Основные понятия и категории этики

Ценности общества

Связь морального и гражданского поведения не случайна. Нравственно-правовое поведение — это то, чему должны учить детей с рождения. Очевидно, что два поведения связаны друг с другом и зависят друг от друга, потому что вы не можете иметь нравственное поведение, не соблюдая законы, традиции и ценности общества. Вы не можете иметь гражданское поведение, если вы не соблюдаете ценности, нормы, правила, управляющие жизнью сообщества, в котором вы живете.

Морально-гражданское образование является чрезвычайно сложным компонентом образования, поскольку, с одной стороны, его последствия отражены на всем состоянии индивида, а с другой стороны, нравственное поведение — это представленные нравственные нормы и правовые предписания. Они подчиняют все другие ценности (научные, культурные, профессиональные, эстетические, физические, экологические и т. д.). Мораль и цивилизация, таким образом, являются фундаментальными аспектами гармоничной, подлинной и целостной личности.

Прототипы морали

Моральные ценности отражают общие требования и требования нравственного поведения в свете идеальных предписаний с практически бесконечным диапазоном применимости. Мы помним, например, некоторые из самых значительных моральных ценностей, это: патриотизм, гуманизм, демократия, справедливость, свобода, честность, честь, достоинство, скромность и т. д. Каждая из них соответствует значению хорошо-плохо, честно-нечестно, героизм-трусость и т. д. Моральные нормы также являются нравственными требованиями, разработанными обществом или более ограниченным сообществом, в которых излагаются прототипы морального поведения для конкретных ситуаций (школьная, профессиональная, семейная жизнь).

Выражая требования моральных ценностей, они имеют более ограниченную сферу действия, чем те, что принимают форму разрешений, облигаций, запретов, которые приводят к определенным формам действий. Мораль формы общественного сознания является источником нравственного содержания образования и эталонной базы для его оценки.

Моральный аспект общественного и индивидуального сознания принадлежит к идеальной сфере, в то время как мораль принадлежит к сфере реальности. Нравственность предполагает эффективные нормативные требования морали, нравственную позицию, переведенную от идеала в реальность. Вот почему нравственное воспитание стремится превратить мораль в добродетель.

Основные моральные качества

Деление качеств на хорошие и плохие является лишь условным. Одна и та же характеристика считается полезной или вредной в зависимости от ситуации. Например, рассудительность может перерастать в нерешительность. Бесконфликтность может перерастать в слабохарактерность. Экономность может казаться скупостью. Гордость перерастает в гордыню. В любом случае есть ряд качеств, считающиеся положительными или отрицательными.

Положительные черты характера

Положительным считается качество, которое помогает человеку жить и приносит пользу людям. Такими высокими, достойными с духовной точки зрения характеристиками считаются:

  1. Решительность. Способность производить резкие перемены в жизни, с готовностью принимая возможные последствия.
  2. Смелость. Качество, с которым человек может делать что-то, несмотря на страх.
  3. Сила воли. Способность противостоять сиюминутным соблазнам в пользу благополучного будущего.
  4. Щедрость. Когда человек легко расстается со своими ресурсами на пользу другому. Хотя щедрость обычно ассоциируется с деньгами, могут быть и другие ресурсы, например, время. Порой последнее ценится близкими даже больше. В общем щедрым можно быть в широком и узком смысле.
  5. Целеустремленность. Особенно позитивным это качество считается, когда человек и его ближайшее окружение стремятся к одинаковым результатам. Тогда он становится лидером, благодаря ему, все члены группы начинают жить лучше. Если целеустремленность сосредоточена исключительно на целях самого человека, она может быть деструктивной, поскольку не учитывает интересов других людей.
  6. Порядочность, честность. Сюда относится отсутствие желания что-то скрывать от своих близких людей, открытость перед ними.
  7. Эмпатичность. Способность чувствовать эмоции другого человека и действовать согласно им.

Все эти позитивные качества могут сыграть злую шутку, как с самим человеком, так и с другими людьми

Поэтому важно сохранять гибкость и адаптироваться под ситуацию

Негативные качества

По аналогии с позитивными качествами негативными считаются те черты личности, которые вредят ей и окружающим. Многие из них – противоположность положительных сторон: транжирство, нерешительность, черствость, лживость и другие. Вот еще некоторые негативные качества:

  1. Неадекватный карьеризм. Тот случай, когда чрезмерная целеустремленность оказывает негативное воздействие на других людей.
  2. Агрессивность. Когда человек не умеет грамотно перенаправлять негативные эмоции, нанося ущерб окружающим.
  3. Безответственность – бездумное совершение поступков, имеющее заведомо негативные последствия.
  4. Паразитирование – когда человек берет ресурсы другого лица, не давая ничего взамен.
  5. Взяточничество.

Как формируется мораль?

Мораль человека в большей степени зависит от него самого. Только сама личность ответственна за то, что с ней происходит. От того, насколько она готова следовать установленным в обществе порядкам зависит, будет ли человек успешен, принимаем другими. Развитие морали, нравственных понятий происходит в родительской семье. Именно те первые люди, с которыми начинает взаимодействовать ребенок на первых порах своей жизни, и накладывают серьезный отпечаток на его дальнейшую судьбу. Итак, на формирование морали оказывает существенное влияние ближайшее окружение, в котором растет человек. Если ребенок растет в неблагополучной семье, то у него с малых лет складывается неправильное представление о том, как устроен мир и формируется искаженное восприятие самого себя в социуме. Став взрослой, такая личность начнет испытывать колоссальные трудности в общении с другими людьми и будет ощущать на себе недовольство с их стороны. В случае воспитания ребенка в благополучной среднестатистической семье он начинает впитывать в себя ценности своего ближайшего окружения, и этот процесс происходит естественным образом.

Осознание необходимости следовать общественным предписаниям происходит за счет наличия у человека такого понятия как совесть. Совесть формируется с раннего детства под влиянием общества, а также индивидуального внутреннего чувства.

Формирование человека

Гражданское право указывает на органическую связь, жизненно важную между человеком и обществом. Точнее сказать, образование содействует формированию человека как гражданина, как активного сторонника законности, воинствующих прав человека на благо родины и людей, к которым он принадлежит. Нравственное поведение — это цель образования, которая заключается в формировании человека как полноценной ячейки, которая чувствует, мыслит и действует в соответствии с требованием общественной морали.

Это требует знания и соблюдения нравственных идеалов, ценностей, норм и правил, на которые опирается общественная мораль. Также необходимы знания структуры и функционирования верховенства права, уважение к законам, изучение и отстаивание ценностей демократии, прав и свобод, понимание мира, дружбы, уважение человеческого достоинства, терпимость, недискриминация по национальности, религии, расы, пола и т. д.

Проблема нравственности

Рассматривая современное общество легко подметить, что нравственное развитие характеризуется упадком. В двадцатом веке в мире произошло внезапное падение всех законов и ценностей нравственности общества. В обществе начали появляться проблемы нравственности, которые негативно влияли на формирование и развитие гуманного человечества. Еще большего развития это падение достигло в двадцать первом веке. За все существование человека было отмечено множество проблем нравственности, которые так или иначе имели отрицательное влияние на индивида. Руководствуясь духовными ориентирами в различные эпохи, люди вкладывали нечто свое в понятие нравственности. Они способны были творить вещи, которые в современном обществе наводят ужас абсолютно на каждого здравомыслящего человека. Например, египетские фараоны, которые боясь потерять царство, совершали немыслимые преступления, убивая всех новорожденных мальчиков. Нравственные нормы укоренились в религиозных законах, следование которым и показывает сущность человеческой личности. Честь, достоинство, вера, любовь к родине, к человеку, верность – качества, служившие направлением в человеческой жизни, до которого хоть в какой-то степени дошла часть законов Бога. Следовательно, на протяжении своего развития, обществу было свойственно отступать от религиозных заповедей, что и привило к появлению проблем нравственности.

Развитие проблем нравственности в двадцатом столетии – это последствие мировых войн. Эпоха падения нравов тянется со времен Первой Мировой войны, в это безумное время жизнь человека обесценилась. Условия, в которых людям приходилось выживать, стерли все нравственные ограничения, личностные отношения обесценились ровно, как и человеческая жизнь на фронте. Вовлечения человечества в бесчеловечное кровопролитие нанесло по нравственности сокрушительный удар.

Одним из периодов появления нравственных проблем был коммунистический период. В этот период было запланировано уничтожить все религии, соответственно и нормы нравственности, заложенные в ней. Даже если в Советском Союзе развитие правил нравственности было намного выше, долго позиция эта не смогла удержаться. Вместе с разрушением Советского мира произошло и падение нравственности общества.

На текущий период одной из главных проблем нравственности есть падение института семьи. Что тянет за собой демографическую катастрофу, повышение разводов, рождение бесчисленного количества детей в не брака. Взгляды на семью, материнство и отцовство, на воспитание здорового ребенка имеют регрессирующий характер. Определенное значение имеет развитие коррупции во всех областях, воровства, обмана. Сейчас покупается все, ровно, как и продается: дипломы, победы в спорте, даже человеческая честь. Это как раз и есть последствия падения нравственности.

Мораль, этика, нравственность

Раздел ЕГЭ: 1.1.3. Мораль | Раздел ОГЭ: 2.5. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность

Мораль выступает в качестве регулятора поведения человека в обществе. Понятие морали становится актуальным при оценке поступков индивида по отношению к природе и другим живым существам. Мораль ставит ограничения на свободу действий индивида, поскольку он всегда должен учитывать мнение других людей и общества, в котором живёт.

Мораль — традиционно сложившаяся система норм и правил поведения, которая определяется общественно принятыми понятиями о добре и зле, хорошем и плохом.

Этика — идеология, изучающая понятия морали и нравственности. Существует и другое определение: этика — обобщённые нормы поведения и морали для определённой общественной группы или профессии.

В процессе формирования понятие морали прошло несколько ступеней.

  • Табу — религиозный запрет, налагающийся на совершение какого-либо действия.
  • Обычай — повторение каких-либо действий, основанное на поведении предков или сложившейся социальной группы.
  • Традиция — комплекс обрядов, привычек и действий, передающихся в течение нескольких поколений.
  • Моральные нормы — устоявшиеся представления о поведении личности.

ФУНКЦИИ МОРАЛИ

  • Регулятивная. Мораль выступает в качестве нравственного координатора поведения человека.
  • Воспитательная. Мораль служит средством воспитания, предоставляя понятия об идеальном поведении.
  • Коммуникативная. Мораль обеспечивает комфортное общение людей.
  • Ценностно-ориентационная. Мораль служит ориентиром для человека.
  • Познавательная. Мораль помогает человеку постигать мир путём различия понятий добра и зла.
  • Мотивационная. Соблюдение моральных принципов стимулирует человека к самосовершенствованию и саморазвитию.
  • Гуманизирующая. Принципы морали основываются на человеколюбии, что содействует налаживанию отношений между людьми.

ПОДХОДЫ К ПРОИСХОЖДЕНИЮ МОРАЛИ

Существует несколько точек зрения, трактующих наличие морали.

  • Натуралистический подход. Наличие морали объясняется естественной природой человека. Возникновение морали связано с биологическим развитием человека.
  • Теологический подход. Мораль была дарована человеку высшими силами, Богом.
  • Социологический подход. Появление морали связано с процессом исторического развития общества и напрямую зависит от изменения социально-экономических потребностей людей.
  • Культурологический подход. Мораль выступает в качестве культурной составляющей, регулирующей социальное поведение людей, и не связана с политической, экономической и другими составляющими.

НРАВСТВЕННОСТЬ

Нравственность — ряд правил, соблюдение которых определяет поведение человека. Также под нравственностью понимается совокупность духовных и душевных качеств, которые необходимы человеку для комфортного нахождения в обществе, и соответствующее поведение, отвечающее этим правилам.

Таким образом, мораль обобщает в себе высокие идеалы общества, а нравственность определяет повседневную жизнь.

Этапы формирования нравственности:

Формирование нравственности происходит с изменением мыслей человека о себе и своих поступках.

  • Конвенциональный этап. (Что обо мне подумают другие люди?)
  • Элементарный этап. (Что со мной будут делать?)
  • Автономный этап. (Что я буду думать сам о себе?)

Вы смотрели конспект «Мораль, этика, нравственность». 

  • Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.

Долг, достоинство, честь

Эти категории этики прямо закреплены в конституционных нормах самого значимого государственного документа.

Долг — прямая обязанность человека по исполнению обязательств перед обществом и людьми. Долг перед родителями и детьми, долг перед Родиной по выполнению воинских обязанностей — согласимся, что каждый человек в силу своего нравственного воспитания должен воспринимать эти правила поведения не как внешние нормы, но принципы морального поведения. Однако не всегда это так, и в случае нарушения этих норм предусмотрены санкции в отношении нарушавшего.

Достоинство — мера самооценки собственной значимости в социуме и она защищается конституционно. Это цена за вклад в общественное развитие. Право каждого человека на признание его значимости — это важная норма справедливого общества.

Честь — термин очень емкий по своему содержанию. Объем понятия намного превышает тот, который объемлет совокупность индивидуальных качеств и возможностей отдельного человека. Часто в нем кроется принадлежность к обще

Что указывает на зрелость

Степень развития зависит от социализации индивидуума. То есть человек усвоил систему общепринятых ценностей и следует ей не из-за страха быть наказанным, а благодаря четкому осознанию правильности собственного поведения.

Выделю 6 критериев:

  • Широкое ощущение «Я». Оно появляется еще в раннем возрасте, сформировывается в течение первых 10 лет и позже начинает расширяться с приобретением опыта и увеличением социальных ролей. Важным фактором является целенаправленная активность.
  • Проявление заботы об окружающих. Выражение глубоких чувств к близким, способность любить и дружить.
  • Принятие себя. Зрелая личность имеет свои взгляды и ценности и может их транслировать, учитывая мнение других.
  • Восприятие реальности, достижение целей. Индивид сосредоточен на конкретной задаче, забывая об удовольствиях, эгоизме. Это связано с ощущением ответственности, что является идеалом зрелости.
  • Самообъективация. Незрелый человек может совершать поступки напоказ, не отдавая себе отчета в том, что это выглядит неестественно. Более развитый индивидуум понимает, что поддельных личностей быть не может.
  • Жизненная философия. Наличие представления о единой цели в жизни.

Отмечу также, что социализация не прекращается даже у взрослых. Она вообще не имеет окончания, но всегда преследует конкретную цель, будь она осознанной или нет. Поэтому слова «зрелость» и «взрослость» – это не синонимы.

Значение нравственности

Переоценить значение нравственности невозможно, поскольку это основополагающая черта личности, являющаяся фундаментом для формирования крепкого и сильного характера. Её наличие – это признак человека со здоровой психикой и высоким уровнем когнитивных способностей, который способен занять достойное место в обществе и жить в гармонии с окружающими. Нравственный человек, как правило, сам счастливее в личной жизни и делает счастливыми близких людей.

Нравственность помогает человеку находить разумный баланс между жертвенностью и эгоизмом. Нравственно-ориентированные личности, в отличие от эго-ориентированных, обладают более высоким уровнем гражданского сознания. Это гарантирует им возможность занять достойное место в социуме, поскольку обеспечивает комфортное сосуществование с другими людьми.

Формирование человека

Гражданское право указывает на органическую связь, жизненно важную между человеком и обществом. Точнее сказать, образование содействует формированию человека как гражданина, как активного сторонника законности, воинствующих прав человека на благо родины и людей, к которым он принадлежит. Нравственное поведение — это цель образования, которая заключается в формировании человека как полноценной ячейки, которая чувствует, мыслит и действует в соответствии с требованием общественной морали.

Это требует знания и соблюдения нравственных идеалов, ценностей, норм и правил, на которые опирается общественная мораль. Также необходимы знания структуры и функционирования верховенства права, уважение к законам, изучение и отстаивание ценностей демократии, прав и свобод, понимание мира, дружбы, уважение человеческого достоинства, терпимость, недискриминация по национальности, религии, расы, пола и т. д.

Что такое Мораль

Мораль – это система сугубо условных правил поведения в обществе, основанная на сложившейся парадигме восприятия добра и зла. В широком понимании, мораль – это система координат, которая позволяет направлять действия людей таким образом, чтобы результаты их действий приносил благо для всего человечества в целом. С точки зрения психологии, мораль это – глубинная часть человеческой психики, которая отвечает за оценку происходящих событий, а именно за распознание добра и зла. Довольно часто слово «мораль», принято заменять словом «Нравственность».

Что такое мораль человека. Понятие (определение) морали простыми словами – кратко.

Несмотря на достаточно простую суть термина «мораль», существует огромное множество его определений. Так или иначе, практически все они являются верными, но, пожалуй, самым простым ответом на вопрос «Что такое мораль?» будет данное утверждение:

Мораль — это попытка человека определить, что правильно и неправильно в отношении наших действий и мыслей. Что хорошо и плохо для нашего бытия.

Если с термином по большому счету все более или менее понятно, то сама концепция того, что является моральным, а что является аморальным вызывает массу споров. Дело в том, что понятия зла и добра не всегда являются абсолютными и их оценка зависит исключительно от современной парадигмы, принятой в обществе.

К примеру, в средние «темные» века, когда общество было малообразованным, но весьма религиозным – сжигать людей, заподозренных в колдовстве было весьма высокоморальным поступком. Само собой, что в современную эпоху гуманизма, науки и права, подобное считается ужасной глупостью и преступлением, но исторические факты никто не отменял. А еще было рабство, святые войны, различного рода геноциды и другие события которые воспринимались определенными частями общества, как что-то нормальное. Благодаря подобным примерам мы разобрались с тем, что мораль и ее нормы, это весьма условные правила, которые способны изменятся в угоду общественному укладу.

Несмотря на приведенные выше примеры и печальный исторический опыт в оценке тех или иных событий, сейчас мы имеем в определенном отношении более или менее адекватную систему моральных ценностей.

Функции морали и зачем мораль нужна людям?

Несмотря на множество философских и научных теорий, ответ на данный вопрос весьма прост. Мораль нужна людям для дальнейшего благополучного сосуществования и развития как вида. Именно благодаря тому, что существуют общие понятия, о том, что хорошо, а что плохо, наше общество все еще не поглотил хаос. Таким образом, можно сказать, что функция морали заключается в формировании общих правил поведения или законов, которые в свою очередь поддерживают порядок в обществе.

В качестве примера понятного абсолютно всем морального принципа, можно привести так называемое: Золотое правило морали.

Золотое правило морали гласит:

«Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали с тобой.»

Существует несколько интерпретаций данного принципа, но все они передают одну суть.

Нормы и примеры морали.

К нормам и примерам морали можно отнести огромное множество аспектов, некоторые из них будут высокоморальными абсолютно везде, а некоторые спорными с учетом различия культурных особенностей. Тем не менее в качестве примера приведем именно те нормы морали, которые не вызывают сомнений.

Нормы морали в обществе:

  • Честность;
  • Храбрость;
  • Умение держать слово;
  • Надежность;
  • Щедрость;
  • Сдержанность (самоконтроль);
  • Терпение и смирение;
  • Милосердие;
  • Справедливость;
  • Терпение к различиям (Толерантность);
  • Самоуважение и уважение к другим людям.

Мораль и Этика

Термины «Мораль» и «Этика», являются тесно связанными понятиями, и довольно часто употребляются как синонимы, но это не совсем верно. Простыми словами, дело в том, что мораль, это более глобальное понятие, которое говорит нам, что правильно или неправильно в целом и общем невзирая на конкретную ситуацию. Этика в свою очередь это руководящие принципы, которые помогают человеку или группе решать, что хорошо или плохо в конкретной ситуации.

В итоге хотелось бы отметить, что данную тему практически невозможно раскрыть в одной маленько статье в силу ее объемности, но надеемся, что основные принципы вам стали более понятны.

Категории этики

Так возникли предпосылки системы научного познания о принципах нравственности и базовые понятия – мораль и этика. Категории этики не ограничиваются этими двумя терминами. Говорить о том, что существует научная область знания, возможно лишь в том случае, когда есть предмет и система категорий, ограничивающая объем научного познания от смежных областей науки. Этика как наука имеет свой предмет и инструментарий исследования — систему категорий. Основные категории этики:

  • Мораль и нравственность.
  • Добро и зло.
  • Благо.
  • Справедливость.
  • Равенство.
  • Достоинство.
  • Долг.
  • Смысл жизни.
  • Любовь.

Система категорий этики ограничивает область научного поиска от смежных областей гуманитарного цикла. Этические учения ведущих мыслителей в истории человеческой мысли и современности являются базой для формирования подходов в философских школах и направлениях. Именно благодаря этическим воззрениям философов сформировались известные учения.

Примеры нравственных качеств и чувства

Эмоции зависят от того, совпадают ли действия с принятыми обществом правилами или нет. Если поступки индивида были совершены с соблюдением моральных устоев, то ощущения у него положительные. Но если они идут вразрез с одобренными моделями поведения, то негатив будет обеспечен.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Приведу наглядные ситуации из жизни:

  1. Юноша поддался всплеску раздражительности и нагрубил пожилому. Если уважение к старшим является одним из его ориентиров, то он будет осуждать себя и корить за подобный проступок.
  2. Девушка дожидается своего возлюбленного из армии, проявляя верность и преданность. Она будет испытывать внутреннее удовлетворение от того, что ее дело соответствует общепринятым принципам.
  3. Путешественник долго ездил по разным странам и наконец возвращается на родину. В момент возвращения у него возникает ощущение патриотизма, что также вызывает положительное состояние.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector