Формирование личности ребенка

Воспитание личностных качеств в подростке

Не секрет, что все люди на собственном опыте знают, что самый сложный и трудный возраст — это подростковый. К этому периоду у него уже имеются все задатки личности и сформирована индивидуальность. Но, сказать, что процесс завершен еще нельзя, так как у подростков активно развивается и создается его духовно-нравственное сознание. Конечно, о нормах морали и этики, принятых в обществе, он уже знает к этому возрасту, но принятие этих норм происходит как раз в пубертатный период.

Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности подростка довольно значима, стоит неустанно и ненавязчиво говорить с детьми на эту тему. Семейные беседы, если они доверительные и без принуждения, способны оказывать сильное влияние на внутренние установки ребенка

На этом этапе жизни важно не потерять связь и доверие своего чада. Подростки невольно ищут свое место среди других ровесников

Далеко не всегда они попадают в компании с высокими нравственными понятиями, и там может произойти неправильное представление о нормах морали и духовности, ведущее к девиантному поведению. Иными словами, главный влияющий фактор на развитие личности подростка — это одобрение и принятие его сверстниками, а родителям не стоит открыто и негативно критиковать это стремление и тем более его друзей. Стоит понимать эту зависимость, избежать влияния со стороны не получится, поэтому нужно принимать ее в качестве фактора, который будет оказывать свое воздействие на личностные проявления ребенка.

Важно суметь выстроить новые доверительные отношения со своим ребенком. Новые не потому, что связь нарушена, а потому что взаимодействие и общение переходят на другой уровень

Для личности подростка важно, чтобы его слышали, с ним считались и советовались. У него есть четкое убеждение, что он достаточно взрослый и может принимать самостоятельно решения. Нужно суметь дать ему это чувство, показать, что семья и ребенок неразделимы, но в то же время он уже на многое имеет право.

Общего совета, как воспитывать подростка, быть не может, так как к каждому человеку нужен свой подход и методы воздействия. Но возрастные закономерности у всех практически одинаковы, и в этот период может показаться, что влияние семьи на развитие личности немного теряет свои позиции. На самом деле, стоит менять методы воспитания и относиться к своему чаду с уважением и пониманием.

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания

Рассматривая, какова роль семьи и родителей в формировании личности, нужно признать, что приобретаемое в семье сохраняется далее на протяжении жизни

Институт воспитания в данном случае имеет несравнимую ни с чем важность. Основы личности закладываются в дошкольном возрасте, а к началу обучения она формируется более, чем наполовину

Какие семейные традиции оказывают влияние на духовное и нравственное развитие?

  • Успех семейного воспитания зависит от степени подготовки к процессу обоих родителей.
  • Участие в жизни ребенка, причастность к его интересам и общению со сверстниками — важная сторона, помощь в адаптации к окружающему миру. А также ориентации в плане приобщения к деятельности.
  • Пример семейных отношений должен содействовать изучению реальности в позитивном свете.
  • Традиционные цели и задачи семьи — это эмоциональная поддержка, удовлетворение потребности в самореализации. А также подготовка к общественной жизни, ответственности.
  • Психологический климат, в результате которого духовные переживания объединяются, весьма благоприятен. Он формирует успешный настрой на нравственные ценности: сплоченность, защищенность, эмоциональная удовлетворенность, ответственность.

Воспитать не значит вырастить

Чтобы жизнь чада не пошла по самому неудачному сценарию, родителям мало вырастить ребенка здоровым, красивым, обеспеченным. Главная наша задача – воспитать детей духовно, нравственно. Что это значит? Привить им духовные, культурно-нравственные, эстетические ценности. Научить их ориентироваться в таких понятиях, как:

  • долг;
  • ответственность;
  • честь;
  • гуманность;
  • благородство;
  • добро или зло;
  • хорошо или плохо;
  • умение дружить и любить;
  • вежливость;
  • воспитанность;
  • тактичность и т. д.

Объясняются все эти понятия не только и не столько в беседах, сколько практически: в обсуждении проблем, совместном анализе ситуаций и, конечно же – на личном примере окружающих старших. Их нормы поведения, их поступки, их суждения – вот фундамент, на котором строится нравственно-духовное развитие маленькой личности.

При этом важно не предоставлять ребенку готовую действующую схему, а дать возможность самому ее для себя выстроить, научиться на собственных ошибках (без этого невозможен личный опыт). То есть родители должны содействовать духовно-нравственному развитию маленького человека, направлять его, поддерживать, а не заставлять бездумно следовать призрачным для них идеалам

Функции семьи и их характеристика

Теперь встаёт вопрос: а для чего вообще человечеству нужны семейные союзы?

Не зря семейный союз именуется «ячейкой общества». Это означает, что он является как бы миниатюрной моделью «большого» общества, поэтому и функционал у него разнообразный.

Самые элементарные функции достались нам от животных предков. Это детородная и воспитательная функции. С деторождением всё понятно: семейный союз изначально создавался для организации размножения. Воспитание – более сложная функция, примитивные формы которой имеются лишь у млекопитающих, а также птиц и эволюционно близких к ним крокодилов. Воспитание предполагает подготовку потомства к взрослой жизни: это, в частности, защита, теоретическое и практическое обучение, приобщение к труду и социальным взаимодействиям.

Ещё одна функция семейного сообщества – реализация сексуальной потребности. Этот взгляд на брачный союз появился в древних цивилизациях, когда люди столкнулись с необходимостью контролировать половые контакты.

Следующая функция семьи – хозяйственно-бытовая. Члены семейного сообщества ведут общее хозяйство и совместно удовлетворяют материальные потребности друг друга. Семейный труд становится более эффективным и продуктивным, нежели одиночный.

Среди других функций семьи выделяются духовная (совместное духовное обогащение и проведение досуга), рекреационная (совместное восстановление физических и психических сил), социальная (социализация, социальный контроль, приобщение к культуре и морально-нравственным нормам), эмоциональная (удовлетворение потребностей в понимании, признании, защите и др.).

Понятно, что семейное сообщество у людей имеет значительно более глубокое значение, чем у животных. Малые группы у млекопитающих эволюционировали вместе с самими видами. У различных животных наблюдаются даже зачатки «высших функций» семейного союза, свойственных, казалось бы, только человеку. Так, у птиц самка и самец после «вступления в брак» строят совместное гнездо. У многих животных развита совместная «хозяйственная деятельность», в том числе с разделением труда: самец охотится, а самка охраняет детёнышей.

Виды и типы семей

Выделяют множество видов семейных организаций.

При этом типы семьи могут определяться по различным параметрам:

  • По количеству партнёров – полигамные и моногамные. Моногамия (один муж и одна жена) – наиболее распространённый тип; относительно полигамии в большинстве культур устанавливаются ограничения – например, в исламе религиозный закон разрешает иметь максимум четыре жены одновременно. В большинстве исламских обществ, однако, на практике встречается по преимуществу моногамия: как утверждают сами верующие, это делается чисто из экономических соображений, ведь каждую жену необходимо обеспечивать всем необходимым (включая предметы роскоши).
  • По количеству детей – бездетные, однодетные, малодетные, средне- и многодетные семейные союзы.
  • По составу: простые (нуклеарные) семьи состоят только из мужа и жены и их детей; сложные включают дополнительных членов (бабушек, дедушек, дядь, племянников и др.). Полные – когда имеются оба родителя и дети, неполные – когда имеется только один родитель с детьми или супружеская пара без детей.
  • В зависимости от отношений между родителями и детьми: дети могут появиться после вступления в брак; у одного из родителей или у обоих уже были дети перед вступлением в брак; в семейной группе дети могут быть усыновлены.
  • По способу выбора брачного партнёра: эндогамные семейные сообщества (когда брак заключается между членами одной группы – клана, племени, жителями одной деревни) и экзогамные (браки могут заключаться только между представителями разных групп).

Существуют также типы семей по месту проживания (матрилокальная – если оба супруга живут в доме родителей жены, патрилокальная – если живут с родителями мужа, неолокальная – если пара отправляется жить в отдельное жильё); по наследованию фамилии (в качестве семейной фамилии может выступать или фамилия мужа, или фамилия жены) – и по некоторым другим критериям.

Имеются и более экзотические виды семейных отношений. К примеру, в странах бывшего СССР распространилось выражение «шведская семья», которое означает полиаморную семейную группу, состоящую из нескольких партнёров (больше двух). Этот неоднозначный термин был придуман в СССР под влиянием мифа о якобы раскрепощённых нравах шведов. В действительности большинство шведов выбирают традиционные семейные отношения, хотя в последние десятилетия отношение шведского государства и даже церкви к нетрадиционным бракам является одним из самых либеральных в мире. Есть данные о том, что подобный миф развивался и в западных странах, в первую очередь в США. В США возникло похожее выражение «шведский грех». Поводами к тому послужили шведские фильмы самой середины ХХ века – излишне откровенные по тем временам, а также становление «шведского социализма» и отказ Швеции вступать в НАТО, что привело в ярость американские правящие круги.

Отдельного внимания заслуживают однополые семейные союзы. В последнее время во многих странах отношение к однополым бракам стало более либеральным, и кое-где им даже дают полноценный семейный статус, как в той же Швеции. В этой же стране однополые браки освящает Шведская Церковь, имеющая лютеранскую идеологию и возглавляемая королём.

Особо острая дискуссия развернулась в мире по поводу права однополых партнёров заводить (усыновлять) детей. Идеологи консервативного типа пытаются убедить общественность в том, что в таких семьях дети получают психологическую травму. Учёные, однако, развенчивают этот миф, показывая, что в таких семьях дети ничем не отличаются от тех, которые имеют разнополых родителей. Особенно это касается детей-сирот, которые на улице или в детских домах действительно с большой долей вероятности получат психологическую травму (вкупе с физическими) и вырастут неполноценными членами общества; обретя же родителей, пусть даже однополых, они могут избавиться от упомянутых проблем. Всё-таки два папы или две мамы – это лучше, чем вообще ни одного и ни одной.

Как вести себя родителям?

Родители либо гордятся своими детьми, либо досадуют и вопрошают себя, что же они сделали не так, и почему их ребенок вырос не той личностью, которую бы они хотели видеть. Родители, как заботливые садовники, должны растить свое чадо, зная меру во всем — не дарить ему чрезмерно много любви, чтобы он, как залитое водой растение, не начал погибать от невозможности приспособиться к этой жизни, и не быть слишком холодными, ведь ребенок должен чувствовать вашу поддержку, и это придаст ему жизненных сил.

Родители еще до рождения малыша должны определить свою тактику поведения и воспитания ребенка, стараясь придерживаться этого в дальнейшем. Определите, какие личностные качества для вас важны или вы хотели бы видеть в своем ребенке, и начните их воспитывать в малыше уже с первых лет его жизни.

Любите своего ребенка

Не нужно чрезмерных ласк, опасений, тревог, ведь так вы и в ребенка вселите тревогу, осторожность, недоверчивость, боязнь всего окружающего. Вы должны просто показывать и доказывать ребенку свою любовь

С первых дней жизни эта любовь необходима малышу, поскольку она обеспечивает ему чувство безопасности, удовлетворения физических потребностей. Но чем старше становится малыш, тем больше родительская любовь переходит у него в разряд поддержки, уравновешивания эмоционального и психологического состояния.

Дети, которые чувствуют любовь родителей, более успешны, спокойны, вырастают более состоявшимися личностями в отличие от тех, у кого в семье царит вражда, ненависть и презрение. Любовь родителей проявляется не во вседозволенности и не в многочисленных подарках — так вы лишь избалуете свое чадо, и он вырастет капризным и далеким от самостоятельности человеком. Главное для родителей — участвовать в жизни ребенка, интересоваться не только успехами, но и поражениями, рассказывать малышу, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Развитие ребенка в семье можно назвать успешным, если малыш будет чувствовать вашу неподдельную заинтересованность, готовность помочь — вот тогда он действительно даже в переходном подростковом возрасте будет ощущать, что самыми родными людьми остаются его родители.

Создавайте нормальную семейную атмосферу

У родителей должно появиться желание вырастить из своего ребенка полноценную личность, им необходимо чувствовать свою ответственность за его жизнь. Вам нужно на своем примере показывать ребенку, что есть правильно, а что нет, и первую очередь вы должны воспитывать себя, ведь ребенок — ваше отражение. Старайтесь уважительно и бережно относиться друг к другу, муж должен помогать жене, а жена быть ему за это благодарна. В доме все должно быть совместно — домашняя уборка, спорт, походы на пляж, поездки за границу, помощь бабушкам и дедушкам. Доброжелательность, сплоченность, задушевность, семейные традиции и праздники — вот тот золотой ключик, который ребенок захочет перенести и в свою семью.

Учите общаться

Именно родители учат ребенка нравственности: уступать место старшим, уважать старших, делиться с другими людьми, не жадничать, уметь слушать, быть добрым и отзывчивым, уметь общаться с людьми. По мере умственного развития ребенка, происходит и развитие связной речи в семье, и сопоставление его действий со сказанным

Словарный запас ребенка состоит из тех слов, которые он слышит дома, именно поэтому так важно следить за своей речью, за правильностью произношений, за тем, чтобы не было слов-паразитов или, того хуже, бранных слов. Учите ребенка составлять из слов предложения, и прежде чем что-то сказать, соединить слова в уме, а потом уже связно говорить, чтобы все могли тебя понять

Правильная речь-это показатель умственного, эстетического и нравственного воспитания, поэтому для её развития с ребенком постоянно нужно разговаривать обо всем — о природе, о погоде, о мире, давая ему узнать новые слова, поясняя их значение, отвечая на все вопросы малыша.

Не давайте оценку

Не стоит вслух давать оценку своему чаду, например «ты убрал игрушки — ты хороший мальчик» или «ты разбила чашку — ты плохая девочка». Ребенку нужно объяснять, что-то или иное действие хорошее или плохое, но никак не он сам, потому что это отложится в его подсознании, и вы тем самым закладываете по кирпичику самооценку ребенка, а на её формирование в первую очередь влияют слова родителей.

Идеальных родителей не бывает, но нужно стремиться хотя бы к тому, чтобы ребенок хотел подражать вам, видя в вас хороший пример.

Gnomik.ru

3 заключительных совета, как бороться с родительскими установками

Перестать жить прошлыми обидами и взять на себя ответственность за счастливую жизнь.

Вдумайтесь, ведь еще 10 лет назад многие и не думали о том, какое влияние оказывают родители на ребенка. Детей просто воспитывали по принятым в обществе и семье канонам. Теория привязанности и постулаты гармоничного развития активно распространяются сегодня, но такого не было во времена вашего детства. Родители неидеальны, они тоже люди со своими комплексами и заблуждениями.

Чтобы начать жить по-новому, нужно отпустить старые обиды, принять всё, что было, и двигаться дальше. Тот, кто жалеет себя и ненавидит других, никогда не достигает счастья. Происходит это потому, что ответственность такой человек не берет на себя, а перекладывает на других

Важно понять, что именно вы управляете своей жизнь, а не ваши родители.

Читайте нашу статью «Сильные стороны человека: на что опираться в бизнесе».

Осознайте, что у ваших родителей и у вас разные судьбы.

Ситуация, когда дети повторяют судьбу матери или отца, не редкость. Однако не нужно усматривать в этом непреложное правило

Если для ребенка нежелательно идти по сценарию своих родителей, то он может осознанно избежать тех проблем, с которыми столкнулось предыдущее поколение.

Влияние отношений родителей на ребенка порой велико настолько, что дети пытаются повторить сценарий даже неудачного брака. Если у матери был муж-лентяй и бабник, который постоянно унижал жену, то дочь неосознанно выбирает себе именно такого мужчину. Такую женщину всё время преследует мысль, что она не достойна лучшего. Она не пытается это опровергнуть, а лишь ищет подтверждения. Найденный по негативной ассоциации мужчина продолжает традицию унижения жены, чем только укрепляет женщину во мнении, что она «не достойна большего».

Те модели поведения родителей, которые ребенок впитывает в детские годы, могут стать его основным сценарием жизни. Как же сойти с проторенной дорожки родительского опыта? Важно четко разделить судьбу матери и отца и вашу собственную. Это помогает понять, что в своей жизни вы сможете устроить всё так, как захотите. Когда вы четко увидите ту траекторию, на которую не хотели бы съехать, вам будет легче анализировать свои мысли и поступки.

Тот ли это человек, с кем я действительно хочу быть? Та ли эта работа, которую я себе выбрала? Если заметите, что «съезжаете» на родительский сценарий, остановитесь и снова оцените ситуацию, чтобы выбрать то, что хотите именно вы. Повторение детьми судьбы родителей – это предрассудок, который имеет под собой психологическое обоснование. Внимательно относитесь к своей жизни.

Вы достойны! 

Чувствовать себя достойным – это важная составляющая счастливой жизни. Зачастую жертвы родительской установки «У тебя ничего не получится» стараются всячески ей соответствовать. Они не пытаются чего-то добиться своими силами. Всем своим существом они доказывают правоту родителей.

Однако существует и другой сценарий, при котором выросший в подобной атмосфере ребенок, наоборот добивается исключительных карьерных высот и достигает того, что родители и представить не могли. Но поскольку всё это человек делает «вопреки», то и удовлетворения от своих успехов он не чувствует. Основная мотивация – это получение одобрения от матери или отца, но и при больших достижениях похвалы не всегда удается добиться.

Как выйти из этого замкнутого круга? Влияние авторитета родителей на воспитание ребенка бывает настолько велико, что потребуется вдумчивый анализ мотивации ваших поступков. Анализируйте, зачем вы совершаете те или иные действия. Хотите ли вы порадовать родителя, или это только ваше желание? Примите как данность, что не привыкшие хвалить вас мать или отец не начнут это делать после ваших успехов. Важно разрешить себе самому испытывать радость. Гордитесь собой без привязки ко мнению родителей.

Детство взрослых людей осталось позади. Его уже не изменить и не вернуть
Поэтому важно уделять внимание настоящему и будущему. Постарайтесь стать гармоничной личностью для себя и своих собственных детей.

Задачи семьи

В семье ребенок получает первый опыт общения и видит пример взаимоотношений родителей, бабушек, дедушек, понимает их права и обязанности друг перед другом, учится основам нравственности и духовности, воспитывает свои жизненные принципы. Семья может как формировать положительные черты и качества человека, так и быть источником его будущих проблем в общении, самореализации, самооценке. Чтобы этого не произошло, семья должна со всей ответственностью подходить к воспитанию будущей личности.

Основные задачи семьи:

  • создавать максимально благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка (включая питание, лечение, одежду, все необходимое для учебы в школе и занятий в секциях и кружках);
  • обеспечивать защиту ребенка в психологическом и социально-экономическом плане: поддерживать, учить искать выход из сложных ситуаций, знакомить с опасностями внешнего мира и учить им противостоять;
  • давать опыт создания семьи, сохранения и преумножения семейных ценностей, воспитания детей, уважительного отношения к старшим;
  • прививать необходимые навыки и умения (в том числе и трудолюбие), развивать умственный и творческий потенциал, учить самообслуживанию и помощи близким людям;
  • воспитывать чувство собственного достоинства;
  • закладывать основы для успешной реализации личности;
  • готовить к жизни в социуме.

При этом особенно важно строить отношения с детьми на основе взаимопонимания, доверия и сотрудничества, всегда проявлять родительскую любовь, ласку и заботу, быть внимательными и сопереживающими

Однако это вовсе не значит, что нужно всецело посвящать себя воспитанию, отказавшись от самореализации в жизни, карьерного роста и работы как таковой

Как показывает практика, самые гармоничные отношения складываются между детьми и родителями в семьях, где родители работают, но при этом уделяют должное внимание ребенку. Такие дети учатся лучше, растут более самостоятельными

Почему?

Дети испытывают гордость за успехи родителей, начинают больше ценить время, проведенное с ними.
Они избавлены от чрезмерной опеки взрослых.
У ребенка появляется понимание того, что человек не может принадлежать кому-то одному, у него есть обязательства перед семьей, обществом, он несет ответственность за свои поступки.
На примере родителей дети, начиная с дошкольного возраста, видят, как важно иметь в жизни цели, увлечения.

Что такое семья: определение

Семья — это группа людей, основанная на кровном родстве или заключении брака. Это маленькая группа члены которой связаны общностью быта (установившегося порядка повседневной жизни), взаимной помощью, получением сексуальных удовольствий (для мужа и жены), рождением и воспитанием детей.

Это включает в себя: взаимную поддержку членов семьи; наличие материальной и моральной общности: никаких «я» в семье не существует, есть «мы».

Определение семьи даётся также в семейном праве: семья — это группа лиц, связанная имущественными и неимущественными обязанностями и правами, вытекающими из родства, брака или усыновления. «Полная семья» в юридическом смысле состоит из отца, матери и ребёнка (или детей). «Неполная семья» — из отца с ребёнком (или детьми) или матери с ребёнком (или детьми).

Вот главные признаки семьи:

  1. совместное проживание;
  2. наличие общих детей (в большинстве случаев);
  3. взаимная поддержка членов семьи;
  4. наличие материальной и моральной общности;
  5. Психическая, духовная и эмоциональная близость её членов.
  6. Закрытость, межличностная интимность.
  7. Длительность отношений, ответственность друг за друга, обязанность друг перед другом.

Основные функции семьи:

  1. Рождение потомства, воспитание детей, самореализация родительских чувств.
  2. Удовлетворение сексуальных потребностей, получение сексуального удовольствия.
  3. Экономические выгоды для членов семьи; удовлетворение материальных потребностей членов семьи, рост благосостояния и семьи,  и отдельных ее членов.
  4. Восстановление физических и интеллектуальных сил. Это как будто аквариум, где можно плавать в теплой расслабляющей атмосфере.
  5. Удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, признании, поддержке, эмоциональной защите, любви и восхищении.
  6. Совместные проведение досуга и духовное обогащение друг друга.

Роль старшего ребенка в семье

Зигмунд Фрейд считал, что позиция старшего среди братьев и сестер оказывает прямое влияние на формирование его личности. Ведь все мы знаем, насколько велико влияние на нашу психику событий детства. В итоге у общих родителей могут вырасти совершенно разные, не похожие друг на друга дети.

Молодые люди с рождением первенца только учатся быть родителями. Поэтому неудивительно, что воспитание старшего ребенка в их глазах может быть совсем не таким, каким должно быть по мнению психологов. Они только начинают понимать, как вести себя и что от них требуется. Психологи отмечают, что отцовская любовь нередко просыпается в мужчинах уже после рождения второго ребенка. Более того, с рождением первенца в отношениях супругов могут начинаться проблемы.

Раньше бытовало мнение (подтвержденное Мечниковым и рядом других ученых), что старший ребенок в семье обладает слабым здоровьем и сниженным интеллектуальным развитием. Однако современные исследования не выявили подобных отклонений. Напротив, статистики утверждают, что среди изученных 224 нобелевских лауреатов 20 века 46,9% являлись первенцами в семьях. Для сравнения, 18,8% лауреатов – вторые по очередности рождения дети, 17,9% – третьи и т.п.

Когда первенец уже не единственный ребенок в семье, мама ждет от него понимания и помощи, автоматически записывая его в список взрослых членов семьи. По мере взросления и формирования личности старший ребенок действительно становится более серьезным, собранным и ответственным. Он чувствует себя обязанным заботиться о младших, особенно если родители много работают либо кто-то из них болеет и не может заботиться о семье. Вот что делают старшие дети в семье.

Появление любознательности и творческих интересов

Все дети любознательны. У дошкольников эта любознательность выражается чередой бесконечных «почему» об окружающем мире. Родители, отвечая на эти вопросы, ещё более стимулируют интерес малыша к познанию. Развивать любознательность у младших школьников, уже умеющих читать, нужно посредством книг. Стихи, сказки, совместное прочтение с последующим обсуждением произведений из школьной программы, развивая интерес ребёнка к познанию, одновременно будут сближать его с родителями. Разносторонне развитую личность, пусть даже пяти лет от роду, будет интересовать искусство. Поэтому на выставки и в музеи можно ходить уже с дошкольником. Для них специально устраиваются театральные спектакли – их посещение развивает тягу ребёнка к творчеству, воспитывает любовь к искусству и культуре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector