Основные формы мышления в психологии: суждение, умозаключение и понятие

Развитие

Считается, что развить мышление у взрослого человека невозможно, поэтому остается только накапливать различные знания, чтобы быть умнее, но это ошибочное мнение. Развить мыслительные процессы можно в любом возрасте. Для этого применяются различные упражнения.

Методики развития логики:

  1. Поставить перед собой два разных предмета, сравнить их. Все отличия записать на лист бумаги. При сравнении учитывать различные факторы. Чем больше отличий будет описано, тем лучше.
  2. Придумать два события, не связанных между собой. Попытаться установить между ними связи, описав при этом как можно больше логических цепочек.

Дополнительно к этому нужно читать больше книг, осмысливать прочитанное. Выводы записывать в отдельную тетрадь. Необходимо стараться находить противоречия автора, чтобы попытаться их оспорить. Рекомендуется больше играть в шахматы, морской бой, шашки.

Упражнения для развития образного мышления:

  1. Воссоздание образов. Мысленно представить близкого. Описать его особенности. После этого представить, что этот человек радуется или плачет. Вспомнить любое запомнившееся растение, дерево. Описать его в мелочах. Представить, как будет меняться дерево или растение в разное время года. Дополнить практику воспоминаниями о звуках.
  2. Развитие творческого воображения. Представить математический символ. Он не должен являться предметом из реального времени. Мысленно придать ему жизнь. Для этого нужно придумать привычки, характер, цели, поведение. Написать небольшой рассказ о том, как живой математический символ проводит свой день. То же самое можно делать с различными изображениями, символиками, звуками. Это позволяет развить фантазию, открыть к ней доступ.

Упражнения помогают развивать психику. Практиковать их можно как в детском возрасте, так и взрослым людям. Для изучения взаимосвязи человека с другими объектами, исследования внутренней стороны, запускаются мыслительные процессы. Мышление помогает людям оценивать окружающий мир опосредованно, что является основой для творческих начинаний.

Нарушения

При развитии психических заболеваний могут наблюдаться нарушения процессов мышления:

  1. Скачки. Для них характерны ответы без осмысления слов, хаотичные ассоциации, ошибки подлежат исправлению только после акцентирования внимания на них. Дополнительно к этому повышается отвлекаемость.
  2. Непоследовательность суждений. Характер суждений становится неустойчивым. Задания выполняются правильно, неправильно, процесс происходит поочередно. Колебания суждения проявляются при любых изменениях условий выполнения заданий.
  3. Инертность. Во время развития этого нарушения, наблюдается замедление психических процессов. Пациенты не могут нормально отвечать на вопросы, делают это после длительной паузы.
  4. Соскальзывание. Проявляется тем, что больной при решении задач неожиданно сбивается с намеченного плана, отдает предпочтение ложным суждениям, ассоциациям.
  5. Откликаемость. Чаще возникает у пациентов, которые страдают от сердечно-сосудистых заболеваний. Проявляется невозможностью ориентироваться во времени, пространстве. Человек начинает считать различные картинки реальностью.

Основные формы мышления

Как уже говорилось, основными формами мышления являются умозаключение, суждение и понятие. Данное разделение является условным. Сначала человек становится перед неким вопросом, на который у него отсутствует ответ, после чего он начинает размышлять. Формы мышления являются условными структурами мыслей, к которым приходит человек в результате своей мыслительной деятельности.

Достаточно сложно понять определение данных форм. Понятие сложно распознать, поскольку оно базируется на качествах, свойствах, приметах, которые могут быть значимыми и не значимыми. Именно на значимых приметах делаются понятия, в то время как не значимые качества могут меняться.

Понятие становится сложным, поскольку к нему может подходить любой предмет, который лишь частично или полностью имеет рассматриваемые качества. К примеру, треугольник отличается от других геометрических фигур лишь наличием у него трех углов. Однако форма, длина и прочие параметры могут совпадать с такими же параметрами иных геометрических фигур.

В общем значении понятие обозначает некое явление или предмет, который обладает определенными свойствами и параметрами. Оно обозначается словом и определяет данное слово. Так, люди пользуются различными терминами, зная их определение, значение. Это и называется понятием, которое отличается от восприятия и представления, которые имеют конкретность, наглядность, образность.

Суждение представляет собой процесс мыслительной деятельности, который обозначает связи между параметрами, качествами и отношением между предметами окружающей среды. Сутью суждения является отрицание или подтверждение некой взаимосвязи. Здесь могут использоваться как исключительно мыслительные процессы, так и быть задействованы органы чувств, память и пр.

Суждение бывает:

  1. Общим – отрицание или согласие с определенным качеством предметов или явлений, объединенных одним понятием.
  2. Единичным – выделение конкретного признака, присущего одному явлению или предмету.
  3. Частным – отрицание или согласие с наличием определенного качества или характеристики лишь у некоторых предметов или явлений, объединенных одним понятием.

Суждение направлено на выявление определенных признаков конкретного понятия. Их можно проверить практикой и фактическими доказательствами окружающей среды. При этом человек должен обладать нужно информацией обо всех тех процессах, которыми он оперирует, и понятиях, которые использует.

Умозаключение является формой выведения нового суждения на основе старых, которые сопоставляются и сравниваются. Выделяют 4 вида умозаключения:

  1. Индукция – форма мышления, когда человек переходит от частного к общему. На основе частных предположений, качеств, событий делаются общие правила, выводы, умозаключения.
  2. Дедукция – форма мышления, когда человек переходит от общего к частному. Общие правила и нормы позволяют выявить частные качества, события.
  3. Аналогия – форма мышления, когда выделяются значимые признаки некоторых предметов и делаются выводы.
  4. Предположение – незаконченная форма мышления, которая не имеет под собой доказательств. Она лишь выдвигает теории, которые могут быть подвергнуты критике и нахождению иных доказательств, опровергающих ее.

Индуктивное умозаключение базируется на изучении многих предметов, сборе информации. Выявляя схожесть и отличия, можно сделать определенные общие выводы. Обобщая, человек выводит общие формулы и понятия.

Наиболее часто используемой формой мышления является индукция. Наивысшей формой мыслительного процесса является словесно-логическая, которая отображает сложные взаимосвязи, выводит понятия, решает теоретические задачи, делает выводы.

перейти наверх

Суть и понятие

Мышление — познание мира, осуществляющееся косвенным путем. Его можно назвать познавательной деятельностью, с помощью которой индивид может не ограничивать свои мысли, поступки материальным миром. Ему можно не придерживаться определенных рамок, которые возникают при визуализации объектов. Результаты активности проявляются в поступках, идеях, высказываниях.

Особенности мышления:

  • этот процесс позволяет проводить творческую обработку представлений об окружающем мире;
  • отражение окружающего мира, различных явлений посредственно;
  • способность видеть как отдельные явления, предметы, так и связи, устанавливающиеся между ними.

Опосредованное познание возникает:

  1. Когда человеку не нужно покидать дом, чтобы узнать какая погода на улице, идет дождь или светит солнце.
  2. Если непосредственное сознание не может дать результатов. Это проявляется в результате влияния рентгеновских, инфракрасных, ультразвуковых лучей.
  3. Когда непосредственное сознание не помогает получить информацию из-за временных рамок. Это проявляется при археологических раскопках.
  4. При желании расширить границы познания.
  5. Активно проявляется при возникновении конфликтов.

Фигуры категорического силлогизма

Силлогизмы различаются положением среднего термина в суждениях-посылках: он может стоять на месте субъекта или на месте предиката. Этим определяется и положение крайних терминов, а значит, и возможность и характер вывода.

В зависимости от положения среднего термина различаются четыре фигуры силлогизма: 1) средний термин может стоять на месте субъекта в большей посылке и предиката в меньшей; 2) он может быть предикатом в обеих посылках; 3) средний термин может оказаться субъектом в обеих посылках; 4) он может стать предикатом в большей и субъектом – в меньшей посылке. Различное местоположение среднего термина можно выразить в виде таких схем:

М – Р Р – М М – Р Р – М

S – M S – M M – S M – S

1 фигура 2 фигура 3 фигура 4 фигура

(предполагается, что большая посылка ставится первой, а меньшая – второй).

Различия силлогизмов в зависимости от местоположения среднего термина в посылках называется фигурами силлогизма. Все силлогизмы делятся по этим четырем фигурам. От местоположения среднего термина в посылках зависит количественный и качественный характер вывода, а также сама возможность его получения.

Только по 1-й фигуре можно получить выводы всех основных видов суждения. По 2-й фигуре получается только отрицательный вывод. По 3-ей фигуре вывод всегда будет частным суждением. 4-я фигура силлогизма вовсе не употребляется, ибо такое расположение терминов не дает вывода или он будет иметь слишком ограниченное познавательное значение.

Учитывая требования общих правил силлогизма, можно применительно к размещению терминов в каждой фигуре вывести четыре правила фигур силлогизма.

Для 1-ой фигуры: меньшая посылка должна быть утвердительной, а большая – общей (иначе будут нарушены правила 2-е и 3-е).

Допустим, что меньшая посылка – отрицательное суждение, а большая посылка – утвердительное (обе посылки отрицательными быть не могут). При отрицательной посылке вывод всегда будет отрицательный (в силу 7-го правила). В отрицательном выводе больший термин должен быть распределен, в то время как в утвердительной большой посылке он не распределен – нарушение 3-го правила. Следовательно, меньшая посылка должна быть утвердительной, а большая посылка – общим суждением, чтобы средний термин был распределен хотя бы в одной из посылок (2-е правило).

Для 2-ой фигуры: одна посылка должна быть отрицательной, а большая – общей (иначе будут нарушены правила 2-е и 3-е).

Если обе посылки будут представлены утвердительными суждениями, тогда средний термин, занимающий место предиката в обеих посылках, будет не распределен – нарушение 2-го правила. Следовательно, одна посылка, а значит, и вывод должны быть отрицательными. В отрицательном выводе больший термин (предикат) распределен. В таком случае, согласно3-му правилу, нужно взять в качестве большей посылки общее суждение (все Р есть, не есть М).

Для 3-ей фигуры: меньшая посылка должна быть утвердительной, а вывод всегда будет частным (иначе нарушается 3-е правило).

В самом деле, если меньшая посылка и вывод отрицательны, тогда больший термин в заключении будет распределен при нераспределенности его в утвердительной большей посылке – нарушение 3-го правила. Значит, меньшая посылка должна быть утвердительной, но тогда нераспределенный меньший термин, стоящий в ней на месте предиката, в выводе будет взят с ограничением («некоторые»), то есть вывод будет частным суждением.

Неоднородный характер выводов по каждой фигуре силлогизма определяется различия в их назначении.

1-ю фигуру силлогизма можно назвать фигурой подчинения, подведения частного случая под общее положение, закон, принцип. Например: «Всякое тело имеет форму. Луна – небесное тело. Следовательно, Луна имеет форму».

Назначение 2-ой фигуры силлогизма – получение вывода в тех случаях, когда предметы одного класса исключаются из другого класса на том основании, что им не присущи признаки этого класса: это фигура опровержения ложной дедукции. Например: «Ни один материалист не признает существования Бога. Некоторые материалисты в истории философии признавали существование Бога. Следовательно, некоторые материалисты не были материалистами».

3-я фигура силлогизма носит характер опровержения кажущейся несовместимости совместимых понятий. Например: «Борьба с организованной преступностью – справедливое деяние. Борьба с организованной преступностью есть насилие. Некоторое насилие – справедливо».

Знание и учет характеристик фигур силлогизма позволит сознательно их использовать в каждом конкретном случае для получения нового знания о предмете мысли.

Процессы мышления.

Выделяют несколько основных мыслительных процессов (мыслительных операций), с помощью которых осуществляется мыслительная деятельность.

Анализ – мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных признаков. Анализ бывает практическим и умственным.

Синтез – мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Но синтез не является механическим соединением частей.

Анализ и синтез неразрывно связаны и дают всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, обеспечивает знание объекта в целом.

Сравнение – сопоставление предметов и явления с целью найти сходство или различие между ними. Благодаря этому процессу мышления мы познаем большинство предметов, т.к. мы познаем предмет, только приравнивая его к чему-то или отличая от чего-то.

В результате сравнения в сравниваемых предметах мы выделяем что-то общее. Т.о. образом на основе сравнения строится обобщение.

Обобщение – мысленное объединение предметов в группы по тем общим признакам, которые выделяются в процессе сравнения. Благодаря этому процессу делаются выводы, правила и классификации (яблоки, груши, сливы — фрукты).

Абстракция состоит в том, что, вычленяя какие-либо свойства изучаемого объекта, человек отвлекается от остальных. Путем абстрагирования создаются понятия (длины, широты, количества, равенства, стоимости и т.д.).

Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание (привести пример на правило).

Мышление как процесс решения задач.

Необходимость в мышлении возникает прежде всего тогда, когда в ходе жизни перед человеком появляется новая проблема. Т.е. мышление необходимо в тех ситуациях, в которых возникает новая цель, а старые способы деятельности уже недостаточны для ее достижения. Такие ситуации называются проблемными. В проблемной ситуации и берет начало процесс мышления. В ходе деятельности человек сталкивается с чем-то неизвестным, в деятельность сразу включается мышление и проблемная ситуация переходит в осознаваемую человеком задачу.

Задача – цель деятельности, данная в определенных условиях и требующая для своего достижения использования адекватных этим условиям средств. Любая задача включает: цель, условие (известное), искомое (неизвестное). В зависимости от характера конечной цели различают задачи практические (направленные на преобразование материальных объектов) и теоретические (направленные на познание действительности, например, учеба).

Принцип решения задачи: неизвестное всегда связано с чем-то известным, т.о. неизвестное, вступая во взаимодействие с известным, открывает какие-то свои качества.

Мышление и решение задач тесно связаны друг с другом. Но эта связь не однозначна. Решение задач осуществляется только с помощью мышления. Но мышление проявляется не только в решении задач, но и, например, для усвоения знаний, понимания текста, постановки задачи, т.е. для познания (овладения опытом).

Суждение

Суждение как форма мышления предполагает подтверждение или отрицание какого-то факта, события, свойства, особенности, связи. Проявляется оно во фразах, но нужно помнить, что не каждая фраза является суждением. Так, междометие или односложное предложение не относится к этой форме мышления (примеры: «Ой!», «Как же так?»).

Предложения, как правило, имеют повествовательный характер: «Земля вращается вокруг Солнца».

Суждение может быть истинным или ложным, что определяется логикой. Первое предполагает наличие одного субъекта с характеристиками или сравнение двух субъектов.

При разделении простого суждения слова перестают нести смысловую нагрузку. Пример: «Мышь меньше кошки». Если это предложение разделить на два, смысл теряется.

Суждения сложные представляют собой различные комбинации, которые состоят из сложного и простого, двух сложных или двух простых суждений. Примеры: «Если пройдет град, растения могут пострадать». Здесь «растения могут пострадать» выступает в качестве простого суждения.

Суждение как форма мышления сложного характера невозможно без грамматических связок («но», «или», «и», «если так, то…», «когда…, то…» и т. д.).

Необходимо различать суждение и другие логические формы мышления: понятие выражается словом, а умозаключение выводом.

Эта форма мышления также может быть:

  • утвердительной («Ботаника – наука о растениях», «Тигр является хищником»);
  • отрицательной («Это предложение построено неправильно», «В российских городах не гуляют медведи на улицах»).

Существует и другая классификация. Общее суждение предполагает утверждение (отрицание), которое относится к явлениям, субъектам, объединенных с помощью общего понятия («Все здоровые кошки имеют четыре лапы»). Частное подразумевает часть предметов, субъектов, явлений, которые объединены понятием («Какие-то поэты являются графоманами»). В единичном суждении выражено индивидуальное свойство («Ф.М. Достоевский – автор «Преступления и наказания»»).

По сути суждение открывает содержание понятия (или нескольких) – поэтому для высказывания необходимо знать содержание всех используемых понятий.

Умозаключение

Умозаключения как форма мышления образуется при помощи нескольких суждений. Таким образом, имеющаяся информация дает возможность получать новые знания.

Эта форма мышления относится к высшим, так как соединяет в себе понятия и суждения.

Умозаключение может быть правильным или неправильным. Когда говорят об этом свойстве, то имеют в виду теоретическую возможность проверки, так как правильность вывода – это субъективное явление, которое может проверяться в течение продолжительного времени посредством экспериментов и логических рассуждений.

Между суждением и умозаключением существует тесная связь, так как без первого невозможно второе. Умозаключения бывают:

  • дедуктивными, являющимися результатом процесса мыслерассуждения от общего к частному;
  • индуктивными – обобщение происходит от частного к общему;
  • построенными на аналогии, которая использует свойство явлений и объектов, имеющих схожие признаки.

Взаимодействующие между собой понятие, суждение и умозаключение формируют картину человеческого сознания, восприятия и являются основой для развития интеллекта.

Яркий пример умозаключения – это доказательство геометрических теорем.

Итак, основные формы мышления – три составляющие, без которых невозможен мыслительный процесс. Именно благодаря им мозг человека способен анализировать и синтезировать, выстраивать логические связи, что в результате приводит к интеллектуальному развитию. Изучение этих особенностей мышления относится к основным разделам логики, а также к некоторым отделам психологии. 

Оцените эту статью:

  • 4.42

Всего голосов: 251

Превращение

Превращение — это дедуктивное умозаключение, в результате которого связка исходного суждения меняется на противоположную и предикат исходного суждения меняется на противоположный.

Данный вид умозаключения подчиняется закону двойного отрицания.

Закон двойного отрицания — это закон логики, позволяющий отбрасывать двойное отрицание. Его можно сформулировать так:

    • отрицание отрицания дает утверждение, или:
    • повторенное дважды отрицание ведет к утверждению.

Другими словами, чтобы получить истинное суждение, необходимо отрицать дважды: первый раз — в связке, второй раз — в предикате.

Примеры

Например, исходное суждение:

«Все разумные люди хотят мира» (Все S есть Р).

В результате применения операции превращения преобразованным суждением станет суждение:

«Ни один разумный человек не хочет войны»  (Ни одно S не есть не Р).

Превращать можно категорические суждения всех четырех видов:

  1. А в Е:

    • Все освободительные войны являются справедливыми.
    • Ни одна освободительная война не является несправедливой.
  2. Е в А:

    • Ничто на земле не проходит бесследно.
    • Все на земле оставляет след.
  3. J в О:

    • Некоторые свидетели дают ложные показания.
    • Некоторые свидетели не дают правдивые показания.
  4. О в J:

    • Некоторые приговоры суда не являются обвинительными.
    • Некоторые приговоры суда являются оправдательными.

В результате выполнения операции превращение:

    1. утвердительные суждения преобразуются в отрицательные, и наоборот;
    2. получается суждение, эквивалентное исходному.

На первый взгляд, представляется, что выполнение операции превращения не ведет к получению нового знания. Тем не менее происходит существенное уточнение исходной мысли.

Действительно, если в суждении большую информационную нагрузку несет предикат, то при выполнении операции превращения мы на тот же самый предмет мысли смотрим с противоположной точки зрения.

Дедуктивное умозаключение

О дедуктивном методе мышления говорится много. Его активно популяризируют в школах. Известный персонаж Шерлок Холмс его использовал, а также ряд других детективов, которые были скопированы различными авторами с этого образа в своей интерпретации. Дедуктивные умозаключения считаются правильными, если имеется достаточное количество истинных предпосылок. Если же хоть одна из них будет неверной, тяжело говорить о том, что человек сформировал мысль правильно.

Дедуктивное мышление по большей части свойственно мужчинам. Но что такое дедуктивное умозаключение? Это такой вывод, который был построен от общего к частному. Например: «Зима бывает раз в году, следовательно, в данном году также будет зима». Это очень банальный пример, но показательный. Если пользоваться методом от общего к частному, то ошибки достаточно редки. Но при этом нужно уметь обобщать. А вот за это отвечает индуктивное мышление.

Умозаключение: критерии истинности

В философии имеется большое количество критериев истинности, которые следует выучить, чтобы определять, насколько правильное то или иное утверждение. Естественно, это не все показатели, способные измерить истинность, но данные здесь являются основными. Кроме всего прочего, данные критерии не являются стопроцентно верифицированными. Но обо всем по порядку.

  1. Соответствие законам логики. То есть, чтобы сказанная фраза была правильной, нужно, чтобы она была логической. О законах логики будет идти речь очень длинная, поэтому было принято решение обобщить.
  2. Соответствие ранее открытым законам. Далеко не факт, что закон правильный. Ведь используется при его открытии индуктивный метод. Тем не менее если закон уже открыт, то к нему больше доверия, чем если информация непонятно откуда взялась или вообще противоречит без доказательств данным законам.
  3. Соответствие фундаментальным законам. Что здесь имеется в виду? Фундаментальный закон — это тот, который считается основополагающим. То есть фундаментальный закон является неоспоримой истиной. Например, в философии таковой можно считать то выражение, с которого начиналась данная статья: «Я мыслю, а значит, существую». Хотя бывают и другие фундаментальные законы.
  4. Экономичность. Выражение должно соответствовать данным параметрам, но при этом не занимать много места. С определенным умозаключением человек должен ознакомиться быстро, независимо от его сложности.
  5. Парадоксальность. Данный критерий должен верифицироваться (проверяться), но при этом не быть банальным. Вот, например, в свое время умозаключение «Земля круглая» было парадоксальным. Но как показала практика, оно является истинным. То же самое касается любых других утверждений.
  6. Практика. Зачем нам нужно умозаключение, которое невозможно применить на практике? Это попросту нелепо, разве не так?

У нас получилось шесть эффективных критериев истинности любого умозаключения

При этом важно учесть еще один так называемый полукритерий. Если какое-то утверждение произносится малоизвестным человеком, люди с меньшей вероятностью сочтут его истинным

Если же оно говорится авторитетом, то вероятность значительно больше. Соответственно, чем более человек авторитетен, тем более истинным кажется утверждение. Данный фактор важно учитывать.

А все-таки из одной предпосылки может быть умозаключение

Помните, в начале статьи говорилось о том, что невозможно из одной предпосылки формировать умозаключение. Так можете этому частично не верить. Почему? Да потому что есть непосредственные умозаключения. Они и являются таковыми, что вывод делается из одного утверждения. Но при этом, как правило, второе уже непосредственно скрыто в первом утверждении. Они получаются некими гибридами.

Взять, например, выражение: «Все адвокаты — юристы». Из него можно построить вывод «Некоторые юристы — адвокаты». И это будет правильно, несмотря на то что вывод делается из одного утверждения. Тем не менее его можно разложить на несколько. Тогда получится такое умозаключение: «Все адвокаты являются юристами. Поскольку юристы могут работать и в других сферах, то, следовательно, некоторые юристы являются адвокатами». Получается в таком случае умозаключение, сделанное из двух утверждений.

Вообще важно понимать, что любая предпосылка имеет определенную степень общности. Соответственно, их можно разложить на несколько частей, если иметь достаточный уровень знаний и развития способности к логическому анализу синтаксического строения фраз

Так что можно сказать так: непосредственные умозаключения — это вид фраз, вывод которых делается из двух предпосылок, одна из которых опускается по причине очевидности. Как видим, любая предпосылка также может называться таким словом, как «умозаключение». Примеры этого уже приводились ранее. Все достаточно просто, несмотря на то что данная тема кажется такой сложной, не так ли?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector