Скорость мышления

Том Чатфилд «Критическое мышление»

Если нужно изучить критическое мышление по одной книге, выбирайте эту.

Чатфилд представляет абстрактное понятие критического мышления как набор конкретных, всем понятных навыков:

  • оценивать информацию по ее форме: видеть подвохи, противоречия, темные места и умолчания в письменной и устной речи;
  • мыслить логически, понимать законы логики;
  • разбираться в психологии хотя бы на базовом уровне;
  • понимать, как работают когнитивные искажения;
  • грамотно обосновывать свою позицию;
  • принимать решения на основе проведенного анализа. От критического мышления мало толка, если оно никак не улучшает реальную жизнь.

«Если вы набрали больше 40 баллов, поздравляю, — пишет Чатфилд, — вы или очень уверены в себе, или мастер критического мышления (возможно, то и другое). Если ваш результат меньше 20 баллов, не огорчайтесь. Сегодня вам не хватает уверенности, но практика и целеустремленность изменят ситуацию к лучшему».

Приемы эффективного чтения!

Приведенные ниже пункты позволят вам по-новому взглянуть на такую естественную способность как чтение, повысить его скорость и, как результат, скорость своего мышления!

1. Для повышения скорость мышления рекомендуется читать про себя.

Когда люди читают вслух, язык не успевает проговаривать слова настолько быстро, насколько их может воспринять разум. Чтение в слух может значительно замедлить скорость восприятия информации.

2. Необходимо полностью сконцентрироваться на чтении.

Без умения концентрировать внимание человек не может запомнить текст, как бы медленно или быстро его не читал. Концентрацию внимания нужно тренировать

3. Нужно расширить уровень восприятия текста.

В детстве детей учат водить по тексту пальцем, чтобы не потерять место в тексте, где ребенок читает. Но это замедляет мышление – палец не успевает за мозгом! Полезно развивать концентрацию ребенка с самого детства, приучая его повышать скорость чтения и мышления.

4. Полезно заняться тренировкой глаз.

Человек может читать с помощью глаз. Способность быстрее быстро воспринимать, перерабатывать изображение в сигнал и передавать его мозгу – это навык, который можно и нужно развивать.

Постоянное применение описанных ниже приемов позволить эффективно натренировать этот навык:

во время прогулки нужно смотреть на номера машин, проезжающих мимо;
осознанно переключать внимание на самых различных предметах вокруг себя.

Например, внимательно рассмотреть детали на окне, а потом – быстро переключаться на вид за ним. Таким образом быстрое переключение внимания между различными предметами научит быстрее делать выводы и понимать, что происходит “здесь и сейчас”;

слушать спокойную музыку во время чтения.

Это способствует развитию устойчивого намерения²  и сосредоточенности разума человека;

проговаривать вслух скороговорки.

Помимо того что это положительно влияет на дикцию, делает ее четкой, скороговорки учат быстро воспринимать смысл и переключать внимание на новую информацию. Для этого полезно проговаривать несколько скороговорок без паузы

Следование указанным выше правилам, тренировка быстрого чтения со временем научат человека быстрее воспринимать информацию, значительно повысят скорость мышления. Это позволит добиться большего успеха в жизни и будет способствовать самосовершенствованию практика.

Такое разное мышление

Люди часто не думают,а потом думают:почему они не думали,когда надо было думать…

На втором месте по скорости идёт телесное мышление – это способность тела реагировать на внешние обстоятельства. Когда вы поскользнулись на банановой кожуре, именно телесное мышление позволит вам сгруппироваться, чтобы ничего не повредить при падении.

Этот же вид мышления позволяет кошке перекувыркнуться в полёте, чтобы приземлиться на лапы.

Травмы, ушибы и переломы получают люди, у которых слабо развито телесное мышление. И наоборот: у акробатов, жонглёров, борцов этот вид мышления очень развит.

Телесное мышление рекомендуется подключать для решения проблем с материальными объектами. Например, если сломалась механическая вещь, рекомендуется её разобрать и детали покрутить в руках. Телесное мышление быстрее подскажет решение.

Очень хорошо телесное мышление работает в личных отношениях. Прикоснулся к близкому человеку и сразу его почувствовал.

Дальше идёт интуитивное мышление – это автоматическая реакция на повторяющиеся обстоятельства. Например, опытный водитель переключает передачи без участия сознания. Хотя для начинающего водителя переключение передач – это настолько сложно, что нередко новичок бросает руль и начинает переключать передачу обеими руками.

Интуиция хорошо работает в тех случаях, когда человек имеет большой опыт. Так, гроссмейстер начинает партию, практически не думая. Все типовые дебюты давно отработаны и мышления не требуют. Поэтому в игре гроссмейстеров в начале партии фигуры перемещаются так быстро, что новичок даже не успевает понять, что происходит на доске. Только треск стоит от переключения шахматных часов.

Но интуиция хороша только в привычных ситуациях. Как только шахматисты дошли до конца дебюта, дальше наступает пауза, и они начинают скрипеть мозгами – наступило время медленных видов мышления: стратегического и логического.

Стратегическое мышление – это выбор пути в условиях неопределённости. Для работы стратегического мышления человеку нужно видение того, как будут развиваться события и выбор своего места в этих событиях.

Для работы стратегического мышления нужно иметь много информации о том, как протекают те или иные процессы. Шахматисту надо знать много о том, как обычно развиваются шахматные партии, военному стратегу знать много о том, как происходят войны и т.д.

И, наконец, логическое мышление – это вид мышления, который сводится к трём шагам:

  • Собрать факты.
  • Сгруппировать их.
  • Найти причину проблемы.

Логика – это самый медленный и трудоёмкий вид мышления. Для шахматиста – это выстраивание ходов: «Он так, я так. А он потом вот так, а я потом вот так…»

Логика требует серьёзного умственного напряжения, но и результат стоит того – логическое мышление решает любые проблемы. Поэтому всё научное знание основано именно на логическом мышлении.

Включение логического мышление выполняется по определённым правилам: задаём вопрос и выстраиваем логическую цепочку для получения ответа. Как учили в школе: «Скажите, дети, сколько будет триста сорок один умножить на двести пятьдесят шесть? Решаем столбиком. Вася, к доске!»

Когда метод решения уже есть, то проблема легко решается. К сожалению, в жизни готовый метод бывает редко. Проблемы в отношениях не решишь столбиком.

Логическое мышление начинается со сбора фактов и их группировки, а затем находится причина явления. Например:

  • Почему я заболел?
  • Почему упали продажи?
  • Почему от меня ушла девушка?

Жёсткого алгоритма здесь быть не может, но есть некоторые приёмы, помогающие выйти на решение.

Теперь посмотрим, как можно ускорить каждый вид мышления.

Структурирование аргументов

Какие навыки тренирует: умение проверять информацию, мыслить логично и аргументировано.

Есть два вида контента: информационный и убеждающий. Первый просто констатирует факты. Например, статья говорит, что вода – мокрая, а солнце – горячее. Второй вид пытается убедить, что мокрая вода полезна для здоровья или что вы должны купить солнцезащитный крем.

Убеждающий контент глобально состоит из трёх частей: тезиса, посылок и выводов. Тезис – это некое утверждение, например: «Пейте воду – она полезна для здоровья» Посылки – это различные аргументы в пользу тезиса, а выводы – это логичное заключение из аргументов, подтверждающее первоначальное утверждение.

Ваша задача – научиться выявлять в любом контенте эти убеждающие компоненты и проверять их достоверность.

Прочитайте статью или посмотрите видео. Найдите в них тезис, посылки и выводы. Проверьте истинность посылок и логичность выводов. Если в тексте утверждается, что вода полезна для здоровья, то в качестве посылок в ней должны быть ссылки на исследования, а вывод должен указывать, чем именно она полезна, основываясь на работах ученых.

4

Приемы для расширения угла зрения

В процессе чтения имеет значение количество знаков, которые попадают в поле зрения ребенка. Для расширения угла периферического зрения рекомендуется предлагать детям следующие упражнения.

Таблицы Шульте

Таблицы Шульте содержат числа от 1 до 30, которые расположены в хаотичном порядке. Школьникам нужно за 30 секунд отыскать и указать по порядку каждое число. Через несколько дней следует предложить другой вариант таблицы.

См. Онлайн-генератор таблицы Шульте. 

Найди слово

Суть этого упражнения аналогична предыдущему. На листе бумаги нужно в произвольном порядке написать несколько разных, не очень длинных слов. Задание для школьников — как можно быстрее отыскивать на листе слова, которые поочередно будет называть учитель.

Пирамидки слов

Для таких упражнений слова записываются в столбик, начиная со слова с наименьшим количеством букв. Каждое слово делится на две части, которые записывают на некотором расстоянии друг от друга. На каждой последующей строчке это расстояние увеличивается.

Первый — последний

Для этого упражнения можно использовать любой текст. Детям нужно читать только первый и последний слог  в каждой строчке.

Рамка для чтения

Необходимо подготовить полоску картона с прорезью, высота которой чуть больше высоты букв в учебнике. Ширина должна быть небольшой, примерно на 3 – 4 буквы. В процессе чтения ребенок перемещает эту рамочку по тексту. Через определенное время ширину рамки нужно постепенно увеличивать.

Со временем дети запоминают многие слова, которые часто встречаются в текстах, и воспринимают их как единое целое. Они уже не читают такие слова, а называют сразу. Подобное умение заметно экономит время при чтении, поэтому данный навык нужно целенаправленно развивать.

Что такое аналитическое мышление

Способность людей в процессе анализа доступной информации использовать логику и принимать на основе этого окончательное решение является аналитическим мышлением. Этот процесс подразумевает ряд умений:

  • разделять поступающую информацию на составляющие;
  • анализировать как исходные данные в целом, так и отдельные части;
  • компенсировать недостающие информационные элементы с помощью логических выводов.

Аналитические действия в нашей голове делятся на 2 процесса:

  1. Творческий — необходим для поиска новых знаний.
  2. Формальный — проводит анализ, обобщает, делает выводы и закрепляет их в памяти.

Формальный процесс выстроен на общих законах математики и физики, т.е. все материальные объекты и предметы обладают общими свойствами, сходным строением и признаками. Творчество отвечает за те части жизни, которые не поддаются материальным нормам или находятся вне опыта и знаний определенного человека. Например, то, что мы принимаем на веру, — наша интуиция.

Хитрости для быстрого мышления

Двумя полушариями мыслить легче

Первая хитрость – развиваем параллельно оба полушария мозга. Нам необходимо нагрузить логическое мышление и развить творческие способности. В домашних условиях можно решать математические задачи (начните с простых арифметических упражнений или алгебры), а затем некоторое время слушать классическую музыку или рисовать.

Также можно записаться одновременно на курсы изучения работы с компьютером и игры на гитаре (актерского мастерства, вокала). Чередование логических и творческих занятий значительно расшевелит ваш мозг.

Развиваем скорость реакции

Быстрота реакции отражает скорость мышления. Возьмите теннисный мяч и кидайте его в стену одной рукой, ловите другой. Несколько минут в день – и вашей реакции можно будет позавидовать! Также можно использовать различные тесты для проверки объема внимания, такие как корректурная проба.

Используйте карту разума

В течение дня у человека появляется огромное количество идей, развитие которых могло бы дать значительные результаты. Но, как говорится, что не записано – то забыто.

Ведите так называемую карту разума, в которую вы будете включать все свои идеи. Это позволяет структурировать мышление, создать ассоциации и быстрее в них ориентироваться.

Улучшаем кровоток

Чтобы развить скорость мышление, также важно уделить внимание коже головы, мышцам лица и глазам. Массаж кожи головы улучшает кровообращение, насыщает кровь кислородом и улучшает питание мозга

Выполнение круговых движений глазами несколько раз в день расширяет фокус внимания – это позволит охватить больше информации

Гимнастика лица убирает застойные процессы, связанные с мышлением, поскольку мимические мышцы напрямую связаны с эмоциями

Выполнение круговых движений глазами несколько раз в день расширяет фокус внимания – это позволит охватить больше информации. Гимнастика лица убирает застойные процессы, связанные с мышлением, поскольку мимические мышцы напрямую связаны с эмоциями.

Используйте технологии

Существует множество приложений для смартфона, позволяющих развить скорость мышления. Находясь в пробке или очереди, используйте их для улучшения своих мыслительных способностей

Например, игра под названием «Балда» отлично тренирует внимание и скорость реакции

Запаситесь терпением, и уже через месяц выполнения этих нехитрых рекомендаций вы заметите значительный прогресс. Вы станете легче воспринимать новое, с удовольствием заниматься обучением.

Вы будете быстрее принимать взвешенное решение, генерировать новые идеи. Возможно, вы самостоятельно придумаете способы, как развить скорость мышления, подходящие именно вам.

Что тормозит чтение

Попытки научить своего ребенка быстро читать, могут столкнуться с рядом трудностей. Основными из них являются:

  • Артикуляция. Проговаривание прочитанное про себя. Это явление применимо и к большинству взрослых людей. Они поступают таким же образом. Этот эффект – привычка, от которой сложно избавиться.
  • Глаз не имеет достаточный угол обзора. Человек видит только ту область, куда падает его глаз и небольшую область вокруг.
  • Регрессия. Это популярный недостаток, влияющий на скорость чтения.

Все методики скорочтения, снижаю влияние этих факторов, ведет к увеличению скорости чтения.

Ограниченное поле зрения

Широкий угол зрения сокращает поиск нужной фрагмента в тексте. Назывется этот угол полем зрения, которое можно расширить специальными упражнениями – таблицы Шульте

Работы сними способна развить параллельное внимание – символы, которые находятся в поле зрения, понимаются читающим одновременно, а пересчитываются при этом последовательно

Главное при этом смотреть в центр таблицы, а видеть цифры, расположенные по ее краям. При регулярных занятиях, увеличивается скорость чтения, за счет развития периферийного зрения, то есть человек видит больше текста. Маленький угол дает возможность видеть только один фрагмент страницы текста.

Для начинающих читателей

Многие родители пытаются помочь своим детям научиться чтению, учат как могут. Безусловно, за основу они берут букварь или азбуку, благо, что в детских магазинах азбуки продаются во всех вариациях: кубики и таблицы с буквами, азбуки разрезные, говорящие, музыкальные.

Желание родителей понятное и похвальное, но очень важно при обучении чтению не допустить ошибок, которые потребуется потом исправлять переучиванием

Типичные ошибки, осложняющие навыки чтения:

1) Изучение алфавитных названий букв

Правильно будет обучать детей называть буквы звуками: не БЭ, МЭ, ША, ЭР, а коротко Б, М, Ш, Р, в противном случае затрудняется: навык слияния букв в слоги. Ребенок вместо МАМА читает МЭАМЭА Легко ли ребёнку расшифровать такое слово? Конечно же, смысл прочитанного при чтении по буквам часто остаётся для ребёнка непонятным, а сам процесс чтения утомительным и безынтересным.

2) Неправильное обучение слиянию букв в слоги и чтению слогов и слов;

Неправильный подход при обучении:

— М и А будет МА.

— побуквенное чтение: М, А, М, А.

— прочитывание глазами, а затем произнесение слов или фраз, не глядя в книгу.

Правильное обучение навыкам чтения

Ребёнок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго: МММА – МММА; СССОК; РРРАК.

Основной причиной возникновения нарушений чтения и письма многие исследователи считают недостатки произношения детей, которые сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования, поэтому, важно с 5 лет посещать занятия логопеда, не ждать, когда ребенок заговорит правильно. Осваивая навык чтения дети закономерно проходят определенные этапы, которые различаются по психологическому содержанию:. Осваивая навык чтения дети закономерно проходят определенные этапы, которые различаются по психологическому содержанию:

Осваивая навык чтения дети закономерно проходят определенные этапы, которые различаются по психологическому содержанию:

Овладение звуко-буквенными обозначениями

На начальном этапе овладения чтением у детей основная нагрузка падает на процессы декодирования печатного буквенного текста в устную форму. На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка визуальной (зрительной) и аудиальной (слуховой) памяти. Чем лучше зрительное запоминание, тем быстрее ребенок научится узнавать буквы. Чем лучше слуховое запоминание, тем быстрее ребенок научится соотносить буквенное изображение со звуковым выражением.

Послоговое чтение

На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка аналитических и синтетических способностей (анализ и синтез мышления).

Ступень становления синтетических приемов чтения требует от ребенка развитие психических процессов и функций: анализ, синтез, оперативная память, устойчивость, переключение внимания, увеличение поля зрения, общая эрудиция ребенка и развитие речи.

Ступень синтетического чтения – это чтение целыми словами с нарастанием скорости чтения (техника чтения). Эта ступень невозможна без развития вышеуказанных психических процессов, а так же сформированности у ребенка расширенного поля зрения, речедвигательной системы, координации движения глаз, произвольности внимания.

Таким образом, на процесс формирования навыка чтения у детей оказывает влияние общее психическое и физическое развитие. Высокая степень развития внимания, памяти, мышления, речи может стимулировать навык чтения. И наоборот, слабое развитие одной или нескольких психических функций может тормозить успешное формирование этого навыка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector