Понятие мировоззрения, его структура и функции. исторические типы мировоззрения

Мифологическое мировоззрение

Формировалось на таком историческом этапе, когда человечество постепенно отделяла себя от природы и противопоставляла ей. Возникали различные культы, пантеоны. Непростые явления социальной жизни находили свое отражение в мифах: подобно людям боги и герои устраивали войны, конкурировали между собой.Свойства мифологии:

  • наделение природы человеческими чертами;
  • взаимодействие реального с фантастическим;
  • отсутствие логического анализа и рефлексии;
  • практическая направленность на решение бытовых задач;
  • сюжеты однотипны и поверхностны.

Архаический подтип

Это древняя форма представлений человека о себе, жизни и взаимодействии с природой. Для него характерно сосуществование реальности и фантазии. Оба этих понятия объединились однажды в различных вариациях верований: тотемизме, анимизме, фетишизме. Точно так же в рамках этого мировидения не существует деления на «Я» и мир. Все вокруг имеет жизненную энергию и требует к себе определенного отношения (ритуалов, поклонения).

Функции мировоззрения

В жизни мировоззрение напоминает маяк

С его помощью человек ориентируется в мире и обществе, решает как реагировать на внешних раздражителей, понимает что для него важно, а что второстепенно и, наконец, чего желать. Чеканенные принципы дают личности покой и уверенность в его выборе и поступках. Смена массово-общественных событий и внутренних ценностей ведёт к мировоззренческому кризису

Такая ситуация произошла при распаде СССР. Единственный способ справится с последствиями крушения идеалов — это попытается сформировать у себя новые, приемлемые законам морали. В этом вопросе может помочь специалист

Смена массово-общественных событий и внутренних ценностей ведёт к мировоззренческому кризису. Такая ситуация произошла при распаде СССР. Единственный способ справится с последствиями крушения идеалов — это попытается сформировать у себя новые, приемлемые законам морали. В этом вопросе может помочь специалист.

Мировоззрение есть сердцевиной культуры (научной, литературной, живописной и т.п.). Искусство действует на все стороны психики человека: на ум, на чувства, на волю. Но в остальном понимании культуры помогают слова.

Особенности

Обыденный тип мировоззрения формируется стихийно на протяжении всей жизни человека. Оно не может быть помещено в определенные рамки, структурировано в систему.

Ежедневно человек в процессе своей деятельности и в результате наблюдения за другими людьми получает новую информацию, которая перерабатывается им и воспринимается.

В чистом виде повседневное мышление не смогло бы существовать ввиду своей бессистемности и некоторой абстрактности.

Для устойчивости ему необходимо сочетать в себе элементы мифологии, религии, науки. Это позволяет добавить необходимую рациональность, практичность, объективность.

Так, эмоционально образное, фантастическое восприятие действительности, лежащее в основе мифологического мировоззрения, нередко становится частью обыденных взглядов.

Также объективные данные, полученные в результате научных исследований, становятся неотъемлемо частью повседневной жизни.

Например, обыденные представления человека о построении семейных отношений могут основываться и на воспринятой из психологической литературы научной информации, а не только на опыте предыдущих поколений.

Велико и влияние нравственных установок, проповедуемых религией, на формирование повседневных взглядов. Человек участвует в традиционных ритуалах (крещение, похороны отпевание) не только из соображений здравого смысла и имеющегося у него опыта, но и по причине наличия определенных религиозных установок.

Заимствование обыденным мировоззрением отдельных практических составляющих других видов мировоззрения позволяет обеспечить не только эмоциональную (мироощущение), но и рациональную составляющую (миропонимание).

Человек успешно сочетает собственные ощущения, полученные в результате наблюдений и опыта, с некоторыми практическими данными.

В результате складывается совокупность ценностей, идеалов, образцов. Они помогают ориентироваться в жизни, принимать решения. Окружающий мир упорядочивается, становится понятным и доступным.

Отсутствие обыденного мировоззрения превратило бы жизнь человека в сплошной хаос, в котором не было бы четкого понимания целей и путей развития.

Психика индивида без житейских установок находилась бы в постоянном напряжении, поскольку предугадать и спрогнозировать развитие событий человек бы не мог.

Таким образом, обыденное мировоззрение, несмотря на ряд недостатков, играет большую роль в жизни каждого человека. Его наличие позволяет индивиду благополучно существовать в обществе, опираясь на здравый смысл и имеющийся опыт.

2 пути мировоззрения — обыденное и философское:

Наша интересная группа Вконтакте:

Системность мировоззрения

Из этого определения можно выделить следующие аспекты: системность и процессуальность мировоззрения. Для того, чтобы образно представить системность в каком-то процессе можно сравнить с фотографией, которая фиксирует только момент. Но рассматривая фото мы можем судить о феномене в целом. Рассматривая мировоззрение как систему, в статике, будем использовать понятие мировоззренческое поле. Оно многокомпонентно, кроме перечисленных в определении, можно называть еще множество других. Сами компоненты в свою очередь представляют собой сложные многокомпонентные системы. Компонентами можно считать и миф, и религиозные взгляды, профессиональный, социальный и другие групповые компоненты. Так же отдельным компонентом мировоззренческого поля можно считать то, что по сути процессуально — историческое, национальное (этническое и тому подобное). Как и любая система, компоненты в мировоззренческом поле соединены системообразующим, доминирующим компонентам. Доминирование того или иного компонента зависит от точки рассмотрения (гносеологический аспект), во-первых, и от субъекта, во-вторых.

Философское и научное мировоззрение: общность и различие. Исторические формы взаимодействия философии и науки.

Фил-кое мировоззрение –сис-ма общих теор-ких взглядов на мир в целом, место в нем чел-а, уяснение разл/ форм отношения чел-а к миру, чел-а к чел-у. Фил-фия — это теорет/ уровень мировоззрения. «Фил-фия — мать науки» (Фейербах).Наука – сфера чел/ деят-ти, ф-цией кот явл-ся выработка знаний о фундам-ных принципах чел/ бытия. Фил-фия и наука – не соперницы, каждая из них выполняет в культуре свои ф-ции. С наукой философию сближает стремление опереться на теорет/ методы исследования, использовать логич/ инструментарий для обоснования своих положений. Фил-фия и конкретные науки всегда дополняли др др и вз/действовали. Ученые всегда обращались к филос-кой теории в поисках необх-ой методологии и для объяснения смысла науч/ исследований, понимания их последствий. Фил-фия, опираясь на результаты исследования конкр/ наук, истолковывала и обобщала их. Фил-фия опережала в своем развитии конкр/ науки.

Общность: ф-ции обобщения, синтеза, открытие наиб/ общих закономерностей, прогноз, форм-ние гипотез (ф-ции науки). Различия: 1) Осознание места, присущего конкретному фрагменту знаний в целостной картине невозможно для частных наук. Эта задача м/б решена при пом фил-фии, кот способствует правильной постановке проблем; 2) Разрешение характерных трудностей невозможно без участия фил-фии; 3)Фил-фия выполняет ф-ции уяснения самых общих оснований культуры вообще и науки в частности. Наука сама себя достаточно широко, глубинно и масштабно не уясняет; 4) В конкр/ науках используется универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы познания), но общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются и отрабатываются в сфере фил-фии; 5) Наука не обосновывает сама себя и в ценностном отношении.

В процессе истор/ разв-ия изменялись способы вз/дей-ия науки и фил-фии: 1) в Древ/ общ-ве сущ-ла единая нерасчлененная наука – натурфилософия, кот включала в себя все естественные науки и философские взгляды 2) в Ср/ века в связи с господством религиозной идеологии натурфилософия почти исчезла и в теологии использовались лишь ее отдельные эл-ты. 3) Возрождение: натурфилософское мышление вновь возникает, но уже выражая стремление не только определить естественнонаучные подходы и фил-фские принципы в исследовании мира, и заполнить пробелы в понимании природы. Происходит отпочкование специальных научных дисциплин от натурфилософии. 4) Нов/ время: (17-18в) на основе прогресса механического естествознания возникают аналитический и метафизический способы мышления при рассмотрении природы и мира в целом. 5) С сер19в, когда уже сформ-сь не только математика, физика, астрономия, но и химия, биология, некот-е технич/ науки, начинает форм-ться фил-фия науки. Ее задача: изучение средств и методов познания, исследование природы и стр-ры научной теории и др. результат – фундаментальные открытия в 20в. 6) 20-21в материалистическая фил-фия опред-ся как новая методология, на основе кот все науч/ дисциплины предстали как Эл-ты единого знания об эволюции Вселенной и чел-а.

Мировоззрение, социально-исторические типы мировоззрения

Мировоззрение — в самом общем виде это воззрение человека на окружающий его мир на свою роль и место в этом мире, а также обусловленными этими воззрениями жизненные позиции, убеждения людей, их идеалы, принципы поведения и практической деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение тесно связано с философией. Они не просто однопорядковые, но и родственные понятия. Во многих учебниках говорится о том, что мировоззрение является ядром, основой философии. Это и так, и не совсем так. Может быть и наоборот, когда философия выступает как основа, ядро мировоззрения.Существует несколько типов мировоззрения: обыденное (житейское), мифологическое, религиозное, атеистическое, философское. Эти основные типы мировоззрения обеспечивают человека возможностями получения знаний об общей картине мира, о человеке, об обществе. Они определяют социально-политическую, религиозную, культурно-нравственную, эстетическую, научно-техническую, ценностную ориентацию человека. А это значит то, что человек вынужден ставить вопросы и находить на них ответы по проблеме соотношения материального и идеального, добра и зла, прошлого и настоящего, настоящего и будущего.

Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений. Мифологическое мировозрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.

Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей.

Философия  — одна из форм мировоззрения, а также одна из форм человеческой деятельности и особый способ познания, теория или наука. Философия, как дисциплина, изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.

Философия (как особый тип общественного сознания, или мировоззрения) возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае в так называемое «Осевое время» (термин Ясперса), откуда и распространилась впоследствии по всему миру.

Здесь надо знать, что всякая философия – мировоззрение, хотя не всякое мировоззрение – философия. Мировоззрение образуется на базе естественнонаучных, социально-исторических, технических и философских знаний. Носителем мировоззрения является человек или социальная группа людей, воспринимающих действительность через призму того или иного типа мировоззрения. Практическая значимость мировоззрения проявляется в выборе норм поведения, жизненных устремления и интересов, быта, труда, планов и целей, ценностей, идеалов, а также их конкретное понимания.Следует различать понятия «мировоззрение», «мироощущение», «миросозерцание», «миропонимание», «мировосприятие», т.к. иногда они употребляются в качестве синонимов. Действительно, у этих понятий существует тесная связь, есть много общего, но надо видеть и различия между ними.Мироощущение, мировосприятие, миросозерцание — это своеобразное переживание человеком внешних воздействий в форме чувственно-образных ощущений, восприятий, представлений, эмоций.Миропонимание же – это лишь интеллектуальный, понятийный аспект мировоззрения.

Мировоззрение в психологии

На формирование взглядов человека основное влияние дают разные факторы: семья, дет. сад, школа, средства массовой информации, книги, фильмы и т.п. В учебных заведениях для подростков и юношей выстраивают мировоззрение более диалектико-материалистически. Сутью такой подачи являются четыре правила:

— мир материален;

— всё существующее вокруг независимо от нашего сознания;

— в мире всё взаимосвязано и развивается по конкретным законам;

— человек может и обязан получать достоверные знания о вселенной.

В разном возрасте человек по разному воспринимает мир и информацию о нём, поэтому в учебных заведениях формируется мировоззрение по определенным стадиям.

В дошкольном возрасте лежит начало формирования мировоззрения. Ребёнок учится существовать в мире. Изначально малыш видит мир целостно, затем начинает выделять основы и различать их. Общение с родителями, сверстниками вырабатывает связь с окружающим. В детских садах учат ставить причинно-следственные связи (почему зимой нужно тепло одеваться) и находить решения проблемам (как найти Золушку по потерянной туфельке). Главную роль в создании мировоззрения на этом этапе роста играет художественная литература. В общении с людьми ребенок учится составлять отношения, строить поведение для выполнения общих правил.

В младшем школьном возрасте дети строят мировоззрение как на уроках, так и вне их. Школьники ведут активный вид деятельности и самостоятельно черпают информацию в книгах, журналах и в интернете. С помощью взрослого, ребенок может переварить полученную информацию и сформировать отношение к ней. В начальных классах, детей знакомят с явлениями природы и понятием социальной жизни на уровне представлений. Такой способ складывает основной фундамент в личное мнение.

Подростковый возраст — время комплектования собственного мировоззрения. Подросток строит контакт с миром уже на своём опыте и пережитых им ситуациях. В общеобразовательных школах начинают задавать вопрос «Кем ты хочешь стать». Ученик более осознанно ищет своё место в обществе. Популярные способы в развертывании мировоззрения является выполнение лабораторных работ, проведение бесед, дискуссий, лекций, разных экскурсий. Как только подросток начинает различать плохое и хорошее внутренними эмоциями, то он начинает взрослеть.

На юношеском этапе возрастных изменений индивида способы развития мировоззрения остаются почти такими же как в подростковом возрасте: школьные уроки, лекции, общение в социальных группах и т.п. Но к ним еще присоединяются занятия в спортивных секциях, лекции более узкого профиля, чтение книг, просмотр кинофильмов, допризывная подготовка и служба в вооруженных силах. Изюминка в юношеском развитии в том, что девушки и парни пытаются принять свою жизнь как целостную, логическую цепочку, имеющую смысл. Но сложность юношеского периода отражается в желании молодёжи приносить пользу обществу и удовлетворять собственные стремления. Впоследствии сложности выбора между реальностью и потребностями могут начаться психологические проблемы.

Мировоззрение у взрослого человек развивается во время работы, самообразования, самовоспитания и жизненных обстоятельств.

В итоге хочется сказать, что мировоззрение человека — это целая вселенная. Благодаря разным принципам, идеалам и субъективным ценностям люди друг в друге открывают для себя что-то новое каждый день. Трансформация его ума и духа превращает личность в индивидуальность.

Религия и мы

Историки убеждены, что определяющим признаком религиозного мировоззрения является предотвращение социального напряжения в классовом обществе.

С появлением социального и материального неравенства стало необходимым создать строй, чтобы не допустить социальных бунтов, переворотов, любых массовых возмущений. С этим и связано навязывание религиозного мировоззрения, перехватившего эстафету первенства у мифологии.

Религиозное мировоззрение более прогрессивное, чем мифологическое, так как человек с ним более свободен. В христианстве, например, ярко выражено понятие свободы воли. Это подтверждается тем, что религиозное мировоззрение проповедует теорию того, что бог управляет нашей жизнью, но за нашу судьбу мы в ответе сами.

Фигуру божества религиозное мировоззрение понимает несколько по-другому. В мифологии Боги являются телесными существами со всеми их грехами, а в любой религии Бог предстает как сверхъестественное, совершенное и не телесное существо.

Основные черты религиозного мировоззрения – это разделение на потусторонний и реальный мир, то, что Боги рассматриваются как высшие нравственные существа, на которых религиозное мировоззрение призывает равняться, ну и некая свобода выбора человека.

Как бы ни утверждали многие аналитики, что такому типу мировоззрения все меньшее число человечества подвержено, что религиозному мировоззрению приходится постепенно отступать от ведущей позиции в современности, тем не менее, число верующих людей неуклонно растет.

Структура мировоззрения

Смысл мировоззрения состоит из знаний, правил, установок, принципов и идеалов. Разум человека принимает своё место в обществе, самого себя и учится жить с внешними раздражителями. Личность знакомится с миром и ориентируется в нём с помощью информации и устоявшимся правилам. С принципами она формирует своё место в обществе, создаёт свои ценности и определяет своё эмоциональное отношение к внешним раздражителям. А с устоявшимися идеалами человек развивается, формирует свой характер и двигается вверх по морально-интеллектуальной лестнице.

Конечно вышесказанное не полностью описывает структуру мировоззрения. Подобные понятия более объективные (знания и информация) и субъективные (принципы и идеалы).

Важное место структуры мировоззрения занимают убеждения. Они влияют на поведение индивида в обществе, в выборе его приоритетов самореализации в них

Первенства между формами структуры могут меняться и в одном сознании, и в массовом.

Мировоззрение в философии

Понятие «мировоззрение» окончательно заняло ячейку в научной деятельности немецкой классической философии в конце XVIII века. Но в дальнейшем приняло много изменений в своей структуре. Человечество продолжает развиваться, соответственно философия совершенствуется.

Философия (в переводе с др. греч. — любомудрие; любовь к мудрости) — это основная форма человеческого сознания, наука о мыслях человека, наука о появлении мира, природы и общества, учение об общих ценностях и принципах во благо общества. Эта наука взяла начало в VII-VI веках до н.э. в Китае, Индии и Древней Греции. С того момента философия стала основной и неизменной формой сознания, которой человечество интересовалось все последующие века.

Проживание людей на земле носит исторический характер. С каждым годом, десятилетием и веком меняются человеческие ценности, основы бытия и отношение к моральным устоям. В миропонимании каждой эпохи выделяется общий интеллектуальный и психологический настрой каждой страны, а также разных социальных сил, который называется менталитет. Такое течение позволяет условно охарактеризовать и обобщить взгляды любой национальности. Это показывает, что понятия мировоззрение и менталитет тесно переплетаются между собой.

В совокупности с философией мировоззрение принимает более осознанный вид. Одни материальные познания не строят понимания окружающего до конца. Философская наука вносит в знания смысл и помогает человеку развиваться не только умственно, но и «духовно». Таким образом он начинает мыслить гораздо шире. Но вещи, которые человечество не смогло объяснить, продолжают нести фантастический смысл.

Можно вывести три компонента, которые крепко связывают мировоззрение и философию: мировоззрения-знания, ценности и программы действия. При этом знания и ценности могут быть противоположными. Познанием движет стремление личности к объективной реальной истине, а ценности строят отношение к обществу, ставят цели, вызывают интерес к смыслу бытия.

Ценностный склад ответственный за нравственные и эстетические качества личности. Через соотношение познаний и идеалов происходит оценка происходящего. Впоследствии этой оценки познания — ценности уравновешиваются и приводятся в согласие. Так сочетается не сочетаемое — интеллект с эмоциями.

Правильный выбор цели, согласно типа мировоззрения

Многие понятия из перечисленных типов крепко вплелись в наше сознание.

Некоторые примеры — раньше и сейчас.

Архаичный тип: раньше — откровенное поклонение идолам (все живое), сейчас — фенички, бусики, талисманчики…. приносящие удачу,  концепция многих нью — «вселенная живая»…

Мифологический тип мировоззрения: раньше — поклонение пантеону богов: Зевесу, Велесу, Ирису…, сейчас —  от челлинга (получение сакральных знаний от неземных форм бытия) до  влияние звезд, понятий судьбы и кармы, неявных и тонких миров.

Если у человека ничего не получается — не получается достичь успеха, вот ответ, почему так происходит: выбор цели  не из своего  типа мировоззрения.

Дело в том, что изменить свое зрение на мир довольно сложно, а вот выбрать правильную соответствующую типу мировоззрению,   цель довольно просто. Только своя цель принесет Успех! От чужих, не своих, целей вы будете — только несчастны…

Успехов вам, и правильно выбранных целей!

Факторы, влияющие на формирование мировоззрения

Уже в детстве, когда человек осознанно отделяет себя от остального мира, умеет говорить и мыслить, начинает формироваться его собственное мировоззрение. На то, каким оно будет в более зрелом возрасте, влияют различные факторы:

  • Окружение человека с первых дней его жизни. Семейные традиции и то, как родственники общаются между собой, ребенок перенимает, считая нормой. Это первые ступени в образовании мировоззрения. Общение в детском саду, школе со сверстниками, а затем студенческая, взрослая жизнь даруют новый опыт и цели.
  • Местность, где человек появился на свет. Страна, в которой родился новый член общества, ее история, обычаи народа, населяющего данную территорию, — структура мировоззрения все это объединяет в единое целое, в будущие достижения человека.
  • Вероисповедание. Мировых религий достаточно много, и они значительно влияют на восприятие личностью происходящего вокруг. Каждая вера обогащает духовную жизнь человека, предохраняет от неправильных и опасных поступков. Каноны некоторых признанных религиозных организаций направлены на объединение людей, поддержку близких и нуждающихся.

«Подкормка» мировосприятия свежими эмоциями, историей, способствует быстрому формированию индивидуальности личности. В зависимости от факторов, воздействующих на повседневную жизнь человека и эмоций, испытываемых обществом и непосредственно им самим, видение мира может быть как оптимистичным, так и пессимистичным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector