Что такое образное мышление и зачем оно нужно? разновидности, способы развития

Наглядно-образное мышление

Основными инструментами наглядно-образного мышления являются образы, как результат чувственного восприятия и осмысления действительности. То есть образ – это не фотографический отпечаток объекта, а результат работы нашего мозга. Поэтому он в той или иной степени может отличаться от оригинала.

Роль образов в мыслительной деятельности

Наше мышление оперирует тремя видами образов.

  1. Образы-восприятия, связаны с непосредственной деятельностью наших органов чувств: визуальные картинки, звуки, запахи и т. д. Это тоже не фотографические копии реальности, ведь мы можем что-то не расслышать, не увидеть каких-то деталей – мозг домыслит, дополнит недостающее.
  2. Образы-представления – это образная информация, которая хранится в нашей памяти. И при сохранении образы становятся еще менее точными, так как не слишком значимые и важные детали утрачиваются или забываются.
  3. Образы-воображения являются результатом деятельности одного из самых таинственных познавательных процессов. С помощью воображения мы можем воссоздать по описанию или придумать образ никогда не виденного существа или объекта. Однако и эти образы связаны с реальностью, так как являются результатом переработки и комбинирования хранящейся в памяти информации.

Все три вида образов активно участвуют в познавательной деятельности, даже если речь идет об абстрактно-логическом мышлении. Без этого вида информации невозможно ни решение задач, ни творчество.

Специфика образного мышления

Образное мышление – более высокая ступень мыслительной деятельности, но оно тоже не слишком нуждается в словах. Ведь даже такие абстрактные понятия, как «любовь», «ненависть», «верность», «обида» мы можем осмыслить через образы и чувства.

У ребенка образное мышление начинает формироваться где-то в 3 года, а пиком его развития считают 5-7 лет. Недаром это время называют возрастом фантазеров и художников. На данном периоде развития дети уже хорошо владеют речевой деятельностью, но слова совсем не мешают образам, они дополняют и уточняют их.

Считается, что язык образов сложнее языка слов, потому что образов намного больше, они разнообразны, окрашены многочисленными оттенками чувств. Поэтому слов для обозначения всех образов, участвующих в нашем мышлении, не хватает.

Образное мышление является основой высшего познавательного процесса – творчества. Оно присуще не только художникам, поэтам, музыкантам, но и всем тем, кто имеет высокий уровень креативности и любит изобретать новое. Но у основной массы людей наглядно-образное мышление отходит на второй план, уступая первенство абстрактно-логическому мышлению.

Формирование

Основным видом мозговой деятельности ребёнка является исследование предметов через прикосновение к ним. Малыш тянет к себе игрушку, вертит в руках, пытается раскрыть её, отрывает отдельные детали. В детстве люди считают, что не существует понятий, которые невозможно почувствовать, пощупать, услышать или увидеть. Закрыв ладошками глаза, малыш думает, что он стал незаметен для окружающих.

При обучении счёту в уме ребёнку необходимо использование реальных палочек. Познание окружающей среды осуществляется посредством задействования тонкой моторики. Формирование умения мыслить наглядно-действенно у детей начинается с практических действий, ещё не подчиненных планомерности.

Существует немало интересных методов диагностики такого мышления. Например, методика «Доски Сегена» подходит для маленьких детей. Двухлетним малышам предлагают дощечки с 4 вкладками. Доски из 10 вкладок предназначены для детей более старшего возраста.

Сначала малышу предлагают рассмотреть собранный вариант. Потом вкладки убирают, а ребёнок должен вернуть их на место. Затруднения при выполнении упражнения свидетельствует о невысоком уровне развития данного типа мыслительной деятельности.

Особым достижением младенца является освоение возможности перемещения. Дети овладевают ходьбой и начинают ориентироваться в пространстве. Сразу же расширяется кругозор малыша благодаря знакомству с новыми предметами. Накопленные в этом процессе впечатления являются основой для развития речи малыша. Ребёнок начинает понимать, что у любой вещи есть своё имя.

Наглядно-действенное мышление имеет некоторые возрастные различия.

В младенчестве

Мозговая деятельность младенца напрямую связана с реально-осязаемыми предметами, взаимодействием с ними. До трёх лет мыслительный наглядно-действенный акт является основным типом детского мышления. Формирование способности мыслить происходит через стремление потрогать вещь, лизнуть её, разобрать, соединить детали. В ходе исследовательского акта малыш ломает игрушки и другие предметы. Он хочет понять устройство окружающего мира и его объектов.

В раннем возрасте

Трёхлетний малыш при невозможности достать предмет руками способен залезть на стоящий рядом стул. Опытным путём устанавливаются нежелательные последствия. Формирование умения мысленного решения задач осуществляется с 3 до 5 лет. Таким образом, малыш начинает осваивать наглядно-образное мышление.

У дошкольников

Ребёнок более старшего возраста опирается на собственный опыт и может сконструировать в воображении предварительную картину последствий своих действий. Это означает, что у дошкольников постепенно развивается понятийное восприятие мира.

Что такое абстрактное мышление

Что мы знаем об абстрактном мышлении? Действительно ли оно так важно в жизни человека или прекрасно можно обойтись и без него, воспользовавшись лишь только наглядным! Абстрактное (отвлеченное) мышление, то есть образование абстрактных понятий и оперирование ими, присуще каждому из нас. Человеку время от времени следует абстрагироваться (мысленно отвлекаться) от частного и оперировать общими понятиями, чтобы увидеть окружающий мир в целом, не затрагивая деталей

Такое действие необходимо, чтобы сконцентрироваться на определенной цели, совершать открытия, развивать способности, осуществлять свои стремления. Когда какое-то событие рассматривается как бы со стороны, отвлеченно, тогда обязательно находятся оригинальные способы его решения.

Наиболее четким примером того, как работает абстрактное мышление, оказываются точные науки. Например, в математике мы не видим числа, как такового, однако видим его составляющее (цифры), умеем считать или группируем разные предметы по какому-либо признаку и называем их количество. Абстракция нужна даже тогда, когда человек планирует свое будущее. Оно еще неизвестно, но каждый из нас ставит цели, имеет желания, строит планы, и все это происходит благодаря абстрактно-логическому мышлению.

О формах абстрактного мышления

Основные характерные черты абстрактного мышления — его формы, так как те окружающие явления, которые недоступны человеческому глазу, все-таки активно присутствуют в человеческой жизни. Как любое явление, они должны иметь свое оформление, поэтому психологи выделяют три основные формы:

Понятие

Под понятием подразумевается мысль или система мыслей, которая выделяет и обобщает разнообразные предметы по общим и специфическим для них признакам. Понятие передает общее свойство разных объектов окружающего мира. Например, «мебель» объединяет в свою группу те предметы, которые необходимы нам в быту и общее имеют свойство — обеспечить комфорт человеку: стол, стул, диван, шкаф и другое. Другое понятие» школьные принадлежности» обобщает ручку, карандаш, тетрадь, ластик, то есть те предметы, которые необходимы для письма. Основные общедоступные понятия передаются деткам уже в дошкольном возрасте, так как иначе познать окружающий мир во всей его полноте будет просто невозможно.

Суждение

Основная форма абстракции, которая присутствует в утверждении или отрицании чего-либо о предмете, его качествах или отношениях с другими предметами. Иными словами, суждение показывает некоторую связь между объектами и явлениями окружающей действительности. Проще говоря, суждение (простое или сложное) служит нам, когда нужно что-то подтвердить или опровергнуть, например: «ребенок играет» (простое суждение). Сложное имеет и более сложную форму высказывания: «наступила осень, листья опадают». Кроме того, суждения могут быть истинным или ложным, все зависит от того, на чем оно основывается. Если человек рассуждает объективно, в соответствии с реальностью, то и суждение будет истинным. А если он заинтересован в своем высказывании, опирается на собственные размышления, противоречащие реальному, то суждение становится ложным.

Умозаключение

Выражается мыслью, которая формируется на основе нескольких суждений. Для того чтобы составить умозаключение, надо пройти три этапа: посылку (исходное суждение), заключение (новое суждение) и вывод (логический переход от посылки к умозаключению). Обычно умозаключение выражается сложноподчиненными предложениями («если все углы треугольника равны, значит, этот треугольник равносторонний»). Известным любителем делать умозаключения является литературный персонаж — Шерлок Холмс.

Наглядно-действенное мышление и как его развивать

Задачи решаются посредством практического взаимодействия с предметом в реальной, наглядной ситуации. Умственные действия задействованы в меньшей степени.

Наглядно-действенное мышление существует с первобытных времен, активно в своем развитии до 7 летнего возраста.

При работе этого типа мышления дети группируют различные объекты в одно целое, оперируют ими.

Взрослые благодаря ему находят практическую пользу в окружающих предметах. Наглядно-действенное мышление развивается под руководством левого полушария головного мозга.

Чтобы потренировать данный вид мышления, поиграйте в шахматы, порешайте головоломки, составьте пазл.

Среди игровых онлайн тренажеров также большой выбор для быстрых и эффективных тренировок.

И вот несколько упражнений для тренировки наглядно-действенного мышления:

  • Возьмите в руки какой-нибудь предмет и постарайтесь определить его вес, потом другой и так несколько разноплановых предметов. Осмотрите свою квартиру, и попробуйте прикинуть площадь каждой комнаты.
  • Нарисуйте на листке бумаги альбомного формата 3 геометрические фигуры: ромб, трапецию, треугольник. После с помощью ножниц превратите каждую фигуру в квадрат, сделав один разрез по прямой линии
  • Из 5 спичек выстроите 2 одинаковых треугольника. Затем из 7 спичек сделайте 2 квадрата и 2 треугольника.
  • Обзаведитесь конструктором, и каждый день составляйте из него какую-нибудь новую фигуру, желательно, не из инструкции. Выбирайте конструктор с большим количеством деталей, от 40.

Развитие наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте

Развитие мышления у дошкольников тесно связано с развитием их зрительной системы.

Так доказано, что дети имеющие проблемы со зрением более медленно справлялись с поставленными задачами по представлению и использованию образов.

Тогда как дети с хорошим зрением справлялись лучше и быстрее. Это имеет вполне логичное объяснение: четкое различение объектов дает больше деталей и соответственно больше информации.

Также в развитии наглядно-образного мышления большую роль играют родители и их участие в жизни ребенка. Совместные прогулки, получение новых визуальных впечатлений, развивающие игры вносят огромный вклад в становление этого типа мышление.

К 3-4 годам ребенок уже активно представляет виденные ранее объекты, а в более старшем возрасте способен к фантазированию и воображению.

Этот этап активно развивается при социализации личности в детских дошкольных коллективах, где включаются также обучающие элементы и идет активное общение и обмен опытом со сверстниками.

Диагностика

Для оценки степени развитости наглядно-образного мышления существует несколько простых методик:

  1. Метод нелепых изображений: ребенку предлагается по картинке воспроизвести в чем заключается нелепость ситуации, в которой оказался герой картинке. На этих картинках изображают различных животных, которые выполняют несвойственные им действия (мышь убегает от кота к примеру). Ребенок должен ответить на вопросы почему он решил что картинка не соответствует реальной жизни и как должно быть в природе, то есть представить другой вариант развития событий и установить структурно-логические связи.

    Если справляется с семью и более заданиями, то мышление оценивается как высокоразвитое.

  2. Контурирование: дается задание дорисовать изображение. Картинки выбираются простые и знакомые для ребенка: игрушки, геометрические фигуры, животные. При этом оценивается скорость и точность реакции. Если справляется за полторы минуты,это указывает на развитое наглядно-образное восприятие окружающего мира.

«Собери картинку» — ребенку предлагается подобрать из предложенных вариантов завершение изображения. Здесь также выбираются несложные и знакомые фрагменты, для успешного восстановления целой картинки необходимо подключить воображение и память, а также применить метод исключения. Это тест считается успешным если ребенок правильно подобрал фрагменты в пределах нескольких минут.

«Лишний» — данная методика основана на нахождении общего и различного и выборе лишнего изображения. Могут даваться схожие по определенным группам признаков картинки, в которых нужно выбрать неподходящий всей группе вариант.

Значение

Наглядно-образное мышление является платформой для развития более сложных мыслительных операций.

На этапе дошкольной подготовки этот тип мышления будет основным при решении различных подготовительных задач.

При этом у ребенка развиваются:

  • воображение;
  • пространственное восприятие;
  • логика и построение структурных связей;
  • различные методы оценивания ситуации (исключения, подбора и так далее);
  • способность к представлению без наличия предмета в поле зрения.

Особенное значение этот вид приобретает в творческой реализации, которая также помогает и развить его.

Поэтому если у ребенка обнаруживаются такие склонности, развитие наглядно-образного мышления идет гораздо быстрее, но также стоит и поддерживать этот процесс.

Наглядно-образное мышление начинает формироваться в детском возрасте и является необходимым этапом развития ребенка. Оно основано на представление образов окружающего мира и формирует более сложные типы мышления.

Также этот вариант мыслительных процессов продолжает использоваться и у взрослого человека, выполняя важную роль «представления» психики о мире, почему необходимо уделять время развитию мышления в детском возрасте.

Проверка наглядно-образного мышления ребенка:

Наша интересная группа Вконтакте:

Методы диагностики и исследования

Уровни

Формирование образного мышления достигается к семи годам и является основным вкладом в общий процесс становления психики.

Степень развития поделена на три уровня: низкий, средний и высокий.

  • В то время как при самом низком уровне ребенок не видит связей предметов и имеет очень маленький словарный запас.
  • Средний уровень характерен выполнением заданий только с подсказками взрослого.
  • При высоком уровне развития дети могут выстраивать связный рассказ, видеть общее и объединять предметы в группу.

Нарушения

Основное нарушение – это задержка развития. Дети не тянутся к игрушкам, у них нет желания потрогать предмет они однообразны в своих действиях.

Во взрослой жизни люди с нарушениями очень неловки. Часто они оказываются несостоятельны в быту, не следят за порядком. В некоторых случаях недоразвитие образного мышления может сочетаться с ускоренным развитием других видов мышления.

Методика

Чаще всего для выявления затруднений в развитии этого мышления используются следующие тесты и методики, включающие в себя:

  • классификацию предметов;
  • разрезанные картинки;
  • исключение предметов;
  • сравнение и понятие;
  • кубики Кооса.

Как люди используют образное мышление

Позитивное мышление — что это такое

Образное мышление помогает человеку. С помощью него он может:

  • Ориентироваться в экстремальных и непредвиденных ситуациях. Представляя проблему в виде визуального образа, человек видит решение.
  • Защитить себя от стресса с помощью релаксации. Чтобы справиться с плохим настроением, можно использовать самый простой способ: закрыть глаза, расслабиться, воскресить в памяти приятные события, помечтать.


Релаксация

  • Жизнь в обществе не может протекать без общения с неприятными людьми. Чтобы не впадать в депрессию после необоснованных обвинений, не расстраиваться из-за чрезмерно придирчивого начальства, существует такой способ: после общения с неприятным человеком надо представить его в нелепой позе или образе какого-то животного. Искусство мысленной трансформации грозного обидчика превращает его в забавного персонажа, так негативные эмоции замещаются снисходительной улыбкой.
  • Визуализированные мечты имеют свойство сбываться. Если индивид четко представил желаемый объект, он будет усердно стараться заполучить его. Визуализированная цель рождает конкретный план по ее достижению.

Важно! Образное мышление наполняет жизнь человека смыслом, яркими красками. Оно становится двигателем самореализации и саморазвития

Образное мышление что такое

Образное мышление – это познавательная активность человека, которая строится на образах. Если ранее человек уже сталкивался с тем или иным образом, то при его изучении нужный материал извлекается из памяти. Если ощущения, полученные от органов чувств, новые, незнакомые, то для формирования образа в процессе их познания человек использует воображение.

С течением времени образы, хранящиеся в памяти, тускнеют. Если человек долго не обращался к тому или иному образу, он затрудняется в определении его точных характеристик. Например, рассказывая внукам о своей первой учительнице, бабушка описывает главные качества, которые значимы для ее профессии в педагогике: требовательная, умная, строгая. При этом, если внуки спрашивают, какого цвета были у нее глаза, она может задуматься, а потом дать краткий ответ: «Карие». Бабушке кажется, что люди с карими глазами отличаются большей строгостью, чем с любым другим цветом глаз. Поэтому она уверена, что именно такого цвета были глаза ее первой учительницы. Хотя образ педагога, хранящийся в ее памяти, может в некоторых характеристиках отличаться от реального внешнего вида женщины.

Внимание! В результате работы образного мышления человек формулирует субъективное умозаключение о предметах или явлениях действительности. Это объясняется индивидуальными особенностями работы органов чувств, разной восприимчивостью людей

Способы развития

Трёхлетнему ребёнку необходимы сборно-разборные игрушки. Сначала ему показывают правильную разборку и сборку пирамидки, затем малыш должен повторить действия. Со временем добавляют изучение свойств предмета. Малыш учится определять формы, размеры объектов, различать оттенки

Важно заинтересовать ребёнка, привлечь его к рисованию карандашами, фломастерами, мелками, красками. Перед рисованием или сооружением башни ребёнок должен рассказывать о своих дальнейших действиях

Дети 5-6 лет великолепно развивают образный мыслительный процесс при помощи игр с конструкторами. Они осваивают построение наглядных пространственных моделей, отражающих связи и отношения реальных вещей. Развитие образного мыслительного процесса формирует гибкость, подвижность и умение оперировать наглядными образами.

Старшим дошкольникам развитие мыслительного процесса с помощью образов стимулирует применение следующих методов и приёмов:

  • наблюдение за природными явлениями с последующим описанием и изображением увиденных или услышанных сведений;
  • сборка пазлов;
  • разгадывание ребусов, головоломок, загадок;
  • зарисовки по памяти;
  • изображение на листке понятий, не имеющих зрительных признаков: веселье, радость, звучание, дружба, мелодия, мысль;
  • лепка из пластилина, глины;
  • посещение музеев, выставок, экскурсий;
  • создание разных аппликаций.

Развитие дошкольников предусматривает следующие основные этапы обучения:

  • демонстрация;
  • объяснение;
  • совместная работа;
  • самостоятельные действия по образцу и творчество, не ограниченное определёнными рамками.

Формированию детского мыслительного процесса образами способствуют упражнения, где предлагается описать радугу, закат, капельку росы, массажную щётку или любые другие явления и предметы. Широко применяют упражнения с варьированием палочек или спичек, перевёртыванием каких-то символических знаков, например, литеры «Е» для получения другой буквы: «Ш».

Задания с кубиками очень эффективны с точки зрения развития наглядно-образного мышления. Упражнение осваивается поэтапно. Сначала сооружается 7 элементов из 27 обыкновенных кубиков.

  • На первом этапе детям предлагают их внимательно разглядеть и найти сходства с какими-нибудь предметами или формами. Чем больше найдено ассоциаций, тем лучше.
  • Второй этап предполагает аккуратное соединение двух элементов.
  • На третьем этапе малышу советуют после внимательного разглядывания фигур сначала их расчленить, а затем снова сложить детали в точно такой же предмет, как был.
  • Четвёртый этап предусматривает сборку фигуры по образцу. Сначала из кубиков складывают кровать, диван, змею, кораблик или другой предмет. Малыш его внимательно разглядывает, анализирует. Потом образец закрывают, а ребёнок по памяти должен соорудить такой же объект. В заключение его сравнивают с образцом.

Каковы особенности развития, когда формируется и ярко проявляется?

У малышей дошкольного возраста


тут

С 4-5 лет дети уже могут представлять различные ситуации в своей голове и могут найти предмет по его словесному описанию. Для ребенка данного возраста характерна более обширная картина мира.

У младших и средних школьников

Новая обстановка меняет уклад жизни ребенка, его социальные роли в коллективе и семье. В образовательном учреждении задания усложняются, и умственная деятельность школьника перестает опираться только на практическую составляющую. Для того чтобы решать задачи, необходимо учиться рассуждать и анализировать, а это уже новые умственные операции. И как раз тут начинает работать образное мышление (для чего нужно улучшать образное мышление у взрослых и детей и какие есть методы и техники его развития читайте тут).

Основная сложность в правильном психическом становлении у детей младшего дошкольного возраста заключается в том, что они быстро теряют интерес и, как следствие, суть процесса. К среднему школьному возрасту ребенок уже может планировать. Правильно сформированное наглядно-образное взаимодействие к этому моменту, способствует лучшему усвоению новых предметов в школе.

В жизни подростков

Внимание. В подростковом возрасте идет большой скачок в мыслительной деятельности

Эволюция образного познания происходит в связке с речевыми изменениями.

Наглядно-образное мышление на данном этапе связано со следующими проявлениями: подросток стремится к правильным определениям, логическим обоснованиям, в речи чаще появляются предложения со сложной структурой, она становится более выразительной.

Хороший уровень всех типов мышления позволяет в подростковом возрасте приступить к последовательному изучению основ наук. Новые школьные предметы требуют обобщения опыта, оперирования сложными понятиями, способности самостоятельно мыслить, сравнивать и рассуждать, а развитие этих умений как раз формируется на основе наглядно-образного мышления, тесно связано с ним.

В каких профессиях требуется?

Творческие профессии требуют задействования образного мышления и креативности, которая исходит из него и будет работать в паре с аналитическими способностями человека. Образность способствует развитию острого ума и желанию расширять кругозор. Возможность найти нестандартные подходы к различным ситуациям помогут выходить из них проще и быстрее. А умение визуализировать желания и мечты сделает их исполнение более достижимым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector