Кризис 5 лет у ребенка: особенности и методы преодоления

Как пережить кризис 3 лет у ребенка

Советы родителям от психолога, как вести себя с ребенком в кризисе трех лет:

  1. Запастись терпением. Не стоит пытаться во время истерики давить на малыша, кричать на него и угрожать наказанием. Эти действия могут дать обратный эффект: чем больше ребенок ощущает препятствий, тем интенсивнее он с ними борется.
  2. Договариваться. Например, зная, что ребенок может закатить истерику в магазине, договориться купить для него что-то одно, при этом сказать, что если он начинает капризничать, то из магазина придется выйти. И обязательно выполнять эти условия. Если все прошло удачно, то нужно похвалить малыша за достойное поведение.
  3. Устанавливать границы. Малыш должен четко знать, что ему можно, а что – нельзя. При этом нельзя отменять запрет из-за того, что ребенок заплакал. Лучше после того, как он успокоится, поговорить с ним о том, что произошло. Также успокоиться малышу помогает самостоятельное проговаривание сложившейся ситуации.
  4. Ограничить употребление слова «нельзя». Чем больше ребенку запрещается, тем больше ему хочется попробовать и проверить. В результате малыш будет протестовать и отстаивать свои права. В период кризиса трех лет разумно запрещать делать только то, что:
  • вредит здоровью самого ребенка;
  • угрожает другим людям или животным;
  • приводит к порче действительно ценного имущества.

Давать ребенку больше самостоятельности. Пусть он сам проверит: холодно ли на улице зимой в сандалиях? На то, чтобы он вышел на улицу и понял, что замерз, потратится в разы меньше времени и нервов, чем на то, чтобы уговорить трехлетку надеть не сандалии, а валенки.
Быть последовательными. Обязательно выполнять свои обещания – как позитивные, так и негативные. Кроха должен знать: если мама сказала, что после садика предстоит прогулка во дворе, то она должна состояться; а если сообщила, что не даст сладкого, если не съест суп, то сладкого он действительно не получит. Нельзя ребенку что-то запретить, а через несколько минут – разрешить, и наоборот.
Называть чувства ребенка. Это приводит к осознанию им своего состояния. Сообщать ему «ты сейчас злишься, потому что…», «ты обиделся, потому что…». К концу кризиса ребенок вместо истерики сам научится говорить «я расстроился, потому что у меня не получилось собрать дорогу для машинки».
Снимать психическое напряжение. Для этого отлично подходит рисование, игры с песком, лепка из пластилина и теста, игры с водой.
После ссоры с ребенком, когда он уже успокоился, обязательно нужно восстановить с ним связь. Обнять, сказать, какой он хороший и любимый, погладить и приласкать

Это важно для поддержания эмоционального контакта с ребенком в будущем.

Рекомендации от Комаровского

Популярный доктор дает три совета родителям о том, как пережить кризис 3 лет у ребенка.

  • Как можно меньше запретов. Слово «нельзя» нужно произносить только в том случае, если это действительно критично для ребенка или других людей. Иначе оно перестанет восприниматься как сигнал об опасности, ребенок перестанет его выполнять. И это может привести к беде.
  • Единство системы воспитания. Все взрослые члены семьи обязательно должны договориться о правилах, чтобы малыш не имел возможности получив запрет от одного из них, уговорить на разрешение другого. Если сладкое нельзя есть до обеда, то никто не должен этого позволять: ни папа, ни мама, ни бабушка.
  • Постоянство правил. Ребенок должен знать, что правила работают всегда, каждый день. Если сегодня малышу разрешили не прибирать игрушки перед сном, то завтра уговорить его это сделать будет крайне проблематично.

Доктор Комаровский также считает, что кризис 3 лет – это нормальный период в развитии малыша, в который родители должны знать, как с ним справиться и помочь повзрослеть.

Как легко и правильно пережить кризис 1 года у ребенка?

  1. В период кризиса 1 года следует позволить малышу быть самостоятельным;

Если он хочет держать ложку сам, то стоит разрешить ему это сделать, но годовалый малыш обязательно должен пробовать кушать сам.

О питании ребенка старше года, как научить его кушать чисто и аккуратно, смотрите в интернет-курсе Едим с удовольствием: возвращаем аппетит ребенку>>>

Не препятствуйте, если малыш разбрасывает вещи, которые достал из ящика. Он изучает траекторию полета, учится строить взаимосвязи между предметами.

  1. Во время кризиса 1 года нужно разрешать ребенку ломать;

Взрослым стоит помогать своим детям набираться опыта. Например, построить с ними вместе башню из кубиков. Годовалый малыш обязательно ее разрушит, а родители, в свою очередь, должны заново построить замок.

Только после того, как ребенок научится ломать, он начнет строить вместе с родителями

Также обратите внимание на статью Как вести себя с ребенком?>>>

Важно! Ни в коем случае не следует в период кризиса 1 года ругать малыша за сломаную игрушку

Важно! Ни в коем случае не следует в период кризиса 1 года ругать малыша за сломаную игрушку

В кризис 1 года каждое действие с ребенком должно сопровождаться речью

Чем больше вы будете разговаривать с годовалым малышом, тем быстрее у него сформируется полноценная речь;
Еще одно немаловажное умение взрослых во время кризиса 1 года у ребенка – это умение правильно запрещать;. Запрет не должен содержать в себе отрицание

Запрет не должен содержать в себе отрицание.

  • Вы наверняка встречали уже такие ситуации, когда годовалому ребенку говорят: «Не лезь в лужу» и он обязательно наступит в нее;
  • Мама кричит вдогонку своему малышу: «Не упади» и видит, как тут же, на ее глазах, он совершает падение.

Это происходит потому, что мозг годовалого ребенка слышит вместо «не лезь» наоборот «лезь». А «не упади» воспринимается как «упади» и т.д. Читайте полезную статью по этому вопросу: Как объяснить ребенку, что нельзя?>>>

По возможности, следует стараться меньше произносить таких отрицательных фраз. Лучше заменить слово «нельзя» на слово «опасно».

  1. Во время кризиса 1 года не должно быть много запретов. Они обязательно должны согласовываться между всеми членами семьи;

Есть ситуации, когда без запретов не обойтись. Потакать во всем ребенку в 1 год конечно не стоит. Но запреты должны быть железобетонными. Если нельзя этого делать сегодня, значит, и завтра должно быть тоже самое.

Вся семья должна четко следовать установленным правилам. Если мама с папой не разрешают кушать шоколад ребенку в 1 год, значит и бабушка с дедушкой не должны покупать.

Помните! Запретов не должно быть больше 10. На одно «нельзя» должно быть три «можно». Это значит, что годовалому малышу стоит по возможности больше разрешать, чем запрещать.

Более подробно о правильных запретах и секретах общения с подросшим ребенком смотрите в интернет-курсе Мама-главная! Как повысить свой авторитет в глазах ребенка и избежать детских капризов>>>

  1. Во время кризиса 1 года ребенку следует больше позволять;

Детей мало интересуют дорогие игрушки. Они им быстро надоедают. Зато обычные бытовые вещи вызывают у них невероятный интерес.

Не нужно отвлекать ребенка или давать ему играть в детские игрушки, когда вы занимаетесь уборкой или готовите что-то на кухне;

Наоборот, дайте годовалому малышу попробовать пропылесосить или поиграть кусочком теста. Это прекрасно будет развивать его моторику, а значит, улучшит развитие головного мозга и речь.

Также ничего страшно не произойдет, если годовалый малыш потрогает грязь рукой или покопается в песке. Вымыть руки ничего не стоит, а вот сенсорные и тактильные ощущения ребенку в 1 год крайне важны.

Хоть вашему малышу недавно исполнился годик, полезна будет и статья Чем занять ребенка в 1,5 года?>>>

Какой он, пятилетний ребенок?

Ваш ребенок уже не такой милый кроха, совсем не тоддлер, а личность, вы видите намеки, каким человеком он растет. Конечно, каждый индивидуален, но вот некоторые особенности развития пятилеток:

  1. Может отличить правильное от неправильного, правду от вымысла;
  2. Ещё не умеет использовать взрослую логику;
  3. Много играет и выдумывает, особенно в «превращения» (становятся принцессами, пони, пиратами и др.), всё более масштабно, чем в младшем возрасте;
  4. Больше любит проводить время с детьми своего пола;
  5. Стремится к похвале и одобрению со стороны взрослых и сверстников;
  6. Хочет соответствовать каким-то стандартам (своим или принятым в детском коллективе) и даже может дразнить тех, кто отличается.

То есть человек уже всё понимает, думает, что взрослый, но думать и действовать как взрослый ещё не получается. Кроме того, у ребенка развивается кора головного мозга и он пытается научиться контролировать свои эмоции.

Как воспитывать ребенка во время кризиса 7 лет

Поскольку все перечисленные реакции шестилетки — это его протест против возрастающих требований, родителям нужно как можно более основательно замаскировать свои многочисленные «ты должен». Можно использовать пример авторитетного для ребенка человека, ненавязчиво рассказывая истории из его жизни, или делиться собственным опытом. Так, вместо того чтобы заставлять дошкольника застилать кровать, случайно вспомните, как в детстве одна ваша знакомая не могла уснуть ночью, потому что ей мешали детали конструктора, попавшие днем на разобранную постель.

На седьмом году жизни у ребенка появляется способность к обобщению своего опыта. Используйте ее, когда требуется в чем-то убедить сына или дочку. Например, напоминайте упрямцу, как он замерз в прошлый раз, когда отказался надеть свитер, или как у него болел живот, когда неделю назад он переел конфет.

Антикризисная мантра
Сталкиваясь с детскими кризисами, практически все родители совершают одну ошибку: они немедленно начинают относиться к ребенку как к вышедшему из-под контроля нарушителю правил. Поэтому и возникают раздражительность, гнев, ощущение бессилия и прочие негативные эмоции. Однако, если подавить в себе собственнические чувства, возрастные кризисы не будут восприниматься как трагедия.
Своеобразный аутотренинг для родителей: «Ребенок — не моя вещь, а отдельная личность, которой нужно помогать в развитии. Я не должна требовать от сына (дочери) абсолютного подчинения, потому что иначе он вырастет безвольным человеком. Малышу сейчас также трудно, как и мне, но я взрослый человек и обязательно ему помогу».

Убеждая малыша в необходимости выполнить то или иное требование, подсластите горькую пилюлю, пообещав появление дополнительных прав. Так, самостоятельная уборка в комнате может принести ему бонус в виде возможности чаще приглашать в гости друзей.

На что следует обратить внимание при разрешении конфликтов с шестилеткой?

Возможность спора. Дайте ребенку право выражать свое несогласие с вами: пусть приводит свои аргументы и опровергает ваши — только так можно научиться вести диалог.

Дозированная серьезность. Не требуйте от дошкольника отказа от игр в пользу чтения, чистописания и прочих школьно-подготовительных процессов. Пусть занятия проходят в игровой форме: не превращаясь в скучную училку, вместе пишите разноцветными ручками палочки и крючочки или решайте примеры, перебрасывая друг другу мяч.

Внимание и приятие. При первых признаках конфликта переходите на «взрослый» тон, демонстрируя ребенку, что вы разговариваете с ним как с равным

Например, если дошкольник отказывается ложиться спать, спросите, сколько времени ему потребуется для завершения дел? Пусть думает, что вы советуетесь с ним.

Играйте в сказку. При разрешении конфликтов воспользуйтесь помощью любимых детских персонажей. Так; если ребенок отказывается идти на занятия, скажите ему, что он, как морская свинка из «Миссии Дарвина», отправится туда за секретной информацией.

Кризис 4–5 лет

«Что значит быть мальчиком или девочкой?»

В возрасте четырех-пяти лет дети узнают, как устроен мир, интересуются, какое место в нем отведено взаимоотношению полов. Игры в «дочки-матери», в рыцарей и суперменов, в «магазин», в «больницу» — все это отражает желание ребенка найти свое место в мире, понять, что несет в себе знание «я девочка/я мальчик»? Быть девочкой — это значит быть красивой, как принцесса, трудолюбивой как Золушка или жертвенной, как Русалочка? А мальчик — это кто? Тот, кто не плачет, ничего не боится, может дать всем «сдачи», или тот, кто умный, добрый и ­терпеливый?

Все наши гендерные стереотипы и ожидания закладываются в этот период и переносятся из отношений родительской пары. Девочка и мальчик внимательно наблюдают за поведением родителей, они чувствительны к их словам и оценкам. Таким как «настоящий мужчина никогда не позволит женщине нести сумки» или «настоящая женщина не нуждается в помощи, она всё может сама». Ребенок считывает отношения родителей между собой, их проговоренные и негласные ожидания друг к другу, и таким образом формируется его будущее отношение к людям своего и противоположного пола. Где та граница, чего я никогда не смогу только потому, что я мальчик или девочка? Почему мальчикам нельзя красить ногти, ведь это красиво? Почему девочке нельзя прыгать с гаража, ведь получается? Чем больше у родителей противоречивых чувств к полу ребенка, тем сложнее ему сформировать свое представление об этих ­нормах.

В современном обществе эти границы всё больше размываются, поэтому именно родители играют решающую роль в том, что будет понимать ребенок под словом «девочка/женщина» и «мальчик/мужчина». Чем больше он в детстве слышит негативных, обесценивающих фраз о том, что «все бабы дуры» и «мужики перевелись», чем хуже отношения между родителями, тем сложнее и запутаннее становится его личная жизнь в будущем. А если перед глазами есть пример довольно счастливых отношений родителей, когда каждый доволен своей судьбой и ролью, реализован и в семье, и в карьере, у ребенка нет мучительных переживаний относительно своего пола, — у него есть четкие ориентиры, как стать счастливым. Чтобы помочь ребенку успешно пройти этот кризис, родителям нужно ни много ни мало — всего лишь быть ­счастливыми.

Что делать родителям

Итак, вы изучили пункты, которые характеризуют кризис пяти лет у детей и поняли, что он действительно посетил ваш дом. Главный вопрос, который появляется у родителей, заключается в том, как помочь малышу пережить этот период, при этом сохранить мир и дружественную атмосферу в семье? Мы собрали для вас отличные советы, которые помогут избежать слез и валерианки в вашей семье.

Больше самостоятельности!

Соберите семейный совет и поговорите вместе с ребенком, озвучьте, как вы рады тому, что он стал таким «взрослым». Скажите, что все члены семьи решили делегировать такому большому мальчику или девочке ряд домашних обязанностей. По пунктам обсудите, что можно делать малышу.

Допустим он хочет готовить еду, пожалуйста! Главное обсудите, какие блюда ему будет сделать под силу. Пусть кроха следит за кормлением домашних животных. Сам решает, какие вещи он будет носить в течении следующего дня. Предоставьте малышу больше свободы, покажите, что вы принимаете его «взрослость» и готовы доверить часть взрослых дел.

Чудодейственный эффект похвалы

Хвалите чадо чаще, отмечайте его удачи, подмечайте хорошие моменты в поведении. Допустим, детка не забыл поздороваться с соседями, а вы не забудьте озвучить ему, что рады слышать такую вежливость. Именно похвала будет двигать ребенком, подсказывать, как правильно вести себя в обществе.

Малыш быстро поймет, что лучше делать, чтобы папа и мама были довольны, кроме того ему и самому от этого будет приятно. Наоборот, постоянное недовольство поведением крохи будет только провоцировать еще большее непослушание и негативное поведение.

Большой или все-таки маленький?

Есть две крайности в родительском воспитании. Первое, когда мама и папа не замечают, что их ребенок уже большой и стараются все делать за него – это приводит к тому, что в период кризиса детка старается вести себя излишне дерзко, чтобы вырваться из-под родительской гиперопеки. Вторая крайность, когда родители считают свое чадо «уже взрослым» и стараются выстраивать линию поведения с ним как с равным себе.

Понятно, что ни одна из крайностей не будет правильной. Учитесь балансировать между ними, с одной стороны предоставляйте детке возможность проявить себя и делать все больше дел самостоятельно, с другой стороны – не забывать, что он все же еще ребенок и хочет, чтобы мама и папа приласкали его, пожалели, когда это необходимо.

Нельзя – значит нельзя!

В любой семье существует ряд запретов, которые ни при каких обстоятельствах нельзя нарушать

Проговорите их с чадом, объясните почему это важно

Например, нельзя открывать дверь незнакомцам, играть с огнем, переходить дорогу, не взявшись за руку со взрослых человеком. Если ребенок нарушил такой запрет – за это он должен нести наказание и никаких поблажек быть не должно, потому что настоящие важные запреты касаются жизни и здоровья чада.

Маленький манипулятор

Многие родители легко ведутся на провокации и манипулирование со стороны ребенка, постарайтесь улавливать настроение вашего чада в каждой конкретной ситуации. Дети в каждый свой возрастной кризис стараются прощупывать рамки поведения и границы дозволенного.

Естественно, что с взрослением у малыша появляется больше прав, он может позже ложиться спать, кушать чуть больше сладкого, чем раньше, но кроме прав прибавляется больше обязанностей и ответственности. Донесите это до ребенка, не разрешайте «вить» из себя веревки, если видите, что чадо начинает вести себя излишне дерзко и пренебрежительно по отношению к вам.

Разговор по душам

На самом деле кризис 5 лет у детей хорош тем, что в этот период вы уже можете полноценно общаться с ваши чадом, чем вам и стоит заниматься ежедневно. Любой конфликт, обиду или непонимание, вполне можно обсудить с пятилетним ребенком, причем сделать это доходчиво и в доступной форме.

Этот период хорошо тем, что кроха уже находится в сознательном возрасте и лучшее, что могут сделать для него родители — дружить с ним, быть поддержкой и опорой в любых ситуациях. На этом статья заканчивается, надеемся она была полезной для вас! До встречи в новых статьях!

С чем связан кризис

Каждый кризис содержит свой «поворотный пункт» – выбор между двумя противоположными качествами. И если при кризисе 1 года решается базовая задача доверия-недоверия миру, то в пять лет активность противостоит чувству вины.

В 5 лет – роль семьи продолжает оставаться базовой. Детскую идентичность формируют мама, папа, братья, сестры и другие близкие родственники.

Знаете ли вы? Важнейшая задача данной возрастной стадии – формирование предприимчивости, инициативности. На другом полюсе этого качества – чувство вины за собственные поступки и личность вообще.

За прошедшие пять лет с момента рождения дошкольник очень многому научился, овладел различными навыками. Теперь маленький изобретатель легко придумывает себе игры и занятия, экспериментирует с окружающим. Некоторые результаты таких опытов совсем не радуют родителей, а возросшая активность и неугомонность вызывает желание найти «кнопку выключения» у маленького «энерджайзера».

Кризис 5-летнего возраста связан с активным освоением мира: ребенок изучает предметы, словесные конструкции, тело (свое и других), пределы собственных возможностей и отношения между людьми. Пятилетки начинают прекрасно разбираться в оттенках эмоций, они умеют почувствовать и разделить боль другого человека, могут не только принимать, но и отдавать.

Мой опыт работы с ребенком трех лет в момент кризиса

Один из малышей в детском саду проявлял все «семизвездие кризиса». Его зовут Богдан, в садик начал ходить с двухлетнего возраста. В середине года мама ребенка начала рассказывать воспитателям о серьезных изменениях малыша в поведении. В садик идти не хочет, хотя всегда шел с радостью, завтракать отказывается, любимый ответ на все вопросы «нет».

Через некоторое время он начал проявлять свое состояние и в детском саду: мог сломать свою машинку, ссорился со сверстниками, отказывался от дневного сна. При этом любое действие хотел выполнять сам, вне зависимости от того, получается ли у него. Помощь взрослых не принимал.

Такое состояние продолжалось около полугода. С воспитателями и мамой была проведена консультация о кризисе 3 лет, даны рекомендации по взаимодействию с ребенком: дать больше самостоятельности, не ругать, поддерживать, разговаривать и объяснять все, что с ним происходит. По истечении примерно полугода, истерики стали менее частыми и интенсивными, появилась рассудительность, Богдан многому научился. В скором времени его психическое состояние стабилизировалось, он стал более спокойным и уравновешенным.

Что делать?

Советы доктора Комаровского родителям, которые устали терпеть постоянные истерики, довольно просты и универсальны. Для начала нужно убедиться в том, что у ребенка нет веских оснований для капризного поведения и истерики, то есть в том, что он здоров.

Родителям следует понимать, что чадо, которое однажды применило истерику, и она увенчалась для него успехом (цель была достигнута), будет обращаться к ней снова и снова, как к эффективному методу.

Избавить себя и ребенка от такого можно, но для этого нужно «обесценить» для него истерику как таковую, лишить малыша мотивации. Это означает, что как только ребенок перестанет производить своими «концертами» эффект разорвавшейся бомбы, перестанет получать желаемый результат, у него пропадет необходимость кричать, стучать ногами и падать на пол.

Комаровский рекомендует родителям набраться терпения и перестать реагировать на начавшуюся истерику. Если при этом ребенок сильно бьется головой о пол, можно предложить ему подушку, чтобы было мягче. Очень хорошо, считает доктор, просто выйти из комнаты и оставить чадо рыдать в одиночестве. Обычно такие рыдания заканчиваются уже через несколько минут, поскольку нет ни зрителей, ни эффекта, ни, соответственно, мотивации.

Часто родители боятся, что малыш может задохнуться, ведь детская истерика — состояние, при котором ребенок вполне может резко выдохнуть из легких не только основной запас воздуха, но и резерв. Проявляется это долгой паузой перед очередным вдохом. Если в этот момент просто дунуть ребенку в лицо, он сделает рефлекторный вдох, и проблема будет решена.

Пороть ребенка Комаровский настоятельно не рекомендует, даже если к этому призывают особо «сообразительные и опытные» родители с тематических форумов в интернете. Истерика после сада или сам факт того, что чадо плачет в садике, если малыш просыпается ночью и закатывает истерику, даже если он истерит из-за отказа матери купить игрушку — это все равно не повод для физического наказания.

Наказаний существует много, но применять их нужно уже после самой истерики. Главное, чтобы наказание было своевременным: если истерика была устроена утром, то наказание не должно быть смещено на вечер. Также нельзя ни оскорблять ребенка словесно, ни унижать его достоинства и ни лишать его простых и необходимых ему физиологически вещей: еды, питья, прогулок и сна.

Истерикам обычно предшествует определенный порядок событий и действий ребенка

Если внимательно понаблюдать за ним, можно обратить внимание, что одни перед тем, как закатить родителям «концерт», начинают усиленно сопеть, другие — тереть глаза, третьи — замирают. Ловите момент и используйте его, чтобы сразу отвлечь внимание («смотри, что за окном!», «гляди, что у меня есть!»)

Как проявляется кризис 3 лет

Внешние признаки кризиса 3 лет обычно замечают родители: ребенок становится капризным, спорит, перестает слушаться, может закатить истерику среди улицы из-за какой-то мелочи. Психологи Л.С. Выготский и А.А. Леонтьев выделили 7 основных симптомов кризиса 3 лету ребенка. У каждого малыша они могут проявляться в разной степени и в разных ситуациях.

Негативизм

Так называется симптом, который заключается в отказе ребенка делать так, как сказал взрослый. При этом отказ выполнить просьбу часто даже не соответствует собственным желаниям ребенка. Например, мама предлагает малышу погулять, а он отказывается лишь потому, что это – инициатива взрослого. Интересная особенность в том, что если родитель решит сказать «ну, ладно, тогда сегодня гулять не пойдем», то ребенок, скорее всего, быстро передумает и решит, что он все же хочет идти на улицу. То есть, снова сделает не так, как сказал взрослый.

Строптивость

Ребенок отказывается продолжать подчиняться привычному режиму дня. Например, если всегда он после пробуждения шел чистить зубы и умываться, а потом завтракать, то в кризисном периоде он может начать отвоевывать свое право сначала подкрепиться, а потом отправиться на гигиенические процедуры.

Упрямство

Малыш, находящийся в кризисе трех лет, принимает свои решения и не собирается их отменять. Например, если он сказал, что не будет прибирать игрушки, то не будет этого делать. Даже если при этом мама, рассердившись, складывает их в мусорное ведро. Ребенок будет плакать, но решения своего не изменит: прибирать не станет.

Своеволие

Ребенок пытается делать все самостоятельно, но при этом не слушает взрослых, которые пытаются ему помочь. Если малыш застегивает пуговицы и позволяет маме показать ему, как это правильно делается, то это просто стремление к самостоятельности. Когда же он отталкивает мамины руки, не дает ей ничего сказать и показать, плачет и кричит «я сам», но делает все неправильно, то это – своеволие.

Протест

Чаще всего возникает на фоне частых указов родителей на то, что должен делать ребенок, который находится в кризисе 3 лет. Малыш протестует против того, чтобы за него решали взрослые. Например, ребенок отказывается от чтения книги на ночь совсем, если мама выбрала сказку сама, а не предоставила выбор ему.

Обесценивание

Малыш перестает ценить то, что раньше считал важным и дорогим. Например, ломает любимые игрушки, рвет книги. Возможно обесценивание значимых взрослых, и тогда ребенок может обзывать маму и папу, драться со старшими братьями и сестрами, с которыми ранее был в замечательных отношениях.

Деспотизм

Ребенок пытается начать командовать в семье, хочет, чтобы его слушались и подчинялись ему. Например, может приказать родителям включить мультики прямо сейчас, несмотря на то, что они заняты другими делами. Если его не слушаются, то он кричит и плачет, топает ножками и продолжает требовать.

Кризис трех лет проявляется перечисленными симптомами в той или иной мере у каждого ребенка, но не все из них он проявляет настолько ярко, чтоб родители заметили. Иногда кризис трех лет ограничивается только упрямством и негативизмом, а в некоторых случаях – ясно видны все семь симптомов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector