Психическая деятельность — это… понятие, виды и функции психической деятельности

Структура учебной деятельности

Во внешней структуре учебной деятельности выделяют такие основные компоненты: мотивацию; учебные задания в определенных ситуациях в разных формах; учебные действия; контроль, переходящий в самоконтроль; оценку, переходящую в самооценку.

Мотивация является определяющим компонентом структурной организации учебной деятельности; она может быть внутренней или внешней относительно деятельности, однако всегда есть внутренней характеристикой личности как субъекта этой деятельности.

Основной морфологической единицей учебной деятельности является учебное задание. Основное его отличие от других заданий заключается в том, что его цель и результат – изменить субъект, а не предметы, с которыми он действует (Д. Эльконин).

Учебную деятельность можно подать в виде системы учебных заданий. Они задаются в определенных учебных ситуациях и предусматривают опреде-ленные учебные действия — предметные, контрольные и вспомогательные (технические) действия, такие как анализ, обобщение, схематизация, подчер-кивание и тому подобное.

Учебное задание– это системное образование, в котором обязательны два компонента: предмет задания в начальном состоянии и модель состояния предмета задания, который должен быть достигнут (Г. Балл).

Е. Машбиц выделил такие основные психологические требования к учебным заданиям, обусловленные их местом в учебной деятельности и соотношением учебных заданий и учебных целей:

1) конструирование не какого-то отдельного задания, а их совокупности;

2) при конструировании такой системы заданий нужно добиваться, чтобы она обеспечивала достижение не только ближайших, но и отдаленных учебных целей;

3) учебные задания должны обеспечивать усвоение системы средств, необходимых и достаточных для успешного осуществления учебной деятельности;

4) учебное задание нужно конструировать так, чтобы средства деятельности, усвоение которых предусмотрено в процессе решения задания, играли роль прямого продукта учебы.

Важной морфологической единицей учебной деятельности также являются учебные действия, из которых ока складывается. Действие-это процесс, мотив которого не совпадает с его предметом (то есть с тем, на что он направлен), а лежит в плоскости, в которую это действие входит

Сознательные целеустремленные действия, которые многократно повторяются и входят в более сложное действие, постепенно перестают быть объектом сознательного контроля, превращаются в более сложные действия, то есть операции.

Эффективность учебной деятельности зависит от объема и лабильности сформированных способов действий. Способы действий – это система опера-ций, которые должны «открывать» те свойства и качества предмета действия относительно которых осуществляется его превращение для достижения цели.

В действиях, с помощью которых осуществляется учебная деятельность, выделяются ориентировочная, исполнительская и контрольная части.

В ориентировочную частьдействия входят модель объекта, модель действия (алгоритм и его операции), отбор и характеристика материала, с которым будет работать ученик, характеристика и отбор операций или орудий для их применения, средства и операции контроля, объединения всех названных моментов в один план действия.

Исполнительская часть действия обеспечивает непосредственный перевод объекта усвоения из одного состояния в другой. Характер такого перевода определяется отношениями между объектами, которые отвечают заданному действию. Эти отношения всегда содержательны, предметны, а потому их разделяют на математические, грамматические и др.

Контрольная частьдействия проверяет правильность продукта действия и способа его достижения.

В общей структуре учебной деятельности значительную роль играют также действия контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки).

Это обусловлено тем, что какое-нибудь действие приобретает произвольный и регулируемый характер лишь при наличии контроля и оценивания в структуре деятельности.

17

Список литературы

  1. Дянкова Г.Х. Словесная деятельность и «Магическое если» в риторической подготовке студентов по профессиональному направлению «Педагогика» // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2014. № 4. С. 75-82.
  2. Елизаров А.Н., Болдинова М.Н. Социальные и психологические критерии успешности деятельности как проблема позитивной психологии // Педагогика и психология образования. 2013. №3. С. 95-106.
  3. Кабанов Ю. Н., Чухрова М. Г. Педагогическая концепция спортивно-ориентированной деятельности как социальнокультурного феномена // Мир науки, культуры, образования. 2010. №6-1. С.214-218.
  4. Кораблина Е.П. Теоретические и прикладные аспекты помогающей деятельности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2003. №6URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-i-prikladnye-aspekty-pomogayuschey-deyatelnosti#ixzz4ZF4ZBpGu
  5. Носкова О. Г. Общепсихологическая теория деятельности и проблемы психологии труда // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2014. №3. С. 104-121. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/obschepsihologicheskaya-teoriya-deyatelnosti-i-problemy-psihologii-truda#ixzz4ZF5thsec
  6. Панферов В.Н. Объективация психических явлений // Universum: Вестник Герценовского университета. 2014. №2. С.76-87.
  7. Сабанин П.В. РОЛЬ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ В УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА // Наука. Мысль. 2014. № 7. С. 43-51.
  8. Чудакова В.П. Психологическая готовность к инновационной деятельности как фактор конкурентоспособности личности в быстро изменяющихся условиях // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2015. № 2. С. 94-105.
  9. Урусова Е.А. Актуальные проблемы психологии в свете идей В. И. Вернадского // ВЕЛИКИЕ РЕКИ’ 2013 Труды конгресса 15-ого Международного научно-промышленного форума: в 3-х томах. 2014. С. 390-392.

Понятие и суть

Первобытный человек стремился познавать, преобразовывать окружающий мир. Сначалу он контактировал с природой, животными, неодушевленными предметами. По мере развития — научился создавать, изменять предметы, преобразовывать природу.

Деятельность — спорная, малоизученная тема

Ей стали уделять активное внимание в середине 20 века. А

Леонтьев определял ее как процесс удовлетворения потребностей субъекта. Для советских психологов была важна не сама активность, а основанные на ней психические процессы.

Термин «деятельность» следует отличать от синонимов «движение», «активность». Эти термины описывают движение материи. Для описания свойств неодушевленной материи нужно использовать термин «движение».

Появление живой материи послужило причиной возникновения новой формы движения — активности. Действия, которые выполняют животные для поддержания существования, следует называть жизнедеятельностью. Активность индивида, обладающего осознанностью, можно называть полноценной деятельностью.

Некоторые психологи полагают, что способностью к осознанной деятельности обладают и высокоорганизованные животные. Приматы, помимо необходимых для выживания действий, обладают способностью к игре.

Уровни

Внутри психологической структуры деятельности есть 3 уровня, контролирующих отдельные виды действий: от низших к высшим. Они есть у каждого индивида и имеют разную степень внутреннего контроля.

Бессознательный уровень

На бессознательном уровне находятся простые инстинкты, присущие человеку, животным. Они регулируются биологическими механизмами. К таким инстинктам относятся действия, направленные на удовлетворение жизненных потребностей: инстинкт размножения, выживания, самосохранения.

Механизмы не автономны, их можно контролировать. В привычной ситуации человек сдерживает внутренние стремления, в критической — контроль ослабевает, механизм активизируется.

Подсознательный уровень

Подсознательная часть отвечает за работу навыков и умений, которые индивид приобретает в течение жизни. В ней также содержится импульсивно-эмоциональная сфера: стремления, моральные установки, страсти, влечения. Подсознательный уровень — ядро личности.

Сознательный уровень

На сознательном уровне находятся знания и культурные нормы. Эта часть психики управляет другими, контролирует инстинкты, не позволяя механизму выживания запускаться самостоятельно. Контроль можно преодолеть.

В психике человека идет постоянная борьба между инстинктивными механизмами и сознанием. Для подчинения подсознания требуется волевое усилие. Если сознание не может нормально функционировать, человек теряет способность вести себя адекватно. Им руководит подсознание и он становится опасным для окружающих.

Структура и особенности

Ученые выделяют макроструктуру и внутреннюю структуру деятельности. В макроструктуре соединены компоненты, отвечающие за простые, сложные действия. Базовым элементом структуры является операция. Операция — совокупность движений, направленных на выполнение поставленной задачи. При возникновении мотивации человек составляет программу:

  • формирует цель;
  • выбирает действие;
  • совершает действие.

Эта совокупность — макроструктура.

Внутренняя структура рассматривает эти компоненты подробно. Потребность, которая возникает у индивида, продиктована несоответствием между реальным положением, необходимым результатом.

Чтобы поставить рекорд в спорте, спортсмену нужно тренироваться, развивать навыки. Он не может сразу реализовать потребность. Во время тренировки он сравнивает результат с достижениями других спортсменов.

На основании этого заключения психологи пришли к выводу, что мотив — результат сравнения и желания быть похожими на других.

Отличия между активностью и деятельностью

Активность – это общая характеристика для всех живых существ независимо от уровня организации и развития. Ведь именно она помогает поддерживать жизненно значимые связи всех существ с окружающей средой. Стоит отметить, что источник такой активности – это потребности, которые стимулируют живой организм действовать, чтобы их удовлетворить. Человеческие потребности и потребности животных имеют и сходство, и различие. Базовые физические потребности свойственны обоим, а вот другие высшие – характерны только для человека, ведь они проявляются под действием общественного воспитания.

Вопросы психологии рассматривают и отличия между активностью и деятельностью. Основная отличительная черта заключается в том, что деятельность обусловлена потребностью в предмете, а активность – потребностью в самой деятельности. Также активность первоначальна по отношению к деятельности. Ведь первая проявляется и в наших мыслях, планах, фантазиях, а вот вторая связана с предметами, средствами

Следует обратить внимание на то, что активность является сопроводительным элементом в течение всего процесса деятельности. Активность обеспечивает расчет сил, времени, возможностей, мобилизацию способностей, преодоление инерции, активирует все, что поможет достичь результата

Деятельность — очень важное и значимое в жизни человека понятие. Психология выделяет некую структурную организацию этого феномена

Принципы коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР

Психологические особенности детей с ЗПР приводят к их неуспеваемости в школе. Знания, приобретенные обучающимися с ЗПР в условиях общеобразовательной школы, не удовлетворяют требованиям школьной программы. Особенно слабо усвоенными (или вовсе не усвоенными) оказываются те разделы программы, которые требуют значительной умственной работы или последовательного многоступенчатого установления зависимости между изучаемыми объектами или явлениями. Следовательно, принцип систематичности обучения, предусматривающий усвоение детьми с ЗПР основ наук в виде системы знаний, умений и навыков, остается нереализованным. Столь же нереализованным остается для них и принцип сознательности и активности в обучении. Отдельные правила, положения, законы дети часто запоминают механически и поэтому не могут применить их при самостоятельной работе.

При выполнении письменных работ обнаруживаются весьма характерные для детей рассматриваемой категории просчеты в действиях, необходимых для правильного выполнения задания. Об этом свидетельствуют многочисленные исправления, производимые ребенком по ходу работы, большое количество ошибок, остающихся неисправленными, частое нарушение последовательности действий и опускания отдельных звеньев задания. Подобные недостатки во многих случаях можно объяснить импульсивностью таких учеников, недостаточной сформированностью их деятельности.

Низкий уровень учебных знаний служит доказательством малой продуктивности обучения детей данной группы в условиях общеобразовательной школы. Но поиск эффективных средств обучения необходимо вести не только в связи с разработкой приемов и методов работы, адекватных особенностям развития таких детей. Само содержание обучения должно приобрести коррекционную направленность.

Известно, что нормально развивающийся ребенок начинает овладевать умственными операциями и способами мыслительной деятельности уже в дошкольном возрасте. Несформированность этих операций и способов действий у детей с ЗПР приводит к тому, что даже в школьном возрасте они оказываются привязанными к конкретной ситуации, в силу чего приобретаемые знания остаются разрозненными, часто ограничиваются непосредственным чувственным опытом. Такие знания не обеспечивают развития детей в полном объеме. Лишь приведенные в единую логическую систему, они становятся основой умственного роста обучающегося и средством активизации познавательной деятельности.

Неотъемлемой частью коррекционного обучения детей с ЗПР является нормализация их деятельности, и в частности учебной, которая характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью, низкой продуктивностью. Обучающиеся данной категории не умеют планировать свои действия, контролировать их; не руководствуются в своей деятельности конечной целью, часто “перескакивают” с одного на другое, не завершив начатое.

Нарушение деятельности детей с ЗПР – существенный компонент в структуре дефекта, он тормозит обучение и развитие ребенка. Нормализация деятельности составляет важную часть коррекционного обучения таких детей, которая осуществляется на всех уроках и во внеурочное время, но преодоление некоторых сторон этого нарушения может явиться содержанием специальных занятий.

Таким образом, целый ряд особенностей детей с ЗПР определяет общий подход к ребенку, специфику содержания и методов коррекционного обучения. При соблюдении специфических условий обучения дети этой категории способны овладеть учебным материалом значительной сложности, рассчитанным на нормально развивающихся обучающихся общеобразовательной школы. Это подтверждается опытом обучения детей в специальных классах и успешностью последующего обучения большинства из них в общеобразовательной школе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector