Когнитивистика и способы оптимизации творческого процесса
Содержание:
- 4.2. Этапы когнитивного моделирования
- Практически полезные когнитивные методы
- Литература
- Взаимодействие с другими науками
- Чем занимается когнитивная наука
- Основные методы когнитивной психологии в образовании
- Примечания
- Проекты направления «Когнитивные исследования»
- Структура
- Что читать и слушать: выбор Андрея Кибрика
- Когда когнитивный диссонанс становится проблемой
- Суть и идеи науки
- Возникновение
- История становления и развития когнитивной лингвистики
- Каковы последствия?
- Модели внимания
- Где работать выпускнику
- Энактивизм
- Онлайн- и офлайн-явления в языке
- На чём основываются методы когнитивистики?
- Почему когнитивное обучение важно?
4.2. Этапы когнитивного моделирования
В общих чертах этапы
когнитивного моделирования рассмотрены
выше. В трудах специалистов ИПУ
РАН содержится конкретизированное
изложение этих этапов. Выделим основные
из них.
-
- Выявление факторов, характеризующих проблемную ситуацию, развитие системы (среды). Например, суть проблемы неплатежей налогов можно сформулировать в факторах «Неплатежи налогов», «Собираемость налогов», «Доходы бюджета», «Расходы бюджета», «Дефицит бюджета» и др.
- Выявление связей между факторами. Определение направления влияний и взаимовлияний между факторами. Например, фактор «Уровень налогового бремени» влияет на «Неплатежи налогов».
- Определение характера влияния (положительное, отрицательное, +\-) Например, увеличение (уменьшение) фактора «Уровень налогового бремени» увеличивает (уменьшает) «Неплатежи налогов» — положительное влияние; а увеличение (уменьшение) фактора «Собираемость налогов» уменьшает (увеличивает) «Неплатежи налогов» — отрицательное влияние. (На этом этапе осуществляется построение когнитивной карты в виде ориентированного графа.)
- Определение силы влияния и взаимовлияния факторов (слабо, сильно) Например, увеличение (уменьшение) фактора «Уровень налогового бремени» «значительно» увеличивает (уменьшает) «Неплатежи налогов»19 (Окончательное построение когнитивной модели в виде функционального графа).
Таким образом, в когнитивную модель входят когнитивная
карта (ориентированный граф) и веса дуг
графа (оценка взаимовлияния или влияния
факторов). При определении весов дуг ориентированный
граф превращается в функциональный.
Проблемы выявления факторов, оценки
взаимовлияния факторов и типология
факторов будут рассмотрены в
пунктах 5 и 6; здесь же рассмотрим такие
базовые понятия когнитивного моделирования
как когнитивная карта и функциональный
граф.
Практически полезные когнитивные методы
Существуют различные когнитивные методы, но не все из них важны на практическом уровне
Несмотря на их научную важность, такие методы нельзя использовать в обычной жизни. Но также есть и практически важные факторы, которые, например, позволяют использовать когнитивные технологии в образовании
Есть несколько типов таких факторов:
- Факторы, оказывающие влияние на восприятие, как правило, на его базовые механизмы. Подобное воздействие можно проследить на ранее разобранном примере с чёрно-белой и цветной фотографиями.
- Так как люди имеют речь, то когнитивным фактором может являться язык. Он служит для передачи информации. Однако естественные языки довольно богаты и пластичны, что даёт возможность передать одну и ту же информацию совершенно разными словами. Таким образом, подобрав правильную комбинацию, можно увеличить или уменьшить появление у человека той или иной реакции на излагаемый факт, при этом не меняя фактической составляющей повествования.
- Огромное влияние оказывают социальные мифы и стереотипы. Являясь порождением общественного сознания, они достаточно прочно укореняются в индивидуальном сознании человека, именно поэтому новую информацию люди воспринимают через призму находящихся в их головах мифов и стереотипов. Повлиять на них невозможно, так как они формируются естественным путём продолжительное время и остаются «гулять» в обществе достаточно долго. Зная, каким именно стереотипам подвержен человек, можно повлиять на его реакцию на преподносимую информацию.
Литература
- Лангаккер Р. У. Когнитивная грамматика. — М.: ИНИОН РАН, 1992. — 56 с.
- Лакофф Дж. Когнитивное моделирование. Язык и интеллект. — М.: «Прогресс», 1996. — 416 с.
- Краткий словарь когнитивных терминов. / Под общ. ред. Е. С. Кубряковой. — М.: Филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. — 245 с.
- Величковский Б. М. Когнитивная наука: основы психологии познания. В 2-х тт. — М. : Смысл : Издательский центр «Академия», 2006.
- Когнитивная наука и интеллектуальные технологии: Реф. сб. АН СССР. — М.: Ин-т науч. информ. по обществ. наукам, 1991. — 228 с.
- Деннет Д. Онтологическая проблема сознания / Пер. с англ. А. Л. Блинова // Аналитическая философия: Становление и развитие (антология) / Сост. Грязнов А. Ф. — М.: ДИК «Прогресс-Традиция», 1998. — С. 361—375.
- Churchland, P. S. (1986) Neurophilosophy: Towards a Unified Theory of Mind Brain, Cambridge, Massachusetts, Bradford Books/MIT Press
- Fodor, Jerry (1998). Concepts: Where Cognitive Science Went Wrong. New York: Oxford University Press
- Jackendoff, R. (1987) Consciousness and the Computational Mind, Cambridge, Massachusetts, Bradford Books/MIT Press
- Pinker, S. (1997). How the Mind Works. presented at the New York, New York: W. W. Norton & Company
- Varela, F., Thompson, E. and E. Rosch (1991) The Embodied Mind: Cognitive Science and Human Experience, Cambridge, MA: MIT Press
Взаимодействие с другими науками
Основные положения когнитивной психологии применяются для развития различных отраслей психологической науки:
- социальной психологии;
- развитие личности;
- психологии образования.
Учения когнитивизма противоречат нейробиологии. Нейробиологические исследования (например, МРТ) показывают работу головного мозга, не передавая информации о мыслительных процессах. Эмпирический подход, которым руководствуются последователи когнитивной психологии, вызывает отрицание со стороны нейробиологии. Они утверждают, что когнитивисты заняты созданием моделей искусственного интеллекта. При этом сами когнитивисты положительно относятся к исследованиями, которые проводят нейробиологи. Полученные данные используются для создания собственных теорий.
Когнитивная психология — это не очередная псевдонаучная отрасль психологической науки, которое разрабатывалось для заработка денег. Она является серьезной наукой нового поколения, которая занимается изучением получения, распределения и сохранения информации в памяти.
Чем занимается когнитивная наука
Когнитивистика, или иначе Cognitive Science — это научное направление, которое занимается изучением познавательных и мыслительных процессов и моделированием принципов, по которым работают естественные и искусственные системы. Когнитивистика объединяет многие направления и теории: когнитивную психологию, нейрофизиологию, теорию искусственного интеллекта и познания, а также лингвистику.
Современная когнитивистика значительно отличается от традиционной – сейчас сознание является объектом изучения когнитивистики, в то время как раньше его не учитывали. Чтобы установить связь между физическими процессами в мозге и ментальными феноменами, используется визуализация мозга, для которой необходимы знания в области компьютерных технологий
В чем смысл когнитивистики
Развитие когнитивистики может помочь в будущем приобрести новые знания о разуме и получить полную картину происходящих в человеческом мозге процессов, которые отвечают за высшую нервную систему. Эти знания приближают человечество к созданию искусственного интеллекта, который сможет полноценно взаимодействовать с людьми, обладать независимыми творческими и когнитивными способностями.
Подобные планы могут казаться фантастикой, но уже сейчас человечество имеет возможность сканировать мозг и получать уникальную информацию о его функционировании изнутри. Разработка мощных компьютерных технологий — главное достижение для когнитивной науки, и работа в этой сфере продолжается и сейчас. Поэтому возможности когнитивистики не кажутся нереальными.
Подходит ли вам когнитивистика
Если вы не уверены, стоит ли выбирать для обучения когнитивистику, обратите внимание на составляющие этой науки. Это направление точно для вас, если вам интересно:
- развитие искусственного интеллекта
- работа мозга и происходящие познавательные процессы психики
- механизмы, которые лежат в основе разумного поведения
- работа, развитие и функционирование нервной системы
- компьютерные технологии и вычислительная техника
- философия, соотношение сознания и физической реальности
Основные методы когнитивной психологии в образовании
Как применяется когнитивная психология в школе? Современная образовательная система, наряду с обучением школьника и студента, одновременно выполняет дополнительную функцию – функцию развития у него памяти, внимания, мышления, воображения и других познавательных способностей.
Область педагогической психологии включает изучение концептуальных процессов и индивидуальных различий через когнитивную психологию в концептуализации новых стратегий процессов обучения у людей.
Процесс обучения – явление многогранное: например, внимание ученика, восприятие им предлагаемых знаний ведут к обучению. Это означает, что человек не может изучить что-то до тех пор, пока полностью не воспримет информацию и не осмыслит ее
Наряду с этим обучение часто является неосознанной и не понимаемой нами деятельностью, то есть обучающийся не знает и не понимает, каким образом оно протекает. Многие когнитивные теории были разработаны для того, чтобы объяснить различные аспекты обучения.
Обычно полагаются на два подхода к объяснению процесса обучения. Первый рассматривает его как когнитивный, или мыслительный, процесс. Второй – как формирование поведения человека.
Когнитивные психологи проявляют интерес к принципам и механизмам, которые управляют феноменом человеческого познания. Пытаются найти принципы, которые могут быть общими для всех когнитивных процессов человека и учитывают вариации и уникальность человеческой личности.
Основным методом когнитивной психологии является лабораторный эксперимент. Основные методологические установки исследователей следующие:
1. источник данных – ментальные образования;
2. познание определяет поведение;
3. поведение как молярный (целостный) феномен;
В применение методов когнитивной психологии в образовании важно учитывать, как было отмечено ранее, использование реальных задач, соответствующих экологической валидности, а это значит, что брать во внимание ряд переменных, способных оказывать влияние на эксперимент в учебной среде. Методы когнитивной психологии, используемые в образовании
Методы когнитивной психологии, используемые в образовании
Моделирование — создание схем переработки информации психикой по аналогии с другими науками.
Математическое моделирование — создание информационных моделей по законам математики.
Когнитивные схемы — схемы движения информации от простейших ощущений до мыслительных операций и процессов воображения.
Раскрыть их можно следующими способами анализа и интерпретации данных:
— Анализ ключевых понятий когнитивных процессов в учебной деятельности;
— Метод когнитивного эксперимента;
— Методы анализа хронометрических данных;
— Изучение межличностных различий;
Отличительная особенность методов когнитивной психологии в образовании:
1. Ведущая роль отводится сенсорно-перцептивным и эмоционально — интуитивным способам приобретения знаний и метакогнитивным процессам.
2. Методы сосредоточены на когнитивной деятельности и способах облегчить ее.
3. Позволяют осуществить доступ к каждому ученику.
Отвергаются интроспективные методы, так как jони не обладают той точностью, которая необходима для изучения указанных объектов. Серьёзное достоинство когнитивной психологии – точность и конкретность полученных данных, что частично приближает психологию к тому недосягаемому идеалу объективной науки, к которому она стремилась долгое время.
Когнитивная психология в школе: основные методы в образовании
К наиболее часто используемым педагогическим технологиям, совмещённым с методами когнитивной психологии, относятся:
1) алгоритмизация обучения,
2) программированное обучение,
3) коллективная учебно-познавательная деятельность,
4) проблемное обучение,
5) обучение «погружением»,
6) оптимизация обучения,
7) интенсификация обучения,
8) развивающее обучение,
9) дифференцированное обучение,
10) личностно-ориентированное обучение,
11) здоровьесберегающее обучение,
12) уровневая дифференциация,
13) эвристическое обучение,
14) компьютерное обучение.
Примечания
- Adapted from Miller, George A (2003). «The cognitive revolution: a historical perspective». Trends in Cognitive Sciences7 .
- И. П. Меркулов. Когнитивная Наука // Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Составление и общая редакция. И. Т. Касавин. — Москва: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. — С. 364-365. — 1248 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-88373-089-3.
- Антти Ревонсуо. Глава 2. Исторические основы науки о сознании // Психология сознания / Перевод: А. Стативка, З. С. Замчук. — Санкт-Петербург: Питер, 2013. — С. 89-90. — 336 с. — (Мастера психологии). — ISBN 978-5-459-01116-6.
- Adriana Alcaraz. Cognitive.cat.Cognitive.cat . Cognitive.cat (25.08.2015). (недоступная ссылка)
- Embodied Cognition // The Stanford Encyclopedia of Philosophy / Robert A. Wilson and Lucia Foglia
Проекты направления «Когнитивные исследования»
Проекты направления «Когнитивные исследования»
№ |
Тема |
Описание |
Руководители проекта |
---|---|---|---|
1 |
Психолингвистическое исследование восприятия текстов (паспорт проекта) |
В рамках проекта участники познакомятся с основными психолингвистическими методиками, позволяющими изучать механизм восприятия текста: методикой ключевых слов, методикой лакунарных текстов, методикой семантического дифференциала, методикой регистрации движений глаз при чтении |
Петрова Татьяна Евгеньевна, кандидат филологических наук, доцент, старший научный сотрудник Лаборатории когнитивных исследований СПбГУ |
2 |
Экспериментальное изучение ментального лексикона читающего (паспорт проекта) |
Исследования ментального лексикона — одно из важнейших и наиболее активно развивающихся направлений психолингвистики. За последние десятилетия мы много узнали о том, как хранятся у нас в голове слова и как осуществляется доступ к ним при порождении и восприятии речи, но многие важнейшие вопросы до сих пор остаются нерешенными. В рамках данного проекта предполагается познакомить участников с основными подходами в этой области и основными экспериментальными методиками, на которые они опираются, дав участникам представление об экспериментальных исследованиях в когнитивных науках в целом. В частности, участники должны будут самостоятельно провести один эксперимент, использующий методику принятия лексического решения. На примере этого эксперимента будут обсуждаться планирование исследования, подборка стимульного материала, сбор данных, их обработка и интерпретация результатов |
Слюсарь Наталия Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент, Ph.D., школа лингвистики НИУ ВШЭ. Алексеева Светлана Владимировна, младший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований СПбГУ |
Структура
Технология обучения, основанная на когнитивных принципах, представляет собой систему модулей, каждый из которых состоит из трёх блоков уроков. Модуль объединяет между собой уроки, посвящённые изучению одной темы или одного и того же научного знания. Блоки, из которых состоит модуль, делятся на: блок входного мониторинга, теоретический и процессуальный блок. Таким образом, суть первого блока состоит в том, чтобы помочь учителю определить уровень когнитивных способностей и теоретических знаний учащегося
Второй направлен на изучение теоретического материала, очень важной частью этого процесса является формирование у учеников семантических сетей
Во время уроков третьего блока происходит изучение процессов и алгоритмов, присущих изучаемой области знаний. После окончания курса модулей идут уроки, направленные на полное повторение пройденного материала, его проверку и коррекцию по итогам проверки.
Что читать и слушать: выбор Андрея Кибрика
Статьи, сайты и лекции, посвященные когнитивной лингвистике
Мы с коллегами выпускаем этот электронный журнал раз в квартал с 2014 года, статьи публикуются на русском и английском языках. Все материалы доступны для бесплатного скачивания в формате PDF.
На этом сайте собраны все материалы ежегодных конференций «Когнитивная наука в Москве: новые исследования».
Этот регулярно публикует интервью с российскими и зарубежными учеными, анонсирует последние научные открытия и результаты экспериментов, которые могут изменить нашу жизнь. Есть здесь и моя видеолекция о когнитивной лингвистике, где я подробно рассказал о теории метафор, когнитивном обязательстве и автономной концепции языка.
Когда когнитивный диссонанс становится проблемой
С когнитивным диссонансом сталкивается каждый из нас, причем постоянно. Но иногда он может быть настолько сильным, что начинает разрушительно действовать на психику.
В идеальном мире у тебя была бы твердая система убеждений, которая определяет то, как ты действуешь (а не наоборот), и твои убеждения и действия всегда были бы четко согласованы.
Однако в реальном мире не все так просто. Когнитивный диссонанс создает непоследовательность, которая может привести к сильным душевным страданиям.
Итак, чтобы вернуться в состояние гармонии с самим собой, у тебя есть выбор, ты можешь изменить:
- свои убеждения,
- свои действия;
- то, как ты рассматриваешь свои действия.
В случае пролитого кофе вернуть душевную гармонию не слишком сложно. Но когда несоответствие становится более существенным — скажем, один из твоих главных образцов для подражания замешан в каком-то проступке, таком как отмывание денег или харассмент, — тебе может быть труднее примирить тот факт, что ты уважаешь человека, с тем, что теперь осуждаешь его поведение.
Анализ причин, почему ты испытываешь дискомфорт, может быть полезен, даже если ты не можешь полностью разрешить противоречивые чувства.
Осознавая, что ты столкнулся с когнитивным диссонансом, ты сможешь понять себя на более глубоком уровне и решить, какие ценности и убеждения действительно важны для тебя в краткосрочной и долгосрочной перспективе, а от каких ты готов отказаться.
Суть и идеи науки
Когнитивизм в психологии изучает познавательные процессы, протекающие в человеческой психике. Это направление психологической науки должно отвечать на следующие вопросы:
- Как индивид может решать проблемы?
- Как мысли формулируются с помощью языка?
- Каким образом мозг обрабатывает поступающую информацию?
- Как формируется память?
Идеи направления:
- Учет хронометрических данных. Исследователи рассчитывают время, которое человек тратит на поиск решения проблем.
- Поэтапная обработка. Полученная информация анализируется поэтапно, при этом часть ее остается неосознанной.
- Сравнение познавательных процессов, которые протекают в человеческом мозге, с работой современного компьютера. Исследователи выделяют главное сходство — электронное устройство может получать, сохранять, обрабатывать информацию, подобно работе человеческого мозга.
- Расчет объема человеческой психики. Исследователи уверены, что предел есть у всего что связано с работой головного мозга.
- Фундамент когнитивной психики — познавательные процессы. Главный упор изучений делается на развитие, понимание искусственного интеллекта.
- Кодировка. Ученые выдвигают теорию, что любые данные имеют индивидуальный код, позволяющий разделять получаемую информацию на отдельные ячейки.
Изучив идеи этой науки, можно сделать вывод, что это не новый экспресс-тренинг, созданный для получения денег, а серьезное научное направление. https://www.youtube.com/watch?v=NMFCjeDMctU
Возникновение
Когнитивная наука возникла как ответ бихевиоризму, в попытке найти новый подход к пониманию человеческого сознания. Помимо непосредственно психологии, у истоков оказалось сразу несколько научных дисциплин: искусственный интеллект (Джон Маккарти), лингвистика (Ноам Хомский), а также философия (Джерри А. Фодор). На пике развития кибернетики и появления первых компьютеров, идея аналогии человеческого разума и вычислительной машины начала набирать силу и во многом заложила основные теории когнитивизма. Процесс мышления сравнивался с работой компьютера, который получает стимулы из окружающего мира и генерирует информацию, которая доступна для наблюдения. Помимо символов, как результатов контакта разума с внешним миром, объектом исследований стали мыслительные образы (или представления). Таким образом, произошло разделение на «снаружи» (предметы, объекты, …) и «внутри» (представления). На вопрос, существует ли мир, когнитивная наука отвечает: «Неизвестно, но существуют наши представления об этом мире». С другой стороны, когнитивизм также вернул декартовский скептицизм и оставил без внимания субъективные переживания и эмоции.
История становления и развития когнитивной лингвистики
Возникновение когнитивной лингвистики было обусловлено не только историей языкознания, но и — в более широкой перспективе — развитием когнитивных исследований и становлением так называемой когнитивной науки (англ. cognitive science; в публикациях на русском языке встречаются также термины когнитология и когитология).
Официальное «рождение» когнитивной лингвистики приурочивают к Международному лингвистическому симпозиуму, состоявшемуся весной 1989 г. в Дуйсбурге (Германия) и ставшему одновременно Первой международной конференцией по когнитивной лингвистике. Участниками симпозиума была создана Международная ассоциация когнитивной лингвистики (англ. International Cognitive Linguistics Association), основан журнал Cognitive Linguistics и задумана серия монографий Cognitive Linguistics Research, в которой впоследствии публиковались труды выдающихся представителей этого направления. Однако по существу когнитивная лингвистика возникла раньше, и конец 1980-х гг. — это период не зарождения её, а расцвета, время выхода в свет многочисленных работ, выполненных в духе соответствующей идеологии.
В когнитивной лингвистике мы видим новый этап изучения сложных отношений языка и мышления, проблемы, в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания. Начало такому изучению положили нейрофизиологи, врачи, психологи (П.Брока, К.Вернике, И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев, И. П. Павлов и др.). На базе нейрофизиологии возникла нейролингвистика (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия). Стало ясным, что языковая деятельность протекает в мозге человека, что разные виды языковой деятельности (освоение языка, слушание, говорение, чтение, письмо и др.) связаны с разными отделами головного мозга.
Следующим этапом развития проблемы соотношения языка и мышления стала психолингвистика, в рамках которой изучались процессы порождения и восприятия речи, процессы изучения языка как системы знаков, хранящейся в сознании человека, соотношение системы языка и её использования, функционирования (американские психолингвисты Ч.Осгуд, Т.Себеок, Дж. Гринберг, Дж. Кэррол и др., российские лингвисты А. А. Леонтьев, И. Н. Горелов, А. А. Залевская, Ю. Н. Караулов и др.).
Таким образом, когнитивная лингвистика как самостоятельная область современной лингвистической науки, выделилась из когнитивной науки. При этом отличие когнитивной лингвистики от других когнитивных наук заключается именно в её материале — она исследует сознание на материале языка (другие когнитивные науки исследуют сознание на своем материале), а также в её методах — она исследует когнитивные процессы, делает выводы о типах ментальных репрезентаций в сознании человека на основе применения к языку имеющихся в распоряжении лингвистики собственно лингвистических методов анализа с последующей когнитивной интерпретацией результатов исследования.
Каковы последствия?
Представление — это часть процесса восприятия. Восприятие не только ментальный процесс, в нем принимает участие всё тело. Вернее, мир и наше восприятие активно создают друг друга во взаимодействии. Если восприятие — часть одной динамичной системы со средой, то восприятие можно рассматривать еще и как культурный процесс, ведь среда бывает не только природная. Французская исследовательница Катрин Малабу в своей книге «Что нам делать с нашим мозгом?» доказывает, что мозг не машина. Он пластичен, а потому легко поддается влиянию среды. Социальная среда влияет на наш мозг, выстраивая его по своим законам. И для Малабу это имеет политические последствия.
Модели внимания
Существует три модели внимания. Ранняя селекция Д. Бродбента. Представляет собой ограничение канала передачи данных. Особенности:
- Канал передачи — ЦНС. Имеет ограниченную пропускную способность.
- Селекция происходит на ранних стадиях сенсорного анализа.
Этапы переработки:
- Физические стимулы воздействуют на органы чувств.
- С помощью сенсорной регистрации поступающие данные сохраняются в иконической памяти.
- Значимая информация отсеивается с помощью фильтра.
- Последний этап — анализ отобранных данных.
Поздняя селекция Дональда Нормана:
- Поступающие данные одновременно опознаются, обрабатываются, проходят начальный анализ.
- Важная информация отсеивается.
- Отобранные данные проходят глубокий анализ. После обработки ненужная информация
- забывается.
Модель А. М. Трейсмана:
- Между вербальным анализом сообщения, входными сенсорными сигналами расположен перцептивный фильтр. Его задача заключается в усилении различных сигналов, отсеивании ненужной информации.
- Когда данные пройдут фильтр, информация делится на отдельные потоки с разным порогом активации.
Данные обрабатываются разными способами. Выделяется два метода:
Без сосредоточения, концентрации внимания, сознательных усилий. Автоматическая обработка, которая происходит параллельно, быстро. После получения данных основными рецепторами, они быстро обрабатываются. При этом выделяются наиболее простые, заметные признаки предметов.
Фокусировка внимания. Обработка проходит последовательно
Для этого нужно сконцентрировать внимание, приложить сознательные усилия.
Где работать выпускнику
Со знаниями программирования и операционных систем выпускник может работать в IT. Когнитивисты востребованы в СМИ и рекламе, так как понимают, как правильно выстроить коммуникацию с людьми. Можно продолжать научную деятельность или работать в исследовательских центрах и заниматься изучением сознания. Специалисты в области когнитивистики также работают а развивающейся сфере нейромаркетинга – исследованиях мозга для получения информации о поведении покупателя.
Опасения остаться без работы можно отвергнуть. Это не только востребованная специальность, но и высокооплачиваемая. В декабре 2017 года Американский Forbes на основе данных рекрутингового сайта PayScale опубликовал список специальностей, с самыми быстрорастущими зарплатами, куда вошла и когнитивистика. PayScale провел сравнение средней зарплаты молодых специалистов и профессионалов. Показатель включал в себя оклад и бонусы. Когнитивистика заняла 9 место с начальным уровнем зарплаты в 54900 тысяч долларов и зарплатой в середине карьеры в размере 121900 тысяч долларов.
Энактивизм
Похожие мысли развивают энактивисты. Основные идеи этого подхода впервые сформулировали чилийский биолог, нейрофизиолог и философ Франсиско Варела и его коллеги в книге «Воплощенный разум» в 1991 году. Одна из идей гласит, что восприятие не «случается» с нами или в нас, а мы активно воспринимаем и интерпретируем мир, одновременно достраивая его.
Вернемся к проблеме восприятия и представления. Энактивисты опираются на тезис реэнакмента: представление (mental visualization — теперь, наверное, это уже нельзя назвать представлением, потому что само слово «пред-ставлять» отсылает скорее к репрезентациям) — это репетиция или воссоздание восприятия. Этот тезис строится на предположении, что восприятие тесно связано с действием. Видеть — значит исследовать окружающий мир по определенным тропам, по которым потом воспроизводится представление.
Онлайн- и офлайн-явления в языке
С чем связано такое решение, ведь на первый взгляд вроде бы ничего плохого в концептах нет? Этот вопрос очень непростой, один из возможных ответов на него лежит на поверхности и связан с тем, что так называемая концептология — это бесконечный процесс. Фактически почти любому слову можно приписать концепт, а слов в языке сотни тысяч. Сколько же нам потребуется диссертаций, чтобы описать каждый концепт? Вроде бы и неплохое упражнение, но смущает именно бесконечность, повторяемость и однотипность таких работ. Я не изучал детально этот вопрос, но, возможно, это просто более легкий путь, и поэтому многие по нему идут. Мне лично кажется более важным заниматься ключевыми, центральными темами языкознания.
Они очень важны для понимания того, как хранятся и структурируются знания в языке, но и здесь есть определенная узость.
И я как раз этой онлайновой частью интересуюсь больше всего. В моей докторской диссертации «Анализ дискурса в когнитивной перспективе» я писал о том, что это ничуть не в меньшей степени когнитивное направление, но там важнее другие аспекты — например, не долговременная память, а оперативная, то, в каком порядке мы обрабатываем некий минимальный объем информации, как делимся ею с собеседником.
На чём основываются методы когнитивистики?
Методология когнитивистики построена на использовании компьютерных моделей, позаимствованных из теории искусственного интеллекта, и экспериментальных методах, взятых их психологии, а также физиологии высшей ЦНС. Так разрабатываются точные теории работы мозга человека.
Применяет когнитивистика два классических вычислительных метода, направленных на моделирование когнитивных систем:
- Символицизм – основан на идее о том, что мышление человека аналогично мышлению компьютера, имеющего центральный процессор и обрабатывающего потоки символьных данных
- Коннекционизм – основан на идее о том, что мышление человека невозможно уподобить компьютерному процессору, т.к. это несовместимо с нейробиологическими данными о деятельности мозга; мышление можно стимулировать искусственными нейронными сетями, состоящими из «формальных» нейронов, которые одновременно обрабатывают потоки данных
В классическом подходе когнитивистики проблема взаимосвязи сознания с мозгом игнорировалась, как и проблема взаимосвязи психологической и нейробиологической наук, что было причиной одного из провалов когнитивистики в прошлом. Но в 80-х годах прошлого века учёные-нейробиологи стали гораздо ближе взаимодействовать с психологами, благодаря чему появилась новая наука – когнитивная нейробиология.
Почему когнитивное обучение важно?
Правда в том, что на протяжении большей части нашей истории мы пытались накормить следующее поколение важными уроками, которые, по нашему мнению, они должны были усвоить. Однако новым поколениям не интересно получать эти знания, им попросту скучно воспринимать информацию однообразными способами.
Когда мы начинаем понимать, как функционирует наш мозг, мы начинаем осознавать, что этой теории обучения очень не хватает. Почему? Потому что такие вещи, как интерес и вовлеченность, являются невероятно мощными инструментами, помогающими студентам собирать и хранить информацию.
Точно так же, связывая то, что люди изучают, с тем, что уже актуально для них, мы используем то, что мы понимаем из семантических сетей в нашем мозгу, чтобы вписать новые уроки в то, что они уже знают. Это означает, что информация не просто свободно плавает, а фактически привязана к тому, что мы уже знаем.
Это имеет несколько эффектов:
- Мы узнаем больше за время, которое мы тратим на задачу.
- Нам легче тратить больше времени на обучение.
- То, что мы узнаем, держится дольше.
И это имеет значение – особенно по мере того, как наше общество продвигается вперед, и мы собираем все больше знаний, тем больше мы все должны учиться как личности, чтобы функционировать
И поэтому важно, чтобы мы использовали эти современные инструменты, чтобы учиться больше, как взрослые, и учить больше наших детей