Абстрактное мышление

Виды абстракции

Некоторые типы абстракции:

примитивная чувственная абстракция — отвлекается от одних свойств предмета или явления, выделяя другие его свойства или качества (выделение формы предмета, отвлекшись от его цвета или наоборот). В силу бесконечного многообразия действительности никакое восприятие не в состоянии охватить все её стороны, поэтому примитивная чувственная абстракция совершается в каждом процессе восприятия и неизбежно связана с ним.

обобщающая абстракция — даёт обобщённую картину явления, отвлечённую от частных отклонений. В результате такой абстракции выделяется общее свойство исследуемых объектов или явлений. Данный вид абстракции считается основным в математике и математической логике.

идеализация — замещение реального эмпирического явления идеализированной схемой, отвлечённой от несущественных для данного исследования реальных атрибутов

В результате образуются понятия идеализированных (идеальных) объектов («идеальный газ», «абсолютно чёрное тело», «прямая» и др.

изолирующая абстракция — тесным образом связана с непроизвольным вниманием, поскольку при этом выделяется то содержание, на котором сосредоточивается внимание. абстракция актуальной бесконечности — отвлечение от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества, то есть бесконечные множества рассматриваются как конечные

абстракция актуальной бесконечности — отвлечение от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества, то есть бесконечные множества рассматриваются как конечные.

конструктивизация — отвлечение от неопределённости границ реальных объектов, их «огрубление».

По целям:

  • формальная абстракция — выделение таких свойств предмета, которые сами по себе и независимо от него не существуют (форма или цвет). Этот тип абстракции служит основой усвоения детьми знаний, описывающих предметы по их внешним свойствам, что служит предпосылкой теоретического мышления.
  • содержательная абстракция — вычленение тех свойств предмета, которые сами по себе обладают относительной самостоятельностью (клетка организма). Этот тип абстракции у учащихся развивает способность оперировать ими.

Примеры того, как абстрактно мыслить

Одним из ярких, пожалуй, являются точные научные области: математика, химия, геометрия, физика. Такие размышления называются фундаментальными для них. Ученые не видят и не ощущают чисел, фигур и химических элементов как таковых, но они умеют ими оперировать: исчислять, измерять, объединять.

Или возьмем понятие «жизнь». Что это такое? Ответ на данный вопрос искали многие философы. По сути, это существование тела, куда помещено сознание. Но вот четко сказать об этом понятии мы все равно не сможем.

Это вид имеет место и тогда, когда человек думает о будущем. Мы никогда не узнаем наверняка, что с нами произойдет завтра, через месяц или год. Но нам свойственно строить планы, мечтать или ставить цели и идти к их достижению. Человеческая жизнедеятельность обладает определенной направленностью. Одни вещи мы вряд ли сможем изменить, но такое мышление помогает нам разрабатывать стратегию и идти навстречу желаемому. Другими словами, этой действительности пока еще не существует, но мы стараемся сделать все, чтобы она была в соответствии с нашими представлениями.

Нельзя не упомянуть и о таком свойстве, как идеализация. Многие люди представляют себе реальность и живущих в ней индивидов идеальными. Известный стереотип – ждать «принца».

Стоит затронуть и образцы обманчивых суждений. Первое, что приходит в голову, снова касается темы взаимоотношений. Некоторые представительницы женского пола с уверенностью утверждают, что все парни плохие.

Но такой вывод основывается исключительно на субъективном мнении. Если девушке не повезло с избранником, и тот ее обидел или обманул, это не значит, что все такие. Но в этом случае о мужчинах говорят, как о конкретной категории со своими характеристиками, а потому черты, имеющиеся у одного из них, приписываются всем.

Подобных примеров можно найти множество, но все они доказывают то, что абстрактное размышление имеет огромное значение в нашем повседневном мыслительном процессе. Конечно, у каждого человека проявляется оно по-разному и всегда будет то, что необходимо развивать. А если вы не знаете, с чего начать, то я помогу сделать первые шаги в самосовершенствовании, для этого надо просто записаться на мою личную консультацию.

Значение слова Абстракция по Логическому словарю:

Абстракция — (от лат. abstractio — отвлечение)  — 1) процесс отвлечения от некоторых характеристик (свойств, отношений) изучаемых предметов и явлений, от реальных носителей интере­сующих нас характеристик. 2) результат этого отвлечения, пред­ставляющий собой некоторый абстрактный предмет. Отвлека­ясь от некоторых характеристик исследуемых объектов, мы одновременно выделяем те характеристики, которые нас в дан­ном случае интересуют, и делаем их предметом своего рассмот­рения. Когда вы ищете себе книгу для приятного чтения, вас не интересует ее обложка, качество бумаги, на которой она напе­чатана, ее формат и т

п., вам важно лишь одно: чтобы книга была интересной. Но если вы ищете книгу для подарка, ее со­держание интересует вас уже гораздо меньше и вы большее вни­мание обращаете на ее внешний вид

В зависимости от того, что именно интересует нас в данном случае, мы будем абстрагиро­ваться от разных характеристик и благодаря этому получать раз­ные абстрактные предметы.

Определение

Абстрактное мышление – это тип мышления, при котором человек абстрагируется от деталей и мыслит широкими понятиями, видит картину в целом. Такая особенность мозга позволяет выходить за рамки обыденного, идти к своей цели не зависимо от мнения других людей, совершать новые открытия. В современном мире многие работодатели очень ценят подобные способности у своих сотрудников, это обеспечивает нестандартное решение проблем, новые оригинальные проекты. Развить абстрактное мышление у ребенка – это важная задача для его родителей, так как во многом это залог его успеха в будущем.

Формы

Для того что бы понять суть мышления, стоит разобраться в том, какие формы оно имеет. Формы мыслительных процессов:

  1. Понятие.
  2. Суждение.
  3. Умозаключение.

Понятие – это способность одним или несколькими словами охарактеризовать предмет или явление по его наиболее важным признакам. Пример: серая кошка, ветвистое дерево, темноволосая девушка, маленький ребенок.

Суждение является особой , которая описывает предметы и процессы в окружающем мире, их взаимосвязь и взаимодействие. Оно может утверждать или отрицать какую-либо информацию. Суждение в свою очередь подразделяют на простое и сложное.

Пример простого суждения: «трава растет». Сложное суждение: «За окном светит солнце, следовательно, погода хорошая», оно имеет повествовательный характер.

Умозаключение является , благодаря которой на основании нескольких суждений человек делает вывод, который, по сути, будет обобщенным суждением. Умозаключение состоит из предпосылок и заключения. Пример: наступила весна, на улице потеплело, трава начала расти.

Абстрактное мышление позволяет не только свободно оперировать этими тремя понятиями, но и применять их в жизни. Часто в повседневной деятельности мы применяем все три формы абстрактного мышления сами того не замечая.

Типы мышления

В психологии выделяют несколько видов мышления. Это разделение является отражением возможности человека сочетать слово, действие и мысль или образ. Психологи подразделяют их таким образом:

  1. Конкретно-действенное или практическое.
  2. Конкретно-образное или художественное
  3. Словесно-логическое или абстрактное.

Особо стоит сказать о словесно-логическом типе, так как именно он сопровождает все значительные достижения человечества.

Особенности

Как уже неоднократно говорилось, именно такой тип мышления лежит в основе эмпирической познавательной функции. Психологи все время пытаются усовершенствовать и конкретизировать процессы, которые происходят у нас в сознании. Принято разделять несколько направлений в абстрактном мышлении, основываясь на задачи, которые пытается решить человек:

  1. Идеализирующие.
  2. Обобщающие.
  3. Примитивно-чувственные.
  4. Изолирующие.
  5. Актуальной бесконечности.
  6. Конструктивизации.

Идеализирующая форма предполагает замещение реальных понятий идеалами. Это значительно затрудняет анализ окружающего мира, так как очень сложно найти идеал или применить идеальное решение к реальным обстоятельствам. Представления человека являются абсолютно идеальными. Пример: «совершенно белый снег».

Обобщающий тип – основное оружие математиков. Он характеризуется восприятием объекта мысли в общем, лишая его деталей и конкретики, а значит, делая его немного оторванным от реальности.

Примитивно – чувственный тип заключается в абстрагировании от некоторых свойств явлений и предметов, в то время как другие их свойства выходят на первый план. Этот тип является основным в любой деятельности человека, поскольку отвечает за восприятие окружающего мира.

Изолирующий тип заключается в концентрации внимания на одной, наиболее значимой для человека детали, в то время как на остальной предмет он не обращает должного внимания.

Конструктивизация заключается в отвлечении от общих характеристик предмета или обстоятельства.

Также абстрактное мышление разделяют на:

  • формальное;
  • содержательное.

Одинаково ли у людей развита абстракция?

Ответ однозначен – нет. Каждый из нас наделен способностями, и у всех они разные, именно поэтому человечество так разнообразно в своих взглядах, интересах, стремлениях. К примеру, кто-то пишет стихи, а другой сочиняет прозу, одни не мыслят себя без музыки, а иные предпочитают рисовать в тишине. Такое разнообразие и позволяет социуму развиваться, совершать открытия во всех сферах жизни. Жить в мире, где все мыслят одинаково, разве это было бы интересно? Однако абстрактное мышление можно и нужно развивать.

У пациентов с олигофренией, умственной отсталостью и еще некоторыми поведенческими девиациями психиатры отмечают слабо развитое абстрактное мышление или его полное отсутствие.

Абстрактное и конкретное

В диалектической логике понятие «абстрактное» противопоставляется конкретному, например, конкретное мышление — абстрактное мышление (см. Восхождение от абстрактного к конкретному). В диалектической логике понятие абстракция часто употребляется в негативном смысле: как нечто одностороннее, неразвитое, слишком оторванное от жизни, в отличие от конкретного.

Абстрактное мышление подразумевает оперирование абстракциями («человек вообще», «число три», «дерево», и т. д.), конкретное мышление имеет дело с конкретными объектами и процессами («Сократ», «три банана», «дуб во дворе», и т. д.). Способность к абстрактному мышлению является одной из отличительных черт человека, которая, вероятно, сформировалась одновременно с языковыми навыками и во многом благодаря языку (так, нельзя было бы даже мысленно оперировать «числом три» вообще, не имея для него определённого языкового знака — «три», поскольку в окружающем нас мире такого абстрактного, ни к чему не привязанного понятия, попросту не существует: это всегда «три человека», «три дерева», «три банана» и т. п.).

Упражнения для взрослых

Развивать абстрактное мышление взрослому человеку довольно трудно, т.к. его интеллект уже давно сформирован. Тем не менее с помощью некоторых упражнений добиться результата все же удастся. Выполнять их рекомендуется ежедневно на протяжении нескольких недель.

Наиболее эффективные упражнения:

  1. Представление эмоций. Требуется мысленно представить, как именно проявляются разные эмоции у определенного человека. Рекомендуется использовать полный набор возможных чувств людей.
  2. Обратное чтение. Нужно перевернуть книгу и прочитать ее в обратном порядке. Параллельно с этим требуется устанавливать логические связи между различными событиями. Лучше всего выбирать простые произведения, написанные легким языком.
  3. Анализ общения. Следует вспомнить всех людей, с кем пришлось пообщаться в течение дня. Нужно проанализировать не только сам разговор, но и выражение лица, жесты и голос собеседника. Делать это рекомендуется с закрытыми глазами.
  4. Придумывание противоречий. Нужно просто придумывать разные словосочетания, которые покажутся противоречивыми. Они могут быть абсолютно любыми (горячий лед, горькая конфета и т.п.).
  5. Составление аббревиатур. Достаточно придумать любое словосочетание, сократить его до первых букв, а потом в течение дня расшифровывать его. Например, самостоятельное развитие мышления (СРМ).
  6. Перечисление функций предметов. Требуется выбрать любую имеющуюся вещь и перечислить все ее функции. Можно придумывать даже необычные назначения, которые не принято использовать.
  7. Мозговой штурм. Нужно выбрать любую букву алфавита и написать ее на листок. Задача в том, чтобы за ограниченное количество времени вспомнить максимальное количество слов на эту букву, записав их все на бумагу.
  8. Сочетаемость слов. На одном листочке нужно написать существительные, а на втором прилагательные. Делать это нужно не сразу. Лучше всего начать просто с одного существительного. К нему потребуется подобрать подходящие, а также абсолютно несовместимые прилагательные. Все их следует записать в разные столбики.
  9. Название картины из жизни. Требуется зрительно зафиксировать любое произошедшее в реальности событие и дать ему необычное название. Оно должно быть таким, как мог бы назвать картину художник.
  10. Живопись. Нужно писать любые картины, используя цветные краски. В процессе следует представлять характеристики всех присутствующих предметов. Если нет возможности воспользоваться красками, можно начать с обычного рисования карандашом.

Перечисленные методы помогут развить абстрактное мышление также у подростка или пожилого человека. Нужно лишь применять их на регулярной основе, не пропуская очередных занятий.

Абстракция в искусстве

Абстракционизм

Это направление в изобразительном искусстве, которое зародилось в начале XX века. Создавая свои произведения, мастера вместо каких-то конкретных и реальных форм изображают сочетания разных фигур, линий и/или цветных пятен.

Направление в живописи и скульптуре также называется «нефигуративное искусство».

Создание абстракции — неоднозначный процесс, который требует фантазии. Конечно, само искусство требует не только жертв, но и воображения. Однако, если мы посмотрим на картину художника, обычно можно сразу с уверенностью сказать, что это картина и написана она была именно маслом, и что именно на ней изображено.

С абстракцией часто нужно думать, какие материалы были использованы, какая необычная техника, а самое главное — какую идею пытается донести артист до общества.

Абстракция картинки

Абстракция может быть создана посредством наблюдения за окружающим миром и запечатления этого на камеру. Например, как акриловые краски растворяются в воде.

Или вариант — сочетать акварельную краску с акриловой на мольберте.

Также абстракция живёт и в более спорном виде искусства, таком как граффити.

Конечно же, не будем забывать про скульптуру и художественную резьбу по камню.
Статуя в Барселоне, музей La Pedreira

Первая абстрактная картина

Русский художник Василий Васильевич Кандинский (1866-1944) считается пионером абстрактного искусства. Тем не менее Хильма аф Клинт (Hilma af Klint, 1862-1944), шведская художница и мистик, также претендует на этот титул.

По данным газеты «Нью-Йорк таймс» (апрель 30, 2013) Джулия Восс (Julia Voss) — немецкий журналист, писатель и искусствовед во «Франкфуртер альгемайне цайтунг» («Frankfurter Allgemeine Zeitung»), сказала, что Кандинский утверждал, будто написал первую абстрактную картину в 1911 году. Джулия Восс добавила, что он был очень успешен и знаменит как «отец абстракции» 20-го века. Но при этом Хильма аф Клинт уже писала свои яркие, абстрактные образы в течение многих лет.

По нескольким источникам, Клинт написала свою первую абстракцию в 1907 году.

Кандинский, «Первая абстрактная акварель», 1911 год

«They tens mainstay IV», Хильма аф Клинт, 1907 год

Научная абстракция

Научная абстракция является общенаучным методом познания.

Научные абстракции, принимаемые в теории электрически): цепей, их практическое значение и границы применимости.

Научные абстракции Воспроизводство общественного капитала восюоюяояпая весьма сложная проблема. Для того чтобы выявить главные его закономерности, К. Маркс абстрагировался от тех явлений, которые, не оказывая существенного влияния на содержание процессов, осложня ют их понимание.

Научные абстракции представляют собой выработанные людьми в своем мышлении обобщенные понятия, отвлеченные от непосредственной конкретности изучаемого явления, но отражающие его главное содержание.

Научная абстракция применяется как на уровне качественного теоретического анализа процессов, происходящих в сфере финансовых отношений, так и на уровне количественного исследования этих процессов, для выявления количественных взаимосвязей и зависимостей между финансовыми показателями.

Научные абстракции и методы не искажают, а отражают главное в реальных явлениях движения, позволяя более глубоко и с качественной, и с количественной стороны познать определяющие стороны этих процессов.

Научная абстракция промышленного производства на определенном этапе анализа требует своей конкретизации, прежде всего в рамках предприятия. В организации социалистического промышленного предприятия различается наряду с его общей структурой непосредственно производственная. В общую структуру включаются, помимо собственно производственных звеньев и подразделений, организации по обслуживанию трудящихся — профессионально-технические школы, культурно-бытовые учреждения.

Метод научной абстракции требует исследования явлений в их наиболее развитом, зрелом виде.

Роль научных абстракций в изучении государства и права.

Метод научной абстракции состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных сторон и выделении ( вычленении) наиболее глубокой сущности предмета. Этим результатом являются понятия и категории науки. Познание начинается с исследования конкретного, с анализа и обобщения эмпирпч. На этой ступени выделяются и исследуются наиболее общие, абстрактные понятия науки.

Вследствие научных абстракций, принятых при построении теории электрических цепей с сосредоточенными параметрами, мы должны принять во внимание, что в этом окружающем пространстве отсутствуют магнитные и сторонние поля и, следовательно, равны нулю ЭДС естор и етт.

Метод научной абстракции ( абстрагирование) состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных деталей и выделении сущности предмета или явления. В результате этих допущений возможно выработать, например, научные понятия, выражающие наиболее общие свойства и связи явлений действительности — категории. Так, абстрагируясь от бесчисленных различий во внешних свойствах производимых в мире миллионов различных товаров, мы объединяем их в одну экономическую категорию — товар, фиксируя то главное, что объединяет различные товары, — это продукция, предназначенная для.

Роль научной абстракции в исследовании финансов весьма велика, так как при анализе финансовых отношений нельзя применять технические средства в отличие от естественных наук.

Прием научной абстракции воспроизводит какой-либо конкретный процесс финансовых отношений в абстрактном виде. При этом сами научные абстракции принимают форму экономических категорий.

Метод научной абстракции ( абстрагирование) состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных деталей и выделении сущности предмета или явления. В результате этих допущений возможно выработать, например, научные понятия, выражающие наиболее общие свойства и связи явлений действительности — категории. Так, абстрагируясь от бесчисленных различий во внешних свойствах производимых в мире миллионов различных товаров, мы объединяем их в одну экономическую категорию — товар, фиксируя то главное, что объединяет различные товары, — это продукция, предназначенная для продажи.

Зачем нужно развитие этих навыков

Такой тип начинает свое становление у ребенка с ранних лет. Каждый малыш любил в детстве фантазировать и мечтать, представляя то, что вряд ли произойдет. Это и есть то самое мышление, когда мы абстрагировались от реальности.

В школе такое умение способствовало изучению точных областей наук (той же самой геометрии). В университете способность также пригодилась при решении многочисленных абстрактных задачек. И наконец, на работе мы распределяем обязанности, группируем их по конкретным признакам, справляемся с трудностями и даже зачастую отыскиваем между ними некую связь. То же самое мы делаем, когда раздумываем о смысле собственной жизни.

Сфер, где главную роль играет это свойство, довольно много. Это и философское учение, и писательское дело, и психология. Плюсом является и то, что мы можем мечтать, планировать будущее, вести беседы о религии или шутить. И этот список можно продолжать бесконечно.

Такие размышления позволяют нам оставаться развитыми и разумными. Мы видим то, чего формально не существует, и умеем изучать явления реальности. Поэтому значение этого совершенствования трудно переоценить – так мы повышаем интеллект, достигаем успехов как на работе, так и в личной жизнедеятельности и используем для этого несложные методы.

Способы развития

У детей абстрактное мышление начинает развиваться с 4–5 лет. Оно составляет основу обучающего процесса. В этот период формируется умение устанавливать связи между явлениями. Школьники наиболее восприимчивы к освоению логических навыков.

Ребёнку надо помогать в овладевании навыками абстракции. Развить их у детей дошкольного возраста можно специальными упражнениями. К процессу подключают родителей, которые дома организуют разные игры.

  • Подбирают синоним или антоним во время кидания мяча друг другу. Родитель бросает мяч со словом «бить», ребёнок ищет синоним: «лупить». Можно использовать любые близкие по значению слова: маленький – крошечный, бордовый – вишнёвый, тьма – мрак. Затем идёт подбор антонимов: счастье – горе, малыш – великан, свет – темнота.
  • Следующее задание предполагает завершение предложения. Ребёнку кидают мяч с началом фразы: «ворона каркает». Возвращается предмет с концовкой: «курица кудахчет».
  • Составление ассоциативного ряда хорошо развивает детское абстрактное мышление. К предложенному слову дети подбирают любые ассоциации. Цепочка может выглядеть так: ёлка – зелёный – Новый год – крокодил – укроп – листик – попугай – лес.
  • Предлагают 10 цепочек слов, состоящих из 4 словоформ, среди которых нужно найти лишнее слово. Например, предлагается 3 вида ягоды и овощ: клубника, клюква, огурец, черника.
  • Организуют театр теней. Ребёнок включает воображение при виде тени, произведённой с помощью движений рук или вырезанных картонных фигурок. Он должен представить какой-то образ и обыграть его.

Нарушение чёткости абстрактно-логического мыслительного процесса может возникать из-за сильной сжатости и фрагментарности внутренней речи. Её тренируют и упорядочивают с помощью внутреннего проговаривания. При решении трудных задач необходимо добиваться точных умственных формулировок.

Выполнение заданий на выявление закономерностей и объединение единиц речи на основе общего признака, игры в шашки, шахматы развивают способности мозговой деятельности, улучшают её и помогают сохранить абстрактно-логическое мышление и память до глубокой старости.

Существуют упражнения и для взрослых.

  • Нужно выбрать непротиворечивое утверждение и затем подобрать к нему опровержения. Аргументы, доказывающие обратную позицию, следует выписать столбиком. Рядом с каждым из этих суждений надо написать опровержение к нему. Таким образом доказывается истинность первой фразы. Например, первоначальное утверждение: «Осень – чудесная пора». Дальше следует запись: «Льют затяжные холодные дожди». И рядом: «Красные и жёлтые листья украшают деревья». Чем больше найдено опровержений, тем лучше.
  • Полезное для совершенствования мыслительного процесса упражнение связано с расшифровкой аббревиатур, придуманных на ходу. Лучше всего их составлять из 3 или 4 букв, а потом пытаться расшифровать. Чем смешнее и оригинальнее полученные варианты, тем лучше. Например, ОЧР – организация чумазых работников, СКСД – союз кривых старых дев.
  • Нужно подобрать к абстрактным понятиям синонимы и постараться доступным языком объяснить их смысл. Можно придумать конкретный символ, выраженный в словах или графическом образе. Сначала работают над простыми категориями, потом переходят к более сложным понятиям: «забота», «веселье», «финансирование», «инспирирование» «индифферентность», «инкриминирование».

Мышление, что это

Мышление — это наивысшая ступень человеческого сознания, позволяющая человеку ориентироваться в окружающем мире, накапливать опыт, формировать представление о предметах и явлениях. Представляет собой внутреннюю систему способную моделировать закономерности мира окружающего человека, прогнозировать варианты развития событий, анализировать происходящее и аккумулировать своеобразные истины.

Основные функции: постановка цели и планирование ее достижения, поиск выхода из различных ситуаций, контроль происходящего и оценка степени достижения поставленных целей на основе личной мотивации. В психологии выделяют разные виды мышления, как здорового, так и патологического.

Особенности

Абстрактное мышление используется детьми с первых лет жизни. Оно начинает проявляться вместе с развитием членораздельной речи. Ребенок младших возрастов фантазирует, размышляет о необычных вещах, изучает мир, сравнивает свои игрушки, применяя навыки абстрагирования. Они малоразвиты, но пользоваться ими все же удается.

Школьный возраст сочетается с повышением важности абстрактного мышления. Школьнику потребуется мыслить нестандартно, когда придется решать различные задачи

Особенно это касается математики, где абстрагирование играет большую роль. Позже, когда подросток будет учиться в старших классах, значимость такого мышления станет еще выше.

Также абстрактное мышление применяется в философии, писательстве, инженерии, управленческой психологии, тайм-менеджменте и многих других сферах. Его хорошее развитие позволяет добиться успеха в любой области.

Признаки

Мышление с абстрагированием имеет свои характерные признаки. Они позволяют выделить его на фоне остальных мыслительных процессов и лучше понять, чем же так полезна абстракция для человека.

Признаки:

  1. Отражение окружающего мира без задействования органов чувств. Человеку не требуется использовать органы чувств и контактировать с предметом, чтобы получить о нем информацию. Именно абстрагирование позволяет воспользоваться старыми имеющимися знаниями, чтобы решить ту или иную задачу.
  2. Обобщение явлений. При обобщении различных предметов и выявлении их характерных признаков человек получает возможность быстро получать доступ к своим знаниям. Если он способен выявить определенные закономерности и схожести, то в будущем вспомнить и найти в памяти нужную информацию будет значительно проще.
  3. Языковое выражение. Все мысли легко выражаются в виде внутреннего диалога, который можно перевести в реальный. При этом абстрактные понятия могут обдумываться в голове вообще без применения языкового выражения, а результатом станет заключительное суждение, которое будет просто выразить речью.

Развитие абстрактного мышления позволяет улучшить все перечисленные выше признаки, являющиеся также и полезными навыками, без которых трудно добиться успеха.

Влияние на человека

Среднестатическому человеку трудно представить, как именно выглядит тот, у кого очень развито абстрактное мышление. Такие люди, как правило, всегда добиваются своих целей, они успешны и счастливы. При этом у них в голове всегда что-то происходит: они рассуждают, обдумывают события, представляют образно будущее, решают трудные задачи. Чаще всего они разговаривают сложным языком, что вызывает трудности в общении. Высокая работоспособность позволяет им занимать высокие должности, а развитый интеллект делает их очень важными для любой компании.

Такие люди могут столкнуться с рядом проблем. Зачастую они слишком эгоистичны, из-за чего найти настоящих друзей для них становится серьезной трудностью. При этом люди с развитым абстрактным мышлением не могут проявлять достаточно физической активности и пассивны в практической работе. Иногда они небрежны во внешнем виде, что отталкивает окружающих.

В искусстве

Не только философии, но и искусству свойственно такое понятие, как «абстракция». Картины многих известных художников написаны в этом жанре.

Абстракционизм является направлением в искусстве, которое характеризует отказ от передачи чего-либо в виде реалистичного отображения. Это в первую очередь касается форм изображений в живописи и скульптуре. Однако абстрактным может быть любое произведение, например рассказ, стихотворение, театральные декорации, костюмы и многое другое.

Основоположником этого жанра принято считать российского живописца Василия Кандинского, а первым абстрактным произведением – его акварельную работу «Без названия», написанную в 1910 году.

Что такое абстрактное мышление

Абстрактное мышление помогает рассуждать об окружающем мире, событиях и явлениях. Основу составляют не знания, подтвержденные наукой, а приблизительные рассуждения. Они основываются на восприятии действительности, точность которого можно поставить под сомнение. Абстрактное и конкретное мышления – противоположные понятия. Последнее основывается на восприятии исключительно существующего.

Абстракция в психологии

Абстракция дословно переводится с латинского как отвлечение. Это выделение свойств и качеств предмета, их отдельное рассмотрение. Они рассматриваются как самостоятельные объекты, имеющие собственные признаки. Можно выделять свойства, отдельно не существующие или имеющие на это право.

Обратите внимание! В результате познания появляется модель или теория, которую также называют абстракцией. Это обобщение, появившееся в итоге умственной деятельности

Понятие абстрактного мышления

Абстрактное мышление заключается в том, что человек способен отвлечься от ненужных деталей, сосредоточившись на важных. Это дает возможность изучить ситуацию с другой стороны, рассмотреть ее в целом для подробного анализа. Неважные моменты отходят на второй план, исследование можно считать более эффективным. При абстрактном мышлении выделяют важные категории, отметая второстепенные. Оно позволяет изучить предметы, явления, закономерности и спрогнозировать развитие, появление новых свойств и качеств.

Абстрактно-логическое мышление в психологии

Абстрактно-логическое мышление – это способность логически оперировать понятиями. Это основная форма мыслительной деятельности.

Понятие – первичная категория, на которую опираются другие, образуя сложные конструкции. Абстрактно-логическое мышление позволяет использовать отвлеченные понятия и работать с ними:

  • рассуждать;
  • доказывать;
  • обобщать и получать выводы.

Обратите внимание! Понятия не обязательно должны существовать в природе. Они могут быть созданы в процессе мыслительной деятельности. Человек проводит манипуляции с абстрактными категориями, обрабатывая информацию, устанавливая связи между предметами

Это помогает решать различные задачи и проблемы

Человек проводит манипуляции с абстрактными категориями, обрабатывая информацию, устанавливая связи между предметами. Это помогает решать различные задачи и проблемы.

Размышления

Абстрактное и конкретное

Примеры абстракции, как осмысленной, так и естественной, демонстрируют достижение некоего результата. Именно его и называют в философии отвлеченным понятием.

Это может быть почти все, что угодно, лишенное четкой детализации, например цвет, свет, кривизна, уродство или красота. То есть если озвучить лишь сам результат абстрагирования, вне контекста, например слово «небо», то понимание его у каждого человека будет своим.

Иными словами, это понятие несет в себе смысл, имеет значение, однако не передает никаких точных характеризующих деталей, конкретизирующих и сужающих его. Именно наличием точных характеристик и отличаются абстрактные и конкретные понятия. То есть если при получении информации ее можно воспринять совершенно по-разному, то она абстрактна. Конкретное понятие не допускает различных вариантов толкования, оно предельно точно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector