Понятие «свободы» в психологии э. фромма

Функции общественных организаций

Выступая в роли социального формирования, общественная организация выполняет целый ряд социально необходимых функций, среди которых:

  • предоставление возможности рядовым гражданам государства принимать участие в принятии решений политического характера. Достаточно вспомнить об американских антивоенных общественных организаций, которые сыграли решающую роль в пользу решения о прекращении войны во Вьетнаме;
  • представление интересов определенных групп и слоев населения. В качестве примера можно упомянуть таковые: союз чернобыльцев, объединения матерей-одиночек;
  • осуществление общественного контроля за соблюдение прав и свобод человека. Данная функция выполняется организациями, которые защищают права женщин, беженцев, переселенцев или заключенных;
  • оказывают существенное влияние на формирование общественного мнения по поводу конкретного вопроса или проблемы. Данную задачу выполняют абсолютно все общественные организации без исключения.

Свобода воли в религии

Основная статья: Свобода воли в религии

В буддизме считается, что свобода воли прямо связана с концепцией кармы. Согласно последней концепции, у кармы существуют две части: дайва (судьба) и пуруша-кара («человеческое действие»). Первая часть кармы связана с прошлыми поступками и является частью, которую человек не может изменить. Вторая часть является «свободной инициативой», с помощью которой человек может действовать таким образом, чтобы создать условия для изменения будущего. Буддолог В. Г. Лысенко указывает, что свобода выбора в буддизме является «объективным» событием, появляющимся вследствие действия прочих внешних и внутренних событий. Сам Будда наиболее значительным оппонентом для себя называл Маккхали Госалу, главу школы адживиков. Госала являлся абсолютным фаталистом, отрицавшим какую-либо свободу воли, и ставил в основу своего учения утверждение «Старания человека бесполезны», связанное с понятием ньяти («предопределение», «судьба»). Фатализм ньяти Будда считал наиболее опасным из всех заблуждений.

Часто считают, что в авраамических религиях теологическая доктрина о божественном всеведении противоречит свободе воли. Поскольку если Бог знает всё, что произойдет, вплоть до любого возможного выбора, то такой выбор вряд ли можно назвать свободным. Если Бог обладает вневременным знанием о выборе каждого человека, то кажется это должно ограничивать свободу. Эту проблему связывают с проблемой морского сражения, описанной Аристотелем: завтра может либо произойти сражение, либо не произойти. Если оно произойдет, то возможно это было истинным уже вчера. Тогда то, что сражение произойдет, является необходимым. Если же оно не произойдет, то по такой же логике является необходимым, что оно не произойдет. Таким образом будущее, каким бы оно ни было, полностью предопределено предыдущими истинами.

Однако некоторые философы следуют Уильяму Оккаму, считая, что необходимость и возможность определены по отношению к определённым временным рамкам и данной матрице эмпирических обстоятельств, и тогда то, что может казаться возможным наблюдателю, может являться необходимым для всеведующего. Некоторые философы следуют Филону, который считал, что свобода воли является особенностью человеческой души и, таким образом, отсутствует у других животных.

Иоанн Дамаскин считал, что «Бог всё предвидит, но не всё предопределяет». Бог, по мнению Иоанна Дамаскина, предвидит то, что находится в нашей власти, но не предопределяет этого.

Философ Сёрен Къеркегор утверждал, что божественное всемогущество не может идти в разрыв с божественным великодушием. И, как истинно всеведующее и добродетельное существо, Бог мог создать существ с полной свободой от Бога. Более того, Бог мог сделать так, поскольку самое лучшее, что может дать Бог — это наградить свободой.

Среди русских мыслителей 19-20 вв. проблематикой свободы человека занимался Н. А. Бердяев.

Методично выдавливать раба по капле

Антон Павлович Чехов в письме к своему коллеге Алексею Суворину советовал:

Суворин рассказ не написал, но фраза сделалась крылатой.

Именно выдавливать из себя по каплям рабам и является единственно возможной, надежной и эффективной стратегией обретения внутренней свободы. Процесс этот не очень приятный, болезненный, поскольку приходится выдирать из плоти своего сознания прочно проросшие там рабские установки и представления о жизни. Комфортной прогулкой по морскому берегу (как многие представляют себе процесс личностного роста) это точно не является.

Хорошо, ЧТО именно делать в целом понятно. А теперь, пожалуйста, КАК именно «выдавливать из себя раба», КАК повышать в себе уровень внутренней свободы? Пожалуй, именно этот вопрос интересует читателя больше всего. И возможно я его разочарую, сказав, что КАК – это, собственно, и есть весь процесс методичного и последовательного (но непохожего на технические инструкции) личностного роста, регулярной работы по выдавливанию из своей психики разного рода блокировок. Да, для этого есть специальные техники (доступ к ним можно получить, например, в рамках Школы ), но дело не в техниках, а в намерении и самодисциплине. Что толку от пистолета, если в нужный момент нет внутренней готовности нажать на курок, чтобы выстрелить?

Свобода действия

Свобода действия не таит в себе никаких теоретических трудностей. Это не что иное, как указывает Гоббс, как отсутствие всяких помех, затрудняющих движение; так, «вода, заключенная в сосуде, несвободна; если же сосуд разбит, она освобождается» («Гражданин», IX, 9). В приложении к людям свободой действия часто называют свободу в политическом смысле слова, поскольку именно государство является главной силой, ограничивающей свободу, и практически единственным ее гарантом. Человек действует свободно, если никто и ничто ему не мешает; поэтому, живя в демократическом государстве, человек обладаю большей свободой действия, чем если бы жил в тоталитарном государстве; поэтому же он никогда не обретет абсолютную свободу действия (помехи есть всегда; в правовом государстве они представлены законом: свобода человека кончается там, где начинается свобода других). Именно в этом смысле толковали свободу Гоббс, Локк, Вольтер. Очевидно, что она существует, но — более или менее. Эта свобода всегда относительна, всегда ограничена, и потому ее постоянно приходится защищать и за нее все время нужно бороться.

Россия — правовое государство?

Впервые о необходимости создания в России правового государства было сказано в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. В 1993 году Конституция провозгласила Россию правовым государством.

Однако что именно означает это понятие, в основном законе страны не разъясняется. «Нет единства даже в вопросе о том, какие именно признаки правового государства в своей совокупности отражают его сущность», — признавал председатель Конституционного суда Валерий Зорькин в 2011 году.

Сегодняшнюю Россию рано называть правовым государством, полагают многие правозащитники и международные организации. По их словам, верховенство закона так и не установилось, разделение властей в стране нарушается, суду не хватает независимости, а права и свободы граждан не защищаются в полной мере.

В связи с этим в международных рейтингах «законности» Россия обычно находится в нижней части списков. В рейтинге верховенства права за 2019 год РФ заняла 88-е место из 126 — между Эквадором и Ливаном.

«Существует несколько показателей, по которым Россия стабильно выступает существенно лучше, чем в среднем по миру. Это скорость гражданского и административного правосудия, а также с десяток позиций, в которых мы или незначительно лучше или чуть-чуть хуже, чем в среднем по миру: открытость данных и законодательства, трудовые права, отсутствие дискриминации, доступность правосудия, контроль преступности и даже, как ни странно, пенитенциарная система», — указывал политолог Владимир Кудрявцев в статье для «Ведомостей» в 2018 году.

«Трудно не заметить, что индекс в целом адекватно фиксирует российскую специфику. Все, что касается технической и процедурной стороны права, а также работы полицейских сил, находится на приличном уровне и повышает место России в рейтинге. Все, что относится к функциям права как ограничителя произвола властей, к независимости судей, тянет Россию в самый конец рейтинга», — объяснял эксперт.

А нужно ли ограничивать свободу

Кажется, что свободное общество – это сказка. Люди хотели бы жить без запретов. Но смогут ли они это делать? Нет. Любое общество нуждается в лидере, который будет решать проблемы и устанавливать законы. Люди — существа коллективные. Они не могут жить без общества. А при жизни в нем у них постоянно случаются стычки и недопонимания. И если конфликты не будут решаться мирным путем, то в ход пойдут кулаки.

Но регулировать нужно не только бытовые вопросы. Например, все мы привыкли к правилам дорожного движения. Некоторым кажутся они нелогичными, но все равно их приходится соблюдать. А теперь представьте, что все правила отменили. Сколько аварий произойдёт за час, если все люди будут ездить так, как им вздумается? Понятно, что очень много. И так везде. Без такого ограничения свободы жить сложно.

Либеральное государство

В либерализме прерогативой считается свобода личности каждого отдельного гражданина. Причем демократия, различные моральные принципы и устои являются средствами для достижения свободы. В либеральном государстве неприемлемы никакие попытки со стороны властей контролировать духовную, экономическую деятельность населения. Однако существует одно но в политическом режиме такого рода: общество, свободное от давления со стороны правоохранительных органов и прочих инструментов власти, не до конца является свободным. Государство все же контролирует индивидуумов, как бы говоря: «Можно менять и делать все что угодно, но власть менять нельзя». Либеральный режим считается неустойчивой, переходной формой правления.

Гражданское общество. Задания из ЕГЭ с правильными ответами

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо знать, что такое гражданское общество, какие институты к нему относятся, какие функции оно выполняет и как взаимодействует с государством. Разберем примеры заданий прошлых лет.

Задание 1Найдите в приведенном ниже списке организации, представляющие гражданское общество, и запишите цифры, под которыми они указаны.1) ассоциация преподавателей университетов2) региональное управление образования3) объединение ветеранов правоохранительных органов4) территориальное управление внутренних дел5) союз защиты прав потребителейПравильный ответ: 135Управление образования и управление внутренних дел — это официальные государственные структуры, они не относятся к гражданскому обществу.

Задание 2В стра­не Z идет фор­ми­ро­ва­ние граж­дан­ско­го общества. Какие из приведённых при­ме­ров под­твер­жда­ют дан­ный вывод?1) Про­шла ре­фор­ма си­сте­мы ор­га­нов цен­траль­но­го управления.2) Уве­ли­чи­лось ко­ли­че­ство не­за­ви­си­мых средств мас­со­вой информации.3) При мно­гих шко­лах со­зда­ют­ся по­пе­чи­тель­ские советы.4) Внед­ре­на элек­трон­ная си­сте­ма ока­за­ния го­су­дар­ствен­ных услуг.5) Вы­рос­ло число граждан, при­ни­ма­ю­щих уча­стие в де­я­тель­но­сти по­ли­ти­че­ских партий.6) Про­из­ве­де­ны за­куп­ки со­вре­мен­но­го обо­ру­до­ва­ния для дет­ских больниц.Правильный ответ: 235Независимые СМИ, политические партии, попечительские советы учебных заведений — это институты гражданского общества.

Задание 3Выберите вер­ные суж­де­ния о функ­ци­ях граж­дан­ско­го об­ще­ства и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.1) Сти­му­ли­ро­ва­ние об­ще­ствен­но по­лез­ной де­я­тель­но­сти граждан.2) За­щи­та гра­ниц и обес­пе­че­ние об­ще­ствен­но­го порядка.3) Уча­стие в фор­ми­ро­ва­нии ор­га­нов де­мо­кра­ти­че­ско­го пра­во­во­го со­ци­аль­но­го государства.4) Ор­га­ни­за­ция об­ще­ствен­но­го кон­тро­ля за со­блю­де­ни­ем пра­вил доб­ро­со­вест­ной конкуренции.5) Раз­ре­ше­ние эко­но­ми­че­ских спо­ров между хо­зяй­ству­ю­щи­ми субъектами.Правильный ответ: 134Гражданское общество действительно поощряет общественно полезную деятельность, участвует в формировании органов демократического государства и следит за соблюдением конкуренции.А вот разрешением споров между хозяйствующими субъектами занимаются суды, а защитой границ и порядка — армия и полиция, подконтрольные государству.

Задание 4Выберите верные суждения о гражданском обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.1) Гражданское общество представляет собой совокупность самоуправляющихся организаций.2) Деятельность институтов гражданского общества никак не регулируется государством.3) Экономической основой гражданского общества является государственная собственность.4) Гражданское общество включает в себя всех граждан государства.5) Развитое гражданское общество не может существовать при тоталитарном политическом режиме.Правильный ответ: 15

Задание 5Установите со­от­вет­ствие между со­ци­аль­ны­ми си­ту­а­ци­я­ми и со­ци­аль­ны­ми институтами, чья де­я­тель­ность про­яв­ля­ет­ся в дан­ных ситуациях: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

А) Лик­ви­да­ция по­след­ствий сти­хий­но­го бед­ствия со­труд­ни­ка­ми МЧС.

Б) Про­ве­де­ние об­ще­ствен­ной экс­пер­ти­зы за­ко­но­про­ек­та о пенсиях.

В) Ра­бо­та попечительского со­ве­та школы.

Г) Предъ­яв­ле­ние об­ви­не­ния опас­но­му преступнику.

Д) Пуб­лич­ные слу­ша­ния в мэрии по про­ек­ту пер­спек­тив­ной за­строй­ки микрорайона.

1) де­я­тель­ность государства

2) де­я­тель­ность граж­дан­ско­го общества

3) сов­мест­ная де­я­тель­ность го­су­дар­ства и граж­дан­ско­го общества

Правильный ответ: 13213

Задание 6Назовите любые три института гражданского общества в современной России и приведите примеры их деятельности.(Каждый пример должен быть сформулирован развернуто).Правильный ответ: Могут быть приведены следующие примеры.1) Политические партии. Коммунистическая партия Российской Федерации устроила шествие в честь годовщины Октябрьской революции.2) Общественные движения. Например, организация «Гринпис» провела митинг против загрязнения Байкала.3) СМИ

Например, газета «Московский комсомолец» привлекла внимание властей к нарушению трудовых прав врачей

Что такое политический режим. Типы политических режимов

Политический режим — это совокупность методов и способов осуществления государственной власти и управления в определенной стране. Простыми словами, политический режим определяет, как власть взаимодействует с обществом: с помощью принуждения и контроля либо с помощью диалога и честных выборов.

Политический режим может быть демократическим либо недемократическим – тоталитарным или авторитарным.

  • Демократия основана на коллективном принятии решений, соблюдении прав и свобод человека.

  • При авторитаризме власть сосредоточена в руках узкой элиты, не допускающей в политику конкурентов.

  • При тоталитаризме государство стремится к полному контролю над всеми сторонами жизни общества и человека.

Задачи любого политического режима — обеспечивать стабильность власти, управляемость граждан, достижение политических целей, реализацию интересов правящей элиты.

Политический режим определяется:

  • Уровнем развития, интенсивностью общественно-политических процессов

  • Развитостью общественно-политических традиций, политическим сознанием и поведением граждан

  • Структурой правящей элиты

  • Состоянием отношений с бюрократией

  • Доминирующим в обществе типом легитимности: традиционным, харизматическим или легальным

Политический режим нельзя путать с формой правления: республикой или монархией. Монархия может быть и авторитарной (Саудовская Аравия), и демократической (Нидерланды). То же самое касается республик: они бывают демократическими (Франция), авторитарными (Китай) и тоталитарными (нацистская Германия).

Как мы лишаемся внутренней свободы

Штука в том, что внутренней свободы можем лишить себя только мы сами. Да, зачастую это происходит под влиянием воспитания, общественного мнения, морали, установок, и тем не менее внутренней свободы мы лишаемся только тогда, когда соглашаемся, что кто-то или что-то может отнять ее у нас.

Быть может, отчасти это закономерный процесс, потому что в юности, когда еще очень неясна для нас суть внешней и внутренней свободы, нас приходится ограничивать, чтобы мы научились вписываться в общепринятые рамки, существовать в обществе. И мы неизбежно оказываемся в чем-то ограничены и считаем, что иначе просто невозможно. Потом начинаются попытки избавления от внешних несвобод. И лишь позже, когда очень многие из этих попыток заканчиваются неудачей, мы начинаем искать выход в обретении внутренней свободы.

Что делать с целями и предметом деятельности НКО

Выше я привёл выдержки из законов. Из них видно, что в уставах всех видов НКО достаточно расписывать только цели и предмет деятельности.

Поскольку закон не разъясняет, что есть «цель деятельности» , а что есть «предмет деятельности» , у всех, кто собирается регистрировать некоммерческую организацию, возникает вопрос: как их писать и различать.

Сразу поясню:

ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ и ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ некоммерческой организации – одно и то же.

А что тогда цели?

В философском смысле «цель» – идеальный или реальный
предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта;
конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс; «доведение
возможности до её полного завершения»; осознанный образ предвосхищаемого
результата (взял из Википедии).

Поскольку совершенно не ясно как использовать это определение при составлении устава НКО, поделюсь с вами своим подходом, который мне, в свою очередь, привили специалисты Минюста.

Цели НКО – это суть деятельности НКО, её основные идеи или описание деятельности в «двух словах», если хотите.

Если предмет деятельности НКО — это буквальное перечисление конкретных видов деятельности организации, то «цели» — это выражение её духа, готовые юридические критерии для оценки адекватности и разумности фактически осуществляемой деятельности НКО её основной идее, заданной учредителем при создании.

Именно в этом ключе «цели» воспринимают надзорные органы. Они чрезвычайно важны при осуществлении контроля за деятельностью НКО, привлечении к ответственности её органов управления и при оспаривании сомнительных сделок. И не только со стороны государственных органов, но и учредителей НКО.

В одной из обязательных ежегодных форм отчетности, сдаваемых по НКО, даже есть специальный раздел: «О целях расходования денежных средств и использования иного имущества НКО».

Если бы в уставе НКО отсутствовали цели, но были бы подробно расписаны конкретные виды деятельности, как тогда понять — соответствует ли фактически ведущаяся деятельность, проводимые НКО мероприятия и, главное, ТРАТЫ на всё это основной миссии НКО, заложенной учредителем при создании? Ведь некоторая деятельность может только формально на бумаге вписываться в предмет деятельности, а с точки зрения здравого смысла явно расходиться с основной миссией НКО. Цели в этом смысле упрощают выявление недобросовестности и неразумности в действиях органов управления, делают их явными и доказуемыми, что дает юридический механизм защиты от нецелевого использования имущества, предоставленного организации, грантов.

Часто само законодательство подсказывает, как нам формулировать их в уставе. Такие подсказки целей есть по АНО (п. 1 ст. 123.24 Гражданского кодекса РФ предписывает, что суть АНО – это оказание общественно полезных услуг) и благотворительным фондам (ст. 2 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» приводит список возможных целей благотворительной деятельности).

Часто цели выражены в некой абстрактной форме.

Пример целей, взятых из реального устава АНО:

Кроме первой – главной – цели, которая продиктована нам законом (п. 1 ст. 123.24 Гражданского кодекса РФ предписывает, что суть АНО – это оказание общественно полезных услуг), две последние – это что-то неосязаемое, оторванное от материального мира.

В отличие от целей, предмет деятельности – это способ раскрыть цели, перевести их из чего-то обобщенного и эфемерного в конкретную форму.

Часто цели начинаются со слов: «содействие», «поддержка», «развитие», «расширение», «защита».

В предмете деятельности же мы конкретизируем наши цели, раскрываем их содержание.    

Пример

Чувствуете разницу?

По такому критерию уже как-то можно рассуждать, что лучше перенести в ЦЕЛИ, а что – в ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Обществознание

Учебник для 11 класса

§ 12.3. Что такое свободное общество

Итак, понятие «свобода» трактуется по-разному, а подчас и диаметрально противоположно. Размышляя над разными подходами, что-то принимая, а что-то безоговорочно отвергая, согласимся, что подлинно свободной деятельности не может быть в условиях отсутствия выбора. Свобода означает состояние человека, способного действовать во всех важных делах на основе выбора.

Какое же общество может обеспечить такой выбор?

Очевидно, что общества, где господствуют произвол и тирания отдельных лиц или групп населения, где попирается законность, где осуществляется полный (тотальный) контроль государства за жизнью своих сограждан, никак нельзя отнести к свободным.

Значит ли это, что свободным будет лишь то общество, где вмешательство государства в жизнь отдельного человека будет минимальным? Только таким и может быть действительно свободное общество, считают многие на Западе.

В экономической сфере такого общества царит свободное предпринимательство, основанное на началах конкуренции, в политической сфере существует разнообразие политических партий, политический плюрализм, демократические принципы государственного устройства. Это общество свободомыслия. И суть здесь вовсе не в том, что каждый имеет право говорить или писать что угодно, а в том, что любая идея может быть подвергнута обсуждению. Этот процесс взаимодействия людей, обладающих разными знаниями и отстаивающих разные точки зрения, и является основой развития мысли. Жизнь людей регулируется лишь демократически принятыми законами и общепризнанными нормами морали.

«Все, что может делать общество и государство,— это поощрять свободу, не допуская монополизма ни в одной из сфер жизни. Свободные от вмешательства государства, вольные поступать по собственному усмотрению индивиды станут процветать, и жизнь их будет счастливой»,— писал один из американских политических деятелей.

Однако далеко не все на Западе принимают эту модель свободного общества. Некоторые ученые, политики, выражая настроения определенной части населения, считают, что столь неограниченный индивидуализм не на пользу людям. Подлинная свобода предполагает нечто большее, чем просто невмешательство государства в жизнь людей. Самореализация человека основывается не только на индивидуальном, но и на совместном опыте, объединенном поиске решений, создании общего блага. Поэтому дополнением свободы выступают кооперация, ответственность, справедливость, т. е. все те ценности, которые должно обеспечить общество. Таким образом, считают сторонники этой концепции, роль общества значительнее, чем ее пытаются представить. Объединяясь в сообщество, люди обретают не только новые ценности, но и коллективную защиту, подчас им крайне необходимую.

Определенную регулирующую роль должно выполнять и государство. В частности, в социальной и экономической сферах оно может заботиться о равномерном распределении доходов, не допускать углубления пропасти между бедными и богатыми. Идеал свободы не должен заслонять идеала равенства.

Итак, ситуация выбора складывается не только в «пространстве» личной жизни каждого человека. Она возникает и на уровне общества в целом. Особенно это проявляется в так называемые переходные эпохи. По мнению ряда исследователей, такие эпохи потенциально содержат целый спектр направлений (альтернатив) дальнейшего развития. То, какое из них будет поддержано, к примеру, руководством страны, может существенно повлиять на жизнь всего населения данного государства. Выбор в этом случае сопряжен с очень высокой ответственностью. Примеры подобных ситуаций и последствий принятых решений сохранила для нас история далекого и недавнего прошлого.

Философские подходы к интерпретации данного понятия

Представители античной философии (Сократ, Диоген, Сенека, Эпикур и др.) считали, что свобода – смысл и цель человеческого существования.

Средневековые схоласты (Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий, Фома Аквинский и др.) воспринимали ее в качестве разума, а любые совершаемые поступки при этом были возможны исключительно в рамках церковных догматов, в противном случае свобода отождествлялась с ересью, тяжким грехом.

Представители Нового времени (Поль Анри Гольбах, Томас Гоббс, Пьер Симон Лаплас и др.) интерпретировали свободу в качестве естественного состояния человека, пути к справедливости и социальному равенству.

Тщательно исследовалась рассматриваемая проблема немецкими классическими философами. К примеру, Иммануил Кант считал, что свобода – интеллигибельный предмет (идея), присущий только человеку, а для Иоганна Фихте она – исключительная абсолютная реальность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector