Диагностика мышления дошкольников
Содержание:
- Методика «ВРЕМЕНА ГОДА»
- Диагностика мышления дошкольников
- Диагностика мышления дошкольников
- Логические операции
- Виды мышления
- Значение
- Суть способностей
- Особенности развития
- Методика «НЕЛЕПИЦЫ»
- Виды мышления
- Диагностика развития мышления у детей в возрасте от 3 до 6 лет. Задания – Психологос
- Похожие файлы
- Методика «РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ»
- У малышей с ЗПР
Методика «ВРЕМЕНА ГОДА»
Цель: определить уровень сформированности синтеза, как операции логического мышления.
Проведение методики:
Ребенку показывают картинку и просят внимательно посмотреть на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время — 2мин — ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, то есть объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано это, а не какое-либо иное другое время года.
Диагностика мышления дошкольников
Мышление одна из высших психических функций и начинает свое становление уже в 2-2,5 года. Формирование данного психологического процесса тесно связано с развитием речи. Какими методами можно изучить мышление дошкольников поговорим далее.
В дошкольном возрасте (3-6 лет) дети как губка впитывают знания об окружающем мире. Чем больше их ареол познания, тем больше характеристик окружающих объектов они знают и больше синонимов могут предъявить.
В дошкольном возрасте из трех описанных видов мышления наиболее развитыми являются первые два, словесно-логическое мышление только начинает развиваться. Именно поэтому в заданиях для дошкольников должны использоваться образы предметов, а не их словесные обозначения.
Методика “Нелепицы”
Методика направлена на выявление понимания ребенком простейших связей, отношений между животными и природой, а также его умения рассуждать логически.
Методика состоит в предъявлении испытуемому картинки, на которой изображены животные в нелепых ситуациях, ребенку необходимо указать на нестыковки, объяснив, что не так, потом нужно рассказать, как правильно должен повести себя тот или иной персонаж. На выполнение задания даётся 3 минуты.
Если за это время ребенок находит все 7 изображённых нелепиц, успевает рассказать, как должно быть на самом деле, — он получает самую высокую оценку, подтверждающую высокий уровень наглядно-образного мышления. Когда испытуемому не удается найти больше четырех нестыковок на рисунке, это говорит о слабо развитом наглядно-образном мышлении.
Творческое задание “Покажи, как двигается, говорит”
В этой методике используются карточки с изображением одушевлённых и неодушевлённых предметов. Для каждого из них ребенку необходимо придумать речь, манеру говорить, язык и способ движения.
После предъявления выстроенных образов происходит оценка: для высокого уровня творческого мышления характерна точность, целостность представленного образа и выразительность его предъявления; на низком уровне образ не передается точно и выразительно.
Творческое задание “Три краски”
Дошкольнику предлагают выбрать три краски, которые подходят друг другу, и заполнить ими лист целиком. Далее спрашивают, на что похож этот рисунок, что он напоминает ребёнку.
Если у дошкольника возникают трудности, разрешается добавить в рисунок недостающие детали. После распознавания образов, скрытых в рисунке, ребенку предлагают придумать к нему как можно больше названий.
Чем больше испытуемый может увидеть образов и придумать интересных названий для изображения, тем лучше развито его творческое мышление.
Благодаря этому упражнению можно не только проводить диагностику творческого мышления, но и развивать фантазию и художественное восприятие.
Творчество, как психологический процесс, многогранно, поэтому требует комплексную диагностику для получения достоверных результатов.
Диагностика мышления дошкольников
В дошкольном возрасте (3-6 лет) дети как губка впитывают знания об окружающем мире. Чем больше их ареол познания, тем больше характеристик окружающих объектов они знают и больше синонимов могут предъявить.
Виды мышления, характерные для дошкольников:
- наглядно-действенное (до 3 лет) – выражается в том, что узнавание свойств предмета происходит через физический контакт с ним,
- наглядно-образное (от 3 до 5 лет) – в данный период малыш уже способен оперировать образами предметов, не имея их под рукой, заменять одни предметы другими в игре,
- словесно-логическое (5–6 лет) – дети учатся оперировать абстрактными понятиями, без использования наглядных пособий, опираясь на рассуждения и доказательства.
В дошкольном возрасте из трех описанных видов мышления наиболее развитыми являются первые два, словесно-логическое мышление только начинает развиваться. Именно поэтому в заданиях для дошкольников должны использоваться образы предметов, а не их словесные обозначения.
Логические операции
В структуру мышления входят операции, наличие которых у ребенка дошкольного возраста подразумевает полноценное психическое развитие. Операции бывают:
- Сравнение – операция, связанная с установлением сходных и отличительных признаков каких – либо предметов. В результате логической операции может появиться классификация;
- Анализ – психический процесс, связанный с разделением сложного предмета на отдельные составляющие его характеристики или части. Следующим этапом анализа становится сравнение;
- Синтез – логическая операция, которая объединяет разобщенные части в одно целое понятие, объект;
- Абстрагирование – мысленное отделение существенных свойств, связей, характеристик объекта от несущественных. Наличие способности к такой операции говорит о появлении у малыша абстрактно – логического мышления;
- Обобщение – операция появляется по мере накопления словарного запаса ребенка, связана с воображаемым объединением явлений, предметов, действий по значительным признакам;
- Классификация – операция мышления, при которой происходит осмысление порядка вещей, явлений, деление их по какому-либо признаку;
- Конкретизация – логическая операция, с помощью которой дошкольник использует замену слова на понятие с более конкретным значением.
Виды мышления
Наглядно – действенное
Такой вид мышления соответствует раннему периоду жизни ребенка (от 1,5 до 2 лет). Этот возрастной этап характеризуется изучением окружающего мира с помощью рук. Малыш разбирает, изучает, иногда ломает игрушки в процессе исследования. Так формируются представления о мире вокруг.
Если активные действия ребенка направлены на изучение окружающих его предметов, можно говорить о наглядно-действенном образе мышления.
Нельзя забывать, что в процессе изучения ребенок способен сломать, повредить и даже пораниться сам. Родителям необходимо поощрять желание познавать новое, но при этом должны быть предприняты меры безопасности.
Наглядно – образное
Следующий этап начинается с 3-4 лет и продолжается до 7 лет. Это не значит, что предыдущий полностью исчезает. Помимо имеющихся навыков исследования окружающей действительности дошкольник мыслит, используя образы. В этот возрастной период проявляется активная способность к рисованию. в ход идут все подручные материалы: от камушков на улице до маминых губных помад на новых обоях.
Рисуя предмет, юный исследователь представляет образ, его существенные признаки, которые остались в памяти, старается передать характерные черты
На этом этапе важно воплощать в действительность появляющиеся в его сознании образы
Творческое
Определяет способность к творчеству – созданию креативных, нестандартных решений. Самостоятельно развивать творческие способности дошкольник не в состоянии, поэтому во многом от желания родителей зависит появление в нём творческого начала.
Важным условием для появления творчества становятся свойственные любому ребенку такие формы психической деятельности, как фантазия и воображение. Нужно создать обстановку, в которой маленькому человечку комфортно будет развивать свои творческие порывы. Виды творчества разнообразны: изобразительное, музыкальное, декоративно – прикладное, хореографическое. литературное.
Пространственное
Этот вид является базой для дальнейшей учебной и, впоследствии, трудовой деятельности. Развивать пространственное мышление нужно для правильной ориентации в пространстве, появления в сознании образов, и умения использовать их при решении задач.
Юным исследователям необходимо помочь правильно воспринимать формы, размеры объектов, расположение их относительно друг друга, движение их в пространстве.
Логическое
Точно так же, как и пространственное мышление, является фундаментом для дальнейшего полноценного интеллектуального развития.
Инженерное
Данный вид мышления приобщает детей к науке, повышает интерес к работе ученых, исследователей, расширяет кругозор через экспериментальную деятельность, конструирование, создает предпосылки к техническому творчеству.
Современные дети большинство информации получают с экранов телевизоров, а не через “руки”. Опыты и эксперименты учат нестандартно мыслить и находить ответ на сложные вопросы.
Значение
Вопрос о том, как развивается детское мышление уже многие годы – предмет научных исследований. В психологии есть три основных этапа детского мышления:
- наглядно-действенная;
- наглядно-образная;
- словесно-логическая.
Значение первой формы мышления, наглядно-действенной, в том, что некоторые ошибки, которые были допущены в развитии ребенка, негативно отражаются на его дальнейшем умственном развитии. Таким образом, наглядно-действенное мышление для маленького человека, вступающего в этот мир, – исходный пункт, который в дальнейшем даст мозгу развиваться и перейти на другие, более сложные формы мышления.
Суть способностей
Творческие способности это такой индивидуальный набор характеристик и качеств человека, благодаря которым он может творчески решить поставленные перед ним задачи.
Творческий малыш может многое
Творческие способности у детей
Список способностей:
- Способность находить ассоциации. Означает, что малыш способен сопоставить и выявить схожие черты, найти взаимосвязи между объектами и/или явлениями.
- Видеть системность. Эта творческая способность подразумевает, что малыш способен видеть объекты или явления не просто как самостоятельные единицы, а в системе. Т.е. понимать, что объектов и явлений существует множество, и они при этом находятся во взаимосвязи между собой.
- Находить противоречия. Кроха, обладающий этой творческой способностью, может находить нестыковки, противоречия, видеть разногласия, которые мешают развитию или достижению поставленных задач. Помимо этого, он способен ещё и предложить способ устранения этих препятствий.
- Иметь воображение. Дети, умеющие воображать, способны на основе имеющихся у них опыта, знаний, видений, путём их новых комбинаций получить что-то новое.
Развитие творчества важный элемент воспитания
Особенности развития
У дошкольников
У дошколят впереди логики логического мышления – «мышление руками».
- Сначала ребенок может понять окончательную цель.
- Затем начинает анализировать конкретные условия поставленных задач.
- И только потом сопоставляет условия задачи с целью, которую нужно достичь.
Так и выстраивается вся цепочка мелких решений, которые приведут к достижению финальной цели.
В раннем возрасте
Важно. Особенность мышления в четыре-пять лет – это совершенная его нестабильность
Вроде ребенок хочет проанализировать все, что видит вокруг себя, сравнивает предметы друг с другом и уже может сделать вывод о их взаимосвязях. Но его суждения о предметах – просто их перечисление.
Дети младшего возраста зачастую действуют неадекватно и не могут критически относиться к себе и своим действиям. Они понимают только конечную цель (вынуть конфету из высокой вазы, поймать игрушечную рыбку), но они пока не осознают, как решить эти задачи. Как только ребенок заговорит, все изменится.
У школьников младших и средних классов
Этот переходный возраст – из детства в юность – важный и сложный этап в развитии ребенка. Возрастают физические возможности: движения и действия более уверенные и разнообразные. Все больше нужны содержательные контакты с ровесниками. В этом возрасте дети общаются по разным вопросам и круг этих вопросов гораздо шире, чем у малышей.
У подростков
С возрастом накапливается жизненный опыт. Подростки рассуждают и способны делать выводы. Они считают себя взрослым. У ребят появляются собственные решения, не всегда правильные и адекватные
На этом этапе родителям хорошо уделять внимание на развитие мышления, не забывая при этом о психологическом климате
Методика «НЕЛЕПИЦЫ»
Цель
: определить уровень сформированности анализа, как операции логического мышления. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Проведение методики
:
Вначале ребенку показывают картинку. В ней имеются несколько нелепых ситуаций. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: « Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано.
Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано. То укажи на это и объясни, почему этот не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Виды мышления
Специалисты выделяют три вида мышления у детей дошкольного возраста: наглядно-действенное, логическое и наглядно-образное.
Наглядно-действенное
«Наглядно действенное мышление, это какой возраст?» — интересуются родители. Этот вид мышления используется малышами преимущественно в возрасте до трёх-четырёх лет. Он связан с практической деятельностью.
Мышление развивать необходимо
Младший ребёнок обязательно:
- посмотрит, как всё устроено;
- разберёт и попытается собрать игрушку;
- откроет и закроет детский ящик;
- бросит и поднимет какую-то вещь.
К сведению. Мышление ребенка этого возраста развивается с помощью этих действий и постепенно переходит на новый уровень.
Малыши любят все разбирать
Наглядно-образное
Наглядно образное мышление у детей дошкольного возраста осваивается после четырёх лет и является преимущественным примерно до семи лет. Дошкольник по-прежнему мыслит во взаимосвязи с практическими действиями, но уже периодически начинает отходить от этой связи. Уже нет обязательной потребности потрогать руками новый предмет. Не требуется постоянной практики в отработке каких-то действий, но ещё сохраняется потребность наглядно представлять или видеть объект, в отношении которого осуществляется действие.
Логическое мышление
Основной период, когда этот вид мышления становится активным, это возраст пяти-шести лет. Ребенок начинает анализировать свои действия, давать им объяснения, становится способным видеть взаимосвязи. Ему уже не нужно видеть предыдущий объект, чтобы выполнить действие.
К сведению. Он способен сопоставить имеющиеся у него знания и практические навыки, провести параллель и выполнить действие с новым объектом. Каждый последующий год эти навыки у ребенка будут совершенствоваться, он будет больше и больше следовать логике.
Логика важная часть развития
Диагностика развития мышления у детей в возрасте от 3 до 6 лет. Задания – Психологос
В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление (оперирование образами), поэтому и задания на диагностику уровня развития мышления должны быть соответствующими. Предлагаемые задания могут также использоваться в качестве развивающих упражнений.
1. Методика «Нелепицы»
Методика направлена на выявление особенностей познавательной деятельности ребенка. Позволяет определить детей с выраженными нарушениями познавательной деятельности. Предназначена для детей 4 – 6 лет.
Для организации обследования заранее готовится картинка:
Инструкция испытуемому
Ребенку предлагается рассмотреть картинку. Через 30 секунд экспериментатор спрашивает: «Рассмотрел?» Если ответ отрицательный или неопределенный, дается еще время. Если утвердительный, испытуемому предлагается рассказать, что нарисовано на картинке. В случае затруднения ребенку оказывается помощь:
– Направляющая. Если побуждающих вопросов оказывается недостаточно, чтобы вызвать активность ребенка, задаются прямые вопросы: «Смешная картинка?», «Что в ней смешного?»
– Обучающая. Вместе с ребенком рассматривается какой-то фрагмент картинки и выявляется его нелепость: «Посмотри, что здесь нарисовано?», «А такое может быть в жизни?», «Тебе не кажется, что здесь что-то перепутано?», «А еще здесь есть что-нибудь необычное?».
Оценка выполнения задания
При оценке учитываются:
а) включение ребенка в работу, сосредоточенность, отношение к ней, самостоятельность;
б) понимание и оценка ситуации в целом;
в) планомерность описания картинки;
1-й уровень – ребенок сразу включается в работу. Правильно и обобщенно оценивает ситуацию в целом: «Тут все перепутано», «Путаница какая-то». Доказывает сделанное обобщение анализом конкретных фрагментов. Фрагменты анализирует в определенном порядке (сверху вниз или слева направо). В работе сосредоточен, самостоятелен. Высказывания емки и содержательны.
2-й уровень – ситуация оценивается правильно, но уровень организованности, самостоятельности в работе недостаточен. В ходе выполнения задания нуждается в стимулирующей помощи. При описании картинки фрагменты выделяются хаотично, случайно. Описывается то, на что упал взгляд. Ребенок часто затрудняется в поиске нужных слов.
3-й уровень – оценить правильно и обобщенно ситуацию ребенок сам не может. Его взгляд долго блуждает по картинке. Чтобы ученик начал отвечать, требуется направляющее участие педагога. Усвоенный с его помощью способ анализа применяется при описании, оценке других фрагментов, но работа идет очень вяло. Активность ребенка приходится все время стимулировать, слова вытягивать.
4-й уровень – дать правильную оценку ситуации ребенок не может. Стимуляцию, направляющую помощь «не берет». Образец анализа, данный педагогом, не усваивает, не может перенести его в новую ситуацию, применить при анализе других фрагментов.
Диагностика развития мышления у дошкольников и младших школьников (от 3 до 10 лет)
Окружающий мир, в который входит ребенок, подбрасывает с каждым годом все более сложные задачки, для решения которых недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать, а очень важно выделять связи, отношения между явлениями. Почему из разбавленной водой глины можно лепить всевозможные поделки, а невлажная глина просто рассыпается? Почему деревянный кораблик не тонет, а железный тут же погружается в воду? Почему помещенный в морозильник фруктовый сок в формочке превращается в фигурный лед?
Почему из разбавленной водой глины можно лепить всевозможные поделки, а невлажная глина просто рассыпается? Почему деревянный кораблик не тонет, а железный тут же погружается в воду? Почему помещенный в морозильник фруктовый сок в формочке превращается в фигурный лед?
Любопытствующие вопросы становятся естественным сопровождением взросления ребенка. Чтобы самостоятельно ответить на них, ребенок должен обратиться к процессу мышления.
С помощью мышления мы получаем знания, которые не могут дать органы чувств. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями.
Результатом мышления является мысль, выраженная в слове. См. →
Похожие файлы
object(ArrayObject)#853 (1) { => array(6) { => string(175) "Использование приёмов ТРКМ ЧП для формирования мыслительной деятельности младших школьников " => string(103) "ispol-zovaniie-priiomov-trkm-chp-dlia-formirovaniia-myslitiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov" => string(6) "186908" => string(16) "nachalniyeKlassi" => string(5) "uroki" => string(10) "1426432996" } }
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «КАК ПОМОЧЬ МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ В ОБУЧЕНИИ?»
object(ArrayObject)#875 (1) { => array(6) { => string(122) "РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «КАК ПОМОЧЬ МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ В ОБУЧЕНИИ?»" => string(60) "roditielskoiesobraniiekakpomochmladshimshkolnikamvobuchienii" => string(6) "334177" => string(16) "nachalniyeKlassi" => string(7) "prochee" => string(10) "1465752140" } }
статья «Особенности развития метапредметных универсальных учебных действий младших школьников в контексте ФГОС второго поколения»
object(ArrayObject)#853 (1) { => array(6) { => string(244) "статья "Особенности развития метапредметных универсальных учебных действий младших школьников в контексте ФГОС второго поколения" " => string(148) "stat-ia-osobiennosti-razvitiia-mietapriedmietnykh-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-mladshikh-shkol-nikov-v-kontiekstie-fgos-vtorogho-pokolieniia" => string(6) "102816" => string(13) "vsemUchitelam" => string(7) "prochee" => string(10) "1402553838" } }
Доклад на тему: » Методы и средства воспитания культуры поведения младших школьников»
object(ArrayObject)#875 (1) { => array(6) { => string(157) "Доклад на тему: " Методы и средства воспитания культуры поведения младших школьников" " => string(91) "doklad-na-tiemu-mietody-i-sriedstva-vospitaniia-kul-tury-poviedieniia-mladshikh-shkol-nikov" => string(6) "244909" => string(16) "nachalniyeKlassi" => string(7) "prochee" => string(10) "1446029664" } }
Из опыта работы. Повышение орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников
object(ArrayObject)#853 (1) { => array(6) { => string(183) "Из опыта работы. Повышение орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников " => string(108) "iz-opyta-raboty-povyshieniie-orfoghrafichieskoi-zorkosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-u-mladshikh-shkol-nikov" => string(6) "218287" => string(12) "russkiyYazik" => string(7) "prochee" => string(10) "1433750238" } }
Методика «РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ»
Ребенку показывают картинку и предлагают следующее задание: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку.
Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены». На выполнение всего задания отводится 3 минуты.
Выполнение детьми предложенных заданий оценивалось по десятибалльной системе, где:
8-10 -высокий уровень
5-7 — средний уровень
0-4 — низкий уровень
Хлюпин Ю.А., Осотов В.Н. Методы диагностирования высоковольтного маслонаполненного силового электрооборудования (Документ)
Костюков В.Н., Науменко А.П. Автоматизированные системы контроля качества и диагностики (Документ)
Развивающая игра логические таблицы (Документ)
Презентация — Психофизиология внимания (Реферат)
Грудянов А.И., Зорина О.А. Методы диагностики воспалительных заболеваний пародонта Руководство для врачей (Документ)
Величковский Б.М. Современная когнитивная психология (Документ)
Клюев В.В Неразрушающий контроль и диагностика. Справочник (Документ)
У малышей с ЗПР
Внимание. У детей с задержкой психического развития (ЗПР) снижена познавательная активность
Здесь несколько особенностей: кто-то медлителен и пассивен, кто-то, напротив, расторможен и многословен.
Если ЗПР имеет церебрально-органическое происхождение, то, как правило, страдают все виды процесса мышления. Но наглядно-действенное бывает менее затронутым. Это связано с тем, что при подобных формах развития замедлено:
- формирование локомоторных функций;
- зрительно-моторной координации;
- наблюдается низкий уровень способности анализа, сравнения и обобщения свойств явлений и предметов.
Такие особенные дети могут рассказать лишь о поверхностных, несущественных качествах, и то не полно и точно. У детей с ЗПР образное мышление появляется позже полутора – двух лет (больше о том, что такое образное мышление, зачем оно нужно, читайте тут, а из этой статьи вы узнаете о методах и техниках его развития).
Дети дошкольного возраста с ЗПР действуют методом проб и ошибок. Для того, чтобы выполнить задачу, им нужна не одна попытка и помощь взрослых. Большие затруднения дети с ЗПР испытывают, когда нужно установить логические связи среди аналогичных понятий.
Дети растут и организация их нервной системы, психики год за годом становится все сложнее. Чтобы мышление ребенка успешно развивалось, нужны не только его способности, но и непосредственное участие и помощь взрослых. Именно они, с их знаниями и жизненным опытом, могут сформировать интерес детей к окружающему миру, развить его мышление и перевести его в следующую фазу.