Структура общения в психологии

Информационно-коммуникативная функция общения

Страница 1 из 2

В системах управления коммуникативная сторона общения проявляется прежде всего в обмене информацией, так как люди передают друг другу различные сведения, приказы, делятся своими идеями, планами.

В некоторых социально-психологических концепциях биохевиристского направления рассматривается возможность интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации подобно математическому описанию передачи информации в компьютерных сетях. Такой подход не представляется вполне корректным, поскольку помимо некоторых черт сходства информационных процессов в технических и живых системах, эти процессы в условиях человеческой деятельности имеют принципиальные отличия от технических систем. В условиях человеческого общения информация не только передается, но и претерпевает количественные и качественные преобразования, принимается и интерпретируется разными людьми по-разному в соответствии с их мотивацией, опытом и другими свойствами их психики. Специфика процесса обмена информацией в общении людей состоит в следующем.

1. В отличие от движения информации между передающими и принимающими техническими устройствами. в общении мы имеем дело с взаимодействием активных субъектов, взаимно информирующих друг друга в целях организации совместной деятельности. Поэтому при передаче информации от сотрудника к сотруднику, от руководителя к подчиненным необходимо учитывать их мотивы, цели, установки, способы деятельности и др. В ответ на посланную информацию человек получает какую-то новую информацию, т. е. происходит не простое ее движение, а обмен информацией. Для человека информация всегда приобретает определенную личную значимость и смысл, т. е. в коммуникативном процессе объединяется деятельность, общение и познание.

2. В отличие от кибернетических устройств партнеры в общении стремятся повлиять друг на друга, т. е. обмен информацией между людьми всегда предполагает воздействие на поведение партнера. Эффективность коммуникации зачастую определяется именно тем. насколько удалось такое воздействие, а это означает и возможность изменения самого типа отношений, сложившихся между участниками коммуникации.

3. Коммуникативное общение как обмен информацией возможно лишь при условии, что партнеры обладают единой или сходной системой кодирования и декодирования, т. е. «говорят на одном языке». Обмен информацией возможен лишь при условии интерсубъективных знаков, т. е. условии, что знаки и закрепленные за ними значения известны всем участникам общения и тем самым обеспечивают возможность взаимопонимания. Для описания такой ситуации используется термин «тезаурус», обозначающий общую систему значений, принимаемых всеми членами группы. Но дело усложняется еще и тем. что даже зная значения слов, люди могут понимать их по-разному в силу своих возрастных, политических, профессиональных и иных различий. Поэтому субъекты общения должны обладать не только идентичными лексическими и синтаксическими системами, но и одинаковым пониманием ситуаций общения, т. е. включать коммуникацию в некоторую общую систему деятельности.

4. В условиях человеческой коммуникации могут возникать специфические коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер. Это может быть не только отсутствие общего языка и общего понимания ситуации, но и социальные, политические. религиозные и другие различия, которые могут порождать совершенно различную интерпретацию одних и тех же событий, а также различное мировоззрение. миропонимание. Такие барьеры порождены объективными социальными причинами, принадлежностью партнеров по коммуникации к различным социальным группам, а при их проявлении особенно отчетливо выступает включенность общения в более широкий контекст общественных отношений. Однако процесс коммуникации может осуществляться и при этих барьерах.,-Даже военные, противники могут вести переговоры, однако вся ситуация коммуникации при этом значительно осложняется.

  • В начало
  • Назад
  • 1
  • Вперёд
  • В конец

Классификация видов общения

Выделяют следующие виды общения:

1. формальное общение — когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски, набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

17 стр., 8140 слов

«Деловое общение. Правила ведения бесед и совещаний»

… и слышать, что говорит собеседник. Без активного слушания нет не только взаимопонимания, но и общения вообще. Коммуникативные принципы оптимизации служебного общения. В современной литературе … на партнеров по общению. Внушение , как правило, не требует доказательств и логического анализа фактов и явлений для воздействия на людей. Основывается на вере …

3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5. Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

По степени опосредованности различают непосредственное общение (лицом к лицу) и опосредованное (через письмо, телефон, факс или электронную почту).

Коммуникативная компетентность личности и источники её формирования

Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии.

Коммуникативная компетентность — это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения.

Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

  • Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
  • Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
  • Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

Коммуникативная компетентность выступает интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и ее специфические проявления в профессиональной деятельности. Одним из условий коммуникативной компетентности является выполнение определенных правил и требований. Наиболее значимые из этих правил состоят в следующем:

  • Наиболее общим правилом является правило, согласно которому нельзя приступать к сообщению мысли, если она непонятна или не до конца понятна самому себе.
  • Правило «постоянной готовности к пониманию». Существует большое количество семантических и личностных барьеров, которые часто приводят к неполному и неточному пониманию сообщений.
  • Правило конкретности. Следует избегать неопределенных, двусмысленных, расплывчатых выражений и слов, а без необходимости не пользоваться незнакомыми или узкоспециализированными терминами.
  • Правило контроля над невербальными сигналами. Недостаточно контролировать только свою речь и содержание сообщения. Необходим также контроль над его формой в той части, которая касается его внешнего «сопровождения» — мимикой, жестами, интонацией, позой.
  • Правило «собственной неправоты». При коммуникации всегда необходимо допускать, что личная точка зрения может быть неправильной. Это часто предостерегает от серьёзных ошибок.
  • Правило «места и времени». Эффективность любого сообщения резко возрастает в случае его своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации, в которой оно реализуется.
  • Правило открытости означает готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, а также способность принимать и учитывать точку зрения собеседника.
  • Правило активного и конструктивного слушания — одно из основных условий эффективных коммуникаций.
  • Правило обратной связи. Именно это правило, в конечном счете, обеспечивает достижение главной цели коммуникативного процесса — взаимопонимания.

Стили и классификация

Исходя из некоторых особенностей, общение в жизни человека можно разделить на прямое (непосредственное) и косвенное (опосредствованное). В первом случае общение собеседников происходит напрямую, они общаются друг с другом, применяя соответствующую мимику, жесты, интонацию и тон.

Во втором случае информация между собеседниками передается не напрямую, а опосредовано (письма, документация, СМИ и т. д.). Стоит отметить, что прямое общение обладает лучшей результативностью и воздействием на собеседника, чем косвенное. Однако, первый вид в большей степени может быть подвергнут эмоциям, так как такое общение в жизни каждого человека происходит в реальном времени, а второй – здравому рассудку, так как есть время для того, чтобы осмыслить ситуацию, проанализировать ее.

Существуют также формальный и неформальный типы общения, из которых следует, что отношения между людьми бывают деловыми и личными. Следовательно, и правила общения для каждого из двух типов будут отличаться. В первом случае выражается симпатия или антипатия в отношении друг друга, уважение или его отсутствие, доверие или недоверие. А вот деловое общение – это отношения, которые складываются между людьми, состоящими в тех или иных социальных группах, организациях. В его основе лежат права и обязанности, действующие в той или иной группе (организации). Следовательно, роль общения в профессиональной деятельности человека и роль такового в повседневной, бытовой жизни существенно отличается. Если в первом случае человек ограничен определенными рамками и правилами, продиктованными организацией (компанией), то во втором он ограничен лишь своим собственным мнением, желаниями и особенностями характера. Общей здесь может быть разве что роль воспитания, но не роль общения в целом.

Общение животных

Биокоммуникация

(гр. bios- жизнь и лат. communico — связываю, общаюсь) — связь, общение между особями животных одного или разных видов путём передачи информации при помощи различных сигналов.

Передача информации (генерация) осуществляется специальными органами (голосовой аппарат, пахучие железы, форма тела, поза, окраска, поведение животного и т. п.). Приём информации (рецепция), осуществляются на сенсорном уровне, органов обоняния, вкуса, зрения, слуха, электро-, термо-, механо- и др. специальными рецепторами. Передаваемые сигналы обрабатываются в разных частях нервной системы, сопоставляется (интегрируется) в её высших отделах, где формируется ответная реакция организма.

Сигналы животными подаются в различных контекстах, которые соответственно влияют на их значение, к примеру, с их помощью обеспечивается защита от врагов и неблагоприятных факторов среды, облегчается поиск корма, особей противоположного пола, происходит общение родителей и потомства, регулируются внутри- и межвидовые взаимодействия и др.

Изучение поведения организмов, их сигнализации, общения и связей позволяет глубже понять механизм структурирования видового населения и наметить пути и способы управления его динамикой. Для многих видов животных этологами, зоопсихологами и другими специалистами составлены каталоги с описанием языка поз, мимики, жестов.

Зоосемиотика

— научная дисциплина, описывающая биокоммуникацию животных (передачу информации от одной особи к другой) с позиции содержания их коммуникативных действий (см. также Семиотика).

Информативное содержание коммуникативных действий может относиться:

  • к сферам опознания — опознание принадлежности особи к определенному виду, сообществу, полу, опознание индивида среди сородичей и пр.;
  • к мотивации поведения — информация о физиологическом состоянии животного, например, о состоянии голода, полового возбуждения, эмоциональное состояние и пр.;
  • к отношениям со средой — оповещение об опасности, нахождении корма, места для отдыха и пр.

По происхождению и механизму действия формы общения различаются каналами передачи информации (оптические, акустические, химические, тактильные и др.)

Социальные животные (дельфины, приматы, собаки, пчелы, муравьи) имеют особо сложные формы общения, что выражается в согласованных совместных действиях для эффективного функционирования своего сообщества как единого целого.

Природа возникновения общения и потребности в нем


Общительный человек смело шагает навстречу новому – новым знаниям, новой информации, новым людям. Открытые и любознательные личности, сами того не замечая, обеспечивают себе массу интересных встреч, событий, знакомств, новых целей, но ведь сущность общения, как и само общение, заключается не только в этом. Для каждого человека возможность пообщаться с себе подобными является залогом постоянного пополнения жизненного багажа, интеллектуального и психологического развития. В этом же проявляются и основные цели общения. Дарованная природой особенность помогла человеку выжить и утвердиться среди других, более сильных видов.

Как вы думаете, открыли бы вы в себе тягу к точным наукам или музыке, если бы не ходили в школу и не посещали эти предметы, какими бы скучными они ни казались вам изначально? Нет, ведь общение играет крайне важную роль, а учитель, преподавая нам в школьные годы какой-либо предмет, беседуя с нами, учениками, не только выявляет те или иные способности, но и помогает развивать их, параллельно прививая и основные правила общения.

Компоненты общения

Общение. Виды, функции, типы, компоненты. Вербальные и невербальные ком-ции. Барьеры

Обще́ние – взаимодействие людей друг с другом, включающее в себя обмен информацией и оказание воздействия друг на друга. В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.

1. Формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как ненужный или мешающий объект: если нужен – активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут. Если получили желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.

3. Форм-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и ср-ва общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его соц роли.

4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5. Духовное. Межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи Слов – друг поймет вас и по выражению лица, движениям, инТонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение, может предвидеть его реакции.

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман) в зависимости от особенностей личности собеседника.

7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорит в подобных случаях, это общение закрытое

Ф-ции: коммуникативная – осущ взаимосвязи между людьми; информационная; когнитивная – осмысление знач-й на основе представлений; эмотивная – проявление эмоц связи индивида с действительностью; конативная – управление и коррекция взаимных позиций; креативная – развитие людей и создание новых отн-й между ними.

Типы общения. Обычно выделяют 2 типа общения: личностное(разговор по душам – открытость намерений, мнений) и ролевое(кажд из нас носитель опред соц категории).Общение на уровне социальных ролей диктуется исполняемой ролью, фиксирует то место, которое занимает человек в системе обществ соц отношений. Под межличностным общением подразумевается участие двух конкретных личностей, обладающих уникальными индивидуальными качествами, кот раскрываются другому по ходу общения и организации совместных действий.

Наиболее распрост явл деление всех взаимодействий на 2 противоположных вида: кооперация (упорядочивание сил, сплоченность) и конкуренция (напр, конфликт – столкновение целей, интересов – противоп позиции и цели).

Компоненты: Перцептивный компонент общения характеризует его как восприятие человека другим человеком (социальная или межличностная перцепция). Коммуникативный компонент общения включает в себя передачу информации от человека к человеку с помощью определенных средств. эти средства можно разделить на две группы: вербальные (языковые) и невербальные (дополнение речи). Интерактивный компонент общения – это особенности взаимодействия партнеров, кот определяются их личностными состояниями.

Коммуникация – обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов. Коммуникация может осуществляться вербальными и невербальными средствами.Вербальная общение с помощью слов, невербальная — передача информации с помощью различных несловесных символов и знаков. Однако невербальные средства общения также неоднородны. Среди них существуют чисто рефлекторные, плохо контролируемые способы передачи информации об эмоц, физиол состоянии человека: взгляд, мимика, жесты, движения, поза. невербальные средства: Движения экспрессивно-выразительные (поза тела, мимика, жесты, походка).Тактильные (рукопожатие, похлопывание по спине или плечу, прикосновения, поцелуи).Взгляд визуально-контактный (направление взгляда, его длительность, частота контакта).Пространственные движения (ориентация, дистанция, размещение за столом).

Структура общения в психологии

Общение следует рассматривать и как сторону любой совместной деятельности (поскольку сама деятельность есть не только труд, но и общение в процессе труда), и как особую деятельность.

К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

В общении можно выделить три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. коммуникативная сторона состоит в обмене информацией. интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. в онтогенезе общение является первичной, доминирующей формой отношения ребенка к окружающей среде. эта форма предполагает первым делом понимание со стороны другого субъекта (в первую очередь матери), которая затем заменяется формой, предполагающей взаимопонимание, т. е. ребенок не просто выражает свои желания, но и учитывает желания других людей, от которых зависит реализация его собственных.

Постепенно ведущая роль переходит от общения к предметной деятельности.

Учитывая сложность общения, необходимо каким- то образом обозначить его структуру, с тем, чтобы затем был возможен анализ каждого элемента. к структуре общения можно подойти по- разному, как и к определению его функций. в отечественной социальной психологии структура общения характеризуется путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимодействия. естественно, что все эти термины весьма условны.

Структура общения – это совокупность основных элементов, из которых складывается процесс общения. При этом структурная характеристика общения может быть дана и применительно к основным элементам, и относительно внутренней структуры каждого из них.

Основные компоненты общения:

субъекты; средства; потребности, мотивация и цели; способы взаимодействия, взаимовлияния и отражения влияний в процессе общения; результаты.

Возможен и другой, обобщенный, подход к структуре общения – это различные стороны процесса общения в целом. Выделяют коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны. Правомерно было бы отметить и такие явления, как понимание, сопереживание, эмоциональное отношение партнеров друг к другу.

Современные социальные психологи говорят о необходимости уделять больше внимания именно тем сторонам общения, которые связаны с характеристикой рефлексии и отношений, складывающихся в ходе взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга (перцептивная сторона). Д. Майерс всю социальную психологию рассматривает как психологию общения: “как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу” .

Каждый подход по-своему верен, однако описывает частные параметры структуры социально-психологического общения. В качестве обобщенной модели структуры социально-психологического общения можно представить модель, которая предусматривает дифференциацию общения на содержание и форму. Содержательную сторону общения можно рассматривать в коммуникативном аспекте, формальную – в поведенческом, реализуемом в процессе интеракции. Каждая из них, в свою очередь, тоже может восприниматься как со стороны формы, так и содержания.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector