Развитие мышления
Содержание:
- Какие виды логического мышления бывают
- Как развить логическое мышление
- Задания, активизирующие мозг
- Можно ли развить мышление взрослого человека
- Примеры аналитического мышления
- Полезные развивающие упражнения
- Упражнение 8. Инструкция
- Почему важно развивать образное мышление
- Игры на развитие мышления детей младшего школьного возраста
Какие виды логического мышления бывают
Мышление — процесс обработки полученной информации, которая поступает из внешнего мира. При получении любой информации человек способен представить ее в виде некого образа, представить предмет, когда его нет рядом.
Выделяют следующие основные виды логического мышления:
Наглядно-действенное – в результате решения какой-либо задачи человек способен преобразить ее в своих мыслях, основываясь на ранее приобретенном опыте и знаниях. Поначалу человек наблюдает за ситуацией, затем путем проб и ошибок пытается решить проблему, после этого происходит формирование теоретической деятельности. Этот вид мышления предполагает равное применение теории и практики.
Наглядно-образное – мышление происходит за счет представления. Оно наиболее характерно для детей дошкольного возраста. Для того чтобы решить какую-то задачу, дети часто пользуются образами, которые могут находиться в памяти или создаваться воображением. Также таким типом мышления обладают люди, которые связаны с таким родом деятельности, в котором необходимо принимать решения исходя из наблюдения за предметами или их изображениями (рисунок, схема).
Абстрактно-логическое – данному виду мышления не важны отдельные детали, его интересует процесс размышления в целом
Чтобы не возникало проблем с решением важных задач в будущем, важно развивать абстрактно-логическое мышление еще с раннего детства. Этот вид мышления проявляется в трех основных формах: понятии, суждении, умозаключении
Понятие объединяет одно или несколько однородных предметов, разделяя их по существенным признакам. Такую форму мышления нужно развивать у детей в раннем возрасте, давая определения всем предметам и растолковывая их значение.
Суждение может быть как простым, так и сложным. Это может быть утверждением какого-то предмета или отрицанием его взаимосвязи с другими предметами. Примером простого суждения служат простые фразы: «Маша любит кашу», «Мама любит Аню», «Кошка мяукает» и т.д. Именно так рассуждают малыши, когда начинают познавать окружающий мир.
Умозаключение представляет собой логический анализ происходящего, который основывается из нескольких суждений.
Каждый человек может самостоятельно развивать логический тип мышления, решая специальные задачи, ребусы, кроссворды, головоломки.
Как развить логическое мышление
Занятия интеллектуальными играми способствуют развитию логического мышления.
- Шахматы, покер и подобные им являются одними из лучших методом тренировки для ума.
- Использование созвучных слов, придумывание рифм может стать упражнением на развитие логического мышления. Популярная английская игра – лимерики – придумывание абсурдных стишков. Также придумывание пародийного стишка на популярный стих или песню. Отличными пародиями являются стишки из книги Кэрролла «Алиса в зазеркалье».
- Другим упражнением на развитие логики может стать пересказ или перефразирование предложения и текста. Постарайтесь выделить глубинный, абстрактный смысл и обозначить его, другими словами. Попытайтесь свернуть в одно слово или развернуть в несколько один и тот же смысл.
- Игра в аналогии.Возьмите любой объект – структуру, постарайтесь увидеть её суть (смысл). Попробуйте представить этот объект или смысл в другой системе. Например, возьмите характеры своих друзей и попробуйте представить их, как химические элементы: «золото» — богатый, «свинец» — ленивый, «мышьяк» — ехидный, вредный и так далее.
- Для развития логики подойдет разгадывание кроссвордов, головоломок и соответсвующие компьютерные игры, в том числе онлайн тренажеры.
- На развитие интеллектуальных способностей влияет тренировка объединения любых слов в классы, либо подробная детализация объекта. Например, возьмите несколько слов: «рыба», «квадрат», «кружка», «погода» и детально рассмотрите их, из каких элементов они состоят и с чем могут быть связаны. «Квадрат» – это «прямая», «угол», «параллельные прямые», «плоскость». «Погода» — «атмосфера». Используйте матрицу связей (отношений слова): причина-следствие, часть-целое, вид-род, последовательность, противоположность.
- Занимайтесь изучением толковых словарей, придумывайте собственные толкования явлений.
- Для улучшения словесно-логического мышления психологи рекомендуют вести записи в дневнике. Конкретизировать свои мысли с их помощью. При прочтении какой-либо информации (статьи, книги) постарайтесь законспектировать все новые знания.
- Чтение философских трактатов и научных книг также усовершенствует логику, структурирует мысли.
Опять же, отметим, что только регулярные упражнения и постоянные тренировки в данном направлении дадут ожидаемый результат.
Все знают, что такое логическое мышление, но сформулировать эту концепцию не всегда просто. Мысленная активность — это увлекательное и многоплановое движение вперед. Логика необходима человеку, это своеобразный механизм для изучения, в первую очередь, себя и окружающего мира. Помощниками в этом нелегком труде выступают органы чувств, а также работа мысли.
Без логического мышления невозможно сформировать умственный процесс так, чтобы исходя из реального восприятия действительности получить истинные заключения. Логика по сути изучает и законы умственного развития и рассуждения, а также формирует их.
Задания, активизирующие мозг
Существует множество заданий, активизирующих мозг
Задания на развитие умения анализировать и синтезировать
- Соединение элементов воедино:
«Вырежи нужные фигуры из разных предложенных для того, чтобы получился дом, корабль и рыбка».
- На поиск разных признаков предмета:
«Назови, сколько сторон, углов и вершин у треугольника?».
«Никита и Егор прыгали в длину. С первой попытки Никита прыгнул на 25 см дальше, чем Егор. Со второй Егор улучшил свой результат на 30 см, а Никита прыгнул так же, как и с первой. Кто прыгнул дальше со второй попытки: Никита или Егор? На сколько? Догадайся!».
- На узнавание или составление объекта по определённым признакам:
«Какое число идёт перед числом 7? Какое число стоит после числа 7? За числом 8?».
Задания на умение классифицировать:
«Что общего?»:
1) Борщ, макароны, котлета, компот.
2) Свинья, корова, лошадь, коза.
3) Италия, Франция, Россия, Беларусь.
4) Стул, парта, шкаф, табурет.
«Что лишнее?» — игра, позволяющая находить общие и неодинаковые свойства предметов, сравнивать их, а также объединять их в группы по основному признаку, то есть классифицировать.
«Что объединяет?» — игра, формирующая такие операции логики, как сравнение, обобщение, классификация по переменному признаку.
Например: взять три картинки с изображениями животных: коровы, овцы и волка. Вопрос: «Что объединяет корову и овцу и отличает их от волка?».
Задание на развитие умения сравнивать:
«У Наташи было несколько наклеек. Она подарила 2 наклейки подруге, и у неё осталось 5 наклеек. Сколько наклеек было у Наташи?».
Задания на поиск существенных признаков:
«Назови признак предмета». Например, книга — какая она? Из какого материала она изготовлена? Какого она размера? Какой она толщины? Каково её название? К каким предметам относится?
Полезные игры: «Кто живёт в лесу?», «Кто летает в небе?», «Съедобное — несъедобное».
Задания на сравнение:
Сравнение по цвету. Нужно назвать побольше предметов:
а) синего цвета б) жёлтого цвета в) белого цвета г) розового цвета.
Сравнение по форме. Нужно назвать побольше предметов:
а) квадратной формы б) круглой формы в) треугольной формы г) овальной.
Сравним 2 предмета:
а) грушу и банан б) малину и клубнику в) санки и телегу г) автомобиль и поезд.
Сравним времена года:
Беседа с учащимися об особенностях времён года. Чтение стихов, сказок, загадок, пословиц, поговорок о временах года. Рисование на тему времён года.
Можно ли развить мышление взрослого человека
Возможно, другой не менее важной причиной нежелания развивать мышление является убеждение, что у взрослого сделать это невозможно. А единственный путь стать хоть немного умнее – это накопление знаний. Но эта точка зрения неверна
Развивать мышление у взрослого человека не только можно, но и нужно, а на одних знаниях далеко не уедешь. Информация, вне зависимости от ее объема, это только строительный материал для мышления. Каменщику недостаточно одних кирпичей, чтобы построить прекрасный замок, нужны еще навыки, умения, знание технических приемов и мастерство как сплав всего этого вместе взятого
Но эта точка зрения неверна. Развивать мышление у взрослого человека не только можно, но и нужно, а на одних знаниях далеко не уедешь. Информация, вне зависимости от ее объема, это только строительный материал для мышления. Каменщику недостаточно одних кирпичей, чтобы построить прекрасный замок, нужны еще навыки, умения, знание технических приемов и мастерство как сплав всего этого вместе взятого.
Можно, конечно, вспомнить утверждение разработчиков тестов интеллекта, что он с возрастом не меняется. Но мышление — это не совсем интеллект. Мышление — это деятельность, а любая деятельность требует освоения и формирования навыков. Процесс формирования мыслительных навыков не только обогащает человека новыми способами и приемами мышления, но и развивает, усложняет сам мозг.
Наш мозг — очень гибкий и чувствительный инструмент, который предназначен для постоянной активной работы. Эффективность и качество нашего мышления как раз от нее и зависят. Ведь в процессе работы мозга образуются новые связи между нейронами, усложняются нейронные сети, а значит, и развиваются способности к мышлению.
Итак, ответ на вопрос «нужно ли развивать мышление» очевиден. Остается разобраться, как это делать.
Примеры аналитического мышления
1. Нам предстоит решить несложную задачку. На стол поставили свежий пирог, от которого отрезали кусок. Нужно ответить на вопрос, сколько углов стало у пирога? Для этого потребуется собрать дополнительные данные и ответить:
- Какую форму имел пирог? Ведь его могли испечь квадратным, круглым либо треугольным.
- Какой конфигурации кусок, отрезанный от пирога? При желании можно вырезать любую фигуру, даже с множеством углов.
- Каким образом разрезали пирог? Кто-то может посчитать куском и половину мучного изделия.
2. У нас есть предложение: «Солнца яркие лучи освещают изумрудные кроны берез». Имея эти сведения, что можно заключить? Те, кто имеет аналитическое мышление, подумают примерно так:
- действие происходит днем, поскольку ночью не бывает солнца – это очевидно;
- вокруг отличная погода, ведь сказано, что солнечные лучи довольно интенсивны;
- событие происходит скорее летом, чем осенью или весной (но 100 % не зимой), потому как лиственный покров имеет яркий изумрудный цвет;
- в предложении говорится о поляне, где растет несколько деревьев (т.к. «березы» – это множественное число);
- описанная картинка, вероятно, из умеренной либо холодной климатической зоны Евразии, Северной Америки, ибо в остальных широтах березы не растут;
- данный текст взят из художественной литературы, что подтверждает сумбурное соседство слов и образные обороты, которые не употребляют в публичном, деловом или профессиональном стиле написания.
Как видим, аналитический склад мышления позволяет сделать эти выводы всего лишь из коротенького предложения.
Настоящий аналитик не поведется на видимую простоту вопросов. Вначале он разберет полученную информацию на составные части и рассмотрит каждую из них. Затем он постарается добавить недостающие данные с помощью логических умозаключений.
Если задача требует решения, то опираясь на предыдущие суждения, аналитик предложит несколько способов, как лучше ее решить. Потом, обдумав все приемы поочередно, он взвесит преимущества и недостатки каждого. В итоге будет выбран самый лучший вариант.
Чтобы выйти на новый уровень — нужно изменить свое мышление! | Бизнес Молодость:
Полезные развивающие упражнения
Упражнения на развитие мышления не занимают много времени, некоторые из них можно делать по дороге на работу. Можно чередовать методики для творческого и логического развития.
Тренинг по быстрому развитию абстрактного и креативного мышления для взрослых и детей:
В течение дня необходимо обращать внимание на рекламные вывески, объявления, афиши, на которых есть фото или картинки. Для каждой из них нужно придумать 2-3 описания: почему такой цвет, что делают люди на фото, что они сделают дальше
Необходимо проявить внимательность и отметить каждую деталь;
Парадоксальные ответы. Понятным вещам нужно дать необычное объяснение. Например, в детстве кто-то думал, что деревья качаются и создают ветер, а не наоборот. Нужно найти несколько очевидных явлений и сделать новую интерпретацию;
Игра «да и нет». Участвуют 2 человека, которые поочередно должны загадать что-либо (фильм, картина, блюдо), второй должен задавать наводящие вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет»;
Рисование вверх ногами. Нужно выбрать любую картинку, перевернуть и скопировать её
Важно не задумываться, копировать линии и фигуры интуитивно;
Сочинять рассказ. Нужно выбрать несколько слов, на основе которых сочинить рассказ
Игра помогает улучшить сообразительность.
Обратите внимание! Творческое мышление развивают любые виды декоративно-прикладного искусства и ручная работа: рисование, вязание, лепка
Кисточки и краски
Эффективные упражнения для развития логического мышления:
- Определить без весов, сколько приблизительно весит одеяло, ваза, стул и т. д. Можно определять расстояние, рост, размеры кабинета. Этот метод заставляет мозг концентрироваться;
- Собирание мозаики. Принимать участие могут взрослые и дети;
- «Кодирование» – игра для 2 и более человек. Нужно выбрать известную песню или произведение и описать сюжет, не называя главных героев. Чем сложнее и запутаннее описание, тем лучше;
- Нужно выбрать любое слово и мысленно прочитать его наоборот;
- Тренировать логику помогут кроссворды, ребусы и настольные игры. Для детей подойдут загадки.
Игра в шахматы
Как развить мышление у взрослого человека в повседневной жизни:
- Выполнять незнакомые действия. Можно приготовить блюдо по незнакомому рецепту, выучить стихотворение на иностранном языке;
- Писать или рисовать левой рукой. Левши пробуют писать правой рукой;
- С закрытыми глазами определить предметы и их фактуру;
- Пройтись по комнатам с закрытыми глазами. Этот прием развивает координацию и интуицию;
- Есть с закрытыми глазами, разбирать вкусы и запахи еды;
- Поехать домой с работы по другой дороге, выбрать краткий или длинный путь.
Упражнение 8. Инструкция
Нас окружают самые разные предметы. Мы ими пользуемся. Порой на инструкции, которые к этим предметам прилагаются, мы не обращаем никакого внимания. А бывает и так, что на какие-то очень нужные предметы инструкций просто нет. Давайте исправим это недоразумение! Напишем инструкции сами.
Возьмем, например, расческу. Да, да, обычную расческу! Вот что получилось у нас с Александрой.
Итак, инструкция по использованию расчески.
- Расческа – это приспособление для придания волосам гладкости и шелковистости, сделанное из пластмассы.
- Применять расческу следует при повышенной лохматости и кучерявости.
- Для того чтобы начать расчесываться подойдите к расческе, аккуратно возьмите ее в руку.
- Встаньте перед зеркалом, улыбнитесь, поднесите расческу к корням волос.
- Теперь медленно ведите расческу вниз, к кончикам волос.
- Если на пути расчески встречаются препятствия в виде узелков, то проведите по ним расческой несколько раз со слабым нажимом, при этом можно слегка вскрикивать.
- Обработке расческой подлежит каждая прядь волос.
- Расчесывание можно считать оконченным, когда расческа на пути не встретит ни одного узелка.
- После окончания расчесывания необходимо сполоснуть расческу водой, положить на специально отведенное для нее место.
- Если у расчески отломился зубчик, нужно выбросить его в мусорную корзинку.
- Если у расчески обломились все зубчики, отправьте ее следом за зубчиком.
Попробуйте написать инструкцию для кастрюли, или тапочек, или футляра для очков. Будет интересно!
Почему важно развивать образное мышление
Само понятие «образ» означает запечатление в человеческом сознании предметов и явлений реального мира, формирование воображаемого облика.
Дошкольник, особенно старший, уже способен накопить достаточное количество подобных отображений. Причем, иногда они носят не зрительный, а осязательный или звуковой характер.
Навык образного мышления значительно упрощает взаимодействие ребенка с внешним миром. Для разрешения поставленной задачи ему достаточно просто представить все ее составляющие и отыскать ответ.
В дальнейшем правильно развитое образное мышление позволит легче освоить пространственное мышление и представлять мир в трехмерном отображении.
Особенно важно уделять внимание ребенку на этапе развития образного мышления по следующим причинам:
- Умение оперировать образами существенно ускоряет решение сначала бытовых, а позже – логических и математических задач;
- Способность мыслить образами формирует эстетическую составляющую личности и тягу к прекрасному, что усиливается по мере взросления;
- Оперирование образами способствует развитию творческого мышления.
Игры на развитие мышления детей младшего школьного возраста
Развивать мышление детей могут не только педагоги, но и родители. Для этого поиграйте с ними в такие игры:
- Нарисуйте на ватмане план местности. Например, двора или дома, если он отличается большой площадью. Отметьте на рисунке графически ориентиры, на которые сможет опираться подопечный. Ориентирами могут быть деревья, беседки, дома, магазины. Заранее выберите место и спрячьте на нем награду в виде конфет или игрушки. Малышу тяжело ориентироваться по карте на первых этапах, поэтому рисуйте их предельно несложными.
- Игры для группы детей. Разделите ребят на две команды. Дайте каждому участнику карточку с цифрой. Зачитайте арифметические примеры (14+12; 12+11 и т. д.). Из команды выходят двое детей с карточками, цифры на которых составят правильный ответ (в первом случае выходят ребята с карточками 2 и 6, во втором – 2 и 3).
- Назовите группе детей логический ряд слов, одно из которых не будет соответствовать логике. Дети угадывают это слово. Например, вы называете: «птица, рыба, стакан». В этом случае лишний стакан.
Игры полезны, потому что они заинтересовывают детей, которые в игровом процессе не теряют сути своих действий.