Структура коммуникативного акта. функции языка. формы общения

Страны реципиенты – кто они?

Термин реципиенты используется и в международной политике применительно к некоторым странам и связан с процессом миграции населения. Анализ потоков людей, переезжающих на постоянное место жительства в другие государства, позволяет выявить те из них, которые пользуются наибольшей популярностью, обусловленной климатическими, экономическими, политическими, социальными факторами. Преимущественно люди приезжают жить в США и страны члены ЕС, отдавая предпочтение Германии, Франции, Португалии, Испании и государствам Бенилюкс.

Такая динамика обеспечивает прирост населения в странах реципиентах, достигающий до 20%. Американское статистическое агентство выявило, что в стране временно или постоянно проживают 37 млн. человек. Приток мигрантов в странах ЕС составляет порядка 1.5 млн. граждан, причём половина этих людей являются трудовыми мигрантами. Независимыми центрами притяжения мигрантов являются такие страны, как Канада и Австралия, в которых традиционно высокий уровень жизни, ориентированная на граждан социальная политика и лояльная политика в отношении мигрантов.

Страны реципиенты

Государства, принимающие большие потоки мигрантов являются реципиентами. Однако есть страны, не только отдающие свой генофонд другим державам, но и принимающим жителей иных республик, в результате чего происходит восполнение численности. Примером такой страны может стать России, из которой происходит отток граждан в США, ЕС, Израиль, Канаду и другие государства с более высоким уровнем жизни. Одновременно с этим в Россию приезжают соотечественники из республик бывшего СССР, это как этнические русские, возвращающиеся на историческую родину, так и представители коренных этнических групп.

Понимая, что такое реципиент, можно в точности использовать этот термин и в других отраслях, проводя аналогии со сферами, где он применяется традиционно и имеет широкую понятийную сферу. Активно задействуют в средствах масс-медиа, делая акцент на людях, принимающих закодированную информацию. Относится это к читателям публикаций, радиослушателям, телезрителям. Есть реципиенты и в экономике, в частности так называют лиц, как юридических, так и физических, получающих доход, тем или иным способом.

56 Вопрос Приемы противодействия слухам

Противодействие слухам

Противодействие слуху — это не только мероприятия по его опровержению. Порой возможны ситуации, когда попытки борьбы со слухом приводят к еще большему его распространению. Поэтому перед выбором стратегии противодействия слуху следует оценить информационную обстановку: какое количество людей уже знает о слухе, каково доверие к источнику опровержения.

Подтвердить слух. Иногда бывает проще и полезнее подтвердить слух, тем самым предотвратив дальнейшие «наслоения» сюжета. Мужество сделанного признания возвращает иногда доверие к источнику и соответственно, помогает контролировать дальнейший ход событий.

Официальное опровержение слуха. Официальное опровержение слуха уместно лишь при условии, что данный источник пользуется доверием у аудитории.

Ирония, юмор. Иногда помогают ирония, юмор — высмеивание «нелепой» информации в процессе яркого, богатого различными метафорами выступления авторитетного лица. Но, так как слухи несут довольно сильный эмоциональный заряд, развеять их разумными аргументами чаще всего трудно или просто невозможно.

Фланговая атака. Если нет уверенности в авторитетности официального источника, уместно распространение информации, по содержанию противоположной сюжету слуха. Делаться это должно под различными предлогами, но без упоминания о самом слухе и его сюжете.

Доведение до абсурда. Прием «доведение до абсурда» подразумевает распространение информации, не противоположной по содержанию, а, наоборот, усиливающей тенденцию, лежащую в основе первоначального слуха.

Дискредитация автора — один из приемов, помогающих обезвредить слух. О возможном авторе сюжета (источнике) слуха распространяется компрометирующая его информация, фактически это может быть контрслух.

Отвлечь внимание. В качестве полумеры можно рассматривать различные способы отвлечения внимания общественности от нежелательной темы путем выброса новой, преимущественно еще более шокирующей, волнующей или интригующей информации и вытесняющей прежнее наполнение неформальных каналов

Особенности социального коммуникативного акта

Главная сложность и специфичность заключается в том, что люди не всегда хотят показывать свое истинное отношение к полученному сообщению. Для максимально полной передачи информации следует прибегать к простым и понятным средствам общения, то есть системам знаков. Их есть целый ряд, но различают вербальную и невербальную связь. При первой используется речь, а для второй нужны неречевые манипуляции.

Вербальная передача данных — это самое удобное, простое и универсальное средство коммуникации, ведь при его использовании удается сохранить максимум смысла сообщения. Но также с применением речи можно кодировать и декодировать информацию. Естественно, что взаимообмен осуществляется не лишь на уровне данных, но и на уровне эмоциональных переживаний. Такая информация транслируется точно так же, то есть языковыми невербальными средствами.

Реципиент в психологии

Здесь важен особый подход врача к пациенту — доктор должен помочь настроиться больному на все предстоящие процедуры. Удачно интегрированные составляющие психологии и медицины (которые врач должен обязательно учесть в своей работе) обеспечат в результате самый положительный эффект.

Реципиенты в психологии — это собеседники, в частности люди, получающие визуальные, зрительные сообщения от коммуникатора. Фактически это объект, воспринимающий информацию в рамках контакта, осуществляемого с конкретной целью, порой не совпадающей у сторон общения. Взаимодействие между этими сторонами считается успешным, если их цели были достигнуты. Передача информации характеризуется некоторыми психологическими особенностями, определяющими эффективность взаимодействия коммуникатора с реципиентом:

  • налаживание контакта;
  • барьеры в общении;
  • первое впечатление, которое сложилось у реципиента о коммуникаторе;
  • техники слушания.

Процесс общения с участием реципиента

Имеют значение национальные, возрастные, половые особенности, характеризующие собеседников и оказывающие непосредственное влияние на эффективность процесса общения и на складывающееся между сторонами взаимодействие. Надо учитывать, что в психологии, реципиентами являются люди, придерживающиеся активной позиции. Процесс общения связан с постоянной сменой ролей, когда собеседники меняются местами, концентрируясь на той информации, которой они обмениваются для её верной расшифровки. Сведения, передаются коммуникатором посредством речевого кода и невербальных сигналов, включая позы, жесты, мимику, причём это далеко не всегда происходит осознанно.

Блок 2. Вербальная и невербальная коммуникация. Коммуникативные барьеры.

2.1. Коммуникативные барьеры социального характера.

В общении могут присутствовать коммуникативные барьеры, предопределенные социальными причинами. Так, коммуникатор отличается от реципиента системой убеждений, верований, представлений, которые в совокупности определяют мировоззрение, составляют индивидуальную когнитивную модель мира субъекта. Оказывают влияние политические, религиозные, культурные, профессиональные, национальные, общественные факторы на формирование индивидуализированного понимания понятий, суждений, умозаключений. Причины возникновения данных коммуникационных барьеров находятся вне человека, обусловлены средой. Индивид способен преодолевать барьеры путем качественного и количественного наращивания и дифференцирования структурных и содержательных элементов собственной модели мира. Это процесс происходит при познании, увеличении образовательного уровня, как теоретического, так и практического.

И в тоже время субъект не склонен повышать собственную образованность за пределами субъективного чувства относительного благополучия.

2.2. Коммуникативные барьеры психологического характера.

В общении существуют коммуникативные барьеры, где причиной являются психологические аспекты. Так, необщительных людей часто называют некоммуникабельными. Причины некоммуникабельности различны. Это может быть страх общения, низкая самооценка, скрытность, неприязнь, отсутствие доверия. Преодоление этих барьеров сложная задача для переговорщика, тем не менее, понимание причин возникновения данного барьера позволяет подбирать адекватные коммуникативные технологии.

Схема

Рассмотрев компоненты коммуникативного акта, попробуем взглянуть с другой, более сложной стороны. Движение и понимание информации между адресатом и адресантом асимметричны. Это вызвано тем, что для того, кто отправляет запрос, суть самого сообщения предшествует высказыванию. Тогда как изначально человек, который посылает сообщение, закладывает него определенный смысл, и лишь потом кодирует его в определенную систему знаков. Для адресанта тоже смысл открывается одновременно с кодированием. Именно из этого примера отчетливо видно насколько важна совместная деятельность общающихся людей, ведь адресант может облачить свои мысли в неправильные слова.

Блок 5. Вербальная коммуникация.

Коммуникация между людьми происходит посредством знаковых систем. Различают вербальную и невербальную коммуникации в зависимости от используемой знаковой системы.

Вербальная коммуникация включает в себя звуковой язык – речь.

С помощью речи человек кодирует и декодирует информацию. Тот, кто говорит — кодирует. Тот, кто слушает — декодирует. Перед тем, как закодировать информацию, коммуникатор создает смысловой план будущего сообщения. Реципиент во время декодирования информации также создает означенный образ сообщения. С помощью обратной связи бывший реципиент уже в роли коммуникатора сообщает реципиенту, бывшему коммуникатору, свое понимание, раскрывает смысл того, что он услышал ранее. Это позволяет сближать, идентифицировать, сравнивать схожесть смысловых конструкций. Роль обратной связи сложно переоценить при переговорном процессе

Поэтому весьма важно сличать понимание сторон во время диалога одного и того же сообщения, если оно абстрактное и не является наглядно-предметным. Благодаря этому, стороны в переговорах воздействуют друг на друга, пытаясь сдвинуть позиции

Информационное сообщение по своему содержанию может представлять означивание событий другой стороной, коммуникатор помогает раскрыть смысловое содержание явлений через призму восприятия реципиента. Подобное воздействие может быть манипулятивным по своей природе, когда происходит формулирование событий, направляющих реципиента к выводам, мешающим извлечь собственные выгоды. Реципиент способен сопротивляться влиянию со стороны коммуникатора. Это может выражаться в непонимании услышанного, причем ложного или истинного, что обусловлено как характером речевого сообщения, например, заикание, так и внутреннего нежелания понимать

Реципиент может быть расконцентрирован, не способным сфокусировать внимание, например, из-за усталости

Теоретическая основа

Теория коммуникативных актов Ньюкома – это теория, которая разработала социологом и психологом из Америки Теодором Ньюкомом. Основная мысль состоит в том, что если два индивида положительно друг друга актуализируют и формируют какие-то связи по отношению к третьему человеку, то у них проявляется желание в развитии похожих связей. Это мысль хорошо объясняет принцип появления антипатии и харизмы, и показывает, как зарождается сплоченность и ощущение целого в коллективе. На данный момент идея Ньюкома активно используется в изучении массовых СМИ. Она не получила как полного приятия всеми исследователями, так и полного отрицания. Тем не менее в большинстве случаев она действительно эффективна. Но всегда остается элемент неопределенности, ведь очень сложно оценить насколько люди нашли общий язык, и как они будут относиться к третьему лицу.

Функция общения №3: Эффективно-коммуникативная

Она заключается в восприятии и понимании человека, с которым происходит общение. Эта функция крепко связана с эмоциональной сферой человека, ведь именно общение явно доминирует в ней. Эмоции и чувства проявляются именно в процессе коммуникации, что в дальнейшем либо способствует сближению людей, либо подталкивает их к сохранению, а то и к увеличению, дистанции. Несомненно, в нашем обществе роль общения не только не становится менее заметной, но и усиливает свое влияние. Сейчас уже ясно, что общения является сложным и многогранным процессом, который ведет к установлению связей между людьми. Именно установление связи дает возможность реализации совместной деятельности, которая позволяет достигать значительных успехов.

Однако стоит помнить, что любое сближение имеет свои определенные границы, через которые не рекомендуется переступать. Ведь даже самые близкие люди все равно представляют собой отдельные личности со своими мыслями и устремлениями.

Именно из-за этого любые контакты одного человека с другим нередко сталкиваются с трудностями, причем это касается и общения всего двух людей, и больших групп. Но весь секрет в том, что все эти проблемы решить можно исключительно в процессе общения.

Функции коммуникации

Еще со времен Аристотеля мыслители отмечали, что процесс коммуникации может проявляться по-разному. От внутренних и внешних условий окружающей среды, декларируемых и истинных целей сторон, количества участников, стратегий и средств исполнения и пр. зависит его сущность. Функции коммуникации следует определять, учитывая влияние на нее многочисленных факторов. В реальном процессе передачи сообщений, даже в одном коммуникативном акте, порой сочетаются несколько функций. При этом одна или две из них являются определяющими, основными. Также можно говорить о функциях данной коммуникации в целом, то есть о том, какова ее роль в жизни и деятельности общества и человека.

Как правило, функции коммуникации выделяют лишь в целях научно-прикладного или научно-исследовательского анализа. К примеру, это необходимо для консультационной деятельности. Модель взаимодействия можно построить, определив, какая из функций является основной, а какие — второстепенными.

Элементы

Элементы коммуникативного акта — это:

  • Адресант – тот, кто посылает запрос.
  • Адресат – тот, кому запрос направляется. В разных учреждениях адресатами выступают отдельные работники организации с их конкретными субъективными наборами.
  • Сообщение – это содержание коммуникативного акта, то есть основной посыл.
  • Код – это оболочка, в которой передается запрос. Она состоит из вербальных средств, движений, жестов, математических знаков и т. д.
  • Цель – конечный результат, ради которого посылается запрос.
  • Канал связи то, при помощи чего происходит обмен между адресатом и адресантом. Им может выступать текст, телефон, запись, экран компьютера.
  • Результат – это показатель того, был ли доставлен и понят запрос.

Все эти составляющие очень тесто коррелируют и влияют друг на друга. Так, непонимание цели общения хотя бы одним из двух собеседников влечет за собой разрыв этой связи, так как будет нарушено взаимопонимание. В то же время, если мы не понимаем код или неверно его трактуем, то о каком эффективном обмене данными может идти речь? Такая ситуация по своей нелепости и неэффективности будет напоминать попытки глухого человека понять говорящего.

Понятие коммуникативного акта

Уже понятно, что коммуникации представляют собой движение информации. Но сама коммуникация многогранна и имеет несколько уровней. На первом происходит пересечение точек зрения людей, начинающих контакт. На втором этапе происходит непосредственное движение данных и принятие полученных их. Третий и окончательный этап позволяет партнерам понять друга друга и проверить, верно ли донесено их сообщение. То есть конечная цель заключается в том, чтобы получить обратную связь.

Это очень важно понимать на любом этапе изучение данного вопроса, ведь от того, насколько верно вы трактуете цель деятельности, зависит, в каком направлении будет задано движение. Основная цель любых взаимосвязей между людьми заключается не столько в том, чтобы получить или отправить сведения, как в том, чтобы удостовериться в наличии ответа, реакции

На этом принципе строятся все родственные, дружеские и супружеские отношения. Он мало применим в сферах строго ограниченных и узко специализированных, но широко применим во всех остальных областях человеческой жизни.

Базовые барьеры

Базовые барьеры заключаются в непонимании реципиентом смысла сказанного не потому, что это другой язык, а потому, что у него возникают свои ассоциации, сравнения и представления, которые мешают адекватному восприятию. Вот какие существуют виды коммуникативных барьеров базового типа: ментальные и эмоциональные.

В разговоре, особенно неформальном, людям свойственно переводить мыслеобразы в слова и жесты, а потом декодировать обратно. Вот только одни и те же слова вызывают у контактеров разные ассоциации. В зависимости от того, где человек учился, работал и проживал, у него возникают свои представления, то есть он совершенно по-другому воспринимает переданные ему мыслеформы. Этот вид коммуникативного барьера в общении может быть логическим или эмоциональным. В некоторых случаях эту преграду практически невозможно преодолеть, в особенности если контактеры находятся на разных уровнях ментального и эмоционального состояния. Допустим, эмоциональное состояние — вещь нестабильная, и его можно выровнять. Тогда проблема с коммуникацией разрешится сама собой. А вот чтобы исправить ментальный уровень, потребуется несколько лет дополнительного образования и тренировки сообразительности.

Также принято выделять следующие виды межличностных коммуникативных барьеров:

  1. Мотивационный. В общении цели собеседников должны совпадать, в крайнем случае не противоречить друг другу. И если возникает подобное противоречие, то информация с самого начала не может восприниматься адекватно. Человек будет слушать, но вряд ли он услышит именно то, что ему хотел передать собеседник. Получится ситуация из области «что хочу, то и слышу».
  2. Терминологический. Эта проблема возникает, когда обсуждается определенный вопрос людьми с разным уровнем компетентности. К примеру, о фондовом рынке рассуждает художник из Питера и опытный акционер в этой области. Естественно, участники дискуссии будут по-разному интерпретировать слова друг друга, поскольку опираться будут исключительно на свои знания. Так, есть вероятность, что может возникнуть конфликт интерпретаций, который очень сложно определить сразу же. Однако этот барьер легко можно преодолеть, если выработать собственный словарь терминов или попросту попросить собеседника заменить зубодробительные научные эпитеты «человеческими» словами.
  3. Мировоззренческий барьер. Это самый глубокий и труднопреодолимый коммуникативный барьер. Он может возникнуть из-за разного возраста собеседников, разного жизненного опыта или культурного уровня. Непонимание основывается на том, что каждый коммуникатор обладает разным уровнем сознания. Например, всем известный конфликт отцов и детей. Также высока вероятность того, что собеседник попросту зациклен на субъективной мысли, что его никто не сможет понять, но это немного другое. А если говорить о мировоззрении, то действительно на разном уровне сознания по-разному воспринимаются даже самые обыденные ситуации. В результате появляются две реальности, которым не суждено пересечься между собой, соответственно, сложно найти общее информационное поле. Но даже этот барьер можно преодолеть, если собеседник с более высоким уровнем сознания посмотрит на ситуацию с точки зрения своего собеседника.

Специфика коммуникации

  • коммуникация предполагает наличие единого коммуникативного пространства;
  • участники коммуникации являются активными субъектами взаимного информирования, то есть, направляя информацию, один участник общения предусматривает активность другого. Другой, в свою очередь, также должен ориентироваться на мотивы, цели, установки партнера, анализировать их (кроме конечно, анализа собственных мотивов, целей и установок);
  • в ходе озвучивания мнения каждым участником налаживается совместная деятельность;
  • активность субъектов коммуникации предполагает не формальное «движение информации», а активный обмен ею;
  • в процессе коммуникации происходит взаимопонимание (недоразумение), которое достигается наличием обратной связи, а также значимости информации;
  • информация, которая прошла с одного конца в другой и вернулась назад, объединяет партнеров в единое информационное поле;
  • общий смысл производится при условии, что информация не просто принята, но и осмысленна , т.е. происходит процесс совместного постижения предмета разговора;
  • характер обмена информацией определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга, а эффективность коммуникации измеряется тем, насколько удачным является это воздействие;
  • информация, которая зародилась в процессе обмена, намного глубже, чем предыдущая; она может существенно различаться по смыслу от предыдущей;
  • коммуникативное влияние возможно лишь при условии, что человек, который направляет информацию (коммуникатор), и индивид, который ее принимает (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации, т.е., другими словами, люди должны говорить на одном языке;
  • коммуникация психологически возможна при условии, если знаки, закрепленные за ними значения (это отражение наиболее обобщенных сторон предметов и явлений) и смыслы (это тот субъективный смысл, который приобретает слово в конкретном контексте) известны всем участникам коммуникативного процесса;
  • у участников коммуникации должно быть идентично понимание ситуации общения;
  • в ходе обмена информацией могут возникнуть коммуникативные барьеры.

Есть люди, которые как бы от природы наделены способностью обмениваться информацией в процессе общения, формировать, уточнять, переделывать, развивать и обсуждать ее. Они интуитивно угадывают, как надо себя вести в различных ситуациях и с разными людьми, что сказать, как донести свою мысль до собеседника, какую информацию сделать доступной для него, а какую скрыть.

Делается это с разной целью : чтобы произвести на них приятное впечатление и вызвать симпатию к себе; зачаровывать присутствующих своей внешностью, своим голосом, манерой поведения, своей эрудицией, способом подачи информации, умением слушать и отвечать собеседнику; получить определенную информацию, необходимую для дальнейшего взаимодействия и т.д.

Вспомнить хотя бы Чичикова из «Мертвых душ» Н. В. Гоголя, которого даже Собакевич после первого знакомства назвал «наиприятнейшим человеком»

Конечно, Чичиков не может быть для нас примером для подражания, но его умение «зачаровывать» людей, слушать и произносить информацию привлекает наше внимание

Сказанное наводит на мысль о том, что достичь взаимопонимания во время коммуникации и создать общее информационное поле — дело чрезвычайно сложное. Казалось бы, и коммуникатор и реципиент желают, чтобы их информация была понятной. Вместе с тем, чтобы она действительно стала таковой, необходимо осилить сложный коммуникативный процесс, который и называется межличностной коммуникацией.

Сложность коммуникации указывает немало исследователей. В частности, ученые предлагают рассматривать ее с позиций функционального подхода, который более полно охватывает всю многогранность и весь опыт коммуникаторов, которые посылают, получают, перерабатывают и обсуждают многочисленные сообщения, предназначенные друг для друга. При этом коммуникаторы стараются не только передать информацию, но и оформить свои сообщения таким образом, чтобы создать и сохранить положительную самооценку.

Поэтому коммуникация — это многофункциональная игра, иногда эмоционально окрашена, а в другие моменты — тактически приемлема.

Блок 3. Вербальная и невербальная коммуникация. Интерактивная сторона общения.

Во время интерактивного взаимодействия фильтром, отсекающим входящую информацию, являются убеждения, верования субъекта, а также индивидуальные особенности функционирования когнитивных процессов (это ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, язык) и другие психологические процессы (установки, эмоциональные переживания, потребности, желания, мотивы). Фильтр работает по типу: «доверяю идеи либо не доверяю идеи», а также «доверяю источнику идеи или не доверяю»

Информация достоверная, отражающая действительное положение дел может данным фильтром блокироваться и вызывать недоверие. Также верно и наоборот. Имеет значение фон, на котором информация будет фигурой. Пример тому – рекламный текст на фоне лазерного шоу. В обычных условиях текст может вызвать недоверие, тогда как в сопровождении шоу возникает доверие.

Интерактивная сторона общения предполагает обмен информацией и деятельность. Каждая сторона занимает определенную позицию относительно другой стороны. Каждая сторона демонстрирует собственный стиль поведения, который раскрывается в совокупности поведенческих паттернов. Субъекты в интерактивном процессе могут быть участниками ритуального поведения, полуритуального или игрового поведения. Все это усложняет переговоры как объект познания.

Наиболее общее деление взаимодействий предполагает два типа: конкуренция и кооперация.

Во время конкуренции стороны стремятся «победить» соперника, вытеснить его из поля субъективно значимого пространства. Конкуренция в своей наивысшей форме выражается в виде конфликта. Конфликт может быть деструктивным, направленным на взаимное уничтожение сторон и продуктивным, когда конфликт порождает изменения в отношениях, увеличивая зрелость участников, повышая эффективность последующего взаимодействия. Кооперация – сотрудничество сторон, повышающее общую эффективность взаимодействия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector