Прямая связь педагогической психологии с другими науками

Содержание:

Связь педагогической психологии с педагогикой

Советский психолог Б.Г. Ананьев, называл педагогическую психологию пограничной отраслью знания, которая освещает общие для педагогики и психологии темы. Более всего их единство выражается в особенностях их предметов. У психологии это изучение законов развития человеческой психики, а у педагогики — работа над способами управления развитием личности.

Воспитательный и образовательный процессы у детей и взрослых изменяют их мышление и разнообразят деятельность, следовательно, оказывают определенное влияние на психику. Поэтому их должны осуществлять специалисты, которые знают теоретическую сторону психологической науки. А также могут использовать на практике способы и методы работы с учащимися, предложенные ее исследователями.

Большое значение имеют для обеих наук обученность и воспитанность личности. Степень усвоения знаний можно определить по:

  • общему объему изученного материала;
  • возможности их использования на практике;
  • скорости их воспроизведения по памяти;
  • свободному владению терминами;
  • освоению приемов мыслительной деятельности.

Психология и социология

Изучение взаимоотношений
индивида и общества находится в ведении не только социологии, но и психологии.
В связи с этим важно понять разницу между этими двумя дисциплинами. Психология
изучает основные виды психической деятельности человека, а также базовые
элементы этой деятельности, например, эмоции или ощущения

Ранее психологи
утверждали, что социальные явления можно объяснить только посредством
психологического исследования. Сегодня обе дисциплины имеют свои отдельные
предметные области.

Психологи интересуются
поведением индивида, его проблемы и личностные проблемы (помешательство,
тревога, депрессия и т.д.). А социологи ищут в этих типах поведения
определенные закономерности и иногда обнаруживают, что они обусловлены
социальными нормами, а также структурами и развитием общества.

Поэтому было неправильно
считать, что поведение человека является то индивидуальным, то социальным.
Психология и социология – это просто два разных подхода к изучению индивида в
обществе, причем первая ориентируется на индивида и его особенности, тогда как
вторая уделяет тому общему, что связывает индивида с другими индивидами.

Развитие социологии и
психологии приводит к появлению новой дисциплины, находящейся на стыке этих
научных направлений – социальной психологии. Если общая психология имеет дело с
психикой отдельного человека и изучает ее как бы изнутри, то социальная
психология раскрывает общественную обусловленность поведения людей. Она
оперирует фактами межличностного поведения («психологические факты»),
интегрирует их и открывает общие тенденции развития межличностного поведения.
Она не может уйти ни от одного вида непосредственного взаимодействия, ни от
одного из факторов, влияющих на ощущения, восприятия и представления. Если это
так, то социальная психология имеет дело с личностью (как социальным типом),
его психическими функциями, проявляющимися в поведении при различных социальных
ситуациях.

Нетрудно понять, что и
социология, и психология изучают человека и его поведение, но с разных позиций,
которые обусловлены их предметами. Становится ясным и то, что они, в конечном
счете, ориентированы друг на друга. Их тип связи можно назвать сотрудничеством.

Психология, изучая
поведение человека, должна отправляться не только от знания его биологии и
физиологии (что совершенно необходимо), но и от человека как «продукта
общественных отношений», знание о котором дает социологическая наука. Без этого
проникнуть во внутренний мир индивида, в мир социальной общности, этноса или
класса просто невозможно. А общей социологии, увы, еще и сейчас не хватает
понимания психологического субстрата человека — его чувств, настроений,
переживаний, эмоций, воли, темперамента. На пути соединения этих «сторон»
человека лежит перспектива прогресса социологического знания. И не только в
области малых социальных групп, что естественно, но человечества как целого. Можно
ли его понять, не заглянув в психологию народов, этносов, классов, государств и
стран?

Но есть и другой ракурс.
Если социальная психология изучает слабо связанные между собой совокупности
людей (толпу, театральную публику, случайные собрания и т.п.) или случайные, не
организованные вообще, не дифференцированные образования, то тогда она будет просто-напросто
главой социологии как науки, изучающей все основные формы взаимодействия между
людьми.

Психология и юриспруденция, право

Тот факт, что следователи всегда работают вместе с психологами, известен всем. Вспомните хотя бы всеми любимые детективные фильмы и сериалы. Угадать намерения преступника, мотивы его действий практически невозможно без элементарных знаний психологии. Эта наука не только помогает создать портрет его личности. Она показывает, как можно повлиять на человека, а также защитить себя от манипуляций с его стороны.

Психологи присутствуют при проверке на детекторе лжи. Они оценивают поведение, мимику, жесты, высказывания.
Существует отдельная ветвь науки — юридическая психология. Ее главная цель — предотвратить, восстановить, скорректировать.

Экономическая психология

Политическая экономия изучает производственные отношения в тесной связи с производительными силами, причем отношения эти рассматриваются как независимые от воли и желания человека.

Значит, вопросы о том, как эти отношения представлены в психологии людей, оказывает ли психология человека какое-либо влияние на экономические отношения, политическую экономию, мало интересуют.

Что касается психологической науки, то отношения людей всегда находились в центре внимания последней, но рассматриваются они обычно вне экономического контекста.

Естественное и тесное взаимодействие экономики и психологии привело к появлению нового направления в современной науке – экономической психологии.

Экономика и психология имеют общее поле для исследовательского поиска – поведение индивидов и социальных групп.

На побуждения, решения и поступки экономических субъектов воздействуют эмоции.

Задача экономической психологии состоит в применении психологического метода к оценке экономической реальности и разработке моделей или систем психологического воздействия на экономический мир.

Экономическая психология, «родителями» которой являются экономика (теоретическая и прикладная) и психология, включает следующие взаимосвязанные аспекты изучения:

1) побуждения, или мотивы деятельности, экономического человека;

2) экономическое сознание личности, формирующееся на основе жизненных переживаний, накопленного опыта, преодоления трудностей;

3) бессознательное начало в психике индивида и масс (иллюзии, ажиотаж, страхи и психозы), возникающее из закрепившихся в памяти событий, взаимосвязей, эмоций;

4) экономическое поведение, активные волевые действия, целенаправленно изменяющие окружающую среду.

Экономическая психология раскрывает процесс познания экономической реальности, состоящий из восприятия, представления и мышления, предлагает соответствующие методики действий.

Экономическая психология имеет много общего с медициной.

Медико-биологические исследования и открытия создают эффективные средства борьбы с болезнями, являются руководством для медицинской практики.

Накопление знаний в области экономической психологии позволяет преодолевать трудности общения, решать задачи повышения жизненного уровня, занятости, трудовой дисциплины, совершенствовать экономическую политику.

Экономическая психология превращается в интенсивно развивающееся поисковое направление.

Она применяется как в фундаментальных теоретических исследованиях, например в развитии концепции маржинализма, так и в изучении сфер менеджмента и маркетинга.

Предметом внимания стали и специальные области макроэкономики.

Новое научное направление позволяет найти объяснения фактам и побуждениям, которых не могут постичь экономика и психология, взятые в отдельности, например неприятию со стороны населения тех или иных, казалось бы, благоприятных политических решений.

Неразрывная связь педагогической психологии с другими науками и дисциплинами

Педагогическую психологию нельзя рассматривать в отрыве от различных социальных явлений и общества в целом. Поэтому в этом направлении науки широко используются методы, более характерные для социологии. В этом ясно видна необходимость связи педагогической психологии с другими науками. Например, проведение некоторых видов экспериментов и наблюдений, социометрических исследований, а также создание путем позитивных межличностных взаимодействий наилучшего социально-психологического климата в среде педагогов или учащихся, невозможных без слияния отдельных направлений.

Педагогическая психология выполняет функции, которые определяют ее место и связи в научной системе:

  • разработку методологических основ образовательной деятельности;
  • создание практических рекомендаций для успешного воздействия педагога на личность воспитанников;
  • управление процессами развития личности.

В педагогической психологии учитываются данные и современные разработки, полученные психогенетикой. Многое дает знание психогенетики темперамента, оказывающее заметное влияние на процессы воспитания и обучения, определение роли наследственности, проблем одаренных и леворуких детей.

Психология и философия

Современная психология по-прежнему основывается на философских принципах, методах и теориях. Уж слишком часто затрагиваются проблемы сути человеческого существования и причин внутренней дисгармонии. Теории таких известных психологов, как Фрейд, Юнг, Фромм именуются философскими.

Но несмотря на отделение психологии и философия не может существовать обособленно. Так и переплетаются эти науки, исследуя проблему социального и биологического фактора в человеке, особенности познания окружающего мира, феноменов типа веры и смерти, поиска смысла жизни и усвоения ценностей.

Предмет возрастной психологии‑ законы, закономерности, тенденции изменения психики, поведения, жизнедеятельности и личности человека в течение его жизни. Центральная научная категория возрастной психологии ‑ психическое развитие.

Развитие ‑ качественные изменения, появление новообразований, новых механизмов, процессов, структур.

Вообще, изменения, происходящие в развитии, могут быть:

— количественными / качественными, — непрерывными / дискретными (скачкообразными), — универсальными / индивидуальными, — обратимыми / необратимыми, — изолированными / интегрированными, — целенаправленными / ненаправленными, — прогрессивными(эволюционными) /регрессивными (инволюционными).

Однако развитие характеризуется, прежде всего, качественными изменениями. Разделами возрастной психологииявляются: детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, геронтопсихология. Возрастная психология изучаетпроцесс развития психических функций и личности, возрастные особенности психических процессов, возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития на протяжении всей жизни человека и т.д. Возрастная психология отличается от других областей психологии тем, что она делает акцент на динамике развития. Поэтому ее называют генетической психологией (от греческого «генезис» ‑ происхождение, становление).

Тем не менее, возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией личности, социальной, педагогической и дифференциальной психологией. Как известно, в общей психологииисследуются психические функции ‑ восприятие, мышление, речь, память, воображение. В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции и изменение межфункциональных связей на разных возрастных этапах. В психологии личностирассматриваются такие личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень развития притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д., а возрастная психология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются у ребенка, каковы их особенности в определенном возрасте.

2 стр., 764 слов

Шолохов м. а. — Психология человека на войне

Произведение М. Шолохова «Тихий Дон», так же как и «Война и мир» Л. Толстого, принадлежит к жанру романа-эпопеи. В обоих произведениях человеческая личность показана в переломные моменты русской истории, в обоих смело сочетаются личностный, семейно-бытовой и исторический планы повествования. В Центре романа «Война и мир» — Отечественная война 1812 года, в «Тихом Доне» события происходят во время …

Социальная психология в правосудии

Исследования судебной психологии (психологическое изучение судебных вопросов) свидетельствуют о том, что участники судебного процесса неизбежно оказываются под влиянием многих факторов, отличных от объективности и беспристрастного поиска истины и справедливости.

Наши восприятие, воспоминания и межличностное поведение находятся под влиянием познания и эмоций.

Среди последствий этого влияния – пристрастные суждения, опора на стереотипы.

Те же влияния проявляются как в зале суда, так и в лабораторных условиях, их последствия в значительной степени влияют на результаты судебных процессов.

Некоторые аспекты изучения судебной психологии.

Средства массовой информации и восприятие преступлений.

Криминальная информация распространена и легко усваивается. СМИ ежедневно напоминают о том, что преступность – серьезная проблема, которая угрожает любому; эвристика доступности легко срабатывает, когда мы делаем предположения о распространении преступности и ее опасности.

Среди причин влияния СМИ на восприятие преступления – сильно выраженная склонность людей верить тому, что они прочитали в газете, услышали по радио или увидели по телевизору.

Негативная информация в большей степени формирует наши суждения о морали, чем позитивная.

Проблема точности показания свидетелей.

Свидетели нередко ошибаются.

Сильные эмоции, вызванные ситуацией, могут помешать обработке информации.

Еще один фактор – гипотеза «когнитивного дефицита».

На точность показаний влияет период времени между событием и судом.

Многочисленные источники постсобытийной информации привносят в память добавления, которые усваиваются как субъективная «правда», уменьшая точность показаний.

Точность снижается, если подозреваемый и свидетель принадлежат к разным расовым или этническим группам.

Влияние адвокатов и судей на вердикт присяжных. На результат судебного разбирательства влияет то, что говорят или делают противостоящие друг другу адвокаты и судьи.

Это влияние не ограничивается выяснением сути доказательств и юридическими тонкостями.

Они стараются выбрать в качестве присяжных не наиболее компетентных граждан, а тех, кто будет поддерживать их сторону, и исключить тех, кто благосклонно отнесется к противоположной стороне.

Даже опытные адвокаты выбирают присяжных, соответствующих положительным стереотипам (основываясь на факторах: род деятельности, возраст, внешность, пол, раса).

Влияние характеристик подсудимого на вердикт присяжных.

В зале суда привлекательность подсудимого является важным фактором.

Стереотипы и симпатия влияют на результаты судебных процессов.

Привлекательные подсудимые, в отличие от непривлекательных, имеют больше шансов быть оправданными, получить легкое наказание или завоевать симпатию присяжных.

Влияние привлекательности является наиболее сильным в случае серьезных, но не тяжких преступлений.

С какими науками и каким образом связана психология?

Биология. Это самая важная наука для психологии и вполне понятно почему. Секрет в том, что изучение психики и поведения человека невозможно даже безвсем известным знаниям о строении человека

Но как оказывается, не только строение тела важно психологии, но и центральная нервная система, её функции. Все эти знания помогают связать воедино психологические процессы и деятельность центральной нервной системы.

2. История. То каким стал современный человек – результат многолетнего развития, которое можно наблюдать в наработках такой науки, как история. Манера и способ речи, мыслительный процесс, трудовая деятельность и многое другое, что изучается и анализируется психологией, было бы невозможным без исторических данных.

3. Педагогика. Эта наука предоставляет информацию о поведении людей во время обучения, о влиянии воспитания.

4. Медицина. Знания от этой науки помогают лучше понять состояние человека, предупредить серьёзные нарушения и назначить правильное лечение психики.

5. Социология. На формирование личности влияет социальное окружение, то есть то, как человек будет отображать внешний мир, напрямую зависит от социума и его положения в нём. Социология предоставляет знания о структуре социума, его проблемах и способах их решения.

6. Философия. Эта наука изучает взгляды человека на жизнь, а психология занимается изучением самого человека и тем, что способствовало принятию тех или иных решений, формирование тех самых взглядов на жизнь.

Связь психологии с другими науками стала причиной появления различных отраслей психологии, которые специализируются на отдельных её стыках с другими науками (рассмотрим основные отрасли):

Социальная психология как наука – раздел психологии, что изучает взаимоотношения людей, их совместимость и влияние различных факторов на поведение людей. В мире, где каждый день люди находятся под влиянием друг друга и потока информации, эта наука помогает найти точки соприкосновения и уберечь от негативного влияния. Примером социально-психологических явлений становится отношение в семье, на работе, в учебном коллективе.

  • Педагогическая психология – наука, что изучает процесс формирования личности во время обучения и воспитания. Таким образом, во время учебного процесса человек приобретает не только знания, но и возможность воспитываться в социуме. Например, школа – место, где детей не только обучают математике, но и проводят профилактические беседы, тренинги, тесты и воспитательные часы.
  • Медицинская психология – отрасль психологии, в которой изучаются методы лечения психики человека на физическом уровне.

Психология – обширная наука, в которой много нюансов. Именно потому она включает в себя большое количество знаний, методов и функций, что позволяют изучать и диагностировать закономерности и механизмы человеческой психики.

Наблюдение заключается в преднамеренном систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений.

Житейские наблюдения составляют бесценный личный опыт каждого человека, который он может рационально использовать в своей реальной жизни и деятельности. Однако в житейских наблюдениях велика доля случайности. Чтобы стать научным методом, наблюдение не должно ограничиваться простой регистрацией фактов. Научное наблюдение предполагает четко поставленную цель, подробно разработанный план, исходную гипотезу, которая в ходе наблюдения подтверждается или опровергается. К недостаткам метода наблюдения относят то обстоятельство, что нельзя повторно произвести с достаточной точностью условия, в которых велось наблюдение, а также невозможность их варьирования.

Связь психологии с другими науками.

Философия. Родоначальником психологии считается величайший философ древности – Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психология. Естествознаниетесно связано с психологией. Социологиякак самостоятельная наука тесно связана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мысли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Технические наукитакже связаны с психологией, так как у них зачастую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются «Инженерная психология» и «Психология труда».

История. Историческая психология изучает изменение психики людей в процессе исторического развития и роль психологических качеств исторических деятелей на ход истории. Медицинапомогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекци и и психотерапии).

На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, как «Медицинская психология» и «Психотерапия». Педагогика предоставляет психологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспечивают «Педагогическая психология» и «Возрастная психология».

2 стр., 764 слов

Шолохов м. а. — Психология человека на войне

Произведение М. Шолохова «Тихий Дон», так же как и «Война и мир» Л. Толстого, принадлежит к жанру романа-эпопеи. В обоих произведениях человеческая личность показана в переломные моменты русской истории, в обоих смело сочетаются личностный, семейно-бытовой и исторический планы повествования. В Центре романа «Война и мир» — Отечественная война 1812 года, в «Тихом Доне» события происходят во время …

Психология и юриспруденция, право

Стоит ли говорить о тесном сотрудничестве следователей и психологов? По-моему, очевидно, что невозможно «расколоть» человека или предугадать действия преступника, если не знать его психологический портрет, не владеть методами воздействия и не уметь противостоять манипуляциям.

Психологов приглашают дополнить проверку полиграфом или изучить физиогномику человека. Многие проблемы, например, девиации, асоциальный образ жизни, дезадаптация, заставляют вместе работать сотрудников органов и психологов. Предотвращать, реабилитировать, корректировать, информировать – задача юридической психологии.

Психология – наука о психике

В дословном переводе психология – наука о душе (рsyche – душа, logos – понятие, учение), таким образом, психология – наука о психике и психических явлениях.

Что же такое психика? Ученые-материалисты определяют ее как особую форму отражения окружающего мира, свойственную высокоорганизованной материи. Здесь следует отметить, что психика возникает там, где есть достаточно сложно организованная нервная система, а это означает, что психические явления характерны, не только для человека, но и для животных. Более того, наука не исключает того, что со временем искусственно могут быть созданы достаточно сложные компьютерные системы, в которых могут возникнуть психические явления.

Особенность психологии, определяющая ее трудности – это не материальность психических явлений, в результате которого они не доступны непосредственному изучению.Психику нельзя увидеть, услышать, попробовать на вкус или на ощупь.Психика человека — это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой и другими людьми

При ее изучении не помогут ни сверхмощный микроскоп, ни самые чувствительные методы химического анализа. Мы можем исследовать психику лишь косвенно, делая те или иные выводы о психических явлениях только по внешним, материальным признакам их проявлений. В этом сложность психологии как науки, но этим она и увлекательна.

Психология и биология

Биология освещает врожденные способности. При ее слиянии с психологией появилась зоопсихология, психогенетика, нейропсихология. Биология рассказывает, какие физиологические проблемы могут возникнуть у человека. Психология пытается выяснить, как они влияют на психику и манеру поведения.

Биология изучает не только человека и мир вокруг него. Предметом исследования является влияние природных факторов на каждую отдельную личность. Психология же в свою очередь показывает, как строение головного мозга связано с психикой, как работает нервная система, как психологические патологии влияют на физическое здоровье.

С какими науками связана педагогика

Три науки, традиционно оказывающие наибольшее влияние на педагогику – это психология, философия и антропология. По мнению К.Д. Ушинского, для того, чтобы правильно воспитывать, обучать и развивать человека, нужно вначале изучить его во всех аспектах.

Для решения конкретных педагогических задач очень важны такие направления, как возрастная и педагогическая психология, а также психология профессиональной педагогической деятельности. Эти направления образовались из связи педагогики с психологией и занимаются изучением психических процессов детей в зависимости от их возрастных особенностей. На основе результатов психодиагностики происходит построение образовательных процессов, а с помощью педагогических средств осуществляется психическое развитие личности.

Особенно долгой и прочной является связь педагогики с философией. Направление и результаты педагогического поиска во многом зависят от системы философских взглядов (прагматических, материалистических, экзистенциальных, и т.д.). Без философского обоснования не рассматриваются многие факты, явления, теории и концепции педагогики. В то же время, проверкой на жизнеспособность множества философских идей и созданием средств формирования человеческого мировоззрения занимается педагогика.

Существует множество педагогических концепций, основывающихся на философских направлениях, это: прагматизм (достижение воспитательных целей через практику), неопрагматизм (акцент на самоутверждение), неопозитивизм (осмысление комплекса явлений, вызванных технической революцией), экзистенциализм (личность есть высшая ценность, религиозный подтекст), неотомизм (основа воспитания – духовное начало) и бихевиоризм (рассмотрение поведения человека как управляемого процесса).

Антропология – это наука, систематизирующая знания о человеке, как  целостном, многоликом и многомерном субъекте. Связь педагогики с антропологией заключается в использовании для педагогических целей материала, полученного при комплексном изучении человека.

Педколлектив

Тесно связана педагогика с биологией, физиологией, анатомией и медициной. Исходя из природных особенностей человека, формируются все педагогические процессы и явления.

Наиболее важными для педагогики являются знания о функционировании высшей нервной деятельности. Благодаря этой связи сформировались такие направления, как логопедия, коррекционная педагогика и специальная педагогика. Одной из самых популярных и  развитых из отраслей специальной педагогики является  дефектология. Ее развитие привело к образованию сурдопедагогики, тифлопедагогики и олигофренопедагогики.  Кроме того, существует взаимосвязь между педагогикой и школьной гигиеной. Результатами сотрудничества этих двух наук являются санитарно-гигиенические нормы для детских образовательных учреждений.

Влияние экономических факторов на педагогические исследования породили взаимосвязь между педагогикой и экономикой. Появились отрасль знаний экономика образования, предмет которой – влияние экономических факторов в сфере образования.

Социология исследует общество, процессы, происходящие в нем, тенденции развития различных слоев населения. В связи с педагогикой она образует направление социальной педагогики, которая занимается изучением воспитания и социализации личности.

Связь педагогики с политологией породила образовательную политику. Она изучает идеологию различных классов и партий в отношении образования. Кроме того, педагогика создает средства формирования политической культуры личности.

Очень важна связь педагогики с культурологией, поскольку образование есть элемент культуры. Кроме того, педагогика сотрудничает и с другими науками: юриспруденцией, демографией, статистикой, этнологией, историей, этикой, эстетикой и прочими.

Современная педагогика не только поддерживает и укрепляет традиционные связи с гуманитарными и естественными науками, но и создает новые связи в соответствии с прогрессом. Новыми являются, например, связи педагогики с информатикой и кибернетикой, образованные вследствие развития информационных технологий.

Психология и педагогика

И особо следует остановиться на связи психологии с педагогикой. Разумеется, эта связь существовала всегда, еще К.Д.Ушинский говорил: «Чтобы всесторонне воспитать человека, его надо всесторонне изучить». Здесь особенно наглядно видно практическое значение психологии. В том случае, если педагогика не опирается на знания о природе психологических явлений, она превращается в простой набор педагогических советов и рецептов и перестает быть подлинной наукой, способной помочь учителю. В развитии всех областей педагогики (общей теории, дидактики, частных методик, теории воспитания) возникают проблемы, требующие психологического исследования. Знание закономерностей протекания психических процессов, динамики, формирования знаний, навыков и умений, природы способностей и мотивов, психического развития человека в целом имеют существенное значение для решения фундаментальных педагогических проблем, таких, как определение содержания образования на разных ступенях обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания и т.д.

В настоящее время накопилась масса проблем, которые вызывают острые дискуссии по вопросам: чему учить современного школьника? что и как отбирать из огромной массы информации, которая накапливается наукой, для школы? Именно психология должна определить, каковы возможности и резервы психического развития человека на разных возрастных ступенях и где их границы.

Не менее остро потребность в психологии обнаруживается, когда педагогика обращается к проблемам воспитания. Целью воспитания является формирование личности, соответствующей требованиям развивающегося общества. А достижение этой цели предполагает изучение закономерностей формирования личности: ее направленности, способностей, потребностей, мировоззрения и т.д. Все сказанное свидетельствует о том, что современная психология находится на стыке наук. Она занимает промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными, с другой, и социальными, с третьей.

Когда-то в нашей стране существовала и успешно развивалась комплексная наука о детях, их обучении и воспитании, называемая педологией. В разработке ее проблем объединяли усилия педагоги, психологи, медики, генетики, физиологи и ряд других ученых. Из всех наук, которые они представляли, собирались полезные сведения о детях, необходимые для их обучения и воспитания. Имелись учебные центры, где готовили педологов, научные лаборатории, в которых специалисты данных областей знаний совместно разрабатывали и решали проблемы детства. Достижения отечественных ученых в области педологии не уступали зарубежным.Однако судьбу этой прогрессивной и перспективной науки постигла та же участь, какая выпала на долю генетики и кибернетики. Педологические исследования были прекращены, а учреждения закрыты в 1936 г. Отрицательные последствия этого решения оказались серьезными, привели к отставанию системы обучения и воспитания детей в нашей стране от лучших мировых образцов. Не преодолены они, к сожалению, и до сих пор.

Послесловие

Таким образом, можно сказать, что психология занимает центральное место в системе всего научного знания. Она соединяет все сферы жизни человека. Психологию все чаще включают в разные обучающие программы как специальную или прикладную дисциплину.

Кроме описанных в статье наук психология связана еще и с политологией, экономикой, строительством. В общем, всем, где идет речь о жизни человека. Еще Платон назвал психологию королевой всех наук. Хотя как отдельную науку признавать ее стали позже (середина XIX века – начало XX века). До сих пор остается актуальной классификация А. Кедрова, в которой он поставил психологию в центре, а к ней сделал примыкающими философские, технические и общественные науки.

Современная психология имеет множество отраслей и их названия говорят сами за себя (относительно связи психологии с другими науками):

  • общая психология;
  • социальная психология;
  • возрастная психология;
  • клиническая психология;
  • педагогическая психология;
  • инженерная психология;
  • дифференциальная психология;
  • гендерная психология;
  • сравнительная психология;
  • зоопсихология;
  • авиационная психология;
  • космическая психология;
  • психофизиология;
  • психология рекламы;
  • военная психология;
  • парапсихология;
  • психология управления;
  • экологическая психология;
  • юридическая психология.

Отрасли психологи расширяются так же быстро, как появляются новые профессии, например, психолог-эргономист. В его обязанности входит информировать конструкторов техники о том, как лучше для человеческой психики конструировать машины, роботы, автоматы (уровень света, звука, расположение рычагов, дисплея); как и при каких именно условиях, обстоятельствах должны соблюдаться те или иные стандарты.

Итоги

Итак, педагогика взаимодействует с другими науками в четырех различных формах. Первая форма – это использование основных положений, идей и концепций других наук. Такова связь педагогики с антропологией, например. Вторая – это заимствование методов поиска и исследования других наук. Примером этой формы является связь педагогики с психологией и социологией. Третья форма связи – это использование выводов, итогов и результатов исследований других наук. Например, результаты физиологических исследований функционирования нервной системы составляют один из важнейших компонентов построения образовательного процесса. И, наконец, четвертая форма – это участие педагогики в изучении человека. Эта форма взаимодействия подразумевает использование педагогических средств и явлений другими науками о человеке в своих исследованиях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector