Психология и воспитание ребенка 2–3 года

Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»

Юлия Борисовна Гиппенрейтер (25 марта 1930) – советский и российский психолог, профессор, доктор психологических наук. Специалист в области экспериментальной и детской психологии, детско-родительских отношений.

Ее книга «Общаться с ребенком. Как?» впервые вышла в 1995 году и сразу стала бестселлером. С тех пор много раз переиздавалась, а в 2008 году вышла вторая часть этой серии «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» Сейчас обе книги объединены с еще одной в сборнике «Самая важная книга для родителей».

И все-таки именно первая книга особенно важна. Ведь она запустила гуманистический подход в воспитании, когда в большинстве семей преобладал авторитарный стиль. Книга поделена на уроки. Научная основа сдобрена яркими примерами, что упрощает восприятие материала.
В этой книге вы найдете:

  • важные ключи к пониманию детей;
  • советы, как говорить о своих чувствах;
  • узнаете, как помогать ребенку, но не жить за него;
  • как приучать дитя к ответственности и самостоятельности;
  • поймете, что любые ошибки еще не поздно исправить.

Прочитать описание и приобрести книгу можно здесь.

Особенности воспитания ребенка от 1 года до 3 лет

В этом возрасте дети любознательны. Учатся ходить, разговаривать, познавать окружающий мир, где много интересного, непонятного для маленького человечка. Главное, чтобы кроха рос, воспитывался полноценной семьей, поскольку начинает понимать отличия между матерью и отцом. Поведение, характер малыша выстраивается с учетом поведения его родителей.

Кроха начинает развиваться интеллектуально

Поэтому важно уделять ему больше времени. На помощь могут прийти интерактивные игрушки

Важно задействовать мелкую моторику. Можно дать малышу кубики, конструктор, карандаши. Если капризничает, не проявляет интерес к игрушкам, не нужно кричать, старайтесь вести спокойно, сдержанно. Иначе может появиться плохая ассоциация и малыш не притронется к игрушкам.

С 1,5 лет начинается важный процесс— приучение детей к горшку. Если кроха продолжает писаться в штаны не ругайте его. В 2–3 года у малыша проявляется интерес к сверстникам. Как правило, дети знакомятся в садике, играя на улице. Стоит способствовать этому процессу, помогая налаживать контакты с детьми, поскольку впереди долгая жизнь, которая строится на общении.

Можно понемногу знакомить детей с навыками этикета. Малыш должен иметь представление о правилах гигиены, учиться застилать кровать, складывать игрушки, вещи.

Согласно психологии воспитания детей, в этот период малыш выполняет следующие действия:

  • повторяет слова и действия взрослых;
  • активно учится разговаривать, запоминая новые слова, пытаясь вникнуть, участвовать в разговоре взрослых;
  • проявляет интерес к окружающим предметам, стремясь понять их назначение и смысл;
  • знакомится с общественными нормами поведения;
  • активно фантазирует, совершая непредсказуемые поступки;
  • принимает спонтанные решения.

Родители должны быть терпеливыми и сдержанными, не пытаться подавлять желания и интерес малыша, помогать крохе познавать окружающий мир, проявляя любовь, заботу. Если кроха сделал что-то впервые, отличился хорошим поведением, похвалите. Если речь идет о безопасности, здоровье малыша, необходимо показывать твердость, строгость.

Чтобы улучшать память и речь малыша, чаще читайте крохе сказки, стихи. Несмотря на то, что он начинает познавать родной язык, будет полезно параллельно начать изучать иностранные языки.

От 1 до 3 лет у детей наблюдается нестабильное психологическое состояние, которое проявляется плаксивостью, агрессиями, истериками

Родителям важно уметь преподносить любую информацию в игровой форме, чтобы снять давление, напряжение, стресс

Нередки ситуации появления психологической травмы, вызванной стрессами, истериками, депрессиями. Самостоятельно справиться с таким состоянием тяжело, лучше прибегнуть к помощи психологов. Периодические сеансы снимут истерические припадки, нормализуют эмоциональное состояние крохи.

Развитие ребенка в период беременности

На шестой неделе развития первоначально бесполый зародыш, в
результате законченной дифференцировки органов, превращается в
зародыш мужского или женского пола. Тревоги и опасения матери по
поводу пола ее будущего ребенка, желание иметь ребенка строго
определенного пола по хорошо налаженному каналу гормональной
связи передаются в формирующийся мозг плода и на всю жизнь
оставляют в нем следы, способные стать источником серьезных
психологических проблем ребенка в будущем.

С третьего до начала седьмого месяца беременности происходит
развитие функций и систем, которые позволяют плоду выжить к
моменту рождения. В этот период плод наиболее уязвим для вредных
влияний: инфекционные заболевания матери, прием сильнодействующих
лекарств, алкоголя, стрессовые ситуации, нежеланность ребенка
— все это предвестники будущих психических и психологических
проблем малыша.

К началу седьмого месяца плод приобретает способность к выживанию в
воздушной среде — с этого момента его нередко называют уже
ребенком. К этому моменту ребенок, находящийся внутри материнского
организма, уже слышит все, что происходит за его пределами. Если
у матери на чей-то голос выделяется гормон
беспокойства (адреналин), учащается сердцебиение, то есть, появляются
гормональные и физиологические признаки страха, все это вместе с
ней испытывает и плод. Тревога и страх матери, передавшись
младенцу, формируют у еще не появившегося на свет ребенка страх
перед тем миром, в который ему придется выйти.
И наоборот, спокойствие и уверенность матери в себе, общение с
любящими родственниками и друзьями, обращающими к будущему члену
семьи теплые и ласковые слова, вызывают у еще не родившегося
ребенка ощущение безопасности того мира, который скоро станет для
него родным.

До сих пор не существует однозначного ответа на вопрос, какие
механизмы «запускают» процесс родов. Но то, в какие сроки, в какой
форме произойдут роды, какими они будут по скорости и т.д., имеет
большое значение для будущего психического развития человека.
Но это — тема отдельного разговора.

Что делать, если у ребенка появились страхи?

Детская психика в таком возрасте очень уязвима, особенно под влиянием внешних факторов

Родителям в этот сложный момент важно быть максимально внимательными и терпеливыми по отношению к своему чаду. Наблюдайте за ним, смотрите, как он проводит досуг, и как меняются его предпочтения

Очень важно психологически не давить на ребенка, не кричать и не реагировать на капризы и частые смены настроения. Дайте своему малышу почувствовать себя взрослым, и научите самостоятельно принимать решения. Это придаст ему больше уверенности в своих силах.

Если негативное эмоциональное состояние ребенка усугубилось появлением страхов, то наилучшим вариантом будет обратиться к психологу. В настоящий момент в каждой школе есть штатный психолог, который может прийти вам на помощь.

При этом вы можете самостоятельно пообщаться с вашим малышом, постараться выяснить что именно его беспокоит. Для анализа страхов и внутриличностных проблем детей зачастую используют проективные методики. 

Проективная техника работы со страхами у детей

Попросите ребенка нарисовать свой страх

Обращаю ваше внимание, что в это время одному из родителей обязательно присутствовать рядом. Чтобы ребенок не испытывал сильное нервное напряжение

Не стоит подшучивать или высмеивать его рисунок. Для ребенка его страх реален и вызывает бурю переживаний. Отнеситесь к этому серьезно! Проявите любовь и поддержку.

После того как ребенок закончит, попросите его рассказать, что он нарисовал. Что именно его пугает? Как он считает, что можно сделать, чтобы победить этот страх (это чудище)? Варианты вопросов зависят во многом от рисунка и состояния ребенка. То, что ребенок нарисует может раскрыть дополнительную информацию о проблеме.

После того, как вы провели анализ. Необходимо уничтожить данный рисунок. Можно провести это как некий ритуал. Например, мы рвем твой рисунок и страх уходит вместе с ним из твоей жизни! Или под присмотром взрослых, сжечь рисунок. Во время уничтожения сделайте акцент на том, что страх можно победить. Приободрите своего малыша, поддержите его. Ведь он проделал огромную работу над собой!

Это краткое описание одной из техник работы со страхами у детей. Однако если вы чувствуете, что не способны дать поддержку своему ребенку во время проведения, то лучше обратитесь к специалисту. 

Как справиться с детским кризисом?

Кризис семи лет имеет и свои особенности. Ребенок начинает отказываться от детских игр и развлечений. Ранее любимые игрушки перестают быть интересными. Начинается осознанное непослушание и желание высказать свою позицию, появляется упрямство и начинаются капризы, споры со взрослыми и копирование их поведения

Тут важно не упустить момент и вовремя обратить внимание на смену поведения и новые повадки

Более ярко кризис 7-8 лет проявляется у девочек. В этом возрасте становится более заметна разница в поведении мальчиков и девочек. Юные леди начинают манерничать и копировать повадки мамы. Речь становится более эмоциональной, а предложения строятся с помощью прилагательных. На фоне этого появляется первая конкуренция между малышами младшего школьного возраста, зависть и возможные конфликты. В этом возрасте девочки начинают больше уделять внимания своему внешнему виду. Постарайтесь дать дочери больше свободы в выборе вещей и школьных принадлежностей, следите за тем, что сейчас актуально и пользуется популярностью у девочек.

Кризис 7 — 8 лет у детей: советы психолога

Если вы видите, что поведение ребенка выходит из-под вашего контроля постарайтесь вовремя предпринять меры.

Поддерживайте своего ребенка, и тогда с кризисом будет легче справиться и ему, и вам.

Психология детей дошкольного возраста

Это период, когда ребенок отдаляется от семьи и устанавливает связь с окружающим миром. Основной тип деятельности в дошкольном возрасте — это игра. Именно через игру дошкольник пытается моделировать ситуацию и учится ориентироваться во внешнем мире. В сюжетно-ролевой игре малыш эмоционально, а потом и интеллектуально осваивает всю систему человеческих взаимоотношений. Ребенок берет на себя роль мамы или врача и символично пытается сымитировать поведение взрослого. Он плачет, как пациент, или наказывает дочку, как мама. От того, что он действует по правилам, малыш получает удовольствие. Для игр дошкольнику нужен товарищ. Так моделировать ситуацию получается гораздо лучше. Поэтому в этом возрасте дети стремятся быть в коллективе. Они остро нуждаются в ровесниках.

Дошкольники связывают свои движения с окружающим миром. В этот период они начинают увлеченно рисовать. Их первые каракули постепенно приобретают для них смысловое значение. Дети дают названия своим творениям. Хотя обнаружить связь между нарисованным и названием взрослому трудно, для малыша она есть. И это признак изменения в мышлении ребенка. Если раньше ему нравились движения сами по себе, сейчас он их связывает с окружающим миром. Пытаясь точнее отобразить предмет, малыш овладевает моторной координацией. Таким образом, занятия рисованием стимулируют интеллектуальное, психическое и физическое развитие детей.

Основные признаки кризиса

  • Перепады настроения, вспыльчивость. Малыш становится раздражительным, любая мелочь может вызвать целую бурю эмоций. Вроде бы столь милый и добрый ребёнок неожиданно перестаёт таким быть и позволяет себе грубости даже по отношению к незнакомым людям.
  • Эмоциональность. Интенсивность проявляемых чувств порой несоразмерна ситуации, обстоятельствам. По крайней мере, так оценивают, воспринимают взрослые. Для маленького человечка же даже упавший осенний лист с дерева может показаться трагедией.
  • Манерность. Моментами напоминает шута, который кривляется. Таким образом он хочет показать, что вырос и вполне умеет себя вести так, как полагается зрелому человеку.
  • Неуверенность. Теряет устойчивость, так как обычная похвала по мелочи, да ещё и не заслуженная, может перестать устраивать. Также переживает, что другие дети лучше, чем он, им больше удаётся, они красивее, умнее и так далее.
  • Самостоятельность. Отказывается держаться за руку, проявляет желание попробовать какие-то запретные напитки или еду. Например, заявляет, что тоже хочет пить кофе по утрам. В общем, стремится делать дела, которые только подчеркнут его независимость.
  • Фобии. Неожиданно начинает бояться того, что раньше не вызывало страха. Например, у некоторых возникают даже навязчивые состояния на тему смерти, либо переживания по поводу будущего, вероятности неудачи и прочее.
  • Замкнутость. Весёлый и общительный, резко замыкается в себе, отказываясь, порой разговаривать не только с посторонними, но и с близкими людьми.
  • Ложь. На самом деле то, что говорит ребёнок, не является результатом его осознанной лжи. В этот период он просто настолько активно начинает фантазировать, что порой сам путается, где реальность, а где вымысел. Ему может настолько чего-то сильно хотеться, что будет выдавать желаемое за действительное.

Это интересно: Кто такой человек манипулятор: делимся опытом

Начальная школа

Один из сложных периодов в детской жизни – начальная школа. Если ваш малыш посещал детский сад, адаптироваться в новой среде ему будет проще. Детям, пришедшим в школу из уютной домашней обстановки, тяжело налаживать контакты со сверстниками, заводить друзей. Однако это не повод расстраиваться. Применяйте правило: «Начальная школа – это детский сад, только с домашним заданием».

С началом занятий у малыша изменится распорядок дня. В летний период родители должны постепенно готовить ребенка к новым правилам, исключить дневной сон. В школе ребята учатся самостоятельности, прилежанию, труду. Прививайте эти навыки малышу постепенно. Неизбежны конфликты между учениками: в этот возрастной период ребята стараются показать свое превосходство над сверстниками, хвастаются старшими братьями и сестрами. Произошла ссора? Позвольте ребенку решить ее самостоятельно. Вмешаться можно только при затянувшемся конфликте либо систематических нападках на ваше чадо. Не вмешивайтесь в процесс обучения постоянно, доверьтесь учителю, у которого есть специальное образование и опыт работы со школьниками.

Одно из параллельных слов, идущих рядом с ребенком-школьником, – труд. Ребенок должен понимать, что для получения хороших оценок нужно трудиться, внимательно слушать учителя, отвечать на вопросы. Родители, жалея свою кровиночку, выполняют домашние задание за ученика. Не нужно этого делать. Ваша задача — помочь, а не сделать работу за него.

В психологии воспитания ребенка встречается такое понятие как темперамент.

Воспитывая малыша, необходимо найти индивидуальный подход к нему как к личности

Важно подобрать увлечение, соответствующее его характеру. Применять навыки, полученные вне школы, например, в кружке биологии, ИЗО ребенок сможет и на уроках.

У детей-школьников часто начинают вырабатываться привычки. Малыш начинает ложиться спать в одно и то же время, завтракает до ухода в школу, приходя с улицы, моет руки. Но не все привычки хорошие. Мальчики, а иногда и девочки в возрасте 7-8 лет начинают курить

Важно не кричать! Заметили, что ребенок курит, почувствовали от него запах сигарет — расскажите про вред курения. Покажите в интернете картинку легких курильщика, расскажите о заболеваниях, которые вызывает пагубная привычка, доступным ему языком

Психологическое воспитание детей – наука, требующая много сил и времени. Проводите с малышом свободные часы, тогда он не будет чувствовать себя одиноким, доверится вам, в трудную минуту спросит совет. Будьте для своего ребенка лучшим другом!

Автор статьи
Алёна Кириленко

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

Подбор литературы: рекомендации

В чем состоит ценность книг, написанных детскими психологами — произведения содержат практические рекомендации воспитания детей разного возраста, прошедшие практическую проверку

Большинство изданий концентрируют внимание на конкретной возрастной категории малышей. Например, для 1–2 лет подходящими являются издания, описывающие определенные типы психологического и психического развития малышей, для 2–3 лет — понятия поменяются

Произведения о психологии детей созданы в целях упорядочения мыслей взрослых, упрощения воспитательной процесса.

Детское воспитание — процесс, связанный со сложностями разных этапов взросления. Каждый имеет свои особенности. К 3–4 годами малыши начинают сознательно относится к себе, своей личности. Дети нуждаются в общении со сверстниками, осознают себя частью коллектива. Малыш 4–5 лет хочет получить больше свободы действий, проявляет творческие умения. В этом возрасте происходит формирование этического понимания.

Взрослым желательно знать нюансы становления детской личности для создания малышу условий полноценного развития. Литература по детской психологии всегда актуализируется согласно новым открытиям ученых. Поэтому родителям рекомендуется регулярно пополнять библиотеку новыми изданиями.

При воспитании школьников 8–10 лет специалисты советуют ознакомиться с книгами психотерапии, которые помогают положительно настроить ребенка к учебному процессу, коллективу, педагогам. Малышу следует понять — школа поможет ему в физическом и умственном развитии. Следует иметь ввиду индивидуальность каждого ребенка, поэтому рассчитывать только на детскую литературу мало. Взрослым необходимо прислушиваться к малышу, чтобы правильно направить его энергию.

Изучая произведения по развитию детей, родители получают полезные советы, которые могут быть применены сейчас или в будущем. Читать книги по психологии детей полезно и интересно, поскольку сведения раскрыты в доступном формате, без сложных замысловатых словоформ.

Свойства памяти

Для памяти характерно развиваться непринуждённо, осознанно. Дети легко усваивают школьную программу, вызывающую интерес, оформленную в виде игры, связанную с красочными наглядными картинками или образами. Заметно выделяется развитость механической памяти, которой дети пользуются для заучивания текстов, заменяя процесс понимания и усвоения школьного материала. Если в начальной школе объёмы информации маленькие, и механическая память способна с ними справиться, то в средних классах её будет недостаточно. Это приведёт к существенным затруднениям, так как учебная программа увеличится и усложнится. Поэтому правильным будет улучшение смысловой памяти. Она позволит научиться использовать огромное количество приёмов запоминания. И мыслительная деятельность станет неразрывно связанной со смысловой памятью.

Рекомендации по развитию:

  • заучивание стихов;
  • чтение и пересказ прочитанного, услышанного;
  • перечисление предметов, показанных на картинке;
  • обучение танцам, прочим играм на движения.

Значение детской психологии

«Все мы родом из детства», ведь сценарий человеческой жизни закладывается именно в самые ранние годы жизни человека

Предыдущий этап развития ребенка всегда накладывает отпечаток на следующий, поэтому очень важно изучать и уделять внимание самым ранним периодам становления его личности

Каждый этап детского развития имеет огромное значение, т. к. может повлиять на всю жизнь человека

Вот почему так важно «проживать» каждый возраст полностью. У всех возрастных периодов есть свои особенности и возможности, которые нужно максимально использовать и развивать.

К примеру, в младенчестве малыш нуждается в общении с взрослыми, в возрасте одного-двух лет ребенок получает опыт в процессуальной игре (воспроизведение действий взрослых: укладывание спать, кормление, купание кукол, езда на машине). Детям дошкольного возраста необходимы ролевые игры, конструирование, чтение сказок, участие в экспериментировании. Зная эти и другие особенности возраста ребенка, родители и воспитатели обеспечивают развитие у него творческих, умственных и познавательных способностей, уверенности в себе, уважения к окружающим, инициативность.

Кризис 6 лет

Некоторые родители полагают, что чем раньше ребенок пойдет в школу, тем проще ему будет адаптироваться к ее требованиям. Это не так. У дошкольника еще не сформированы навыки, которые позволят ему успешно усвоить школьную программу. В идеале, малыша нужно отправлять в школу после того, как ему исполнится 6 лет, чтобы начало обучения совпало с очередным возрастным кризисом.

Возрастная детская психология 6–7 лет выделяет «кризис первоклассника» — переломный момент, связанный с изменением у ребенка понимания мироустройства и своего места в нем. Основные признаки кризиса:

Появление собственной точки зрения. Малыш уже обладает достаточным багажом знаний, чтобы иметь свои предпочтения и отстаивать их. Это второй важный период отстаивания своей самостоятельности, который нужно разумно поощрять.
Подражание взрослым. Осознав себя как личность, ребенок выбирает ролевую модель — как правило, ей становится родитель. Малыш подражает манере речи, копирует жесты и стремиться повторять действия.
Утрата непосредственности. В дошкольном возрасте дети усваивают правила поведения в обществе. Они понимают, что одни их действия вызывают одобрение, а другие — резко негативную реакцию со стороны взрослых.
Стремление к независимости

Дошкольникам важно осознать свою автономность. Поступив в школу, они должны будут значительную часть дня проводить вдали от родителей и выполнять требования учителя — чужого, но очень важного человека

Необходимо, чтобы у ребенка выработалась первичная самостоятельность, которая позволит ему перенести стресс и не нуждаться в постоянной помощи родителей.
Осознание уязвимости. В 5 лет у детей появляется первичное понимание о смерти и болезнях. Малыш осознает, что однажды родители и он сам перестанут существовать, но еще не может осмыслить этот процесс. Непонимание усиливает страх перед неизвестностью, поэтому дети становятся капризными, специально провоцируют родителей, чтобы убедится в том, что они никуда не уйдут.

Литература по воспитанию сыновей

Ключевой книгой воспитания сыновей считается произведение «Как воспитать мальчика, чтобы он стал настоящим мужчиной». Автором является Е.С. Волков, бывший участником Великой Отечественной войны. Произошедшее наложило определенный отпечаток на восприятие мира писателя, отношение к вопросу воспитания детей.

Волков наблюдал поведение солдат в различных ситуациях. Благодаря наблюдениям, автор сделал вывод о необходимости и пользе книги. Произведение призвано оказать помощь в вопросах развития сыновей.

При воспитании будущего мужчины перед родителями появляется множество вопросов. Особенно сложна ситуация матерей-одиночек. Женщине нужно проявить терпение, постараться избежать ошибок.

Прочитав произведение, меняется взгляд на проблемы воспитания:

  • главные аспекты воспитания;
  • правила поведения будущего мужчины.

Игровая деятельность

Игра для дошкольника в возрасте 5–6 лет приобретает особое значение. Она становится сложнее, продуманнее, приобретает сюжет. Дети учатся играть не по отдельности, а вместе, вписывая в один сценарий несколько ролей. Сюжетно-ролевая игра выполняет роль социального тренинга, учит управлять своими эмоциями, искать компромисс, учитывать желания товарищей по игре.

Сюжеты игр отражают окружающую ребенка действительность. Дети, посещающие детский сад, имеют достаточный набор игрушек для моделирования основных социальных ситуаций. Мальчики и девочки в соответствии со своими предпочтениями могут выбирать любые роли: учитель, пожарный, водитель автомобиля, повар, продавец и многие другие. Также дети часто воспроизводят сюжеты сказок и мультфильмов, с которыми знакомятся в детском саду и дома.

Играя дети уже не просто механически выполняют набор действий. Они меняют свое поведение, подстраиваясь под выбранную роль. Сюжет игры помогает им выразить свои эмоции, развить воображение. Во время игры дети часто не только используют предметы по назначению, но и могут замещать ими недостающими. Например, карандаш может стать волшебной палочкой, кубики — заменить недостающий по рецепту продукт. Так дошкольник учится с помощью воображаемой ситуации прорабатывать реальные варианты взаимоотношений.

Основные функции игры в дошкольном возрасте:

  1. Развитие вербального общения. Общаясь со сверстниками в процессе игры, дошкольники нарабатывают необходимый словарный запас.
  2. Развитие творческих способностей. Игры стимулируют фантазию.
  3. Преодоление эгоцентризма. Ребенок избавляется от упрямого желания настаивать на своем видении, если понимает, что другие дети не согласны с ним и готовы исключить из общей игры.
  4. Развитие произвольности. Потребность координировать действия с действиями других детей развивает волевые процессы.

Чтобы получить от игровой деятельности максимум пользы, взрослым следует только слегка направлять детей, предлагая возможные варианты, но не вмешиваясь в сам процесс игры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector