Произвольное внимание, его особенности, виды, формирование. произвольное внимание ребёнка

Формирование произвольного внимания

Формирование, как и развитие произвольного внимания, находятся вне личности, поэтому самостоятельное развитие данной психической функции невозможно

Только благодаря социуму, который постоянно включает личность во взаимодействие, показывает новые виды деятельности и направляют самопроизвольное внимание возможно появление направленного и контролируемого дальнейшего процесса

Социальное окружение как бы научает ребёнка тем механизмам волевого приспособления, использование которых в будущем будет необходимо для самостоятельной коррекции своего внимания.

Формирование произвольности происходит постепенно с усвоением внешних механизмов регулировки внимания. Это могут быть указующие жесты взрослых, потом при понимании обращённой речи такие регулировки могут происходить в словесной направляющей форме. К окончанию детского сада речь взрослого обычно заменяется собственной речью ребенка, обращённой к себе или в никуда. Такие обращения носят не корректирующий характер и не попытку взаимодействия с другими, а только планирование собственной деятельности, направлением для которой являются слова. Постепенно этот процесс переходит во внутренний мир и сворачивается до подсознательных наборов функций.

Непосредственно формирование волевого контроля внимания неразрывно связано с усвоением и принятием норм социального окружения, выполнение которых как раз и требует включения данного вида навыка. Сосредоточение на необходимости выполнить (например, собрать игрушки) прежде чем заниматься тем, что выступает в приоритете интересов минутных (игра) – первое формирование произвольности. В раннем возрасте детям довольно тяжело применять незнакомые навыки, а длительное сосредоточение может вызывать быстрое психическое истощение. Нет необходимости ругать ребёнка за то, что не выполнил то, что намеревался и отвлёкся, лучше дать время и возможность самостоятельно вернуться к не очень приятной деятельности спустя какое-то время или короткий перерыв.

Слабость произвольности в младшем возрасте требует не только дополнительного напряжения от ребёнка, но и построения учебного процесса так, чтобы максимально использовалось непроизвольное внимание, и только постепенно подключалось волевое. Это необходимо как для лучшей успеваемости, так и для органичного формирования высших психических функций

Диффузный характер развития функций контроля будет сказываться на успешности освоения произвольного внимания, поэтому необходимо учитывать моменты хороших показателей и их снижения, как вариант нормативного развития.

Наиболее оптимальный путь формирования произвольности заключается в освоении и научении новой деятельности

Применяя такой подход, изначально задействуется природное непроизвольное внимание, а потом вызванный интерес или осознание собственной дальнейшей выгоды подталкивает ребёнка совершать волевые усилия в овладении новыми навыками. Потом мотивирующими факторами развития могут становиться соревновательные чувства или самолюбие, хорошо способствует чувство долга, однако тут необходимо аккуратное формирование данной мотивировки, чтобы не возникало огромного чувства вины при неудаче

К задачам, которые ставят перед ребёнком взрослые, существуют определённые требования, такие как ясность формулировок. Это касается как самого процесса выполнения со всеми его этапами, так и того какой конечный результат или его варианты должны получиться. Общее воспитание ответственности и наблюдательности можно поддерживать, используя постоянный интерес к происходящему, для чего рекомендуется смена деятельности, а также установка посильных заданий, не перегружающих нервную систему, но дающих ощущение преодоления нового барьера.

Виды внимания

Рассмотрим основные виды внимания. Это

природное и социально обусловленное внимание,
непосредственное и опосредствованное внимание,
непроизвольное и произвольное внимание,
чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание дано человеку со дня его рождения как врожденная способность избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом

Социально обусловленное внимание складывается в результате жизненного опыта, обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с сознательным избирательным реагированием на объекты. Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов

Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов. В самом деле, трудно заставить себя быть внимательным к чему-то, с чем ничего нельзя сделать, что не вызывает нашей внешней или внутренней активности

Но есть предметы и явления, которые как бы приковывают к себе внимание, иногда даже вопреки нашему желанию. В одном случае надо заставить себя быть внимательным, а в другом — предмет как бы сам обеспечивает внимание, заставляет на себя смотреть, слушать и т.д

В самом деле, трудно заставить себя быть внимательным к чему-то, с чем ничего нельзя сделать, что не вызывает нашей внешней или внутренней активности

Но есть предметы и явления, которые как бы приковывают к себе внимание, иногда даже вопреки нашему желанию. В одном случае надо заставить себя быть внимательным, а в другом — предмет как бы сам обеспечивает внимание, заставляет на себя смотреть, слушать и т.д

Здесь можно сказать о двух различающихся видах внимания — непроизвольном и произвольном внимании

Непроизвольное (пассивное) внимание, в возникновении которого наше намерение не принимает участия, и произвольное (активное), возникающее благодаря нашему намерению, вследствие приложения нами усилия воли. Таким образом, само запоминается то, на что направлено непроизвольное внимание; то, что надо запомнить, нуждается в произвольном внимании

В каком возрасте начинает складываться?

Произвольное внимание начинает проявляться уже тогда, когда мы младенцу показываем на игрушку и даем ее потрогать. Данный процесс можно назвать простейшей формой

В течение 3-х лет этот процесс совершенствуется, и уже к 4-5 годам ребенок способен выполнять некоторые сложные указания, которые дает ему взрослый человек. К 6 годам у дошкольников вырабатывается направленное внимание. Зачастую оно основывается на «указаниях» самому себе.

В познавательной сфере непроизвольное внимание также играет важное значение. Внимание маленьких детей, как мы уже знаем, направлено на яркие моменты и звуки. В этом случае особых волевых усилий не требуется

Однако такая деятельность является недостаточной для того, чтобы ребенок смог правильно развиться в интеллектуальном плане и познавать окружающий мир. Например, ребенок без труда играет с игрушками, бегает и прыгает. Такие действия хорошо развивают двигательную сферу его деятельности. Однако они не смогут помочь ему вступить в социальное общество и стать его полноправным членом. А вот такие действия, как мытье рук, ребенок сможет освоить только тогда, когда ему помогут это сделать взрослые. В результате он постепенно начнет вливаться в социальную жизнь

В этом случае особых волевых усилий не требуется. Однако такая деятельность является недостаточной для того, чтобы ребенок смог правильно развиться в интеллектуальном плане и познавать окружающий мир. Например, ребенок без труда играет с игрушками, бегает и прыгает. Такие действия хорошо развивают двигательную сферу его деятельности. Однако они не смогут помочь ему вступить в социальное общество и стать его полноправным членом. А вот такие действия, как мытье рук, ребенок сможет освоить только тогда, когда ему помогут это сделать взрослые. В результате он постепенно начнет вливаться в социальную жизнь.

Именно произвольное внимание помогает выработать у дошкольников определенные навыки и привычки, которые не всегда им интересны. Такая мозговая деятельность развивается не в один миг

У детей младшего и школьного возраста этот процесс может занять достаточно долгое время. Чем взрослее становится ребенок, тем все больше возникают факторы, влияющие на выработку произвольного внимания.

Сказать, что у ребенка развилось произвольное внимание, можно в том случае, когда:

  • он легко воспринимает словесную инструкцию;
  • он использует алгоритм, который показали ему взрослые, и этот процесс будет зафиксирован на довольно долгое время;
  • может взять под контроль свои действия или по крайней мере попытается это сделать.

Запомните: речь играет немаловажную роль в развитии внимания. Именно поэтому ребенок должен как можно раньше овладеть хорошей речью.

Поведем итог: способности, которые позволяют ребенку концентрировать свое внимание на чем-либо, развиваются постепенно. Поэтому со временем дети начинают меньше отвлекаться на незначительные вещи

Опираясь на данные факты и на различные исследования, можно отметить, что в возрасте 3 лет ребенок может отвлекаться от направленной деятельности примерно 4 раза (если эта деятельность продолжается в течение 10 минут). А уже в 6 лет этот же ребенок отвлекается в течение 10-минутного занятия только 1 раз.

Учтите также, что к 6-летнему возрасту у детей вырабатывается произвольное и послепроизвольное внимание. В этом возрасте дети способны усилием воли направить свое внимание на нужную информацию и даже удерживать его в течение 40-45 минут

Причины возникновения произвольного внимания

Произвольность внимания обычно сопровождается большим или малым усилием воли для того, чтобы сконцентрироваться на неком объекте, явлении

Чаще всего человек «подстегивает» себя самостоятельно, либо кто-то обращает его внимание к себе намеренно. Например, преподаватели учебных заведений часто окликают учеников, которые, очевидно, утратили интерес к происходящему

Отмечают поведение молодых водителей, которые пристально следят за дорогой, движением, сигналами знаков и т. д., чтобы не допустить нарушения правил. Даже посетители магазинов, музеев и т. п

вынуждены пользоваться произвольным вниманием, чтобы не пропустить что-то важное, отвлекаясь на разговоры или собственные мысли, пока может длиться экскурсия

Чем обусловлено

Произвольность внимания это фактор, который можно обусловить несколькими параметрами. Среди них выделяют следующие:

  1. Объем. Это умение человека фокусироваться на нескольких объектах или явлениях одновременно. Суть заключается в том, какое количество способен охватить индивид. Зависит как от генетической предрасположенности, так и от физической тренировки, получения жизненного опыта и т. д. Для статистики можно отметить, что взрослый человек способен одновременно объять 4-6 объектов, а маленький ребенок – 2-3 объекта.

Многозадачность повышает достижение положительного результата

  1. Концентрация – это степень сосредоточенности на объекте. Считается, что концентрация увеличивается, если вокруг мало раздражителей, что обеспечит качественное усвоение информации.
  2. Распределение – умение одновременно выполнять несколько заданий. При вождении автомобиля человек может просматривать карту, беседовать по телефону, следить при этом за дорогой, либо женщины, особенно матери, свободно выполняют несколько функций, хоть и неосознанно.
  3. Устойчивость, т. е. направленность внимания в процессе некой деятельности. Это не глубокая концентрация, но темперамент, мотивация по отношению к выполняемой задаче.
  4. Отвлекаемость – антоним устойчивости, т. е. внешнее торможение из-за одного или нескольких раздражителей.
  5. Колебание, наблюдаемое даже при высокой концентрации, поначалу проходит незаметно. Это смена торможения и возбудимости коры головного мозга. Однако по истечении получаса напряженной работы подобные колебания становятся очевидными.
  6. Переключение – умение переходить от одного дела к другому. Отличают произвольное и непроизвольное переключение, т. е. человек заставляет себя взяться за другое дело либо плавно сменяет одну деятельность на другую.

Причины появления

Такая сосредоточенность не зависит от личности, ее нельзя проконтролировать. Я перечислю несколько причин, почему человек отвлекается на внешние факторы. 

Характер раздражителя. Любой громкий звук, сильный стук, ослепительный свет провоцируют индивида на отклик. Если он очень заинтересован каким-либо делом, он может не заметить эти факторы, например, при интересной компьютерной игре или спортивных соревнованиях. Однако в период сна или в момент чтения мы реагируем на необычные для нас звуки. 
Раздражитель соответствует внутреннему состоянию. У обычного человека и у футбольного фаната не будет одинаковой реакции на разговор, касающийся футбола. Первый спокойно отреагирует на раздражитель, второй экспрессивно станет доказывать свою точку зрения. 
Соответствие интересам

Если у вас есть определенные увлечения, они всегда будут привлекать ваше внимание. Дизайнер может отвлечься на разглядывание интерьера, который его восхитил, а фотограф – на красивое фото, которое его заинтересовало.  
Влияние раздражителей на чувства

Личность, которая испытывает сильный интерес, переполнена определенным спектром ощущений и эмоций. Эмоциональное реагирование – основная причина появления непроизвольного концентрирования. 

Положительная сторона невольной реакции заключается в том, что в нужный момент личность сможет найти причину, определить раздражителя и придумать, как от него избавиться

Также такое внимание способствует легкому возвращению к привычным делам.  . Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Негативная сторона проявляется тогда, когда из-за реагирования на уличный шум или какой-либо разговор страдает продуктивность и качество выполняемой работы.

Также такая внимательность позволяется увидеть черты, которые присущи конкретному индивиду – легкомысленность, безответственность, простота либо глубина чувств, доброта. Красивый пейзаж, здание удивительной архитектуры привлекают художников, так как эти объекты оказывают воздействие на их эстетическое восприятие прекрасного. Однако обычный человек пройдет мимо этих видов, попросту их не заметив. 

Простой и сложный волевой акт

Волевые акты бывают простые и сложные.

К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего каким путем он будет добиваться, т.е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.

В сложных формах возникает целая последовательность стадий или фаз, между тем как в простом волевом акте все эти моменты или фазы вовсе не обязательно должны быть представлены в развернутом виде. Вес различных стадий может меняться в зависимости от условий протекания конкретного волевого акта. Иногда какая-то из фаз может сосредоточить на себе в основном весь волевой акт, а иногда часть фаз может полностью выпадать.

Волевые свойства личности

Волевых свойств довольно много. Ниже представлены основные из них.

Решительность — показывается в тот момент, когда следует сделать усилие для выбора поставленной цели.

Самостоятельность — проявляется в умении человека устанавливать цели и добиваться их, несмотря на трудности. Самостоятельный человек может воспользоваться советами окружающих.

Внушаемость — противоположность самостоятельности. Является характерной чертой всех безвольных людей, не способных самостоятельно решить, как правильно поступить в тои или иной ситуации. Внушаемая личность ждет от окружающих принятия решений за нее.

Негативизм представляет собой отрицательное качество воли. При этом человек делает поступки, которые противоречат советам окружающих. Обычно это свойственно подросткам, стремящимся доказать независимость и самостоятельность.

Настойчивость представляет собой способность к преодолению препятствий. Данным качеством обладают люди, которые могут проявлять волю на протяжении большого периода времени. Это приводит к выполнению сложных задач и получению необходимого результата.

Упорство помогает человеку достигать выбранной цели. При этом имеется понимание, насколько важен каждый выполненный шаг в получении конечного результата.

Упрямство противопоставляется упорству. Такая личность пытается достичь цель, которая не так уж и важна в текущий момент времени.

Самообладание выражается в спокойствии личности и ее способности регулировать свое поведение даже в крайне сложной ситуации, мобилизируя при этом все ресурсы.

Человек не рождается с перечисленными выше качествами. Они формируются постепенно. У детей их развитие происходит в процессе игры, благодаря примеру и воспитанию взрослых, которые пытаются сделать их смелыми, настойчивыми, выносливыми, ловкими и сильными людьми, способными справляться с трудностями и осознанно регулировать свои поступки.

Ролевые игры очень важны в этом процессе. Именно они стимулируют ребенка делать усилия для качественного выполнения своей роли и получения лучших, в сравнении с остальными, результатов.

В школе волю формирует учеба. Благодаря ей дети делают не только как хочется, но и как надо. Для запоминания информации требуется быть настойчивым и упорным.

Важную роль при развитии волевых качеств несет самовоспитание. Именно оно позволяет научиться управлять своим поведением, проявлять усилия и собирать ресурсы для победы над негативными чертами и вредными привычками.

Демонстративное поведение

При таком поведении ребенок намеренно и осознанно нарушает принятые нормы и правила. Причем обращены все его действия в основном ко взрослым. Чаще всего это поведение проявляется следующим образом: дитя кривляется в присутствии взрослых людей, но если они не обращают на него внимания, то это быстро проходит. Если же ребенок находится в центре – он продолжает вести себя как клоун, демонстрируя свою развязность. Интересной особенностью такого поведения является и то, что, если взрослые высказывают замечания ребенку по поводу его некорректного поведения, он начинает еще более активно показывать себя и всячески дурачиться. Таким образом, ребенок при помощи невербальных действий как бы говорит: «Я делаю то, что вас не устраивает. И буду продолжать так себя вести до тех пор, пока вы не потеряете ко мне интерес».

Виды

Внимание человека многогранно. Рассмотрим этот вопрос более подробно

Существует непроизвольное внимание (оно вызывается неожиданными факторами), а также есть произвольное внимание (возникает, если человек прилагает усилие воли) и послепроизвольное внимание (возникает после произвольного и включает в себя черты непроизвольного и произвольного внимания).

Рассмотрим также, какими свойствами обладает внимание человека в целом:

устойчивостью, благодаря чему поддерживается интерес к какой-либо деятельности или информации;
избирательностью, посредством чего человек может специально сосредоточить свое внимание на объекте и информации, если эти два фактора вызвали у него интерес;
объемом – человек может сосредотачивать внимание сразу на 6-7 объектах;
распределительностью – она обеспечивает одновременный интерес сразу к нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними;
переключаемостью, которая позволяет переключать внимание человека с одного места на другое.

Произвольное внимание считается наиболее востребованным, когда речь заходит о развитии интеллекта. Именно поэтому оно имеет некоторые виды:

выжидательный – проявляется тогда, когда человеку приходится решать задачи и прикладывать некие усилия для этого;
волевой – активируется тогда, когда возникает внутренний спор между командой «нужно» и «не хочется»;
сознательный – не требует больших затрат и легко производится;
спонтанный – стоит рядом с послепроизвольным вниманием, здесь главное – начать и запустить процесс, а дальше не нужно будет уже прикладывать никаких усилий.

Произвольность запоминания или памяти

Память представляет собой процесс хранения и воспроизведения любой информации, или по-другому — запоминание. Благодаря памяти информация или события, спустя некоторое время, воспроизводятся

Произвольная память всегда целенаправленна, тесно связана с вниманием, мышлением и волевых действий

Произвольность запоминания — очень важное качество для дошкольника, ведь в школе ему придется много запоминать учебного материала.  Развитие произвольного запоминания осуществляется тогда, когда воспитатель или другой взрослый просит запомнить понравившийся стишок. Или запомнить картинки, а потом назвать, что на них было изображено

Что это такое?

Если говорить о внимании в целом, то такой процесс называется избирательной направленностью на какой-либо объект. Обычно такой интерес бывает довольно высоким. Именно поэтому в нашем уме откладываются разные подробности того или иного события

Есть произвольное и непроизвольное внимание. Непроизвольное внимание имеет биологическое происхождение, а произвольное является результатом некоторой деятельности человека

В психологии произвольное внимание считается особенным, так как индивид проявляет при его осуществлении силу воли, чтобы обратить свой взгляд на некий факт или информацию. У детей познавательный процесс сначала строится на ярких картинках или жизненных моментах

Так работает непроизвольное внимание. А вот произвольное внимание нужно у ребенка развивать, так как оно не дается с рождения. И чем раньше начнется развитие данного вида мозговой деятельности, тем быстрее разовьется интеллект у ребенка.

Необходимо знать, что произвольное внимание проявляется только тогда, когда мы ставим перед собой какую-либо задачу. Например, запомнить тот или иной материал

Управлять произвольным вниманием человек учится с самого детства. И когда такой процесс входит в привычку, индивид может легко сконцентрироваться на цели и решить поставленную задачу. Именно поэтому зачастую усидчивые ученики добиваются больших успехов. Они сначала заставляют себя постоянно заострять внимание на той или иной информации, а потом такой процесс входит в норму. И это еще раз доказывает, что произвольное внимание обусловлено постановкой той или иной цели.

Именно поэтому благодаря работе произвольного внимания человек может легко найти в памяти нужную информацию и воспроизвести ее. При этом процессе задействуется кора больших полушарий мозга человека. Они как раз и отвечают за корректировку деятельности, а также за программирование этой деятельности.

Особенность произвольного внимания заключается в присутствии некоего раздражителя, который приходит от второй сигнальной системы. Таким образом, человек может отдавать «приказы» самому себе

Вот именно поэтому произвольное внимание считается высшей психической функцией, которая присуща только человеку. При работе данного внимания происходит сознательное приложение волевых усилий, которые не могут исчезнуть только потому, что у человека в этот момент может возникнуть отвлекающий вариант

Подведем итог и рассмотрим отличительные особенности произвольного внимания:

  • произвольность;
  • осознанность и опосредованность;
  • оно не возникает при рождении, а формируется;
  • данная функция возникла в ходе эволюции, которая коснулась развития человеческого общества;
  • она также зависима от непосредственной включенности в процесс обучения и запоминания той или иной информации;
  • данный вид мозговой деятельности проходит определенные фазы развития в онтогенезе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector