Способы развития творческого мышления

↑ Понятие «мышление»

Мышление — это процесс восприятия окружающей действительности, анализ происходящего на основе личного приобретенного опыта, выстраивание логических связей между предметами и явлениями.

Мышление составляет предмет изучения теории познания и логики, психологии и нейрофизиологии; изучается в кибернетике в связи с задачами технического моделирования мыслительных операций. 

Мышление является функцией мозга и представляет собой естественный процесс.

Каждый отдельный человек становится субъектом мышления, лишь овладевая языком, понятиями, логикой, которые являются продуктами развития общественной практики, так как для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.

Средство мышления

Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познаёт объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.

База мышления – чувственный опыт, который преобразуется в мышлении посредством его обобщения, выявления необходимых черт и свойств объекта.

Мышление обладает личностным характером

Это проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении. Субъективный момент выступает и в сложившихся у человека отношениях к тому, что он познаёт, и в условиях, в которых этот процесс протекает, и в совершенстве используемых методов, и в богатстве знаний и успешности их применения

Отличительной особенностью мыслительной деятельности является включение в этот процесс эмоционально-волевых сторон личности. Чувства человека включаются в процесс его мышления в форме побуждений, мотивов, ради которых человек берется за трудную мыслительную работу, в форме реакций на сделанное открытие, на найденное решение или постигшую неудачу (радость, гордость, уверенность в себе; досада, огорчение, уныние, апатия и т.д.), в отношении, которое испытывает человек к содержанию самой задачи.

Процесс мышления проходит ряд этапов:

  • Наличие: потребности или необходимости что-то понять, узнать, объяснить; интереса к тому новому, неизвестному, что человек подметил в окружающей действительности; умения отделить новое, необычное от известного; стремления узнать, понять, раскрыть это новое, незнакомое.
  • Формулирование задачи (вопроса): определение предмета мышления и направления мыслительного процесса.
  • Решение поставленной задачи (т. е. мыслительный процесс), используя методы анализа и синтеза, различные умственные операции: сравнение, классификацию, систематизацию, обобщение, абстрагирование, конкретизацию.
  • Достижение нового знания, которым раньше человек не владел

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач

Хотя основоположник теории — советский ученый Генрих Альтшуллер — разрабатывал ее для решения технических задач, она отлично подходит для любого креатива.

ТРИЗ утверждает (а жизнь не опровергает), что развитие любых систем постоянно утыкается в тупики — противоречия, которые на первый взгляд кажутся неустранимыми. Допустим, мы хотим разработать систему, которая позволит людям передавать развернутые текстовые сообщения в ситуации, когда у них в буквальном смысле заняты руки. Противоречие? В ТРИЗ для такого случая есть несколько приемов.

Например, прием экранирования предлагает использовать вариативность во времени. На срочные запросы можно отвечать готовыми текстовыми шаблонами, а подробности излагать позже.

Но идеальное конечное решение (ИКР) — это когда системы вообще нет, а ее функция выполняется. Например:

  • системы образования нет, а люди образованны — p2p-обучение;

  • такси нет, а пассажиры доставлены — шеринговые сервисы;

  • программистов нет, а игра написана — готовые игровые движки.

Для этого существует прием свертывания — совмещение функций нескольких систем в одной. В нашем примере это система распознавания голоса, которая делает так, что сообщение как бы печатает (и отправляет) себя само.

Тесты на выявление способностей к творчеству

Тест Дж. Гилфорда

Первооткрывателем оценки способностей к творчеству стала работа Джоя Гилфорда. Он определил суть творческого мышления в сочетании разработанных оригинальных, новых образов и мыслей человека. Другие тесты, разработанные после него стали интерпретацией этой работы.

Тест выявления творческих способностей Гилфорда строится по определенным принципам:

  • Насколько просто и эффективно выявляются способности к творчеству на практике, при решении задачи. Учитывается количество решений и ответов, полученных за определенное количество времени.
  • Переключаемость или гибкость ответов, переход с одного предмета на другой.
  • Уникальность ответов.

Тесты Э. Торренса

Еще одним популярным методом диагностики способностей являются тесты психолога Элиса Пола Торренса. Изучение креативности Э. Торенса представляет собой части, характеризующие творчество на вербальном, изобразительном и звуковом уровне.

Тесты Торренса выполняются в заданный промежуток времени. Полученный результат оценивается по определенным принципам:

  • Скорость выполнения, число решений, уложившихся в определенный промежуток времени.
  • Разносторонность ответов.
  • Неповторимость предложенных решений.
  • Конкретизация идей и решений.

Тесты Е. Торренса разработаны в 60-х годах и подходят для людей разного возраста и маленьких детей. Тесты Торренса постоянно видоизменялись и совершенствовались, имеют много аналогичных вариантов.

Тест Е. Туник

Тест Е. Туник направлен на определение креативности у подростков и взрослых людей. Тест помогает выявить предрасположенность человека к следующим критериям:

  • Любопытство. Любознательный человек, имеющий интересный характер. Интересуется окружающим миром, занимается самопознанием, любит размышлять и познавать строение новых вещей, механизмы работы, выполняет интересную работу, читает книги, узнает как можно больше новой информации.
  • Рискованность. Рискованность проявляется в отстаивании своих идей и мыслей перед окружающими, не боится возможной негативной реакции людей на творчество, имеет твердый характер. Человек склонный к риску имеет цель и идет к ней, невзирая на возможные препятствия, готов к последствиям ошибок, готов пойти на риск для достижения конечного результата. Считается с мнением других людей, но не поддается на провокации.
  • Воображение помогает человеку придумывать новые события и вещи, которых никогда не существовало в действительности, видеть предметы, не имеющие аналогов и то, что скрыто от глаз простого человека. Воображение способствует созданию произведений искусства и литературы.
  • Готовность к сложностям. Человек, имеющий непростой характер, занимается изучением сложных явлений и объектов. Не ищет легких путей решения поставленных задач, все делает самостоятельно, на свой страх и риск. Изучение сложных вещей является неотъемлемой частью жизни такой личности.

Свинья бесконечности

Ты знал, что из простой свиньи может получиться что угодно? Даже то, чего ты и представить не способен. Упражнение «Свинья бесконечности» за короткий отрезок времени уведёт твои мысли за горизонт и дальше.

Правила выполнения упражнения:

  1. Дать два определения исходному объекту. В нашем случае это свинья. Определение может быть прилагательным, глаголом, общей характеристикой, метафорой и т.п.
  2. Записать найденные определения на двух разных ветках.
  3. Вспомнить, какие ещё существа, предметы, стихии, события и т.д. подходят под указанные тобой определения. Главное — чтобы они не были свиньей.
  4. Записать новое слово в ячейке, а ещё лучше — нарисовать его.
  5. Повторять так до бесконечности.

Два условия выполнения упражнения:

За одну тренировку писать не менее 10 новых определений и 5 новых слов в ячейках.

На каждой новой тренировке не повторять определения и слова, написанные ранее.

Всё. В остальном твои руки развязаны. Я привел схему, на которой уже довольно далеко продвинулся со «свиньёй бесконечности». Продолжи мою цепочку прямо сейчас.

Особенности творческого мышления

Сегодня к этому виду мышления относятся с должным почтением, о нем написано множество книг. И мы с вами можем выделить его особенности и даже «примерить» их на себя.

Ассоциативность

Дж. Гилфорд, назвав это мышление дивергентным, подчеркнул его нелинейный характер. Оно подчиняется не законам логики, а законам ассоциаций. Процесс творческого мышления выглядит примерно так: какая-то мысль, идея, задача, вспыхнув в мозгу человека яркой искрой, рассыпается сотнями импульсов по нейронным цепям. Эта мысль вызывает множество ассоциаций, и к решению задачи привлекается самая разнообразная, казалось бы, совсем несвязанная с ней информация.

Творческое мышление по структуре напоминает разветвленную сеть, паутину, связывающую разные участки и отделы головного мозга. И в такую паутину не может не попасться гениальная идея, а то и не одна. Нелинейное мышление обеспечивает человеку возможность увидеть проблему с разных сторон, находить различные пути ее решения. Известный американский поэт и литературный критик Эзра Паунд писал: «Гений…это способность видеть десять вещей там, где обычный человек видит одну, а талантливый человек две или три, плюс способность отражать это множественное восприятие в материале своего искусства».

 Нестандартность

Это одна из важнейших характеристик творческого мышления, которое избегает любых стандартов или шаблонов, не подчиняется строгим правилам и законам алгоритма. Человек, владеющий этим мышлением, способен найти нестандартное решение даже самой банальной, обыденной и скучной задачи.

Причем оригинальные решения креативные люди выдают даже тогда, когда в этом нет особой необходимости. Потому что творческое мышление во многом спонтанно, так как оно связано с подсознанием, с областью интуиции.

Образный характер

Творческое мышление опирается на образы, а не на понятия. Именно в форме яркого образа появляется идея или замысел, а воображение для творчества имеет большее значение, чем рациональное мышление. Ведь воображение отвечает за процесс рождения новых образов. Кстати, неслучайно центр творческих способностей находится в правом полушарии головного мозга, которое отвечает за операции с образами.

Но это не значит, что в творческом мышлении не участвуют слова, понятия. Они необходимы и для того, чтобы осмыслить, проанализировать, проверить правильность рожденной идеи, и для того, чтобы познакомить с ней других людей.

Проблемность

Источник и аккумулятор творческого мышления – проблема. Она может быть порождена и процессом развития науки, и потребностями совершенствования технологии, и эволюцией искусства, и развитием бизнеса, и просто жизненными обстоятельствами.

Если у человека есть склонность к творчеству, но нет проблемы, то он ее придумает или найдет и будет рад ей, так как любую проблему креатив оценивает, как ступеньку к успеху, к реализации собственного «я». И иногда само обнаружение проблемы является подлинным открытием и зависит от степени одаренности первооткрывателя.

Открытость новому

Творческое мышление требует разнообразных знаний, причем чем больше областей жизни или науки подключены к процессу мышления, тем лучше. Это связано с ассоциативным характером творческого мышления. Чем более спонтанный, легкий процесс рождения ассоциаций, тем выше у человека способности к творчеству.

Но ассоциации – это связи между различными блоками информации, хранящейся в нашей памяти. Поэтому интерес ко всему новому, жадное (а иногда и неразборчивое) поглощение новых знаний – это характерная особенность креатива. Ведь осмысление нового – это стимул для творческого мышления, а информация – строительный материал для творчества.

Творческое мышление в психологии

В психологии творчество трактуется, как некая мыслительная деятельность, практическая или теоретическая, в результате которой возникают новые гипотезы, предложения, методы их решения. Оно большую роль занимает в науке, где творческие люди оказывают серьезную помощь в открытиях в силу того, что они мыслят шире и действуют смелее.

Обратите внимание! Творческое мышление – созидательное, задачей которого является открывать все новое, уникальное. Психология подчеркивает основную нестандартную характеристику данного мыслительного процесса, которая заключается в его креативности

Широту мышления можно обеспечивать за счет развития воображения, начиная с младшего возраста у дошкольников. Обучением можно заняться и со взрослыми, но процесс займет больше времени

Психология подчеркивает основную нестандартную характеристику данного мыслительного процесса, которая заключается в его креативности. Широту мышления можно обеспечивать за счет развития воображения, начиная с младшего возраста у дошкольников. Обучением можно заняться и со взрослыми, но процесс займет больше времени.

Виды

Как вы уже выяснили выше, мышление бывает разным. Причем даже один тип делится на различные виды и формы. Мышление – это сложный процесс, изучение которого ведется на протяжении многих столетий. Но к сожалению, о мозге и протекающих в нем процессах известно очень мало. Зато о видах эвристического мышления достоверно известно, исходя из наблюдений за реакциями многочисленных людей различных культур, национальностей и религий:

  • Наглядное действие. Человек может что-то придумать, исходя из своего визуального наблюдения. Такой вид эвристического мышления свойствен всем детям. Они наблюдают за взрослыми, но не только копируют их действия, а пытаются синтезировать увиденное так, чтобы достичь какой-либо поставленной цели. Например, ребенок может увидеть, как мама надевает свои туфли. Девочка тоже попробует надеть мамины каблуки, но нога в них будет болтаться. Поэтому ребенок может надеть свою обувь, а затем уже на нее -мамину. Таким образом, у девочки получится успешно решить довольно простую задачу нетривиальным образом.
  • Наглядно-образное. Такой вид мышления используют не только подростки, но и люди-визуалы. Те индивиды, которым сложно конструировать что-то в голове, делают это на бумаге или в пластилине. Например, инженер, прежде чем решить, как построить дом, должен продумать его конструкцию. Сделать в голове точные расчеты будет невозможно, поэтому он начнет изобретать новые, неиспользованные до него методы перекрытия на бумаге.
  • Абстрактно-теоретическое. Люди с развитым воображением могут размышлять и формулировать идеи у себя в голове. Им для этого не нужна ни бумага, ни пластилин. Все расчеты и вычисления поставленной задачи лягут на бумагу уже в готовом варианте.

Методы активации творческого мышления

Опытные психологи разработали массу уникальных методик, при помощи которых можно добиться значительного развития творческого мышления. Созданные методы позволяют изменить устоявшийся взгляд на определенные вещи, «потеснить» репродуктивное мышление, освободив в сознании место для «рождения» новых идей.

Наиболее популярными методиками развития творческих качеств являются:

  • «Изменение условий задачи»Позволяет активизировать мыслительный процесс и сформировать принципиально новое восприятие определенной ситуации. Человек учится видеть поставленную перед собой цель по-иному. Сначала он меняет временные и/или размерные показатели цели, после чего появляются свежие идеи относительно достижения желаемого
  • «Активная фантазия»Попробуйте немного пофантазировать. Задавайте себе безумные вопросы и старайтесь подробно на них ответить. Например, как изменилась бы жизнь, если бы все растения были красного цвета? А что произойдет, если у людей будет не две, а четыре руки? А какие глобальные последствия имел бы тот факт, что люди могут летать?
  • «Мозговой штурм»Пожалуй, самый распространенный способ активизировать творческое мышление, а также повысить степень его продуктивности. Суть методики, разработанной и впервые примененной в Америке более 70 лет назад, заключается в коллективном поиске решений с целью выполнения определенных задач. При этом все участники «мозгового штурма» должны быть распределены на тех, кто предлагает варианты решений, и тех, кто критикует их. Кстати, мозговой штурм можно применять и в одиночку!

Кто-то пишет замечательные картины, кто-то с помощью зарифмованных строк создает настоящие поэтические шедевры. Искусство живет в каждом. На пике творческого подъема человек способен делать поистине поразительные вещи!

05.05.20175207+6

Упражнения для развития креативного мышления у взрослых

В психологии есть специальные упражнения, которые нацелены на улучшение способности мыслить креативно. Самыми распространенными из них являются:

  • нестандартный подход;
  • онлайн тренажеры мозга;
  • игры.

Нестандартный подход

Упражнение «нестандартный подход» имеет несколько вариаций. В первом случае можно выбирать любую картинку и выдавать как можно больше информации о том, что на ней изображено. В другом случае психологи рекомендуют читать тексты наоборот: или сверху вниз, или справа налево. Это не так легко, как кажется, на первый взгляд. Известно, что за креативное мышление отвечает правое полушарие мозга. Для развития этого полушария можно использовать упражнение на зеркальное отображение картинок, которое предлагается сделать самостоятельно.

Онлайн тренажеры мозга

При наличии свободного доступа в интернет заниматься улучшением креативности не составит труда в любом месте. Для этих целей можно использовать время нахождения в общественном транспорте. Посредством планшета или телефона можно проходить онлайн тренажеры для мозга или онлайн тренинги, которые проводятся с определенным количеством людей. Задания на развитие креативности:

  1. Таблица Шульте;
  2. Анаграммы;
  3. Пятнашки;
  4. Таблицы Горбова и т.д.

Таблица Шульте

Игра «Белогривые лошадки»

Одним из методов развития креативности является игра «Белогривые лошадки», которая нацелена на пробуждение воображения. Для того чтобы играть в эту игру, не надо тратить никаких средств. Если есть возможность провести 30 минут на природе или свежем воздухе, можно начать изучать облака. Каждому облаку следует давать характеристику, наблюдать за их движением, сравнивать форму облаков, их вид с животными или предметами. На первых порах описание облаков будет довольно скудным. Но уже через неделю каждодневной тренировки об одном облаке можно будет написать небольшой рассказ.

Развитие креативного мышления не будет лишним ни для кого. Эта способность поможет стать успешнее не только в мире бизнеса, но и романтических отношениях или самосовершенствовании. Учитывая, что формирование ее приходится на момент дошкольного развития, а развивается она на протяжении всей жизни, то тренировать ее не составит труда. На сегодняшний день креативность мышления является одной из самых востребованных способностей человека, исключая базовые.

Тест на ум онлайн

Тест на ум даст Вам общий показатель умственных способностей, основанных на следующих шкалах: Качество ума, Широта.., Глубина.., Гибкость.., Быстрота.., Критичность и Количество, что может определить аналитический склад ума или уровень ниже среднего.

Отвечайте на вопросы «умного» теста искренне, без подыгрывания себе. Плохое настроение и повышенная эмоциональность, может влиять на результаты. Врать себе — неумно, поэтому ложь покажет отрицательный результат.

Итак, пройти онлайн тест на ум

ВНИМАНИЕ! Данный тест на склад ума — не последняя инстанция. 1

Часто ли Вы, при решении задач (проблем), обращаетесь к помощи других людей?
Часто

Иногда

Редко

2. Разносторонний ли Вы человек?
Думаю, Да

Не знаю

Думаю, нет

3. Умеете ли Вы читать текст между строк?
Да

Не знаю

Нет

4. Свойственно ли Вам стереотипное, шаблонное мышление (готовые слова, фразы, ответы…)?
Да

Иногда

Нет

5. Быстро ли Вы решаете проблемы (задачи)?
Да

Когда как

Нет

6. Объективны ли Вы в оценке чужих мыслей, идей?
Обычно объективен

Когда как

Обычно субъективен

7. Можете ли Вы делать несколько дел одновременно, без ущерба качеству?
Да, могу

Иногда

Нет, не могу

8. Используете ли Вы опыт и знания других людей для решения задач (проблем)?
Да

Иногда

Нет

9. Широкий ли у Вас кругозор?
Да

Не знаю

Нет

10. Вникаете ли Вы в саму суть проблемы, задачи?
Да

Иногда

Нет

11. Быстро ли Вы меняете свои действия при смене обстановки?
Быстро

По-разному

Медленно

12. Умеете ли Вы быстро находить выход из сложной ситуации?
Да

Не знаю

Нет

13. Умеете ли Вы сами находить ошибки в своей деятельности, и исправлять их?
Да

Иногда

Нет

14. Много ли у Вас способностей (талантов)?
Много

Не знаю

Мало

15. Часто ли Вы используете готовые формулы, шаблоны, для решения задач (проблем)?
Часто

Иногда

Редко

16. Много ли у Вас интересов?
Много

Не знаю

Мало

17. Можете ли Вы предвидеть события?
Да

Иногда

Нет

18. Умеете ли Вы находить новые способы решения задач (проблем)?
Да

Не знаю

Нет

19. Долго ли Вы обдумываете задачи?
Да

Когда как

Нет

20. Проводите ли Вы всестороннюю проверку Ваших будущих действий?
Да

Иногда

Нет

21. Много ли Вы запоминаете материала за один раз?
Много

Когда как

Мало

22. Относитесь ли Вы творчески к выполнению поставленных задач?
Да

Иногда

Нет

23. Много ли у Вас любимых дел, занятий, хобби?
Да

Не знаю

Нет

24. Устойчив ли Ваш интерес к какому-либо виду деятельности?
Да

Когда как

Нет

25. Быстро ли Вы адаптируетесь в новом месте (ситуации)?
Да

Когда как

Нет

26. Находчивый ли Вы человек?
Да

Иногда

Нет

27. Признаете ли Вы свои ошибки?
Да

Иногда

Нет

28. Эрудированы ли Вы?
Да

Не знаю

Нет

1. Часто ли Вы, при решении задач (проблем), обращаетесь к помощи других людей?
Часто

Иногда

Редко

2. Разносторонний ли Вы человек?
Думаю, Да

Не знаю

Думаю, нет

3. Умеете ли Вы читать текст между строк?
Да

Не знаю

Нет

4. Свойственно ли Вам стереотипное, шаблонное мышление (готовые слова, фразы, ответы…)?
Да

Иногда

Нет

5. Быстро ли Вы решаете проблемы (задачи)?
Да

Когда как

Нет

6. Объективны ли Вы в оценке чужих мыслей, идей?
Обычно объективен

Когда как

Обычно субъективен

7. Можете ли Вы делать несколько дел одновременно, без ущерба качеству?
Да, могу

Иногда

Нет, не могу

8. Используете ли Вы опыт и знания других людей для решения задач (проблем)?
Да

Иногда

Нет

9. Широкий ли у Вас кругозор?
Да

Не знаю

Нет

10. Вникаете ли Вы в саму суть проблемы, задачи?
Да

Иногда

Нет

11. Быстро ли Вы меняете свои действия при смене обстановки?
Быстро

По-разному

Медленно

12. Умеете ли Вы быстро находить выход из сложной ситуации?
Да

Не знаю

Нет

13. Умеете ли Вы сами находить ошибки в своей деятельности, и исправлять их?
Да

Иногда

Нет

14. Много ли у Вас способностей (талантов)?
Много

Не знаю

Мало

15. Часто ли Вы используете готовые формулы, шаблоны, для решения задач (проблем)?
Часто

Иногда

Редко

16. Много ли у Вас интересов?
Много

Не знаю

Мало

17. Можете ли Вы предвидеть события?
Да

Иногда

Нет

18. Умеете ли Вы находить новые способы решения задач (проблем)?
Да

Не знаю

Нет

19. Долго ли Вы обдумываете задачи?
Да

Когда как

Нет

20. Проводите ли Вы всестороннюю проверку Ваших будущих действий?
Да

Иногда

Нет

21. Много ли Вы запоминаете материала за один раз?
Много

Когда как

Мало

22. Относитесь ли Вы творчески к выполнению поставленных задач?
Да

Иногда

Нет

23. Много ли у Вас любимых дел, занятий, хобби?
Да

Не знаю

Нет

24. Устойчив ли Ваш интерес к какому-либо виду деятельности?
Да

Когда как

Нет

25. Быстро ли Вы адаптируетесь в новом месте (ситуации)?
Да

Когда как

Нет

26. Находчивый ли Вы человек?
Да

Иногда

Нет

27. Признаете ли Вы свои ошибки?
Да

Иногда

Нет

28. Эрудированы ли Вы?
Да

Не знаю

Нет

Пройти тест на IQ (узнай свой коэффициент интеллекта)

Вопросы на эрудицию — тест онлайн

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector