Особенности общения ребенка от 3 до 7 лет. правильное воспитание ребенка
Содержание:
Отношения со сверстниками и дружба
Наличие друзей в подростковом возрасте связано со многими аспектами психологического благополучия:
- Близкие дружеские отношения обеспечивают возможность для исследования своего «Я» и развития глубокого понимания другого человека. Открытые, искренние отношения с друзьями способствуют развитию чувствительности к потребностям и желаниям, к сильным и слабым сторонам друг друга. Подростки лучше узнают самих себя и своих друзей. Этот процесс способствует развитию и формированию идентичности.
- Отношения подростков со сверстниками служат своеобразной моделью их будущих социальных отношений с миром. Подростки, которые в 12–14 лет были ориентированы преимущественно на учебу, семью и мир взрослых, отказываясь от общения со сверстниками, в более старшем возрасте часто испытывают трудности во взаимоотношениях с людьми, причем не только личных, но и служебных. Продолжительное, эмоционально насыщенное общение, подготавливает подростков и к любовным отношениям. Помогает в дальнейшем устанавливать романтические отношения и разрешать возникающие в них проблемы.
- Дружеские отношения помогают справиться со стрессами повседневной жизни. Друзья и приятели придают подростку сил и уверенности в себе, помогают в решении внутренних и межличностных проблем. В результате тревога и чувство одиночества снижаются, а самооценка и уверенность растет.
Не секрет что влияние дружбы на развитие подростков, зависит от особенностей самих друзей. Так агрессивные друзья поощряют друг друга к девиантному (отклоняющемуся от нормы) поведению и антисоциальным поступкам. Тогда как здоровое соперничество среди друзей, например в математическом кружке или спорте, способствует развитию полезных качеств.
К началу подросткового возраста дети начинают все больше ощущать потребность в том, чтобы принадлежать к определенной группе. Проявляется реакция группирования: стремление подростков быть в группе сверстников ради общения. Группа создает особое переживание — «чувство Мы», которое играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах сверстников. Если дружеские отношения влияют на развитие доверия, чувствительности и близости, то группы сверстников поощряют детей практиковаться в умении сотрудничать, лидировать, подчиняться и быть преданным сообществу. Главные цели подростка: быть принятым в привлекательную для него группу, нравиться своим ровесникам, быть признанным в своей компании. Отсюда и реакция конформности — стремление ничем не выделяться из среды сверстников, быть «как все»: носить одинаковую одежду, иметь одинаковые увлечения, слушать ту же музыку, смотреть те же сериалы, разговаривать на принятом в группе сленге и т. п. С возрастом подростки становятся более разборчивыми в дружбе, и к концу подросткового возраста происходит снижение числа близких друзей. Отношения с близкими друзьями становятся интимно-доверительными, т.е. более глубокими и устойчивыми, чем раньше.
Родители имеют больше влияния на жизненные ценности и планы подростков, касающиеся их образования. Сверстники же более влиятельны на актуальные и конкретные вопросы: выбор одежды, музыкальных предпочтений, интересов, друзей. Согласно исследованиям, подростки, не входящие в компании, как правило, отличаются заниженной самооценкой, страдают от одиночества, плохо учатся, у них чаще наблюдаются душевные расстройства и случаи девиантного поведения.
Иногда подростка могут привлекать ценности и взгляды одного человека, а не группы. Этот человек может быть близким другом, любимым учителем, старшим братом или сестрой, звездой кино или спорта, либо кем-то еще, чье поведение восхищает и вдохновляет. Здесь проявляется реакция имитации — подражание определенному лицу или образу. Влияние значимого человека или персонажа, обладает наибольшей силой именно в этот период, когда подросток активно ищет образец для подражания.
Как помочь ребенку
Обычно родители, понимая особую ранимость своего обидчивого малыша, его обостренную потребность в признании и уважении, стремятся удовлетворять эту потребность и как можно чаще хвалить и поощрять его. Однако потребность в похвале невозможно полностью удовлетворить
Более того, любая оценка (как отрицательная, так и положительная) фокусирует внимание ребенка на тех или иных качествах своего характера, на постоянном сравнении себя с другими. В результате сверстник начинает восприниматься не как равный партнер, а как конкурент, соперник и источник обиды
Поэтому отсутствие оценок и сравнения детей (кто лучше, а кто хуже) должно стать одним из первых условий преодоления обидчивости.
Несмотря на очевидность этого принципа, ему сложно следовать на практике. Поощрения и порицания прочно вошли в традиционные приемы воспитания. Взрослым обычно кажется, что любовь к ребенку выражается прежде всего в его похвале. Однако отсутствие оценок вовсе не означает общего безразличия к малышу. Напротив, родительская любовь и доброжелательность — необходимые условия его воспитания, и они не должны зависеть от конкретных успехов и достижений крохи. Взрослые должны стремиться избавить малыша от необходимости самоутверждаться и доказывать свое превосходство. Он должен постоянно чувствовать уважение к себе и доброжелательность окружающих. Только тогда маленький человечек будет ощущать уникальность, бесценность своей личности, и не будет нуждаться в постоянных поощрениях и сравнениях с другими.
В практике дошкольного воспитания распространены и широко используются конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания
Но обидчивым детям лучше не играть в такие игры, поскольку все они направляют внимание на собственные качества и достоинства, порождают ориентацию на оценку окружающих и, в конечном итоге, — неоправданные ожидания и обиды
Для преодоления обидчивости главное — показать ребенку, что оценка и отношение других — далеко не самое главное в его жизни и что другие дети имеют свои интересы и желания, а вовсе не сосредоточены на его персоне. Они не выражают свое пренебрежение, а просто занимаются своим делом (играют, строят, разговаривают).
Конечно, объяснять все это на словах дошкольнику бесполезно
«Сдвинуть» ребенка с такой «фиксированное» на себе можно, открывая ему новые интересы, переключая его внимание на творчество, созидание и полноценное общение. Такие традиционные занятия, как рисование, лепка, конструирование, открывают богатые возможности для этого
Малыш должен испытать удовольствие от самого процесса рисования или игры — не потому что он делает это лучше всех, и его за это похвалят, а потому что это интересно, особенно если все делать вместе с другими. Интерес к сказкам, песенкам, рассматриванию картинок тоже отвлечет ребенка от мыслей о себе и об отношении к нему окружающих. Другие дети должны стать для него не источником обиды, а партнерами по общему делу. Главной задачей является привлечение внимания ребенка к другому человеку и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Он должен понять, что другие дети существуют вовсе не для того, чтобы уважать или не уважать его
Для этого важно создавать ситуации и организовывать игры, в которых дети могут пережить общность и сопричастность друг с другом в реальном взаимодействии. Это прежде всего ролевые, хороводные игры, простые игры с правилами и т.д
Подобные занятия дают возможность обидчивому ребенку видеть в сверстниках друзей и партнеров. Именно такие отношения порождают сочувствие, сопереживание, умение радоваться чужим успехам и помогают избежать обиды.
Конечно, все это, особенно на первых порах, требует от взрослых участия, а значит, времени и сил. Но следует помнить, что дошкольный возраст (до 6-7 лет) — этап чрезвычайно интенсивного формирования личности, самосознания и отношения к окружающим. В этот период еще возможно снять фиксацию на себе и преодолеть различные трудности в отношениях с другими, в том числе и обидчивость. По мере взросления ребенка сделать это будет все труднее…
Елена Смирнова
Зав. лабораторией психологии детей дошкольного возраста Психологического института РАО,
профессор, д. психол. н.
Как помочь ребенку правильно общаться со сверстниками
Когда ребенок входит в коллектив, самым важным для него становится мнение сверстников
Так же, как и для взрослого, для него важно быть заметным, интересным и востребованным. Но это удается далеко не всем детям
Как взрослые могут помочь детям общаться правильно:
- отвечать на вопросы детей о поведении в компании ровесников;
- стимулировать активное взаимодействие с другими детьми на детских площадках, праздниках или в гостях;
- не критиковать поведение в присутствии сверстников;
- выяснить, не обижают ли детей в детском саду или в школе;
- больше узнать об их взаимодействии с педагогами и одноклассниками;
- помогать детям развивать навыки самопрезентации.
Часто родителей огорчает факт, что их дети не умеют общаться, и с ними никто не дружит и даже обижают сверстники. Если испробованы все средства, а проблема не решается, то следует подумать о консультации психолога или о смене коллектива. В некоторых случаях причины трудностей взаимодействия с другими детьми берут свое начало в семьях. Если в семье недостаточно гармоничные отношения, часто происходят ссоры, конфликты, родители склонны к насилию или имеют какую-либо зависимость, то проблемы у детей вполне вероятны.
Дружная семья, в которой близкие люди всегда поддерживают друг друга, будет хорошей опорой для детей. Ведь семья является моделью общества, так же, как детский сад и школа. Но не все семьи гармоничны, и это негативно отражается на детях
Поэтому важно учить их правильно общаться с любыми детьми и стараться их понимать. Если взрослые внимательны к их внутреннему миру, не игнорируют проблемы и стараются помочь, то таким детям будет проще познавать все многообразие окружающего мира и общаться с другими людьми
Правила этикета
Прежде всего, правила общения в интернете подразумевают уважение собеседников. Вдобавок в ходе коммуникаций необходимо следовать здравому смыслу. Собственную позицию отстаивать можно и нужно, но без оскорблений других «рунетчиков».
Правила общения в сети интернет практически не разнятся с правилами, принятыми в «реальной» жизни. Сетикет включает отсутствие флуда, компетентный ответ, тактичность, правдивую информацию. Таким образом, сетевой этикет является всего-навсего правилами хорошего тона, принятыми в культурном развитом обществе и имеющими некоторые особенности.
Обезличенность интернет коммуникаций приводит к тому, что часто пользователи забывают, что взаимодействуют с живыми субъектами. Довольно проблематично взаимодействовать с индивидом, которого нельзя услышать и увидеть. Дабы решить эту проблему был создан нетикет.
Часто установленные нормы поведения в различных интернет-сообществах обусловлены целью проекта, его направленностью, техническими ограничениями. Существуют также такие веб-порталы, на которых правила этикета общения в интернете сродни формальному уставу.
Границы рассматриваемых предписаний коммуникативного поведения довольно размыты и растяжимы. Поскольку главной целью сетевого взаимодействия является упрощение коммуникативного взаимодействия.
Под нарушением правила общения в интернете подразумевают:
– клевету;
– отклонение от заданной темы;
– рекламу чужого контента, распространение спама;
– оскорбления других пользователей;
– преднамеренную дезинформацию;
– плагиат.
Правила общения в интернете условно подразделяются на 3 категории: психологического характера (эмоциональные), административного и технического.
Первая категория включает использование смайлов (эмоджи), поддержка либо игнорирование новых участников.
Административные интернет предписания подразумевают порядок цитирования, следование обсуждаемой теме либо направленности сайта, группы, форума, допустимость рекламы. Также сюда относится и допустимость флейма (вербальных перепалок) между пользователями.
Технические стандарты подразумевают длину строк, ограничение в используемом количестве знаков при написании послания, транслитерацию. Также к этим нормам относится и допустимость печатания только заглавными литерами, расширенное форматирование.
Каноны корректности и учтивости в виртуальном пространстве практически сходны с действующими предписаниями в социуме. Следовать стандартам сетикета надлежит всем «посетителям» киберпространства. В интернет сообществах в почёте умение «выслушать» пользователей, отсутствие грубости, оскорблений, беспардонности, наличие вежливости.
Общепринятыми нормами тоже считаются ограничение объёма написанного сообщения, неиспользование режима «Caps Lock», сведение к минимуму сленга, грамотность послания.
Ниже приведено несколько общих норм сетикета, помогающих юзерам киберпространства достигать взаимопонимания. Прежде всего, нетикет подразумевает учтивость, тактичность и внимательность. Поскольку интернет коммуникации хоть и являются взаимодействием на расстоянии, всё равно это контактирование с живыми людьми. Поэтому надобно использовать приветственные слова, выражать благодарность другим собеседникам.
Не нужно тратить время участников беседы впустую, следует избегать лишних фраз.
Помимо того, правила сетикета обуславливаются ситуацией взаимодействия. Например, в чатах или на форумах пользователи могут вести себя свободнее, нежели участники тематических семинаров, конференций.
Перед отправкой сообщение нужно вычитать, безграмотность не приветствуется и при интернет взаимодействии тоже.
Не следует пытаться учить оппонентов, «прессинговать» их в моральном плане, не рекомендуется игнорировать сообщения от товарищей или незнакомых лиц.
Свою позицию следует отстаивать, не опускаясь до брани, личных оскорблений.
Хорошим тоном считается оказание помощи новичкам в виде подсказок, объяснений, советов.
Особенности невербального общения
Наибольшим значением при коммуникациях обладают наиболее сложные для самоконтроля положения тела, головы, рук и плеч. Именно в этом и заключаются особенности невербального общения в процессе беседы. О напряжении свидетельствуют поднятые плечи. При расслаблении они опускаются. Опущенные плечи и поднятая голова, зачастую, указывают на открытость и установку на успешное решение проблем. Поднятые плечи в сочетании с опущенной головой являются знаком неудовольствия, замкнутости, опасения, неуверенности.
Показателем любопытства и заинтересованности служит склоненная вбок голова, а у прекрасной половины данный жест может выражать легкий флирт или заигрывание.
Многое об индивиде в ходе беседы может рассказать выражение его лица. Искренняя улыбка указывает на дружелюбие, позитивный настрой. Недовольство или замкнутость выражают плотно сжатые губы. Изгиб губ как бы в усмешке говорит о сомнении или сарказме. Также немаловажную роль в невербальном общении играет взор. Если взгляд устремлен в пол, то это демонстрирует страх или стремление прекратить коммуникационное взаимодействие, если в сторону, то говорит о пренебрежении. Подчинить волю собеседника можно при помощи долгого и неподвижного прямого взгляда в глаза. Подъем головы в соединении с взглядом вверх означает желание паузы в беседе. Понимание выражает небольшой наклон головы в совмещении с улыбкой или ритмичное кивание головой. Легкое движение назад головой в комплексе с насупленными бровями свидетельствует о непонимании и необходимости повторить произносимое
Кроме этого, довольно важной особенностью невербального общения является умение различать жесты, говорящие о лжи. Ведь, чаще всего такие жесты выражаются бессознательно, поэтому их довольно трудно контролировать индивиду, намеревающемуся солгать
К ним относят прикрытие рукой рта, прикосновение к ямочке под носом или непосредственно к носу, потирание век, отведение в пол или в сторону взгляда. Представительницы прекрасного пола, когда врут, нередко проводят под глазом пальцем. Почесывание области шеи, касание ее, оттягивание воротничка рубашки является также признаком лжи. Большую роль в оценке искренности партнера по коммуникации играет положение его ладоней. Например, если собеседник, протягивая одну ладонь или обе, раскрывает их частично или полностью, то это говорит об откровенности. Спрятанные же руки или и неподвижные собранные свидетельствуют о скрытности.
Невербальные и вербальные средства общения
Коммуникативным взаимодействием или общением именуют довольно сложный многогранный процесс вначале установления, а затем развития между индивидами контактов, вызываемый необходимостью совместной деятельности и охватывающий обмен сообщениями, выработку общего направления или стратегии взаимодействия и восприятие с последующим пониманием другого субъекта. Коммуникативное взаимодействие состоит из трех компонентов:
- Коммуникативный, представляющий непосредственно обмен информацией между общающимися людьми;
- Интерактивный, заключающийся в организации между субъектами взаимодействия;
- Перцептивный, состоящий в процессе восприятия индивидуумами друг друга и в установлении взаимопонимания.
Коммуникативное взаимодействие может быть речевым и невербальным. В процессе повседневной жизнедеятельности индивиды разговаривают с множеством людей, употребляя при этом и вербалику, и невербалику. Людям речь помогает делиться знаниями, мировоззрениями, заводить знакомства, налаживать социальные контакты и др. Однако без использования невербальных и вербальных средств общения речь будет сложна для восприятия.
Особенности невербального общения и вербального взаимодействия состоят в использовании различных инструментов принятия и анализа поступающих данных в ходе коммуникаций. Так, для восприятия информации, передаваемой словами, люди применяют интеллект и логику, а для понимания невербального общения они используют интуицию.
Вербальное общение подразумевает под собой понимание того, как именно воспринимается речь партнером по коммуникации и какое воздействие на него оказывает. Ведь речь является одним из основополагающих средств межличностных коммуникаций.
Для человеческого индивида явление начинает существовать в полном смысле тогда, когда оно наименовано. Язык – это универсальное средство людского взаимодействия. Он является базисной системой, с помощью которой люди шифруют информацию и важнейшим коммуникационным инструментом. Язык считается «могучей» системой шифрования, однако наряду с этим он оставляет возможности для разрушения и создания барьеров.
Слова делают понятным значение явлений и обстоятельств, они помогают выражать индивидам мысли, мировоззрение и эмоции. Личность, ее сознание и язык неразрывны. Зачастую язык опережает течение мыслей, а нередко вообще им не подчиняется. Индивид может что-то «ляпнуть» или систематически «трепать языком» при этом, практически не думая о том, что формирует своими высказываниями определенные установки у социума, направляет их к конкретному реагированию и поведению. Здесь можно применить поговорку – «как аукнется, так и откликнется». При верном употреблении слов можно управлять таким откликом, прогнозировать его и даже формировать. Искусством грамотного употребления слов владеют многие политики.
На каждой ступени коммуникационного взаимодействия возникают преграды, мешающие его эффективности. В ходе взаимодействия нередко возникает иллюзорность взаимопонимания партнеров. Такая иллюзия обусловлена тем, что индивиды пользуются одинаковыми словами с целью обозначения абсолютно разных вещей.
Потери данных и искажение информации происходит на каждой стадии коммуникации. Уровень таких потерь обуславливается общим несовершенством человеческой языковой системы, невозможностью точно и полностью трансформировать мысли в словесные структуры, личными установками и стремлениями (желаемое воспринимается за действительное), грамотностью собеседников, словарным запасом и прочим.
Межличностные коммуникационные взаимодействия, преимущественно, осуществляются посредством использования невербальных орудий. Невербальный язык считается более богатым в сравнении с вербаликой. Ведь его элементами являются не словесные формы, а мимика, положения тела и жестикуляция, интонационные характеристики речи, пространственные рамки и временные границы, символическая коммуникативная знаковая система.
Зачастую, невербальный язык общения – это результат не преднамеренной поведенческой стратегии, а следствие подсознательных посылов. Именно поэтому его весьма сложно подделать. Индивид воспринимает неосознанно мелкие невербальные детали, считая такое восприятие «шестым чувством». Часто люди бессознательно отмечают несовпадения между произнесенными фразами и несловесными сигналами, вследствие чего начинают не доверять собеседнику.