Интерактивная сторона общения в психологии: основные понятия

Структура общения.

В структуре общения выделяется три взаимосвязанных стороны: коммуникативная, интерактивная

иперцептивная .

Коммуникативная

сторона общения или коммуникация состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.Перцептивная сторона общения означает восприятия и познания друг друга партнерами по общению в структуре общения представлен следующей стороной: а) коммуникативной; б) интерактивной; в)»>процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. В реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми. 9 стр., 4111 слов

Интерактивная сторона общения

При общении появляются изменения поведения людей. Имеется множество вариантов формирования ситуации. К основным типам взаимодействия относят:

  • кооперацию, при которой цели добиваются совместными усилиями;
  • конкуренцию (один ущемляет другого на пути к осуществлению цели);
  • конфронтацию, которая характерна для преследования в общении противоположных задач;
  • корпорацию со взаимной выгодой («ты ‒ мне, я ‒ тебе»).

Чтобы оказать воздействие, собеседник зачастую прибегает к одной из положительных или отрицательных практик. Особо оптимальным и конструктивным подходом считается убеждение, при котором объект передает информацию с приведением надежных доказательств и фактов.

Замечание 1

Интерактивная сторона прямо связана с социальными ролями, которые характерны субъектам взаимодействия. Общество накладывает на человека определенные обязательства, которые он должен осуществлять.

Множественные ритуалы и правила обращены на регулирование поведения субъектов, которые разумно осуществляют контроль собственных действий и поступков.

Масштаб социальных норм, на основе которых работает концепция интерактивного общения, довольно велик.

Это и модели поведения, определенные нормами рабочей дисциплины, и воинские обязанности, и понятия о достоинстве и чести, и простые правила воспитания и вежливости.

Одобряемая модель поведения, в которой человек стремится соответствовать, находится в зависимости от его личных черт: возраста, пола, обязанностей, социального статуса

Так, от медицинского работника ждут, что он будет проявлять участие и внимание, а от официанта ожидают вежливости и услужливости

Если во время интерактивного общения с окружающими людьми, человек видит одобрение его поступков, он может судить о согласовании его поведения реализуемой им социальной роли.

Если же появляется непонимание с членами общества, то индивид может сделать заключение о том, что его поступки не отвечают ожиданиям, которые приняты в данном обществе.

Формы и примеры

Обычно выделяют три формы интерактивного взаимодействия:

  1. Позитивное (кооперация, согласие, приспособление, ассоциация). В первом случае выражается в организации совместной деятельности, направленной на достижение желаемого для всех участников процесса результата. При кооперации некоторое число людей объединяется в общую группу для достижения единой цели. Согласие означает, что человек выражает свое одобрение позиции большинства, при этом необязательно сам участвуя в активной деятельности. Приспособление подразумевает, что человек подстраивается под предлагаемые обстоятельства. Ассоциация — наличие тесной связи между участниками процесса, которые схожи между собой.
  2. Состязательное (конкуренция, соперничество). Здесь на первое место выходит соревновательный момент.

    При конкуренции происходит столкновение интересов субъектов, которые одновременно претендуют на одни те же блага или достижения. Причем подобный социальный процесс носит как положительный, так и отрицательный характер.

    С одной стороны, участники конкурентной борьбы стараются приложить максимум усилий, совершенствуют навыки, разрабатывают эффективные стратегии. С другой стороны, они находятся в состоянии постоянно эмоционального напряжения и могут прибегать к запрещенным приемам ради получения желаемого. Соперничество подразумевает проявление стремления одержать верх над равным по силе оппонентом. Оно может проявляться открыто или скрыто. Соперники находятся в состоянии активной борьбы за власть, престиж, реализацию, признание и т.д. Они осознают, что кто-то один станет победителем, а другой — проигравшим, что стимулирует их к отстаиванию собственных интересов.

  3. Негативное (конфликт, оппозиция, диссоциация). В чем заключается? Во время совместной деятельности возникают серьезные препятствия для эффективного взаимодействия.

    Конфликт является наиболее негативным вариантом интерактивного взаимодействия, при котором между участниками возникают серьезные разногласия и споры.

    Оппозиция — проявление отрицательной реакции на предлагаемые действия, модель поведения или стратегию. Диссоциацией называют психический процесс, при котором человек защищает себя от неприятной ситуации при помощи отстранения от нее. Он представляет, что все происходящее имеет отношение к кому-то другому, а не к нему.

Позитивное интерактивное взаимодействие наблюдается во время любой эффективной совместной деятельности. Это может быть процесс обучения, работа над проектами, проведение культурно-массовых мероприятий, совместный досуг и многое другое.

Например, позитивной интеракцией можно назвать ситуацию, когда во время субботника коллектив организации совместными усилиями приводит в порядок территорию перед своим зданием.

Другой пример — совместные действия детей по уборке квартиры к приезду мамы.

Состязательная форма интеракции характерна для бизнеса, профессиональной деятельности.

Именно здесь происходит столкновение ключевых интересов людей, которые стремятся достичь карьерных успехов, реализовать амбиции, обеспечить себе материальное благополучие.

Занимающие одну позицию в компании сотрудники могут соперничать между собой во время выполнения проектов, поскольку каждый будет стремиться обратить на себя внимание начальства. Негативная интеракция наносит значительный ущерб эмоциональному состоянию ее участников, снижает результативность их совместной деятельности. Негативная интеракция наносит значительный ущерб эмоциональному состоянию ее участников, снижает результативность их совместной деятельности

Негативная интеракция наносит значительный ущерб эмоциональному состоянию ее участников, снижает результативность их совместной деятельности.

Находящиеся в состоянии неприятия друг друга стороны не могут объединить усилия для достижения цели.

Так, конфликт между супругами, возникший при выборе новой мебели для квартиры, приведет к потере времени, появлению раздражения у обеих сторон, нежеланию прилагать усилия для поиска компромисса.

Факторы и основные стили поведения

Эрик Бёрн, основатель такого направления, как транзактный анализ, выявил несколько способов поведения в момент контакта, а именно:

  • Родитель. Находясь в этой позиции, человек считает себя самым умным, он склоняется к мысли, что всё понимает и совсем не сомневается в своих действиях, решениях и силах.
  • Ребёнок. Обычно эмоционален, может совершать совсем нелогичные поступки, поддаваясь сиюминутному желанию.
  • Взрослый. Анализирует, пользуется логикой, старается реально смотреть на ситуацию и умеет порой сдерживать эмоции.

Каждый из нас периодически находится в каждой из этих ролей, но бывает, что в какой-то позиции «зависает», что предполагает больше вреда, чем пользы. Например, когда взрослый человек ведёт себя с детьми как ребёнок, безответственно, это провоцирует детишек брать на себя роль взрослого. Встречали таких не по годам развитых, серьёзных детей, лишённых детства?

Обычно в семьях с алкогольной зависимостью их можно наблюдать. Ведь забота как о младших братиках и сёстрах, так и «больных», пьяных родителях лежит на их маленьких плечиках.

Итак, непосредственно факторы, благодаря которым личность развивается

  1. У каждой личности в арсенале имеется два типа взаимодействия – кооперация, то есть совместность, и конкуренция. Кооперация помогает достигать общих целей, получая необходимые результаты, соперничество же, наоборот, ориентировано лишь на удовлетворение собственных желаний и интересов.
  2. У каждого из нас во время контакта есть определённая роль, которой мы придерживаемся.
  3. Наше развитие контролирует общество. Ведь мораль разрабатывалась учёными для того, чтобы управлять социумом, такой себе регулятор их поведения. Точно так же законы и нормы поведения. Поэтому при встрече мы чаще всего улыбаемся друг другу и здороваемся.
  4. Зная эти нормы, человек постоянно соотносит с ними свои поступки и действия, ориентируясь как на образец.

Редко встретишь человека, который успешно избегает взаимодействия с людьми, как бы сильно ни старался, находясь в социуме – это невозможно. А каждое соприкосновение с личностью другого подразумевает возникновение конфликтной ситуации.

Типы поведения во время конфликтов

  • Избегание, уклонение. ПО каким-либо причинам личность предпочитает уклоняться от ответственности за свои поступки, желания, и вообще, жизнь. Она не отстаивает свои права, не участвует в споре и не заинтересована в удовлетворении своих потребностей, довольствуясь тем, что удаётся получить, не заявляя о предпочтениях. Этот стиль оправдан в тех случаях, когда конфликт слишком сложный и затяжной, и чтобы сохранить свои ресурсы и позаботиться о безопасности, проще действительно его избегать.
  • Конкуренция – само понятие говорит о какой-то агрессивности, борьбе за первенство, сравнении, обесценивании и превосходстве. В каких-то ситуациях она придаёт сил и энергии, в каких-то наоборот, пугает и «обездвиживает». Благодаря ей было сделано много гениальных открытий, но и многих она «погубила», доведя до депрессии, апатии и одиночества. Так что умейте разграничивать свои желания и понимать их мотивы, чтобы не случилась «конкуренция ради конкуренции».
  • Приспособление – выбираю в тех случаях, когда огромную ценность представляют сами отношения, и человек решает уступить в каком-то вопросе, лишь бы не возникали противоречия. Бывает, что сама ситуация не стоит того, чтобы портить налаженное общение, либо, когда индивид понимает, что силы не равны, и он проиграет, поэтому не остаётся другого, кроме как смириться.
  • Сотрудничество – очень ресурсное по своей сути действие, так как подразумевает поиск решений, которые приведут к выгоде каждого из участников конфликта, чтобы все были удовлетворены исходом, и не было пострадавших и ущемлённых.
  • Компромисс. Если кратко, то это умение идти на уступки, только не односторонне, как в случае с приспособлением, а взаимно и равноценно.

Более подробно о конфликтах и способах их разрешения вы сможете узнать из этой статьи.

Роль общения в жизни человека.

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомофизиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные; факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм, вполне сохранен, тем не менее остается биологическим существом в своем психическом развитии. В качестве примера можно привести состояния людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве, жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения). Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

Коммуникативная

Чаще всего, говоря об общении, люди подразумевают именно его коммуникативную сторону.

В этом случае речь идет об обмене информацией между субъектами общественных отношений.

Люди делятся друг с другом своими мыслями, планами, идеями, взглядами. На основе полученной информации происходит построение отношений, организация деятельности.

Следует рассматривать коммуникацию не просто как бесконечный поток и прием сведений. Все стороны процесса занимают активную позицию, стремятся к пониманию предоставляемых им сведений.

Качество контакта определяется уровнем восприятия информации, ее принятием и пониманием.

Если один субъект постоянно поставляет свои идеи и взгляды, а второй их не воспринимает и даже не понимает, то говорить об эффективной коммуникации в данном случае не приходится.

Коммуникационная сторона — это способ психологического воздействия на оппонента. Во время передачи информации один человек оказывает влияние на другого. Чем выше развиты навыки общения у субъекта, тем выше уровень его воздействия на своих собеседников.

Успешные ораторы, политические и идеологические лидеры — это, прежде всего, люди с превосходно развитыми коммуникативными навыками.

Умение воздействовать на окружающих при помощи речи позволяет таким личностям завоевывать определенное положение в обществе.

Информация поставляется на двух уровнях:

  1. Побудительный. Это реплики приказного, просительного, рекомендательного характера. Они высказываются с целью стимулирования человека на совершение какого-либо действия.
  2. Констатирующий. Это речь уведомительного характера, которая направлена на предоставление каких-либо сведений. Варьируется от безразличного преподнесения до активного убеждения.

Следует учитывать, что даже у представителей одной языковой группы может возникнуть непонимание во время обмена информацией. То есть, одни и те же сведения по-разному оцениваются.

Это объясняется влиянием целого ряда факторов: возраста, социального положения, интеллектуальных способностей, эмоционального настроя и т.д.

Так, одну и ту же новость ребенок и взрослый воспринимают совершенно на разном уровне в силу возрастных особенностей психики и интеллекта.

Коммуникации возникают на межличностном уровне (между супругами, друзьями, коллегами, родственниками), на уровне группы. Например, во время завтрака в выходной день муж и жена обмениваются идеями проведения досуга.

Один участник контакта высказывает свои мысли и идеи, а второй его выслушивает.

Периодически они меняются ролями.

В итоге выстраивается эффективное взаимодействие, каждый участник которого получает возможность не только выразить свое мнение, но и получить необходимые сведения от оппонента.

Пример групповой коммуникации — проведение учителем урока в классе. Во время занятия учитель, обладающий информацией, делится с ней со своими учениками.

При этом дети имеют возможность не только воспринимать поступающие сведения, но и задавать уточняющие вопросы, высказывать свои мысли. Такая коммуникация эффективная и результативна.

В то же время, другой учитель может поставлять детям информацию в абсолютно непонятном для них ракурсе. При этом у учеников отсутствует возможность задавать вопросы, высказывать свое мнения, уточнять полученные сведения.

В такой ситуации поток информации проходит мимо субъектов, на которых он был направлен. Процесс коммуникации оказывается неэффективным.

Интерактивная сторона общения. Общая характеристика

Интерактивная сторона общения — это условное понятие, которое включает характеристику компонентов, связанных с взаимодействием в нем людей, а также организацией их совместной работы. Ее изучает отрасль в социальной психологии, которая занимается социально-психологическим анализом. Речь идет о «символическом интеракционизме», основателем которого был Мид.

Ученый доказал следующие постулаты:

  • в социальной природе человеческого «Я» значительную роль будет играть общение;
  • личность формируется как сумма реакций психики человека на мнения всех окружающих и в процессе совместной деятельности;
  • самым основным является ситуация взаимодействия и интерактивная сторона общения.

В современной же психологии большее внимание уделяется следующим положениям. Во-первых, типологию взаимодействия в общении можно разделить на два основных вида — конкуренция и кооперация. Первый подразумевает, что люди будут ставить свои интересы превыше всего, второй же — стремиться к общим целям

Первый подразумевает, что люди будут ставить свои интересы превыше всего, второй же — стремиться к общим целям

Во-первых, типологию взаимодействия в общении можно разделить на два основных вида — конкуренция и кооперация. Первый подразумевает, что люди будут ставить свои интересы превыше всего, второй же — стремиться к общим целям.

Во-вторых, интерактивная сторона общения включает в себя наличие общественного контроля. Он осуществляется за счет системы социальных образцов и норм, которые приняты в данном обществе. Они регламентируют все социальные взаимоотношения и взаимодействия.

В-третьих, каждый человек должен ориентироваться на эти нормы и соотнести свои действия с ними. Далее он будет отбирать необходимые, правильные и те, которые регулируют взаимоотношения с другими людьми.

В-четвертых, интерактивная сторона общения включает в себя ту систему ролей, которые исполняет каждый человек при взаимодействии дома, на работе, с друзьями и близкими. Очень часто они сталкиваются между собой, потому что приходится расставлять приоритеты. В результате очень часто возникают конфликты.

Их чаще всего изучают именно тогда, когда рассматривается интерактивная сторона общения. Психология выделяет две большие группы причин возникновения конфликтов:

Остановимся более подробно на их характеристике. Предметно-деловые причины появления конфликтов возникают, когда во взаимодействии затрагиваются материальные интересы. Личностные же — чаще всего касаются чувства собственного достоинства и самоуважения.

Затянутый конфликт приводит к появлению смыслового барьера, когда происходит несовпадение мнений, требований, приказов, а дальнейшее общение приводит только к усугублению ситуации.

Интерактивная сторона общения имеет три основных фактора, которые оказывают важное значение. Речь идет о дистанции между людьми, взаимной ориентации, наличии внешних барьеров. Необходимо охарактеризовать каждый из них

Необходимо охарактеризовать каждый из них.

Дистанция между людьми будет зависеть от специфики их взаимодействия. Так, при произнесении приятной информации другому человеку, мы стремимся подойти ближе и заглянуть ему в глаза. И, наоборот, в неприятной ситуации будем стараться подальше отойти.

Ориентация подразумевает особенности расположения собеседников по отношению друг к другу. Например, «лицом к лицу», либо же «лицом к затылку» и прочее.

Очень важным является зрительный контакт. Как показывают исследования, человек будет смотреть в глаза своему собеседнику, если захочет показать преданность и любовь. Либо же при желании продемонстрировать силу и агрессию.

Внешний барьер будет способствовать ухудшению качества взаимодействия. При налаживании отношений рекомендуется удалять стулья, столы, сумки и прочее.

Поэтому очень важной является интерактивная сторона общения. Психология каждого человека должна постоянно приспосабливаться к ее особенностям, чтобы взаимодействие было более продуктивным

Механизмы

Механизмы перцептивной стороны общения предполагают:

  1. Рефлексия. Способность оценивать свои поступки и действия, делать выводы из сложившейся ситуации и осознавать желаемые пути дальнейшего развития событий.

    Во время коммуникации мы стараемся представить впечатление, которое производим на собеседника. Если результат не соответствует ожиданиям, возникает рефлексия.

  2. Идентификация. Подразумевает уподобление себя другому индивиду. Во время диалога мы ставим себя на место другого человека и стараемся взглянуть на ситуацию его глазами, через призму его мировоззрения.
  3. Эмпатия. Это умение сопереживать, разделять эмоции. Наибольшая степень эмпатии свойственна людям с тонкой душевной организацией, развитой системой моральных ценностей. Они умеют четко оценивать состояние других людей, наблюдая за их поступками, словами, жестами и мимикой.
  4. Антропологические стереотипы. Оценка внутренних, психологических качеств личности строится на восприятии антропологических признаков человека. Например, человек решает для себя, что глубоко посаженные глаза собеседника свидетельствуют о скрытном и жестком характере, а изнеженные руки говорят о лени.
  5. Социальные стереотипы. Оценка личности партнера происходит на основании имеющейся информации о его социальном статусе, материальном положении, занимаемой должности и т.д.
  6. Эстетические стереотипы. Суждение о человеке строится на основании его внешней привлекательности.

    Например, красивая и улыбчивая девушка воспринимается собеседниками как добрый и открытый человек, хотя ее внешняя привлекательность может никаким образом не отражать суть ее личности.

  7. Проекция. Наделение партнера по общению теми качествами, которые присущи самому субъекту. Это может происходить сознательно или неосознанно.
  8. Казуальная атрибуция. Интерпретация слов и поступков другого человека на основании собственных наблюдений, предположений.

Интерактивное общение в современном мире

В наши дни возможность быть на связи и всегда владеть новой информацией огромна. Если ещё пол века назад такие слова как: интернет, мобильный телефон, скайп, гугл, ввели бы в ступор. На сегодня эти инновации играют важную роль в нашей жизни и используются как для работы так и для бытового общения. Благодаря этим новинками мы всегда поддерживаем связь с нужными людьми и при необходимости решаем все вопросы одним видео звонком, даже если собеседник находится на другом краю света

Это даёт нам преимущества в работе, интерактивное общение с клиентами очень важно, и даёт вам возможность привлекать клиентов сервисом. Например, получить информацию о препарате онлайн, это облегчает жизнь больному , отпадает надобность идти в аптеку тратить своё время, и даёт вам возможность проинформировать клиентов о ближайших акция

Понятие и сущность общения.

Предметом социальной психологии выступают социально-психологические явления и процессы, представляющие собой результат взаимодействия людей. Это взаимодействие строится на основе общественных и межличностных отношений. Оба ряда отношений – и общественные, и межличностные – раскрываются и реализуются именно в общении. Общение и есть реализация всей системы отношений. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия.

Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные и невербальные средства общения.

К вербальным средствам относятся устная и письменная речь. К невербальным – жесты, мимика, высота и тембр голоса, речевые паузы и т.д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector