к аттестации. Наиболее неприятный момент – неизвестность до самого начала экзамена. Человек готовится по пробным вариантам, но никогда не знает, какой попадется ему в экзаменационной аудитории. Кроме того, на проверку работы требуется 7-14 дней, и все это время выпускнику приходится переживать за свои результаты.

Ситуация выбора

Старший подросток выбирает дальнейший путь после школы, от этого выбора, на его взгляд, зависит вся оставшаяся жизнь. Поэтому его нервная система перевозбуждается при размышлениях о том, куда пойти учиться, кем стать, уезжать ли из родного города или оставаться, какую выбрать форму обучения, совмещать ли учебу с работой или сделать акцент на чем-то одном.

Ожидания ближайшего окружения

Практически от любого ребенка, даже почти взрослого, родители, близкие и друзья чего-то ожидают. Например, что он будет хорошо учиться, сможет успешно сдать экзамены, поступит в престижный вуз. Также общество предъявляет свои требования, которым не так-то легко соответствовать. Выпускника постоянно спрашивают о том, чем он будет заниматься, готов ли к экзаменам, куда собирается поступать, кем хочет работать. Большинство девушек и юношей в кризисе 17 лет еще сами находятся в состоянии неопределенности, поэтому подобные вопросы вызывают у них некоторое напряжение и раздражение.

Изменение привычной жизни

Поступая в учебное заведение после школы или устраиваясь на работу, юноша сталкивается с совершенно новыми для него условиями. Приходится брать на себя больше ответственности, вливаться в новый коллектив, принимать собственные решения, возможно, учиться жить отдельно от родителей, решать свои финансовые вопросы и жилищные проблемы. Период адаптации также оказывается весьма стрессовым.

Все эти ситуации обостряют проявления юношеского кризиса.

Последствия

Высокая тревожность и влияние частых стрессовых ситуаций на неокрепшую подростковую психику нередко заканчиваются печальными последствиями для здоровья. На фоне постоянных переживаний, когда ребёнок не чувствует поддержки со стороны, могут наблюдаться:

  • психосоматические расстройства: повышенная или, наоборот, слишком низкая температура тела, астения, головные боли, нарушения в работе желудка, кожные высыпания;
  • неврозы, психозы, обсессивно-компульсивное расстройство;
  • нарушения сна, вплоть до сонного апноэ;
  • панические атаки, фобии;
  • склонность к истерии;
  • социальная дезадаптация;
  • обострение хронических заболеваний (гастрита, нейродермита, аллергии);
  • алкоголизм и наркомания, игровая зависимость;
  • суицид.

Возрастной кризис 17 лет осложняется часто ещё и тем, что на фоне экзаменов и поступления детей стресс испытывают сами родители. В таком состоянии им зачастую самим требуется помощь со стороны. Так что семейными консультациями у психолога пренебрегать в таких ситуациях не стоит.

Кризис раннего детства 3 года

3 года – это время бунтарства, и попыток обрести полную самостоятельность. На протяжении этого периода у родителей зачастую возникают большие сложности. Кризис раннего детства может включать в себя:

  • Негативное отношение к указаниям взрослых, выражение собственного мнения и желаний;
  • Стремление все делать самостоятельно, даже если это ему непосильно, и проявление агрессии при неудачных попытках;
  • Бунт против устоявшегося семейного режима, выражающийся в нежелании ложиться спать, употреблять пищу, когда родители это делают, гулять и так далее;
  • Попытки настоять на своем и получить желаемое, ребенок изо всех сил и всеми методами станет доказывать свою правоту и наставить на немедленном выполнении его прихотей;
  • Отказ от авторитетности матери и отца, критика их действий и просьб;
  • Частые истерики, приступы ревности.

В случае подобных признаком следует набраться терпения и применить всю хитрость, чтобы поберечь свои нервы и справиться с неугомонным чадом. Попытайтесь наоборот запретить ему спать днем и его бунтарский дух вынудит сделать обратное.

Особенности

Впервые подробная характеристика кризиса 17 лет была дана знаменитым советским психологом Л. С. Выготским. Именно он выделил ведущий вид деятельности, психические новообразования, типичные социальные ситуации, присущие для данного возрастного периода, и дал основные рекомендации по коррекции поведения и личностного развития подростков.

Психические новообразования кризиса:

  • ценностно-смысловая саморегуляция поведения;
  • формирование внутренней позиции, отличной от остальных, осознание своей индивидуальности;
  • выстраивание чёткой иерархии ценностей, устойчивых взглядов на мир — складывается мировоззрение;
  • выработка защитных механизмов от постороннего вторжения;
  • самоопределение — личностное и профессиональное;
  • развитие логического интеллекта и гипотетико-дедуктивного мышления;
  • активное применение рациональных приёмов произвольного запоминания информации;
  • приобретение метакогнитивных умений;
  • совершенствование владения операциями анализа и синтеза, аргументирования и доказательства, обобщения и абстрагирования.

Ведущая деятельность — балансировка между социализацией (стремлением к общению) и изоляцией (желанием одиночества, недоверчивостью к окружающим).

Основные проявления — страхи и юношеский максимализм.

Периодизация:

  • ранний кризис (15-17 лет) — связан с первыми экзаменами и проявляется у тех, кто уходит из школы после 9 класса;
  • нормальный (17 лет) — классический пример возрастного кризиса 17 лет;
  • поздний (17-18 лет) — наблюдается у тех, кто остаётся жить с родителями и так и не определяется с выбором профессии.

Главная проблема — чрезмерная поглощённость собой и игнорирование межличностных отношений. Данный дисбаланс становится психологической основой для ощущения одиночества и социальной изоляции.

Риски кризиса юношеского возраста

Кризис юношеского возраста в психологии – это нормальный период развития человека, но от того, как юноша или девушка из него выйдет, зависит их дальнейшая жизнь. Иногда кризис оказывается весьма рискованным явлением, причиной чего часто является отсутствие понимающих и здравомыслящих людей рядом, способных адекватно воспринимать происходящее с ребенком и помочь ему с этим справиться.

Одним из неприятных последствий кризиса юношеского возраста может быть неправильное профессиональнее самоопределение. Причины бывают разные: ошибка с выбором, настаивание со стороны родителей; поступление не куда хотелось, а куда взяли или куда пришел без реальной мотивации; поступление «за компанию». Независимо от причин, через 1-3 года обучения человек осознает, что он пошел не по той дороге, по которой ему хотелось. При этом есть два пути: бросить и начать все сначала, или продолжать учиться по специальности, которая не приносит морального удовлетворения. В первом случае зря теряется время и ресурсы на ненужное, как оказалось, обучение, во втором – человек всю жизнь ощущает себя не на своем месте и испытывает постоянный дискомфорт в профессиональной сфере.

При проблемах с самооценкой и налаживанием контактов есть риск возникновения трудностей в адаптации к новым условиям: коллективу, преподавателям, формам аттестации и проверки знаний.

Что делать взрослым

Общие рекомендации

Выготский считал, что во время кризиса 17 лет родители могут работать лишь в двух направлениях:

  • помочь подростку побороть страхи;
  • проявлять терпимость к юношескому максимализму, не вступая в конфликт и не обвиняя в категоричности и эгоизме.

Современные психологи расширили рекомендации известного советского психолога и дали более подробные советы родителям 17-летних юношей и девушек для преодоления возрастного кризиса:

  1. Не оставлять без внимания подростковые страхи. Разговаривать по душам и развеивать их.
  2. Адекватно реагировать на проявления юношеского максимализма: быть терпеливыми к слишком критическим суждениям, стараться сгладить их.
  3. Самим не допускать промахов и ошибок (глупо запрещать 17-летнему сыну пить пиво в компаниях, если дома родители регулярно собирают своих друзей за отнюдь не трезвым застольем).
  4. Принять факт взросления, не держать детей возле себя, отпустить в самостоятельную жизнь.
  5. Уважать их собственное мнение, приветствовать самостоятельность.
  6. Помочь в профориентации.
  7. Создать комфортную обстановку дома.
  8. При любой возможности проводить больше времени вместе: путешествовать, гулять, ходить в гости, участвовать в мероприятиях.

Чтобы облегчить протекание кризиса, родителям крайне важно по максимуму отыграть свою роль в выборе дальнейшей судьбы для подростка. Во-первых, нужно создать все условия для качественной подготовки к экзаменам

Если нужно — нанять репетиторов, чтобы подросток чувствовал себя уверенным. Во-вторых, помочь с профориентаций, дать советы, заранее объездить учебные заведения, в которые планируется поступление.

Отдельные советы…

…для родителей юношей:

формировать уверенность в себе;
уделять достаточное внимание физическому развитию;
бороться с вялостью и инертностью — для юноши эти черты в будущем обернутся проблемами с трудоустройством и финансовой состоятельностью;
следить за тем, чтобы сын не приобщился к вредным привычкам и не стал зависимым от игр (компьютерных и азартных);
учить обращаться с деньгами;
не сюсюкаться и не слишком нежничать (особенно касается мам, которые продолжают относиться к сыновьям как к маленьким детям);
отцы должны проводить с сыновьями больше времени, воспитывая в них твёрдость характера.

…для родителей девушек:

  • обучать ведению домашнего хозяйства, готовить к роли матери и жены;
  • закрепить основы ухода за собой, правила соблюдения гигиены;
  • мать должна установить с дочерью доверительные отношения, чтобы та могла рассказать ей о своих проблемах;
  • отцу нужно проявлять максимум уважения и нежности к дочери, воспитывая в ней женственность, быть в меру строгим;
  • формировать чувство собственного достоинства, чтобы девушка не была легкомысленной и не стала игрушкой в чужих руках;
  • предоставлять определённый уровень свободы, но при этом контролировать поведение и круг общения.

Мама 17-летней девушки должна обратить особое внимание на её половое воспитание. Не нужно думать, что этим занимаются учителя в школах

Это — прямая обязанность родителей. Ранняя половая жизнь, беременность или аборт в таком возрасте будут иметь самые негативные последствия и для психики, и для физического здоровья.

Изменения в организме ребёнка

  1. Интенсивно развивается физическое и физиологическое развитие: увеличивается рост и вес (скачок роста у мальчиков варьируется от 13 до 15 лет, иногда до 17; у девочек – начинается и заканчивается на 2 года раньше).
  2. Происходит половое созревание (активизируется выработка половых гормонов).
  3. Появляются вторичные половые признаки. У мальчиков снижается тембр голоса, у одних это происходит быстро, у других – медленно.
  4. В функционировании сердца, лёгких и кровоснабжения головного мозга возникают трудности в связи с быстрым развитием организма. Это вызывает быструю смену физического состояния (от бодрости – к полной  усталости).
  5. Настроение изменчиво: бодрость и радость могут мгновенно смениться на полную пассивность и печаль. Эмоциональный фон неровен и нестабилен.
  6. Организм находится в постоянном стрессе из-за активной выработки гормонов, поэтому ребёнку сложно постоянно подстраиваться под физиологические и физические изменения.
  7. Благодаря быстрому развитию и росту у подростка появляется повышенный интерес к своей внешности, формируется образ физического «Я». Нередко, недовольство собственной внешностью приводит к замкнутости, развитию чувства неполноценности и даже неврозу.

Подростковые реакции

  • Дети в этот период обладают гипертрофированной потребностью в самостоятельности и общении со сверстниками, они хотят эмансипироваться от взрослых, уйти от полного их контроля.
  • Увлечения разнообразны и, зачастую, сменяющие друг друга, как правило, они связаны с неучебной деятельностью. Вмешательство, навязывание другого или давление со стороны родителей вызывает протест или бунт у ребёнка.
  • Общение со сверстниками в этот период занимает главное место в жизни подростка. Он стремится найти верного и близкого друга, который может его принять таким, каков он есть, сможет разделить его секреты и тревоги. Разлад может привести к глубокому разочарованию и даже к вражде.
  • Кроме близкого друга, подростки тянутся к другим компаниям и группам. Если компания благополучная, то это благотворно отразиться на формировании его личности. Главное – уберечь ребёнка от контакта с социально-неблагополучными группами подростков.
  • С родителями отношения детей в пубертатный период складываются сложно: возникают постоянные конфликты из-за контроля за выбором друзей, поведением, учёбой в школе. Ребёнок претендует на взрослость, самостоятельность и равные права в семье. Родители должны перестроиться и принять его взрослость.

Кризисы возраста у человека

Выделяют следующие кризисы в жизни человека по годам:

  • Первого года;
  • Трех лет;
  • 6-7 лет;
  • 13-15 лет;
  • 18 лет;
  • 30 лет;
  • 40-45 лет;
  • после 55 лет (предпенсионный).

Психолог Л. С. Выготский выделяет следующие этапы течения кризиса:

  • 1) Докризисный период.
  • 2) Собственно кризис.
  • 3) Посткризисный период.

Каждый возрастной кризис детства – это признак психологической зрелости ребенка, его переход на более высокий, качественно новый уровень развития. Временные границы относительно произвольны, но эксперты утверждают, что психика ребенка особенно уязвима в возрасте одного года, трех, шести-семи и одиннадцати лет. Эти периоды можно считать поворотными в развитии. Они могут проявляться в нестабильности психики, непоследовательности. Родители должны понимать, что такое кризис, и вести себя терпеливо по отношению к ребенку.

Последовательность появления:

  • Кризис первого года жизни. Главное, чему малыш научился к концу этого периода, – это ходьба. Теперь он воспринимает мир совершенно по-другому и чувствует свои возросшие возможности. Ребенок хочет узнать как можно больше нового, все вызывает у него искренний интерес, поэтому он лезет во все ящики и потайные уголки квартиры. Это стремление к независимости часто проявляется в полном отказе от помощи взрослых.
  • Третий год жизни. Этот возраст следует воспринимать как новый поворот в развитии маленькой личности. Как правило, трудности проявляются гораздо ярче, чем кризис в первый год жизни. Ребенок уже имеет базовые навыки и справляется со многими заданиями самостоятельно. Он понимает, что не так сильно зависит от взрослого, поэтому настойчиво отстаивает свои права.

Капризы, истерики ребенка в период возрастного кризиса

  • Кризис 6-7 лет. В этом возрасте дошкольники могут полностью игнорировать слова родителей, реагируют только на более жесткие требования. Чтобы установить хорошие отношения, взрослые должны признать: их ребенок уверен, что стал большим. В периодизации психолога Д. Б. Эльконина этот кризис рассматривается как разделение на два периода: дошкольное детство и младший школьный возраст. Л. С. Выготский обнаружил две основные характеристики этого кризиса: гримасничанье и важничанье. По его мнению, потеря детской наивности и непосредственности особенно характерна для детей в возрасте семи лет.
  • Далее идет так называемый «предпереходный кризис». Психологи говорят, что в этом возрасте (10-11 лет) могут проявляться первые признаки переходного периода. Подросток меняется не только внутренне, но и внешне, иногда его пугает происходящее. Он начинает думать и чувствовать по-другому.
  • Серьезный возрастной кризис – это пубертатный период (13-15 лет). Это связано не только с гормональными изменениями в организме, но и с постоянными попытками найти свое место в обществе. Часто подростки становятся неуправляемыми, у них нервные срывы, именно в этом возрасте может развиться наркотическая или алкогольная зависимость.

Взрослые часто не понимают подростков

  • Следующий возрастной кризис приходит на 18-ти летие. В этом возрасте молодые люди уже начинают строить серьезные планы на дальнейшую жизнь. Конечно, в своих мечтах они знамениты, у них есть виллы и дорогие автомобили. Эти мечты часто далеки от серой реальности и повседневной жизни. Некоторые решают перепрыгнуть через несколько уровней и жениться в этом возрасте, чтобы казаться себе и другим более взрослыми, настоящими главами семьи.
  • Далее идет так называемый «к​​​​​​ризис среднего возраста» (30 лет) – метания и переживания, бессмысленность и однообразие жизни, переломный этап. Проявления разнообразны: депрессия, пьянство, компьютерные игры по ночам, измена, скука, немотивированные конфликты. Кризис среднего возраста чаще встречается у мужчин, женщины только перенимают.

Кризис среднего возраста

  • Потом подкрадывается самый затяжной и самый разочаровывающий кризисный этап. Он приходит к 40-45 годам, когда человек начинает не просто понимать, но и физически чувствовать, что он смертен. Появляются морщины, лысины, периодически дает сбои здоровье, деньги больше не приносят прежнего удовлетворения, хочется найти работу для души. Всё это чревато психическими расстройствами. Тут на помощь приходят все те же незаменимые товарищи: пьянство, разврат, измена, волна разводов.
  • Предпенсионный кризис. Человек спрашивает себя о своем предназначении, анализирует жизнь, свое значение в ней. Расстроен тем, куда идет общество. Имеет опыт, хочет изменить мир к лучшему. Возникает желание учить других или стать целителем, зацикливаться на новых решениях проблем.

Причины

В основном кризис 17 лет связан с самоопределением. Юноши и девушки этого возраста постоянно попадают в ситуацию выбора: какие экзамены сдавать, куда поступать, с кем дружить, кем быть и т. д. Это накаляет обстановку и обостряет стресс.

Экзамены

Для всех учащихся 11 класса большим стрессом становятся выпускные экзамены. ЕГЭ подчас сравним с русской рулеткой. Кому-то достаётся простой вариант, кому-то — нерешаемый. Кто-то может взять себя в руки, сконцентрироваться и всё сделать, а кто-то теряется и, несмотря на то, что всё знает, набирает ничтожное количество баллов. Напряжение начинается с подготовки к экзаменам, достигает максимального пика во время сдачи и держится на нём вплоть до объявления результатов.

Ситуация выбора

Каждый подросток стоит перед определённым выбором: продолжить обучение или искать работу, куда поступать дальше, куда устроиться, учиться очно или заочно, надо ли подрабатывать, уходить от родителей или продолжать жить с ними и т. д. Практически каждый день требует принятия ответственных решений, от которых зависит судьба.

Ожидания окружающих

Учителя, родители, друзья, родственники, знакомые — все чего-то ждут от 17-летних и постоянно засыпают вопросами. «Куда поступаешь?», «Работаешь уже или нет?», «Кем хочешь стать?», «Чем увлекаешься?», «А девушка/парень есть?». Общество диктует свои нормы. И в этом возрасте невероятно трудно соответствовать его стандартам. Тем более, что мнение окружающих становится для них слишком важным.

Новая жизненная ситуация

Поступление после школы в другое учебное заведение — это смена обстановки и режима дня, включение в новые виды деятельности, знакомства с массой людей, иногда — переезд от родителей и необходимость жить самостоятельно. Адаптация тоже вызывает стресс.

Все эти жизненные ситуации становятся причиной обострения юношеского кризиса в 17 лет.

Как благополучно пережить подростковый возраст и справиться с проблемами?

Не стоит обвинять ребенка в своеобразном видении мира и другом взгляде на обыденные вещи. По мере своего взросления человек сам осознает происходящее. И помните, что любое давление на ребенка лишь отдалит его от вас и вызовет обратную реакцию, по принципу «наоборот». Не насаждайте собственное мнение. Подросток должен сам прийти к решению вопроса.

Как же благополучно пережить подростковый возраст и остаться ребенку другом? Давайте ему больше свободы и прежде всего свободу выбора. Современный молодой человек значительно отличается от прошлого поколения молодежи. Он гораздо грамотнее, смелее, умнее и мобильнее. Представляйте подростку больше альтернатив.

Современная молодежь не так плоха, как принято считать. Человек все равно придет к правильному решению, надо лишь умело направить его и подсказать более короткий путь к нему.

Учитывая все рассмотренные выше особенности развития подростка и нюансы формирования его личности, постарайтесь построить воспитательный процесс таким образом, чтобы помочь своему ребенку в выборе жизненного пути.

Говорят, что счастье — это когда тебя понимают. Но счастье без взаимности невозможно. Поэтому нужно прививать нашим детям принципы заботы и уважения к старшему поколению, тем, кому они обязаны своим появлением на свет. Ведь именно вы сделали из них тех, кем они являются, сильных, умных, красивых. Но и взрослые не должны забывать, что они со своей стороны обязаны приложить максимальные усилия, чтобы понять своих детей. И лишь при наличии взаимопонимания можно пережить непростой период в жизни подростка — переходный возраст, самый прекрасный и волнующий.

Статья прочитана 31 311 раз(a).

Советы для родителей подростков

Изучить теорию, чтобы узнать, как должен протекать переходный возраст. Подростковый кризис психология как наука изучает давно. Поэтому сейчас много литературы на эту тему. Из нее вы узнаете мнение лучших мировых психологов, получите советы и рекомендации по общению и воспитанию.
Принять изменения, которые происходят с вашим ребенком и в его поведении, за норму. Да, он бунтует и не слушается. Да, ничего не хочет. И его, как будто, ничего не интересует. Но это только так кажется. За видимым равнодушием скрывается ранимая и обидчивая натура.
Поддерживать самостоятельность и независимость. Не допускать гиперопеку. В отношениях с подростком уже не подходят приемы, которые вы использовали совсем недавно. Это время изменений не только ребенка, но и перестройки системы всей семьи.
Сепарация необходима для становления личности юноши или девушки. Отделение от семьи, родителей, выход из-под их влияния бывает слишком резкий. Но при правильной реакции взрослых это быстро проходит и отношения восстанавливаются.
Уметь слушать, не пытаясь наставлять и не задавать вопросов. Часто подросткам надо просто выговориться, чтобы их послушали, но не давали советов

Очень важно научиться этому. Тогда вы всегда будете знать, что происходит в жизни вашего подросшего малыша.
Быть внимательным к поведению и настроению ребенка

Не упустить начало нарушений. Не бояться пойти к психологу и попросить помощи. Быть на стороне ребенка, быть его другом, поддерживать его интересы.
Будьте уверены, что кризис переходного возраста это не вечно. Длится он несколько лет, но обязательно заканчивается. От взрослых во многом зависит, каким из кризиса выйдет их повзрослевший сын или дочь.

Говоря про подростковый кризис, рекомендации родителям хочется дать и такие:

Часто проблема подросткового кризиса происходит из-за отношений с родителями. Многие взрослые не готовы так быстро перестроиться, как это происходит с ребенком в 12-15 лет. Это особенно касается матерей, которые не работают, а занимаются воспитанием. Они чувствуют, что малыш вырастает, уходит из-под контроля, а сама мама вроде как уже и не нужна.

Поэтому еще один важный совет тем, кто живет с подростком: больше уделять внимание себе, своему здоровью, любимому делу. Фокус внимания сместить с ребенка на свою жизнь, тогда будет меньше придирок к нему

Надо помнить, что подростковый возраст связан с возникновением потребности быть независимым.

Тот, кто считает, что кризис подросткового возраста можно описать формулой, подходящей для всех, ошибается. Такой формулы нет. Как во всем мире нет двух людей с одинаковыми отпечатками пальцев. Каждый человек, вне зависимости от возраста, уникален. Также и протекание кризиса всегда идет своим собственным путем.

Факторы, влияющие на протекание кризиса подросткового возраста:

  • особенности физического и умственного развития;
  • умение общаться в группе себе равных;
  • отношение с родителями.

Кризис подросткового возраста кратко – это период стремительного роста и развития ребенка. Это переход от детства к взрослости, сопровождающийся отделением от семьи и получением новых функций, знаний и способностей. К концу этого периода мы уже увидим почти сформировавшегося взрослого человека.

Но надо помнить, каким бы взрослым не ощущал себя наш бывший малыш, в душе он еще ребенок. Нежный, ранимый, обидчивый. Он нуждается в понимании, поддержке и любви. И ежедневных объятиях. Во многом именно от родителей будет зависеть, каким станет ребенок. Наберитесь терпения, а в награду получите прекрасные отношения со своими детьми в дальнейшем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector