Формирование конвергентного и дивергентного мышления методическая разработка по теме

К чему это приводит?

Исследованием развития дивергентного мышления занимались такие эксперты, как Е. Торранс, Г. Груббер и К. Тейлор, и они пришли к следующим выводам. Данный «веерообразный» тип решения задач является не чем иным, как источником творчества и креативности. В ходе подобного мышления в человеческом мозге появляются аналитические способности, проявляется исследовательский интерес, прорабатывается нестандартный подход к разрешению тех или иных проблем. Более того, многие люди с дивергентным типом мышления могут выбирать для себя нестандартные сферы деятельности, вызывая тем самым резонанс в обществе. Тем не менее, кем бы они ни были по профессии, они могут наилучшим образом проанализировать любую ситуацию, сопоставить факты и сделать наиболее точные выводы. При этом для решения проблемы вам будут предоставлены с их стороны многочисленные варианты.

Характеристики дивергентного мышления

С середины XX века многие исследователи занимались изучением этой формы мыслительного процесса и часто независимыми друг от друга путями приходили к выводу о его своеобразии. Поэтому в настоящее время существует несколько терминов, обозначающих психологическую основу творчества. Так, Эдвард де Боно ввел понятие «латеральное» или нешаблонное мышление, а Т. Бьюзен писал о радиантном мышлении, которое почти аналогично дивергентному. Ведь радианта – точка на небесной сфере, которая кажется источником расходящихся от нее метеоров – как нельзя лучше иллюстрирует ассоциативный и разнонаправленный характер творческого мышления.

Между дивергентным мышлением и творческим ставить знак равенства нельзя, так как креативность выходит далеко за рамки разнонаправленного мышления, но без этого типа мышления невозможна творческая деятельность. Многолетние исследования Дж. Гилфорда и его коллеги Э. Торренса привели к выводу, что способности к творчеству не имеют непосредственной связи с уровнем интеллекта. Дивергентное мышление проявляется совсем в других особенностях познавательной сферы. К ним можно отнести следующие характеристики мыслительной деятельности.

  • Оригинальность. Она проявляется в потребности уйти с протоптанной дороги стандартных решений, найти что-то новое, доказать самобытные идеи и т. д.
  • Семантическая гибкость (семантика – наука о значениях объектов). Это способность увидеть новые свойства вещей и явлений, посмотреть на объект с иной точки зрения, с другого ракурса. Это особое восприятие, позволяющее человеку видеть то, что не замечают другие.
  • Адаптивная гибкость – умение не зацикливаться на каком-то одном способе решения или деятельности, а подстраиваться под требования задачи; быстрое переключение внимания, изменение приемов работы и активное освоение нового.
  • Спонтанность – легкость мышления, которая проявляется в стихийном, непреднамеренном и часто неожиданном рождении идей и замыслов; генерация оригинальных идей даже в условиях, когда этого не требуется.
  • Образный характер мышления. Умение оперировать образами необходимо, ведь именно в этой форме рождается творческая мысль; развитое воображение и фантазия.
  • Ассоциативность – легкость и спонтанность рождения ассоциаций в разных сферах и областях опыта; это обеспечивает многоплановость и разнонаправленность мышления.

Конечно, не всегда дивергентное мышление связано с творчеством. Можно напридумывать массу вариантов решения задачи, но среди них не будет ни одного нового и продуктивного. Однако именно дивергентное мышление обеспечивает возможность творческого процесса.

Методы дивергентного мышления

Хорошими иллюстрациями к данному типу мышления могут стать метод мозгового штурма и создание интеллектуальных карт. Что это такое?

Мозговой штурм – быстрая генерация идей на заданную проблематику. Все идеи, даже бредовые и фантастические, записываются. А позже из них выбираются самые эффективнее, которые можно использовать на практике. Есть несколько обязательных правил:

  • чем больше идей, тем лучше,
  • нельзя критиковать,
  • абсурдные идеи приветствуются,
  • можно комбинировать, а также дополнять идеи.

Преимущество мозговых атак заключается в том, что они создают благожелательную, творческую атмосферу, когда хочется импровизировать. Срабатывает также эффект синергии – умножение знаний из разных голов, высокая концентрация различного опыта и дисциплин.

Создание интеллектуальных карт – способ структуризации мыслей с помощью диаграммы древовидной формы. В центре диаграммы изображается центральное понятие или идея, а от нее лучами отходят взаимосвязанные мысли, идеи, понятия. Ассоциативная карта является эффективным средством управления знания. При этом она не требует привлечения других людей. Достаточно двух предметов: пишущего средства и листа бумаги.

Считается, что интеллект-карта является отличным инструментом конспектирования. Может она помочь также при подготовке материалов, для решения творческих задач. Полезна для любого обобщения и структуризации знания.

Помните американский фантастический фильм «Дивергент» (режиссер Нил Бёргер)? Человек, которого невозможно классифицировать, который выделяется независимым мышлением, становится опасен для общества. «Ты опасен, если ты другой» – с таким слоганом рекламщики выпустили фильм. События ленты нереалистичны, но здравая идея явно присутствует: люди, обладающие развитым дивергентным мышлением, неудобны для системы, ими тяжело управлять, невозможно манипулировать. Зато они обладают самостоятельностью и способностью изменять мир к лучшему. А вы?

Особенности конвергентного мышления

Конвергентное мышление базируется на логике и предполагает наличие одного решения у поставленной задачи. Именно по такому типу строится образовательная система в школе и в некоторых ВУЗах.

Так как точные науки также основываются на линейности и наличии конкретных формул, то люди, у которых хорошо развита способность к данному типу мышления, имеют отличные оценки по математике, физике, химии и в будущем часто связывают жизнь с этими науками, но есть и исключения.

Творческие люди имеют другой тип мышления, поэтому точные науки даются им с трудом. Этим объясняется то, что в будущем они обретают успех, несмотря на плохую успеваемость в школе.

Тесты на IQ и ЕГЭ также строятся по большей части, основываясь на конвергенции. Поэтому некоторые люди бросают прохождение теста на середине, потому что не умеют мыслить в рамках определенного алгоритма.

Рассмотрите особенности человеческого интеллекта, которые определяют конвергентные способности:

Способность концентрировать внимание. Скорость восприятия и оценки полученной информации

Языковые способности, словарный запас. Способность синтезировать имеющуюся информацию, выявлять существующие закономерности. Анализ полученных данных и их трансформация.

Основные виды мышления

К основным видам мыслительных процессов относят следующие:

  1. Наглядно-действенный. Суть в том, чтобы начать действовать, исходя из ситуации. Человек видит проблему, его задача – выбрать подходящий инструмент для ее решения;
  2. Наглядно-образный. Присущ артистам, начало берет у детей дошкольников, когда они воспринимают мир, как сочетание образов. Суть этого вида в том, чтобы глубже охарактеризовать некий предмет, ситуацию;
  3. Абстрактный. Его называют словесно-логическим мышлением, основывается оно на неком суждении, базируясь на существующих понятиях об объекте или явлении;
  4. Теоретический. Предмет познается применением на нем правил, законов, закономерностей. О людях с теоретическим направлением мышления нередко отзываются, как об «интеллектуальной экономии», поскольку именно благодаря им делаются новые открытия, или хотя бы приоткрываются завесы будущих открытий;
  5. Практический. В отличие от мыслительной базы теоретического направления, практическое означает действие над предметом. Хотя нередко основывается на теоретическом, которое следует доказать на примере практической операции;
  6. Аналитический. Аналитики по своей природе – планировщики. Они поэтапно решают некую задачу, основываясь на существующих фактах;
  7. Интуитивный. В отличие от предыдущего вида, интуиции чуждо планирование, нередко она поступает, как велит подсознание, получает положительные результаты;
  8. Творческий (продуктивный, репродуктивный). Вид мышления, нацеленный на получение новых знаний. При этом репродуктивное творческое течение мыслей основывается на известных фактах. Продуктивное – раскрывает творческий потенциал индивида. Это способствует ускоренному получению новых знаний для самостоятельного направления их в нужное русло.

Дивергентное мышление может предложить неожиданные идеи

Обратите внимание! Дивергенция – это в психологии составная часть творческого мышления, обеспечивающая индивиду продуктивные мыслительные процессы

Конвергентное мышление

Напрашивается вывод, что конвергентное и дивергентное мышление – это две противоположности. На самом деле, это не совсем верно, это не противоположные, а разные виды мышления. Если кто-то проходил тесты на IQ, то сталкивался первым видом. Конвергентный тип мышления отвечает за решение задач по определенному алгоритму линейным способом, то есть поэтапно.

Вспоминая школьную систему образования, основанную на конвергентных методиках, заметим, что такая система далека от идеальной и не пригодна для развития творческих способностей. Это объясняет парадокс, когда выдающиеся творческие личности (Эйнштейн, Черчилль, Эддисон) очень часто плохо учились в школе. Свойства их ума и мышления не вписывались в систему образования, где все основывалось на конвергенции.

Другое дело – дивергентное мышление, синонимом которого можно считать творческое. При таком типе решение задач происходит веерообразно и заключается не в строгом следовании правилам, а в поиске причинно-следственных связей, приводящим к новым разнообразным решениям. Дивергентное мышление – неординарное, креативное, нестандартное, подразумевающее анализ и сопоставление фактов, что приводит к новым гипотезам и умозаключениям.

Развитие дивергентного мышления

Дивергентный тип мышления можно и нужно развивать. Для этого существует несколько простых методов.

Нахождение новых решений. Необходимо приучить себя в каждой ситуации искать не одно решение, а несколько.

Поиск нестандартных решений. В процессе решения задачи нужно постараться отбросить стереотипы и взглянуть на проблему с неожиданного ракурса, придумать решение, которое не пришло бы в голову большинству людей.

Размышление над проблемой. Размышляя над поставленной задачей и не останавливаясь, даже если верное решение найдено, можно прийти к неожиданным выводам

Важно также все теоретические задумки связывать с практическим опытом. Вопросы

Поиск решения будет наиболее удачным, если выстраивать его по принципу «вопрос-ответ»

Вопросы. Поиск решения будет наиболее удачным, если выстраивать его по принципу «вопрос-ответ»

В процессе решения задачи необходимо задавать вопросы, относительно разных аспектов исследуемого объекта и искать конкретные ответы на них.

Решение задач методом мозгового штурма. Для коллективного поиска решения эффективнее всего использовать , позволяющий активировать творческое мышление.

Ведение дневника. Творческим людям можно завести дневник и записывать туда идеи, спонтанно возникающие в голове в течение дня

Идеи имеют особенность ускользать и забываться, поэтому важно вовремя улавливать и записывать их. Позднее можно будет сесть и обдумать наиболее интересные

Спонтанное письмо. Для поиска решения можно использовать простой способ – спонтанное письмо. Нужно сесть, взять лист бумаги и ручку. Сосредоточившись на проблеме, необходимо в течение некоторого времени свободно записывать все мысли, приходящие в голову. Позднее можно будет перечитать и систематизировать написанное.

Оба типа мышления – конвергентное и дивергентное – имеют большое значение для полноценной жизни. Поэтому человек, желающий добиться успеха и реализовать свой творческий потенциал, должен стремиться в равной степени развить оба этих направления.

С огромным разочарованием психологи единодушно отмечают, что задания, которые современное традиционное образование предлагает школьникам, в 70% случаев требуют лишь почти механического воспроизведения заученного материала. При этом психологи вовсе не подвергают сомнению безусловную полезность освоения знаний, проверенных временем и накопленных опытом всего человечества.

Разочарование вызвано тем, что таким образом у школьников развивается лишь один тип мышления, в то время, когда для принятия самостоятельного решения их требуется два. О каких вариантах мышления здесь идет речь?

Примерно сорок лет назад психолог Дж.Гилфорд предложил различать конвергентное и дивергентное мышление. Конвергентым он назвал мышление, с помощью которого человек на поставленный вопрос должен найти единственно правильный ответ.

Такое мышление требуется, например, если спрашивают:

  • Который час?
  • Сколько в году дней, недель и месяцев?
  • Какая столица у того или иного государства?
  • Что написано в должностной инструкции?
  • Как управлять автомобилем?
  • Каков ваш возраст?
  • Как называется ваше место работы?

Конвергентное мышление оперирует:

  • историческими датами;
  • математическими формулами;
  • кулинарными рецептами;
  • инструкциями по технике безопасности;

и помогает нам сориентироваться в однородной, повторяющейся и предсказуемой жизненной и профессиональной ситуации.

Конвергентное мышление развивается благодаря умению досконально исследовать открывающиеся перед нами факты . Для того чтобы задействовать свое конвергентное мышление, достаточно научиться последовательно задавать вопросы типа:

  • Когда?
  • Почему?

Например, для развития конвергентного мышления у детей, им предлагают ответить на эти вопросы после прочитанной книжки или просмотренного фильма. Легко увидеть, что конвергентное мышление направлено на воспроизведение полученных знаний, и оно тем успешнее, тем точнее эти знания усвоены.

Дивергентное мышление позволяет на один вопрос подобрать несколько относительно одинаково правильных ответов . Сегодняшняя многообразная и весьма турбулентная среда требует от человека готовности все чаще обращаться к дивергентному мышлению.

Вот лишь самый скромный список ситуаций, где принятие решений с опорой на конвергентное мышление заведомо не эффективно:

  • поиск пути снижения затрат,
  • выбор места и способа отдыха,
  • планирование карьеры,
  • воспитание ребенка,
  • отношения с начальством,
  • написание статьи,
  • формулировка проблемы,
  • характеристика личности,
  • использование многофункциональных предметов.

Только дивергентное мышление здесь может выступать надежным помощником.

Приемы, развивающие дивергентный ум

Итак, ясно, что особенности развития дивергентного мышления не позволяют надеяться, что оно будет развиваться одновременно с усвоением знаний.

К таким особенностям следует отнести:

  • умение оперировать приобретенными знаниями в ситуации неопределенности,
  • навыки генерирования разных подходов к поставленной задаче,
  • понимание, что одну и ту же задачу можно решать разными способами,
  • умение отличать задачи с единственно правильным решением и задачи, допускающие выбор оптимального решения из нескольких одинаково правильных.

Развитие дивергентного мышления у взрослых и детей в принципе предполагает одинаковые техники и приемы. Например, и взрослым и детям будут полезны следующие упражнения.

«В чужой обуви». Решая задачу, попробуйте посмотреть на нее глазами других людей и представить, как эти другие решали бы ее

Важно не просто побыть в другой роли, но понять разницу между вашим взглядом и взглядом того, чью роль вы сейчас исполняете. Пусть это будут самые разные личности и персоны – герои ваших любимых книг и фильмов, ваши родственники и приятели, сослуживцы и соперники. Разговаривая с теми, кто от вас сильно отличается, старайтесь отследить логику его рассуждений, понять, почему именно он так думает

Словом, учитесь смотреть на ситуацию с разных точек зрения и думать, как другой человек

Разговаривая с теми, кто от вас сильно отличается, старайтесь отследить логику его рассуждений, понять, почему именно он так думает. Словом, учитесь смотреть на ситуацию с разных точек зрения и думать, как другой человек.

«Профессиональный фотограф». Если вы понаблюдаете за тем, как делают фотоснимки турист и профессиональный фотограф, то вам непременно бросится в глаза их различные отношения к первому кадру. Турист выберет кажущийся ему интересным ракурс, щелкнет затвором фотоаппарата и переключится на поиск нового сюжета. Профессиональный фотограф, даже найдя удачный ракурс, не удовлетворится первой фотографией. Он обязательно изменит что-то в постановке кадра и повторит его, затем снова что-то изменит и снова повторит. И так до тех пор, пока не будет полностью удовлетворен достигнутым результатом.

Попробуйте и вы себя в роли в роли профессионального фотографа. Отправьтесь на фотосессию и каждый кадр делайте лишь после того, как несколько раз поменяете ракурс. Попробуйте угадать, какой кадр снял бы турист, оказавшийся на этом месте, и – откажитесь от этих ракурсов. Ищите что-то неожиданное, принципиально отличающееся от «туристического» взгляда.

Используйте прием «профессиональный фотограф» и тогда, когда решаете какую-либо задачу. Не позволяйте себе останавливаться на первом ответе, который придет вам в голову. Продолжайте «искать лучший кадр», скажите себе: «Скорее всего, это не самое лучшее решение. Пожалуй, стоит продолжить поиски».

«Организация информации».Поскольку развитие дивергентного мышления опирается на привлечение самой разнообразной информации, имеет смысл эти информационные потоки определенным образом упорядочивать.

Вам очень хорошо помогут оперативно отыскать нужные сведения такие приемы, как:

  • кластеризация,
  • типология,
  • классификация,
  • построение матриц,
  • разработка когнитивных схем,
  • создание различных таблиц.

Например, если взглянуть на инструменты, которые используются при разработке стратегии развития организации или маркетинговой стратегии, то вы будете удивлены их разнообразием:

  • Рыба Ишикавы,
  • Дерево целей,
  • Дерево задач,
  • Подход «5 П – 5 «Почему»,
  • Матрица БКГ,
  • «Пять сил Портера»,
  • Таблица расчета рисков,
  • Декомпозиция целей

и еще множество других.

Как развить склонность к дивергентному мышлению

Хотя менеджерам проектов следует поощрять в команде склонность к дивергентному мышлению, нельзя забывать и о таких важнейших вещах, как сроки и эффективность. Как же сохранить баланс?

Как встроить дивергентное мышление в процесс планирования проектов? Предлагаем несколько рекомендаций, которые помогут вам быть достаточно гибкими, чтобы адаптироваться к изменяющимся целям и требованиям, и при этом не сбиться с пути.

1. Выделяйте достаточно времени, чтобы применить оба подхода

И конвергентное, и дивергентное мышление очень важны для творческого решения проблем и планирования проекта, а это значит, что вам нужно выделить время и на то, и на другое.

«Но мы именно так и поступаем! — можете воскликнуть вы. — Мы столько мозговых штурмов провели, что вам и не снилось!»

Но задумайтесь вот о чем: позволялось ли участникам этих мозговых штурмов действовать как дивергенты — выдвигать абсолютно любые идеи и знать, что их рассмотрят и оценят позже? 

Стремление использовать и дивергентное, и конвергентное мышление одновременно совершенно непродуктивен. «Объединять эти два типа мышления — все равно что давить одновременно и на тормоз, и на газ. Так вы никуда не уедете», — заключает Мэннинг.

Хотя оба типа мышления необходимы для достижения успеха, их следует разделять. Для начала расскажите об этих двух типах членам проектной группы

Что значит думать как дивергент? Что такое конвергентное мышление? Почему это так важно, и как научиться использовать оба подхода?

Когда вы проводите мозговой штурм, подчеркните, что на этот раз участники должны прибегнуть к дивергентному мышлению. Какой бы недостижимой или безумной ни казалась та или иная идея, все они будут рассмотрены позже. Напомните участникам команды, что они не должны критиковать чужие предложения.

Тем самым вы дадите людям возможность проявить себя в качестве дивергентов, а потом уже перейдете к планированию. По словам 38% сотрудников, они перестали проявлять инициативу только лишь потому, что руководители сразу отметали их идеи. А это значит, что дивергентное мышление не только улучшает результаты проектов, но и поднимает уровень мотивации.

2. Внедрите решение для управления совместной работой

Решение для управления работой?! А разве это не еще один инструмент для составления планов и выполнения налаженных рабочих процессов?

Верно. Платформа для управления проектами и совместной работы (такая как Wrike) — это отличная возможность постоянно получать актуальную информацию о планировании и выполнении проекта. Но лучшие из таких платформ дают вам свободу действий, необходимую для поддержки дивергентного мышления.

Упоминания и комментарии в реальном времени упрощают совместное воплощение в жизнь амбициозных идей и позволяют обойтись без многочисленных совещаний и пересылки информации по электронной почте. Гибкая структура папок и настраиваемые поля помогают менеджерам проектов быстро вводить новые шаблоны проектов и настраивать рабочие процессы.

Проще говоря, хорошая платформа для управления проектами и совместной работы не только упрощает выполнение повторяющихся рабочих заданий, но и дает достаточно гибкости для использования дивергентного мышления и адаптации к изменяющимся целям и требованиям.

3. Избавьте себя и других от рутины

У кого найдется время на генерацию нестандартных идей, когда приходится постоянно обновлять статусы, назначать задачи и составлять планы проектов? Менеджеры проектов потому и переходят сразу к конвергентному мышлению, и решают задачи путем наименьшего сопротивления, потому что вынуждены экономить каждую минуту.

Однако есть новые технологии, позволяющие избавить менеджеров проектов и других сотрудников от трудоемкой рутинной работы. Например, автоматизация рабочего процесса избавляет от необходимости вручную назначать задачи исполнителям, создавать шаблоны проектов или рассылать уведомления об обновлении статуса.

Такие решения, как Zapier и Azuqua упрощают установление связи между программными системами и позволяют беспрепятственно передавать информацию между различными платформами — без копирования и вставки! Многие ведущие платформы также предлагают встроенные возможности интеграции.

Сведение к минимуму объемов повторяющейся работы позволяет командам уделять больше времени дивергентному мышлению, которое раньше задвигалось на задний план. Переложите часть рутинных обязанностей на машины, а сами занимайтесь тем, на что способен только человек!

Понятие «дивергенция» в науке

Значение слова «дивергент» происходит от латинского слова « divergere» — обнаруживать расхождение. Понятие ввел в обиход Чарльз Дарвин. Кто это — «дивергент» — с точки зрения науки?

В биологии термин означает расхождение некоторых признаков у родственных видов организмов в процессе их эволюции, или распад экологического сообщества на несколько совершенно самостоятельных структур.

По мнению ученых-биологов, «дивергентность» – это черта эволюционирования, черта развития. В животном мире это различия в развитии отдельных видов животных в результате изменения условий. Как правило, в биологии дивергентность проявляется во внешних признаках живых организмов, например, мамонты и современные слоны (последние — это дивергенты в обществе мамонтов).

Термин из биологии стал активно использоваться в социологии, психологии, политике. Любые дивергентные отношения в обществе обеспечивают развитие существующих общественных систем (организмов, партийных единиц, социальных групп).

Практикуйте дивергентное мышление

Дивергентное мышление развивает, в том числе, и регулярная практика обращения к нему

Для эффективной умственной работы важно понимание и принятие психологического факта, что идея и суждение имеют разную природу. Идея изначально зарождается как слабое и хрупкое предположение, которое в самом начале ее появления легко уничтожить «на корню» с помощью категоричного суждения

Вот почему важно развести во времени генерирование идей (работу нашего дивергентного мышления) и суждение относительно их жизнеспособности (работу конвергентного мышления). Именно этим соображением руководствовался американский инженер Алан Осборн, когда предложил использовать для решения неординарных задач свою знаменитую технику «мозгового штурма»

Представьте, что вы одновременно открываете кран с горячей водой и кран с теплой водой. Вы знаете, что в этом случае вы получите теплую воду, а вовсе не одновременно текущие из крана две струи – горячую и холодную. Точно также взамен двух потоков горячих идей и холодной трезвой критики вы получаете поток еле теплых идеи и чуть прохладной критики.

На этапе генерирования идей, постарайтесь не переходить к их оценке до тех пор, пока не признаете, что в процессе поиска вы исчерпали все свои умственные возможности. Вероятность появления нужного решения увеличивается с количество предложенных решений. Другими словами, чем больше удастся придумать решений, тем лучше. Наш мозг страшно ленив по своей природе, поэтому он радостно ухватывает первую же альтернативу как наилучшую. Не позволяйте своему мозгу так вас обманывать.

Поиск и генерирование решений только с виду кажутся творческой работой и интересным занятием. На самом же деле, это тяжелый труд, где подходящий вариант появляется лишь после того, как предложено не менее двух десятков идей. Специалисты по мозговому штурму еще более категоричны, они считают, что первые десять идей, как правило, не несут в себе никакого полезного потенциала.

В реальной жизни, конвергентное и дивергентное мышление, как правило, связаны друг с другом неразрывно
.

Так, для принятия решения вам понадобится сделать три основных шага:

  • Шаг 1
    – вооружиться знаниями, необходимыми для решения задачи;
  • Шаг 2
    – генерировать несколько решений, затем сравнить их и выбрать оптимальное для данной ситуации;
  • Шаг 3
    – подобрать правильные способы реализации выбранного решения.

Легко увидеть, что первый шаг предполагает в основном работу памяти, направленной на воспроизведение нужных знаний, второй – задействует дивергентное мышление, а третий – опирается на процесс конвергентного мышления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector