Развитие творческого потенциала методическая разработка по теме

Мечтайте

В психологии существует понятие творческого интеллекта. О нем стали говорить не так давно, но его значимость становится все более заметной. Творческий интеллект отличается от нашего разума и логики. Он в ответе за восприятие мира, других людей, своих и чужих чувств и эмоций.

Творческий интеллект питает воображение, воображение в свою очередь приводит к мечтам, надежда позволяет предположить путь от реальности к мечте. Творческое мышление позволяет воплотить это в жизнь. Так что мечтайте. Питайте свой творческий интеллект.

Для того чтобы побудить творческое мышление и воображение к активности:

  • Уединитесь, расслабьтесь (подойдет любая техника релаксации).
  • Представьте запахи вашей цели (речь может идти о чьих-то духах, характерных для страны пряностях, типографской краске, всем, что связано с вашими творческими планами). Запахи побуждают к активности память, самые далекие ее уголки. В итоге в ответ на воображаемый запах вам может в голову прийти вполне реальный план действий и набор инструментов.
  • Точно так же проанализируйте в воображении вашу идею на вкус, звук, тактильные ощущения.

Осознайте ограниченность воображения

Заведите творческий дневник. Перед каждым новым делом обращайтесь к нему. Очередность действий следующая:

  1. Представьте желаемую и намеченную творческую цель. Какие неприятные мысли и ощущения, тревоги, страхи возникают у вас вместе с этим? Влияет ли это на вашу уверенность и мешает ли действовать? Подробно распишите каждый пункт.
  2. Ответьте на следующие вопросы:
  • Это ваши мысли (страхи, опасения, переживания, мнения) или кого-то другого?
  • Не детские ли это переживания, которые давно пора оставить в прошлом? Например, часто неудачи в школе переносятся на взрослую жизнь. И хотя человек давно уже стал другим, успешным, уверенным, неудача из прошлого продолжает мешать.
  • Хотите ли вы избавиться от всего этого ради цели? Стоит ли оно того?

Ответы на эти вопросы и будут началом развития творческого мышления. Даже отвечая на них, сами того не замечая, вы уже мыслите самостоятельно и творчески, вы осознаете возможность выбора, вы сами находите разные альтернативы и сравниваете их между собой.

Определение границ

Чтобы развить творческое начало, нужно выйти за привычные границы комфорта. Определите, насколько ваше воображение и мировоззрение зажато. Вероятно, сейчас ваше воображение является упорядоченным, то есть оно ограничено и продиктовано воспитанием, социализацией, семьей, СМИ и так далее.

Чтобы осознать наглядно работу мозга по принципу устоявшихся схем, проделайте следующее:

  • поднимите правую ногу и двигайте ей по часовой стрелке;
  • поднимите правую руку и вместе с движениями ноги попробуйте рукой нарисовать в воздухе шестерку.

Тяжело? Да. Действия руки и ноги стараются быть одинаковыми. Так и ваше мышление не видит новых схем и не умеет двигаться по иным не встроенным схемам. Но если вы будете регулярно практиковаться, то все станет реальным.

Как раскрыть свой потенциал?

Мысли о предназначении, поиске себя приходят в разные периоды — в подростковом возрасте и взрослом возрасте. Выбирая дорогу жизни, часто действуем вслепую, не имея практического опыта, слушаем советы родителей, забываем об увлечениях, интересах.

После тридцати лет люди склонны пересматривать жизнь, отношение к ней, искать себя заново. Уже есть достаточный опыт, стараемся понять себя, к чему тянет, найти реализацию, если избранная работа не приносит удовольствия. С годами приходит осознание — жизнь летит, как стрела, а середина пути — время задуматься о смысле, предназначении, определить дальнейшие действия, раскрыть потенциал личности.

Понимаем, как важно жить, наслаждаться жизнью, реализовать свой потенциал, чтобы не жалеть в преклонном возрасте о потерянных годах, бесцельном времени. Что поможет найти скрытый потенциал?

Следует задать себе несколько вопросов, зафиксировать ответы

  • Что у меня получается лучше всего в жизни?
  • Что приносит радость, какая деятельность?
  • За что хвалят меня родные, друзья, какие способности?
  • Чем я могу быть полезен другим людям?
  • Как использовать имеющийся опыт?
  • Чем увлекались в детские годы, о чём мечтали?
  • Где можно применить мои способности?
  • Как улучшить свои навыки? Каким образованием стоит заняться?

Определить скрытые способности, таланты можно в беседе с родственниками, друзьями, они подскажут, что особенного есть в характере, умениях

Часто человек не замечает важное в собственной личности и поведении. Даже общительность, умение мотивировать могут быть отличными навыками для будущей реализации — тренер по мотивации, бизнес-тренер, психолог, лектор

Любовь к спорту? Тренер по фитнесу или консультант тренажёрного зала, зависит от опыта, интересов. А творческий потенциал человека позволит найти применение в сфере искусства — писать песни, стихи, книги, заниматься дизайном или создавать интересные статьи.

Для улучшения понимания вопроса дадим определение:

Потенциал человека — это способности к развитию внутренних возможностей человека

Потенциал личности также проявляется в процессе поиска смысла жизни (Виктор Франкл), в ходе развития личности (Карл Роджерс), поиском, развитием внутренних ресурсов (Маслоу).

Таким образом, личность обладает определённым запасом ресурсов — интеллектуальным, эмоциональным, творческим. Потенциал может быть реализован благодаря стремлению к самопознанию, саморазвитию. Нет неспособных людей, есть не понимающие свой потенциал, возможности развития, совершенствования личности. В каждом человеке живёт гений. Человеческий потенциал безграничен, возможности для развития ограничиваем сами.

Интеллектуальный потенциал личности, как и творческий потенциал человека, можно развивать на протяжении всей жизни. Образование не ограничивается институтом и школой, есть много возможностей для самообучения, обретения новых навыков, раскрытия внутренних способностей. Никогда не поздно освоить новую специальность, научиться петь, играть на музыкальных инструментах.

Главное — осознать собственные интересы, стремления

Нет ограничений, возможно всё, что можем представить. Необходимо лишь поставить цель, начать действовать.

Интересно, что внутренний потенциал состоит из внутренних и внешних параметров. Внутренние: психические особенности, увлечения, эмоции, интеллект, а внешние: умение действовать независимо, принимать решения, проявлять силу воли, свободу личности. Люди с высоко развитым внешним потенциалом эффективнее занимаются развитием внутренних способностей. Поэтому учимся брать ответственность за свою жизнь, только сам человек способен её изменить, найти реализацию для своего потенциала.

Развитие потенциала человека во многом зависит от личности — стремлений, смелости, решительности, настойчивости. «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда», — говорят в народе. Люди склонны с завистью смотреть на успешных этого мира, а сколько труда было вложено в развитие способностей, достижение целей, редко задумываются.

Любой всемирно известный актёр или спортсмен скажет, что успех — это потенциал (10%) + труд (90%)

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.

Образование, Изобразительное искусство

Инновационный подход в современной педагогике .
Развитие творческого потенциала личности .
Кружок «Радуга» внеурочной деятельности по художественно-творческому направлению.

Бугаева Надежда Васильевна

      Учитель изобразительного            искусства и черчения, педагог   дополнительного образования

МБОУ «Заостровская СШ»

Приморский район

 Развитие творческого потенциала личности.                       

Инновационный подход в современной педагогике направлен на то, чтобы обучаемый из ведомого превратился в ведущего — инициативного партнёра, вступающего в диалог, осознающего себя в качестве действующей силы, способный к творчеству. Наиболее актуально это для преподавания предметов искусства в школе, потому что именно искусство является средством приобщения личности к духовным ценностям. Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности.

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе художественными. К художественным видам деятельности относится изобразительное искусство и прежде всего рисование.

Попробуйте назвать любой школьный предмет или профессию, в которых не было бы пользы от умения рисовать. (Технология, биология…, архитектор, воспитатель…). Изобразительная грамота в одних случаях крайне необходима, в других — просто полезна. Но значение изобразительного искусства не сводится, конечно, к этой полезности. Пожалуй, это самая универсальная сфера человеческой деятельности. Детям необходимо говорить, что рисовать — значит думать, не надо бояться неудач, работать над рисунком, добиваясь того предела, который является вершиной мастерства, и снова работать, чтобы не потерять того, чего они достигли.

Ведь мы все знаем, что, имея способности, нужно их развивать, совершенствовать. Трудолюбивый человек, даже не очень одаренный, может достигнуть больших результатов, чем талантливый, но ленивый. Труд и любовь к своей работе — залог успеха в любом деле

 Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, воспитание культуры чувств, развитие художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитание целеустремленности, усидчивости, чувство взаимопомощи, возможность творческой самореализации личности осуществляется через  различные формы дополнительного образования в школе: ансамбль, группа, кружок, клуб, мастерская, студия… Кружок является наиболее распространенной, традиционной, базовой формой добровольного объединения детей в школе.

В нашей школе на протяжении многих лет ведется кружок «Радуга» внеурочной деятельности по художественно-творческому направлению.

Основная цель — приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

В процессе обучения, обучающиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Мозговой штурм

Возьмите за правило любую ситуацию и проблему решать методом мозгового штурма. Старайтесь не выдавать сразу автоматизированные механизмы решения, а проанализируйте. Выдвигайте и записывайте любые, даже казалось бы безумные идеи. Возможно, конечная идея будет состоять из какой-то безумной и вполне реальной. Очень часто нечто новое и творческое таится на стыке двух банальных и привычных вещей.

Для большего эффекта рекомендуется сочетать все приведенные в статье способы развития творческого потенциала

И конечно, помните, что не так важно содержание упражнений, сколько их регулярность

https://youtube.com/watch?v=NSVpMjm1pXY

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector