Понятие, виды и примеры абстракции. абстрактное мышление
Содержание:
Правила общения суть метода абстракции
Если человек по жизни, вне интернета, не всегда понимает под сказанным собеседником именно то, что тот хотел до него донести, то общение с таким человеком уже в реальной действительности крайне непродуктивно. На первый взгляд преодоление проблемы непродуктивности, мешающей нормализации общения, лежит как бы на поверхности.
Но, к сожалению, не так-то просто найти способы расшифровки абстрактных выражений и превращения их в однозначно понимаемую собеседниками конкретику. Чаще всего мы, абстрагируясь от частного и конкретного как в словах, так и во фразах, используем то общее, что лежит в основе изменений слов и их сочетаний в предложениях и тем самым выстраиваем правила общения, составляющие суть метода абстракции.
Метод же абстракции есть всего лишь результат длительной и целенаправленной работы мыслительной деятельности человека, как показатель впечатляющих успехов его мышления. К тому же не следует упрощать тот факт, что всякое определение, если оно берётся абстрактно вне всяких связей и отношений с действительностью и межличностных отношений, то оно становится бессодержательным и бессмысленным.
Допускаем ошибку, когда стараемся прочитать мысли собеседников. Физически нереально, да и невозможно влезть в голову или испытать чувства собеседника и тем более посмотреть на ситуацию его глазами. А потому обычно слушатель, используя догадки, доводит, к примеру, такой диалог просто до абсурда:
— Ты что, на меня обиделся?
— С чего ты взял?
— Ну, я же вижу!
— Да не обиделся я! Отстань.
— Я же говорю, обиделся.
В приведённом диалоге проще было в соответствии с правилами общения не «читать» мысли и чувства собеседника, а по-дружески спросить: «Ты на меня, случайно, не сердишься?»
Но сколько бывает ситуаций, когда нам приходится терпеливо ждать, когда сослуживец, знакомый или просто случайный прохожий сам догадается, чего мы от него хотим или, наоборот, чего ему не следовало бы делать. Пребывание вот в такой пассивной выжидательной позиции фактически не добавляет ясности в процесс общения.
Виды абстракций
Мужчина говорит что соскучился по женщине — что это значит
Классификация видов абстракции основана на целях осуществления этой операции:
- Изолирующая абстракция. Конкретное явление выделяется из общего фона и изучается. Например, на столе лежит апельсин. Человек выделяет из него два признака: оранжевый цвет и сладко-кислый вкус. Такой абстракт (это конструкт, образующийся в процессе абстракции) позволяет в дальнейшем сравнить его, например, с мандаринами.
- Обобщающая абстракция необходима для получения общего образа, например, создания теоретической или эмпирической модели исследования. Пример – математические уравнения, которые решаются в целом, без дробления на составляющие.
- Идеализация нужна для составления идеальной картины изучаемого явления для достижения определенных исследовательских или практических целей.
Цель абстракции для совершения определенного класса мыслительных операций может различаться, но она всегда связана с конкретной задачей и ее вписыванием в более широкий контекст познавательной деятельности.
Абстрактное понятие
Абстрактное понятие — высшая форма абстракции, но связанная с примитивной чувственной абстракцией. Начиная с одних чувственных свойств объекта, выделяя другие чувственные свойства (примитивная чувственная абстракция), абстракция переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в отвлеченных абстрактных понятиях. Через отношения между предметами мысль может выявить их абстрактные свойства. Абстракция в своих высших формах является результатом раскрытия все более существенных свойств вещей и явлений через их связи и отношения. Существовало два учения об абстракции, то есть о том процессе, когда мышление переходит к абстрактным понятиям:
- абстракция эмпирической психологии — это учение сводило абстрактное лишь к чувственному,
- абстракция реалистической психологии — отрывало абстрактное от чувственного, утверждая, что абстрактное содержание порождается мыслью.
Но в действительности абстрактное и несводимо к чувственному, и неотрывно от него. Мысль может прийти к абстрактному лишь исходя из чувственного, то есть это движение мысли, которая переходит от чувственных свойств предметов к их абстрактным свойствам.
Как можно развить абстрактное мышление
Даже если ты никогда не задумывался о том, что это такое, хотя бы раз в жизни ты точно к нему прибегал. Существует много способов использовать абстрактное мышление таким образом, чтобы развить его.
Подумай о концепции предмета или явления
Каждый раз, когда ты представляешь себе неконкретные ситуации, — это уже работа абстрактного мышления. Такие понятия, как любовь, уважение, поддержка, означают всё, у чего нет конкретной физической формы. Это те концепции, которые требуют абстрактного мышления.
К примеру, Статуя Свободы — это конкретная концепция. А свобода, правосудие и демократия — абстрактные концепции, которые напрямую связаны с конкретным предметом. Ещё один пример: твоя собака — это конкретный объект, а твои размышления о ваших взаимоотношениях, её развитии, заботе являются абстрактными мыслями.
Игра в ассоциации
Такой способ является одним из самых простых и привычных нам. Ты можешь подумать о том, какие ассоциации ты испытываешь при мысли о том или ином предмете, человеке, явлении, понятии. Мысленно сравнить, на что похожи облака, машины, созданные человеком роботы-пылесосы. Представить, на что похожи звуки и мелодии, провести параллель с каким-нибудь фильмом или книгой.
Если ты будешь выполнять это упражнение часто, то довольно скоро ты заметишь, как лучше стал воспринимать окружающий тебя мир, усваивать информацию и устанавливать причинно-следственные связи.
Развивай креативность
Ещё одним хорошим упражнением является следующее. Закрой глаза и подумай о тех, с кем ты общался за день или как-то контактировал. Вспомни в деталях их одежду, особенности речи, жестикуляцию, эмоции, отражённые на лице. Также постарайся вспомнить свои личные ощущения во время общения с этими людьми, переживания, состояние. Попробуй создать в голове их образы.
По такой же схеме ты можешь работать с образами эмоций, которые не привязаны к конкретными объектами. Или попробовать представить образ какой-либо идеи, термина или понятия. Отследи свои ассоциации и ощущения, свяжи их с символами представляемого.
Используй метафоры и аналогии
Эти средства речи могут стать отличным стартом для развития абстрактного мышления. Чтение художественных произведений, а в лучшем случае — их написание, даст направление работы с абстракцией. Ещё одним вариантом может стать выставка современного искусства — ведь именно в нём содержится наибольшее количество метафор и аналогий, которые дают пищу для фантазии.
Метафоры и аналогии создают связь между двумя идеями, которые изначально могут быть как абстрактными, так и конкретными.
Всё время задавай вопросы
Чем чаще ты будешь задумываться о том, что происходит вокруг и внутри тебя, тем лучше будет развито твоё абстрактное мышление. Постоянно спрашивай «Почему?»: «Почему в этом проекте должны быть именно эти задания?», «Почему эта вещь должна работать именно таким образом?», «Почему человеку необходимо сделать это?»
Если вопросы, начинающиеся с «почему», не дают ответы, попробуй перефразировать их: «Что должно быть в результате моей деятельности?», «Могу ли я упростить эту проблему и как?», «Кому может это пригодиться?» Продолжай задавать себе вопросы, и ты сможешь увидеть общую картину проблемы, а не только её саму.
Виды абстракции
Некоторые типы абстракции:
примитивная чувственная абстракция — отвлекается от одних свойств предмета или явления, выделяя другие его свойства или качества (выделение формы предмета, отвлекшись от его цвета или наоборот). В силу бесконечного многообразия действительности никакое восприятие не в состоянии охватить все её стороны, поэтому примитивная чувственная абстракция совершается в каждом процессе восприятия и неизбежно связана с ним.
обобщающая абстракция — даёт обобщённую картину явления, отвлечённую от частных отклонений. В результате такой абстракции выделяется общее свойство исследуемых объектов или явлений. Данный вид абстракции считается основным в математике и математической логике.
идеализация — замещение реального эмпирического явления идеализированной схемой, отвлечённой от несущественных для данного исследования реальных атрибутов
В результате образуются понятия идеализированных (идеальных) объектов («идеальный газ», «абсолютно чёрное тело», «прямая» и др.
изолирующая абстракция — тесным образом связана с непроизвольным вниманием, поскольку при этом выделяется то содержание, на котором сосредоточивается внимание.
абстракция актуальной бесконечности — отвлечение от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества, то есть бесконечные множества рассматриваются как конечные.
конструктивизация — отвлечение от неопределённости границ реальных объектов, их «огрубление».
По целям:
- формальная абстракция — выделение таких свойств предмета, которые сами по себе и независимо от него не существуют (форма или цвет). Этот тип абстракции служит основой усвоения детьми знаний, описывающих предметы по их внешним свойствам, что служит предпосылкой теоретического мышления.
- содержательная абстракция — вычленение тех свойств предмета, которые сами по себе обладают относительной самостоятельностью (клетка организма). Этот тип абстракции у учащихся развивает способность оперировать ими.
Литература
- Мировоззренческие и методологические проблемы научной абстракции. М., 1960;
- Горский Д. П. Вопросы абстракции и образование понятий. М., 1961;
- Розов М. А. Научная абстракция и её виды. Новосибирск, 1965;
- Петров Ю. А. Логические проблемы абстракций бесконечности и осуществимости. М., 1967;
- Яновская С. А. Методологические проблемы науки. М., 1972;
- Лазарев Φ. В. О природе научных абстракций. М., 1971;
- Лазарев Φ. В. Абстракция и реальность. — «Вестник МГУ», 1974; № 5;
- Виленкин Н. Я., Шрейдер Ю. А. Понятие математики и объектов науки.— «ВД», 1974, № 2;
- Ильенков Э. В. Диалектическая логика. Очерк истории и теории. М., 1984;
- Новосёлов М. М. Об абстракциях неразличимости, индивидуации и постоянства, — В кн.: Творческая природа научного познания, М., 1984;
- Новосёлов М. М. Абстракция и научный метод.—В кн.: Актуальные вопросы логики научного познания. М., 1987;
- Sclmeider H. l. Historische und systematische Untersuchungen zur Abstraction. Erlangen, 1970;
- Jules Vuillemin. La logique et le monde sensiable. Etude sur les théories contemporaines de l’abstraction. P., 1971;
- Logic and abstraction. Göteborg, 1986;
- Pollard St. What is abstraction? — «Nous», 1987, vol. 21, № 2;
- Roeper P. Principles of abstraction for events and processes. — «J. of philos. Logic», 1987, vol. 16, № 3.
Какой может быть абстракция? Примеры в жизни
Как правило, категория воспринимается лишь как часть каких-либо пространных диалогов. На самом же деле каждый человек прибегает к ней ежедневно и не по одному разу.
Самым простым примером является ход мыслей, возникающий при взгляде на небо. Каждый современный человек знает о том, что над его головой находится атмосфера, представляющая собой несколько чередующихся слоев. Известно всем и о том, что состоит она из углекислого газа, кислорода и азота.
Но что возникает в голове при взгляде вверх? Просто слово «небо». Это пример естественной абстракции, не требующей специальных усилий. При этом в мозгу происходит отвлечение от известных смотрящему в небо человеку, но в данный момент времени ненужных подробностей и деталей. То есть нужный элемент определяется и вычленяется путем обобщения.
Вам будет интересно:Сознание, его происхождение и сущность. Проблема сознания в истории философии
Если же при взгляде вверх возникает в мыслях слово «тучи», то это уже более сложная абстракция
В ней задействуется не только обобщение, но и выделение конкретного, важного элемента. Однако она тоже является естественной, не требующей специального усилия
Примеры абстракции сознательной люди в повседневной жизни тоже видят достаточно часто. В любом разговоре, в котором для объяснения чего-либо рассказчик прибегает к отвлеченным аналогиям, задействована эта категория. То есть если человек приводит в пример случай из жизни, поясняя им то, что хочет сказать, он прибегает к абстракции и делает это сознательно.
Литература
- Мировоззренческие и методологические проблемы научной абстракции. М., 1960;
- Горский Д. П. Вопросы абстракции и образование понятий. М., 1961;
- Розов М. А. Научная абстракция и её виды. Новосибирск, 1965;
- Петров Ю. А. Логические проблемы абстракций бесконечности и осуществимости. М., 1967;
- Яновская С. А. Методологические проблемы науки. М., 1972;
- Лазарев Φ. В. О природе научных абстракций. М., 1971;
- Лазарев Φ. В. Абстракция и реальность. — «Вестник МГУ», 1974; № 5;
- Виленкин Н. Я., Шрейдер Ю. А. Понятие математики и объектов науки.— «ВД», 1974, № 2;
- Ильенков Э. В. Диалектическая логика. Очерк истории и теории. М., 1984;
- Новосёлов М. М. Об абстракциях неразличимости, индивидуации и постоянства, — В кн.: Творческая природа научного познания, М., 1984;
- Новосёлов М. М. Абстракция и научный метод.—В кн.: Актуальные вопросы логики научного познания. М., 1987;
- Sclmeider H. l. Historische und systematische Untersuchungen zur Abstraction. Erlangen, 1970;
- Jules Vuillemin. La logique et le monde sensiable. Etude sur les théories contemporaines de l’abstraction. P., 1971;
- Logic and abstraction. Göteborg, 1986;
- Pollard St. What is abstraction? — «Nous», 1987, vol. 21, № 2;
- Roeper P. Principles of abstraction for events and processes. — «J. of philos. Logic», 1987, vol. 16, № 3.
Абстракция и мысль
Абстракция это тот обходной путь, которым двигается мысль, чтобы вернее достичь истины, нечто вроде вынужденного упрощения. Реальность неисчерпаема, а мыслить — утомительный труд. И умение абстрагироваться служит удобством (коли не уступкой лени). Если бы дело обстояло иначе, никакие словари нам вообще были бы не нужны. Но ни один словарь не включает в себя целиком и полностью ни весь мир, ни даже один язык. Попытайтесь дать полное и исчерпывающее описание, скажем, булыжника. Очень скоро, убедившись, что это невозможно, вы поймете, что такое абстракция. Это понятие, соответствующее своему объекту лишь при условии отказа вместить его целиком и даже найти с ним сходство. Это и будет понятие булыжника, и даже вот этого конкретного булыжника. Абстракция есть удел всякой законченной мысли, а для нас — ограниченность всякой мысли.
Всякая идея, даже истинная, абстрактна, ибо ни одна идея не по ходит на свой объект (Спиноза говорит: понятие собаки не лает, а идея круга не является круглой) и не может воспроизвести существующий вне ее предмет в его неисчерпаемой реальности. Степень абстрактности идеи бывает разной: цвет — понятие более абстрактное, чем красный цвет, но менее абстрактное, чем внешний вид. Но главное, употребление абстракции может быть правильным и неправильным. Все зависит от того, приближает оно нас к реальности или удаляет от нее, раскрывает реальность или маскирует ее.
Есть еще такая вещь, как абстрактная живопись. Это живопись, отказывающаяся от изображения конкретных предметов. В самом этом отказе уже присутствует доля необходимости: воспроизведение всегда означает выбор, преображение, разделение, приближение, упрощение, одним словом — необходимость абстрагироваться. Всякое изображение хоть в чем-то абстрактно, но не вопреки своей изобрази тельности, а именно благодаря ей. Лишь отказывающаяся от изображения конкретных предметов живопись могла бы претендовать на звание конкретной — ведь ее ничто не отделяет от объекта имитации или воспроизведения. Что может быть конкретнее цветового пятна на холсте? И если такую живопись называют абстрактной, то лишь по тому, что она производит впечатление отделенности от реального мира, что, разумеется, не более чем иллюзия; истина же в том, что подобная живопись составляет часть реального мира и действительно отказывается от его имитации. Таким образом, получается нечто вроде двойной абстракции, отделяющей живопись от любого внешнего объекта, оставляющей ее наедине с собой или с духом. Здесь, возможно, живопись уподобляется тому, как если бы какой-нибудь философ захотел вдруг нарисовать свою концепцию мира…