Что является предметом изучения в психологии?

Лекция 1. Введение в общую психологию

Глава 1. Психика

Глава 2. Категории психического

Глава 3. Задачи общей психологии и межпредметные связи

2. Предмет, объект и задачи общей психологии и межпредметные связи

Объектом психологии выступает психика, предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. 

Предмет психологии – это конкретные факты психической жизни (Гиппенрейтер), психические явления, характеризуемые качественно и количественно, что породило и различие подходов к их изучению. Под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Под психологическими фактами подразумевается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики – ее свойств, функций, закономерностей.

Развитие научно-категориального аппарата психологии и подъем экспериментальных исследований, свободных от редукционизма (биологического, медицинского, кибернетического, философского, литературного), позволило психологии обособиться в самостоятельную науку, поскольку экспериментально выявленные закономерности психики не совпадали с анатомо-физиологическими. Было выявлено, что психические явления, будучи продуктом взаимодействия индивида со средой, сами являются активным причинным фактором (детерминантой) поведения. Будучи внешне обусловленной и внутренне детерминируемой, человеческая деятельность входит в область исследования психологии (в ее психологические аспекты), наряду с психическими процессами и сознанием. Будучи порождением и функцией социальных (надиндивидуальных) процессов, сознание индивидуального субъекта имеет свою системную и смысловую организацию. Но сознание не исчерпывает психического. Неосознанные психические процессы также входят в область ислледования психологии.

Предмет психологии заключается в исследовании именно ориентировочной стороны любого психического процесса.

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. Идея неразделимости души и живого тела, которую выдвинул великий философ Аристотель в трактате «О душе», стала основой для развития психологии. Так, первоначально психология выступала как наука о душе.

Слово «психология» образовалось из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), и оно впервые появилось в XVII в. в работе немецкого философаХристиана Вольфа.

Отметим основные этапы развития психологии как науки.

I этап – психология как наука о душе (более 2 тысяч лет назад).

II этап – психология как наука о сознании (с XVII в. в связи с развитием естественных наук).

III этап – психология как наука о поведении возникает в XX в. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно за поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап – современность – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Психология изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или не осознаваемых самим человеком, а также его поведение. Таким образом, с течением времени и развитием науки изменялось понимание предмета психологии.

На современном этапе развития психологии предметом является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции, закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать и регулировать свое взаимодействие с ним.

Задачи психологии:

1. Изучение психологических фактов и их закономерностей (то есть объяснение фактов, раскрытие законов, которым подчиняются эти явления), а также установление механизмов психической деятельности (то есть установление порядка и взаимодействия в работе конкретных психических и психофизиологических структур, осуществляющих тот или иной психических процесс).

2. Психология ставит своей задачей установить основные законы психической деятельности, проследить пути ее развития, вскрыть лежащие в ее основе механизмы и описать те изменения, которые происходят в этой деятельности.

Какими бывают методики, применяемые в психологической диагностике?

Важность применяемых в психодиагностике методов нельзя недооценивать, поскольку именно на их использовании базируются и все остальные сферы этой науки. Используется целый ряд методик для решения каждой отдельной задачи психологической

Психологии свойственно разделение применяемых диагностических и исследовательских методик на следующие группы:

Используется целый ряд методик для решения каждой отдельной задачи психологической. Психологии свойственно разделение применяемых диагностических и исследовательских методик на следующие группы:

  • объективные;
  • экспериментальные;
  • опросные.

Опросные методики в основном служат для сбора информации, составления статистики. То есть эти данные могут послужить основой, базой для работы специалиста с конкретной задачей. Фундаментом, от которого можно отталкиваться для поиска решения в каждом отдельном случае.

К этим методам относятся и беседы психолога с пациентом, тестирования, анкетирования и прочие исследования, подразумевающие наличие взаимоотношений в форме «вопрос-ответ».

Под объективными способами понимается все, что не допускает двусмысленности в понимании. То есть неоспоримые явления, процессы, последствия или закономерности. Для объективных диагностических методик задействуется в основном наблюдение, однако применяются и различные физиологические обследования, в тех случаях, когда специалисты считают их необходимыми.

Экспериментальные способы – это не только те методики, которые не имеют достаточно большого распространения и не являются неоспоримыми, но еще и сочетающие в себе несколько различных вариантов диагностических психологических исследований.

Наука о психике

Психология – относительно молодая наука, ей всего полтора века. Хотя корни психологии уходят в глубокое прошлое, официально она была признана отдельной наукой лишь в конце XIX века, когда в 1879 году немецкий физиолог В. Вундт основал первую в мире психологическую экспериментальную лабораторию. С тех пор психологические знания не просто носят умозрительный характер, они стали экспериментально-доказуемыми и подтверждаемыми исследованиями.

Само название науки «психология» переводится с древнегреческого как «наука о душе». Ψυχή — «душа», λόγος — «учение».

Более двух тысяч лет назад Аристотелем был написан трактат «О душе». Так душа стала предметом изучения психологии, тогда еще являвшейся частью философии. В XVII веке понятие «душа» трансформируется в «сознание». Вплоть до конца XIX века ученых в основном интересовало, как человек познает и осознает мир и себя. В начале ХХ века предмет изучения науки психологи вновь изменяется. Теперь ученых интересует не эфемерное понятие души, и не сознание, а поведение личности. Многочисленные эксперименты, проводившиеся в то время, имели целью выявить закономерности рефлексов, реакций, действий и поведения индивида.

Сегодня психология – это наука, изучающая законы и закономерности развития и функционирования психики.

Психика – функция мозга, заключающаяся в активном отражении объективного мира, позволяющая регулировать и организовывать жизнедеятельность.

Психика – субъективный образ объективного мира.  Субъективный, то есть принадлежащий субъекту, зависящий от него, его жизненного опыта, мировоззрения, целей. Поэтому внутренний мир каждого человека уникален, он – «зеркало», в котором отражается внешний мир и отражается у каждого по-разному в зависимости от того как человек настроит свое «зеркало».

Если единственный инструмент познания психика – психика (ведь даже самые точные показания приборов все равно интерпретирует живой человек), а единственный инструмент познания личности другого человека – собственная личность, не трудно догадаться, почему не только «чужая душа потемки», но и свой внутренний мир бывает трудно понять.

Не даром древние греки над входом в храм Аполлона в Дельфах разместили табличку с надписью «Познай самого себя!». Работа над собой – самая сложная, но самая нужная работа.

Этапы становления

Развитие психологических учений можно проследить со времен античности. На протяжении многих столетий появлялись новые теории, проводились эксперименты, для подтверждения или опровержения составленных гипотез. Этапы развития:

Античность

Очень часто авторы античности уделяли внимание проблемам человеческой природы, состоянию души, разума. До сегодняшнего дня дошли идеи Платона, классификация типов личности по темпераменту, составленная Гиппократом.
Средние века

В эту эпоху исследованием науки занимались ученые из Европы. Большинство из них описывали вопросы разума, веры. Исследованиями занимались христианские философы.
Новое время. Только в 1590 году, исследователь Рудольф Гоклениус употребил термин «психология», чтобы выделить научные направления, связанные с изучением души. Ученые, занимающиеся развитием психологической науки в новое время, утверждали, что душу, тело, нельзя считать одним и тем же. Они имеют разную природу.
18 век. Эта эпоха послужила началом развития, изучения реакций.
19 век. С этой эпохи наука начинает развиваться как отдельная наука. Она развивается на основе различных учений, которые берут свое начало из философии, точных научных учений, медицины. Главным представителем психологии, который собрал знания воедино, сделал эту науку автономной является Вильгельм Вундт. Он первым в истории открыл научную лабораторию для освоения психологических практик, обучения новых исследователей. В 1879 году психология стала самостоятельной наукой.
Начало 20 века. В первое десятилетие нового столетия прослеживается активное развитие нескольких психологических учений. На основании учений Зигмунда Фрейда сформировалась школа психотерапии. Одновременно с этим, появились учения, которые отвергали утверждения Фрейда. Их возглавили бывшие коллеги Фрейда — Карл Юнг, Альфред Адлер. В этот же период на территории США активно развивается бихевиоризм. Основал это психологическое учение Джон Уотсон.
30-40-е годы 20 века. Множество психологов в эту эпоху эмигрировали в США, из-за того что к власти в Германии пришел Гитлер. Немецкие ученые стали основоположниками развития социальной психологии. На территории Германии остались такие психологи, как Карл Юнг, Мартин Хайдеггер, которые продолжали развивать свои учения, несмотря на смену власти. В эти годы начала активно развиваться психотерапевтическая практика. Одновременно с этим, между сторонниками бихевиоризма происходит раскол, на фоне которого появляется радикальный бихевиоризм, который основал Скиннер. На развитие психологической науки также огромное влияние оказала Вторая Мировая война, последствия которой заметны на дальнейших работах исследователей.
50-60-е годы 20 века. После окончания войны психологическое учение начинает активно развиваться, появляются новые направления этой науки. Именно в этот период было проведено огромное количество психологических экспериментов, которые были описаны в книгах. Поскольку бихевиоризм не мог дать ответов на многие интересующие вопросы людей того времени, нужно было разрабатывать новые, более совершенные учения. Одним из них стала когнитивная психология. В противовес бихевиоризму, появляется гуманистическая психология. Одновременно с этим активно развивается социальная школа психологической науки, на территории США.
70-80-е годы 20 века. Этот период можно охарактеризовать активным развитием когнитивной психологии. Эта школа отходит от устаревших постулатов, заменяя их на новые, актуальные учения. Одновременно с этим, психологическая наука начинает перенимать знания лингвистики. На фоне этого возникло новое направление — психолингвистика.

Методы изучения

Чтобы получить достоверные данные для подтверждения, опровержения гипотез, выдвижения фактов, дальнейшего развития науки, использовалось несколько методов:

  1. Наблюдение — один из древнейших способов получения информации о поведении другого человека. Может быть внутренним, внешним, осознанным, неосознанным. Научное наблюдение отличается от житейского. Наблюдатель отмечает определенные изменения в поведении, привычках индивида.
  2. Опрос — эта техника представляет собой беседу с человеком. Тема вопросов выбирается зависимо от того, какую информацию требуется получить.
  3. Тестирование — методика, с помощью которой исследователь может получить информацию о психологических качествах личности. Тесты представляют собой кратковременные задания, которые направлены на получения общей картинки психики испытуемого. После проведения тестирования исследователь изучает результаты, делает выводы на основе полученной информации, дает практические рекомендации.
  4. Эксперимент — основной метод получения данных практической психологии. Исследователь вмешивается в привычную жизнь испытуемого для воздействия на него с целью получения информации. Для проведения эксперимента, могут создаваться определенные условия, применяться лабораторное оборудование. Некоторые эксперименты проводятся скрытно, без активного вмешательства в жизнь испытуемого. Человеку цели проводимого эксперимента не сообщаются.
  5. Интервью — техника, основывающаяся на проведении беседы с субъектом, на подобранную заранее тематику. Бывает стандартизированное или нестандартизированное интервью. Первое проводится по четкому плану, составленному заранее. Психолог задает ряд вопросов на одну тематику. Нестандартизированное интервью похоже на обычную беседу между людьми, при которой исследователь получает общую информацию о личности. Вопросы изменяются зависимо от ситуации.
  6. Моделирование — методика, применяемая в том случае, если нет возможности получить необходимую информацию с помощью беседы, теста, наблюдения. Исследователи создают идентичную модель наблюдаемого субъекта, чтобы детально изучить проявления поведения, реакции на разные раздражители.

Какими бывают эти исследования?

Психологические исследования классифицируются в соответствии с теми задачами, проблемами и целями, которые стоят перед специалистами.

Выделяют следующие типы:

  • поисковое;
  • структурное;
  • экспериментальное.

Поисковые исследования обычно ведутся во время начальных стадий работы. Это своего рода разведка, действия, целью которых является получение максимального объема информации, данных об имеющейся проблеме или о предмете изучения. Целями исследований этого типа является определение представления дальнейших путей и методик, необходимых в конкретном случае.

Структурный тип исследований нацелен на то, чтобы максимально сузить круг изучаемых вопросов, то есть – на выделение приоритетных моментов.

Исследование, проводимое по экспериментальному типу, подразумевает погружение в предмет изучения. Его целью является доскональное выявление всех характерных взаимосвязей происходящих процессов. Также в это понятие входит определение причинно-следственных цепей и запускающих их действий, механизмов, явлений.

Схема решения и пример

Любую психологическую проблему можно представить в виде череды взаимосвязанных процессов. Задачи психологической работы на практике состоят в том, чтобы выявить последовательность, добраться до первопричины и устранить ее или же найти иной способ решения проблемы.

Представить ситуацию, являющуюся задачей психологии, требующей решения, можно на простом примере:

  • человек занят написанием дипломной работы;
  • он постоянно отвлекается, находит массу промежуточных занятий – сварить кофе, посмотреть новости, размять спину и так далее;
  • время проходит – текст не написан.

Эта ситуация есть не что иное, как психологическая проблема или же задача, нуждающаяся в решении.

Решать ее нужно, начав с поиска первопричины, которая в данном случае находится внутри человеческого разума. Следует понять, почему возникает желание отвлекаться. Как правило, это случается из-за отсутствия интереса к теме и лени. Вариантом решения в данном случае может стать следующее:

  • устранение всех «соблазнов»;
  • активация волевого импульса.

Разумеется, данный пример является максимально примитивным, однако он вполне актуален в обычной жизни и точно отражает суть того, что можно считать психологической проблемой или задачей.

Что эти задачи включают в себя?

Психологические задачи включают в себя изучение нескольких направлений, относящихся к проявлениям человеческого сознания. Наибольшим приоритетом среди них обладают:

  • структурные процессы, происходящие в мозгу;
  • субъективное восприятие и варианты его формирования;
  • становление психической деятельности и ее развитие;
  • зависимость от объективных реалий, условий жизнедеятельности и воспитания;
  • влияние физиологических процессов на мышление.

Таким образом, в понятие «психологические задачи» входит изучение всех аспектов процессов восприятия и мышления человека, включая и влияние на них окружающего объективного мира, состояния здоровья и прочих факторов.

Что подразумевается под понятием «диагностика»?

Диагностика в психологии – отдельное направление. Нередко эту область науки называют «психодиагностика», делается это для того, чтобы сразу же становилось понятно, о чем именно идет речь.

Этот раздел психологии крайне важен для практической деятельности специалистов. В рамках данного направления обозначаются или же формируются конкретные методики, при помощи которых становится возможным охарактеризовать душевное состояние человека, выявить наличие в его психике каких-либо отклонений и, соответственно, диагностировать их.

Помимо разработки необходимых для практической деятельности методик, задачи психологической диагностики включают в себя и определение рамок, в которых могут находиться индивидуальные особенности осуществления процессов мышления и восприятия окружающей действительности. Иными словами, эта отрасль занимается поиском или же определением той грани, которая отделяет гениальность от сумасшествия, индивидуальность от отклонения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector