Что такое забывание в психологии? понятие, причины, предупреждение

Механизм забывания

Механизмом забывания человеческий мозг наделен природой. Информация может забываться очень быстро. Особенно легко она стирается из кратковременной памяти. Например, телефонный номер, по которому недавно пришлось позвонить.

В долговременной памяти информация удерживается гораздо прочнее. Особенно крепки воспоминания, которые связаны с сильными эмоциями. Поэтому желание стереть воспоминания чаще всего связано с каким-то болезненно переживаемым событием. Сюда относятся и разрыв отношений, и неразделенная любовь, и потеря близкого. Гипноз дает возможность забыть любимого человека в подобной мучительной ситуации.

В действительности забывание — это перенос информации из сознательного в бессознательное. Но она может продолжать воздействовать на человека. Поэтому механизм того, как с помощью гипноза забыть человека, устроен более сложно. Пациент под воздействием гипнотерапевта вспоминает травмирующую ситуацию, свои действия, решения, на которых было построено стремление быть зависимым от партнера. Затем посредством внушения специалиста он меняет к ним отношение, получает настройку жить собственной независимой жизнью.

Материалы с эффектом памяти формы

Никелид титана

Лидером среди материалов с памятью формы по применению и по изученности является никелид титана (нитинол) — интерметаллид эквиатомного состава с 55 % Ni (по массе). Температура плавления — 1240—1310 ˚C, плотность — 6,45 г/см³. Исходная структура никелида титана стабильная объемно-центрированная кубическая решетка типа CsCl при деформации претерпевает термоупругое мартенситное превращение с образованием фазы низкой симметрии.

Элемент из никелида титана может исполнять функции как датчика, так и исполнительного механизма.

Никелид титана обладает следующими свойствами:

  • очень высокой коррозионной стойкостью;
  • высокой прочностью;
  • хорошими характеристиками формозапоминания; высокий коэффициент восстановления формы и высокая восстанавливающая сила; деформация до 8 % может полностью восстанавливаться; напряжение восстановления при этом может достигать 800 МПа;
  • хорошей биологической совместимостью;
  • высокой демпфирующей способностью.

К недостаткам материала относят плохую технологичность и высокую цену:

  • из-за наличия титана сплав легко присоединяет азот и кислород, для предотвращения окисления при производстве необходимо использовать вакуумирование;
  • оборотной стороной высокой прочности является затрудненность обработки при изготовлении деталей, особенно резанием;
  • в конце XX века никелид титана стоил чуть дешевле серебра.

При современном уровне промышленного производства изделия из никелида титана (наряду со сплавами системы Cu-Zn-Al) нашли широкое практическое применение и рыночный сбыт.

Другие сплавы

На конец XX века эффект памяти формы был обнаружен более чем у 20 сплавов. Кроме никелида титана, эффект памяти формы обнаружен в следующих системах:

  • Au—Cd — разработан в 1951 году в Иллинойском университете (США); один из пионеров материалов с памятью формы;
  • Cu—Zn—Al — наряду с никелидом титана имеет практическое применение; температуры мартенситных превращений в интервале от −170 до 100 ˚C; по сравнению с никелидом титана не подвержен быстрому окислению на воздухе, легко обрабатывается и в пять раз дешевле, но хуже по механическим (вследствие укрупнения зерна при термообработке), противокорозионным и технологическим свойствам (проблемы стабилизации зерна в порошковой металлургии), характеристикам формозапоминания;
  • Cu—Al—Ni — разработан в Осакском университете (Япония); температуры мартенситных превращения в интервале от 100 до 200 ˚C;
  • Fe—Mn—Si — сплавы этой системы наиболее дешевые;
  • Fe—Ni;
  • Cu—Al;
  • Cu—Mn;
  • Co—Ni;
  • Ni—Al.

Некоторые исследователи[кто?] полагают, что эффект памяти формы принципиально возможен у любых материалов, претерпевающих мартенситные превращения, в том числе и у таких чистых металлов как титан, цирконий и кобальт.

Угасание и искажение

Как угасание, так и искажение встречаются куда чаще, чем подавление или вытеснение.

Невостребованные знания рано или поздно начинают угасать: к примеру, человек знает, что какой-то момент уже сохранен в памяти его телефона, а значит держать это в своей памяти уже не столь важно, достаточно только понимать, где эта информация. Навыки и умения почти не подвержены угасанию, в отличие от конкретных данных

Кроме того, известно, что чем раньше получены знания, тем лучше они запоминаются. Пример: выученный в раннем детстве иностранный язык останется в памяти прочнее, чем будь он изучен в подростковом, а то и в зрелом возрасте.

Однако угасание нельзя однозначно считать основной причиной забывания. Ведь часто случается так, что человек без уловок говорит «не помню» о значимых вещах, используемых им не единожды, а в то же время бесполезные мелочи находятся в его сознании постоянно.

1. Закон осмысления

При чтении материал запоминается лучше, если человек при этом размышляет. Есть приёмы, которые делают запоминание более осмысленным. Увидев название книги или главы, не торопитесь ознакомиться, попробуйте определить, какая в них содержится суть. Если вы видите, что после череды обоснований автор подводит к выводу, не спешите читать, попробуйте вывести заключение сами. Читая, привыкайте разбивать текст на смысловые фрагменты, которые содержат законченную мысль.

Можно делать пометки на полях, фиксируя первую мысль, вторую, третью. Можно дать любой мысли своё наименование, привязать к ярким зрительным образам, связать между собой. Чем больше ассоциаций мы вызываем, тем лучше материал задержится в нашей памяти.

“Кривая Эббингауза” или “Кривая забывания”

Герман Эббингауз “открыл её” в 1985 году, и вот как она выглядит:

Сам герман Эббингауз был увлечен идеями “Чистой памяти”. Это запоминание, на которое не влияют процессы мышления. Кто был у нас на тренингах – эта техника называется у нас настройка “МИГ”.

Вот что пишет об этом автор (из Википедии):

“Эббингаузом был предложен метод заучивания бессмысленных слогов, состоящих из двух согласных и гласной между ними, не вызывающими никаких смысловых ассоциаций (например бов, гис, лоч, или бюс, гал, тер и т.п.).

В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остается 35 % от изученного. Далее процесс забывания идет медленно и через шесть дней в памяти остается около 20 % от общего числа первоначально выученных слогов, столько же остается в памяти и через месяц.

Выводы, которые можно сделать на основании данной кривой в том, что для эффективного запоминания необходимо повторение заученного материала.

… Осмысленное запоминание в 9 раз быстрее механического заучивания (в своих опытах Эббингауз заучивал текст «Дон-Жуана» Байрона и равный по объёму список бессмысленных слогов). Текст Байрона запомнился в 9 раз лучше”

Спасибо, кэп! Выводы, которые сделал великий немецкий психолог, поражают своим практичным применением и глубиной мысли. Вот как я их преобразовал для нашего курса:

Чтобы информация хуже забвыалась, ее важно припоминать
Для лучшего результата припоминать нужно через определенные промежутки времени в начальном этапе и потом как можно чаще
Если запоминание в начале усилить определенными методами, то можно перевести информацию с первой кривой забывания, на более дальнюю, и информация будет держаться очень долго!

И на самом деле именно их мы и используем в наших тренингах, и они работают! Вамое важное, что открыл эббингауз – это временные промежутки, через которые важно информацию припоминать, чтобы она оставалась на верхнем уровне забывания, и плохо забывались. Поэтому мы эти промежутки зашиваем в наши алгоритмы по запоминанию слов, и у вас эти слова держатся на порядок дольше

А если выполняются все рекомендации, то очень долго.

Формы амнезии

Истеричная амнезия является самой известной из форм данного психического расстройства. Она не вызывается физиологическими или органическими причинами. Зачастую такая амнезия есть часть посттравматического синдрома. Кроме того, она временная, а значит, память человека в скором времени полностью восстанавливаются. Кроме того, при лечении такой амнезии врачи, родные и близкие пострадавшего способствуют ему: назначаются специальные медикаменты, окружающие рассказывают о прошлом, человек привыкает к тому, кто он, постепенно вспоминая это.

Физиологические причины амнезии – это алкоголь и различные психотропные и наркотические вещества, заболевания и травмы, в особенности, повреждения мозга. Такое забывание может быть как временным, так и длительным. Его называют органической амнезией.

Рассеянность и забывчивость в быту – признаки амнезии у людей преклонного возраста. Это детальное воспроизведение прошлого, но крайне пространное ориентирование в настоящем. Такая форма амнезии, которая чаще всего оказывается постоянной, называется глобальной деменциальной. Психологи соотносят ее с законом Рибо, или законом обратного хода памяти. Также актуально название – закон регрессии. Он назван так в честь психолога, который его сформулировал еще в девятнадцатом веке. Закон Рибо характерен для пожилых людей или пациентов с определенными болезнями. Забывание (разрушение воспоминаний) начинается с недавних вещей, все более и более поражая прошлое. Последний этап – забывание привычек, навыков и умений. Этот процесс касается разрушения личности и инстинктивной памяти – самой стойкой ее части.

Если забывание по закону Рибо происходит вследствие болезни, оно поддается лечению, причем в том порядке, в котором наблюдается потеря воспоминаний. Однако если причина – старость, то остается только поддерживать текущее положение вещей (регрессия продвигается в медленном темпе).

Интересно, что, несмотря на то, что СМИ часто освещает случаи амнезии, встречается она далеко не так часто, как можно было бы подумать. В случаях забывания она и вовсе занимает малый процент.

Осмысленность и повторение против забывания

Законы забывания, согласно экспериментам Эббингауза, свидетельствуют об обратных действиях, которые помогают запоминанию материала. Выше мы говорили, что информация без подкрепления (бессмыслица, негодная, пустая, сведения, которые ни разу не понадобилась) забудется быстрее, чем та, что несла смысловую или эмоциональную нагрузку для человека. Также большие объемы материала не способствуют быстрому сохранению в памяти.

Получаемые данные и процессы забывания и запоминания похожи на принятие пищи. Тщательно разжеванная еда, принимаемая небольшими порциями (осмысленно и не спеша), встроится в ткани организма эффективнее, чем наспех проглоченных кусок, который еще и имеет привычку застревать поперек горла.

Человек, «поглощающий» информацию осмысленную, забывает иначе — медленнее. Если заученный материал периодически повторять, он усвоится еще лучше, а забывание практически прекратится.

Интересный феномен — закон реминисценции. Это явление, ещё малоизученное в психологии — самопроизвольное внезапное восстановление забытых фактов, событий в памяти индивида. Как и по каким причинам оно происходит ещё неясно.

Причины, признаки

Старость нельзя назвать причиной развития склероза даже у пожилых людей. Он развивается при генетических нарушениях, неблагоприятной окружающей среде, вредных привычках, неправильном питании или повышенных умственных нагрузках. В редких случаях спровоцировать состояние могут инфекционные заболевания или недостаток витамина D у ребенка. Сталкиваются с заболеванием чаще женщины.

Симптомы могут быть разными. Все зависит от того, где именно произошли нарушения в головном мозге. Если человек регулярно забывает на следующий день, что происходило вчера, то это уже можно считать признаком склероза. Вместе с этим могут проявляться другие симптомы.

Вторичные признаки склероза:

  • мышечная слабость;
  • повышенная утомляемость;
  • снижение остроты зрения;
  • онемение конечностей;
  • головокружения;
  • проблемы с координацией;
  • нарушение мочеиспускания;
  • импотенция;
  • эпилептические приступы.

С развитием заболевания все симптомы становятся более яркими. Зачастую к ним добавляются проблемы с речью, уменьшение физической силы, снижение чувствительности кожных покровов, ухудшение интеллекта, недержание мочи и кала. Больной может сидеть с лицом, не выражающим никаких эмоций, и не проявлять никакого интереса к окружающим, даже если кто-то его будет звать.

В большинстве случаев склероз ограничивается простым ухудшением памяти, сочетаемым с утомляемостью и периодическими головокружениями. Некоторые даже не придают этому значения, не задумываясь о посещении врача.

Суть явления

Почему так происходит? (См. рис. 2)

  1. В исходном состоянии в материале существует определенная структура. На рисунке она обозначена правильными квадратами.
  2. При деформации (в данном случае изгибе) внешние слои материала вытягиваются, а внутренние сжимаются (средние остаются без изменения). Эти вытянутые структуры — мартенситные пластины, что не является необычным для металлических сплавов. Необычным является то, что в материалах с памятью формы мартенсит термоупругий.
  3. При нагреве начинает проявляться термоупругость мартенситных пластин, то есть в них возникают внутренние напряжения, которые стремятся вернуть структуру в исходное состояние, то есть сжать вытянутые пластины и растянуть сплюснутые.
  4. Поскольку внешние вытянутые пластины сжимаются, а внутренние сплюснутые растягиваются, материал в целом проводит автодеформацию в обратную сторону и восстанавливает свою исходную структуру, а вместе с ней и форму.

Применение:

– медицина, стоматология,

– производство датчиков,

– космическая промышленность,

– робототехника,

– нефтегазовая промышленность,

– легкая промышленность,

– и пр.

карта сайта

нитинол сплав память проволока свойства состав применение поводки двигатель скрепка металл где можно купить цена за кг википедия форум характеристики сколько стоит в медицине стоимость в нефтедобыче плотность что делают фиксаторы стент пружина скрепка изделия проводник из эффект памяти форма память формы нитинола видео устройства с нитинолом

comments powered by HyperComments

Это интересно: Обапол — особенности, применение, разновидности

Причины

Психологи выделяют ряд факторов, воздействующих на вытеснение из памяти различных событий.

  • Самой распространённой причиной забывания является невостребованность информации. Обучающиеся в средних и высших учебных заведениях не хранят в памяти весь материал, полученный на протяжении длительного времени. Приобретённые знания и навыки, которыми личность пользуется, запоминаются. Остальные данные, не вызывающие интереса у субъекта или не применяющиеся, стираются из памяти.
  • Возраст индивида влияет на процесс забывания. Детская амнезия свойственна малышам. Люди не могут вспомнить события, происходившие с ними до трёхлетнего возраста. Специалисты связывают это явление с ограниченным словарным запасом и отсутствием опыта у малыша. Кроме того, ребёнок ещё не ощущает себя личностью. Наиболее интенсивно процесс нарушения памяти идёт после наступления менопаузы. Пожилым сложно запоминать новую информацию, воспроизводить недавние события. Они склонны забывать и то, что им предстоит сделать. Особую трудность представляет столкновение с новыми обстоятельствами, непривычными действиями. На их освоение людям преклонного возраста требуется много времени. Психологи рекомендуют им использование различных памяток и применение мнемонических приёмов.
  • Причиной может быть интерференция. В этом случае предшествующие или последующие события мешают запоминанию нужной информации. Например, студент усиленно готовится к экзамену. И вдруг ему сообщают печальную новость. В результате проактивной интерференции только что усвоенные знания частично вытесняются из памяти. Ретроактивная интерференция представляет собой изучение нового материала сразу же после усвоения другого навыка. Например, студенту надо выучить сразу два предмета. Он должен сдать за день два зачёта. Это отразится на качестве знаний. При сдаче в один день сходных дисциплин интерференция возникает только во время обретения первого навыка. Изучение второго предмета углубляет знания первой дисциплины.
  • На скорость забывания влияет отсутствие перерыва в моменты деятельности. Торможение нейронов головного мозга связано с утомлением человека. Даже небольшая передышка в процессе учёбы или работы улучшает процесс запоминания. Своевременный отдых способствует восстановлению памяти в полном объёме.
  • Различные заболевания центральной нервной системы, мозговые травмы и ушибы тоже способствуют стиранию знаний. В случае утраты функций некоторых тканей информативные блоки могут исчезать из памяти целиком.

Имеет ли смысл стирать события? Ценность опыта, последствия

Можно ли стереть память человеку полностью? Нет, сделать этого нельзя. Но как стереть из памяти неприятные воспоминания? Именно для этого чаще всего нужны специальные техники, некоторые даже используют гипноз, чтобы забыть ту или иную ситуацию.

Главными показаниями к тому, чтобы стереть память, являются психотравмирующие ситуации: преступления, военные действия, изнасилования, аварии, катастрофы. В данном случае негативный опыт не является ценным, поскольку вгоняет человека в депрессию, мешает ему нормально жить.

Стирание памяти методом гипноза является необходимым, проводится он чаще всего профессионалом. В любом случае самостоятельно избавиться от негативных состояний тоже можно, но это уже работа психологическая. Травмирующую ситуацию нужно принять и осознать.

Попытаться понять, почему она произошла именно с вами. Работа не из лёгких. Возможно, если вы пережили ее и остались физически целы, то это и есть путь к самопознанию

Даже если ситуация в прошлом была ужасной, вы — живы, поэтому важно осознать одну вещь – это положительный момент

Осмысление урока – это та ступень, которая помогает избавиться от негативных эмоций, прекратить вызывать события прошлого. Если не получается стереть из памяти воспоминания, то обратитесь к опытному психологу, который владеет определенными техниками, включая гипноз.

Редко, но случается, что стирание памяти – явление самопроизвольное. Это защитная реакция организма, то есть забывание – естественный механизм.

В этом случае травмирующая информация уничтожается полностью, включая и негативные эмоции. Подобная реакция включается, если человек испытал сильнейший испуг. Однако это не решает проблему, так как останется нервное расстройство.

Как стереть человеку память? Существуют искусственные методы забывания информации, среди них гипноз, химическое воздействие, создание ложных воспоминаний, нейролингвистическое программирование.

  1. Гипноз. Это искусственное забывание, которое подойдет людям, не сумевшим самостоятельно справиться с отрицательными эмоциями. В этом случае воспоминания не изымаются из памяти, а блокируются. Стирание памяти гипнозом эффективно, но не всем подойдет. Воспоминания могут вернуться, если о них напомнить.
  2. Химические вещества. Это таблетки, которые ослабляют нейронные связи. Они помогают, если нужно забыть какой-то эпизод.
  3. Ложные воспоминания. Происходит их подмена, действует подобное с легко внушаемыми людьми.
  4. НЛП. Влияет на воспоминания людей при помощи психологических приёмов (слов, жестов, интонаций).

Подобные эксперименты способны привести к расстройствам психики, которые уже не вылечить без помощи врачей. Стоит ли таких жертв вмешательство в память? Решать вам.

Как поступить?

Можно ли стереть память? Сделать это полностью не получится. Есть одно очень мудрое высказывание, которое гласит: «Память не закопать». Как и стереть прошлое из памяти навсегда.

Возможно, имеет смысл последовать такому совету: «Я не могу забыть, но я могу простить». Если ситуация из прошлого была травмирующей, отпустите её себе во благо. Изменить вы точно уже ничего не сможете, а вот улучшить свою жизнь благодаря тому, что её больше нет – да.

Суть явления

Почему так происходит? (См. рис. 2)

  1. В исходном состоянии в материале существует определенная структура. На рисунке она обозначена правильными квадратами.
  2. При деформации (в данном случае изгибе) внешние слои материала вытягиваются, а внутренние сжимаются (средние остаются без изменения). Эти вытянутые структуры — мартенситные пластины, что не является необычным для металлических сплавов. Необычным является то, что в материалах с памятью формы мартенсит термоупругий.
  3. При нагреве начинает проявляться термоупругость мартенситных пластин, то есть в них возникают внутренние напряжения, которые стремятся вернуть структуру в исходное состояние, то есть сжать вытянутые пластины и растянуть сплюснутые.
  4. Поскольку внешние вытянутые пластины сжимаются, а внутренние сплюснутые растягиваются, материал в целом проводит автодеформацию в обратную сторону и восстанавливает свою исходную структуру, а вместе с ней и форму.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector