Негативизм является симптомом кризиса какого возраста

Содержание:

Сроки

Кризис 13 лет — название достаточно условное и обобщённое. И физическое, и эмоционально-психическое развитие подростка сугубо индивидуально. Поэтому трудный период может начаться у ребёнка раньше или позже обозначенного возраста.

Ранний (12-13 лет)

Наблюдается чаще всего у девочек, которые и телом, и душой взрослеют раньше мальчиков. С одной стороны, упрямство и конфликтность в этом возрасте побороть проще, так как ещё силён авторитет взрослых. С другой, поговорить с ними гораздо труднее, так как они зацикливаются на собственной самостоятельности и перестают адекватно воспринимать критику, запреты и правила.

Поздний (13-14 лет)

Развитие саморефлексии на данном этапе протекает более сглажено. Ребёнок уже в состоянии частично воспринимать оценки и критику со стороны окружающих. Однако взрослые должны проследить, чтобы они были объективными, и чтобы подросток правильно их понимал. Если мальчик, чтобы самоутвердиться, скажет при всех 14-летней девочке, что она толстая, хотя на самом деле у неё нет проблем с лишним весом, дело может закончиться анорексией. Поэтому родители должны своевременно замечать, не формируется ли патологический комплекс, который может испортить всю жизнь неправильными паттернами поведения.

Длится кризис у всех по-разному. У кого-то в сглаженном виде проявляется эмоциональными вспышками на протяжении всех 3 лет (с 12 до 14). У кого-то наблюдается острая, но краткосрочная форма. Подросток может уйти из дома, вступить в неформальную группировку, не ходить в школу, но в течение 5-6 месяцев обычно такие демонстративные протесты сходят на нет, и все возвращается в нормальное русло.

Диагностика

Негативизм диагностируется в психологии с помощью психологических тестов и опросников. Эти методы позволяют не только выявить симптом, но и определить другие негативные расстройства мышления. Диагностика может проводиться как у детей, так и взрослых людей, но чаще всего наблюдению подвергается детский негативизм.

Метод диагностики Описание
Опросник агрессивности А. Басса и А. Дарки Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки разработана Арнольдом Бассом и Энн Дарки в 1957 г. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». Выделение различных видов агрессии и враждебности позволило основателям опросника определить несколько видов реакций, среди которых присутствует негативизм. Поэтому данный опросник может использоваться для выявления склонности к негативизму как взрослых, так и детей.
Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская) Позволяет оценить особенности взаимодействия родителя и ребенка с разных точек зрения. Существует 2 вида опросника: подростков и их родителей, родителей дошкольников и младших школьников. Результат диагностики позволяет выявить стиль воспитания подростков и детей.
Опросник Кеннета Томаса (Kenneth Thomas) «Определение способов регулирования конфликтов» К. Томас выделил 5 способов регулирования конфликтов, обозначенные в соответствии с двумя основополагающими измерениями (склонность к кооперации и напористости): 1. Поведение приспособления (склонность к жертвованию собой ради интересов других).

2. Конкурирующее поведение (склонность игнорировать интересы большинства ради собственных интересов).

3. Избегание (отсутствие склонности к кооперации).

4. Склонность к компромиссу (желание достижения соглашения путем взаимных уступок).

5. Сотрудничество (стремление достигнуть удовлетворения обеих сторон).

Разработанный опросник определяет наиболее свойственное человеку поведение в конфликтной ситуации, где может четко проявляться негативизм.

Методика исследования самооценки личности (С.А. Будасси) Методика С.А. Будасси необходима для оценки отношения к своим личностным качествам с помощью количественного измерения и ранжирования. Для проведения методики человеку предлагается список из 48 слов, обозначающих качества личности, 20 из которых должны быть выбраны пациентом для описания «идеального человека». В результате измерения выявляется адекватность соответствия реального Я и идеального Я для человека, его оценка собственных качеств.
Тест Айзенка для определения темперамента Тест Айзенка был разработан автором в 1963 году. Он был создан для определения степени возбуждения нервной системы, а также склонности к интроверсии или экстраверсии. Спустя 5 лет после разработки в тест была добавлена шкала психотизма. Сегодня метод диагностики широко применяется для исследования темперамента личности, ее склонности к возбуждению и коммуникации с другими людьми, что является важным критерием для выявления негативизма.
Рисуночный тест Рисунок человека как у ребенка, так и взрослого, может определить особенности социальных отношений пациента. Например, человек, нарисованный со спины, говорит о негативизме, то есть противодействии требованиям окружающих людей. Также повышенный уровень тревожности относительно общительности можно заметить с помощью многочисленных исправлений, штриховки и стираний на рисунке. Если фигура человека изображается уменьшено относительно остальной части рисунка – можно сделать вывод о проблемах тестируемого с общением и возможном негативизме. Явление может выражаться посредством изображения персонажа не только со спины, но и в профиль или сюжетом, где герой нарисован в позе, не расположенной к общению.

Семь симптомов кризиса

Кризис трёх лет может выражаться в проявлении таких симптомов, как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, стремление к деспотизму. Впервые их выявила и описала Э. Келер в работе «О личности трёхлетнего ребёнка». Л. С. Выготский назвал семь наиболее ярких особенностей поведения ребёнка в период кризиса трёх лет «семизвездием симптомов». Рассмотрим эти симптомы более подробно.

Негативизм — это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребёнок не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия — сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.

Упрямство — это реакция ребёнка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал у взрослого, и отказаться от собственного решения даже при изменившихся обстоятельствах ребёнок не может. Упрямство следует отличать от настойчивости в достижении какой-либо определённой цели.

Строптивость — направлена в целом против норм воспитания, системы отношений, образа жизни в семье, а не против конкретного взрослого.

Своеволие — стремление ребёнка всё делать самому (ключевые слова в речи «Я сам!»), проявление инициативы собственного действия, которая неадекватна возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. При этом меняется отношение ребёнка к окружающему миру: теперь ребёнком движет не только желание узнавать новое, овладевать действиями и навыками поведения. Ребёнок начинает активно удовлетворять познавательную потребность. Это проявляется в его активности, любознательности. Но проявление инициативы может вызывать конфликты со взрослыми, поскольку она зачастую неадекватна возможностям ребёнка. Необходимо учитывать то, что ребёнок пробует свои силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия — важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию.

Протест-бунт — проявляется в частых конфликтах с родителями

Ребёнку важно, чтобы окружающие люди всерьёз относились к его самостоятельности. Если ребёнок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания — он начинает протестовать

Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений. Американский психолог Э. Эриксон считает, что именно в этом возрасте у ребёнка начинает формироваться воля, независимость и самостоятельность.

Обесценивание — в глазах ребёнка обесценивается всё то, что было для него привычно, интересно, дорого раньше. Симптом обесценивания может проявляться в том, что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, ломать любимые игрушки.

Деспотизм — ребёнок проявляет деспотическую власть по отношению к близким людям, заставляет родителей делать всё, что он требует.

Таблица признаков Рейнина

 

Первая квадра

Вторая
квадра

Третья
квадра

Четвер­тая
квадра

  Дон
Ки­хот
Дю­ма Гю­го Ро­бес­пьер Гам­лет Мак­сим Жу­ков Есе­нин На­по­ле­он Баль­зак Джек Драй­зер Штир­лиц До­сто­евс­кий Гек­сли Га­бен

Индивидуальные признаки

+   +   +   +   +   +   +   +  
  +   +   +   +   +   +   +   +
  +     + +     +   + +     + +  
  + +     + +   +     + +     +
+     +   + +     + +   +     +
  + +   +     + +     +   + +  
  +     +   + +   +     +   + +  
  + +   +     +   + +   +     +
+   +     +   + +   +     +   +
  +   + +   +     +   + +   +  
  +     + +     + +     +  +      +
  + +     + +     + +      + +  
+   +     +   +   +   + +   +  
  +   + +   +   +   +     +   +
  +   +   +   +     +   +   +   +
  +   +   +   + +   +   +   +  

Диадные
признаки

    + + + +         + + + +    
+         + + + +         + +
  + +     + +     + +     + +    
    + +     + +     + +     + +
+ +         + +     + + + +    
    + + + +     + +         + +
 + +     + +         + +     + +
    + +     + + + +     + +    

Квадровые
признаки

+ + + +                 + + + +
        + + + + + + + +        
+ + + + + + + +                
                  + + + + + + + +
          + + + +         + + + +
 + + + +         + + + +        

Подробнее о признаках Рейнина:

Результаты исследования, проведенного в в
2002-2003 гг. рабочей группой по соционике при
лаборатории междисциплинарных
исследований ИБиПЧ (Санкт-Петербург), в
составе: Доспехов С.В., Егоров В.В., Егорова О.А.,
Иванов П.А., Казакова М.М., Ковалева А.Ю.,
Кочубеева Л.А., Малкова И.И., Мальская Е.Н.,
Миронов В.В., Овчинников Е.И., Стоялова М.Л.:

Негативизм: причины развития у детей, подростков и взрослых, симптомы и коррекция упрямства

В психологии под негативизмом подразумевают лишенное рациональных предпосылок сопротивление человека любому внешнему воздействию, даже вопреки собственному благополучию.

В более общем смысле этим понятием обозначают в целом отрицательное восприятие окружающего мира, желание все делать наперекор просьбам и ожиданиям.

В педагогике термин «негативизм» применяют к детям, которым свойственна оппозиционная манера вести себя с людьми, которые должны являться для них авторитетом (учителя, родители).

Общие сведения

В психологии негативизм — это отдельный термин для обозначения симптома немотивированного сопротивления, характеризующегося расстройством воли и проявляющемся при кататоническом возбуждении и кататоническом ступоре – психопатологических синдромах, сопровождающийся двигательными расстройствами неорганического характера

Важно отличать от упрямства детей, так как оно имеет свои причины, а происхождение реакций негативизма бессознательное. Они могут проявляться на коммуникативном, поведенческом или глубинном уровне (не давать внешних проявлений)

Обычно негативизм сводится к немотивированному сопротивлению на любые требования/просьбы двигаться, говорить или следовать каким-бы то ни было инструкциям, а также желание сделать наперекор. Он становится причиной нарушения общения, обучения и в целом адаптации в этом мире.

Согласно Кречмеру негативизм – это проявление активности гипобулических механизмов – состояния психики, характеризующегося сниженным желанием и побуждением к деятельности. Тогда как Блейлер считал, что бессознательное сопротивление является признаком аутизма или диссоциации личности.

Ребенок портит и ломает игрушки, что делать?

Этот вопрос интересует добрую половину родителей. Причины такого поведения детей различны.

Прежде всего, игрушки нужно приобретать в соответствии возраста Вашего малыша, так как дети более раннего возраста еще плохо контролируют свою силу и могут ломать сильно хрупкие игрушки, предназначенные для детей постарше.

В этом случае вины ребенка нет – он это делает не специально. Но в большинстве случаев ребенок это делает специально и родителям нужно разобрать в причинах такого поведения. Возможно, что такое поведение несет «скрытое» послание ребенка родителям.

Если ребенок уже не маленький — старше 4 лет, то, возможно ему просто некуда деть энергию и он это делает от безделья. В таком случае ребенка следуетчем-либо занять: найти занятие, отдать на детские курсы, в кружок и так далее.

Рассмотрим наиболее частые причины такого поведения.

Игрушка является цельной и ее нельзя разобрать, а очень хочется!

В данном случае ребенком движет желание понять как устроена игрушка: он начинает отрывать колеса, наклейки, выдавливать стекла и. т.д.

Ребенок ее пытается разобрать из любопытства и потом собрать обратно. Решением здесь может быть покупка конструкторов.

Сейчас большой выбор конструкторов, как для девочек, так и для мальчиков, для разных возрастов – от самых простых до сложных.

Неловкость ребенка.

Есть категория родителей, которые растят грудных детей без игрушек совсем, считая, что дети все равно не умеют в них играть, а только раскидывают, в результате чего погремушки ломаются.

Результатом этого становиться задержка формирования навыков обращения с предметами – двигательная неловкость.

В следствие этого, происходит задержка развития ребенка: развитие мелкой моторики рук, восприятие окружающей среды.

Подрастая, малыш при данном методе воспитания, будет ломать игрушки, только получая их.

В данном случае помочь ребенку может только специалист – невропатолог. Если этого не сделать, то не исключена возможность того, что возникнут трудности при обучении письму, вырезанию, лепке, рисованию.

Ребенка с самых первых дней жизни нужно приучать к погремушкам, кубикам: чем больше ребенок берет в руки предметы, тем быстрее происходит его развитие, как в физическом, так и в умственном плане – быстрее происходит развитие кругозора малыша.

Внутренняя агрессия.

Когда ребенок обижен или расстроен чем то, то он начинает бить или раскидывать игрушки. В такой ситуации нужно как можно сроке успокоить ребенка, узнать у него причину такой агрессии.

Игрушка не нравиться или вызывает страх.

Детский негативизм

Чаще детский негативизм – преходящее явление. Раздражение взрослого только усилит негативную реакцию ребенка на запрет.

Негативизм Детский — Психологический словарь – dic.academic.ru

Негативизм детский – форма общения – ребенка, в которой он делает попытки отстоять права своей личности – путем противодействия требованиям окружающих.

Детский негативизм – Психологос – www.psychologos.ru

Помните: от того, как мы будем реагировать на детский негативизм , зависит самое важное – будущая личность, сфера ее отношений, в том числе к людям и к себе

негативизм детский – это Что такое негативизм детский ? – psychology.academic.ru

негативизм детский . — форма общения ребенка, в коей он пытается отстоять права своей личности путем противодействия требованиям окружающих.

Детский негативизм : признаки и причины его проявления – CyberLeninka.ru

Рассматривается проблема детского негативизма с позиций педагогики, раскрываются признаки и причины его проявления.

Негативизм у детей, симптомы, как бороться с детским – www.sweli.ru

. Негативизм у детей. В возрасте от 2 до 3 лет дети склонны проявлять признаки упрямства и Это не так-то просто сделать, когда у двухлетнего малыша истерика. Детское нытье.

Негативизм у детей | Статьи – www.psyportal.net

Детский негативизм являет собой проявление развития ребенка и способ самоутверждения на определенном этапе его жизни.

Детский негативизм – Игры для детей онлайн. Бесплатные – xn—-8sbajyvfd4a8f2ae.xn--p1ai

Детский негативизм – ситуативное явление, пока это не стало привычной моделью поведения. Не позволяйте ребенку находиться в постоянном эмоциональном напряжении

Детский негативизм – zdravnica.net

Негативизм (от лат. отрицание) — Чаще всего негативизм встречается у детей по отношению к требованиям взрослых, предъявляемым без учета потребностей детей.

Негативизм у детей | Статьи | Фазы детского негативизма – www.psyportal.net

Фазы детского негативизма . Детский негативизм , как возрастное явление, имеет свои фазы развития. Первая фаза: 1,5-3 года.

НЕГАТИВИЗМ ДЕТСКИЙ – это Что такое НЕГАТИВИЗМ – pedagogicheskaya.academic.ru

НЕГАТИВИЗМ ДЕТСКИЙ . (от лат nega-tio — отрицание), лишенное разумных оснований сопротивление ребенка оказываемым на него воздействиям

Негативизм у детей, подростков и взрослых – InDepress.ru

Детский негативизм впервые проявляется у детей трех лет. Постепенно при правильной реакции взрослых детский негативизм у дошкольника проходит.

Негативизм детский – это Что такое Негативизм детский ? – psychology_pedagogy.academic.ru

Негативизм детский . — немотивированное поведение ребенка, проявляющееся в действиях

Статья Детский негативизм и причины его проявления – infourok.ru

« Детский негативизм : признаки и причины его проявления ». Составил учитель начальных классов. Проданова Анна Владимировна.

Детский негативизм : признаки и причины его проявления – www.nauka-dialog.ru

Ключевые слова: детский негативизм ; капризность; упрямство; причины негативных проявлений; рассогласо-ванный стиль воспитания; ситуативная рефлексия

Как преодолеть кризис 3 лет у ребенка?

Чтобы ответить на вопрос, как пережить кризис 3 лет у ребенка, важно понять, что такое поведение ребенка – вовсе не дурная наследственность или избалованность. Малыш взрослеет и начинает стремиться к независимости

В это время он проходит первый переломный момент в попытке стать личностью и важно поддерживать его проявления и давать уверенность в том, что мама с папой не отвернуться, как только ребенок станет не так удобен.

Кризис трех лет – советы родителям

Кризис трех лет советы пережить помогут только тогда, когда родители действительно этого захотят и наберутся терпения:

Позволяйте малышу быть самостоятельным. Не старайтесь делать все за него, наоборот, привлекайте кроху к домашним обязанностям и разрешайте самостоятельно принимать решения – ошибаться, падать, вставать и вновь ошибаться. Просите ребенка помочь помыть посуду (пластиковую), протереть пыль или убрать игрушки. Но ни в коем случае не подпускайте кроху к потенциально опасным занятиям – электрическим и раскаленным приборам.

Наберитесь терпения. Чрезмерная эмоциональность родителей показывает, что малыш может на них действовать через крик или слезы. Как только ребенок понимает, что манипуляции не действуют, он начинает искать другие «рычаги».

Уменьшите число запретов. Постарайтесь начать уступать в мелких спорах. Ребенок должен четко понимать, что категорически запрещено – важные правила безопасности и социальные нормы за нарушение которых можно поплатиться здоровьем. Все остальное – не так значимо и может быть обговорено.

Дайте ребенку возможность выбирать

Для кризиса трех лет характерны упрямство и негативизм, малыш старается делать все наоборот и поэтому так важно дать ему возможность совершать выбор. Ребенок должен прийти к пониманию, что он самостоятельный и несет ответственность за свое решение

Вы можете лишь предложить несколько вариантов и ждать ответ «босса».

Что делать если у ребенка истерика?

Чтобы предупредить вспышку эмоций во время кризиса 3 лет у ребенка, необходимо с ним постоянно разговаривать и договариваться. Малыш итак переживает нелегкое время, на прохождение которого тратит много физических и эмоциональных сил, постарайтесь помочь ему больше выговаривать свои эмоциональные состояния и тогда ему будет куда проще объясняться без вспышек. Но что делать, если истерика набирает обороты?

Как успокоить ребенка при истерике и что делать необходимо:

  1. В разгар истерики не стоит пытаться объяснить малышу что он не прав. Стоит дождаться, пока он придет в себя, а после обсудить его эмоции (обязательно проговорив состояния), а затем обстоятельно объяснить, почему вы считаете такое поведение недостойным и плохим. Расскажите ребенку о своих чувствах, даже если они негативные – так он будет учиться выражать свои эмоции словами.
  2. Во время истерики у ребенка в 3 года постарайтесь его обнять и дать понять, что мама всегда рядом. Любой малыш во время истерики хочет, чтобы его пожалели. Если с первого раза кроха не дает себя обнять, стоит немного подождать и попробовать снова. Объятия способны стабилизировать нервную систему и подарить чувство защищенности.
  3. Истерику в общественном месте правильнее всего оставлять без внимания. Как только ребенок поймет, что «зрителям» не интересны его эмоциональные терзания, он сразу встанет с пола, отряхнется и пойдет дальше делать свои дела.

Признаки

Родители должны знать, в чём проявляется кризис 3 лет, чтобы отличить его симптомы от обычных контекстных ситуаций. Например, если ребёнок отказывается своевременно ложиться спать, это может быть продиктовано тем, что он перевозбудился перед сном, переиграл в шумные игры или пересидел перед телевизором. Каждый случай нужно рассматривать отдельно.

Комплекс симптомов кризиса 3 лет психологи называют «семизвездием».

Негативизм — «Делаю назло!»

Отказываются от собственных желаний, совпадающих с требованиями родителей. Не хотят что-то делать лишь потому, что инициатива исходит от взрослого. Негативная реакция всегда адресная и направлена не на содержание просьбы, а на конкретного человека. Например, мама зовёт малыша с улицы на обед. Несмотря на то, что он уже сам давно проголодался и хочет домой, он отказывается это делать только ради противостояния матери.

Строптивость — «Не хочу подчиняться!»

В отличие от негативизма, данное проявление кризиса обезличено. Оно направлено на бытовой уклад и режим дня, к которым родители стараются приучить малыша. Он отказывается ложиться спать в нужное время или убирать за собой игрушки.

Упрямство — «Я так решил!»

«Не хочу!» и «Не буду!» без всяких объяснений — самые частые признаки кризиса 3 лет. Преодолеть их не способны ни уговоры, ни угрозы.

Бунт (протест) — «Мне всё надоело!»

Похож на предыдущие проявления кризиса. Однако бунт — самый страшный из них. Во-первых, включает в себя и негативизм, и строптивость, и упрямство. Во-вторых, носит постоянный характер. Ребёнок ежедневно отказывается от завтрака или от дневного сна. В-третьих, проявляется ярче всех. Дело доходит до неконтролируемых вспышек гнева и настоящей истерики. Это чревато сильнейшим стрессом и аутоагрессией.

Деспотизм — «Делайте так, как я хочу! Я хозяин и повелитель!»

Пытаются манипулировать родителями истериками и слезами. Особенно это действует на мам и бабушек. Капризничают, кричат и даже демонстративно катаются по полу, лишь бы желание выполнили (купили игрушку, отпустили гулять, дали конфету).

Обесценивание — «Не люблю вас! Вы плохие!»

Злятся на то, что им дорого, пытаясь избавиться от зависимости. Тихий, воспитанный ребёнок может начать кричать и плохо себя вести при посторонних (в общественном транспорте, например). Ломают любимые игрушки. Мама становится врагом №1, её перестают слушаться и даже могут ударить.

Своеволие — «Я могу сам!»

Не нужно путать со стремлением к самостоятельности. Одно дело, когда малыш пытается сам снова и снова завязать шнурок или взболтать яйцо в тарелке, но при этом прислушивается к советам взрослым и не отказывается от помощи. И совершенно другое — когда он при этом злится, никого не слушает, выполняет всё неправильно, отталкивает руку родителей. Нередко это заканчивается печальными ситуациями: без разрешения включаются в сеть бытовые приборы, портятся ценные вещи, ребёнок уходит далеко от дома.

Это основные симптомы кризиса 3 лет, которые проявляются регулярно, достаточно ярко, чаще всего комплексно. Они могут сопровождаться и другими эмоционально-поведенческими отклонениями. Последние наблюдаются далеко не у всех и не всегда, но способны усугубить и затянуть течение кризиса. К ним относятся:

  • отдаление от родителей, которые теряют доверие ребёнка и даже могут перестать быть для него авторитетом;
  • жадность: подобно взрослым, детям хочется иметь что-нибудь своё, и они яростно охраняют свою собственность;
  • вредность — основа строптивости, упрямства и негативизма, часто обусловлена наследственной чертой характера;
  • ревность: ребёнок требует к себе внимания близкого человека 24/7 и не хочет его делить ни с кем другим;
  • необоснованная агрессия: в 3 года малыш ещё не понимает, что с ним происходит, и винит во всех своих бедах окружающих, что приводит к дракам, царапанию, кусанию.

Родители должны понимать, что у каждого ребёнка кризис проявляется по-разному, но он в любом случае происходит. У одних сглаженно и более спокойно, у других — с ежедневными бурными протестами и истериками. Если симптомы не наблюдаются до 4 лет, необходимо обратиться к психотерапевту, потому что это может свидетельствовать о задержке в развитии.

Индивидуальные признаки

Экстраверсия
— Интроверсия

Экстраверсия — экстраверты
ориентированы на внешний мир, на объекты и
их качества.

Дон КихотГюгоГамлетЖуковНаполеонДжекШтирлицГексли.

Интроверсия — интроверты ориентированы
на взаимосвязи, между собой и внешним миром, а
также между объектами.

ДюмаРобеспьерМаксимЕсенинБальзак ДрайзерДостоевскийГабен.

Примечание. Признак экстраверсия/интроверсия
может зависеть от признака рациональность/иррациональность. Иррационалы иногда проявляют признаки
экстраверсии, рационалы — признаки
интроверсии.

Интуиция — Сенсорика


Интуиция
— интуиты лучше воспринимают
нематериальную часть мира. Восприятие
информации происходит настолько быстро,
что это даже не осознается, однако такая
информация может не задерживаться надолго в
сознании.

Дон КихотРобеспьерГамлетЕсенинБальзакДжекДостоевскийГексли


Сенсорика
— сенсорики воспринимают
материальную часть мира — вкус, цвет, размер
и т.д. Такая информация воспринимается
более медленно, но хорошо ими усваивается и
сохраняется. С возрастом сенсорики
становятся более опытными, «взрослыми».

ДюмаГюгоМаксимЖуковНаполеонДрайзерШтирлицГабен

Логика — Этика

Логика — логики оценивают мир с точки
зрения правил, логических связей.

Дон КихотРобеспьерМаксимЖуковБальзакДжекШтирлицГабен


Этика
— этики оценивают мир с точки
зрения чувств, эмоций, переживаний своих и
других людей.

ДюмаГюгоГамлетЕсенинНаполеонДрайзерДостоевскийГексли

Статика — Динамика

Статика — статики воспринимают действительность как набор статических
картинок (слайдов), которые могут быть не связаны непрерывным потоком изменений.

Дон КихотРобеспьерМаксимЖуковНаполеонДрайзерДостоевскийГексли


Динамика
— динамики воспринимают
действительность как последовательность событий.

ДюмаГюгоГамлетЕсенинБальзакДжекШтирлицГабен

Позитивизм — Негативизм

Позитивизм — позитивисты, оценивая
ситуацию, выделяют те качества, которые в
ней присутствуют. Например: «Погода
хорошая, небо ясное».

Дон КихотГюгоМаксимЕсенинНаполеонДжекДостоевскийГабен

Негативизм — негативисты при оценке
ситуации выделяют те качества, которые в
ней отсутствуют. Например: «Неплохая
погода, на небе — ни облачка».

ДюмаРобеспьерГамлетЖуковБальзакДрайзерШтирлицГексли

Примечание. Психологи советуют в своей
речи избегать употребления частицы «не»,
например, планируя какое-либо изменение в
своей жизни, рекомендуется не перечислять
те факторы, которые не хотелось бы видеть в
будущем, а лишь те, которые желательны. По
этой причине иногда негативисты следят за
своей речью и тщательно избегают
негативистских формулировок. Поэтому, не
всегда можно сделать вывод, о том, что
человек позитивист, если он не проявляет
признаков негативизма.

Квестимность — Деклатимность

Квестимность — квестимы в разговоре
склонны к диалогу. Речь квестима «многотональная»,
в ней перемежаются вопросительные и
утвердительные интонации, рассказывая о
чем-либо они могут задавать вопросы и сами
же на них отвечать. Склонны отвечать
вопросом на вопрос.

Дон КихотРобеспьерГамлетЕсенинНаполеонДрайзерШтирлицГабен


Деклатимность
— деклатимы склонны к
монологу. Их речь обычно звучит в одной
тональности.

ДюмаГюгоМаксимЖуковБальзакДжекДостоевскийГексли

Примечание. Вертность оказывает влияние
на проявление признака квестимность/деклатимность.
Интроверсия усиливает квестимность,
экстраверсия — деклатимность.

Тактика — Стратегия

Тактика — для тактика важен путь, движение,
последовательность его шагов и действий,
при этом цель ставится неосознанно и может
корректироваться.

Дон КихотГюгоМаксимЕсенинБальзакДрайзерШтирлицГексли


Стратегия
— для стратега важна цель,
желаемое состояние. При этом путь к ее
достижению выбирается неосознанно, и может
меняться.

ДюмаРобеспьерГамлетЖуковНаполеонДжекДостоевскийГабен

Конструктивизм — Эмотивизм

Конструктивизм — конструктивисты
получают
из внешнего мира фактическую информацию.
Общаясь с человеком стараются избежать «эмоциональной
подстройки» под его состояние. Для того
чтобы пережить
какие-либо эмоции склонны
возвращаться к событию или месту, где они
были вызваны, например, могут по нескольку раз
перечитывать одну и ту же книгу.

Дон КихотГюгоГамлетЖуковБальзакДрайзерДостоевскийГабен


Эмотивизм
— эмотивисты стремятся получить
из внешнего мира новые эмоциональные
впечатления. При общении с человеком
стараются ввести его в нужное
эмоциональное состояние, либо самим
подстроиться под состояние собеседника.

ДюмаРобеспьерМаксимЕсенинНаполеонДжекШтирлицГексли

Виды негативизма

Негативное восприятие может проявляться как в активной форме, так и в пассивной. Активный негативизм характеризуется открытым неприятием просьб, такие люди делают все наоборот, о чем бы их ни просили. Характерен он для детей трех лет. Достаточно часто в это время встречается речевой негативизм.

Маленькие упрямцы отказываются выполнять любые просьбы взрослых и делают все наоборот. У взрослых людей данный вид патологии проявляется при шизофрении, так больных просят по лицом, они отворачиваются в противоположную сторону.

Вместе с тем, негативизм нужно отличать от упрямства, так как упрямство имеет некие причины, а негативизм является немотивированным сопротивлением.

Пассивный негативизм характеризуется полным игнорированием требований и просьб. Обычно он присутствует при кататонической форме шизофрении. При попытке изменить положение тела больного, он сталкивается с сильным сопротивлением, которое возникает в результате повышения мышечного тонуса.

Кроме того, выделяют поведенческий, коммуникативный и глубинный негативизм. Поведенческий характеризуется отказом выполнять просьбы или действием наперекор. Коммуникативный или поверхностный проявляется во внешнем проявлении неприятия чьей-то позиции, однако что касается конкретного дела, такие люди вполне конструктивны, общительны и позитивны.

Глубинный негативизм — внутреннее неприятие требований без внешних проявлений, которое характеризуется тем, что независимо от того, как человек ведет себя внешне, внутри у него присутствует негативное предубеждение

У детей

У детей негативизм – это симптом кризиса трех лет, который обычно связан с необходимостью отстаивать собственное «Я». Он начинается с отказа малыша выполнять требования попечителей и приобретать такие основные навыки как самостоятельная еда, одевание, приучение к туалету. Однако, этап вхождения в кризис трех лет обычно вызван реальными трудностями при попытке сосредоточения и подражания, а также параллельно возникающими ощущениями дискомфорта и страха. Помочь в таком случае может только терпеливый и осторожный подход поиска способа обучения и оказания помощи, внушения уверенности, что ребенок справится с поставленными задачами.

Родителям не стоит огорчаться по поводу непослушания, упрямства, истерик, ведь ребенку просто нужно время, чтобы научиться находить выход из конфликтных ситуаций и управлять собой, познать границы дозволенного. Причиной развития негативизма у детей также может быть непосредственное влияние окружающего сенсорного поля – развитие особой зависимости и невозможности «оторваться» от какого-то незавершенного действия либо впечатляющего явления, к примеру, телевизора. Однако, мироощущение и взаимодействия с окружающим миром у детей очень сложные и чрезвычайно динамичные. Весь полученный опыт в дальнейшем становится основой эмоционального, социального, личностного и интеллектуального развития, поэтому огромное значение имеет прохождение всех ступеней развития, приобретение опыта при воздействии различных факторов и требований.

При этом важно понимать, что негативизм проявляется у аутичных детей абсолютно по-другому. Они не протестуют против подавления самостоятельности, а стремятся сохранить такую необходимую для них неизменность окружающей среды и ограниченность форм взаимодействия

Отстаивание собственного «Я» происходит позже и вызвано выраженной задержкой и трудностями формирования представлений о себе самом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector